что делать если ребенок кусает губы до крови
Что делать если ребенок кусает губы до крови
Мнительные родители могут выискивать у детей признаки отклонений в развитии. Но иногда малыши своими жестами и действиями сигнализируют о том, что с их душевным состоянием не все в порядке. Что в поведении ребенка должно насторожить взрослых?
Если родители предъявляют завышенные требования к ребенку, ждут только лучших результатов, малышу жизненно необходимо успокоиться. Он боится не оправдать надежд, которые на него возлагают взрослые. Помощи просить не у кого, ведь родители будут отчитывать и говорить: «Ты уже взрослый. Решай проблемы сам», «Нам надоело все делать за тебя», «Сколько можно повторять: мы заняты!». Если вы говорите такое ребенку, задумайтесь, каково ему слышать подобные фразы от самого близкого человека.
«В детстве я сосала палец. Продолжалось это до 6 лет. Родители с трех лет отдали меня в секцию фигурного катания, мама дополнительно занималась со мной английским языком, папа учил играть в шахматы. Детства, как такового, у меня не было. Уже потом я поняла, что успокаивалась, только когда палец был во рту. Родители ругали меня за эту привычку, мазали палец горчицей, забинтовывали. Лучше бы, конечно, они отвели меня к детскому психологу, но в то время это было не принято. Да и не согласились бы мои авторитарные мама с папой обращаться к врачу. Им казалось, что они стараются ради меня, а мне это было не нужно. В 6 лет кожа на пальце от постоянно сосания лопнула, мне было очень больно, но родители ни разу не пожалели. Наоборот, говорили, что я сама виновата. Сейчас я ненавижу шахматы и коньки, и своих детей никогда не буду заставлять делать то, чего они не хотят».
Хлюпает носом, кряхтит, покашливает
Малыши с раннего детства понимают, что во время болезни родители забывают о своих важных, взрослых делах и все время посвящают больному ребенку. Когда дети становятся старше, они могут нарочно громко сморкаться, кашлять, вздыхать, прижимая руку ко лбу. При этом маленькие симулянты чувствуют себя хорошо, просто они хотят привлечь внимание родителей. Деткам хочется, чтобы их пожалели, проявили заботу, обнимали и поили теплым молоком. Происходит это, как правило, в семьях, где родители заняты своими делами и не хотят проводить время с детьми.
Иногда мальчики и девочки «заболевают», чтобы не идти в детский сад/школу. Существует ряд причин, по которым они так себя ведут.
Больной ребенок получает необходимую дозу любви и душевного тепла. Если вы заподозрили, что сын или дочь притворяются больными, разберитесь в ситуации, вместо того, чтобы сразу же ругать ребенка.
Ксения, мама 6-летней Даши:
«Дочка у меня болеет редко, по пальцам можно пересчитать ее недомогания. Но в последний год я стала замечать, что Даша по вечерам начинала кашлять, чихать и шмыгать носом. Сначала я неслась с градусником, даже несколько раз вызывали педиатра, хотя явных причин простуды не было. Врач говорил, что с девочкой все в порядке. Мы прошли полное обследование в медицинском центре, но все анализы и показатели были в норме. Я не связывала состояние Даши с тем обстоятельством, что мы переехали, и дочка пошла в новый садик.
Оказалось, в группе с ней никто не играл, новых друзей она не нашла, поэтому ходить туда не хотела. Но боялась признаться, ведь мы с мужем работаем, и она не хотела нас огорчать. Я виню себя за то, что не поговорила с Дашей откровенно, не выяснила причины, почему дочка придумывала болезни. Мы много работаем, но никакая работа не стоит того, чтобы забывать о проблемах детей. Сейчас Даша ходит в частный детский сад. В группе у нее сразу же появились подружки, и теперь каждое утро дочка бежит в садик с радостью».
Ребенок кусает губы
Если вы разговариваете с малышом, а он при этом постоянно кусает губы, возможно, кроха боится сказать что-то лишнее или запретное. Возможно, ребенок изо всех сил сдерживается, чтобы не выдать какой-то секрет. Или он не хочет вступать в спор с оппонентом, даже если не согласен с его точкой зрения.
Важно! Если кроха закусывает губу в момент какого-то занятия (например, рисует картину или лепит из пластилина поделку), скорее всего, он просто сосредоточен и полностью вовлечен в процесс.
Дети кусают губы, как правило, в том случае, когда родители постоянно одергивают, не дают высказываться, не считаются с мнением младших членов семьи. На что нужно обратить внимание взрослым?
«Родители воспитывали меня в строгости. Мне не разрешалось высказывать свои мысли, желания, моя жизнь была четко распланирована мамой и папой. «Не спорь со старшими», «Ты должна хорошо учиться», «У тебя никто не спрашивал» – примерно так со мной разговаривали с самого детства. Потом у меня появилась привычка кусать губы. Они покрывались коркой, лопались, вокруг образовывалась зудящая сыпь. Дерматолог прописывал какие-то мази, настойки, но все повторялось снова. Когда я уехала от родителей и обратилась к психологу, мы нашли причину моей привычки, которая, кстати, осталась до сих пор. С родителями я почти не общаюсь, у нас не сложилось добрых отношений, но в этом нет моей вины».
Ребенок кривляется и паясничает
Когда малыш корчит рожицы и кривляется, тем самым он старается привлечь к себе внимание окружающих. Обычно дети так себя ведут, потому что чувствуют в себе неуверенность. Им кажется, что они хуже остальных девочек и мальчиков, поэтому паясничают и всячески обращают на себя внимание взрослых и детей. Если родители делают замечание, дети только радуются, ведь цель достигнута, и их заметили. Как правило, такое поведение сигнализирует о том, что родители регулярно критикуют ребенка: «Какой ты неуклюжий», «У тебя никогда ничего нормально не получается сделать», «Ты совсем глупый? Сколько раз тебе объяснять одно и то же?».
На заметку! Ребенок может кривляться и паясничать, когда у него появляется младший братик или сестричка. Так он привлекает внимание мамы, которая сутками занята новорожденным.
Елена, мама 6-летнего Руслана и 3-месячной Евы:
«Руслан всегда был спокойным, вежливым мальчиком. Но еще когда я была беременная Евой, он стал вести себя очень странно. Мог на улице начать кривляться, показывать языки прохожим, бегать и дико кричать в магазине. А после рождения Евы поведение Руслана стало еще хуже. Хорошо, что на форуме опытные мамы двоих и троих детей подсказали, что старшему сыну необходимо мое внимание. Я думала, что он уже взрослый и сам в состоянии себя занять. Но, оказывается, я ошибалась».
Малыш кричит, скандалит, обижает окружающих
Если кроха регулярно устраивает скандалы, это может говорить о том, что малыш скрывает какую-то серьезную проблему. Маленький человек в постоянном стрессе должен выплескивать негативные эмоции, и он это делает так, как умеет: швыряет игрушки, бьет и кусает маму, отбирает у соседского мальчика машинку. Часто такое поведение характерно для детей, которых воспитывает один родитель или бабушки с дедушками.
Самое удивительное, что агрессивные дети могут слышать от взрослых ободряющие слова: «Ты – мой самый лучший ребенок», «Я тебя обожаю», «Ты – моя единственная надежда в жизни». Кроха чувствует серьезный груз ответственности, ведь родители считают его идеальным, поэтому нужно соответствовать. Нервное напряжение, которое растет с каждым днем внутри, не дает ребенку покоя, и приходится с помощью агрессии освобождаться от негативных эмоций.
Когда необходимо обратиться к неврологу и психологу
Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:
Чуткие и внимательные родители сразу же обратят внимание на то, что их ребенок странно себя ведет. Чтобы не упустить момент и вовремя решить проблему, нужно разобраться в ситуации или обратиться к специалистам, которые помогут найти выход.
Прикусывание щеки и губ (K13.1)
Версия: Справочник заболеваний MedElement
Общая информация
Краткое описание
Примечания
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Этиология и патогенез
Эпидемиология
Возраст: преимущественно взрослый
Признак распространенности: Очень распространено
Соотношение полов(м/ж): 0.5
Факторы и группы риска
Группы риска соответствуют этиологии и включают:
— нарушение прикуса;
— протезирование зубов;
— кариес;
— лечение (пломбирование) зубов;
— пирсинг.
Клиническая картина
Клинические критерии диагностики
Cимптомы, течение
Жалобы. Большинство пациентов может не предъявлять никаких жалоб. У пациентов с агрессивной привычкой кусать щеки и губы могут присутствовать жалобы на боль, жжение или отек.
Больные могут отмечать ощущения утолщения или шероховатости места поражения. Слущивание слизистой с пораженных участков заставляет некоторых пациентов часто сплевывать, зубами или языком механически удалять фрагменты измененной слизистой.
При обследовании полости рта выявляется воспаленная слизистая оболочка с неровной поверхностью. Пораженный участок выглядит как пятно или бляшка с рваными, мохнатыми краями. Иногда на слизистой отмечаются мелкие поверхностные эрозии, чередующиеся с белыми чешуйками. Наиболее часто такие изменения характерны для слизистой по линии смыкания зубов (так называемая «linea alba»).
Осмотр губ позволяет выявить отечную и гиперемированную слизистую, причем чаще страдает нижняя губа. Очаги поражения, как правило, симметричны.
У ряда пациентов отмечаются изменения психологического статуса.
Диагностика
Диагноз прикусывания щеки и губ, как правило, ставится клинически.
1. Биопсия показана в нетипичных случаях, а также в случаях, резистентных к проводимой терапии в течение более 1-3 недель.
При обработке биоптата обязательным является использование PAS (с целью выявления грибковых поражений).
Наиболее приемлемым считается забор биоптата с помощью иссечения ткани. Браш-биопсия и эксфолиативная биопсия не являются достаточно подходящими методами.
2. Для дифференциальной диагностики могут применяться некоторые оптические приборы, позволяющие осматривать и фотографировать слизистую с большим увеличением. В данных приборах используются различные принципы предварительной диагностики раковых и иных поражений слизистой оболочки полости рта. Зачастую участок слизистой требует предварительной обработки некоторыми реактивами (например, уксусной кислотой).
Лабораторная диагностика
Дифференциальный диагноз
Прикусывание щеки и губ дифференцируют со следующими заболеваниями и состояниями:
1. Механические травмы иной этиологии (например, неправильная чистка зубов).
2. Химические и термические ожоги губ.
3. Туберкулез слизистой. Туберкулезная язвы имеют подрытые края, отмечается резкая болезненность при пальпации, а также определяются мелкие желтые точки (зерна Треля).
4. Рак. Язвы, наблюдающиеся при раке, имеют плотное основание и плотные края; элементы поражения могут быть слегка болезненны. Такие язвы не заживают достаточно долго (более 2-3 недель).
5. Контактный стоматит.
6. Лейкоплакия.
7. Кандидозные поражения полости рта.
8. Стоматиты, связанные с курением.
9. Врожденный дискератоз.
10. Красный плоский лишай.
Осложнения
Лечение
Диета. Никакой специальной диеты не требуется, если состояние зубов и отсутствие боли позволяет пережевывать достаточно грубую пищу. Разумные ограничения включают в себя отказ от раздражающих компонентов и чрезмерно грубых видов пищи, которые способны усилить болевые ощущения и/или дискомфорт во время жевания.
Самым главным мероприятием терапии является установление и ликвидация травматического фактора:
— исправление прикуса;
— коррекция новых зубных протезов или замена старых;
— замена пломб;
— пришлифовка режущих краев зубов, травмирующих слизистую.
Определенное значение имеет изготовление и установка акриловых протезов (каппы), которые покрывают зубы и защищают слизистую щек от травмы. Как минимум их ношение показано во время сна, когда пациент не контролирует движение челюстей.
Не существует однозначных доказательств эффективности методов психологической коррекции в лечении прикусывания щек и губ, однако несколько работ показывают их эффективность в течение 3 месяцев при лечении подобных состояний.
В случае бактериологического подтверждения колонизации поврежденных участков показаны местные антисептики.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Ребенок кусается
Содержание:
Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) 1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.
Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.
Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.
Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».
Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:
Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
Возобновилось — грудь сразу снова отняли.
Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.
Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии 2,3
Ссылки на источники:
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.