что делать если у водителя нет талонов
Что делать, если у продавца нет сдачи или у водителя закончились талоны
Если у продавца нет сдачи, когда покупатель рассчитывается за покупки наличными, то помните, что прав именно покупатель. (Но это не работатет при оплате проезда в общественном транспорте.) Что делать в ситуации, когда предлагают купить шоколадку («чтобы до круглой суммы»), жевательную резинку («нет мелочи, возьмите жвачку»), просто что-то не продают или обсчитали (как вам кажется), выяснил TAM.BY.
Отсутствие сдачи – проблема продавца
В беларуском законодательстве прописано, что «в начале рабочего дня кассир или иной работник продавца, осуществляющие прием наличных денежных средств, должны быть обеспечены разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с покупателями» ( Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания).
Нельзя вынуждать совершать покупки
«Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров, продукции общественного питания обязательным приобретением других товаров, продукции общественного питания или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов. Оказание таких услуг должно быть осуществлено в сроки, определенные договором на их оказание, но не позднее трех календарных дней с момента доставки товаров покупателю». Это тоже прописано в тех же Правилах.
Кажется, что неправильно дали сдачу
Во-первых, проверять нужно на месте. Во-вторых, покупатель вправе потребовать сверить показания контрольной ленты кассового оборудования с фактической суммой налички в кассе. Да, это муторно, но такой способ действительно работает.
А если сдачи все-таки нет?
Пишите в Книгу жалоб, что закон в этой торговой точке не соблюдается, пускай разбираются. Имеете полное право.
Что делать в ОТ, если у водителя нет талонов/сдачи
В данном случает все работает по-другому. Постановление Совмина № 972 от 30 июня 2008 года «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» гласит : «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующей остановки». То есть если пассажир не купил талон заранее – это его проблема. Во время поездки продавать обязан только кондуктор, но никак не водитель. В спорных ситуациях «Минсктранс» всегда ссылается именно на это.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Использовать льготы на проезд
Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.
На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:
Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:
Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.
Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:
Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.
Как победить выгорание
Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен
Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.
Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:
Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.
Бесплатно возить маленьких детей на коленях
Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:
Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.
Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.
Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску
Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:
Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.
Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.
Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном
Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:
Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.
Уехать на автобусе, если есть свободные места
Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.
Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.
Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.
Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы
Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.
Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.
Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.
Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах
Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.
Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.
Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:
Сдать билет и вернуть 95% стоимости
Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:
Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:
Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.
При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%
Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.
Такая возможность возникает в двух случаях:
В этих случаях пассажир имеет право:
Вернуть часть цены билета при форс-мажоре
Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.
В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.
Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался
Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.
Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.
Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.
Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса
Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.
Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.
Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.
За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.
Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.
Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.
Получить компенсацию в случае ДТП
Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.
Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.
При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:
Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав
Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.
Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.
Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.
Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.
Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.
Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:
Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.
Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию
Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.
Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.
Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.
Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута
Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.
Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.
Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки
Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.
Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.
Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.
У водителя минского троллейбуса закончились талоны, а контролеры не захотели их продавать и потребовали заплатить штраф
Распространенный случай: киоск на остановке закрыт, у водителя талонов нет, а на маршруте работают ревизоры. Что делать пассажиру? О проблеме пишет «Минский курьер».
«Стал свидетелем конфликта между пассажирами троллейбуса маршрута №38 и контролерами, — написал в газету читатель. — Контролеры зашли в салон вместе на остановке „Улица Калинина“. Молодые люди сразу обратились к водителю с просьбой продать им талоны. Но у водителя их не оказалось: раскупили. Контролеры тут же, угрожая штрафом, набросились на пассажиров с упреками: мол, не в деревне живете, могли бы купить квитки заранее. К их чести, молодые люди оказались на высоте и не ответили грубостью на хамство официального лица. Продать билеты контролер отказалась (хотя они у нее были), сославшись на свой статус ревизора, а не кондуктора. Возможно, на самом деле она не имеет права этого делать, но в таких форс-мажорных обстоятельствах, когда виноват явно „Минсктранс“, не обеспечивший в должном количестве водителя талонами, можно было без скандала и оскорблений найти консенсус. Или я не прав?»
На риторический, в общем-то, вопрос в «Минсктрансе» ответили так: «Пассажир обязан своевременно приобретать билет и в полном объеме оплачивать проезд у водителя, в кассе пассажирского терминала или других местах продажи — до начала поездки, у кондуктора — до следующей остановки. Контролирующие лица государственного предприятия „Минсктранс“ не реализуют пассажирам проездные документы в счет оплаты последующих поездок. С коллективом контрольно-ревизионной службы филиала „Агентство «Минсктранс»“ проведен дополнительный инструктаж о необходимости строгого соблюдения порядка осуществления контрольных проверок общественного пассажирского транспорта, правил служебной этики».
Формально транспортники, конечно, правы: хочешь ехать — плати. А где, как и когда купит пассажир билет, перевозчика, по большому счету, интересовать не должно. Но, думается, о расширении сети продажи билетов, об обеспечении ими водителя в «Минсктрансе» все же заботиться должны. Вот пример: обновленный участок улицы Маяковского, все красиво и удобно. Но как минимум на трех остановках: «Семенова», «Солнечная», «Камвольный комбинат» — купить талончик, особенно в утренние часы, нет никакой возможности. Приобретать заранее? А если не планировал там оказаться ранним утром? И не предполагал, что купить талон негде? Все? Иди, уважаемый, пешком? Глупо. Либо талоны должны быть везде и всегда, либо контролеры — проявлять лояльность.
Минчанин Олег: «Ехал без талона, потому что у водителей не было сдачи, и получил штраф. За что, разве я заяц?»
Олег получил зарплату, с крупными купюрами зашел в троллейбус и хотел оплатить проезд. Водитель сказал, что сдачи с 50 рублей не наберет. На следующей остановке вошли контролеры и заявили, что пассажиру нужно платить штраф. «Я же собирался купить талон, в чем проблема?» — возмущается Олег. «Минсктранс» смотрит на эту ситуацию по-другому.
— В последнее время оставляю автомобиль ради экономии и использую общественный транспорт. Работаю я в бизнес-центре «Гермес», на улице Казинца, — рассказал Олег Onliner.by. — Сегодня был расчетный день, выдали зарплату. По окончании рабочего дня направился на остановку общественного транспорта «Ул. Казинца». Там стояли два контролера (мужчина и женщина). Они видели, что на остановке нет киоска по продаже талонов. Контролеры сели в троллейбус №27, а я — в 19-й. Зная, что на следующей остановке меня ждет встреча с контролерами, я сразу пошел к водителю купить талон. С собой были только крупные купюры в 50 рублей. У водителя с такой купюры сдачи не оказалось.
На следующей остановке, по словам Олега, в троллейбус вошли контролеры проверять оплату. Парень пытался объяснить ситуацию: на остановке не было киоска, пытался купить у водителя — тот не дал сдачи.
— Контролеры возразили, сказали, что в правилах пользования общественным транспортом написано, что купюры для оплаты нужно брать до 10 рублей, — объясняет Олег. — Я попросил показать мне эти правила. В итоге такого правила в списке не оказалось. После они сказали, что это мои проблемы. Мол, нужно было покупать в киоске талон до начала поездки, а не с такими крупными купюрами заходить в общественный транспорт!
В итоге парня высадили, вызвали милицию и заявили, что все правонарушение записали на видеокамеру. Парень отправился домой пешком, а контролеры сказали, что выпишут ему штраф. Правда, по словам Олега, он до сих пор не понимает — за что?
— Я водителю предъявил для оплаты не китайские юани, а белорусские рубли, то, что у водителя не оказалось сдачи, это не моя вина, — объясняет он. — В правилах пользования четко прописано, что я имею право приобрести у водителя билет на проезд, что я и попытался сделать, но увы, нет сдачи… А как же быть, когда у водителя закончились талончики? Получается, в такой транспорт вообще нельзя входить без талона или проездного? И кто вообще прав в этой ситуации? Разве я заяц в таком случае?
«Минсктранс»: «Люди часто специально берут крупные купюры, чтобы не платить за проезд»
— Если не было у водителя сдачи, то это совсем не значит, что контролеры действовали неправильно, — объясняет заместитель генерального директора по перевозкам ГП «Минсктранс» Виктор Тозик. — Пусть читает правила перевозки пассажиров. Там написано, что пассажир обязан позаботиться об оплате проезда заранее. Сегодня просто распространена практика, когда люди специально берут такие купюры и просят водителей продать один талон. Тот не может дать сдачи, и люди едут бесплатно. Всегда нужно брать с собой талоны и не рассчитывать на водителя — а вдруг у него не будет. А если парень считает, что неправильно оштрафовали, — пусть идет в суд. И уже суд определит, кто прав, а кто виноват.