что делать если у ребенка бред

Как распознать и предотвратить РПП у ребёнка

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Рассказываем, какие бывают расстройства пищевого поведения, почему неосторожно брошенная в детстве фраза может спровоцировать годы болезни и как родители могут помочь подросткам преодолеть нарушения приёма пищи.

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Сертифицированный нутрициолог с дипломом государственного образца, педагог. Изучает расстройства пищевого поведения с точки зрения науки о питании.

Что такое РПП

Это психическое расстройство пищевого поведения. Приведём его наиболее распространённые виды.

Нервная анорексия. Сопровождается сильным снижением веса тела и патологическим желанием похудеть ещё больше, чтобы приблизиться к некоему «идеалу». Подросток неадекватно воспринимает свой реальный вес. Из-за нездорового похудения у девушек может пропадать менструация и нарушаться работа других внутренних органов.

Нервная булимия. Основной симптом — самостоятельно вызываемая рвота после приёмов пищи в целях похудения. Чуть реже — злоупотребление слабительными. В особо тяжёлых случаях болезни булимия и анорексия сопровождают друг друга. Пациенты одержимы стремлением к идеальной худобе.

Компульсивное (психогенное, приступообразное) переедание. Заключается в неконтролируемом поглощении пищи, когда больной ест и не может остановиться, хотя насыщение давно произошло. Приступы часто происходят после стресса или посреди ночи. Эмоциональное переедание может случаться даже тогда, когда человек не испытывает настоящего физического голода. После приступов больные чувствуют сильную вину. Из-за перееданий может набираться вес или нарушаться работа желудочно-кишечного тракта.Нарушения пищевого поведения также делятся на несколько видов в зависимости от фактора возникновения:

Какие факторы провоцируют РПП

Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.

Стандарты глянцевой красоты

Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.

Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.

Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.

Неосторожные комментарии окружающих

Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.

Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.

Отсутствие эмоциональной связи с родителем

Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.

Нездоровые пищевые привычки в семье

Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.

Сравнение себя с другими

Людям, у которых развиваются пищевые расстройства, всегда кажется, что они недостаточно худые и красивые. Хотя сравнивать себя нужно только с собой в прошлом, это не всегда легко.Это усугубляется за счёт того, что в социальных сетях мы транслируем исключительно хорошее и красивое: успехи и достижения, фотографии с позированием и обработкой. Из-за этого складывается ошибочное впечатление, что другие лучше тебя.

РПП у детей: советы родителям

Вот несколько рекомендаций, одобренных специалистами.

Формируйте правильные пищевые привычки

Культура приёма пищи в семье — основа ментального и физического здоровья. Установите правила: трапезы без гаджетов; если насытился, можно не доедать; если нет чувства голода, тебя не заставляют.Последите за собственными пристрастиями: если вечером после тяжёлого рабочего дня вы съедаете по три пирожных, вероятность РПП у ребёнка возрастает. Готовьте и пропагандируйте здоровую еду с большим количеством фруктов, овощей, цельнозерновых и бобовых. Введите запрет на перекусы в ночи.

Постарайтесь не делить продукты на плохие и хорошие. Даже торты, чипсы и газировка имеют право на существование в рационе, если ребёнок ест это в меру. Если запрещать ребёнку определённые виды продуктов вообще, скорее всего, он начнёт неконтролируемо поглощать их при первой же возможности — например, когда съедет от вас.

Информируйте ребёнка о здоровье

Чтобы ребёнок не начал черпать информацию из интернета и не стал жертвой тематических сообществ, пропагандирующих нездоровую худобу и диеты на 500 калорий в день, важно самостоятельно заниматься его просвещением.Объясняйте детям, как работают механики здорового образа жизни и особенно похудения, если ваш ребёнок в этом заинтересован. Рассказывайте, почему различные диеты могут навредить, почему важно питаться полноценно и сбалансированно, какие могут быть последствия у непроверенных чаёв, таблеток и слабительных для похудения.

Будьте осторожнее в выражениях

Следите за тем, что говорите ребёнку, особенно сгоряча. Если у ребёнка есть лишний вес и он пытается привести себя в форму, не стоит комментировать: «У тебя не получится, тут сильная воля нужна». Вместо оскорбительных комментариев или подшучиваний помогайте ребёнку сделать процесс похудения здоровым: например, запишите его на занятия с квалифицированным тренером, готовьте дома полезную и натуральную еду, пересмотрите рацион семьи.

Расстройства пищевого поведения тянутся годами и всегда сопровождаются болью, ненавистью к себе, завистью к худым людям, чувствами вины, стыда. Помните, что ненароком брошенное слово может сильно испортить ребёнку восприятие себя и жизни.

Делайте комплименты

Говорите детям, что они красивые. Если бы вам хотелось изменить что-то во внешности или весе ребёнка или это необходимо по медицинским показаниям, спросите ребёнка, хочется ли ему самому в этом участвовать? Что он думает по этому поводу?

Важно быть другом и товарищем в этой ситуации. Все изменения в теле должны происходить по любви.

Не указывайте ребёнку на его внешние недостатки, особенно касающиеся веса. Не высмеивайте и не сравнивайте с другими детьми. Если у ребёнка уже есть расстройство пищевого поведения, будьте осторожны с комплиментами по поводу веса и внешности.

Сохраняйте контакт с ребёнком

Будьте в курсе эмоционального состояния ребёнка. Часто родители настолько заняты работой и другими делами, что замечают происходящее только на последней стадии.

Повод немедленно поговорить, но не с позиции обвинителя, а с позиции друга, если вы видите, что ребёнок:

Вовремя отведите ребёнка к врачу

Важно понимать, что у ребёнка в таком состоянии вообще не работает объективная оценка себя и реальности. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и здоровье ребёнка находится под угрозой, — объясните ему, почему важно не откладывая пройти обследование.Всё, что связано с физическими и психологическими трудностями во время и после лечения, — абсолютно терпимо по сравнению с последствиями, которые наступят после точки невозврата. Здоровье может ухудшиться настолько, что желудочно-кишечный тракт навсегда перестанет вырабатывать ферменты для переваривания многих продуктов, а проблемы с репродуктивной системой станут хроническими.

Самая страшная ошибка, которую могут совершить родители в критической ситуации, — отказываться от лечения и пытаться самим наладить пищевое поведение ребёнка. Если расстройство находится на финальной стадии, ребёнку могут понадобиться капельницы и постоянная работа с психиатром. Чтобы не довести до такой точки, важно устанавливать с ребёнком доверительные отношения, понимать, что происходит и когда ситуация выходит за рамки допустимого.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что вы знаете о детской лихорадке?

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Конец сентября традиционно открывает сезон простудных заболеваний.

Давайте представим: вы забираете ребенка 4 лет из садика и воспитательница говорит, что вечером померили температуру, и она оказалась 37,7°C. Что делать? Вызывать врача?

Сначала нужно понять: является ли эта температура симптомом заболевания или ребенок перегрелся?

Один из самых незаменимых помощников в это время — градусник: электронный, ртутный или инфракрасный. Какой лучше для ребенка? Для самых маленьких удобнее будет электронный или инфракрасный.

Ртутный термометр — самый распространенный. Им измеряют температуру в подмышечной впадине, в паховой складке и в прямой кишке. Электронный термометр безопаснее для детей. Им дополнительно можно измерять температуру в ротовой полости, в отличие от ртутного термометра. Преимуществом инфракрасного термометра является возможность измерения температуры с поверхности барабанной перепонки, лба и других поверхностей.

Нормальная температура в подмышечной впадине у 90% здоровый детей является 36,6°C с отклонением в большую и меньшую на 0,5°C. У остальных 10% детей температура может выходить за пределы данных значений и при хорошем самочувствии не является симптомом заболевания.

При измерении в ротовой полости температура обычно больше на 0,3-0,6°C от температуры в подмышечной впадине, в полости уха и в прямой кишке больше на 0,6-1,2°C.

Существуют также возрастные нормы температуры тела (для 90% здоровых детей и взрослых), которые важно знать. Верхние границы нормальной температуры тела в подмышечной впадине:

Измерили, что дальше? Вызывать врача?

Гипертермию (перегревание) и лихорадку можно распознать без помощи врача:

Что такое лихорадка?

Или простыми словами повышение температуры тела. Это защитная реакция организма на болезнь или повреждение.

Причина лихорадки может быть инфекционная или неинфекционная (кровоизлиянием, опухолью, травмой, отеком мозга и т.д.). В повседневной жизни каждый встречался с повышением температуры тела после контакта с разными микробами (вирусы, бактерии).

Попадая в организм, патогенные агенты запускают ряд биохимических реакций с образованием эндогенных пирогенов. Они с током крови попадают в головной мозг, а именно в центр терморегуляции, и приводят к повышению температуры в этом центре, а после во всем организме.

Лихорадка имеет две классификации:

Как проявляется лихорадка?

Помимо повышения температуры тела на термометре, отмечается следующее. При «красной» лихорадке можно заметить, что кожа у ребенка горячая, влажная, розового цвета. При «белой» лихорадке наоборот: кожа бледная, с мраморным рисунком, цианотичным оттенком губ и кончиков пальцев; конечности холодные; старшие дети могут отмечать ощущение холода.

Но все индивидуально. Лихорадку дети переносят по-разному. Например, при 39°C ребенок может спокойно строить башню из кубиков или бегать за котом, а при 37°C он не может поднять голову с подушки, чтобы попить воды. Поэтому при повышении температуры тела у детей нет четкого понятия: до какой температуры можно подождать и при какой температуре нужно вызывать врача.

Если у ребенка повышена температура тела и присутствуют симптомы «белой» лихорадки, срочно обратитесь за медицинской помощью. В домашних условиях вы можете лечить «красную» лихорадку.

Что нужно делать при лихорадке?

При лихорадке важно, чтобы организм имел возможность терять тепло. Физиологически это происходит двумя путями — испарение пота и согревание вдыхаемого воздуха. Соответственно ваши действия:

Чем выше температура тела, чем сильнее потеет, чем теплее в помещении — тем активнее необходимо поить ребенка.

Самая универсальная жидкость — это натуральная питьевая вода. Детям первого года жизни полезно сделать отвар изюма, а после года — компот из сухофруктов, так как эти напитки восполняют недостаток витаминов и минералов. Чай с малиной резко усиливает потоотделение — именно поэтому он эффективен при высокой температуре. Но чтобы образовался пот, нужно сначала выпить что-нибудь другое, а после чай с малиной. В том случае, если ребенок избирателен в напитках, то дайте ребенку хоть что-нибудь из жидкости.

Чтобы жидкость всасывалась быстрее, её температура должна быть примерно равна температуре тела (разница в 5 градусов допустима). Почему? Если напиток холодный, то в желудке она нагреется, затем будет всасываться в кровь, а если горячий — остынет и всосется.

Достаточно надеть теплую одежду (один слой одежды не плотной, пропускающая влагу), сверху уже можно одеяло.

Физические методы охлаждения (растирания, грелки со льдом, влажная холодная простынь и другое) до осмотра врача опасны! При таком способе охлаждения поверхностные сосуды спазмируются (сокращаются), кровоток в них минимальный, а значит уменьшается выделение пота и отдача тепла. Температура кожи снижается, а температура внутренних органах повышается. И это опасно!

Часто слышу от родителей: “Скорая нам советовала развести спирт/водку и растирать.” Обтирания детей спиртом, уксусом или скипидаром опасно.

Почему нельзя это делать? Про разницу температур кожи и внутренних органов упомянуто выше. При обтирании спиртом или уксусом эти вещества быстро всасываются через нежную, тонкую детскую кожу в кровь и могут появиться симптомы отравления алкоголем или кислотой соответственно. В процессе растирания ребенок также может вдыхать пары этих веществ, что только усиливает симптомы отравления.

Единственный физический метод охлаждения — это обтирание теплой водой. Вода не приведет к отравлению и при испарении с поверхности кожи она забирает часть тепла и снижает температуру.

Когда нужны лекарственные средства?

Основные ситуации, когда нужно снижать температуру с помощью лекарственных препаратов и вызывать врача:

Какую форму препарата использовать?

Существует 3 формы: таблетки, сироп и свечи.

Если в доме есть ребенок, то в аптечке необходимо иметь 2 формы: сироп и свечи, когда ребенок уже умеет глотать таблетки — достаточно таблеток.

Какой быстрее подействует? Жидкая форма лекарства и после подогрева (подержать в ладошках) будет наиболее эффективна.

Когда у ребенка вечером поднялась температура 37,7°C, есть риск, что она будет подниматься ночью или когда ребенок отказывается от питья, лучше использовать свечи (до 3 лет, т.е. пока ребенок позволяет ставить свеи) и дозировка умножается на 2 (парацетамол 20-30 мг/кг, ибупрофен 10-20 мг/кг). Прямая кишка имеет меньшую площадь всасываемости, чем желудок, поэтому действие при использовании свечи более длительное и в меньшем объёме.

Какие лекарственные препараты можно использовать?

В нашей стране для детей разрешены только два препарата для снижения температуры тела (международные названия):

Оптимальная разовая доза 10-15 мг/кг. Повторить можно через 4 часа (максимум 4-5 раз в сутки). Суточная доза не должна превышать 90 мг/кг. Эффект длится 4-6 часов. Разрешен с 3 месяцев.

Оптимальная разовая доза 5-10 мг/кг. Повторить можно через 6 часов (максимум 4 раза в сутки). Суточная доза не должна превышать 40 мг/кг. Эффект длится 6-8 часов. Разрешен с 6 месяцев.

После приема лекарства действие наступает через 40-60 минут и температура опускается на 1-2°C.

Проводились исследования для определения эффективности одновременного применения парацетамола и ибупрофена, которые подтвердили еще большую эффективность при лихорадке. И сегодня некоторые фармкомпании выпускают их в одном препарате (сироп или таблетки), что также удобно в применении и уменьшает риск передозировки.

Если температура тела высокая и у ребенка плохое самочувствие или неадекватное поведение, тогда до прихода врача вы можете обтереть его теплой водой и дать жаропонижающее средство, то есть сначала подействует вода, а затем лекарство.

При повышении температуры тела у ребенка, розовой кожей, кончиками носа и пальцев, нужно часто поить теплыми напитками/водой, по возможности снизить температуру в комнате, одеть ребенка в умеренно теплую одежду (хлопковую), обтереть теплой водой и наблюдать.

Если у ребенка повысилась температура тела, бледная холодная кожа и цианоз губ, обратитесь за неотложной медицинской помощью. Самостоятельно такую лихорадку лечить опасно.

Если появились показания к применению жаропонижающих средств, дайте его ребенку, обильно поите и вызовите врача.

Если лекарство через час не подействовало, вызовите врача или неотложную медицинскую помощь.

С уважением, Оксана Олеговна.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Источник

Паническая атака у подростков

Мучительная тревога, внезапный страх без всяких причин, неприятные соматические симптомы. Если такое состояние наблюдается слишком часто и мешают полноценной жизни — это свидетельствует о нервном расстройстве, которое нужно лечить у психотерапевта.

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Подростковые панические атаки: причины, проявления

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.

Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.

Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.

Методы лечения подростковых нервных расстройств

Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.

Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.

По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».

Источник

Современные подходы к терапии лихорадки у детей с инфекционной патологией

Повышение температуры тела — один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств.

При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0°С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0–37,5°С могут быть признаны нормальными. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0°C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5–0,6°C.

Лихорадка — неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.

Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40–41°С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС)— на 10–20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома — фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы.

У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5–39°С).

Классификация лихорадки

Механизм лихорадки

Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.

В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.

ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, а1-антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных Ig-рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.

Наиболее благоприятной формой реакции организма при инфекционных заболеваниях является повышение температуры тела до 38,0–39 °С, тогда как ее отсутствие или фебрильная высокая лихорадка свидетельствуют о сниженной реактивности организма и являются показателем тяжести заболевания. При развитии лихорадки в течение суток максимальное повышение температуры тела регистрируется в 18–19 часов, минимальный уровень — ранним утром. Информация о характеристике и динамике лихорадки на всем протяжении болезни имеет важное диагностическое значение. При различных заболеваниях лихорадочные реакции могут протекать по-разному, что находит свое отражение в формах температурных кривых.

Клинические варианты лихорадки

Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.

В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.

При адекватной реакции ребенка на повышение температуры тела теплоотдача соответствует повышенной теплопродукции, что клинически проявляется нормальным самочувствием, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь (так называемая «розовая лихорадка»). Тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню температуры тела, ректально-дигитальный градиент не превышает 5–6 °С. Такой вариант лихорадки считается прогностически благоприятным.

Если реакция ребенка на повышение температуры тела неадекватна и теплоотдача существенно меньше теплопродукции, то клинически наблюдаются выраженное нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, кожа бледная, мраморная, ногтевые ложе и губы с цианотичным оттенком, холодные стопы и ладони (так называемая «бледная лихорадка»). Наблюдается стойкое сохранение гипертермии, чрезмерная тахикардия, одышка, возможны бред, судороги, ректально-дигитальный градиент более 6 °С. Такое течение лихорадки является прогностически неблагоприятным и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.

Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.

Фебрильные судороги наблюдаются у 2–4% детей, чаще в возрасте 12–18 мес. Возникают обычно при быстром подъеме температуры до 38–39 °С и выше в самом начале заболевания. Повторные судороги могут развиться у ребенка и при других значениях температуры. В случае возникновения у ребенка фебрильных судорог необходимо в первую очередь исключить менингит. У грудных детей с признаками рахита показано исследование уровня кальция для исключения спазмофилии. Электроэнцефалография показана после первого эпизода только при длительных, повторных или фокальных судорогах.

Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой

Борьба с лихорадкой является одним из важнейших компонентов комплексной терапии основного заболевания. Проводится на фоне этиотропной (антимикробной, противовирусной, антипаразитарной) и посиндромной терапии.

При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:

Лечебная тактика при повышении температуры тела зависит от клинического варианта лихорадки, выраженности температурной реакции, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений.

Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1–1,5°C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.

При «розовой лихорадке» необходимо раздеть ребенка с учетом температуры воздуха в помещении, положить «холод» на крупные сосуды (паховые, подмышечные области), при необходимости — обтереть водой комнатной температуры, что бывает достаточным для снижения температуры тела или значительно снижает объем фармакотерапии. Обтирание холодной водой или водкой не показано, так как может привести к спазму периферических сосудов и уменьшению теплоотдачи.

Показания к назначению жаропонижающих препаратов. Учитывая защитно-приспособительный механизм лихорадки у детей и имеющиеся положительные ее стороны, не следует применять жаропонижающие средства при любой температурной реакции. При отсутствии у ребенка факторов риска развития осложнений лихорадочной реакции (фебрильные судороги, отек головного мозга и др.) нет необходимости снижать с помощью жаропонижающих препаратов температуру тела ниже 38–38,5°С. Однако если на фоне лихорадки, независимо от степени ее выраженности, отмечается ухудшение общего состояния и самочувствия ребенка, озноб, миалгии, бледность кожи, другие явления токсикоза, жаропонижающие средства назначаются незамедлительно.

У детей из группы риска при неблагоприятном течении лихорадки с выраженной интоксикацией, нарушением периферического кровообращения («бледная лихорадка») жаропонижающие препараты назначают даже при субфебрильной температуре (выше 37,5°С), при «розовой лихорадке» — при температуре, превышающей 38,0°С (табл. 1).

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.

Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.

Принципы выбора жаропонижающих средств у детей. Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.

Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10–12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко — со стороны почек, изменения клеточного состава крови.

Однако при непродолжительном использовании рекомендованных доз (табл. 2) препараты переносятся хорошо и не вызывают осложнений. Общая частота неблагоприятных явлений на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова (8–9%).

что делать если у ребенка бред. Смотреть фото что делать если у ребенка бред. Смотреть картинку что делать если у ребенка бред. Картинка про что делать если у ребенка бред. Фото что делать если у ребенка бред

Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией.

Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты — нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска.

Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).

При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.

Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей. Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная («розовая лихорадка»), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5–10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.

При «бледной лихорадке» жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств. В таких случаях используют литическую смесь:

Дети с некупирующейся «бледной лихорадкой» должны быть госпитализированы.

Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии.

Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *