что делать если тебя незаконно задержали полицейские
Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Если вас задержала полиция
I. Обращение и проверка документов
Если к вам обратился сотрудник полиции
— он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;
— по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;
— сообщить причину и цель обращения;
— разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.
— при подозрении вас в совершении преступления;
— если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;
— если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;
— при наличии оснований для задержания.
В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место
— если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;
— если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;
— если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.
— если вас подозревают в совершении преступления;
— если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
— если вы уклоняетесь от исполнения наказания;
— если находитесь в розыске;
— если в отношении вас ведется административное производство;
— если вы нарушили правила комендантского часа;
— если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;
— если вы предприняли попытку самоубийства;
— если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;
— если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.
— сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;
— сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;
— сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;
— сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;
— если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.
— должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;
— вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;
— вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;
— по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку «не согласен с протоколом» или «при составлении протокола допущены нарушения» и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;
— вам должна быть вручена копия протокола.
На какой срок вас могут задержать
— максимальный срок административного задержания:
— 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.
— срок задержания по подозрению в совершении преступления:
— не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);
— до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;
Ваши права при задержании
— вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;
— вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;
— вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;
— вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;
— вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;
— вы имеете право на услуги переводчика;
— вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;
— если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).
Как вести себя при задержании
— вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;
— не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;
— не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;
— запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;
— не подписывайте документы, без собственноручной пометки «не согласен с. «, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;
— при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.
Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей
— проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;
— осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;
— личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;
— составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;
— копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;
— если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.
III. Применение физической силы
В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу
— для пресечения преступлений и административных правонарушений;
— для доставления и задержания;
— для преодоления противодействия его законным требованиям.
Действия сотрудника полиции при применении физической силы
— обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;
— может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;
— при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;
— если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.
IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции
Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции
— если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;
— в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;
— вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;
— жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;
— если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;
— также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.
Куда обратиться за срочной помощью
Внимание! Следует различать административное задержание, как меру обеспечения производства по административному правонарушению, и административный арест, являющийся одним из видов административного наказания.
Что делать и как действовать, если незаконно задержали правоохранительные органы
Правоохранителям законодательство Российской Федерации дает право производить задержание определенных лиц при определенных обстоятельствах. Основания для ограничения свободы перечислены в статье 91 Уголовно-процессуального кодекса (УПК), а также в статье 14 ФЗ-3 от 07.02.11. Незаконное задержание сотрудниками полиции — это отступление от процедурных норм. Таковой акт может быть обжалован, а исполнители наказаны.
Однако нарушение законодательных норм гражданину следует доказать. А во время проведения задержания действовать в рамках правового поля с тем, чтобы не быть обвиненным в иных проступках. Разберем, что делать и как бороться с произволом правоохранителей.
[file] Скачать для просмотра и печати:
Законодательство
Задерживаемый гражданин обязан исходить из нормативов, заложенных законами РФ. А таковые позволяют ограничивать на некоторое время свободу людей только в определенных случаях. Так, в статье 91 [abbr title=»Уголовно-процессуальный кодекс»]УПК[/abbr] перечислены следующие:
Статья 14 закона № 3-ФЗ дополняет перечень специальными ситуациями. Так, задержанию на правовых основаниям могут подвергаться лица:
Ограничить свободу на несколько часов могут людям, нарушающим действующее законодательство. Например, выпивающим спиртное в общественных местах.
Ограничение в сроках задержаний
Полиция действует строго в рамках установленных правил. А они таковы:
Процедурные моменты
Закон обязывает правоохранителей документировать свои действия. Процедура включает следующие моменты:
[useful]Для сведения: задержанного могут подвергнуть обыску. Действия полиции протоколируются.[/useful]
Какое удержание полицией признается незаконным
Любое отклонение в процедуре от нормативных требований признается неправомерным. Таким образом, нарушение может быть связано:
Пожаловаться на незаконность действий правоохранителей можно по телефонам Главного управления собственной безопасности [abbr title=»Министерство внутренних дел»]МВД[/abbr]:
Алгоритм действий при неправомерных действиях полиции
В процессе общения с полицией гражданину следует строго придерживаться норм законодательства. Ведь любая ошибка может снизить шанс признания работы правоохранителей неправомерной. Кроме того, необходимо сразу включиться в ситуацию. А это означает следующее:
[advice]Подсказка: следует запоминать последовательность общения и засекать время, чтобы иметь факты для обжалования работы органов правопорядка.[/advice]
Шаг 1: выяснение информации
Подсказка: в любом случае нужно записать данные задерживающего:
Если начальство подтвердило, что такового полицейского в отделении не значится, то реагировать следует незамедлительно. Нужно набрать 02 и сообщить о ситуации. Она состоит в том, что гражданина желает похитить человек в форме.
[important]Важно: все входящие звонки на 02 фиксируются и записываются. А это потребуется для дальнейшего разбирательства.[/important]
Если правоохранители используют транспорт для перевозки задержанного, необходимо записать (сфотографировать) номер машины. Нелишним будет зафиксировать свидетелей происшествия. Они потом подтвердят неправомерность активности полиции.
Шаг 2: держаться спокойно и уверенно
Разговаривать с офицерами следует подчеркнуто спокойно. Запрещается оказывать им активное сопротивление. Требования на повышенных тонах также не помогут. Нужно спокойно реагировать на поведение нарушителей закона. Тем более что они обязаны сообщить причину удержания. Придется немного подождать.
Сопротивление правоохранителям признается преступным деянием. Потом трудно будет доказать, что человека спровоцировали на таковое сами офицеры.
Шаг 3: использование законных прав задерживаемого
Гражданин может требовать у полиции следующего:
[advice]Подсказка: адвоката правомерно требовать с момента представления протокола.[/advice]
Шаг 4: изучение протокола
Составные части документа имеют важнейшее значение в определении правомерности процесса. По закону в нем обязаны указывать:
Документ следует внимательно прочесть, акцентируя внимание на нюансы. Кроме того, задержанному должны выдать копию. Нужно потребовать свой экземпляр. Также можно делать следующее:
Отказ подписывать бумагу ничего не дает задержанному. Лучше внести собственное мнение в соответствующий раздел. Кроме того, потребуется зафиксировать выдачу копии. Если такового не произошло, то так и указывается: «Копию не получил».
Шаг 5: составление жалобы
Неправомерные решения полицейских можно обжаловать в орган, осуществляющий надзор. Жалоба адресуется прокурору. Текст ее довольно прост. Он включает такие части:
[advice]Подсказка: данные каждого человека, которого привозят в отделение полиции, вносят в специальный журнал. Запись поможет доказать факт нахождения в участке.[/advice]
Жалоба в прокуратуру пишется в двух экземплярах (при желании). Один остается в госоргане, на втором ставят дату и номер регистрации. Ответ прокурор обязан направить в письменной форме в течение одного месяца. Рассмотрение может быть продлено еще на 30 дней, если требуется дополнительное расследование.
[warning]Внимание: заявителя вызовут для дачи показаний и подробного обсуждения случившегося. Как правило, работник прокуратуры использует для контактов предоставленный телефонный номер.[/warning]
Если решение прокурора не удовлетворит заявителя, то можно обратиться в суд. В иске излагаются обстоятельства дела и приводится просьба о возмещении ущерба в порядке пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса. А статьи 1100 и 151 закона позволяют истребовать компенсации морального вреда.
[warning]Внимание: размер компенсации определяется персонально. Но чаще всего суммы взыскиваются в пределах 5-15 тыс. руб.[/warning]
Ответственность за неправомерное ограничение свободы
Прокуратура проводит следующие мероприятия:
[advice]Подсказка: обо всех этапах проверки заявителя информируют.[/advice]
Если выяснится, что правоохранители нарушили закон, то материалы направляются в Следственный комитет для возбуждения уголовного производства. Таковое производится в рамках статьи 301 Уголовного кодекса. После расследования дело передается в суд. В статье 301 приведены такие максимальные наказания:
Уголовному преследованию дознаватели подвергаются редко. Как правило, дело ограничивается дисциплинарным взысканием. О серьезном нарушении закона речь может идти, если с задержанным не проводились следственные мероприятия. Лишить человека свободы без объяснений не могут даже люди в погонах — это запрещено.
Заключение
Неправомерным удержание в участке признается, если полицейские нарушают процедуру и суть закона. Таковое поведение обжалуется в прокуратуре. Работники указанного органа обязаны защитить права потерпевшего. Но и сам задержанный должен выполнять требования закона:
[advice]Подсказка: если расследование прокурора не удовлетворило гражданина с нарушенными правами, то можно написать жалобу в региональную или Генеральную прокуратуру. Сделать это можно через интернет путем посещения официального сайта органа[/advice].
[youtube title=»Посмотрите видео о том, что делать при задержании сотрудниками полиции»][/youtube]
КС: Административное задержание должно обосновываться
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).
В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.
Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.
Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.
Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.
Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.
Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.
В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.
Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.
Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».
Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.
Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?
Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.
Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.
Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.
Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.
Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.
Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.
Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.