что делать если прервал намаз

Прерывание молитвы: обязательное и разрешённое

Одной из главных обязанностей мусульман является совершение пятикратной обязательной молитвы. Так как молитва это «беседа» с Богом, к ней должно быть очень трепетное отношение. Однако бывают ситуации, в которых, когда мусульманин бывает вынужден прервать этот великий акт поклонения. А каковы религиозные предписания на этот счет? Многие не знают, что есть моменты, когда намаз можно прервать, а когда и нужно прервать.

Обязательное прерывание намаза

В следующих ситуациях согласно мнению исламских ученых необходимо прервать намаз, даже если это фард-намаз:

После исчезновения вышеупомянутых проблем мусульманину следует восполнить прерванную молитву.

Разрешённое прерывание намаза

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Что касается разрешенного прерывания намаза, даже обязательного, то оно допускается в следующих случаях:

Как мы видим в исламе все подчинено тому, чтобы не навредить человеку и даже такое важное дело как намаз Создатель разрешает прервать для спасения человека и его имущества.

Как правильно прерывать намаз?

Если вы все-таки решили прервать намаз по вышеуказанным причинам то встает вопрос, каким образом его прервать? Здесь можно выделить два основных мнения ученых: 1) намаз можно прервать таслимом (произнесение слов «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» вправо и влево); 2) совершение действий противоречащих намазу (например, лишних движений), что автоматический прервет намаз.

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?

Так как намаз является важнейшим богоугодным делом, а совместный намаз является еще более почетным, возникает вопрос кто же может быть имамом в намазе.

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Время полуденного намаза (Зухр)

Дневной намаз или зухр («полдень») намаз – это второй намаз из пяти обязательных молитв вмененных в обязанность каждому мусульманину в ночь вознесения Пророка.

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Можно ли держать пост без намаза

Как известно ислам стоит на пяти столпах – свидетельстве, намазе, закате, посте и хадже. Все эти обязательные составляющие религии должны признаваться таковыми мусульманином.

Источник

7 случаев, при которых дозволено прервать обязательный намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Пятикратный обязательный намаз, полноценное совершение которого отдаляет мусульманина от грехов и совершения нехороших поступков, является опорой нашей религии. Если человек вступил в обязательный намаз, ему не разрешается прервать его, не завершив полностью, за исключением некоторых случаев, когда на это имеется уважительная причина. Человек не имеет права прервать намаз, даже если у него достаточно времени для его повторного совершения. Также нельзя прерывать и возмещаемый намаз, если человек начал его.

Имам Аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) в книге «Аль-Умм» сказал:

«Тот, кто вступил в обязательный пост, который он соблюдает, например, фарз месяца Рамадана, или возмещаемый, или назр (взятый на себя обет), или каффарат (штраф); или тот, кто вступил в обязательный намаз, будь он своевременным, возмещаемым или назром, тот не имеет права выйти из поста или намаза, какими бы из перечисленных выше они ни были. Нельзя прекращать пост и намаз, если человек в состоянии завершить их. Если всё-таки человек преднамеренно прервёт пост или намаз без уважительной причины, он нарушит их, и ему за это запишется грех».

Из этого делается вывод, что человеку, который вступил намаз, запрещается самовольно прерывать обязательный намаз. Но если он прервёт намаз по уважительной причине, например, для спасения человека, имущества или тому подобного, это разрешается. Более того, в некоторых случаях это может стать обязательным – когда необходимо спасти утопающего или потушить пожар, или направить слепого, который может упасть в яму.

ʻИззуддин ибн Абдуссалям восьмым примером сопоставления благого и зла приводит «предпочтение спасения утопающих совершению намаза, ибо спасение утопающих пред Всевышним Аллахом достойнее, чем совершение намаза. Тем более, что есть возможность объединить оба благих деяния: спасти сперва утопающего, а потом возместить намаз».

Далее мы приведём несколько случаев, когда человеку разрешается прерывать обязательный намаз.

Можно прервать обязательный намаз:

1. если утопающий человек, тот, на которого напал зверь или угнетаемый зовёт на помощь, даже если он не обращается именно к молящемуся;

2. если слепой или ребёнок идут к месту, откуда могут упасть; если есть опасность пожара;

3. если молящийся стал свидетелем того, что у другого человека пытаются украсть принадлежащие ему вещи;

4. если мать боится за дитя, или если женщина испугается, что оставленная на плите пища может пригореть или убежать;

5. путнику, если есть опасность нападения воров или разбойников – он может прервать свой намаз, чтобы успеть спрятаться от них;

6. для убийства вредных насекомых, ядовитых животных или хищников, если существует опасность быть укушенным ими;

7. если убегает домашнее животное, чтобы поймать его или остановить.

Можно также прервать желательный намаз, если зовут родители. Что же касается обязательного намаза, то его нельзя прерывать, если позовут родители, за исключением тех случаев, когда их жизни что-то угрожает.

Следовательно, если человек по крайней необходимости прервал обязательный намаз, имея для этого уважительную причину, ему за это не запишется грех. Но в любом случае он должен сделать этот намаз заново, если у него появилась возможность совершить его до окончания отрезка времени, отведённого на его совершение, или возместить его, если время намаза прошло.

Муслим Абдулаев

Источник

Нужно ли прерывать намаз, если кому-то рядом стало плохо?

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Совершение пятикратного намаза является обязанностью каждого мусульманина. В принципе, нельзя прерывать любой обязательный намаз, как и другие обязательные поклонения, после того как верующий приступил к его совершению.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Человеку, приступившему к совершению обязательного намаза в начале отрезка времени, отведённого для его совершения, запрещается прерывать его без уважительной причины, даже если осталось достаточно времени для того, чтобы повторно совершить намаз».

Не секрет, что намаз занимает особое место в поклонении мусульманина, все мы знаем, как важен он для верующего. Это второй столп Ислама, и в Священном Коране многократно повторяется веление совершать его. Намаз также является деянием, за которое раб в Судный день будет отчитываться в первую очередь.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَاتُهُ، فَإِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفْلَحَ وَأَنْجَحَ، وَإِنْ فَسَدَتْ فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ، فَإِنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ، قَالَ الرَّبُّ عَزَّ وَجَلَّ: انْظُرُوا هَلْ لِعَبْدِي مِنْ تَطَوُّعٍ فَيُكَمَّلَ بِهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ، ثُمَّ يَكُونُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلَى ذَلِكَ

«Поистине, в День воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности, обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно (суннат-намазы), чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», – а затем и со всеми остальными его делами поступят так же». (Имам Ахмад, 20692; Тирмизи, 413; Ибн Маджах, 1425; Ан-Насаи, 466)

Намаз является одним из столпов Ислама, поэтому прерывать намаз в обычных условиях не разрешается. Однако, если для спасения жизни или защиты имущества нужно прервать молитву, то это не запрещено, ведь Ислам обязывает нас к защите пяти вещей: религии, жизни, имущества, разума и потомства. Верующий обязан принять все необходимые меры для их защиты. Также всё, что вредит этим пяти вещам, является запретным.

Здесь также возникает вопрос: учитывая, что совершение намаза является обязанностью мусульманина, и в то же время защита жизни человека также является обязанностью, должен ли мусульманин, прервав исполнение одной обязанности– намаза – приступить к исполнению другой– помочь человеку, жизни или здоровью которого угрожает опасность.

Если человек прервал совершение намаза по необходимости – для спасения человека от огня или другого вреда или для защиты имущества от пропажи, то это разрешается.

В некоторых случаях прекращение намаза становится даже обязательным. Например, когда нужно спасти утопающего, потушить пожар, предупредить маленького ребёнка или слепого человека, которые могут упасть в яму или погибнуть в огне.

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Аль-‘Изз ибн ‘Абдуссалям в своей книге «Кава‘ид аль-ахкам фи масалих аль-анам» относительно таких случаев приводит следующее шариатское правило (ка‘ида):

«Нужно предпочесть спасение утопающих, жизнь которых неприкосновенна, совершению намазов. Потому что спасение утопающих, чья жизнь неприкосновенна, лучше для Всевышнего Аллаха, чем совершение намазов.

У человека также есть возможность совместить совершение обоих полезных дел: сначала спасти утопающего, а потом возместить пропущенный из-за этого намаз. Ведь известно, что польза, которую получил бы человек, совершив тот намаз, который он пропустил, даже близко не сравнима с наградой за спасение жизни мусульманина от гибели.

Такое же решение действительно и в отношении человека, который соблюдает обязательный пост в Рамадан и увидел утопающего, которого он не сможет спасти, не прервав пост, или увидел, что напали на человека, которого он не может спасти, если не наберётся сил, прервав пост и поев, в таких случаях он должен прервать пост и спасти этого человека».

Исходя из всего вышеприведённого, мы понимаем, что, если во время совершения намаза кому-то рядом стало плохо и требуется помощь, так как поблизости нет никого, кто мог бы помочь этому человеку, молящийся должен прервать свой намаз и оказать помощь больному. Оказав необходимую помощь, человеку, прервавшему намаз, необходимо совершить его заново.

Такое же решение действительно в отношении того, кто потерял сознание, ранен, упал в воду и так далее: во всех подобных случаях нужно прервать намаз и помочь попавшему в беду.

Муслим Абдулаев

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Прерывание молитвы: обязательное, желательное и разрешённое

Каждый мусульманин должен стараться совершать намаз смиренно. Но бывают такие случаи, когда верующему разрешено, желательно или даже обязательно прервать свой акт поклонения.

1. Обязательное прерывание

Исламские богословы сошлись во мнении, что прерывание намаза без уважительной причины – грех. Однако исключением считается наличие опасности для жизни или имущества молящегося или других людей.

Речь идёт о ситуациях, в которых помощь необходимо оказать сию минуту, а промедление может нанести непоправимый ущерб. Примеры: спасение тонущего, тушение пожара, помощь во время различных природных катаклизмов (землетрясение, цунами). Верующий обязан также прервать намаз для предупреждения несчастного случая или оказания помощи недееспособным лицам (детям, старикам, инвалидам).

При этом здесь не имеет значения, какую именно молитву совершает человек: фард, ваджиб, суннат или нафиль. Спасение жизни или имущества ставится выше, чем обряд поклонения. После того, как необходимая помощь оказана, мусульманину следует восполнить оставленную молитву.

2. Желательное прерывание

Также бывают случаи, при которых желательно прервать молитву, но если мы этого не сделаем, то на нас не будет за это греха:

— Позывы по нужде. Если молящийся начинает чувствовать, что ему хочется в туалет, и это отвлекает его, то желательно прерваться, справить нужду, а затем совершить намаз заново. Некоторые алимы считают, что прерывание молитвы по этой причине – не только суннат (желательно), но и ваджиб (обязательно), т.к. верующий не проявляет смиренность в намазе, а думает только о походе в туалет.

— Если позвали родители. В сборниках Бухари и Муслима приводится следующий хадис: «Среди сынов Израиля (евреев) жил человек, которого звали Джурейдж. Однажды во время молитвы его позвала мать, а он не стал прерывать молитву и не ответил ей. Тогда она произнесла: “О, Всевышний! Пусть не умрёт он до того момента, пока не увидит лица блудницы!” Спустя некоторое время в жилище Джурейджа зашла женщина, пожелавшая вступить с ним в интимную близость. Но тот не ответил ей взаимностью. Тогда эта женщина пришла к одному пастуху и забеременела от него. Родив ребёнка, она сказала, что отцом малыша является Джурейдж. Услышав это, люди разрушили его жилище и стали издеваться над ним, оскорбляя. В этой ситуации Джурейдж совершил омовение, а затем и намаз, а после спросил малыша: “Кто твой отец?” На что ребёнок ответил: “Пастух”. Услышав это, люди пообещали построить новое жилище из золота, но Джурейдж сказал, что ему достаточно и из глины». Рассказав эту историю, Посланник Аллаха (с.г.в.) добавил: «Будь Джурейдж факихом, то он оставил бы молитву и ответил своей матери».

В толковании этого хадиса мнения алимов разошлись. Одни уверены, что приведённый риваят был актуален исключительно для той общины. Другие же богословы считают, что в данном случае сам Пророк (с.г.в.) указал, как необходимо поступить в подобной ситуации, а значит мусульманину тоже желательно прервать молитву, если его зовёт кто-либо из родителей. Третья группа учёных утверждает, что верующему желательно прерывать только дополнительную (нафиль) молитву, в то время как это правило не распространяется на обязательные (фард) и желательные (суннат) намазы.

3. Разрешённое прерывание

В некоторых ситуациях мусульманину дозволяется отвлечься во время молитвы. (В данном случае такое решение принимается по его личному усмотрению – если он считает необходимым, то вправе это сделать). Как правило, такое допускается при отсутствии угрозы жизни людей, но при наличии вероятности утраты либо порчи имущества:

— Подгорание еды. Если правоверный во время намаза почувствует запах гари от пищи, то ему разрешено прервать молитву.

— Бегство домашнего животного. Если человек в момент поклонения обнаружит, что его скотина убегает (скажем, верблюд или лошадь), то он может незамедлительно отправиться за ней.

— Риск утраты имущества стоимостью более дирхама. Ещё одной причиной прерывания намаза может служить угроза утраты материальной ценности, равной как минимум одному дирхаму (2,98 грамма серебра).

Как правильно прерывать молитву?

Относительно этого вопроса среди учёных есть два основных мнения. Одни считают, что перед тем, как прервать намаз, верующий должен совершить таслим (произнесение слов «Ассаляму алейкум уа рахматуллах» сначала в правую сторону, а затем в левую), даже если в этот момент он не находится в состоянии сидения (кууд). Доказательством тому может служить хадис: «Из намаза дозволяет выйти таслим» (Абу Дауд). Другие богословы уверены, что достаточно соответствующего намерения, в то время как для таслима есть определённое время, а именно – при нахождении в кууде.

А Аллаху известно лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Лечение преждевременного семяизвержения

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

что делать если прервал намаз. Смотреть фото что делать если прервал намаз. Смотреть картинку что делать если прервал намаз. Картинка про что делать если прервал намаз. Фото что делать если прервал намаз

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘ Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых, это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых, многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *