что делать ться или тся

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Как перестать ошибаться?

Массовые ошибки в употреблении мягкого знака в глаголах – бич нашего времени. Даже в статьях на уважаемых сайтах периодически допускают неправильное употребление ТСЯ-ТЬСЯ, что уж говорить об интернет-форумах и соцсетях. Мне, как редактору, это очень режет глаз. Поэтому, заметив, что мой сын тоже делает ошибки в возвратных глаголах, решила составить для него небольшой тренажер для понимания разницы и отработки навыка.

Конечно, я не методист и не учитель, но зато я знаю своего сына, его интересы и чувство юмора, поэтому постаралась сделать задание не очень скучным. Основной идеей было поставить в соседних предложениях, связанных по смыслу, пару почти одинаковых глаголов. Почти, да не совсем.

Мягкий знак в глаголах ставится:

В неопределённой форме глагола (инфинитиве)

В окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени

После согласных (кроме «й» и «г» – ляг(те)) в формах повелительного наклонения

В возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука

вернусь, вернитесь, вернулись, вернувшись

В остальных случаях в глагольных окончаниях мягкий знак не ставится

Нас в первую очередь интересуют первые два случая, которые как раз и вызывают больше всего ошибок. Ребенку их легче всего объяснить так: если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он есть (что делать? что сделать?). Если в вопросе нет мягкого знака, то и в глаголе его не будет (что делает? что сделает?).

что делать ться или тся. Смотреть фото что делать ться или тся. Смотреть картинку что делать ться или тся. Картинка про что делать ться или тся. Фото что делать ться или тся

Ниже – задания для отработки. Их можно распечатать и предложить ребенку вставить пропущенный мягкий знак, где это необходимо. Будьте внимательны, встречаются «подводные камни», чтобы ученик не расслаблялся.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Задания для отработки

Образец: Он пошел (что делать?) умываться. Он (что делает?) умывается.

Источник

Содержание статьи:

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник

Как пишеТСЯ «ТСЯ» И «ТЬСЯ». ПытаеМСЯ разобраТЬСЯ

что делать ться или тся. Смотреть фото что делать ться или тся. Смотреть картинку что делать ться или тся. Картинка про что делать ться или тся. Фото что делать ться или тся

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

Источник

«Тся» и «ться» в глаголах

В соче­та­нии -тся не пишет­ся мяг­кий знак как в гла­го­лах 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла. В -ться пишет­ся мяг­кий знак, кото­рый обо­зна­ча­ет неопре­де­лён­ную фор­му глагола.

У воз­врат­ных гла­го­лов рус­ско­го язы­ка достав­ля­ет затруд­не­ние напи­са­ние окон­ча­ний с мяг­ким зна­ком или без него:

Как опре­де­лить, нуж­но напи­сать мяг­кий знак в окон­ча­нии гла­го­лов перед пост­фик­сом (суф­фик­сом) -ся или нет? Ведь конеч­ные бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат абсо­лют­но оди­на­ко­во как [ца]:

Написание мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов зави­сит от их грам­ма­ти­че­ской фор­мы. Чтобы не оши­бать­ся в напи­са­нии слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Как видим, задан­ный вопрос под­ска­жет напи­са­ние мяг­ко­го зна­ка в окон­ча­ни­ях гла­го­лов, име­ю­щих началь­ную фор­му.

Оба гла­го­ла «соби­рать­ся» и «про­ка­тить­ся» нахо­дят­ся в неопре­де­лён­ной фор­ме. Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка необ­хо­ди­мо обя­за­тель­но обо­зна­чить эту грам­ма­ти­че­скую фор­му гла­го­лов с помо­щью мяг­ко­го знака.

Буквосочетание -тся про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве гла­го­лов в фор­ме 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

Чтобы отли­чить их напи­са­ние без мяг­ко­го зна­ка перед -ся от неопре­де­лён­ной фор­мы с конеч­ным -ться, сле­ду­ем пра­ви­лу орфографии.

Понаблюдаем:

Андрей (что дела­ет?) тре­ни­ру­ет­ся несколь­ко часов каж­дый день.

Скоро солн­це (что сде­ла­ет?) появит­ся на голу­бом небе.

что делать ться или тся. Смотреть фото что делать ться или тся. Смотреть картинку что делать ться или тся. Картинка про что делать ться или тся. Фото что делать ться или тся

Наличие или отсут­ствие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся в соста­ве гла­го­ла не име­ет зна­че­ния. В рус­ском язы­ке все фор­мы гла­го­лов 3 лица пишут­ся без мяг­ко­го зна­ка:

Итак, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии раз­ных грам­ма­ти­че­ских форм воз­врат­ных гла­го­лов, дей­ству­ем соглас­но алгоритму:

В напи­са­нии ука­зан­ных форм гла­го­лов помо­жет син­так­си­че­ский раз­бор пред­ло­же­ния. Глаголы с конеч­ным -тся, как пра­ви­ло, выпол­ня­ют роль про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го. От под­ле­жа­ще­го зада­ём необ­хо­ди­мый вопрос к сказуемому:

Дети (что дела­ют?) несут­ся на лыжах с высо­кой горы.

Неопределённая фор­ма гла­го­ла чаще все­го явля­ет­ся необ­хо­ди­мой частью состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го, в кото­ром ей пред­ше­ству­ет глагол-связка со зна­че­ни­ем вре­ме­ни дей­ствия (нача­ло, про­дол­же­ние или конец) или дол­жен­ство­ва­ния, жела­ния, воз­мож­но­сти и пр.

Хмурой осе­нью туман может сте­лит ь ся подол­гу на дороге.

Особое затруд­не­ние вызы­ва­ет напи­са­ние двух воз­врат­ных гла­го­лов, нахо­дя­щих­ся рядом в предложении.

Озорник боит­ся при­знат ь ся мате­ри в шалости.

В этом слу­чае пом­ним, что два гла­го­ла в неопре­де­лён­ной фор­ме в каче­стве состав­но­го ска­зу­е­мо­го не исполь­зу­ют­ся в пред­ло­же­нии. Первый гла­гол обя­за­тель­но высту­па­ет в лич­ной фор­ме, в кото­рой мяг­кий знак не пишет­ся. Определяем эти фор­мы гла­го­лов с помо­щью задан­ных вопросов:

Поупражняемся в выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния окон­ча­ний гла­го­лов в воз­врат­ной фор­ме, если про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры

Нам уже начи­на­ет нра­вить­ся наше путешествие.

Рыбак уся­дет­ся на бере­гу озе­ра и заки­нет удочку.

Мне хочет­ся воз­вра­тить­ся поско­рее домой.

Эти зна­ния долж­ны при­го­дить­ся мне в будущем.

Мне хочет­ся стре­мить­ся к луч­ше­му результату.

Видеоурок

Источник

Этот пост написан по просьбе жителя портала Клик Квея.

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки -тся и -ться в глаголах на конце.

Правило:

Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Для определения, что глагол относится к 3-му лицу нужно просто поставить перед ним местоимение (он / она / они) и задать один из вопросов: «что делает?, что сделает?».

Дочка учи тся в институте.

( Она ) дочка ( что делает? ) учи тся в институте.

Товар появи тся в магазине завтра.

( Он ) товар ( что сделает? ) появи тся в магазине завтра.

Дети радую тся новым игрушкам.

( Они ) дети ( что делают? ) радую тся новым игрушкам.

Сегодня мама собирае тся занимат ься приготовлением нового салата.

Сегодня ( она ) мама ( что делает? ) собирае тся ( что делать? ) занима ться приготовлением нового салата.

Друзья решили встрети ться вечером в кафе.

( Они ) друзья решили ( что сделать? ) встрети ться вечером в кафе.

Но с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться.

Иногда встречаются случаи с несколькими типами глаголов в предложении, когда подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

Ему приходи тся мири ться с новым начальством.

( Вопрос к глаголу приходится не задать, так как нет подлежащего ) ему приходи тся ( что делать? ) мирит ься с новым начальством.

Другая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению.
Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Вывод:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *