что делать если ребенок обижает животных
Что делать, если ребенок проявляет агрессию по отношению к животным? Редакция «The Village Черное Море» вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей
Психологи советуют не заводить животное в доме, где есть ребенок, не достигший трехлетнего возраста. Доказано, что маленькие дети не понимают, что их игры могут быть не только неприятны, но и мучительны для другого живого существа, так как в этом возрасте ребенок относится к другим детям и животным, как к неживым объектам, и обращается с ними, как с игрушками: может взять, бросить, толкнуть, укусить и так далее. Однако после трех лет все эти действия могут рассматриваться как жестокое обращение. The Village узнал у экспертов, откуда берутся враждебные чувства, как с ними справляться и что предпринять родителям в таком случае.
клинический психолог, детский психо-терапевт, дефектолог
Обычно мы сразу узнаем сколько ребенку лет и пытаемся понять его психологическое состояние. До трех лет агрессия у ребенка не является осознанной, но важно помнить, что к четвертому году жизни он уже способен понимать, что его действия причиняют другому боль и такое поведение нельзя поощрять. Агрессивные игры, нужно переводить в мирное русло.
За агрессией, направленной на животных может скрываться злость, которую ребенок не может высказать открыто, например, своим родителям. И в первую очередь нужно понять, чем вызвана эта злость. Когда существует конфликт между взрослым и ребенком, малыш хочет наказать взрослого, но не может. Поэтому он переносит чувства на того, кто слабее, например, на животное. Такое поведение называется перенаправлением чувств по схеме от «старшего к младшему», от «сильного к слабому».
Именно механизм перенаправления, перенесения враждебности и лежит в основании жестокого обращения с животными и в целом с теми, кто слабее тебя. Но существует и другой механизм механизм — «идентификация с агрессором»: когда ребенок свои чувства страха, боли, беспомощности переносит на того, кто слабее него, а сам становится большим и сильным, смелым и уверенным. Так он решает свои психологические, эмоциональные проблемы, пытается справиться с чувством неполноценности, беспомощности, страха и обиды.
Родителям необходимо помочь понять ребенку, отчего он так поступает. Объяснить, как чувствует себя животное, что ему больно и страшно. Рассказать и показать на своем примере, что намного приятнее быть сильным, храбрым и помогать слабым. Если самостоятельно справиться с задачей не удается, необходимо обратиться к специалисту: возможно у ребенка есть нарушения в эмоциональном развитии. В отдельных случаях придется прибегнуть к курсу детской психоаналитической психотерапии.
Также родителям стоит проанализировать свои отношения с ребенком. Задать себе вопрос, уверен ли он (ребенок) в них? Есть ли у него базовое доверие к ним (а значит и к миру в целом)? Базисное доверие — это то, как человек воспринимает жизнь, относится к окружающему миру. «Жизнь добра и прекрасна, я легко справлюсь с трудностями». Или: «Жизнь полна угроз и опасностей, я буду подозрительным, злобным и недоверчивым».
Если у вас возникли подозрения, что причиной агрессивности ребенка являетесь вы сами, то в срочном порядке старайтесь решить конфликт и агрессивность самоустранится. Нет смысла просто налагать запрет на агрессивное обращение с животными: вы не всегда можете проконтролировать ребенка. К тому же, это не решает проблемы, он может найти другой способ выразить свой протест. К примеру, испортит вашу любимую вещь.
Постарайтесь также понять, не завышены ли ваши требования к малышу? Может, он с ними не справляется и агрессией выражает несогласие? Такие случаи довольно часто встречаются в практике.
Важно помнить, что адекватное родительское отношение влияет на всё последующее восприятие жизненных ситуаций.
Ребёнок обижает животных: в чём дело?
Мало того, есть расхожее мнение, что личности, склонные к насилию над людьми, начинали как раз с издевательств над животными. Но, к счастью, такие крайности встречаются редко. Типовые варианты несколько иные.
Младше двух лет
В этом возрасте малыш может случайно обижать животных и по незнанию причинять им боль. Он сам ещё не очень ловкий. Пытаясь встать, кроха хватается за шерсть собаки, а изучая строение морды любимой кошки, попадает ей в глаз. Не стоит паниковать и ругать карапуза. Достаточно просто соблюдаться эти правила:
От 2 до 6 лет
В этом возрасте ребёнок способен понимать, что можно, что нельзя. Но как следует контролировать своё поведение он пока не в состоянии, так что запросто может, разозлившись, замахнуться и даже попытаться ударить питомца. Такие попытки надо резко пресекать, ловить руку и объяснять, что нельзя. В этом возрасте продолжают действовать прошлые правила и появляются некоторые новые:
От 7 лет и старше
Дети этого возраста уже прекрасно знают, что к чему. Поэтому, если раньше вы вели воспитательные беседы и на практике учили кроху общению с четвероногими друзьями, проблем возникнуть не должно. Однако бывает, что дети школьного возраста всё-таки обижают питомцев. И мы не говорим о случайностях, когда ребёнок не нарочно наступил на хвост коту. Обсудим именно намеренное проявление агрессии. В каких ситуациях взрослые дети могут обижать животных?
Плохо контролирует свои эмоции
Разозлился, что пёс сломал только что построенный замок, кинул в собаку игрушкой.
Что делать? Спускаться до предыдущего возрастного этапа (скорее всего, ребёнок эмоционально ещё не дозрел до своего возраста) и применять все правила, описанные выше.
Переносит агрессию на животное
Например, вы его отругали, а он пнул собаку.
Что делать? Во-первых, никогда не применять физическую силу по отношению к ребёнку. Во-вторых, учить выражать свой гнев конструктивно. Злишься? Бей подушку, но не собаку! Ты разгневан? Рви бумагу, кидай мячики об стенку. Животное ни при чём. Лучше обними его, зверь тебя ещё и пожалеет.
Проявляет особую жестокость
К сожалению, бывает и так, что ребёнок продолжает обижать животное, невзирая ни на какие увещевания, наказания и объяснения. Причём проявляет изобретательность: привязывает скотчем кота к батарее или вытворяет ещё что-то в этом роде.
Что делать? В этом случае нужно срочно бить тревогу и вести ребёнка к специалисту. Такая жестокость говорит об очень серьёзных психологических проблемах, а возможно и о психическом расстройстве. Если вы замечаете такое поведение, сразу идите к детскому психологу или психиатру, чтобы вовремя оказать помощь и изменить ситуацию.
Ребенок мучает животных. Часть 1. Небезобидные «шалости» самых послушных детей
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что… Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее, но что делать дальше?
Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания — купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.
На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение — тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе. Что делать, когда ребенку уже 6—7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.
И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?
Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.
Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.
Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов — это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток — с анальным вектором (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор — это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.
Почему ребенок мучает животных?
Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором
Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: либо травмируют его, оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.
К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.
Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с кожным. Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.
Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.
Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.
Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время — деньги) — настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.
«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» — мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду — в его субъективном понимании — его психическое ответит первой обидой, которую он запомнит навсегда.
Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было — в этом его психический комфорт!
Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности — экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, — это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.
Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.
Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.
Ему не больно?
Мама спрашивает совета, как ей правильно себя вести? Ребенок же абсолютно домашний, даже в сад еще не ходит. Любит мультфильмы, иногда воюет палкой с травой и сражается с деревьями. И тут такое. Но это история со счастливым концом. Ворону нашли на следующий день в той же песочнице. Она была жива и почти невредима. Мама с сыном накормили ее хлебом, и мальчик «три раза попросил у нее прощения за то, что ее обидел».
Мой пятилетний Ваня тоже иногда гоняется с палкой за птицами. До сих пор они успешно разлетались в разные стороны. А вдруг однажды попадет. И, если честно, я не знаю, что он будет делать дальше.
Я ругаю своих сыновей за то, что они давят муравьев и пауков. Рассказываю им истории о том, что букашки тоже живые, что им больно и где-то их ждут маленькие детишки. Младший Кирилл в свои 2,5 года пока верит мне на слово и проявляет чудеса милосердия. А вот старший Ваня настроен более агрессивно. В последнее время его так и тянет кого-нибудь ударить или раздавить. И вроде понимает, что это нехорошо, просит прощения и в сто первый раз обещает этого не делать. Но то ли детское любопытство, то ли инстинкт смелого и сильного охотника берут верх, и маме в сто первый раз приходится объяснять: «Ваня, нельзя обижать маленьких».
Тот пост про ворону и пятилетнего мальчика собрал несколько сотен комментариев. Родители сочувствовали маме и советовали не паниковать раньше времени, вспоминая свое бурное детство.
Да и кто в своем детстве не ловил бабочек и не проверял на прочность их крылья, а уж как доставалось кошкам: чего только не привязывали к их хвостам и куда только их не засовывали. Каждый второй вспоминает истории о том, как он отправил в плаванье цыпленка или морскую свинку, понятно, что для последних этот опыт закончился печально. Причем осознание того, что произошло, у большинства приходит уже позже, становится стыдно, грустно и даже страшно. Не самые приятные чувства, но может, нужно через это пройти, чтобы вырасти настоящим человеком.
Ольга Маховская, кандидат психологических наук, автор книги «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить»:
Другое дело, когда агрессия направлена на птиц, собак, кошек. Такие действия надо пресекать немедленно. Здесь срабатывает право родительского запрета без объяснений. Так же, как нельзя засовывать пальцы в розетку. Не надо уповать на долгие объяснения, у ребенка нет особой рациональности. Он с большим трудом устанавливает причинно-следственные связи. Поэтому лучше с самого начала прививать правильные формы поведения. И наказание за то, что ребенок «сломал» жука, должно быть адекватным. Но лучше сразу отвести руку ребенка, объяснить, что живому существу больно, и добавить, что нельзя обижать тех, кто меньше и слабее тебя.
Почему ребенок обижает животных?
Если ребенок обижает животных, он нуждается в:
Норма или психическое расстройство: почему дети мучают животных?
Маленькие дети неравнодушны ко всему живому. Они без страха берут в руки паука и душат в объятьях домашних кошек и собак. Порой дело доходит до реальной жестокости. Как понять: малыш п росто изучает окружающий мир или проявляет чрезмерную агрессию? Какое поведение должно насторожить? Как действовать родителям? В этих вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла разобраться психолог Надежда Двоскина.
Ребенок познает мир
Ребенок с раннего возраста проявляет физический интерес ко всему живому. Он не наблюдает, затаив дыхание, а стремиться изучить – трогает, гладит, проводит эксперименты с насекомыми и домашними питомцами.
И добавляет: это вовсе не означает, что родители должны равн одушно относиться к тому, что их ребенок отрывает лапки пауку и крылышки мухе. Именно на этом этапе нужно объяснить малышу, что делать это нельзя. Что даже маленькие насекомые – живые. Что нельзя дергать собаку или кошку за шерсть – это ей неприятно и больно. Что все живые существа тоже чувствуют боль.
При этом следует показать ребенку, как поступать можно – например, нежно погладить кошку и собаку, позволить бабочке сидеть на руке. Важно при этом также объяснить, как животные выражают свое удовольствие и н еудовольствие.
Если ваш ребенок на детской площадке с удовольствием наблюдал за ползающим жуком, а потом с таким же удовольствием раздавил его, то не надо паниковать, ужасаться и кричать. Дело в том, что малыш еще не понимает, что так делать нельзя.
«Он то лько узнает этот мир, и абсолютно все, что кажется очевидным родителю, для него в новинку. Поэтому ребенка надо научить. Объяснить, как следует относиться к живым существам, причем не один раз, а постоянно рассказывать, напоминать о том, что живое нужно беречь. Полезно попутно придумать и небольшую историю – например, как этот жук ползет домой. Все эти моменты, по большому счету, и есть воспитание ребенка», – рассказывает Двоскина.
Наблюдать и направлять
Дочка Ирины всегда проявляла интерес к окружающему ми ру. Она срывала цветы с клумбы, чтобы внимательнее их рассмотреть, сушила светлячков в спичечном коробке, топила жука в молоке, чтобы выяснить, умеет ли он плавать.
«Меня такое поведение дочери очень настораживало. Я объясняла, что так нельзя. Зато наша ба бушка только умилялась: «Внученька биологом растет». На 8 Марта подарила ей набор исследователя, чтобы отрывать крылья мухам не ручками, а пинцетом», – рассказывает Ирина.
По ее словам, она пыталась объяснить бабушке, что нельзя поощрять жестокость ребенка по отношению к живым существам. Но та всегда отмахивалась: «Внучка все это не со зла делает, так что пусть продолжает».
«Однажды летом окотилась кошка. И шестилетняя дочка не отходила от новорожденных котят. Я ей сто раз говорила, что брать на руки таких крошек нельзя. Зато бабушка разрешила. В итоге дочка так сильно тискала и обнимала котенка, что ему стало плохо. Силой отобрала у нее малыша, но спустя час он умер. Только после этого бабушка осознала, что была неправа, и встала на мою сторону», – вспоминает Ирина.
Психолог Надежда Двоскина объясняет: когда вы видите, что ребенок делает неверное действие, необходимо его поправить и показать, как надо. Это актуально абсолютно для любого возраста.
«Это ведь, помимо прочего, еще и вопрос детской безопасности. Даже домашние животные умеют защищаться, что уж говорить про уличных. Да и воспитание в ребенке эмпатии, умения сопереживать и бережно относиться к окружающему миру – это очень важно. Воспитание состоит именно из таких моментов, когда взрослые направляют поведение ребенка», – говорит эксперт.
Влияние на будущее
Существует мнение: из ребенка, который издевается над животными, вырастет агрессивный, злой, жестокий взрослый. Такая связь, по словам психолога, действительно существует. Именно поэтому так важно ра зделять описанный выше этап познания мира от поведения, вызванного желанием ребенка причинить боль живому существу. Это уже вполне реальное выражение агрессии.
«Такое бывает, причем нередко. У этого поведения есть целый ряд причин – в частности, жестокость в семье. Например, если ребенка принято наказывать физически, то через некоторое время он станет «наказывать» свои игрушки, а затем и мучить животных. Во-первых, он учится на примере значимых взрослых. Во-вторых, ему необходимо куда-то выплескивать накопившиеся злость и боль. Справляться с ними иначе, кроме как вымещать на более слабых существах, он не умеет – родители не научили», – объясняет психолог.
Интересно, что детскую жестокость к животным неоднократно исследовали. Например, Джон Макдональд в 1963 году сформулировал «триаду Макдональда» – зоосадизм, пиромания и энурез. Этот набор из трех поведенческих характеристик он связал с предрасположенностью к совершению жестоких преступлений. Ученый исследовал 100 пациентов и обнаружил, что многие из них в детстве регулярно мучили животных, устраивали поджоги и мочились в кровать.
Более поздние исследования, которые проводили психиатры и криминалисты со всего мира, не подтвердили прямую взаимосвязь между «триадой Макдональда» и жестокими преступлениями. Однако данный вопрос и по сей день обсуждается в профессиональной среде, и большинство специалистов считает, что дети, сознательно мучающие животных, рискуют в будущем стать преступниками.
Психолог Надежда Двоскина говорит, что жестокий ребенок имеет шансы вырас ти хорошим человеком, если ему встретятся люди, которые помогут ему адекватно справляться со своими чувствами и научат по-другому относиться к окружающему миру. Она напоминает, что эмоциональный интеллект и эмпатию можно развить.
Когда стоит обратиться к с пециалисту
Бывает, что жестокость к животным проявляется у ребенка эпизодически – вчера он любил своего питомца, сегодня мучает его. Такое поведение, по словам психолога, может быть вызвано разными причинами. Например, таким образом ребенок выражает протес т против чего-то, привлекает к себе внимание, а порой и подражает кому-либо.
«Иногда так могут проявлять себя и психические расстройства. Поэтому если вы видите, что поведение ребенка серьезно изменилось, если у него появилась жестокость к живым существам, то не стоит выжидать и надеяться, что он это «перерастет». Лучше вовремя обратиться к детскому психологу, а при необходимости и к психиатру», – резюмировала Надежда Двоскина.