что делать если ребенок кроме макарон ничего не ест
Нарушение аппетита у детей
Содержание
Аппетит выполняет в организме регулирующую функцию, сигнализируя о необходимости пополнить запасы питательных веществ. Аппетит связан с работой пищевого центра, который расположен в гипоталамусе и коре головного мозга. Именно в этих областях обрабатываются импульсы, связанные с едой, а также отсюда поступают сигналы о насыщении. Одним из факторов, вызывающих желание поесть, является также изменение уровня сахара в крови. Источник:
Здоровье вашего ребенка.
Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.
Изд-во Эксмо, 2003 г.
Виды нарушений аппетита
Нарушение аппетита у ребенка может проявляться в виде:
Профилактика нарушения аппетита у детей
Причины
Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:
Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье. Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек.
Последствия длительного нарушения пищевого поведения
Как уже упоминалось, долго длящиеся отклонения в пищевом поведении могут привести либо к ожирению, либо к дистрофии, то есть истощению организма. Последствия также могут быть такими:
Лечение
В период полового созревания и усиленного роста детям требуется больший, чем обычно, запас питательных веществ. Если ребенок чувствует себя хорошо, социально активен, а его вес соответствует росту и возрастным нормам, вмешиваться не стоит. При наличии же отклонений необходимо показать ребенка врачу-педиатру. Специалист проведет осмотр, а также назначит комплекс анализов и исследований. Исходя из их результатов, педиатр направит ребенка к профильному специалисту.
Врачи медцентра «СМ-клиника» обладают огромным опытом в лечении нарушений аппетита у детей. У нас можно пройти все необходимые обследования на современном медицинском оборудовании.
Что делать, если ребенок ест одни макароны
Как правильно обсуждать с детьми пищевое поведение и привычки в еде
Екатерина Сигитова психотерапевт
Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или «вредную» еду. Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде. Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?
Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.
Если вы считаете, что ребенок питается неправильно
Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.
Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана «как говорить о правильном питании». Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.
Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей «научить, как надо». Особенно если вы сами далеки от «правильного» образа жизни.
Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.
В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.
Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой. Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.
По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.
Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.
Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).
То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что «не по-вашему» — это еще не значит «все пропало».
Когда начинать говорить с ребенком о питании
В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.
Хорошие моменты и идеи для начала разговора:
Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей
Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.
К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.
Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.
Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.
Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно «балует» мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.
Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что сигнал о сытости приходит изнутри, из желудка, через блуждающий нерв и проводящие пути в центральной нервной системе, а не снаружи, через слова мамы, папы и бабушки, попадающие в уши. Важно не сбить эту внутреннюю сигнальную систему.
Важно также не превращать еду в обязанность, потому что тогда она перестанет быть просто удовольствием и необходимым «горючим». Кроме того, может появиться внутреннее побуждение все доедать вне зависимости от сытости, приятности, качества и количества еды — просто потому что «так надо».
Но так на самом деле не надо, это всего лишь старый насильственный способ тревожных родителей убедиться, что ребенок не голодает. Вы можете справиться со своей тревогой иначе, я уверена.
Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть
Сюда же — неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что мы не сидим в теле ребенка и ну никак не можем знать, чего он хочет, сыт он или голоден, надо ли ему продолжать есть или пора перестать. Мы можем строить предположения, основанные на опыте (в том числе родительском, ведь часто мы знаем, что эта истерика от голода, так уже бывало).
Но настаивать не стоит, даже если ребенок еще неопытен и есть риск, что он ошибется. Важно дать возможность научиться слушать себя и свое тело, а как это сделать, если не путем проб и ошибок?
Принимать отказы тоже важно — вполне вероятно, что у ребенка есть причины избегать этого продукта, которые он и сам пока не осознает (например, проявление тревоги через переборчивость в еде; или кишечная аллергия, не проявляющаяся на коже, и тому подобное).
Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением
Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о ней узнают.
Во-вторых, мы растим новое уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, теперь им нужно знать, почему.
Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно. Этот навык — вдумчиво анализировать, прежде чем выполнять, — очень пригодится им в будущем. Вот только нам с вами пока непросто его развивать.
Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась покорность и выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело — слушаться».
Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Детей сильно ранят сравнения с другими детьми, будь то собственные братья и сестры, друзья и подруги, соседские Маша или Сережа. Дети хотят быть лучшими для своих родителей, и это естественно, ведь другой опоры в мире у них долгое время просто нет.
Поэтому при малейших признаках того, что они не самые лучшие, дети бросаются доказывать родителям обратное, в том числе — через еду, не слушая свое тело и свои потребности, а лишь пытаясь «вернуть» себе родительскую любовь. Так что этот способ лучше не использовать, тем более, что дети и не теряли вашей любви. Не давайте им сомневаться зря.
Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Как уже доказано, диеты усиливают проблемы с весом, влияют на сбои в пищевом поведении и на нарушение образа тела не только у детей, но и у взрослых. Чем больше люди сидят на диетах, тем больше их риски по всему этому списку проблем.
Это не значит, что сидеть на диете совсем никогда нельзя. Но для детей диеты опасны, потому что они еще не обладают взрослыми механизмами саморегуляции и до конца не понимают, зачем это все нужно. Поэтому любые слова о диетах нужно сопровождать разговором о том, что это и как работает.
Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят
Так что вместо высмеиваний стоит потихоньку привыкать к мысли, что комментировать своего ребенка за едой вообще не стоит. Многое из того, что он делает, либо нормально, либо является симптомом какой-то проблемы, которая точно не решается поддразниванием. И количество еды (неважно, много или мало), и излишняя разборчивость в еде, и манера есть, и любимые продукты и блюда — не повод для подколок, отныне и навсегда.
Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что, если оценивать и осуждать выбор детей, связанный с едой, они будут чувствовать, что поступают неправильно, — а это очень неприятное ощущение, лишающее мотивации и ответственности за происходящее.
Лучше убедитесь, что пищевой выбор детей соответствуют их целям и что они в курсе некоторых других способов достижения тех же целей. Если выбор делается бесцельно и бессистемно — дайте соответствующие знания, чтобы у ребенка в голове начали формироваться причинно-следственные связи.
О том, какие это могут быть знания, мы поговорим в следующий раз.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Мой ребенок ничего не ест!
Очень часто с таким «утверждением» родители обращаются к педиатру. Давайте разберемся в некоторых наиболее часто возникающих ситуациях. Желание поесть, т.е. аппетит – это один из базовых инстинктов свойственный человеку (ребенку).
Отсутствие аппетита – это ребенок не есть даже любимые блюда (конфеты, пицца, и т.д.).
Всё начинается с 6 месячного возраста (введения прикорма).
Заботливые родители стараются дать малышу все, что нужно для роста и развития. Часто увлекаясь именно «малыш должен получить», упускают из виду как нужно кормить.
Ребенок растет и осваивает множество навыков, в том числе навык ЖЕВАТЬ. Да, да, да.
Этому тоже нужно учить. Именно поэтому длительное измельчение пищи вредно.
К году малыш должен научиться жевать. Поэтому чем ребенок старше, тем менее гомогенной консистенции должна быть еда. Должны попадаться кусочки крупнее. Причем, как правило, печенье дети едят с удовольствием и великолепно жуют, а вот овощи в супе – отказываются. И вот здесь родители сдаются – главное, чтобы поел!
Поэтому чтобы не допустить такую ситуацию, лучше, как можно раньше отказаться от использования блендера.
Следующая ловушка, в которую попадают родители – это отвлечь малыша от еды и быстро накормить. Речь о телевизоре, планшете, телефоне. Да – все эти «помощники» значительно облегчают жизнь взрослым и очень нравятся деткам, но……
Самый главный эффект, который в итоге вы получаете – это отвлекли ребенка от еды!
Для нормального пищеварения необходима готовность организма к приёму пищи: выработка ферментов, желчи, выделение их в кишечник, активация соляной кислоты в желудке и все эти процессы должны быть строго скоординированы. Отвечает за данные процессы и запускает их головной мозг – ощущаем запах еды, видим аппетитное блюдо.
Но когда мы видим только экран телевизора, а еда попадает в рот путём механических усилий мамы – мы имеем начало функциональных нарушений в работе ЖКТ.
Для того чтоб ребенок ел с аппетитом не забывайте, что должны быть соответствующие энергетические затраты. Больше бегать, прыгать, гулять на улице, для малышей – массаж. Одевайте ребенка для прогулки так, чтоб ему было легко двигаться. Не берите на прогулку коляску, когда малыш может ходить сам. Конечно же бывают ситуации, когда ребенок категорично отказывается от еды (даже любимые блюда), тогда речь идет о заболевании, и необходимо показать малыша педиатру.
Бывают ситуации, когда дети ввиду определенный особенностей здоровья едят мало и имеют дефицит массы тела, здесь к лечению основного заболевания обязательно добавляется лечебное питание, «малоежки». Что мы едим, когда и как – это те «кирпичики», из которых строится фундамент нашего ЗДОРОВЬЯ.
«Подарите» своим детям привычку здорового питания, здоровой жизни!
«Дети — не гурманы, они едят не для наслаждения». Врач о том, как быть с избирательным аппетитом малышей
Ребенок лучше воспринимает те продукты питания, вкус которых был в грудном молоке. О том, когда правильно вводить прикорм, чтобы потом не мучиться от избирательного аппетита малыша и что значит неофобия в еде, рассказывает врач-педиатр Ольга Самохвал.
Чтобы не было избирательного аппетита, не позднее 6 месяцев нужно предлагать малышу прикорм
Пищевое поведение детей формируется еще в утробе матери. Если мама во время беременности и кормления любила, предположим, помидоры, то и ребенок будет их любить. Даже когда вырастет. Это нормально.
Пищевое поведение будущего взрослого формируется также и благодаря своевременному введению прикорма. Вот почему важно вводить его правильно и делать акцент на здоровом питании.
— Избирательный аппетит — новый термин, название проблемы, которая стара как мир. Деток, которые едят не все, называют «малоежками» или капризными едоками. Они, как правило, предпочитают однообразную пищу. При этом негативно реагируют на новые продукты питания или знакомые старые.
Врач рассказывает: если избирательный аппетит встречается у ребенка первого года жизни, то это, скорее всего, определено природой. В таком случае малыш интуитивно понимает, что лучшее и полезное для него — грудное молоко. Именно поэтому он может отказываться от нового вида пищи.
— Но это не значит, что не нужно вводить прикорм. Желательно делать это не позже 6-месячного возраста. Именно в этот период к приему новой пищи готов желудочно-кишечный тракт и челюстно-лицевой аппарат ребенка.
Чтобы не было проблем с прикормом крохи, важно, чтобы он был определенной консистенции, нравился ребенку.
— Неправильным будет кормить малыша до года исключительно грудью, тогда, естественно, у него появится избирательный аппетит. Это может стать причиной ряда серьезных нарушений здоровья и развития. Малыш не будет хотеть есть все и, бывает, даже заболевает. Во всем, как говорится, нужна мера.
Необходимо уметь предложить новую еду ребенку 8-15 раз
Если прикорм дается малышу на первом году жизни, то он и принимается маленьким организмом легче, чем в более старшем возрасте.
Нужно, чтобы ребенок принял новую пищу и даже полюбил ее. Здесь многое зависит от поведения матери.
— Сегодня нередки случаи, когда «малоежки», которые предпочитают однообразную углеводистую пищу, страдают лишним весом. Но при этом у таких детей, как правило, отмечается дефицит целого ряда важных нутриентов и микроэлементов.
— Как объяснить ребенку, что есть нужно все?
— Главное — делать это на доступном малышу языке. К тому же следует быть ласковой, но настойчивой. К примеру, предложить ребенку еду много раз (от 8), но с радостью, а не раздражением. В общении матери и сына/дочери должны присутствовать положительные эмоции.
Врач говорит: не менее важен собственный пример. Еще один способ приобщить сына или дочь к разнообразной еде — готовить вместе с ним/ней.
— Можно также поэкспериментировать с сортами мяса, овощей или рыбы. Есть вариант — изменить метод обработки. Вчера тушили, сегодня варим, а завтра запекаем. Вариантов приготовления еды и рецептов множество.
Дети на самом деле не гурманы. Они едят, чтобы утолить чувство голода и восполнить энергетические затраты. Малыши не воспринимают еду как наслаждение.
Врач объясняет, если даже в таком случае ребенок отказывается есть, следует набраться терпения. Пусть не ест, нагуливает аппетит.
— Когда попросит его накормить, предложите тот же борщ (который он отверг накануне). При этом не нужно в промежутках между основными приемами пищи давать чаду йогурты или молоко. Ведь это тоже еда, просто жидкая.
Кроме того, для малыша важно соблюдение режима дня.
— Желательно ложиться и вставать в одно и то же время, насыщать день физической активностью по возрасту, гулять на свежем воздухе, выбирать активные развлечения. Тогда аппетит будет хорошим, и избирательность уступит место полноценной еде.
Отлично, если блюда будут малокомпонентными. Это позволит ребенку есть их с большим удовольствием.
О неофобии и детском здоровье в целом
Врач объясняет, поведение малыша, в том числе и пищевое, во многом определяется тем, здоров он или нет. Около 20% детей, которые приходят на прием с избирательным аппетитом, имеют неврологические нарушения, задержку развития, часто расстройства аутичного спектра.
— С такими детьми и их родителями работаем индивидуально. Ведь нежелание есть в этих случаях — далеко не основная и не единственная жалоба. В таких ситуациях фокусы и уговоры с едой не помогут.
Врач рекомендует вести родителям пищевой дневник малыша. В нем необходимо записывать все, что съел ребенок в течение дня, информацию о консистенции, составе блюд, объеме съеденного. И так на протяжении минимум недели. Затем уже вместе с доктором анализировать, существует ли проблема, нужно ли принимать меры или это пищевое поведение абсолютно здорового ребенка.
— А что касается неофобии, чем такое явление отличается от избирательного аппетита?
— Неофобия проявляется в том, что ребенок отказывается есть незнакомую пищу. Это явление отличается от избирательного аппетита немногим. Лишь тем, что неприязнь возникает к незнакомой еде. В случае же с избирательным аппетитом человек не ест не только новые, но и знакомые и привычные продукты.
— С неофобией у ребенка родителям справляться легче. Новые продукты можно просто подмешивать в привычные блюда. Если не получается накормить малыша — тогда за советом к доктору.
Только чипсы и макароны: что делать при расстройстве питания у ребенка
Порой привередничество в еде — это не озорство и даже не способ манипуляции, а самое настоящее избегающее расстройство питания.
О корнях проблемы, о том, как родителям себя вести с таким ребенком и как ему помочь, читателям «Летидора» рассказала Светлана Бронникова (@intueat), клинический психолог, кандидат наук, автор первой в России книги по интуитивному питанию, руководитель центра Intueat, президент ассоциации АСОРПП и мама двух сыновей.
Светлана Бронникова, клинический психолог, автор первой в России книги по интуитивному питанию, руководитель центра Intueat, президент ассоциации АСОРПП
Как «формируется» расстройство питания
Практически все дети в возрасте двух лет проходят период неофобии. В это мучительное для родителей время ребенок боится незнакомой еды, закрывает рот, отворачивается, отказывается пробовать новое или выдвигает непонятные претензии по отношению к пище:
«Я не буду есть яйца — они слишком сопливые. Я не буду есть брокколи — она слишком зеленая. Этот суп слишком жидкий». Но период неофобии эволюционно оправдан.
На самом деле, это генетическая память о временах, когда люди жили в больших племенах и постоянно перемещались от одной кормовой базы к другой.
В итоге, мы — потомки детей, которые всегда были осторожными по отношению к новой пище. Так что неофобия — это естественное явление.
Что такое избегающее расстройство питания
Большинство малышей довольно быстро перерастают эту фазу и начинают с интересом пробовать то, что едят родители. Однако некоторые «застревают» в этом периоде. Годы идут, а дети по-прежнему остаются слишком избирательными в еде, они потребляют достаточно ограниченный набор продуктов.
Часто их рацион составляют сладости, фастфуд и другие жирные и сладкие продукты, которые быстро насыщают. А полезные для роста и развития элементы, например, овощи, рыбу и мясо дети есть отказываются. Часто такое питание приводит к недостатку веса, дефициту витаминов.
Именно так выглядит детское расстройство питания, оно же — избегающее расстройство питания. Встречается оно нередко.
Часто случается, что ребенок так и не выходит из периода неофобии, становится привередливым в еде человеком. Но если у взрослого ограничение себя в еде одобряется обществом, то для детей такое поведение очень нежелательно и нетипично.
Каким бывает избегающее расстройство питания у детей
Избегающее расстройство питания бывает трех типов.
1) У ребенка как будто отсутствует интерес к еде, он почти никогда не голоден
Для него прием пищи — некое наказание. Такой малыш быстро наедается — ему достаточно пары кусочков пищи.
2) Вкус, текстура, запах новой пищи кажутся детям слишком странными, чересчур выраженными
Мой знакомый, профессор-генетик, может распознать, что именно резали ножом перед тем, как приступить с этим же прибором к его еде. Это называется повышенной сенсорной чувствительностью. Именно с ней связан второй тип избегающего расстройства питания.
Посмотрите, какие продукты на самом деле можно давать ребенку:
3) Еда связана с травматическим, неприятным опытом
Если ребенка заставляли есть, если родители ругали за еду, если он в раннем детстве подавился чем-то, у него возникают неприятные ассоциации с приемом пищи, он боится есть.
Чаще всего избегающее расстройство питания начинается в раннем возрасте, например, во время грудного вскармливания.
При переходе к нормальному питанию предпочтение определенного ряда продуктов, отказ от любимых блюд, неприятие новой еды, отсутствие интереса к новому, потеря аппетита, боли в животе, страх тошноты являются симптомами данного расстройства.
Как родители обычно решают эту проблему с питанием
Как правило, у родителей есть два подхода к решению проблемы. Но, к сожалению, чаще всего оба варианта неправильные.
У первой группы мам и пап подход попустительский. Они считают, что ребенок должен есть то, что он хочет. Такое отношение оправдано только в том случае, если ребенок активный, эмоционально стабильное, а его рост и вес соответствуют норме.
Второй подход можно назвать насильственным. В таком случае ребенка или кормят, отвлекая его мультиками, разговорами, предлагая разные награды за прием пищи, или заставляют есть со скандалами и наказаниями.
Этот путь неприемлем, ведь он формирует невротическое отношение к пище и усиливает страх.
Чем может помочь врач при расстройстве питания у ребенка
Если вам кажется, что у ребенка избегающее расстройство питания, обратитесь к врачу и проверьте, в норме ли его физическое развитие. Попробуйте также в течение двух недель записывать все, что он ест, а потом разделите эту еду по различным категориям: «белок», «клетчатка», «сложные углеводы», «жиры», «десерты», «продукты, содержащие кальций».
Если дочь или сын ест хотя бы по два вида продуктов из этих столбиков, то у вас все в порядке. Дети же с расстройством предпочитают пищу, содержащую простые и сложные углеводы, например, любят макароны и хлеб, отказываются от продуктов, которые содержат белки, жиры и кальций. Что же делать?
Шаг 1
Работа специалиста заключается в том, чтобы восстановить способность ребенка есть продукты из разных пищевых групп и сделать так, чтобы организм развивался в нужном темпе, избавить его от страха во время еды.
Основа работы специалиста, занимающегося избегающим расстройством питания, —экспозиция.
Это психотерапевтический прием, когда ребенку медленно и осторожно предлагают новую еду, дают ее попробовать.
В начале работы доктор должен спросить, есть ли у вас совместные приемы пищи. Чтобы помочь ребенку наладить питание и вес, развить нормальную способность питаться, нужно, чтобы дома были семейные приемы пищи хотя бы один раз в день. Ведь это время, когда все родные собираются вместе, едят с аппетитом разнообразную еду, не ограничивая себя и не останавливая друг друга.
Шаг 2
Затем с помощью результатов анализов врач выявляет те продукты, которые ребенку в первую очередь нужно ввести в рацион. Малыша не заставляют есть, но разговаривают с ним о важности потребления этой еды и ставят ее на стол.
Задача ребенка — просто стерпеть, что этот продукт лежит у него на тарелке, понюхать его или даже лизнуть. На этой стадии нужно привыкнуть к продукту, заново познакомиться с ним. Возможно, стоит вознаградить сына или дочь за такие старания.
Таким образом, через несколько недель можно добиться того, что ребенок был в состоянии принять эту пищу. Родителям, чьи дети страдают от неофобии, не стоит гнаться за количеством съеденного.
Детский организм обладает способностью усваивать все самое необходимое и полезное даже из крошечного количества еды. Поэтому, если ребенок съел кусочек фрикадельки, четверть чайной ложки сливочного масла, выпил треть стакана молока, это уже большая победа и польза для малыша.
Однако мамам и папам нельзя пренебрегать помощью специалиста при этой проблеме. Эксперт работает со всей семьей, учит родителей создавать теплую атмосферу за столом, чтобы ребенок рискнул и попробовал «опасную» брокколи или «страшное» яйцо