что делать если сорвался с поста
Беседы с Архипастырем. О Великом посте
Вед.: Здравствуйте! Мы продолжаем беседовать о Великом посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. У наших телезрителей много вопросов о том, как лучше провести время поста, чтобы он принес духовную пользу. «Владыка, нужно ли ставить себе конкретные задачи в грядущий пост, например, бороться с какой-то одной страстью, например, ограничить себя в том, что действительно любишь. Я вот не могу жить без кофе. Или узких задач лучше не ставить, а воспринимать пост в целом?»,― спрашивает Арсений.
Митрополит Лонгин: Лучше воспринимать пост в целом. Но если есть желание расстаться с каким-то пристрастием (кофе, мне кажется, не очень достойная цель в этом отношении), можно поставить себе такую задачу. У святых отцов есть такие советы, что в пост можно особо побороться с какой-то страстью, с каким-то недугом души, который беспокоит человека. Но нужно очень хорошо рассчитать собственные силы.
Вед.: «Простите, но я все-таки не понимаю, почему пища рождает страсти?»,― спрашивает Иван.
Митрополит Лонгин: Это чисто физиологическое действие. У сытого человека сразу возникают какие-то желания, стремления плотского характера. Это естественно и, собственно говоря, факт медицинский, даже не духовный.
Вед.: Следующий вопрос: «Если нарушил пост, сорвался в чем-то, есть ли смысл продолжать поститься?»
Митрополит Лонгин: Это очень важный вопрос, то, что очень многих людей останавливает и искушает. Если каким-то образом нарушил пост, то в ту же минуту нужно его продолжать, даже не ждать нового дня или следующего понедельника. В любом случае, когда человек нарушил какие-то свои обещания, обеты, он должен обязательно продолжить исполнение этого обета или обещания. К примеру, бросает человек курить и вдруг — раз! — не удержался, выкурил сигарету. Но это не значит, что можно теперь курить следующую. Надо тут же бросить ― и опять держаться, тогда есть надежда, что бросишь. Так же и с любым грехом. Если человек падает, то, как только пришло осознание того, что совершилось падение, нужно немедленно вставать и идти дальше, в этом залог победы. А если упав, человек продолжает лежать, если сорвавшись, допустим, нарушив пост, он махнет рукой и скажет: «Ну все, теперь мой пост пропал» — это обман, на который поддается огромное количество людей. Это бесовское искушение, голос слева, который говорит: «Ничего у тебя не получилось, все равно это все не твое, ты все испортил…». И нужно встречать такие вещи мужественно и идти дальше.
Вед.: Следующий вопрос очень актуален для многих: «По работе мне необходим интернет. Но часто получается, что я захожу в него по делам, а потом не могу выйти, потому что получила сообщение от друзей в соцсетях, ссылки на какие-то интересные статьи или, например, захотелось поучаствовать в полемике на фейсбуке, и не просто так, а в защиту Церкви. Как быть? Как понять, что твое пребывание в сети уже лишнее и отучиться от этого? Мне кажется, было бы легче, если бы я могла совсем отказаться от интернета, но из-за работы я не могу себе этого позволить. С уважением, Анна».
Митрополит Лонгин: Сложный вопрос и очень актуальный. Нужно испытывать свою собственную волю. Если для работы интернет необходим, то конечно, совсем отказаться от него невозможно, но ограничить себя в хождении по тем или иным сайтам, в бесцельном времяпрепровождении в Интернете, думаю, необходимо. Здесь нужно вести себя по тому же принципу: держаться, а сорвавшись, тут же начинать все снова, и опять держаться. И помнить слова апостола Павла, который высказал замечательно мудрую мысль: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Надо, чтобы человек научился определять, полезна ли ему та или иная вещь, и в соответствии с этим к ней относиться.
Вед.: Тут есть еще такой подвопрос: Анна вступает в полемику в защиту Церкви, как она говорит…
Митрополит Лонгин: Знаете, в этом тоже есть какой-то самообман. Я не сочувственно отношусь к этому, потому что, по-моему, это совершенно бесполезно.
Вед.: Ирина спрашивает: «Как можно во время поста увеличить свое домашнее молитвенное правило? Я знаю, что во время поста акафисты не читают».
Митрополит Лонгин: Акафисты можно читать дома и во время поста. Здесь нет строгих правил, это, скорее, благочестивое предание. Лучше всего можно увеличить свое домашнее правило чтением Псалтири. Собственно говоря, и наше богослужение во время Великого поста увеличивается, в основном, за счет Псалтири. Если по Уставу в течение недели за богослужением в храме прочитываются полностью все двадцать кафизм Псалтири, то Великим постом за неделю они читаются дважды. Так же можно поступить и с домашним правилом. Скажем, если человек обычно читает одну кафизму, в пост можно читать две. И, в принципе, дома можно читать все, что угодно, к чему лежит сердце.
Вед.: Владыка, вопрос от Алексея: «У нас семья большая, но никто не верует. Есть атеисты. Читая о подвижниках, не раз встречал, что в дни поста, оказавшись за столом с непостящимися, они позволяли себе есть скоромное, лишь бы не ввести остальных в смущение. Как тут быть? Ведь я знаю, что мой пост вызовет недовольство родителей и других родственников».
Митрополит Лонгин: Не понятно, сколько лет Алексею. Если он подросток, или молодой человек, который живет с родителями, все же можно найти возможность поститься и близким это как-то объяснить. Если такой возможности нет категорически — что ж, укорять себя и стремиться к тому, чтобы в свое время, когда не будет зависимости от родителей, начать поститься. Но мне кажется, что в любом случае можно найти способ держать пост, хотя бы умеренный, например, отказавшись от мяса или каких-то других продуктов.
Не поститься, чтобы не смущать — на мой взгляд, в этом есть лукавство. А если кого-то смущает вера, то что же, я откажусь и от нее, не буду верить в Бога? Это неправильно.
Вед.: Владыка, Ксения задает вопрос: «Скажите, пожалуйста, насколько православному христианину во время Великого поста допускается просмотр телепередач, фильмов, чтение светских книг? Уместно ли посещение кафе для встреч с близкими друзьями с умеренным вкушением постной пищи?»
Митрополит Лонгин: Могу только еще раз повторить слова апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно. Человек должен научиться оценивать, как на него влияет и просмотр телепередач, и встречи в кафе, и тому подобные вещи. В строгие периоды Великого поста, такие, как первая и последняя неделя, думаю, надо все это исключить полностью, а в другие дни сократить по сравнению с обычным временем года. Собственно говоря, это даже гораздо более важно, чем ограничения в пище,― пост как воздержание от развлечений, от рассеянности, от лишних впечатлений, отдаляющих человека от Бога. Ведь что значит «посмотреть кинофильм», или долго смотреть телевизор? Это некий параллельный мир, в который человек погружается порой настолько, что уже не замечает не то, что Бога, ― он даже своих близких перестает замечать. Поэтому пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений и того потока информации, который обрушивается на нас каждый день и час. Для того, чтобы где-то в глубине найти свою собственную душу, которую мы зачастую теряем, и чтобы в этой душе начала совершаться какая-то работа, нужно отойти в сторону от этих потоков информации. Это очень важно.
Вед.: Следующее письмо: «У моей сестры двое детей: шести и двенадцати лет. Они с мужем постятся, и дети. Но разве можно детям в таком возрасте оставаться без белковой пищи? На мой взгляд, это наносит вред их здоровью. Права ли я, и как мне убедить сестру? С уважением, Ольга»
Митрополит Лонгин: В шесть лет, конечно, поститься рано. В двенадцать, я думаю, можно, но для детей пост должен быть облегчен. И белковая пища допустима: молочная, творог, изделия из него и, конечно, рыба. От мяса в двенадцать лет уже можно воздерживаться, ничего страшного, я думаю, не произойдет.
Вед.: Наша телезрительница пишет: «Подскажите, пожалуйста, как мне поститься? У меня хронический панкреатит с периодическими обострениями. Батюшка сказал: ″Надо посоветоваться с врачом″, а врач настаивает, что мне необходимы белки животного происхождения. Но одновременно я вижу и то, что врач, уже пожилая женщина, настроена резко против постов и Церкви, в принципе, что она судит об этом только по тем атеистическим штампам, что она восприняла в молодости. Что тут делать? Инна, 45 лет».
Митрополит Лонгин: Батюшка правильно сказал Вам, что нужно посоветоваться с врачом. Есть белки, доступные для постящегося, — это рыба и морепродукты. Морепродукты можно есть, по уставу, весь пост, среди них есть достаточно недорогие.
Священник объяснил, что делать, если пришлось нарушить пост
Соблюдать пост, когда окружающие дома и на работе едят скоромную пищу, бывает сложно. А иногда нарушить ограничения вынуждают обстоятельства.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Dmitry Chasovitin; 5-tv.ru
Живущим в миру и работающим полный рабочий день сложно бывает не сорваться. А иногда возникают ситуации, когда невозможно в полной мере соблюсти все ограничения. Например, из-за серьезной болезни. Или если необходимо присутствовать на важном мероприятии, где среди угощения нет постной пищи, и невозможно отказаться от еды незаметно, не превознося себя в глазах окружающих. Или когда приходится отправиться в длительное путешествие.
Случается также, что человек съедает что-то скоромное во время поста по невнимательности или по забывчивости. Как быть в таких ситуациях, в интервью 5-tv.ru объяснил иерей Николай Савченко из храма Петра, митрополита Московского, в Санкт-Петербурге.
По его словам, ничего страшного в этом нет, просто после нечаянного или вынужденного нарушения нужно как можно скорее снова вернуться к посту.
«Мы не должны там быть уже совсем фарисеями и отвергать букву. То есть мы должны помнить, что дух, конечно, важнее буквы. Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. Поэтому ничего страшного. И все-таки мы должны помнить, что надо исходить из необходимости этого всегда. И тогда наши действия будут спокойными, более ли менее свободными и совершенными», — сказал отец Николай.
Как правильно поститься?
Корреспонденты «МОЁ!» нашли ответы на самые часто задаваемые вопросы о посте
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Как отмечать праздники во время поста?
На время Великого поста церковь советует ограничивать себя не только в пище, но и в мирских утехах. А это значит, что гулянья и свадьбы отменяются. Церковь не венчает молодожёнов вплоть до Красной горки (празднуется в первое воскресенье после Пасхи, в этом году — 22 апреля).
Светские праздники тоже не приветствуются. Так что в Международный женский день, который в этом году приходится на время Великого поста, верующим не рекомендуется идти в кино и рестораны. Если на недели поста выпадает ваш день рождения, его празднование следует перенести на дни послепасхальной недели.
В каких случаях можно прервать пост?
К примеру, вы пришли в гости к человеку, который не знает о том, что вы поститесь. Он готовился к встрече с вами, специально для вас приготовил угощения. Что в этом случае делать: отказаться от еды и обидеть хозяина или прервать пост? Священники предлагают два варианта. Первый — принести с собой что-то постное, выставить угощение на общий стол, а заодно и предложить хозяевам отведать вашу стряпню. Если нет такой возможности, то можно что-то попробовать из того, чем вам угощают. Ведь недаром в лоне церкви родилась такая поговорка: «За еду никого нет в аду». Но это не значит, что нужно весь день объедаться, полностью забыв о посте. Если вы вынуждены во время поста куда-то уехать (например, в командировку в другую страну) и нет возможности соблюдать пост, священники советуют отказаться хотя бы от мясных продуктов. А все остальные непостные блюда кушать, а затем покаяться в этом в церкви. Не соблюдать пост церковь разрешает беременным женщинам, кормящим матерям, больным людям (при болезнях желудочно-кишечного тракта, почечной недостаточности, диабетикам), но следует получить на это разрешение священника.
Можно ли заниматься сексом во время поста?
В дни поста церковь призывает людей воздерживаться от интимной близости. Считается, что несколько недель воздержания только увеличат любовь между мужем и женой. Однако часто бывает так, что в семье постится лишь один из супругов, а второй настаивает на исполнении супружеского долга. В этом случае, по словам священников, тому, кто соблюдает пост, стоит уступить, чтобы не провоцировать ссоры, обиды и разлад в семье.
Когда могут начать поститься дети?
По православным канонам дети могут соблюдать пост с 7 лет. Но ведь в школьных столовых никто не будет готовить постящемуся ребёнку персонально постные блюда. Одни священники в этом случае советует давать детям еду с собой (постные пирожки, фрукты и т. д.), другие говорят о том, что в столовых дети должны есть то, что там дают, в том числе и мясо, чтобы не стать белой вороной, а поститься по всем правилам нужно дома. И помните: если ребёнок нарушил пост, его ни в коем случае нельзя наказывать. Следует рассказать о значимости поста.
Как поступить тому, кто сорвался во время поста?
Если у человека не хватило силы воли, он не выдержал и съел что-то скоромное, священники советуют исповедаться, покаяться и вновь приступить к соблюдению поста. Некоторые люди наказывают себя за срывы тем, что следующий день объявляют для себя днём особо строгого поста. Главное в этой ситуации — не отчаиваться и не бросать пост совсем. Недаром в Священном писании есть такие слова:«Упал — вставай и спасёшься».
Как правильно поститься?
В дни Великого поста церковный устав разрешает есть пищу с растительным маслом только по субботам и воскресеньям, а рыбу — только в праздники Благовещение и Вербное воскресенье. А первый день поста (27 февраля) и Великую пятницу (13 апреля) следует проводить особенно строго, по возможности вообще обходясь без пищи.
Православная Жизнь
Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей и советует, как правильно провести оставшиеся недели поста.
Роберт Ляйнвебер. Отречение Петра
– Отче, есть ли смысл поститься далее, если в предыдущие недели пост не удался: не получилось бывать на службах, молиться усерднее дома, забыть плохое, измениться в лучшую сторону, срывались на скоромное?
– Не стоит из-за этого сильно расстраиваться. Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые, и вторые получите награду».
Это не значит, что Златоуст поощряет безразличное отношение к посту. Надо помнить, что главная цель поста не в том, чтобы сделать нас святыми и праведными (для этого не хватит и целой жизни), а в том, чтобы каждый увидел свои грехи. Нет разницы, когда это прозрение произойдет: в начале поста или в самом его конце, но главное, чтобы оно произошло. Преимущество того, кто соблюдает весь пост, лишь в том, что если он сразу увидит свои грехи, то у него больше времени на борьбу с ними и больше шансов одержать победу; соответственно, он может более глубоко и осознанно воспринять Пасхальную радость. Если человек увидит свои грехи уже на самом закате поста, то и ему не нужно отчаиваться. Главное, чтобы он был готов принять в дом своей души Воскресшего Спасителя. Не видящему свои грехи, не чувствующему, что он погибает, даже если он сохраняет весь пост, как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), Спаситель не нужен.
– Очень хочется правильно поститься, но не получается. Как это исправить? И, самое главное, где обрести силы и мотивацию? Как не забросить пост?
– Поститься не получается у того, повторюсь, кто не чувствует своей духовной болезни, не осознает, что он злой, завистливый, распутный, скупой, хитрый и коварный человек и от этого каждый день сам погибает и других тянет за собой в погибель. Кто хотя бы немного видит свои недостатки, у того, естественно, возникает желание при помощи поста и молитвы от них избавиться. Для такого человека пост не в тягость, а в радость; он не только не тяготится, а наоборот, скорбит, что время сугубого воздержания скоро заканчивается. Забрасывают пост или всячески его послабляют лишь те, кто допускает в душу помыслы самодовольства, после чего лишаются помощи благодати Божией и им становится очень тяжело соблюдать пост. Ведь зачем пост тому, кто и без него считает себя хорошим человеком? А устоять против этих самодовольных помыслов человеку, достигшему определенных успехов в своей жизни, не так просто. Если он не будет регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, то эти помыслы берут над ним верх.
Особенно это заметно в протестантских и сектантских деноминациях. Не потому ли эти люди отпали от Единой Святой Соборной Церкви, что не старались увидеть свои грехи и не боролись с ними? Сейчас они предпочитают в своей жизни руководствоваться внешней добропорядочностью. Порядок – это хорошо. Но Господь хочет от нас большего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. » (Мф. 16:24). Без подражания и сораспятия Христу христианин остается таковым лишь по имени. Не потому ли христианство в Европе ныне переживает кризис, многие храмы из-за низкой посещаемости приходится сдавать в аренду под офисы и гостиницы или закрывать? В результате постепенно все более набирают силу и вытесняют расслабленное протестантское и католическое христианство нехристианские восточные религии, живущие по ветхозаветному закону «Око за око, зуб за зуб» или по языческому принципу «Прав тот, на чьей стороне власть, деньги и физическая сила».
«Упражнение на силу воли»: что делать верующим, нарушившим пост?
Священник Григорий Геронимус дал совет как справиться с соблазном и рассказал, как, себя вести, если не удалось соблюсти строгое воздержание от пищи.
Фото, видео: Depositphotos / SIphotography; 5-tv.ru
В понедельник, 15 марта у православных христиан начался Великий Пост. Во время этого периода, который длится семь недель, необходимо воздержаться от употребления пищи животного происхождения, однако многим людям сложно изменить свой привычный рацион даже ради духовного очищения. Что же делать, если во время поста очень хочется употребить в пищу что-то запретное?
Как сообщил 5-tv.ru настоятель храма Всемилостивого Спаса в московском Митино, священник Григорий Геронимус необходимо помнить о правильной мотивации. Чтобы избавиться от соблазна нарушить пост, нужно понимать, что этот период длится раз в году и при его помощи можно оздоровить свой дух. Священник также посоветовал правильно расставить приоритеты.
Однако, все же ошибки случаются. Некоторым людям, особенно соблюдающим пост впервые, тяжело бороться с соблазнами. Иногда воздержание дается особенно трудно и человек, как бы он внутри себя не боролся, все же может съесть что-то запретное.
В этом случае, по словам священника, лучше не бросать дело на полпути, а смириться со своей слабостью, покаяться в ней и дальше продолжить путь по восхождению к духовным вершинам.
«Бывает, ничего, не надо расстраиваться. Нужно пойти в храм и на исповеди об этом сказать, покаяться. Жизнь христианина состоит не только из одних удач, а также из падений. Вот мы идем куда-то, куда Господь нас зовет за собой, но вдруг упали, согрешили. Самое главное не остаться лежать на этом месте, а встать и идти дальше. Продолжаем поститься, главное не унывать и не отчаиваться» — сообщил настоятель храма.
Верующим следует так же помнить, что существуют противопоказания к посту по состоянию здоровья, которые не стоит игнорировать. Кроме того, Великий пост не заключается лишь в изменении рациона, помимо этого необходимо вести примерную жизнь христианина.
«Не всем надо поститься по всей строгости устава, у кого-то разные болезни. Этот год особенно был сложный из-за коронавирусной инфекции, возможны послабления в посте. Помните, это не только пища, но и духовные упражнения. Нужно больше молиться, больше бывать в храме и делать больше добрых дел» — закончил Григорий Геронимус.