что делать если ребенок не хочет ходить на кружки
Помощь ребенку, который отказывается ходить в школу: советы родителям от столичных психологов
Иногда в семьях звучит ультимативное: «Я не пойду в школу». Ребенок бунтует, отказывается выполнять домашние задания, на уроки по утрам собирается со слезами. Специалист Московской службы психологической помощи Анна Порозкова рассказывает, как преодолеть отказ идти в школу и что скрывается за таким поведением.
Часто можно услышать мнение, что нежелание учиться — блажь и лень. Такая простая фраза, а какую гамму эмоций, в том числе негативных, она может вызвать. Каждый из нас был школьником, и для каждого этот опыт разный. Возможно, для кого-то он оказался сопряжен с определенными тяготами. В таком случае и посыл, который родитель будет транслировать ребенку, не очень позитивный. Если же настрой на учебный процесс положительный, если есть понимание, что ошибка — не провал, но важная часть пути, то и отношение к обучению в семье будет иным.
Школа требует сосредоточенности, умения справляться с многозадачностью, навыка быстро переключаться между предметами. Дети держат под контролем сразу несколько процессов: им нужно усваивать знания, ежедневно демонстрировать, насколько хорошо это у них получилось, еще они учатся выстраивать отношения с другими людьми — педагогами и сверстниками. Выдерживать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.
Скрытое содержание
Чтобы понять, какой посыл скрыт за фразой «не хочу», ее можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:
В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи.
Советы родителям
Воспитание ребенка и поддержание хороших отношений с ним — трудная задача. Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары на тему детско-родительских отношений и вопросов учебы. Например, 25 октября в 13:30 пройдет бесплатный вебинар «Родители и дети. Способы эффективного общения». На нем родители смогут узнать, как правильно разговаривать и слушать ребенка, что такое границы в отношениях, зачем их устанавливать, как правильно себя вести во время конфликта и многое другое.
В круглосуточном формате работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
5 способов помочь ребенку, уставшему от кружков и секций
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развитой личностью. Многим кажется, что залог этого — разнообразные кружки и секции после детского сада или школы. Чтобы от всего этого был толк, важно, чтобы малыш не переутомлялся. Как вовремя увидеть, что дополнительные занятия вызывают только усталость, предотвратить выгорание и вернуть интерес к любимым тренировкам, музыке или танцам? На эти вопросы отвечает психолог Светлана Пятницкая
То, что современные родители серьезно относятся к дополнительному образованию своих детей, само по себе очень хорошее явление. Прежде всего это влияет на жизненные установки ребенка.
Он узнает, что сегодня и в будущем у него масса вариантов активно проводить свой досуг, не уткнувшись в гаджеты. У него есть возможность уже в раннем возрасте определиться с тем, что ему интересно, ведь занятия в секциях и кружках дают ему представление о различных профессиях. Это поможет ребенку сделать выбор будущего дела своей жизни. А может быть, наоборот, он увидит, что его радужные представления о музыкальной или спортивной карьере отличаются от реальности.
Чем бы ни занимался ваш ребенок после школы или садика, может наступить момент, когда он скажет, что не хочет никуда идти. Что это — каприз или усталость? Чтобы понять, ответьте себе на вопрос: нежелание идти в музыкальную школу или на айкидо появилось сегодня или это уже не впервые? Обычно ребенок ходит на эти занятия с радостью?
Узнайте, почему пропало желание заниматься
Если это нежелание появилось впервые, присмотритесь к малышу: возможно, он заболел, слишком устал к концу четверти или недели. Ему нужен отдых, чтобы восстановиться.
А что делать, если ребенок чувствует себя хорошо, но на занятия все равно не хочет? Важно понять, что изменилось, если раньше он ходил на них с удовольствием. Если речь о начальной школе, то именно с 7−8 лет дети как раз искренне хотят узнавать новое в кружках и секциях. Расхотеть они могут по многим причинам.
Просто не нравится
Если дочка ходит на балет только потому, что мама мечтала стать балериной, если сын гоняет мяч в спортшколе, так как папа заядлый болельщик, то такое «перегорание» логично. Ведь ребенок просто реализует мечты старших, а не занимается тем, что любит. А даже если и любит, может перестать этим заниматься, если не нравится преподаватель, тренер. Ведь в младшем возрасте фигура старшего зачастую определяет отношение к занятию и деятельности в целом.
Подражание родителям
Не устаю напоминать о том, что дети — наше зеркало, они учатся у нас буквально всему. Например, мама любит говорить: «Выдалась тяжелая неделя, я без сил!», после чего ее никто ни о чем не спрашивает и ничем не беспокоит. Ребенок может взять эту фразу на вооружение и говорить об усталости в надежде, что к нему не станут приставать и отнесутся с пониманием.
Недетские перегрузки
Ребенок правда может быть сильно загружен и просто не успевает жить в промежутке межде спортзалом и танцклассом. Изучите внимательно его расписание на всю неделю.
Обычно детям нравится, если у них весь день занят разнообразными делами, которые им по душе. Но если малыш должен ходить на плавание, боевые искусства и еще посещать уроки физкультуры, он обязательно устанет.
Попробуйте пересмотреть его расписание, сильно разнести по времени дополнительные занятия, чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку.
Переутомление от общения
Ребенок может устать не непосредственно от балета или баскетбола, а от необходимости постоянно контактировать с другими. Если малыш интроверт, ему трудно постоянно находиться в обществе большого числа людей, постоянно разговаривать и обсуждать каждое свое движение в рамках занятий. Возможно, ему подойдут индивидуальные занятия или одиночный вид спорта.
Долгая дорога
Если все ваши кружки, секции и школа не в шаговой доступности друг от друга, ребенок может просто устать от необходимости постоянно торопиться. Порой родители только усиливают тревогу, подгоняя: «Быстрее, мы опаздываем!». Ведь ребенку нужно не только успеть добраться на занятие, но и подготовиться к нему, например переодеть форму. А потом еще надо ехать домой и делать уроки!
Определитесь с необходимостью занятий
Очень важно рассмотреть этот вопрос в длительной перспективе. Когда вашему ребенку будет 30 лет, как повлияют сегодняшние кружки на становление его личности? Помогут ли они ему стать начитанным, умным, физически активным, приобрести другие полезные качества? Подумайте и о краткосрочной перспективе. Например, вам бы хотелось, чтобы уже сейчас ваша дочь была более усидчивой, развивала логическое мышление, это пригодится любому человеку. И тут ей могут очень помочь занятия по шашкам или шахматам. А вот балет — нет. Так стоит ли заниматься им «на всякий случай», «для общего развития»?
Прислушайтесь к себе
Сравните собственную усталость от любимого дела и от нелюбимого, которым вы занимаетесь, потому что надо. От чего вы сами больше устаете — от уборки и походов за продуктами или от рукоделия или велосипедных прогулок? Когда вас самих последний раз утомляло любимое дело? Вспомните эти ощущения. Когда вы занимаетесь чем-то приятным, вы чувствуете не только усталость, но и удовлетворение от результата, хорошо выполненного дела. Сон или чтение могут компенсировать силы, затраченные на это дело. Но если вы занимаетесь им на пределе ваших возможностей, через силу, какое уж тут удовольствие? Так и с ребенком: он может уставать, потому что дополнительные занятие для него не удовольствие, а работа.
Помогите уставшему ребенку
Если ребенку раньше нравились его дополнительные занятия, а его усталость от них эпизодическая, дайте ему возможность восполнить ресурс. Попробуйте вознаградить его за усилия: «В этом месяце ты очень хорошо потрудился и порадовал меня. Я тоже хочу тебя порадовать: давай сходим в кино на выходных?». Обязательно обсудите вместе, какие у него трудности, почему они возникли и как их устранить. Поговорите о том, что ваши цели совпадают и вы готовы помочь малышу: «Мы оба хотим, чтобы ты смог заговорить на английском. Ты стараешься, а я работаю, чтобы ты мог заниматься с преподавателем. Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы ты меньше уставал и продолжал заниматься».
Будьте всегда на его стороне
Самое важное, что вы должны сделать, — это донести до ребенка, что вы готовы его выслушать, помочь ему, что вам важны его чувства и вы никогда не станете его принуждать к занятиям, от которых он устал. Ведь ваша общая цель — сделать так, чтобы малыш вырос счастливым человеком. Пусть даже без олимпийской медали или международной награды.
Ребенок не хочет ничем заниматься кроме школы
Как правильно бросать кружок, секцию, музыкальную или художественную школу?
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Сентябрь — это не только первые школьные дни нового учебного года, это еще и продолжение занятий в кружках и секциях, новое расписание, иногда — новый тренер. Часто родителей, убежденных, что в этом году все будет как в прошлом, ждут неожиданности — ребенок отказывается ходить в кружок или секцию, где занимался, хочет выбрать новый или вообще не настроен на дополнительные занятия. Как вести себя в этой ситуации?
Кружки и секции: ребенок ничем не хочет заниматься
Когда выбор секции — дело исключительно родителей, велика вероятность детского сопротивления. Явного: «Не хочу! Не буду!» Или скрытого, психосоматического, когда в день тренировки то голова болит, то живот, то левая пятка.
Но стоит различать варианты «хочу заниматься чем-то другим» и «ничем не хочу заниматься». В первом в основе лежит сформированный интерес, желание. Во втором — отсутствие интересов, нежелание. Если ребенок совсем ничем не хочет заниматься, тогда занимать его придется родителям.
Говорю это без негативного оттенка, имея в виду, что родители должны увлечь своего малыша, брать его с собой на разного рода мероприятия (если они подходят ему по возрасту), заражать его своим интересом. Ищите то, чем захочется заниматься вместе. Если родители чем-то увлечены в своей жизни, то и ребенок вполне может разделить это увлечение.
Также следует отличать «хочу ходить в эту секцию» от шаткого «то хочу ходить, то не хочу». Пусть это дополнительные занятия, но они не могут зависеть от настроения. Если выбор сделан (и тем более, если выбор сделан самим ребенком), то к занятиям следует подходить ответственно. Не опаздывать, не прогуливать, даже если идти не очень хочется. В этой ситуации родителям уместно напоминать ребенку о предстоящих занятиях, взывать к ответственности, даже настаивать на том, чтобы он собрался и пошел.
Ведь чем чреваты пропуски? Несколько раз пропустил занятия — и уже отстал от остальных детей в группе. Тут же выяснится, что что-то ребенок не умеет, что-то не знает, что-то выполняет хуже остальных. Быть отстающим — неприятно, наверстывать — трудно. И возникает соблазн вообще перестать ходить.
Ребенок хочет бросить кружок или секцию
Как же реагировать, если ребенок категорично заявляет, что он больше не пойдет на занятия, что хочет бросить секцию, детский кружок или музыкальную/художественную школу, даже если изначально это был его выбор? Прежде всего нужно разобраться в причинах. Особенно если смена кружков (смена интересов) происходит часто.
Может быть, ребенку просто хочется все попробовать? Научился плавать, и хватит, буду двигаться дальше. Теперь в городе столько катков — вот бы мне научиться кататься на коньках. Наступила весна, лед растаял — самое время заняться верховой ездой.
Ничего страшного в таких «шатаниях» нет. Пусть ребенок пробует, пусть перебирает. Путь развития в этом случае не вертикальный (всё лучше и лучше, какой-то определенный навык постоянно совершенствуется, оттачивается), а горизонтальный (всё шире и шире, накапливаются различные навыки).
Горизонтальный путь развития не хуже и не лучше вертикального, он просто другой и зависит от характера. Есть люди, которым хочется с головой погрузиться в определенную область знаний — получается узкий специалист. И есть люди, которым нужна не глубина, а многоохватность знаний — про таких обычно говорят, что у них широкий кругозор.
Стоит ли бежать от дискомфорта
Но за формулировкой «не хочу» может скрываться не только возникновение спонтанного интереса к другой деятельности. Причиной отказа посещать занятия может быть ситуация неуспеха, психологического дискомфорта.
Кое-кто таким образом пытается избежать трудностей. Поначалу все нравится, а как только возрастают нагрузка и требования — ленивый ребенок предпочтет уйти. Для других детей важно всегда быть первыми, а если вдруг появится сильный соперник, которого хвалят больше, то также велик посыл сдаться и уйти. Не последнюю роль играют и сложности во взаимоотношениях со сверстниками. А кому-то просто не нравится тренер или преподаватель.
Такого рода проблемы — психологического характера, и переходом в другой кружок их не решить, так как и там ситуация может повториться. Значит, стоит вместе с ребенком поискать выход из сложившейся ситуации, подумать, что изменить в себе, и если уж совсем невмоготу — из кружка или секции можно уйти.
Как вариант, предложите ребенку походить еще месяц, а за месяц все-таки попробовать справиться с проблемами, преодолеть трудности. Может случиться и так, что уходить уже не захочется. В любом случае хорошо, если решение уйти будет не импульсивным, а взвешенным, хорошо продуманным.
Бывают и такие дети, которые просто никуда не хотят ходить. «Интроверты интровертные» — говорят про них. Но вот такие интроверты, то есть личности закрытые, могут увлеченно заниматься чем-то, не выходя из дома: рисуют, вяжут, выжигают, паяют, программируют, эксперименты ставят. Это не про «ничем не хочу заниматься». Это — «хочу всем заниматься дома». Хочет? Пусть занимается!
Если ребенок не хочет ходить на кружки?
Вопрос психологам
Спрашивает: Наталья
Категория вопроса: Дети
Добрый день. Подскажите,пожалуйста,как быть. Моей дочке 9 лет. Мы ходили на всякие кружки по интересам с 3 лет. Не тащили,а спрашивали,хочет или нет. В итоге мы и на английский ходили, и а рисование и поделки всякие, на бальные танца,на гимнастику. На бальные танцы проходили года два. Вот уже два года ходим в бассейн и на пение 3 года. В прошлом году,она начала ныть,что не хочет в бассейн. Потом опять хочет, потом опять не хочет. На пение ей тоже хочется через раз. Но она хочет на дизайнерские штучки. Вижу что часто просто лень собраться. Вообще девочка достаточно ленивая. Но это думаю черта характера. Что делать? Потакать? Бросать все? Если ребенку неинтересно все и лень, заставлять? Многие мои знакомые заставляют детей с раннего возраста и я вижу,что они детей приучили трудится. А у нас как что-то сделать надо, вижу просыпается «махровая» лень. ДО конца ничего не доводит,бросает. Не знаю,что делать. Надеюсь понятно объяснила. Одно дело когда ребенку 3-5 лет и он все пробует,а другое дело 9 лет. и просто лень.
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Если ребенок не хочет ходить на кружки?
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Если вы правда хотите разобраться с этой ситуацией, обратитесь на очный прием к психологу / психотерапевту, Наталья. Встретившись с вашей семьей, специалист сможет увидеть какие процессы протекают незаметно для вашего глаза и обратить на них внимание. А это в свою очереь поможет вам понять, в какую сторону двигаться и что делать, чтобы вернуть дочери интерес к развитию и трудолюбие!
Удачи вам, Наталья! Смело обращайтесь, если надумаете поработать с этим!
Карамян Карина Рубеновна, психолог, психотерапевт, г. Москва
Вы водили дочь на различные кружки с раннего возраста. Это был хороший способ выяснить ее способности, т.е. то, что дается ей особенно хорошо. Сейчас девочке 9 лет. Основная ее задача учиться в школе, добывать новые знания. Важно не перегружать ребенка дополнительными занятиями и секциями, ведь в школе достаточно серьезная нагрузка и дети устают. Поэтому важно, чтобы дополнительные занятия не только развивали способности ребенка, но также были интересны и приносили радость. Движущей силой в формировании мотивации является интерес.
Сильнейшим стимулом мотивации является похвала. Наверное, вы не раз замечали, как радуется ребенок очередной своей маленькой победе, будь то собранный пазл или самостоятельно одетый ботинок. Важно в этот момент порадоваться вместе с ребенком и похвалить его за проделанный труд и проявленную самостоятельность в достижении цели. Таким образом, ребенок поверит в свои силы, у него снова появится желание покорить очередную вершину.
Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации
Современные родители очень озабочены воспитанием успешных, счастливых и здоровых детей. С этой целью они разносторонне развивают подрастающее поколение: отдают детей в разные секции, приучают к занятиям спортом, следят за правильным образом жизни. Но очень часто мамы и папы сталкиваются с тем, что принято называть « капризами » и « выкидонами » детей: те отказываются идти на тренировки, ленятся, спорят с родителями.
Что делать в такой ситуации? Как справляться с низкой мотивацией детей, ленью, где искать причины такого поведения? Приглашённый эксперт портала «Где мои дети», тренер спортивной школы с 12-летним стажем, эксперт в спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по достижению детьми успехов и побед, Алёна Новикова поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы направить родителей в этом непростом деле и помочь им найти корни проблемы.
Алёна Новикова,
тренер по каратэ, эксперт в спортивной психологии:
Работая тренером в спортивной школе, с мотивацией и ленью мне приходится сталкиваться каждый день. Есть у меня две истории из практики, которые запомнятся мне надолго. Я хочу поделиться ими с вами. Имена героев изменены. Суть историй в том, что за ленью и нежеланием что-либо делать порой стоят скрытые причины.
Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их
Первая история о юном спортсмене Саше. По моему мнению, в спорте его ожидали успехи, так как ему легко давалась новая техника. На занятиях Саша показывал великолепные результаты, но всегда был очень сдержанными мальчиком и не проявлял эмоций.
Перед очередной тренировкой состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.
«Алёна Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на каратэ! » — мама Саши была очень расстроена.
Я сама не понимала причин для того, чтобы бросать мальчику спорт, но уважаю мнение каждого и не имею привычки переубеждать или принуждать посещать занятия. Считаю, что существует достаточно хобби и сфер, где можно реализоваться как детям, так и взрослым. Поэтому я стала предлагать другие виды спорта.
«Вы меня не поняли… Саша вообще ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбол. Сидит в комнате за компьютером и всё », — мама Саши наотрез оборвала мои предложения.
Она понятия не имела, в чём причина. Я предложила прийти в следующий раз вместе с Сашей и попробовать узнать причины столь резкого отказа от занятий.
Во время следующей беседы Саша сказал, что каратэ для него имеет большое значение. Он категорически не хочет заниматься баскетболом и ходить на плавание. И что именно поэтому он убивает своё свободное время, сидя за компьютером. Далее Саша объяснил, что на тренировках по каратэ ему не нравится, что ему больно, когда отрабатывают удары в парах. Маме он стеснялся об этом говорить, т. к. мама воспитывает его быть сильным и смелым.
После разговора всё встало на свои места! Я предложила Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнёра. Он с радостью согласился и уже через год показал великолепные результаты. Мы выиграли первенство России по ката.
Эта история учит более внимательно относиться к желаниям детей, больше с ними разговаривать, прислушиваться и чувствовать их. Я рада, что состоялись эти беседы, что спортсмен смог реализоваться и не закрылся в себе.
Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой
Вторая моя история о том, что поддержка семьи является огромным толчком к успехам юного спортсмена.
Всё произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители большую часть времени проводили дома. Наши тренировки проходили online, а задания для самостоятельной работы я высылала на почту.
Я стала замечать, что одна из моих лучших воспитанниц стала пропускать тренировки и не выполняла домашние задания. Первым же решением было позвонить родителям:
«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как у Ани здоровье? Она начала пропускать тренировки… »
По словам мамы, Аня не хочет заниматься дома, ей лень, её всё отвлекает. Девочка считает, что дома тренировки совершенно бесполезны.
Также я поинтересовалась, как проходят домашние тренировки. Мама Ани рассказала, что вечером они всей семьей смотрят телевизор, а после 18:00 часов вечера Аня отправляется заниматься в свою комнату. Я предложила Татьяне Николаевне поддержать Аню в спорте и вместе с ней выполнять простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея пришлась не по душе. Ей не хотелось отрываться от домашних дел. И всё же ради успехов своей дочери она согласилась.
Через две недели мне позвонила радостная Татьяна Николаевна со словами благодарности: « Я в восторге! Мы с дочкой каждый день бегаем, с утра делаем зарядку. Я давно хотела прийти в форму, но руки не доходили. А тут в компании намного легче, да и в глазах дочери хочется выглядеть хорошо, не бросать начатое на полпути. Спасибо Вам! »
Когда начался карантин, ребёнку стало лень самостоятельно заниматься. На фоне семейного отдыха, Ане было тяжело себя заставить делать упражнения. А когда мама начала заниматься вместе с дочкой и показала на личном примере целеустремлённость и характер, девочке стало легче и даже интереснее. После завершения карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а мама продолжила дальше заниматься спортом.
Вот, что значит поддержка внутри семьи. Порой мы недооцениваем значимость семьи и не связываем это с желанием ребёнка заниматься спортом, посещать секции, отрабатывать упражнения дома. А ведь каждый ребёнок стремится к единению со своими родителями. Когда семья — это команда, каждое событие проживается вместе гораздо дружнее, нежели по одиночке!