что делать если ребенок заходится в плаче и перестает дышать
Истинный и ложный круп: когда ребенок задыхается
Поделиться:
Пожалуй, одним из самых страшных кошмаров всех мам является ситуация, когда ребенок задыхается. К такому состоянию могут приводить разные причины (инородное тело дыхательных путей, приступы бронхиальной астмы и т. д.), но одним из самых распространенных случаев является так называемый круп, о котором и пойдет речь.
Слово «круп» произошло от латинского croup — каркать, и это не случайно. Некоторые симптомы, о которых будет сказано чуть позже, можно сравнить с карканьем вороны. В зависимости от того, какой инфекцией вызвано возникновение заболевания, различают истинный и ложный круп.
Ложный круп
Ложный круп (еще одно его название — подскладочный ларингит) — воспаление слизистой оболочки гортани. Это не самостоятельное заболевание, оно развивается, как правило, на фоне банальной простуды и очень часто является следствием гриппа и парагриппа. Подвержены ему дети в возрасте до 5–8 лет. Это объясняется тем, что гортань у них очень маленькая, а слизистая легко отекает, суживая и без того небольшой просвет. Это препятствует поступлению воздуха в организм.
Что происходит
Протекает заболевание приступообразно. Как правило, днем состояние ребенка не вызывает серьезных опасений, имеются проявления основного заболевания, которое приводит к возникновению ложного крупа (температура, общая слабость, кашель), иногда можно заметить начинающуюся небольшую хрипотцу.
Читайте также:
Острый пиелонефрит у ребенка
Сами приступы обычно внезапны и появляются после засыпания (в горизонтальном положении усиливается отек гортани). Через некоторое время после того, как ребенка уложили спать, у него начинается весьма характерный сухой кашель, который еще называют каркающим или лающим.
Ребенок просыпается, он беспокоен и суетлив, пытается найти положение, в котором будет легче дышать. Дыхание при этом учащается, становится поверхностным, шумным, свистящим. Голос тонкий, осиплый. В этот момент температура может подняться до 37–38 градусов. Симптомы ложного крупа могут сохраняться от нескольких минут до нескольких суток и повторяться с периодичностью в пару дней.
Что делать при ложном крупе
При подозрении на возникновение ложного крупа необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Прогрессирование процесса может привести к полному закрытию просвета гортани. Ложный круп опасен для жизни ребенка!
До приезда скорой помощи необходимо:
Иногда приступ удушья можно остановить, вызвав рвотный рефлекс. Для этого нужно аккуратно надавить на корень языка или прикоснуться к задней стенке глотки.
Истинный круп
Истинный круп — состояние, которое бывает только при дифтерии. Встречается как у детей, так и у взрослых. При дифтерийном крупе происходит поражение самих голосовых связок. В результате действия дифтерийной палочки образуются пленки фибрина, которые постепенно закрывают просвет голосовой щели, вызывая стеноз гортани. Симптомы истинного крупа при этом очень похожи на проявления ложного крупа, но развитие их происходит постепенно, состояние прогрессивно ухудшается.
В настоящее время благодаря всеобщей вакцинации против дифтерии эта инфекция встречается очень редко. Но нужно всегда помнить, что заражение все-таки возможно. Заболевание протекает очень тяжело, поэтому лечение проводят строго в инфекционном стационаре, используя специфическую антитоксическую противодифтерийную сыворотку. Таким образом, вне зависимости от вида крупа необходима срочная консультация врача.
Что делать если ребенок заходится в плаче и перестает дышать
Есть 10 тревожных знаков младенцев, при которых нужно немедленно обратиться к врачу, об этом важно помнить!
Любое недомогание младенца — повод показать его врачу. Во всем, что касается здоровья грудничка, лучше перестраховаться. Рассмотрим наиболее опасные симптомы
Температура. В рекламных роликах встревоженным родителям обычно рекомендуется дать малышу жаропонижающее лекарство, и улыбающееся дитя тут же заснет! Однако простуда или грипп за пару часов не проходят, а недолеченные — грозят осложнениями. Пострадать могут сердце, почки, головной мозг… Рисковать здоровьем грудничка не стоит! Если поднялась температура, необходима консультация педиатра или вызов бригады «скорой медицинской помощи»!
Озноб у детей старше 3 лет — признак быстрого повышения температуры до 39−40°, а у младенцев — это еще и предупреждение о приближающихся судорогах, которые так называют фебрильными, то есть возникающими на фоне лихорадки. Необходимо вызывать скорую, а до ее приезда дать ребенку два детских средства в возрастной дозе, указанной на упаковке: во первых, жаропонижающее, а во-вторых, десенсибилизирующее (против аллергии).
Закатились глазки. В любом возрасте это симптом эпилепсии, но только не в период новорожденности: в первый месяц закатывание глаз — нормальное явление, если в остальном ребенок здоров. В начале сна у него немного повышается тонус мышц, приподнимающих веки, поэтому они не смыкаются до конца — сквозь них может проглядывать узкая полоска белка, а сами глазные яблоки при этом поворачиваются вверх и внутрь.Если заметили в поведении малыша что-то необычное, сообщите врачу!
Полоска над радужкой. Если над радужкой крохи периодически появляется белая полоска, как будто он широко открывает глазки от удивления, покажите ребенка детскому неврологу. Возможно, у малыша синдром гипервозбудимости или повышено внутричерепное давление (гипертензионный синдром). Чем раньше это выяснится, тем проще будет помочь крохе!
Замирание. Пусть даже длящееся считанные секунды, — это тоже повод для обращения к неврологу. Возможно, признак малых эпилептических припадков — абсансов. Сознание малыша отключается, что видно по застывшему, отсутствующему выражению его лица. Заподозрить неладное можно по косвенным признакам: ребенок не реагирует на голос, настойчиво обращенный к нему, у него из рук выпадает игрушка, которую он держал, а у некоторых деток абсансы сопровождаются непроизвольными, часто стереотипными движениями мышц лица, шеи, а также ручек и ножек.
Косоглазие и нистагм (подергивание глаз). Новорожденный пока не умеет фокусировать взгляд на предметах — этот навык появится только к месячному возрасту. А когда он делает такую попытку, то один, то другой глаз уезжает в сторону — на первом месяце физиологическое косоглазие вполне естественно, а вот со второго его не должно уже быть. Другое следствие неумения удерживать предметы в поле зрения — нистагм, при котором глазки крохи совершают непроизвольные скачки. В первые недели это в порядке вещей, если длится дольше, то необходимо проконсультироваться у врача.
Чтобы крохе легче дышалось, нужно ежедневно чистить носик. Влажными пальцами скрутите небольшие ватные жгутики и вращательными движениями осторожно продвигаться внутрь носовых ходов на 1,5−2 см.
Главный способ коммуникации младенца — плач!
Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.
В заключение хотелось бы обратиться ко всем мамам: будьте внимательны к своим малышам и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Ребенок посинел и перестал дышать. Что делать?
Аффективно-респираторный приступ у ребенка: как лечить и как воспитывать
Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов
Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: «ребенок закатился и перестал дышать». Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?
Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать. Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.
Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что «довели» малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?
Аффективно-респираторный приступ – что это такое?
Аффективно-респираторный приступ (АРП) — это состояние, когда на почве сильного эмоционального возбуждения у ребенка случается внезапная остановка дыхания (апноэ). Длительность простого приступа обычно не превышает 10–15 секунд.
Аффективно-респираторным приступам подвержены дети раннего возраста от 6 месяцев до 6 лет. Частота может варьировать от одного приступа в год до нескольких в день. Не стоит пугаться данного состояния, поскольку этот рефлекторный феномен не говорит о том, что ребенок подвержен эпилепсии.
Доподлинно патогенез АРП неизвестен. Некоторые исследователи отмечают вклад железодефицитной анемии в развитие АРП, предполагая, что при анемии снижается насыщение крови кислородом, и соответственно уменьшается поступление кислорода в ткани организма, в том числе и в головной мозг.
Существует две формы аффективно-респираторных приступов: цианотическая и бледная.
Причины цианотической (синей) формы — испуг, боль, злость, обида, ярость, гнев, неполучение желаемого, недовольство. В ответ на эмоциональный раздражитель плачущий ребенок с силой выдыхает воздух из легких. Дыхательный центр на это реагирует остановкой дыхания. Кожа и слизистые оболочки становятся цианотичными (синюшными). Затем накопившийся в крови углекислый газ отправляет сигнал к дыхательному центру, рефлекторно расслабляются спазмированные гортанные мышцы и дыхание восстанавливается. Во время самого приступа может возникать гипертонус или гипотонус. Внешне это проявляется выгибанием дугой или обмяканием.
Бледная форма обычно провоцируется болью, например после травмы, падения, инъекции или внезапного испуга. При бледной форме отмечается потеря сознания, бледность, потливость, мышечная гипотония, брадикардия (замедление пульса).
Если время приступа апноэ длится более 60 секунд, ребенок теряет сознание компенсаторно, поскольку в бессознательном состоянии мозг потребляет намного меньше кислорода, чем во время бодрствования. Могут возникать тонико-клонические судороги. Фаза крика коротка или отсутствует и часто описывается как «тихий крик».
Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах
В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.
Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).
В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.
Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа. Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина.
Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.
На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.
На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.
В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.
ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.
При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.
Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.
Как вести себя, если ребенок потерял сознание?
1. Не паниковать, сохранять самообладание, не суетиться. Взять ребенка на руки.
2. Непосредственно в момент аффективно-респираторного приступа для рефлекторного восстановления дыхания допустимо похлопать ребенка по щекам, дунуть на лицо, помассировать ушные раковины, аккуратно пощекотать. Не следует использовать нашатырный спирт.
3. После окончания приступа ребенка следует обнять и тихим голосом произнести какие-нибудь успокаивающие слова. Родители не должны показывать свой испуг и страх, а также не следует акцентировать внимание на деталях приступа.
Как воспитывать ребенка с АРП?
Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.
Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.
Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.
Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.
Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать «бурную реакцию».
Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.
Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.
Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке. Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи.
Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.
Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.
Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Синдром детского сотрясения
Всем известно, что мамам просто жизненно необходим отдых (впрочем, как и другим людям, регулярно ухаживающим за маленьким ребенком). Сегодня поднимем тему о том, что может произойти, если мама длительное время не отдыхает и, как следствие, выгорает.
Малыши в первый год жизни очень много плачут. Иногда мамы не выдерживают и в ответ на длительный плач начинают делать вещи, о которых ранее не могли даже подумать: сильно трясут ребенка или обо что-то его кидают.
После этого может последовать 2 варианта развития событий:
1. Малышу повезет – он отделается лишь небольшим испугом, парой синяков и ссадин.
2. Малышу не повезет – у крохи возникнет синдром детского сотрясения, представляющий угрозу для его здоровья и жизни.
Что такое синдром детского сотрясения?
Маленький ребенок имеет слабые мышцы шеи, и если малыш подвергается тряске, его голова начинает свободно болтаться, а ее содержимое – биться о черепную коробку. От этого возникают множественные повреждения ткани мозга и питающих сосудов.
Отметим, что последствия от встряхиваний значительно серьезнее, чем от удара при падении ребенка с небольшой высоты.
Безусловно, синдром детского сотрясения также может развиться при усиленном качании, подбрасывании вверх и других ситуациях из повседневной жизни. Однако это встречается несравнимо реже в сравнении с тем, что определяется, как жестокое обращение с детьми.
Что следует дальше?
У ребенка нарушается дыхание, проявляются судороги, вялость и сонливость. При обращении родителей в медицинское учреждение правильный диагноз ставится, в лучшем случае, через сутки.
Поздняя диагностика, как правило, связана со следующими причинами:
1. Родители даже не поняли, что возникшие у ребенка симптомы могли быть следствием тряски, поэтому они умолчали об этом факте.
2. Родители осознали, что от тряски у ребенка возникли симптомы и, опасаясь последствий, умолчали об этом факте.
Без правдивых показаний диагностировать патологию довольно трудно, ведь при сотрясении обычно никаких наружных повреждений нет. Но именно на этом этапе потерянное время может стать причиной летального исхода.
Малыша обычно привозят в больницу с неспецифическими симптомами: нарушением дыхания, сонливостью, рвотой, судорогами, потерей сознания. При этом факт наличия травмы отрицается, и отсутствуют какие-либо внешние повреждения.
Значительно позже все-таки выясняется, что симптомы появились сразу же после тряски (более чем в 90% случаев) и трясли ребенка далеко не в первый раз (в 70% случаев).
Какая диагностика необходима?
Для диагностики синдрома детского сотрясения используются следующие методы:
1. Методы нейровизуализации (МРТ или КТ) – необходимы для выявления кровоизлияний и участков ишемии.
2. Анализ ликвора – используется для подтверждения наличия кровоизлияния и исключения менингита (из-за схожести симптомов).
3. Общий и биохимический анализ крови.
4. УЗИ и рентгенография – необходимы при подозрении на наличие дополнительных повреждений.
Самая главная и в то же время сложная задача врача – доказать, что повреждения головного мозга связаны с актом жестокого обращения, а не просто с травмой, полученной в результате падения (например, когда кроха только учится ходить и часто ударяется).
И невозможно определить, что страшнее – не распознать взрослого человека, приносящего вред ребенку или обвинить невиновного, тем самым разрушив семью.
Как помочь ребенку?
Синдром детского сотрясения нередко сопровождается кровоизлиянием в сетчатку глаз, а также другими проявлениями домашнего насилия – переломами, гематомами, повреждениями внутренних органов и т.д.
Ребенок, подвергшийся сотрясению, должен лечиться в реанимации. Врачам необходимо при первых же минутах постараться сохранить как можно больше мозговой ткани (убрав скопление крови, иногда хирургическим путем, устранить нарушения дыхания и кровообращения). Отметим, что около 39% детей нуждаются в экстренных реанимационных действиях уже по приезду в медицинское учреждение.
К большому сожалению, медицинская помощь далеко не всегда может помочь избежать трагедии:
Таким образом, самый лучший вариант – не доводить до такого состояния и стараться находить достаточно времени для полноценного отдыха.