что делать если плохая фантазия
«В моей голове нет картинок, только текст». Как живут афантастики — люди, неспособные представлять визуальные образы
У большинства из нас визуальные образы возникают в голове постоянно. Читая книгу, мы представляем лицо героя или хотя бы его силуэт. Думая о будущем отпуске, видим расплывчатую (а иногда и детальную) картинку: белый песок, бирюзовые волны, шезлонг. Однако небольшой группе людей визуализация недоступна: такую особенность ученые называют «афантазией». Почитайте, как живут те, кто лишен способности представлять зрительные образы.
«С этим можно спокойно жить, если не задумываться, как там у других»
Саша, дизайнер, 29 лет
Меньше года назад я впервые осознал, что у меня никогда не было воображения — 29 лет я прожил без него. Ни в детстве, ни в подростковом возрасте я не замечал этого — до того момента, пока не наткнулся на статью в интернете о людях с афантазией. Тогда я решил рассказать свою историю в комментариях к посту о девушке с такой же особенностью, сделать «камингаут», как-то формализовать то, что происходит у меня в голове, — и тут же столкнулся с непониманием. Многие считают людей без воображения чуть ли не сумасшедшими.
Афантазией называют отсутствие в представлении сенсорных и зрительно наблюдаемых образов. Это врожденная особенность, но зафиксированы случаи, когда она появлялась у людей после тяжелых операций или в результате психических отклонений.
Похожим образом работает мозг у авизуалов, но в отличие от афантастиков они всё же способны представлять образы, хотя и испытывают при этом серьезные сложности и чувствуют дискомфорт.
Мой мир всегда был совершенно обычным и нормальным. Просто, закрывая глаза, я видел лишь черноту, и ничего больше. Осознав, что так не у всех, я немного расстроился, почувствовал, что обделен прикольной фичей, которая дополняет жизнь. Согласитесь, ведь классно представлять картинку и видеть ее в своей голове?
Кажется, что для любого дизайнера фантазия — функция по умолчанию, — а у меня ее не было. Но это никогда не мешало мне ни в работе, ни в жизни. Я не мог представить морковку, но точно знал, какая она на вкус, на ощупь, сколько весит.
Я не «видел» результат своей работы до ее начала, но отлично понимал, что хочу сделать. Мой мозг будто оперировал сырыми данными, но визуализатор был отключен, или изображение просто не выводилось на экран. Разум словно стремился воплотить идеи через реальность, а не образы.
Сны я тоже видел крайне редко, и это было что-то скорее описательное, а не визуальное. Представьте, что ваш мозг — компьютер, на котором вы смотрите кино, но монитор и колонки не подключены. Может показаться, что ничего не происходит, — но только на визуальном, аудиальном, тактильном языках. А ваш PC прекрасно понимает, о чём фильм!
Всё резко изменилось примерно через месяц после того, как я узнал о своей особенности. Воображение, гиперэмпатия, деперсонализация, дереализация, безумные, иногда яркие, а порой и страшные сны — всё это я испытал на себе, когда увлекся психоделиками. Я неоднозначно отношусь к пережитому и никому не рекомендую делать то же самое. Точно могу сказать: нет никакой гарантии, что после приема психоактивных веществ включится воображение или вы вдруг разберетесь со своими ментальными загонами.
Я не считаю афантазию проблемой — по крайней мере ту ее форму, с которой жил я. С ней точно можно спокойно работать даже в творческой сфере, если не задумываться, что там у других. Но после своего опыта с психоделиками я научился включать эту «опцию».
Побывав с обеих сторон, я понял, что с воображением жить прикольно, но сложно, особенно если у тебя его никогда не было. Не всегда понятно, что реально, а что нет.
К тому же легко может поехать крыша, так что понадобится медицинская помощь. Сейчас я предпочитаю жить без воображения. Для меня важнее чувствовать и понимать других людей, чем создавать собственные миры.
«Я, оказывается, всё время просто читала буковки»
Лариса, режиссер, 22 года
Года три назад мы обсуждали с сестрой чтение книг. Она говорила, как это полезно — обдумывать, не торопясь, каждое слово, останавливаться и представлять себе персонажей, интерьер комнаты или пейзаж. А я, оказывается, всё время просто читала буковки.
Описания внешности забывала сразу, как только заканчивался абзац. Но зато всегда обращала внимание на игру слов, аллитерацию и прочие текстовые вкусности.
Только в 19 лет я стала задумываться о своем воображении — экспериментировать, проходить всякие квесты. Я записывала на бумажку задания вроде, например, такого: «Представь щенка. Он сидит или стоит? Пушистый или гладкошерстный? А какого он цвета?» Пыталась визуализировать что-то в своей голове, но цельного объекта у меня не получалось — только отдельные расплывчатые куски, «перетекающие» друг в друга. А иногда и просто набор характеристик в виде текста.
В 2016 году один из создателей Firefox Блейк Росс написал в фейсбуке: «Я только что узнал кое-что о себе, и это взорвало мой мозг». Так он прокомментировал свою афантазию. Западные СМИ стали публиковать скриншоты его поста, и это вызвало огромный резонанс.
А в декабре 2017 года Алан Кендле рассказал свою историю в книге «Афантазия: опыт, восприятие и понимание», после чего многие стали замечать, что тоже не способны оперировать зрительными образами у себя в голове. Для общения таких людей даже была создана сеть The Aphantasia.
Я бы не назвала себя афантастиком в полном смысле слова. В отличие от большинства, мне повезло: у меня хорошая визуальная память — могу запомнить стихотворение, прочитав его три раза вслух. Афантазия не мешает мне жить.
Обычный поток мыслей в моей голове — это не черный экран, а трансляция того, что я получаю с помощью зрения. К примеру, с утра я не представляю, как пройдет мой день, а будто вижу письменные заметки. Очень полезная черта для режиссера! Своей профессиональной деятельностью я занимаюсь только в момент работы, здесь и сейчас, без лишних мыслей. Я не лежу дома, представляя, как бы лучше обыграть сцену с героями.
Обычный для всех визуальный процесс у меня описательный — я пишу чувства, а не вижу картинки.
В школе на уроках рисования мне было трудно: учительница постоянно просила нас представить то, что будет на полотне, и большинство закрывали глаза и сидели так несколько минут. У меня не получалось. В моей голове будто звучал внутренний голос, который твердил: «Нарисуй желтый круг, а от него палочки. Если спросят — скажи, что это солнце». Сейчас, вспоминая такие моменты, радуюсь, что у меня не развилась шизофрения.
Некоторые мои знакомые до сих пор мне не верят. Они говорят: «Напридумывала — сейчас каждый второй хочет казаться особенным». Ну да, я и правда «особенная». Но это не делает меня лучше или хуже.
По подсчетам эксперта по когнитивной нейронауке из Университета Нового Южного Уэльса Ребекки Кио, такая особенность восприятия есть у 2–3% людей. Это не болезнь и не психическое отклонение, а просто редкая черта. Люди с афантазией не могут представить себе цветочную аллею или песчаный пляж — они просто почувствуют, что это нечто спокойное или романтичное.
«Съем что-то вкусное — значит, ждать беды»
Мирон, IT-специалист, 32 года
Я всегда думал, что «представь себе» — фигура речи, такая же как «возьми себя в руки». Но когда был подростком, понял, что что-то не так. Как-то раз мы с друзьями проходили психологический тест. Ничего сложного — пустяковые вопросы, вроде «Вы больше любите проводить время с семьей или со своей второй половинкой?» Решалось всё быстро и легко. Но уровень сложности вырос для меня, когда в одном из заданий попросили закрыть глаза и представить пустыню, которую нужно чем-то заполнить. Мне было трудно визуализировать это — в моих мыслях всё складывалось из букв и слов, а не из картинок. Тогда я спросил друга: «Зачем закрывать глаза и что-то представлять, если ты смотришь в темноту?» В тот момент я и узнал, что один вижу внутреннюю сторону своих век.
С детства я всегда побеждал в играх на ассоциации. Да и сейчас приходится частенько прибегать к ним: так мне проще запомнить имена и лица людей. Познакомившись со своим другом, я сразу заметил, что наши пальцы одинаковой длины.
Каждый раз, когда думаю о нем, у меня складывается полутекстовый образ: примерный рост, тембр голоса, мелкие детали. В моей голове нет его фотографии или воспоминаний, связанных с ним, — только текст.
Раз в четыре года мне снится один и тот же сон: я нахожусь возле серого озера, на берегу стоят бесформенные создания — розовые и фиолетовые. Сюжета нет, но есть дикая абстракция, которая заставляет меня нервничать. Не люблю сны — из-за них я отказался от сладкого: съем что-то вкусное — значит, ждать беды. Сон придет ночью не стучась.
«Нож» спросил у психиатра-нарколога, председателя e. V. «Medizin 4.0» (Берлин) Михаила Тетюшкина, как понять, что у человека афантазия, и можно ли считать ее психическим отклонением.
Афантазию нельзя назвать патологией — чаще всего это особенность развития. По рассказам людей, такая черта была у них с самого детства — просто раньше они не обращали на нее внимания. Это врожденная специфика восприятия. В обычном мебельном магазине вам будут создавать макет в графическом редакторе, а в салоне с афантазией — в таблице Excel. У таких людей с вербальным описанием, как правило, всё в порядке: я не представляю себе дворец в форме единорога, но знаю, что это что-то романтичное или сказочное.
Причин появления афантазии не существует, если речь идет о психически здоровом человеке. В некоторых случаях это признак шизотипического расстройства, однако сам по себе такой симптом не служит основанием для постановки психиатрического диагноза.
Как живет человек без воображения Девушка с афантазией — об отсутствии визуальных образов, рациональности мышления и проблемах с эмпатией
Казалось бы, воображение у всех работает примерно одинаково: человек представляет в голове образы, которые помогают ему сориентироваться в ситуации, создать творческую идею или вспомнить определенный момент. Однако существуют и те, у кого эти процессы проходят иначе: эти люди не умеют визуализировать и в принципе не очень понимают, что значит «представьте себе». IT-специалист Ольга как раз из таких людей: у нее афантазия, или иначе — слепой мысленный взор. «The Village Нижний Новгород» пообщался с девушкой о невозможности мечтать, терпимости к мерзостям, ярких сновидениях и отсутствии мучительных флешбэков перед сном.
Осознание и реакция окружающих
Этим летом я наткнулась на таргетированную рекламу о людях, которые не могут создавать в голове визуальные образы. Я подумала: «В смысле „не могут“? А кто-то может?» Я начала читать об афантазии, узнала, что на Земле 2 % людей со слепым внутренним взором — по сути, с отсутствием воображения. У меня был небольшой культурный шок: мне всегда казалось, что «представьте себе» — это метафора. В этот момент я была в Питере со своим молодым человеком, мы ехали в метро, я обернулась к нему и спросила: «Хочешь сказать, ты можешь взять и представить себе морковь?» Он ответил: «Ну да, а в чем проблема?» Конечно, он удивился моей истории, но достаточно быстро сориентировался и объяснил, как работает воображение у других людей. При этом он не стал надо мной смеяться и сразу поверил, что было очень важно в тот момент.
Когда я осознала, что отличаюсь от остальных, я пришла к родителям и сказала: «Мам, пап, у меня фантазии нет». Они поначалу не поняли, о чем речь, а когда я попыталась объяснить, сказали что-то в духе: «Такого не может быть, ты это все себе нафантазировала». Нафантазировала! Ладно, я все понимаю, им такое тяжело осознать. Когда я написала в твиттере тред «Один лайк — один факт об афантазии», многие люди отвечали, что это невозможно, что это странно и смешно. Но были и те, кто написал: «Ого, у меня ведь то же самое, а я думал, что я просто идиот». Мне было приятно найти таких людей, показать, что есть я, есть вы и то, как мы воспринимаем мир, — это нормально. В этом нет ничего плохого или хорошего, просто наше восприятие работает не через образы, а через информацию и текст. Друзья знают о моей особенности и иногда шутят: «Вот представь, а, стоп, ты же не можешь…» Но мне от этого смешно. Если кто-то чем-то отличается от остальных и об этом шутят по-доброму, то почему нет?
Память как книга
Я не думаю, что со мной что-то не так — просто у меня иные когнитивные способности. Я знаю, что большинство людей могут, например, вспомнить приятный момент — как будто посмотреть видео в своей голове, и им от этого станет хорошо. У меня есть память, но момент будет восприниматься мной как описание, как будто я читаю книгу. Главный плюс — я не могу вспомнить картинкой травмирующие события из прошлого, я знаю, что они были, и все. Мне вообще можно рассказывать абсолютно любые мерзости, я на это не реагирую. Исключение — засовывание иголок под ногти: когда мне описывают этот процесс, я чуть ли не физически испытываю сильную боль в пальцах, и это единственная гадость, которая во мне отзывается. Это все связано с тем, что у меня есть так называемое тактильное воображение, которое работает не только в случае с иголками: я могу представить, что меня обнимает человек, почувствовать это ощущение и это тепло. Причем могу представить отдельно, как обнимет мама или мой друг, — для меня это разные объятия.
«Закройте глаза и представьте море». Что? Как?
Неспособность мечтать и проблемы с эмпатией
Мне не кажется, что я чего-то лишена. Бывают, конечно, отдельные ситуации, но сейчас их вспоминать даже забавно. Например, как-то меня с коллегами возили на тренинг, там какой-то спикер на протяжении четырех часов рассказывал о техниках борьбы со стрессом, и все они были направлены на визуализацию. На второй час мне хотелось проломить ему голову, потому что он постоянно говорил: «Представьте место, где вам было хорошо, закройте глаза, провизуализируйте». Я не понимала, как другие люди реально это делают, мне казалось, что все понимают, что он несет какую-то дичь. «Закройте глаза и представьте море». Что? Как?
Если людям чего-то хочется — они мечтают об этом, так вот я мечтать не умею. Например, я хочу собаку. Обычный человек будет представлять, как она его будет вечером встречать дома, как они радуются друг другу. Я знаю, что моя собака тоже так будет делать, что она будет меня любить, нам будет клево. Но чтобы сидеть и предаваться мечтаниям — я просто не знаю, каково это. Если я чего-то хочу, то просто сажусь и начинаю думать, что нужно сделать для реализации этой мечты. Из-за этого мне бывало сложно в отношениях, потому что, когда я говорю о чувствах, это может иногда выглядеть пугающе рационально. При этом я могу быть влюблена, чувствовать сильные эмоции, но все равно буду пытаться это рационализировать, потому что, если понимаю, что у меня все хорошо, мне спокойно.
Мне всегда казалось, что разрыдаться на фильме или расстроиться из-за какого-то момента в книге — странно. Теперь понимаю, что это афантазия влияет на мою эмпатию. Потому что другие люди могут переложить на себя чувства героя, его страдания. Как мне сказали, люди вообще постоянно рисуют картинки у себя в голове. Например, когда говорят по телефону, представляют лицо собеседника. Я пытаюсь переварить это с августа, и мне до сих пор сложно это осознать. Когда переписываюсь в соцсетях, я никого не представляю, для меня текст — это просто факт. Моя жизнь — это в принципе сборник фактов.
Мне сложно запоминать лица: долго вспоминаю, где мы виделись, и потом подставляю к человеку связанную локацию. Допустим, мы пересекались в университете — я подставляю локацию университета. Сейчас еще стараюсь запоминать, например, о чем мы общались с человеком, то есть скорее запомню, что общалась с девушкой про кофе, чем то, что она блондинка. Голоса мне тоже трудно представить, для меня это все монотонный текст. Я вряд ли узнаю какого-то исполнителя, с чьей музыкой я не очень хорошо знакома.
Мне снятся кошмары, причем безумно яркие. Иногда бывает так, что не могу понять, сон это был или нет, потому что мне сложно осознавать другую реальность. Как-то у меня был кошмар, который перерос в осознанный сон. Это происходило так: заснула у себя дома, и начало сниться, что просыпаюсь, иду на кухню — и начинается какая-то дичь: как будто ко мне заходят родственники, которые физически не могут быть здесь, пауки какие-то бегают. Это не то что страшно — скорее, иррационально: понимала, что это во сне, и заставляла себя проснуться. Просыпалась, шла в коридор, и начиналась дичь — так раза четыре. На пятый раз уже позвонила подруге и говорю: «Пожалуйста, скажи, что я не сплю».
Художественная школа и Autocad
Когда у меня дома был ремонт, папа мне объяснял один технический момент в квартире: условно «этот угол будет выглядеть вот так». Дело чуть не дошло до слез, в итоге я взяла Autocad, нарисовала и поняла. В современном мире можно обойтись без фантазии — ты все можешь сам спроектировать. Я пробовала читать книжки, развивающие воображение, позанималась этим две недели, распсиховалась и забила. Ведь это все можно развить, если у тебя есть какие-то зачатки, если ты понимаешь, где эти самые внутренние картинки находятся, а я не представляю, что надо нажать, чтобы это включилось. Мне и так нормально.
Российская действительность не позволяет задумываться о том, что ты живешь без фантазии, — и без того полно проблем
Я ходила в художественную школу два года и окончила бы, если бы не переехала в другой город. Для меня это похоже на математику: я понимаю пропорции, понимаю, как нарисованное должно соотноситься друг с другом, потом набрасываю несколько черновиков, из которых выбираю тот, который мне больше нравится, и дорабатываю. Это все похоже на историю, как кто-то протолкнул винную пробку пальцем, а когда ему сказали, что так делать нельзя, не смог повторить. Вот ты живешь вроде без фантазии и спокойно делаешь что-то, связанное с ней. Тебе же никто не говорил, что не можешь. Сейчас я ищу уязвимости в приложениях, но до того занималась и творческими проектами: фотографировала события, монтировала видео в университетском профкоме, вместе с другими студентами придумывала мероприятия. И при этом не было такого, чтобы я села и подумала: «Так, мне срочно нужна фантазия!»
Мне хотелось бы как-то популяризировать эту тему, потому что в России достаточно талантливых ученых — вдруг кто-то узнает о существовании афантазии, объединится с западными исследователями, будет это развивать, обмениваться идеями. Возможно, это в дальнейшем поможет людям с гиперактивностью — у них, насколько я знаю, наоборот, слишком много картинок в голове. Сама я к специалистам не ходила: мне было бы интересно пройти МРТ и какие-нибудь тесты, но сильно финансово вкладываться я в это не готова. Мне хочется найти заинтересованного врача, который бы увлекся моим случаем. На Западе с этим проще, там человек написал пост — и сразу подорвалось много специалистов. У нас не так: во-первых, исследований толком не было, а во-вторых, суровая российская действительность не позволяет задумываться о том, что ты живешь без фантазии, — и без того полно проблем.
Я нашла британский форум людей с похожими случаями, но особо там не писала, да и другие ничего толком не пишут, только что-то типа: у меня вот такая ситуация, а у меня вот такая. Но я ведь дожила до 25 лет как-то и не испытывала особого дискомфорта. Узнаю от людей о том, чего теоретически лишилась, но сильно не грущу из-за этого. С одной стороны, мне было бы приятно испытать все это на себе. С другой — я столько наслушалась неприятных вещей про фантазию! Как она отвлекает от работы, когда ты не можешь уснуть из-за того, что у тебя когда-то произошло что-то плохое и тебя флешбэчит картинками. У меня такого нет, а бессонница возникает только от переутомления или перевозбуждения организма. Так что сейчас мне кажется, что все плюсы фантазии не могут перевесить ее минусы. И если даже ученые внезапно поймут, как ее включать, я не уверена, что захочу этого.
Клинический психолог объяснил, с чем связана чрезмерная склонность к фантазированию
Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова
Люди с богатым воображением довольно часто непроизвольно фантазируют: образы в голове таких индивидуумов возникают спонтанно, и непроизвольное фантазирование в таких случаях – процесс естественный. В то же время бывает, что мы сталкиваемся с людьми, которые намеренно живут в иллюзиях, придумывают небылицы, свято верят в них и делятся ими с окружающими. Самое интересное, что их «сказки» порой очень сложно отличить от реальности
Как вести себя с фантазерами и стоит ли пресекать детские вымыслы на ранних стадиях, мы узнали у клинического психолога, основателя школы психологического боя «Валаал» Валерия Ивановского
– Валерий Валерьевич, как вы считаете, почему некоторые люди склонны придумывать себе другую жизнь? И стоит с этим бороться?
Я думаю, что ответ на первый вопрос лежит на поверхности – люди придумывают себе другую жизнь, потому что им не нравится текущая. Соответственно, они пытаются жить по-другому, используя для этого наиболее доступный для человека способ – конструируя жизнь при помощи слов.
По сути, вся наша жизнь – это некие конструкты слов; история, которую мы рассказываем сами себе и окружающим. Действительная жизнь всегда коррелирует с повседневной реальностью, в то время как фантазия зачастую не имеет к ней никакого отношения. Социальный мир предъявляет человеку определенные условия и навязывает кодекс приемлемого поведения. Люди пытаются соответствовать требованиям, чтобы занимать оптимальное для них положение в обществе, но кому-то это сложно дается. Большую роль здесь играет то, при каких обстоятельствах проходило воспитание и социализация человека. Внутреннее самоощущение, которое является мощным толчком или напротив тормозом для социальных взаимодействий, закладывается в сензитивный период (от одного года до пяти лет) и предопределяет всю последующую жизнь человека, его отношение к себе и к миру. Если человек не справляется с вызовами социума, он уходит в психические страдания, которые градуируются в современной науке от такого понятия как невроз, психоз, психопатия и прочее. Симптоматика этих психических нарушений проявляется в том, что человек начинает заниматься фантазированием, то есть он подменяет реальность наиболее подходящей, чтобы чувствовать себя хорошо и испытывать удовлетворения текущим положением вещей.
Если достижение целей и задач, которое позволяет чувствовать себя счастливым, требует огромного количества затрат и активного обмена с социумом, то при фантазировании человек минует все эти этапы и при помощи конструктора из слов строит свои воздушные или околовоздушные замки, облегчая свое страдание. Однако в данном случае необходимо понимать, что человек попадает в серьезную ловушку: когда он фантазирует, его словесные конструкты никак не связаны с реальностью, а, значит, неадекватно описывают окружающую действительность, являясь неким зачарованным лесом, волшебным болотом, где очень легко утонуть.
Вопрос очень интересный, но я, к сожалению, не могу в процентном соотношении сказать, какое количество людей занимается продуцированием негативных фантазий. Такие люди, безусловно, существуют, но тут есть несколько оговорок. Первая оговорка связана с тем, что совершенно не факт, что они бегут из счастливой реальности в ужасную фантазию. Может оказаться так, что их бытовые условия, социальные контакты, жизнь гораздо страшнее, чем те истории, которые они придумывают.
Еще величайший отечественный психолог Рубинштейн сказал, что все внешнее воспринимается через внутреннее, поэтому негативизм может быть результатом некой отрицательной установки, через призму которой человек воспринимает все происходящее с ним.
В данном случае это также может быть связано с тем, что человек испытывает какое-то психическое страдание, связанное с ощущением неполноценности, отсутствием сил, для того чтобы взаимодействовать с миром. И любые контакты, касания с внешней реальностью интерпретируются как враждебность со стороны окружающего мира.
Подобные ситуации могут возникать также из-за низкой самооценки, сформировавшейся в детстве, когда родители говорили ребенку, что он «не хороший» и «никуда не годится». По этой причине человек, выдумывая отрицательные истории, пытается таким образом себя наказать.
– Многие дети любят фантазировать, придумывая несуществующие истории, вымышленных друзей. Как родителям реагировать на это и пресекать ли подобное?
Вообще любые крайности – это плохо, как попустительство, так и запрет. В любом случае необходимо понимать, что детство – это тот период, который предопределяет дальнейшую и эмоциональную, и интеллектуальную жизнь человека; это тот период, когда он социализируется, учится использовать слова, совершать логические операции, описывать окружающий мир. Если ребенок продуцирует сугубо негативные фантазии, это, конечно, повод для тревоги, но, если он изобретает своего единорога или сказочную страну, в этом нет ничего плохого. Однако с фантазиями необходимо действовать очень осторожно. Гораздо осторожнее, чем с открытым огнем в сухом лесу. От фантазий, как и эмоций (радость, гнев, ярость), нельзя отказываться или запрещать их, самый верный способ – использовать дозированно.
– А что все-таки делать с чрезмерным фантазированием взрослого человека? Стоит ли обращаться за помощью к специалисту?
Отмечу, что фантазия фантазии рознь. С одной стороны, фантазия может являться топливом для творчества (будь то художественная литература или пластические виды искусства). С другой стороны, она может представлять лишь попытку убежать от себя и реальности. Если человек чувствует неуверенность в себе и своих силах, испытывает страдания, то решить эту проблему он может через взаимодействие со специалистами или путем невероятно трудной и энергозатратной самостоятельной работы над собой (аутотренинг). Вообще сам человек в состоянии выйти из любого страдания. Главное, чтобы было желание и мотив. Если мотива не хватает, то необходимо обращаться к специалисту. Коренным образом переосмыслить отношение к себе и к миру человеку также помогают внешние трагические обстоятельства.