что делать при водяном клине

Что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как с ним бороться

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Аквапланирование – эффект, о котором многие слышали, а некоторые даже ощущали, но который, тем не менее, зачастую остается без внимания. Его потенциальная опасность при этом обычно не только недооценивается, но еще и усугубляется – несоблюдением скоростного режима, несвоевременной заменой шин, неподходящими действиями в опасной ситуации… Выясняем, что такое аквапланирование, чем оно опасно, и как его избежать.

Аквапланирование – это потеря сцепления шины с поверхностью дорожного полотна из-за слоя воды на его поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования по поверхности воды» – его еще называют «водяной клин». Как правило, он возникает, когда автомобиль на слишком большой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность при этом – полная потеря сцепления с дорогой: здесь оно даже ниже, чем на льду, поскольку никакого трения в пятне контакта нет вовсе.

Избыточная скорость при этом является одной из главных причин, но может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что какая-то минимальная (из дорожных) скорость является универсальным способом гарантированно избежать аквапланирования. Однако помимо скорости есть и ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.

Как уже было сказано выше, первым и главным фактором является избыточная скорость. Шина обычного автомобиля имеет водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из пятна контакта. Когда же автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина может просто физически не справиться с отведением такого количества воды. В результате в пятне контакта возникнет водяная пленка между шиной и дорогой, и сцепление с дорогой пропадет.

Толщина водяной пленки – это второй логичный фактор. Если глубина пресловутой лужи велика, то уже никакая шина не сможет отвести всю эту воду из пятна контакта. То есть, при определенной скорости и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования попросту неизбежно, и единственный способ на это повлиять – заранее снизить скорость.

Остаточная глубина протектора шины – третий из главнейших факторов, влияющих на потенциальный риск возникновения аквапланирования. Чем меньше глубина ламелей и канавок, отводящих воду, тем меньше этой самой воды они могут отвести. Изношенная шина, соответственно, куда менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это нужно учитывать, выбирая скорость. Кроме того, некоторые активные водители в погоне за максимальным сцеплением на сухой дороге устанавливают на свои автомобили специализированную спортивную резину – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее число водоотводящих каналов означает меньшую пригодность к движению по мокрой поверхности. Поэтому нужно осознанно подходить как к выбору резины, так и к ее своевременной замене.

Еще несколько факторов, от которых зависит возможность проявления этого опасного эффекта – это давление в шине, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного полотна. С дорогой все просто: чем ровнее и лучше дорога, и чем меньше на ней бугорков, неровностей и выпуклостей, тем ровнее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой: если двигаться «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление.

Давление в шине тоже влияет на минимальную скорость возникновения аквапланирования вполне очевидно: если давление в шине недостаточное, то встретившись с водяной преградой, шина не будет эффективно «взрезать» ее, а просто «промнется», оставив воду в пятне контакта. Поэтому приспущенные шины повышают риск аквапланирования и снижают начальную скорость его возникновения. Аналогичная ситуация и с подвеской автомобиля: неисправные амортизаторы, не имеющие достаточной упругости и жесткости, дополнительно усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну – а значит, повышают потенциальную опасность. Ну а с массой автомобиля все еще проще: легкий автомобиль имеет больше шансов «всплыть» на меньшей скорости, чем тяжелый.

Первый и самый очевидный способ избежать этого опасного эффекта – выбирать правильную скорость движения. Опасность аквапланирования в том, что его начало нельзя предсказать — если только вы не летите на скорости далеко за 100 в огромную лужу: тут уж все ясно. В остальном же выбор оптимальной скорости, учитывающей количество воды на дороге, однородность дорожного полотна, тип и состояние шин, массу автомобиля и все прочие факторы – главный залог безопасности.

Кроме скорости, нужно помнить и о траектории: шины максимально эффективно отводят воду при равномерном движении по прямой, и в повороте могут быть чуть менее эффективными. Поэтому повороты следует проходить медленнее, чем обычно – мало того, что мокрая дорога скользкая, так еще и внезапная лужа на дуге может резко изменить текущий расклад.

Если же вы уже чувствуете, что автомобиль внезапно «поплыл», то главное – не крутить рулем и не бить по тормозам. Водяная пленка под колесом – это не обледенелая дорога и не укатанный снег, и привычные методы борьбы с заносом тут не сработают. Если вы повернете руль в момент «всплытия», то как только шина вновь коснется дороги, она спровоцирует резкий рывок в сторону – и последующий занос. Ровно то же самое касается и заблокированных педалью тормоза колес.

Исходя из вышеописанных условий, оптимальным сценарием действий при аквапланировании является торможение двигателем без изменения положения руля. Если автомобиль «поплыл», нужно отпустить газ и не совершать резких движений, ожидая, когда естественные силы вернут вам сцепление и контроль над машиной.

Еще один нюанс: зачастую аквапланирование возникает не на всех колесах сразу, а лишь на одном-двух: например, если автомобиль въезжает в лужу одной стороной. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие: ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой. Поэтому общий сценарий действий тот же: не въезжайте на мокрые участки на слишком большой скорости и не пытайтесь резко рулить или тормозить, когда одна из сторон автомобиля находится «на воде».

Источник

Задача 19

В случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «водяного клина» водителю следует:

1. Увеличить скорость.

2. Снизить скорость резким нажатием на педаль тормоза.

3. Снизить скорость, применяя торможение двигателем.

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Если в глубокую лужу въехать со скоростью 90 км/час, то вода попросту не успевает «убежать» от колеса. В результате под колёсами образуется так называемый водяной клин, шины теряют сцепление с дорогой, и автомобиль становится неуправляемым. Такое явление ещё называют аквапланированием.

При аквапланировании машина не реагирует ни на руль, ни на тормоз!

Но это только до тех пор, пока скорость не снизится, а колеса продавят воду!

Поэтому, если уж случилось страшное, и автомобиль поплыл, не следует вращать рулевое колесо и давить на педаль тормоза. Когда скорость упадет, и контакт с дорогой восстановится, повёрнутые колёса обязательно вызовут бросок автомобиля в сторону. А если при этом ещё и заблокировать колёса, давя на педаль тормоза, то занос автомобиля гарантирован.

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

По мере падения скорости контакт с дорогой будет восстанавливаться, а вместе с ним восстановится и управляемость автомобиля. И тут важно, чтобы колёса не скользили, а принудительно катились по дороге. Поэтому выключать передачу (выжимать сцепление) ни в коем случае нельзя. Тут нужно тормозить двигателем, уменьшая нажатие на педаль акселератора.

Правильный ответ – третий.

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Авторское право распространяется на весь контент настоящего учебного пособия, включая дизайн и логотип «Автошкола дома». Авторское право, естественно, не распространяется на цитаты из Правил, цитаты из Кодекса об Административных Правонарушениях, а также на рисунки и текст из сборника «Экзаменационные тематические задачи» и сборника «Экзаменационные билеты» (авторы – Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др.). Во всех необходимых случаях в тексте настоящего учебного пособия имеются ссылки на первоисточник.

Что касается изображений, то значительная часть из них была построена на основе фото и рисунков, взятых из Интернета, и мы ни в коей мере не претендуем на авторство этих заимствованных картинок. Нам в данном случае принадлежит только лишь идея их использования или авторское право на новую законченную композицию (коллаж), собранную из фрагментов чужих изображений.

Запрещается использование данного контента в коммерческих целях без согласования с автором, а также любые действия, в результате которых у читателей данного учебного пособия может сложиться впечатление, что представленные материалы не имеют отношения к домену автошколадома.рф.

Источник

Аквапланирование, что это и как с ним бороться?

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Всем приветы! Лето, жара, ну просто красота! Вот только что выглянул в окно и увидел, что за оном гроза и льёт как из ведра. А если на улице дождь, то на дороге скользко, но просто мокрый и скользкий асфальт, это пол-беды, гораздо страшнее на дороге попасть в «аквапланирование». Что это такое и как с этим бороться, постараюсь описать ниже:

Эффект аквапланирования – это всплытие колеса на водяном клине. Физика аквапланирования достаточно проста — при движении по водяной плёнке в какой-то момент шина теряет способность к эффективному отводу воды из пятна контакта. В итоге под колесом образуется водяная плёнка толщиной в несколько миллиметров и транспортное средство в буквальном смысле всплывает.

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Водяная «плёнка» под колесом намного опасней льда и укатанного снега. Недавние тесты показали, что тормозной путь на мокром асфальте в три раза больше, чем на сухом и на треть выше, чем на льду и укатанном снегу. Разница не просто большая, а ошеломляющая. С учётом того, что отличить сухой асфальт от асфальта, покрытого тонким (самым опасным) слоем воды, может далеко не каждый начинающий водитель, опасность возрастает вдвойне. Но возросший в несколько раз тормозной путь ещё не самое страшное. Аквапланирование опасно и неожиданной потерей контроля над машиной.

что делать при водяном клине. Смотреть фото что делать при водяном клине. Смотреть картинку что делать при водяном клине. Картинка про что делать при водяном клине. Фото что делать при водяном клине

Предсказать начало аквапланирования практически невозможно, так как факторов влияния слишком много. Среди основных – состояние и конструкция шин, скорость движения и качество покрытия. Наиболее опасна трасса, где скорости высоки и нередки участки со сравнительно хорошим асфальтом, но при этом с колейностью. В этих колеях скапливается вода даже после самого небольшого дождя и при определённом стечении обстоятельств возникает аквапланирование. Какой-то определённой скорости, ниже которой можно не опасаться «всплытия», не существует. Тяжёлый автомобиль на современных и узких дождевых шинах может без потерь преодолеть участок, покрытый водой, на скорости в 150 км/ч, в то время как заднеприводный «Москвич» на лысых БЛ-85 «поплывёт» на том же участке и при 40 км/ч.

Если предсказать начало «всплытия» почти невозможно, то почувствовать его нетрудно. Ощущение «катера» не перепутать ни с чем. Руль внезапно становится «пустой», меняется и кинетическое восприятие автомобиля. Самое неприятное – когда всплывают не все колёса (это редкость), а одно или два. Очевидно, что в этом случае занос неминуем.

Как избежать аквапланирования?

1. Внимательно следить за состоянием шин. Именно на шины ложится основная задача по отводу воды из пятна контакта. Для этого на шинах существуют разнообразные канавки и водоотводные каналы. Чем они глубже и многочисленней – тем лучше. Естественно, что важна и степень износа протектора. Так, шины изношенные всего на 50 процентов, теряют до 70 процентов своих «дождевых» качеств. Современные производители шин уделяют аквапланированию огромное внимание и при выборе новых шин можно легко подобрать модель, которая будет отлично работать на мокрой дороге. Но в любом случае не стоит забывать о то, что шины – не панацея. Они не избавляют от аквапланирования, а лишь отодвигают его начало в область более высоких скоростей.

2. Следить за состоянием дорожного полотна. Как это не странно, наиболее опасны именно хорошие дороги. Отсутствие на них разнообразных дыр и бугорков приводит к тому, что вода равномерно распределяется по площади. Дорога при этом выглядит лишь слегка влажной. Но это зрительный обман – именно в таких условиях риск аквапланирования очень высок, так как колёсам, потерявшим контакт с «твёрдой землей» и всплывшим на водяной плёнке, просто не за что зацепиться. Ещё более неприятно, когда на дороге есть колейность, вызванная движением грузовиков – по сути это узкие бассейны, где Ваш автомобиль может всплыть в самый неожиданный момент.

3. В дождь двигаться медленно. Правило простое – чем меньше скорость, тем безопасней. Хотя современных научных теорий, связывающих скорость движения с началом аквапланирования не существует, можно утверждать, что для практически любого современного автомобиля, обутого в шины приличных производителей, скорость в 50 км/ч будет безопасной даже в самых сложных «водных» условиях. Опытные водители, способные предугадывать начало аквапланирования по косвенным признакам, могут ехать и быстрее. Но начинающим водителям рисковать крайне не советуем.

4. Лужи преодолевать по прямой. Отвод воды в продольном направлении у шин намного лучше, чем в поперечном, поэтому надо стараться преодолевать водные препятствия исключительно по прямой. Помимо снижения риска начала аквапланирования, нахождение колёс в положении «прямо» позволит также и избежать глубокого заноса, если автомобиль всё-таки «всплывёт».

Стоит отметить, что во всех перечисленных случаях речь идёт именно о тонком слое воды. Не стоит всё вышеприведённое рассматривать как описание того, что на современном автомобиле на хороших шинах можно штурмовать глубокие лужи на скорости в 50 км/ч. Это не так.

Что делать, если аквапланирование началось?

1. Не поворачивать руль. Это самое главное правило. Если всплывает одно или два колеса, то может начаться небольшой занос. Казалось бы, самое верное в этой ситуации действовать так же как на льду – повернуть руль в сторону заноса. Но делать этого категорически не следует. Причина проста – погасив скорость автомобиль рано или поздно коснётся твёрдой земли и из катера опять превратится в колёсное транспортное средство. Если при этом колёса будут вывернуты, то автомобиль неминуемо развернёт – занос будет намного серьёзней, чем на водяной плёнке и справиться с ним будет очень сложно. Поэтому надо преодолеть соблазн и постараться удержать руль в положении, предшествующем началу аквапланирования. Во многих случаях это не так просто, как может показаться – при контакте с «земной твердью» руль может вырвать из рук. Поэтому удерживать его надо крепко и двумя руками.

2. Тормозить двигателем. Ни в коем случае не используйте рабочие тормоза – это усугубит занос. Более того, так можно заглушить двигатель. Наилучший способ погасить скорость – торможение двигателем. В большинстве случаев для восстановления контакта с дорогой надо сбросить не так уж и много. Категорически нельзя прибавлять газ на переднеприводных автомобилях – правила, разработанные для гашения заноса на твёрдых покрытиях, при аквапланировании не работают. Поэтому вне зависимости от типа привода газ надо именно сбрасывать.

Исходя из вышесказанного, можно вывести простую формулу борьбы с аквапланированием – «руль прямо, тормозим двигателем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *