что делать если с тобой не хотят общаться в классе
Что делать если с тобой не хотят общаться в классе
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании
Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.
Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Что делать если с тобой не хотят общаться в классе
Здравствуйте! Меня зовут Настя. Я считаюсь в своем классе изгоем. Никто не разговаривает со мной, все сторонятся меня, на переменах я стою в углу
закрывая свое лицо потому что у меня ужасное лицо, в классе меня все толкают, унижают, бьют, я боюсь рассказать родителям ведь у них и так много дел.
Сажусь я всегда спереди, никто не хочет сидеть со мной когда учитель садит возле меня кого нибудь тогда я слышу типа «фу пересадите меня», » можно я
сяду на другое место», «подвинься не хочу тебя трогать» и тд. Я так устала ведь дома у меня еще есть сестренка которая болеет параличом, ведь только
из-за неё я не пытаюсь покончить с собой, кто за ней присмотрит когда я умру. За папой надо тоже ухаживать ведь он инвалид, мама весь день на работе.
Иногда я читаю книги они меня вдохновляют, как-будто когда я держу книгу в руках я перехожу в другую реальность, но сказки тоже кончаются. Каждый день,
когда я иду в школу думаю, за что мне это, да у меня есть подруга она тоже учиться в этой школе только она тоже издевается как и они все а когда я иду
домой она прибегает ко мне и типа не пределах начинает болтать о парнях. Еще мне нравиться один парень, но он даже и не замечает меня. Помогите
пожалуйста!
Дорогая Настюша, не переживай из-за школы. Я не думаю, что тебя действительно не любят, просто у них так «принято». В классах часто ищут изгоев, меня в
своё время тоже пытались сделать изгоем, не вышло. Я была постарше тебя и находила слова, которыми быстро и культурно ставила всех на место.Не
наговаривай на себя, у тебя не ужасное лицо, просто тебе это внушили таким отношением. Но это совсем не так, а потом пройдёт время, ты расцветёшь и
превратишься в прекрасную молодую женщину.
Ты умница, что думаешь о близких и много читаешь. Наверняка, тебе есть, что ответить обидчикам, и ты сможешь культурно поставить их на место. Просто выше
голову, не прячь лицо, ты прекрасна, Бог создал тебя такой и не важно, что тебе говорят одноклассники. Не надо прятаться.
А подруга, не знаю, не настоящая она у тебя. Да ты и сама это понимаешь. Я не общалась бы с ней после школы.
Не обращай внимания на обидчиков, скорее всего они просто младше тебя по душевному развитию и им скучно жить. Они и понятия не имеют, что чувствует
человек, когда у сестрёнки паралич и отец на инвалидности. И не дай Бог, потому как они с такой ношей не справились бы. Ни один из них. Когда-нибудь
каждый из них повзрослеет и каждому будет неимоверно стыдно, а пока они просто глупенькие, их надо пожалеть.
Не стой в углу, просто читай книжку на переменах или делай свои дела, не обращай внимания максимально насколько это возможно на обидчиков, просто помни,
что они глупенькие и не понимают, что делают.
Лучше всего, конечно, поговорить с батюшкой, он вернее подскажет, что делать.
Будь уверенна, это просто жизненная ситуация, Бог тебя любит и не оставит, но даёт тебе возможность преодолеть общественное мнение и многое изменить.Всё
наладится.
И, кстати, если ты изменишь своё отношение к ситуации и перестанешь идти на поводу у обидчиков, будешь спокойной и уверенной, в общении с мальчиками так
же многое изменится в лучщую сторону.
Настюшенька,я представляю,каково тебе.Я тоже как говорится была ну если не изгоем то одиночкой точно.Но жизнь идёт дальше,люди взрослеют,кто-то умнеет.И сейчас у меня в друзьях в Одноклассниках те,кто преследовал меня меня и обижал в школьные годы.Я их простила.А в твоём возрасте мне казалось,что весь этот кошмар никогда не закончится.Насть,это всё когда-нибудь закончится.Поверь мне!
Всего тебе самого-самого доброго! Мы с тобой!
остается только поразиться вашей стойкости!перестаньте общаться с псевдодрузьями,найдите себе общество в котором вас оценят и общайтесь с кем-нибудь там)
окружите себя тайной для одноклассников.пусть обломятся.
Солнышко, не переживай всё будет хорошо!
Привет,Настя.
Я не знаю правильно ли будет рассказать родителям, все зависит конечно от них,но ты должна держаться. Сейчас мне 24 года и меня тоже считали в школе
изгоем.НО не замыкайся на одной лишь школе,поверь что помимо твоего класса существует еще куча групп людей которые будут ценить тебя за твой ум, который ты
развиваешь чтением, за твою стойкость, и ты не поверишь за твою внешность, ведь если кто-то считает тебя некрасивой то лишь его субъективное мнение или
субъективное мнение класса. Красота слишком сложная вещь. В школе я считал себя очень некрасивым, а в университете многое находили меня симпатичным, хотя
изменилось лишь мое отношение к себе. А твоя главная сейчас найти новое общение, новых людей,которые будь уверена оценят тебя и не замыкайся лишь на классе и
его мнение о тебе.Удачи тебе Настя, у тебя все получиться.
Дорогая Настя. Тебе только 13 лет. И сама ты еще только формируешься. Уверен, ты будешь хорошенькой девушкой с приятным и красивым лицом. Потому что
красоту женщине дает также доброта, а ты добрая и хорошая. Трудный школьный период пройдет, дети перебесятся и успокоятся. Добрые люди не будут оскорблять
человека просто так, даже если он слабее. Подростки же такие, потому что сами боятся. Потому что несмотря на всю свою агрессию и браваду, они часто
закомплексованные и постоянно для своей уверенности требуют самоутверждения, зачастую за счет оскорбления других, которые не могут ответить. Прошу тебя,
старайся достойно себя вести, пусть им будет стыдно. Ты большая молодец, что помогаешь сестренке, отцу. Что понимаешь. Ты сильная, Настя. Потому что
Господь посылает такие испытания сильным людям. Все эти испытания сделают тебя сильнее. Вспоминается история, которую нам рассказывал замполит части. Он
говорил, что был один паренек в школе, которого все обижали, не уважали, оскорбляли. По прошествии лет когда была встреча выпускников он пришел с большим
букетом цветом для любимой учительницы и у него все было хорошо. Когда замполит, который был его одноклассником, поинтересовался, как ему удалось не
упасть, не опуститься на дно жизни тот ответил, что он всегда прощал людей и старался за причиненное ему зло платить добром.
Привет. Настенька, солнышко! Знаешь сколько из нас такое проходили? Очень многие, почитай. И заметь, самые умные и чуткие люди обычно подвергаются таким издевательствам. Только вот что- надо рассказать родителям. ЧТо значит много дел? Зачем они тебя рожали по твоему? ты их просила? Это твои родители. Самые близкие люди. Если им все равно-наверняка есть бабушка, мама подруги, которой ты доверяешь или учитель. НАДО жаловаться и говорить. Ничего не бойся. Если ты все равно изгой, хуже не будет. ИХ прищучат и поймут что ты можешь за себя постоять. Ничего унизительного в жалобе нет. Увидишь как они притихнут. А если нет-еще жалуйся. Ну а парень. ну у каждой был такой парень. Может еще и обратит внимания. А лучше любуйся им издалека.В 13 лет не нужны никакие серьезные отношения, в которые тебя могут втянуть. Будут еще и парни. Всему свое время. Читай книги и влюбляйся-ка лучше в героев из книг. Все успеется. И ты еще красавицей станешь. А может ты и симпатичная вполне, просто возраст такой, когда все неказистые и сами себе не нравятся))
Я работаю учительницей в школе и, к сожалению, сталкивалась с детской жестокостью. В твоей ситуации самое страшное- отгородиться и закрыться от людей. Ни в коем случае не делай этого. Есть много других детей твоего возраста, способных на дружбу, и ты обязательно обретешь таких друзей. Постарайся обрести новые знакомства. Я думаю, у тебя есть интересы. Запишись в какие-нибудь спортивные кружки. Спорт закаляет не только тело, но и дух человека. Люди спорта умеют ценить силу воли, характер человека. Ты обязательно найдешь друга, способного понять тебя. Только не замыкайся в четырех стенах. Ты заметишь, какие перемены произойдут в тебе и по-другому будешь оценивать себя. Одноклассники зауважают тебя, если ты сама себя начнешь уважать. В твоем возрасте быть некрасивой невозможно, хотя бы потому, что ты юная.
Они просто дебилы не обращай на них внимания
Настена, не переживай! Встрехнись. Когда в жизни происходит так много плохого, нужно помнить, что бог все видит обязательно вознаградит большим счастьем за страдания)
Код бойкота: Что делать, если с вашим ребенком намеренно не общаются сверстники
Читайте также
Сдать ЕГЭ и не умереть: еще раз о подростковой депрессии
10 способов правильно мотивировать ребенка
«Со мной никто не дружит!» Школьные проблемы приемных детей
«Бойкот (англ. boycott) — форма политической и экономической борьбы, предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, предприятием, например, отказ наниматься на работу, покупать продукцию данного предприятия. В международных отношениях, по Уставу ООН, — одна из принудительных мер (без применения вооруженных сил) для поддержания мира. Заключается в отказе государства поддерживать отношения с каким-либо государством или группой государств. Бойкотом может называться любое прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо». Википедия.ру
«Девочки, давайте объявим ей бойкот! С этого дня никто с ней не разговаривает, не отвечает, не помогает! Кто подойдет – тот предатель!». Одна, самая звонкая и свирепая, залезла на стул и митингует. И хор остальных одноклассников, с готовностью подхвативших: «Бойкот! Бойкот!».
Прошло двадцать лет, а я все равно сейчас плачу. В животе как будто все в узел завязалось, мне так страшно. И стыд, которые буквально прожигает насквозь. Как будто я виновата в том, что лучше всех учусь. И что со мной дружат мальчишки. И что учительница назначила меня помогать ей проверять контрольные. Мне хотелось провалиться сквозь пол, и самое ужасное было, что никто, совсем никто не выступил в мою защиту, даже мои друзья. Я хотела умереть».
Впервые игнорирование как способ общественного давления на человека было применено в 1880 году в адрес Чарльза Бойкотта, слишком жестокого управляющего имением в Ирландии. У бедных арендаторов не было никаких законных способов воздействия, поэтому они начали бойкотировать его распоряжения, отворачиваться при встрече, отсаживаться на другую скамью в церкви. История получила широкую огласку, в том числе и в международной прессе. И довольно быстро этот метод выражения недовольства стал популярен в мире. И в школах, конечно.
«Мы с ней не дружим»
Главное в бойкоте – его ненасильственный характер и направленность «снизу – вверх»
. То есть, когда очень хочется сказать «дурак ты, и уши у тебя холодные!», но нельзя, ибо иерархия, можно сделать вид, что обидчика не существует. В то время, как сам директор/классный руководитель/ управляющий может запросто лишить тебя премии или просто поставить в угол. Хорошо, если не выпорет. В отношениях между странами это тоже работает: мы не одобряем вашу внешнюю политику, поэтому отказываемся покупать вашу продукцию. (И все сидят, как умные, одни без еды, другие без денег). А войну объявлять не будем, это негуманно, но надо же как-то демонстрировать свою позицию! Вот и демонстрируем, разошлись по разным углам и злимся.
По каким-то неведомым мне причинам, в наших широтах бойкот, вместо способа воздействия на вышестоящие инстанции, превратился в способ расправы с неугодными. И очень часто, с подачи тех самых инстанций.
«Одна девочка во дворе была странная, неприятная, говорила медленно, у нее слюни текли, глаза какие-то неправильные. Она все время хотела с нами играть, бегала за нами, а мы от неё убегали, она медленно вообще двигалась. Мальчишки её дразнили, но мы знали, что ее отец убьет, если кто-нибудь её обидит. И мы стали от неё прятаться, не замечать, не разговаривать с ней. Она, дурочка, не понимала ничего… А мне мама так и сказала: вы объявите ей бойкот, чтобы она поняла, что вы не хотите с ней дружить. Мы и объявили, даже ноту составили, на бумаге, и ходили с белым флагом ей вручать. Она улыбалась и радовалась, что все вокруг неё».
«В пятом классе у нас был экзамен в театральной студии, и я одна получила пятерку, а все остальные девочки – четверки или тройки. И одна, самая красивая, подговорила всех, чтобы они со мной не разговаривали, только за спиной шушукались, и делали вид, что меня нет. Мне было очень больно, но я не могла ничего с этим поделать, а потом наступило лето и каникулы, мы разъехались по лагерям, а осенью уже никто не вспоминал. Маме я не стала говорить, боялась, что она разбираться пойдет и все окончательно загубит».
Как вы понимаете, это никакое не бойкотирование распоряжений или продукции.
Это самая настоящая травля, только под чуть более вежливым соусом.
Прямого ущерба как бы нет, но объект травли чувствует себя очень плохо.
А вот для девочек социальное взаимодействие весьма ценно, опять же, эволюционно женщины нуждаются в круге себе подобных, больше зависят от хороших отношений. Позволить себе быть гордой и независимой могут очень немногие, обычно те, кто растет в так называемых «диссидентских» семьях, где ребенку с малых лет внушается мысль «будь вдали от толпы», «будь выше этого». Или если есть надежный верный друг/подруга, с которой никакой бойкот не страшен.
Очень часто бойкот используется как средство борьбы за власть в детском коллективе, иногда, как было сказано выше, с подачи взрослых (например, классный руководитель подначивает детей, чтобы легче было управлять классом), иногда – если в группе есть маленький Макиавелли: ребенок, испытывающий острую потребность контролировать и повелевать. Обычно этот «злодей и интриган» сам является жертвой травли, в семье или в каком-то другом сообществе. Например, в классе его не любят и преследуют, зато в спортивной секции он отрывается и самоутверждается.
Общие рекомендации для родителей,
заподозривших, что в классе у сына или дочки творится неладное, совпадают с правилами пресечения травли: назвать явление, объявить травлю вне закона, обратить внимание на то, что страдают все, а не только тот, на кого охотятся. Показать фильм «Чучело», обсудить его подробно.
Если вы узнали, что вашему ребенку объявили бойкот, прежде всего, поддержите его. Ни в коем случае не стоит начинать выяснять (сейчас), что он такого натворил, что класс или группа на него ополчились. Как мы уже не раз убеждались, для того, чтобы на вашу голову упала групповая агрессия, вовсе нет необходимости делать что-то особенное. Следующий шаг – поиск ресурсов. Не отвлечение от проблемы и обесценивание происходящего («Ой, да ладно, не переживай, подумай, сколько у тебя друзей на даче!»), а подумать, на кого он может сейчас опереться, кто может пригласить на чай с малиновым вареньем и можжевеловыми веточками.
Любимая старшая кузина или, наоборот, трехлетний обожатель из соседнего подъезда, мудрый педагог по рисунку, тонко чувствующая бабушка с неизменным «родненький мой!» — любой человек, который искренне и, главное, вслух любящий вашего ребенка, сгодится.
В нашей семье таким человеком является бывшая няня и помощница по хозяйству. Очень простая, шумная, страшно энергичная женщина, которая раз и навсегда присягнула на верность нашему дому и детям. В минуту печали ей всегда можно позвонить, и или в трубке, или (через час) в дверях раздастся громовое «Наплюй на всех, что они, козлы, понимают! Ты самая умная, самая красивая, ты ж моя королевишна, смотри, что я вам привезла!». И начинает выкладывать из сумы: банка соленых огурцов маме, банка соленых грибов папе, бусики-колечки-сережки девкам, мешок ватрушек сыну… Дышать становится легче, сквозь слезы уже хихикаешь, а уж после того, как Ирка с матюками рассказывает, кто и как её подрезал на дороге и что она ему по этому поводу сказала, собственные проблемы тихо отступают. Никакой психологии, чистая незамутненная энергия и любовь.
Неподчинение режиму
Редко, но все же бывают истории, когда бойкот становится тем, чем он был рожден: способом противостоять незаконным действиям властей, то есть, школьной администрации.
«В пятом классе к нам пришел новый учитель истории, молодой парень, болтал на английском, подшучивал, громко сердился, если мы не знали «очевидных вещей», типа всех египетских богов поименно. На переменах он включал иностранную музыку, требовал безукоризненного внешнего вида и немедленного выполнения его распоряжений. Мог высмеять на уроке очень обидно и непонятно, вообще, был странным.
Половина класса в него влюбилась. Вторая половина была оскорблена, уязвлена и озлоблена. И вот эта половина объявила Ивану бойкот: не отвечали на его вопросы, записывали все, что он говорил дословно, стали встречаться после уроков за школой и планировать некую секретную акцию, чтобы его убрать.
Прям Гарибальди и соратники.
Интрига заключалась еще и в том, что зачинщиками комитета по устранению были отличники и дети активных мам-попечительниц. Ну, членов родительского комитета.
Иван ничего не замечал. Он был влюблен в школу, в класс, на каждый урок притаскивал кучу каких-то самодельных пособий, книг, разучивал для новогоднего «огонька» песни The Beatles (это 1981 год, никакого интернета, поездок заграницу и прочих увеселений). Петиция от родительского комитета с требованием к администрации немедленно убрать его из школы его потрясла. Он побелел, рухнул на стул, губы у него прыгали, потом вскочил, начать кричать, довольно бессвязно… Встала директриса и веско, внятно, выделяя слова объявила, что руководство школы очень ценит Ивана Васильевича и все, что он делает для детей. Иван сразу успокоился и сел, и даже стал покачивать ногой. Потом директриса сказала, что это недостойно советских пионеров – плести заговоры, что, если нам что-то не нравилось в поведении педагога, мы должны были сказать ему об этом открыто, а не шептаться за спиной.
Класс зашумел, начали кричать с мест «Да мы всем довольны! Нам нравится!». Встала мадам председатель родительского комитета и сказала, что она будет настаивать. «Давайте пройдем в мой кабинет, и там все обсудим», — уже более мягко сказала директор. И они удалились. Ванька долго молчал, потом как-то судорожно вздохнул и сказал «продолжаем урок, на чем мы остановились?». Все тоже выдохнули и расслабились. Потом я видела, что многие подходили к нему боком и тихо говорили что-то, я тоже подошла, но что сказать – не знала, поэтому пригласила к нам домой на обед. Было почему-то стыдно и хотелось скорее уйти».
В этой истории нет никакой борьбы за справедливость, а есть опять одна только травля. Детям повезло, что директор школы оказалась мудрым и дальновидным политиком, взяла на себя тяжесть решения и не стала раздувать конфликт и использовать его в своих интересах. А ведь могла бы и повыкручивать нервы бедолаге-новичку, просто чтобы показать, чьи в лесу шишки. Но некоторая недосказанность здесь есть. Непонятно, что случилось с «зачинщиками», как вышел из кризиса родительский комитет, смог ли потом доверять классу и родителям молодой педагог. Да и понял ли он, что произошло?
Поиск врага
Сейчас, как мне кажется, таких историй может стать больше. Общество пребывает в какой-то тяжкой злобе, тревоге и растерянности одновременно. Дети слышат дома и в школе, что бывшие братские народы объявлены врагами, более того, постоянно произносится призыв сплотиться и отражать атаки.
Реального же врага в пределах видимости нет, поэтому его можно придумать
. Это очень и очень опасные игры, мы все знаем, к чему они могут привести. Поэтому давайте будем стараться соблюдать хотя бы элементарные нормы приличия и психогигиены, уберем детей от экранов телевизоров и станем следить за тем, что говорим. И хорошо бы внимательно слушать, что рассказывают сами дети.
На самом деле, пресекать бойкот очень просто. Собрать класс, предложить высказаться, постоянно напоминая: мы не нападаем ни на кого, говорим только о себе, о своих чувствах, никого не судим и не оцениваем. Напомнить, что все здесь присутствующие – интеллигентные и добрые люди, просто маленько вошли в раж. Хорошо, если эту встречу проведет школьный психолог. В конце встречи можно предложить тем, кто может — помириться, а кто все еще пребывает в расстроенных чувствах – подождать и подумать. Главное – отчетливо произнести, что никакая травля недопустима.
Кто бы провел такую встречу в ГосДуме, не знаете?