что делать если ребенок симулирует болезнь

Болеет или притворяется? Что стоит за детскими жалобами

Внезапно ребёнок жалуется на плохое самочувствие — и это обычно происходит утром перед садиком или школой. Не поверить — страшно, все время верить — кажется, нет реальных причин? Психолог Анна Скавитина рассказывает, как правильно реагировать на жалобы про здоровье и на что они могут указывать.

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Очень болит!

Рано утром перед детским садом или школой вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок кашляет, или у него ужасно болит живот, а может и голова, или другие части тела. Проблема в том, что всего несколько минут назад он был в полном порядке. Возможно, он вас обманывает — и просто не хочет никуда идти?

Большинство из нас пробовали этот трюк в детстве — я знаю, я тоже пробовала. Надо было нагреть градусник на батарее, несколько раз покашлять и остаться дома читать интересную книжку — вместо того, чтобы идти в темноте сквозь метель в школу. Большинство случаев внезапных «загадочных утренних болезней» вызвано довольно безобидными причинами. Но есть более коварные, о которых нам, родителям, необходимо знать, чтобы мы могли помочь детям устранить сложности, из-за которых хочется пропускать школу или детский сад. Разбираться в том, насколько болезни ребёнка реальные или мнимые, иногда приходится вместе с педиатром, психиатром и психологом.

Есть много причин, по которым ребенок может говорить, что он болен, хотя это не так.
Возможно, ему нужен «день психического здоровья» вдали от школы или детского сада, просто нужен выходной, чтобы расслабиться и перезагрузиться. Но, может, ребенок пристрастился к видеоиграм и предпочитает весь день оставаться дома в постели, играя на компьютере, пока родители на работе.
Педиатры называют это «симуляцией», когда ребенок сознательно симулирует симптомы ради какой-то выгоды, или «надуманным расстройством» — когда симптомы есть только в воображении, и ребенок путается в показаниях, в чем же они состоят. Но в других состояниях, таких например, как соматическое расстройство и различные болевые синдромы, симптомы у ребёнка реальные, то есть болит у него всё по-настоящему, даже если не обнаруживается основного заболевания.

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Что делать, если ребёнок притворяется больным

Искать проблему. Хотя совсем не много детей любят каждый день ходить в школу, подавляющее большинство готово признать, что посещение школы — неотъемлемая часть жизни. Поэтому, если ваш ребенок постоянно пытается кашлять или чихать перед выходом из дома, его неожиданно тошнит, важно выяснить, почему. Например, детей может тошнить. от страха.

Возможно, у ребёнка происходит одно или несколько из следующих событий:
⁃ В классе или группе появился новый хулиган, который достаёт вашего ребёнка. Дети, над которыми издеваются, часто симулируют болезни, потому что боятся сообщить о своем мучителе и разозлить его ещё больше.
⁃ Школьник сейчас с трудом справляется с новым предметом: математика, иностранный или родной язык, чтение. Или сегодня предстоит важный тест или контрольная.
⁃ Ребенку не нравится новый воспитатель или учитель, или в расписание занятий были внесены изменения: даже небольшие перемены могут спровоцировать тревогу.
⁃ Ребенок хочет дополнительного внимания от вас, потому что последнее время видел вас не часто;
⁃ Он сильно устал и перегружен, ему хочется побыть в одиночестве дома и отдохнуть.
⁃ Он беспокоится о вашем здоровье и хочет посмотреть, как вы справляетесь дома без него, если вы никуда не уходите.

Убедитесь, что ребенок действительно не болен. Ищите измеримые физиологические симптомы: измерьте температуру, оцените поведение (больной в один момент вдруг превращается в счастливого и смеющегося в следующий) и поищите другие контрольные признаки настоящего заболевания (постоянно спит или не может заснуть, отсутствие аппетита, частые посещения туалета ). Если у ребёнка болит живот и его действительно тошнит, вряд ли он с аппетитом съест свои любимые блинчики на завтрак. Выполнение всех этих шагов поможет вам понять, что на самом деле происходит, и есть ли у вас медицинские причины для беспокойства.
Иногда важно игнорировать слова и посмотреть на поведение. Предложите сходить сегодня после школы к врачу вместо прогулки с друзьями — возможно, вас ждёт чудесное исцеление через несколько минут. Или согласитесь на то, чтобы ребёнок остался дома в кровати, но без интернета и приставки. Посмотрите на реакцию.

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Общайтесь. Если вы не слушаете «мелочи и глупости», которые рассказывает ребёнок, ему трудно будет рассказать вам что-то более серьёзное в другой раз. Постоянно разговаривайте с детьми. Не ждите, пока кто-то заявит, что болен. Задавайте вопросы и выясняйте, что происходит в жизни вашего сына или дочери. Обсуждайте их повседневную деятельность, особенно то, что они делают в школе (в учебе и в общении с ребятами). Иногда это сложно, но если вы сможете разговор с вашим ребенком на сложные темы сделать регулярным и безопасным, то истинные причины его нежелания идти в школу станут очевидными.

Составьте список ресурсов. Вполне может быть, что проблема ребенка более сложна, чем вы думали изначально. Тогда пришло время вызвать поддержку, начав со школы: поговорить с классным руководителем, учителями-предметниками, школьным психологом. Большинство педагогов рады помочь родителям и детям решить любые возникающие проблемы. Они могут видеть то, что не видите вы, и что не рассказывает ребёнок.

Не спешите. Вашим первым порывом могут быть слова «Все в порядке!» или «Нет, ты не болен! Ты немедленно идешь в школу». Если ребенок регулярно притворяется больным, то отсутствие поддержки со стороны родителей может только усложнить и так серьезные проблемы. Нежные прикосновения и аккуратные расспросы, скорее всего, принесут вам гораздо больше информации, чем следование жестким рамкам, которые могут помешать ему раскрыть, что на самом деле происходит. Тут требуется чуткий и терпеливый человек — родитель, учитель, друг — чтобы помочь выявить проблему, которая стоит за жалобой. И иногда стоит прогулять школу, но понять, а что делать дальше.

Мы хотим понять детские чувства. Одна из самых важных вещей — это назвать чувства ребенка и попытаться каким-то образом понять, откуда это чувство, что оно хочет нам рассказать.

Полезно, особенно для детей постарше, сказать, например, так: «Твоё поведение указывает, что тебя что-то беспокоит, но тебе об этом может быть трудно говорить». Вы не представляете, как много взрослых говорили мне «Я так всегда хотел, чтобы мои родители сказали мне — «ты можешь прийти ко мне и поговорить о чем угодно». Многие дети, особенно подростки, действительно боятся разговаривать со своими родителями, ожидая криков или игнорирования их переживаний. Мы, родители, любим своих детей, но нам часто трудно видеть их несовершенства, их проблемы, сталкиваться с их и своими сложными чувствами. Но если не мы, то кто ещё сможет им помочь?

Читайте также:

Фото: Polina Tankilevitch/Pexels, Alexander Dummer/unsplash, Victoria_Borodinova/pixabay

Источник

Как понять, что подросток симулирует болезнь? Как его разоблачить? Рекомендации

Для того, чтобы не пойти в школу, некоторые подростки могут симулировать болезнь. Как отличить, когда тинейджер действительно имеет недуг, а когда он пытается вас обмануть? Будем разбираться вместе.

Мы расскажем ряд эффективных способов, которые позволят вам проверить подростка. И определить, стоит ли оставить его дома. Или же лучше отправить его в школу.

Сначала нужно проверить то, действительно ли у подростка есть какие-либо симптомы

Расспросите чадо о том, какие симптомы у него есть

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Когда подросток скажет вам о том, что у него появилась та или иная болезнь, то не спешите сразу клеймить его обманщиком. Начните с проверки симптоматики. Пусть расскажет о том, каким недугом обладает. И какие симптомы у него имеются.

Еще на этапе подобного опроса вы поймете, симулирует тинейджер болезнь или нет (если он вдруг начнет называть странные симптомы). А когда подросток что-либо скажет, вы сможете это проверить. И за короткий срок определите, есть симптом или нет. Соответственно, поймете, имеется ли у подростка реальная болезнь.

В обязательном порядке проверьте температуру тинейджера

Как проверять подростка, если он говорит, что его тошнит?

Если подросток говорит, что испытывает тошноту, то не верьте ему наслово. Пусть покажет «рвоту», которая из него вышла, перед тем, как нажать на смыв унитаза. Если подросток сразу же смывает воду, не демонстрируя ничего вам, то это плохой знак. Скорее всего, он симулирует.

Если же подросток без проблем покажет результат того, что его тошнит, это положительный знак. Значит, подросток говорит правду.

Проверьте состояние кожи

В обязательном порядке проверьте состояние кожи. Если тинейджеру действительно плохо, то он будет выглядеть бледным. А еще, его кожные покровы будут липкими. Последние станут таковыми по причине появления пота. Он может образоваться из-за аллергии, а также других подобных проблем.

Узнайте у подростка, можно ли проверить его живот

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Если подросток не хочет идти в школу потому, что у него «болит живот», этот момент нужно проверить. Узнайте у чада, можно ли потрогать эту часть его тела. Если тинейджер выглядит бледным и вам действительно кажется, что ему плохо, то вы можете ему поверить. И оставить дома. Однако, если подросток с легкостью согласится дать потрогать живот и будет выглядеть не слишком больным, это плохой знак. Скорее всего, он пытается вас обмануть.

Посмотрите на глаза подростка

А еще, глаза всегда скажут о том, больной подросток или нет. Наличие недуга сказывается на их внешнем виде. Вы, как родитель, почувствуете, если болезнь действительно есть.

Отслеживайте уровень энергии

По тому, насколько энергично ведет себя подросток, можно понять, болен он или притворяется. Мы расскажем о том, на какие аспекты обратить внимание при отслеживании уровня энергии.

Предложите тинейджеру посетить доктора или выпить таблетку

Если тинейджеру действительно плохо, то он без проблем согласится пойти к врачу. Даже если ему совсем не нравится пить лекарства, он сделает это. Только лишь для того, чтобы начать ощущать себя здоровым. И перестать испытывать боль.

Если же подросток не хочет пить таблетку или идти к врачу, это негативный признак. Скорее всего, он понимает, что доктор его разоблачит. И поэтому не хочет тратить ваше и его время. В случае отказа от посещения врача вероятность того, что подросток притворяется будет очень высокой.

Посмотрите на то, как подросток отреагировал на ваше разрешение остаться дома

Если подросток начал хотя бы минимально радоваться, когда вы сказали, что он остается дома, это негативный момент. Он говорит о том, что вся «болезнь» затевалась лишь для прогула школы. Однако, если после разрешения остаться дома тинейджер никоим образом не отреагировал, то это признак наличия недуга. Вполне возможно, что подростку действительно плохо. И что он неважно себя чувствует в процессе жизнедеятельности.

Если решили оставить подростка дома, то ограничьте виды деятельности, которыми он может заниматься

Ни в коем случае не разрешайте подростку играть в компьютер, смотреть телевизор, сериалы, когда он останется дома. В противном случае, вы не только дадите ему разрешение прогуливать школу подобным образом и дальше. Но и сделаете так, что он будет делать это часто.

Если же всё-таки решили оставить подростка дома, то дайте ему важные поручения. Пусть делает домашнее задание. Убирается в квартире. А также занимается другими сопутствующими делами по дому. Делать это очень важно. Для того, чтобы подросток понимал последствия прогула школы. И не думал, что если он остается дома, то будет отдыхать. При подобном подходе подростку не будет хотеться прогуливать школу. Поскольку объем навалившейся на него работы в этом случае будет значительно больше, чем в учебном заведении.

Наблюдайте за тем, насколько энергичным является подросток в течение дня

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

После того, как вы разрешите тинейджеру остаться дома, его настроение может не повыситься сразу. Он может проявить безразличие. Однако, это может быть обычным актерским ходом.

Вместо этого вам нужно проследить за настроением и уровнем энергии подростка в течение суток. Если тинейджер симулирует, то уже ближе к обеду его настроение улучшится. А «симптомы болезни» как бы забудутся.

Узнайте о том, что подростку предстоит делать в школе

Если вы будете знать, какие задачи предстоит выполнять в школе подростку, то вы сможете предварительно понять, прогуливает ли он. Или же у него действительно есть определенная болезнь.

Узнайте у тинейджера, планировались ли в школе какие-нибудь важные дела или работы

Узнайте у тинейджера, планируются ли в школе какие-нибудь важные самостоятельные или контрольный работы. Попробуйте вспомнить, может быть подросток жаловался несколькими днями ранее, что у него будет КР по математике, к которой он не готов. Или любые другие подобные проблемы?

Если подросток когда-либо говорил о пре дстоящей работе, то в обязательном порядке продумайте этот момент. Это главный признак того, что тинейджер прогуливает. И что никакой болезни у него нет.

Если окажется, что подросток действительно прогуливает школу из-за предстоящей контрольной, то постарайтесь успокоить его. Подбодрите тинейджера. Скажите ему, что у него все получится. И что он справится с контрольной без лишних проблем. После чего отправьте в школу.

Выясните, хорошие ли у подростка взаимоотношения с преподавателями

Иногда подросток может прогуливать школу по той причине, что имеет серьезные проблемы с учителями. Например, последние ставят ему плохие оценки. Или всячески унижают. Причин может быть много. Вполне возможно, подросток не хочет ходить в школу именно из-за проблем с тем или иным преподавателем.

Выясните, не обижают ли подростка в классе

что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть фото что делать если ребенок симулирует болезнь. Смотреть картинку что делать если ребенок симулирует болезнь. Картинка про что делать если ребенок симулирует болезнь. Фото что делать если ребенок симулирует болезнь

Если же решить проблему не получается, то с ней можно справиться альтернативным образом. Благо, в России ребенка можно перевести на индивидуальное обучение. В рамках которого подросток не будет взаимодействовать с обидчиками. Соответственно, ему будет проще учиться. Он не будет испытывать морального давления со стороны обидчиков. И ему не придется придумывать различные «болезни» для того, чтобы прогуливать школу.

Источник

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *