что делать если просрочена страховка в каршеринге
Мужчина арендовал автомобиль и дал его своей знакомой, а теперь должен оплатить ремонт
Одному мужчине из Белгорода понадобился автомобиль. Своей машины у него не было, поэтому он обратился в прокат: подписал договор, оплатил аренду — 2600 Р в сутки — и получил в свое распоряжение Фольксваген Поло на два дня.
Компания направила мужчине претензию с требованием возместить причиненный ущерб. Но мужчина и ее оставил без ответа. Тогда прокатчик пошел в суд с требованием взыскать с арендатора эту сумму. К стоимости ремонта он прибавил 24 528 Р неустойки, 6000 Р расходов на оценку, 1036,07 Р почтовых расходов и 4413 Р госпошлины.
Аргументы сторон
Прокатчик. Мы дали этому мужчине в аренду автомобиль без повреждений, а получили разбитый. Ремонт автомобиля стоит 123 тысячи рублей, и мы не хотим платить эти деньги из своего кармана.
Мы заключили с этим мужчиной договор, по которому он должен был лично управлять автомобилем и вернуть нам его в том же виде, в каком получил. И он должен сам отвечать за нанесенный ущерб, кто бы ни сидел за рулем этой машины в момент аварии.
Пусть суд взыщет с него все расходы на ремонт Фольксвагена, неустойку, почтовые и судебные расходы.
Что сказали суды
Этот мужчина взял автомобиль в аренду и посадил за руль другого человека. Под управлением этого человека автомобиль попал в аварию и получил повреждения, что подтверждается извещением о ДТП.
Любой вред, который причинен человеку, компании или их имуществу, должен быть возмещен. Обычно вред возмещает тот, кто его причинил, но бывают случаи, когда отвечает не причинитель вреда. Например, если вред причинен автомобилем. Автомобиль — это источник повышенной опасности, и его владелец, как правило, отвечает за причиненный вред независимо от того, был он в этот момент за рулем или спал дома.
На момент ДТП этот мужчина считался владельцем автомобиля на основании договора аренды. Несмотря на то, что ДТП совершила другая женщина, отвечать все равно ему. Условия договора аренды это подтверждают. Там прямо написано, что в случае нарушения условий договора за причиненный ущерб отвечает арендатор.
Независимый оценщик посчитал стоимость ремонта — 123 539 Р без учета износа. Это значит, что эксперт учитывал новые детали — несмотря на то, что автомобиль не новый и детали в нем изношены. Так можно. Даже если стоимость автомобиля после ремонта увеличится по сравнению с его стоимостью до повреждения, в пользу пострадавшего можно взыскать стоимость ремонта без учета износа.
Если бы мужчина доказал, что существует другой разумный и распространенный способ отремонтировать автомобиль, то мы бы рассмотрели эти доводы. Но он не представил никаких доказательств, не принес другой отчет оценщика и вообще не пришел в суд. Поэтому принимаем представленный отчет как верный.
В договоре аренды предусмотрена неустойка за то, что арендатор не компенсировал причиненные убытки добровольно. Ее мы тоже взыскиваем полностью.
Мужчина не согласился с решением суда и пошел его оспаривать.
Этот мужчина не согласен с оценкой стоимости ремонта автомобиля. Он считает, что только суд может назначить экспертизу и оценить ущерб, а заключение какой-то непонятной оценочной компании нельзя считать независимым. Также он настаивает на том, что оплачивать ущерб должна страховая компания.
С тем, что он говорит об оценщике, мы точно не согласны. Надо было ходатайствовать о назначении судебной автотехнической экспертизы, а мужчина этого не сделал, поэтому суд правильно принял отчет, представленный истцом.
Спорный Фольксваген Поло не был застрахован. Компания сама нарушила договор, сэкономила на каско и теперь хочет взыскать полную сумму с арендатора автомобиля.
На этот раз с решением не согласился прокатчик автомобиля. Так дело дошло до Верховного суда.
Апелляционный суд ошибся. В договоре четко написано, что страхование распространяется только на арендатора и водителей, указанных в договоре. Если за руль допускают других лиц, ответственность за любой причиненный ущерб ложится на арендатора.
Это значит, что, раз мужчина отдал автомобиль постороннему человеку, ответственность за причиненный ущерб возлагается только на него самого. Каско в этом случае на него не распространяется.
То есть факт наличия или отсутствия каско в этом деле значения не имеет. Если бы мужчина сам попал в ДТП — тогда да, заплатил бы только 30 тысяч. Или если бы эту женщину вписали в договор. Но в этом деле ответчик без согласования с арендодателем допустил до управления автомобилем другое лицо, поэтому страховка ему бы в любом случае не помогла.
Решение суда апелляционной инстанции отменяем. Изучите дело еще раз с учетом наших замечаний.
Давайте еще раз посмотрим на договор аренды. В нем написано, что арендатор обязан вернуть автомобиль в том же состоянии, в каком его принял.
По договору аренды все эти условия распространяются на арендатора, который указан в приложении к договору и лично управляет автомобилем. Если к управлению автомобилем он без согласования допустит кого-либо еще, тогда он сам будет отвечать за любой ущерб и возмещать его в полном объеме.
В этом деле автомобиль не был застрахован по каско.
Мужчина, который взял автомобиль в аренду, не опровергает того, что без согласования с арендодателем передал право управления автомобилем женщине, а та не справилась с управлением и попала в ДТП.
Что в итоге
Мужчина, взявший в аренду автомобиль, остался должен арендодателю почти 160 тысяч рублей за причиненный ущерб, хотя сам даже не был за рулем.
Трудно сказать, почему такое произошло. То ли мужчина увидел в договоре слово «каско» и дальше читать не стал, то ли халатно отнесся к своим обязанностям. В итоге за двое суток проката ему придется заплатить 165 тысяч рублей.
Какие выводы можно сделать из этой истории
Многие пользуются каршерингом очень легкомысленно: дают машину друзьям, нарушают ПДД, распоряжаются автомобилем как хотят. Кажется, что все убытки включены в стоимость аренды, а если что — страховая заплатит. Но это не так.
По закону человек, который берет в прокат автомобиль, во время действия договора аренды обязан:
В договоре аренды авто могут быть прописаны и другие условия. Не относитесь к договору формально, внимательно прочитайте его, прежде чем подписать. Подчеркните непонятные условия и уточните их смысл у компании-прокатчика.
В договоре не бывает неважных пунктов, поэтому не подписывайте его, пока не поймете все условия. В противном случае за пару дней аренды можно заплатить половину стоимости автомобиля, как мужчина из этой истории.
ДТП на каршеринге: что нужно знать
Попал в ДТП: что делать?
При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.
Обязательно нужно сделать как можно больше фото и видео с места ДТП. Это может пригодиться в будущем. После составления протокола необходимо снова позвонить диспетчеру каршеринговой компании, сообщив о завершении формальных процедур. Михаил Чернокозов, юрист отдела судебной практики ЮФ Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 27-31 место По количеству юристов × предупреждает, что «на слово» верить операторам нельзя. Лучше все условия узнать в договоре. Он делится случаем из практики компании:
Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.
Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.
Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Региональный рейтинг. ×
Если вы виновник
Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.
Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)
Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.
Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).
Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)
Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.
В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.
ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).
Передал «руль» или был пьяный
Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.
«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).
Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).
А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.
Скрыть факт ДТП
Скрыть факт повреждения автомобиля, покинув место ДТП, не лучшая идея, считает Атяскин. За это водителя могут лишить прав или арестовать до 15 суток согласно ст. 12.27 КоАП («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием»). На некоторых ТС установлены специальные датчики, чтобы определять состояние, местоположение авто. То есть оператор каршеринга точно установит личность пользователя и сможет взыскать ущерб в полном объеме. А самого автолюбителя внесут в «черный список». Пока у каждой компании он свой. Если же клиенту удастся скрыть несерьезное ДТП, то повреждения заметит следующий пользователь. Разбирательство займет некоторое время, но итог тот же самый – с виновника спишут ущерб в полном объеме, считает Чернокозов.
Поэтому Зеленовская советует перед тем, как нажать кнопку в приложении, убедиться, что с автомобилем все в порядке. Ведь именно этот жест означает приемку автомобиля, так как арендатор не подписывает бумажный акт приема-передачи. Эксперт рекомендует сфотографировать машину со всех сторон и только потом подтвердить прием нажатием в приложении.
Что нужно знать при ДТП на каршеринговом автомобиле
Да, с одной стороны это удобно: не надо платить за страховку, парковку и тратиться на техническое обслуживание автомобиля. Но есть и минусы: начиная с психологического дискомфорта, который в нынешние дни связан еще и со страхом заразиться, и заканчивая тем, что траты, связанные с ДТП, в случае каршерингового автомобиля оказываются значительно выше в сравнении с личным автомобилем.
Поговорим о том, какие затраты несет автомобилист, если он попал в аварию на автомобиле из сервиса каршеринга.
Обычно компании, которые предоставляют услуги каршеринга, используют специфичный договор страхования. Да, он страхует водителя по всем рискам КАСКО и ОСАГО, но при этом используется поминутная тарификациях. В этом случае автомобилист платит только за то время, которое он проводит за рулем каршерингового автомобиля.
Если водитель решил воспользоваться услугами каршеринга и попал в аварию, в результате которой автомобиль получил незначительные повреждения, он будет должен оплатить весь восстановительный ремонт в размере фактически причиненного ущерба.
Когда в результате аварии автомобиль понес более значительный ущерб, водителю придется выплатить установленную сумму за франшизу, а остаток покроет страховая компания.
Если каршеринговый автомобиль попал в аварию не по вине водителя, и если виновник был установлен, то такой ущерб пользователь сервиса не обязан возмещать. В этом случае водитель каршеринговой машины должен не нарушать порядок оформления ДТП, не покидать место аварии до прибытия сотрудников ГИБДД и правильно оформить все необходимые документы. Оставаться на месте аварии важно, в противном случае, вне зависимости от того, кто виновен в ДТП, именно пользователю каршерингового автомобиля придется выплачивать сумму ущерба.
Сначала штраф, потом и срок? Как каршеринги вгоняют водителей в долги
Очередной знакомый нарвался на подобный развод от каршеринговой шаражки. Ущерб причинил не он, но деньги пытаются списать с него.
Но судя по возникающим сообщениям это становится всё более популярным разводом.
Каршеринг — удобное решение для тех, у кого нет своей машины, и головная боль для тех, у кого она есть. ДТП с каршерингом юристы делят на обычные и нетрадиционные, причём за вину в столкновении с водителя каршеринга спросят по полной.
Каршеринг по цене героина
ДТП в каршеринге — это всегда неприятно. Но не потому, что на разбирательство и ожидание сотрудников ГИБДД придётся потратить несколько часов, а потому, что вызов инспекторов — это половина дела. Точнее, даже треть. Для начала стоит напомнить, что помимо полиса ОСАГО каждый пользователь каршеринга подписывает (электронным способом, нажимая клавишу «Принять условия») соглашение, по которому в случае чего каршеринг имеет право безакцептным способом удерживать с карты клиента столько денег, сколько будет нужно. Удивлены? Нужно внимательно читать договор. В нём — как правило, в самых незаметных местах — прописано, что каршеринг имеет право удерживать с клиентов деньги как до ремонта и оценки страховой, так и после, если агрегатор посчитает это нужным и возможным.
Презумпция невиновности каршеринг совершенно не волнует. Подписали соглашение? Значит, весь спрос именно с водителя. Форумы и профильные группы в социальных сетях, посвящённые каршерингу, забиты до отказа подобными сообщениями. Расчёт простой — сначала списание, а потом, если пользователь пойдёт в МВД и в суд доказывать собственную правоту, будет разбирательство. При этом ни о каком возврате средств, тем более немедленном, речи не идёт. Деньги между тем остаются на счетах агрегатора, а клиент — клиент пусть разбирается со своей жизнью сам.
Сразу необходимо напомнить, что между списанием суммы с карты и решением суда обычно проходит не менее трёх месяцев (в лучшем случае), а наиболее реальный срок рассмотрения спора между клиентом и оператором — от шести месяцев до года. Автоюрист Арсен Абаян поясняет, что проще избежать такой ситуации, чем биться над её решением.
Опираясь на свою практику, могу сказать, что исполнять решения суда агрегаторы не торопятся. Они либо просто игнорируют, пока к ним приставы не придут, либо постоянно оспаривают решения в вышестоящих инстанциях. И даже если там им отказывают, споры всё равно съедают существенную часть времени. Что касается списаний с карты, то здесь тоже всё просто — заведите одну карту для онлайн-сервисов. Храните на ней минимальное количество денег. Остальные карты нигде не подключайте, исключительно для зарплаты. Агрегатор, таким образом, сам будет вынужден ходить по заседаниям и доказывать вину пользователя
Арсен Абаян Автоюрист
Для большинства операторов каршеринга любой спор с клиентом — это расходы. Поэтому операторы краткосрочной аренды авто крайне неохотно принимают людей в офисе, стараясь максимально оттянуть личную встречу и дистанцироваться от клиента «удобной и круглосуточной поддержкой». Даже в случае резонансных ДТП, которые происходят не по вине пользователя, каршеринг-операторы стараются разбираться в ситуации «по понятиям», без опоры на любой законодательный акт. Суть претензий в одном из нетипичных для каршеринга ДТП состояла в том, что пользователь завершил аренду, оставил автомобиль и отправился по своим делам, однако каршеринговый автомобиль не закрылся по сигналу, хотя формально в приложении аренда была завершена.
Дальше произошло и вовсе нечто странное — незапертый автомобиль с завершённой арендой открыли неизвестные люди, после чего завели автомобиль и во время движения попали на нём в серьёзное ДТП. И хотя предыдущий добросовестный пользователь завершил аренду по всем правилам, счёт за уникальное (во всех отношениях) ДТП выставили именно ему. Аппетиты у агрегатора, надо признать, немаленькие — за (якобы) незавершённую аренду и стоянку автомобиля на протяжении 20 часов с клиента не потребовали, а молча попытались списать сначала девять тысяч рублей, потом ещё 10 тысяч рублей. После чего с карты пользователя попытались списать ещё 100 тысяч рублей. За то самое ДТП, которое произошло поле завершения аренды. Однако, как только пользователь каршеринга «раструбил» об этой истории в своём инстаграме и социальных сетях, представители каршеринга моментально отменили все штрафы и начали собственную проверку. Но клиент при этом несколько дней жил в чудовищном напряжении и планировал судиться. Самое главное в этой истории — каршеринг не только не компенсировал клиенту потраченное время и нервы, но и вообще перестал выходить на связь и информировать о ходе расследования, ограничившись простым «Извините!» в комментариях к посту в «Инстаграме».
Юрист Борис Малкин отмечает, что в большинстве случаев каршеринги и страховые компании могут действовать сообща, а главная цель — получить за счёт виновника ДТП максимум денег.
Ремонт каршерингам всегда (кроме страховой) считают только официальные дилеры. Они, может, и соблюдают технологию ремонта, но вместо одной детали вписывают в акт сразу три. А то и пять. И почти всегда отказываются от подписания европротокола, который позволяет водителю минимизировать ущерб. Делается это как раз только с такой целью. Чинят потом автомобиль на эти деньги или нет, проверить невозможно
Борис Малкин Юрист
По словам специалистов, противостоять такой тактике легального вымогательства в одиночку практически невозможно. Поддержка каршеринга будет звонить клиенту каждые пять минут, требуя отчёта. Такой подход практически исключает спокойное решение вопроса и заставляет водителя нервничать. Для того чтобы избежать любых манипуляций, достаточно лишь найти грамотного юриста, который сможет подъехать на место ДТП и помочь в решении вопроса. Важно понимать, что за любое ДТП виновник на каршеринге платит немаленький штраф — в Москве это примерно 8–15 тыс. рублей (в зависимости от машины). А если пользователь каршеринга не виноват или вообще не в курсе того, что он поучаствовал в ДТП, начинается совершенно другая история.
Поспешишь — каршеринг обогатишь
Любой водитель знает, что платить за ДТП, которого не было, — последнее дело. Согласится на это далеко не каждый, даже если в деньгах нет недостатка. Однако у каршеринговых компаний другой подход к жизни в целом и другое её понимание. По разным данным, количество пользователей каршеринга в России превысило 1 млн человек, и если хотя бы половину из них можно оштрафовать на три-пять тысяч рублей, то «набегает» достаточно крупная сумма. Правда, как мы уже знаем из предыдущих историй, аппетиты у каршеринга не очень скромные. С каршеринговым сервисом можно спорить очень долго, однако важно помнить, что прежде всего для любой службы поддержки — необходимость получения денег с клиента, и только потом сервис.
Пользователи каршеринга в крупных городах (например, в Москве или Санкт-Петербурге) жалуются, что штрафы за якобы «оставление места ДТП» продолжают бить все рекорды. Юристы говорят, что никакая страховка, ни ОСАГО, ни каско клиента от неприятностей с каршерингом в случае спорной ситуации не спасут. Придётся воевать. Причём каршеринговые компании стали действовать в этих вопросах примерно так же, как и коллекторы. Звонки и угрозы — теперь нормальная практика.
При этом юристы отмечают: как только такие дела клиент грозится довести до суда, претензии чудесным образом исчезают, а пользователя просто блокируют в системе без объяснения причин. Суммы при этом стали сильно больше.
Если раньше мы говорили, скажем, о замене бампера, то это был вопрос примерно на 20 тыс. Сейчас, после того как все без исключения каршеринги обновили пользовательские соглашения, штрафы за «притёртый» бампер начинаются для пользователей с 50 тыс. рублей. По их мнению, это нормальная цифра. Именно такие цифры я очень часто вижу, когда мы в досудебном порядке пытаемся с этим разобраться
Борис Малкин Юрист
Сами пользователи считают, что такое поведение оскорбительно, однако каршеринги продолжают делать по-своему, опираясь исключительно на пользовательское соглашение, а не на законы Российской Федерации. К примеру, в обычной переписке, по словам пользователей, каршеринговые компании в 99% случаев просто валят вину на клиента, не оставляя шанса на объяснение. Работает это примерно так же, как в бандитских сериалах. Что-то вроде «Три дня тебе на оплату, потом включаем счётчик». При этом каждый день отказа от оплаты будет стоить клиенту (по мнению каршеринга) 1% от общей суммы, которую «насчитают» при ДТП с необъяснимыми параметрами.
Юрист Борис Супруненко пояснил, что помимо минимального количества денег на карте есть и другой, простой способ борьбы с подобными претензиями.
Обычно пользователь тратит на осмотр машины всего минуту, в некоторых случаях и того меньше. Главное правило — не лениться и фотографировать машину целиком. Вплоть до мельчайших сколов на краске и крошек в салоне. Да, это сложно, да, когда торопишься на работу или на ужин к друзьям, пренебрегаешь внимательностью. На то и расчёт, и на этапе досудебных споров, как говорят в таких случаях, клиенту нечем крыть. Поэтому фотографировать всё нужно до мельчайших деталей, фиксировать время начала движения скриншотом и делать то же самое после остановки
Борис Супруненко Юрист
Однако главный совет — не бояться встречи с представителем каршеринга в суде. Если на руках есть все доказательства, время зафиксировано, а с карты нечего списать, представители сервиса не смогут получить деньги незаконным путём и будут вынуждены доказывать вину пользователя за конкретное нарушение.