что делать с мотоциклом после дтп
ДТП с участием мотоциклиста: первая помощь, разбор ситуаций и полезные советы
Поскольку я сама езжу на «Джиксере», являюсь аттестованным спасателем МЧС и заступаю на дежурства в одном из добровольных отрядов московского гарнизона, я из личного опыта и по согласованию со знакомыми спасателями и «скоропомощными» медиками решила выделить важные моменты работы на ДТП и оказания первой помощи. Это может быть актуально для каждого, кто выбирает мотоцикл в качестве транспорта.
Основные опасности, подстерегающие байкера на дороге:
Статистика ДТП с участием мотоциклистов
По данным сообщества «МотоМосква», за сезон 2015 года произошло 5968 аварий с участием мотоциклов, из них:
Что нужно помнить?
Как учил меня мой старший брат-мотоциклист: «Сестра! Выезжая на дорогу, помни: каждый хочет тебя убить». Вероятно, это правило байкеры позаимствовали у военных летчиков, но тот факт, что водители автомобилей зачастую нас не видят или замечают слишком поздно, должен всякий раз возвращать нас к осторожности и умению «думать за других» – т.е. прогнозировать намерения других водителей и чувствовать, когда вон тот вот коробочник вдруг решит перестроиться в пробке, прямо перед тобой. Это приходит с опытом. А вот новичкам, особенно чуть научившимся ездить и считающим себя уже достойной сменой Вале Росси в будущем, не стоит переоценивать свои возможности. Иногда из-за этой самоуверенности можно из седла попасть на больничную койку, где травматолог, только собравший одного «двухколесного», устало скажет: «Опять эти хрустики…».
Резину и мотоэкипировку выбирайте вдумчиво
На чем я бы не советовала экономить – так это на резине и на мотоэкипировке. Экип спасает жизни, и это факт. Один мой знакомый (катали в одной тусе) как-то перед ДТП на Горьковке купил себе новый комбез, топовый, с горбом. Хорошо влетел: комбез отработал. Другой знакомый, Лешка, отличился падением с моста в кювет. Ехали ребята, парочкой литровых спортов, и закусились они с ВАЗ-2110, который не хотел пускать байкеров. Начали с мимики и жестов, но потом водитель «десятки», десантник, оценил условия игры как боевые и бортанул мотоциклиста. Но, как говорится, «Бог не Тимошка – видит немножко», и, не рассчитав опасного маневра, водитель «десятки» десантировался следом. Леша не экономил на экипе: комбинезон, шлем «AGV» (не дешевый белорусский, а итальянский топовый), высокие мотоботы. Это его и спасло.
И меня не обошла стороной перспектива «разложиться» на мотоцикле: в районе Преображенки, 27 августа 2014 года, передо мной на пешеходном переходе в темное время суток выскочил велосипедист с «бананами» в ушах. Чтобы не получился «страйк», мне пришлось лихо оттормаживаться. Итогом стал «лоусайд», скользячка и моя поездка на «скоряке» с включенными проблесковыми маяками в лечебное учреждение. Перелом пястной кости, ушиб и рваная рана колена, которую мне зашивали медики. Велосипедист отделался легким испугом. А вот свой мотосезон я тогда закрыла.
Если вы стали свидетелем мотоаварии. Советы МЧС
Если при вас произошла авария с участием мотоциклиста, первое: оцените обстановку, не паникуйте – возможно, именно вам придется брать руководство спасением пострадавшего до приезда оперативных служб. Второе, обезопасить место происшествия и вызвать оперативные службы. Когда я училась на спасателя, нам говорили про три важных принципа: безопасность спасателя, безопасность пострадавшего и безопасность места происшествия. Нужно обязательно в первую очередь позаботиться об их соблюдении, чтобы не допустить вторичных опасных факторов: последующего загорания из-за контакта разлитого топлива с выпускным коллектором или брошенного окурка, повторного ДТП из-за плохого ограждения места происшествия и т.д.
Необходимо оградить пострадавших, выставив автомобили под углом к проезжей части (на расстоянии метров 5-7 от лежащего мотоцикла либо его пилота), включив на них аварийную сигнализацию, выставив заранее знаки аварийной остановки (особенно важно это в темное время суток или в условиях плохой видимости, перед закрытыми поворотами и т.д.). Для подстраховки нужно взять огнетушители: если произойдет загорание, они помогут оперативно его ликвидировать.
Оцените: кто вокруг будет вам помогать, а кто – мешать. Зевак лучше занять второстепенной работой, чтобы они не заняли себя сами съемкой ролика для «Ютуба» или хуже того – не пытались лишний раз «пострада» с переломом позвоночника трогать и переворачивать из разряда «Хотели как лучше». Зато в толпе могут быть медики, спасатели, военные, обученные оказывать первую помощь в условиях боевых действий, да и просто люди, что-то знающие о приемах оказания первой медицинской помощи.
Первая медицинская помощь пострадавшим.
Если есть пульс и дыхание, но пострадавший без сознания – СЛР не делаем, но постоянно контролируем его пульс и дыхание, т.к. в любой момент его состояние может ухудшиться. Ждем «скорую помощь».
Если есть пульс, но нет дыхания – делаем только искусственное дыхание.
Если пульса нет – приступаем к компрессиям грудной клетки. Важно как можно быстрее запустить сердце. «Качать» пострадавшего нужно, по правилам, до восстановления функций (в процессе СЛР контролируем, не возобновился ли пульс либо дыхание). По регламенту, СЛР выполняется так: 30 компрессий грудной клетки, затем 2 вдоха «рот в рот» (через салфетку, чтобы не контактировать со слизистой оболочкой пострадавшего во избежание инфицирования).
Проверяем проходимость дыхательных путей, осторожно запрокидываем голову, выдвигая челюсть вперед, чтобы вдыхаемый воздух проходил в легкие. Правильность искусственного дыхания будет заметна по поднятию грудной клетки.
Основные критерии состояния пострадавшего:
Техника снятия мотошлема с пострадавшего
Расстегиваем шлем, раздвигаем в стороны мягкую внутреннюю начинку (на примере интеграла), чтобы расширить пространство внутри шлема и начать его снятие с подбородка. Как учат медиков: 4 пальца завести под затылок, большой палец – в пространство между подбородком и внутренней начинкой шлема. Желательно, конечно, снимать шлем вдвоем. Один придерживает шею, второй снимает шлем. Медленными аккуратными движениями стаскиваем шлем с головы пострадавшего байкера. Если шлем с первого раза не получилось снять, не надо мучать пострадавшего. Принцип «Не навреди» еще никто не отменял.
Остановка кровотечения
Важно помнить, что у пилота могут быть наружные и внутренние кровотечения, которые под экипировкой не сразу заметны. Это не значит, что нужно стаскивать с него экип – наоборот, это ни к чему. Но прощупать рукой под лежащим пилотом, осмотреть его как можно тщательнее, проверить наличие следов крови на одежде или под ним – важная мера. При пульсирующей, фонтанирующей струе крови нужно понимать, что повреждена артерия, и чтобы не допустить сильной кровопотери, необходимо остановить кровотечение наложением жгута выше места ранения, либо пальцевым прижатием – прижать артерию к кости, остановив кровоток.
При повреждении крупных артерий человеческого организма критическая потеря крови может произойти в течение минуты, и если не успеть остановить кровотечение, человек погибнет.
Вопрос фельдшеру: сложные случаи
— По идее, подножка – металлический штырь. Он может войти в мягкие ткани и особо сильно ничего не повредить, а может – наоборот. Вообще-то инородные тела из раны доставать нельзя, но если ДТП произошло где-то в Усть-Зажопинске, тут характер оказания первой медицинской помощи будет отличаться от ситуации в той же Москве, где «скорая» приедет через 4 минуты.
— Алин, ну, а если все же лежит пилот, на нем лежит двухсоткилограммовый байк, подножка вошла в ногу, а отпилить или открутить эту подножку, чтобы оставить ее в ране, не представляется возможным, что делать?
— Накладываем жгут выше раны, затем вкалываем обезболивающее, спазмалгон в ампуле (дозировка приблизительно 1 ампула на одного взрослого человека, колоть в руку или любую доступную свободную конечность, желательно попасть в вену, можно в мышцы бедра или плеча), затем дружно поднимаем мотоцикл, освобождая от него пострадавшего.
Фиксируем время наложения жгута. Зимой жгут накладываем на час, а вот в летнее время – примерно на 30 минут, но не более, чем на 45 минут. Можно написать время наложения жгута у пострадавшего на лбу, чтобы не потерять бумажку со временем наложения. Жгут всегда накладываем через тряпочку либо на одежду, но никак не на голую конечность.
Если экипировка нам мешает, режем ножницами (или ножом, аккуратно), одежду, чтобы обеспечить доступ к ране.
Поливаем рану перекисью, накладываем чистую салфетку и фиксируем бинтом, при пропитывании кровью бинт не меняем на новый, а мотаем сверху (чтобы потом можно было оценить объем кровопотери).
Если кровотечение продолжается, то: жгут оставляем, а полость раны по возможности заполняем тампонами из бинта, обильно смоченного перекисью. Чистая повязка. Криопакет либо холод на рану. Жгут сдвигаем в сторону раны на 1,5 см. Ждем «скорую помощь».
Если мы остановили кровотечение, то осматриваем конечность на наличие переломов и иных менее серьезных повреждений.
Что положить в аптечку, собираясь на дальняк
Оказывающий первую помощь должен помнить, что давая таблетки или вводя препараты спасаемому, он рискует. Как спасателей нас учат вообще не давать никаких препаратов. А вдруг у «пострада» аллергия, а ты не медик, и тебя потом засудят. Но для тех, кто все же задается вопросом, что положить в аптечку перед поездкой на дальняк, мы с фельдшером Алиной подготовили следующий список.
Пригодится в аптечке также:
Противоаллергенные (в случае аллергии в пути, укуса осы, отека Квинке, аллергической реакции на лекарства): преднизолон, 3 ампулы. Колоть либо 3 ампулы в мышцу, либо 3 ампулы развести с 1 ампулой физраствора (10мл) – в вену.
Обезболивающие препараты, варианты на выбор
Баралгин для инъекций (он же спазмалгон, под другим торговым названием) – малоаллергенный, продается без рецепта. Баралгин в вену заменяет собой по эффекту наркотический анальгетик. Кеторол в наше время чаще продается по рецепту. Диклофенак, найз, вольтарен, спазмалгон – ампулы для инъекций.
Но нужно помнить, что, не будучи медиком, введением лекарственных средств можно навредить. Поэтому относиться к данному вопросу надо с осторожностью.
Подытоживая сказанное
Как говорили мне опытные спасатели, не бывает двух одинаковых ДТП. Поэтому на дороге может случиться всякое, и многое будет зависеть от грамотной и логически обоснованной оценки ситуации. И если вы – мотопутешественник, любите дальние поездки и быструю езду, то лучше было бы пройти подготовку как минимум на курсах первой помощи, притом в последующем повторять и закреплять материал, пусть даже в теории. Но еще нужно помнить о том, что здравый смысл, грамотное и аккуратное вождение мотоцикла, забота о техническом состоянии своего коня и железное правило даже в соседний магазин ездить в фулл-экипе – гарантии вашей безопасности за рулем мототранспортного средства.
Что делать с мотоциклом после дтп
Положа руку на сердце: ездят многие опасно и безобразно. Стоит кому обзавестись мощным шоссейником, как, глядишь, уже «летает» со свистом пули не только между бамперами, но и по «встречке». Что и говорить, автомобильный дорожный менталитет «закон — тайга, медведь — хозяин» для мотоциклиста еще более ярко выражен. Машины нарушители обходят как стоячие, и нет им конкурентов, а раз так, то многие подсознательно возводят себя в ранг Бога, которому, как известно, все дозволено. Но чего тогда требовать от простых смертных, которые просто не в состоянии уследить лихие пируэты на трассе? Фигаро здесь — Фигаро там! Часто случается, что буквально — «там»!
Итак, для городских отчаянных мотогонщиков будет сказано: более 2/3 всех аварий с участием мотоциклов происходит из-за столкновения с другим транспортным средством. Оставшаяся треть связана как с банальными падениями от переоценки собственных возможностей (завалился в повороте, перетормозил и т.д.), так и вследствие воздействия внешних факторов, будь то открытые люки, ямы, лужи гудрона или тосола на дорожном полотне. Нет ничего удивительного, что для иномарок такой фактор неисправности не отмечен как причина ДТП.
Почему же происходят аварии? В основном, из-за нарушения скоростного режима. Стоит ли упрекать автомобилиста, который вдруг решил перестроиться и не заметил «летящий» сзади спортбайк? Когда он видел в зеркале заднего вида вашу фару, то вы были в сотне-другой метров позади, а через пару секунд — уже у бампера.
Невозможность автомобилистов заметить мотоцикл в движении — основная причина всех ДТП с участием мото. В таких случаях виновником признают мотоциклиста, как нарушителя скоростного движения. Многометровый тормозной путь, завернутый «в узел» аппарат, пластик облицовки, раскиданный в радиусе нескольких сотен метров — типичная картина места аварии. Но при этом в ГИБДД соглашаются и с тем фактом, что немалая доля (1/3) таких происшествий связана и с нарушением ПДД автомобилистами.
Неожиданный разворот влево через две сплошные, да еще через несколько рядов, приводит к самым ужасным авариям, когда байк влетает в боковую часть автомобиля фактически как в стоящую стену. Часто при разборе «полетов» выписывают «обоюдку», но водитель машины часто остается жив, а мотоциклист погибает. Немало опасных ситуаций и, в том числе, со смертельным исходом, возникает, когда мотоциклист передвигается по встречной полосе. Не стоять же со всеми в пробке: «пульнул» и объехал всех. Скорость сближения в таком случае не просто большая, а стремительная. Уход на узкую полоску между двух разделительных — также причина падений. Ведь не секрет, что материал, из которого выполнена разметка, — довольно скользкий, да и песочек любит концентрироваться в этих местах.
Как бы то ни было, но нарушителем опять посчитают двухколесного, как ни хотелось бы слышать обратное.
В ГИБДД обратили внимание и на новую тенденцию, которая появилась в последние годы. Колоссальное число ДТП с участием так называемой малокубатурной техники, которая не требует регистрации — скутерами. По словам инспекторов, их владельцы зачастую не знают даже основных постулатов ПДД, а передвигаются в потоке хаотически и со скоростями «под сотню». Чаще всего, распространена авария у обочины: скутер передвигается на относительно высокой скорости в правом ряду, а автомобиль неожиданно решает запарковаться у обочины. Виновником чаще всего признают автомобилиста.
Отсутствие навыков управления мощными мотоциклами и отсутствие мотоциклетной категории в «правах» — это основные причины, по мнению экспертов ГИБДД, большинства аварий. И, как следствие, — неправильная оценка собственных возможностей, реальной скорости движения и дорожной ситуации вокруг. Важно отметить, что преднамеренные противоправные действия автомобилистов против мотоциклистов — редчайшая причина ДТП. Но это не означает, что такого рода происшествия не случаются — мы-то на своей шкуре знаем, как оно бывает.
Сколько раз молодые разгильдяи на «зубилах» или «шахах», ищущие острых ощущений, или просто повода для хулиганства, подрезали или не уступали дорогу, а то и пугали каким-нибудь резким движением на трассе. Для них это развлечение, для нас — эквилибристика на канате над пропастью. А что творится в городских «пробках»? Ни для кого не секрет, что некоторые автомобилисты намеренно перекрывают машиной проход между рядами. Дескать, я стою, ну и ты постоишь. Случись что, отмазка будет простой — а я его не видел! Не видел? Значит, и зеркала тебе не нужны! Такова наша месть — движение рукой или ногой, и автомобиль остается без боковых «стекляшек».
Немало аварий происходит на перекрестках, когда мотоциклист начинает движение чуть раньше и очень быстро, а в этот момент на «желтый» еще завершают движение автомобили с перпендикулярной полосы. Примечательно, что неблагоприятные погодные условия редко являются причиной аварий. Незаметность мотоцикла на дороге в половине случаев приводит к ДТП. Понятно, что черный мотоцикл и мотоциклист в черном комбинезоне незаметны для окружающих.
Кто они, эти несчастные? Им 18–25 лет, именно райдеры в таком возрасте чаще всего бьются. Вероятно, это связано с отсутствием опыта езды. В интервале от 25 до 30 лет нарушителей ПДД меньше в два раза, тогда как у водителей старше 30 лет аварийность вновь повышается. Аналитики не связывают это напрямую с возрастом, скорее всего, здесь «работает» фактор «уровня потребителя». Люди именно в таком возрасте решают обзавестись мотоциклом и имеют на то финансовые возможности. Другое дело — опыт — его не купишь.
Какие аппараты-иномарки чаще всего бьются? Конечно, спортбайки и неоклассики — 90% всех аварий! Затем идут кастомы, скутера, «туристы» и, в единичных случаях, эндуро.
То, что экипировка реально способна спасти от серьезных травм и сберечь жизнь, сейчас доказывать уже не стоит. Многие знают, чем может закончиться скольжение в джинсах и крутке по «наждаку» асфальта. Но, тем не менее, как ни была бы совершенна защита, увечий избежать не удается. Чаще всего при ДТП страдают бедра, колени, локти и ключицы. Повреждение паха и перелом ног получают 24% мотоциклистов при фронтальных столкновениях. Что бы ни утверждали злые языки, но шлем реально защищает голову и органы зрения. Наиболее часто к смерти приводят смертельные травмы груди, головы и позвоночника.
Достаточно ли фактов? Или многих лихих может утихомирить лишь число погибших за последние годы? Их насчитывается по стране тысячи, а ведь среди них и наши друзья, знакомые… Стоит ли так «летать»? Ведь всем же понятно, что другие участники движения, выращенные во времена, когда на дороге пыхтели одни тихоходы, сейчас не в состоянии принять нас к себе на уровень. Мы оперируем иными скоростями, живем другим ритмом. Но это не означает, что его надо навязывать другим. Поверьте, так ездить нельзя. Мы не одни на трассе.
И в заключении, несколько статистических данных. С начала года в Брянске сотрудниками Госавтоинспекции на нерадивых мотоциклистов было составлено 285 административных материалов. Если брать конкретные нарушения, то картина выглядит следующим образов: управление в состоянии опьянения – 7, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения – 26, управление мотоциклом без водительского удостоверения –83, превышение установленной скорости – 27, управление мотто без шлема и перевозка пассажиров без средств безопасности – 29, выезд на встречную полосу – 3, невыполнение требования об остановке – 15, нарушение требований дорожных знаков – 8, управление незарегистрированным транспортом – 37, отсутствие документов на транспортное средство – 23 и иные нарушения.
Авария на мотоцикле, что делать до приезда спецслужб?
Больше шума вокруг мотоциклистов происходит из-за аварийности, чем из-за расценок на байки или агрессивной езды. Что чаще всего мы слышим? Упреки про смертников? Страхи семьи за нашу жизнь? Ворчание прохожих про короткую жизнь байкера и прочие предрассудки, конец которых редко похож на красивую сказку?
Так что же делать, если «авось» не сработало и произошла авария? Спецслужбы уже в пути, рассмотрим два варианта: позицию очевидца и раненного мотоциклиста.
Сразу предупрежу, что подробно первую помощь пострадавшему мотоциклисту и работу с экипировкой раненного рассмотрим в следующей статье.
Спокойствие — первая помощь
Перед вами раненный мотоциклист, с великой долей вероятности, он будет находиться в шоке. Говорите с ним, если он в сознании. Задавайте простые вопросы «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где и как болит?». Все эти вопросы помогут по двум причинам:
— первичный анамнез для оказания медицинской помощи. Информация, которая поможет только что подъехавшим врачам предсказать тяжелые травмы, а вам, как не навредить здоровью раненного и помочь ему выжить. Если человек не в состоянии ответить на элементарные вопросы в плоть до «день сейчас или ночь?», то можно опасаться серьезных травм головы и скорой потери сознания, а значит, переносить человека без врачей категорически запрещается.
— во-вторых, общение поможет мотоциклисту прийти в себя и не впасть в панику.
Осматривая и ощупывая пострадавшего на предмет ранений и переломов обязательно проговаривайте ему, что вы делаете.
Если вы пострадавший и с вами никого нет рядом. Ранее мы говорили, что после падения подниматься нужно не сразу и медленно. Упал? Погоди вскакивать — осознай, что произошло. Не в смысле «черт, я еще не выплатил кредит и моя бабуля расстроится», а с позиции: да, авария, но я жив. Прежде, чем встать, проведите короткий самоанализ самочувствия. В состоянии шока далеко не сразу получается определить ранения.
Случай из жизни. Мой хороший друг после скользячки умудрился поднять байк (весомая модель, к слову) и доехать через пол-Москвы домой прежде, чем понял, что что-то не так. Он попытался снять экипировку, но не смог. В таком состоянии мотоциклист сам на байке доехал до больницы, а там выяснилось, что у него перелом ключицы, поэтому его тут же закинули на операционный стол и вставили титановые скобы.
Безопасность
Первая помощь оказана, теперь нужно обезопасить себя и других. Выставляем аварийный знак, если он есть. Если нет, нужно каким-то подручным образом обозначить место аварии, чтобы вас видели и объехали.
Пострадавший может передвигаться сам? Отлично! Помогаем ему перебраться на обочину. Что делать если пострадавшего двигать нельзя и страшно это делать, так как не понятно, насколько серьезны ранения? Если гора не идет к Магомету. Сделайте безопасным место вокруг раненного, обозначьте его. Чем угодно. Поставьте свою машину или байк перед ним (на расстоянии, естественно, а не над душой), если вы очевидец, не бросать же человека! Вообще ничего нет, вы пешеход? Поставьте рюкзак или сумку метрах в пяти от пострадавшего. Кофр от байка поставьте на крайний случай (если авария не ночью!), ночью лучше фонарь закрепить, чтобы он светил вверх или моргал.
Другое дело, если вы пострадавший, да еще и с пассажиром. У мотоциклистов нет багажника, в котором, как на антресолях, чего только не хранится: от компрессора и запаски, до дедушкиных лыж и заготовок бабы Дуси. Если вы в состоянии сами отойти с места — хорошо, если нет возможности добраться до обочины, но рядом байк, то возле мотоцикла относительно безопаснее. Он заметнее раненного человека, как минимум из-за размеров и света фар.
Светоотражающие жилеты и яркие дождевики. Все, что может отражать свет и выделять вас на дороге, очень пригодится после аварии.
Фото-видео фиксация
Пик накала схлынул. Ситуация начинает проясняться. Если вы мобильны, то нужно фотографировать или снимать на видео все. Абсолютно ВСЕ. Обязательно зафиксируйте знаки, разметку и тормозной путь, положение мотоцикла со всех сторон. Так, чтобы не мешать дорожному движению.
Мотоцикл разрешается поднимать только в случае разлива горюче-смазочных материалов. Если авария серьезная и полюбовно тут не разойтись, байк должен лежать, как упал, если не перекрывает движение другим транспортным средствам полностью. Если мотоцикл необходимо двигать, фиксируем на фото или видео, как его перемещали и куда.
По возможности опрашиваем свидетелей со стороны — пешеходов, водителей. Берем на карандаш номера телефонов всех, кто готов что-то рассказать по делу. Если вы раненный водитель, то делайте, что можете и не ищите крайнего, пока не посмотрите на полную картину произошедшей аварии.
Помните, ваша задача — собрать факты, а не тыкать пальцем.
Старайтесь фотографировать дорожные обстоятельства так, чтобы было видно место аварии. Особое внимание уделяйте светофору, работает ли он? Смотрим на дорожное покрытие, мотоцикл опрокинулся, потому что кто-то не умеет экстренно тормозить или потому что колесо попало в выбоину во время торможения? Нет фото — нет доказательств. Просите видео с регистраторов окружающих машин.
После приезда спецслужб
Если вы очевидец, то ваша задача сначала встретить врачей и рассказать все, что касается здоровья раненного мотоциклиста. Бывает, что человек теряет сознание, поэтому важно пересказать все, что говорил пострадавший — имя, возраст, какую и где боль он испытывал.
Позволяет ли здоровье мотоциклисту участвовать в составлении протокола происшествия? Нужна ли ему помощь в этом?
Выясните, кто и куда забирает байк.
На случай, если все совсем плохо
21 век, время, когда информация решает все и не обязательно посылать письмо с голубем. Если вы растеряны и вообще не понимаете, что вам делать — есть оперативные телефоны скорой помощи, мчс, госавтоинспекции, где подскажут, что делать до приезда спецслужб. Главное, дозвониться туда.
Если вы пострадавший мотоциклист, звоните друзьям или родственникам, кому-то, кому доверяете и кто сможет при необходимости говорить от вашего имени. Во многих городах существуют объединения помощи мотоциклистам на дорогах, полезно иметь их номер на кнопке быстрого набора. Никогда не знаешь, когда пригодится, но лучше, если он есть.