что делать если порезался в алтаре
В храме пролитие крови недопустимо
— С чем связан и откуда берет начало запрет на посещение женщиной церкви во время «особых дней», связанных с физиологией женского организма? Можно ли ходить в церковь, если у человека есть раны, пусть даже забинтованные, из которых сочится кровь?
Александра, 33 года
Отвечает священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:
— С чем связан и откуда берет начало запрет на посещение женщиной церкви во время «особых дней», связанных с физиологией женского организма? Можно ли ходить в церковь, если у человека есть раны, пусть даже забинтованные, из которых сочится кровь?
Александра, 33 года
Отвечает священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:
— Одно из толкований слова «святой» означает предназначенный для служения Богу, отличающийся от обычных вещей или людей. Христиан в Библии называют «святые люди», «народ Божий». Это призвание христиане должны подтвердить своей доброй жизнью, чтобы не потерять общения с Богом. Поскольку Бог совершен морально и абсолютно чист, то все посвященное Ему должно отражать черты физической безупречности и подражать Его чистоте.
Еще во времена Ветхого Завета необходимым условием для приближения человека ко всему священному была физическая и духовно-нравственная чистота. Физической нечистотой в Ветхом Завете считались: проказа, гнойные выделения, семяистечение, женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся трупу. Духовно нечистым человек становился через грех. В Библии Бог Сам указал средства к очищению человека.
Как известно, у женщин после родов происходит естественное очищение организма с истечением крови, поэтому, по Божественному определению, в течение сорока дней родившая «ни к чему священному не должна (была) прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (книга Левит, 12:4).
Новозаветная Церковь отменила установления о ритуальной нечистоте, однако сохранила ограничения, связанные с кровотечением, — в христианском храме пролитие крови недопустимо. В частности, второе каноническое правило святителя Дионисия Александрийского гласит: «О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой». Также считается недопустимым человеку находиться в храме с открытыми ранами.
Поскольку сейчас средства гигиены исключают открытое кровотечение, то женщинам возможно присутствовать в храме для молитвы, однако приступать к церковным таинствам возбраняется.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Почему нельзя в алтарь заносить мясо и заходить с крововоточащей раной?
Отвечает Олег Облогин:
Дело в том, что в Ветхозаветной Церкви в святилище храма приносились кровавые жертвоприношения, когда кровь жертвенных животных прообразовала собой будущую Жертву Христову.
После крестных страданий Господа, Его смерти и Воскресения кровавые жертвоприношения животных отменены совсем, т.к. именно Голгофская жертва Христова очищает нас от грехов и дает возможность соединиться с Богом по благодати через Причастие Телу и Крови Христовым.
Это причастие совершается в храме за Литургией, и Голгофская жертва Христова постоянно продолжается в алтаре на каждой Литургии, только теперь она носит бескровный характер, и для совершения таинства Евхаристии изначально берутся хлеб и вино, которые в итоге силой Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы.
А так как эта жертва бескровная, то пролитие какой-либо крови в алтаре нарушает понимания храма (точнее алтаря) как места, где совершается бескровная жертва Христова (именна она придает алтарю его сакральное значение). Такое нарушение недопустимо с точки зрения церковных канонов.
В мясе же по определению есть кровь. Так что смысл запрета, я думаю, понятен. Что касается кровоточащей раны, то если она закрыта медицинскими средствами (практически исцелена), например, старый порез, и кровь не
идет, то по необходимости зайти в алтарь можно, если, конечно, у вас есть на то благословение священнослужителя.
«Мне можно», – сказал Паша и надвинул митру на глаза. «По-моему, идет шапочка», – улыбнулся он, глядя свысока на онемевших алтарников и диакона. Смотрел Паша действительно свысока – росту в нем было под два метра. Благочестия, видимо, тоже: просто так архиерейскую митру на головушку не напялишь. Тут смирение нужно. Повышенное. И оно, разумеется, было, как пояснил потом бледным от возмущения алтарникам настоятель: «Ребята, не трогайте его. Он – племянник Самого Главного Человека. Значит, хороший. И ведет себя всегда хорошо. Ну, или почти всегда. Короче, не нарывайтесь: стукнуть может. Или настучать».
Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников – как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» – вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял – сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.
Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» – видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе – в кошмарном сне привиделось.
Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.
Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма – алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.
Протоиерей Алексий Сорокин |
– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…
– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…
Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.
Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…
Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».
Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.
– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?
– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.
Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.
А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.
– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?
– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!
– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?
– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).
Храм во имя равноапостольного Великого князя Владимира
Храм кн. Владимира город Асбест
Языки
Плеер
Св. князь Владимир
https://kamensk-eparhiya.ru/feed
Баннеры
Икона дня
Православный календарь
Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917). Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).
Сщмч. Гавриила Масленникова пресвитера (1937).
Утр. –Ин., 36 зач., X, 9–16142.Лит. –Кол., 260 зач., IV, 2–9.Лк., 62 зач., XI, 47 – XII, 1.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
http://knazevladimir.prihod.ru/category/news/
Правила поведения в храме
Церковь — место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны.
Верующие точно знают, как вести себя в храме, но многие церкви открыты для посещения огромного количества туристов, да и просто людей, которые по потребности души или из любопытства решили зайти в храм. Чтобы не совершить оплошность, не задеть чувства верующих и не нарушить покой храма, перед посещением церкви следует ознакомиться с правилами поведения в ней.
Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.
Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.
Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.
С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.
Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.
Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением.
Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и положить три поклона с молитвами: — «Боже, милостив буди мне, грешному». — Поклон. «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй мя». — Поклон. «Создавый мя, Господи, прости мя». — Поклон.
Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два — сложив и пригнув к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба, живота, правого и левого плеч.
Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.
Женщинам не полагается проходить дальше притвора в «критические» дни и в течение сорока дней после рождения ребенка. На сороковой день к ним в притвор выходит священник и произносит над ними очистительную молитву.
Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.
Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).
В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.
Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.
Выходя из храма, следует совершить три поясных поклона с крестным знамением.
При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.
Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами.
Женщины не должны входить в святой храм в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.
Обращения к лицам духовного звания в официальной обстановке:
• к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси — Ваше святейшество
• к митрополиту Киевскому и всея Украины — Ваше блаженство
• к митрополиту или архиепископу — Ваше высокопреосвященство
• к епископу — Ваше преосвященство
• к архимандритам, игуменам, игуменьям, протопресвитерам, протоиереям — Ваше высокопреподобие
• к иеромонахам и иереям — Ваше преподобие
• к архидияконам, протодияконам, иеродиаконам и диаконам — Ваше боголюбие.
В настоящее время приведенная система титулования строго соблюдается лишь в отношении епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха, в отношении других духовных лиц она применяется довольно редко.
В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:
• Патриарха — Святейший владыко
• епископа — владыко
• священника — батюшка
• игуменью — матушка
• диакона — отец диакон.
Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: «Здравствуйте, батюшка!» или «Здравствуйте, владыко!». Следует говорить: «Батюшка, благословите!» или «Владыко, благословите!». Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений.
Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.
Если вы посещаете православный храм в качестве туриста, то соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Знание правил поведения в православном храме избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.
- что делать когда тебя укачивает в машине
- что делать с листьями ревеня