что делают в филармонии

Музыка – это самый распространенный и доступный каждому вид искусства. Люди, понимающие и ценящие музыку, как правило, гармоничные и талантливые личности. Слушающий музыку человек расслабляется, у него поднимается настроение, снимается усталость. Все чувства, эмоции подвластны музыке и зачастую выражаются с помощью нее.

Что такое филармония?

Филармония – это музыкальное учреждение по организации, развитию и пропаганде концертов классической музыки. Если такие мероприятия кому-то кажутся занудными и малопривлекательными, то это ошибочное мнение, потому что музыку нужно уметь слушать, чтобы слышать.

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

Филармония – это отдельная страна, где живет лучшая музыка мира. Жаль, что не каждый понимает и может оценить всю многоликость этого уникального заведения, где рождается и живет все великолепие профессионализма в музыкальном наследии.

Концерты в филармонии

Слово «филармония» имеет греческие корни и состоит из слияния двух прекрасных слов: «люблю» и «гармония». В филармонии можно послушать концерты симфонической музыки всемирно известных композиторов в исполнении виртуозных оркестров, ансамбли и сольные концерты игры на музыкальных инструментах, творчество вокалистов, отдельные номера из опер и оперетт. Лучшие дирижеры плетут своими палочками сети, прозрачные, как дождь, в королевстве академической музыки – филармонии.

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

В штатный состав филармоний входят исполнители и музыковеды, оркестры симфонической и камерной музыки, хоры, эстрадные и танцевальные коллективы.

Концертная программа готовится тщательно с творческим, интеллектуальным подходом и включат в себя подборку музыкальных, литературных и танцевальных композиций.

Концерты проходят не только в стенах Альма-матер, но и в консерваториях, Дворцах культуры, концертных залах музыкальных училищ, а также на выезде: в школах, вузах, на предприятиях.

Репертуарное разнообразие

Репертуар филармонии огромен и базируется на следующих принципах:

Репертуарная политика демонстрирует художественный уровень любой филармонии. Поэтому наряду со всемирно известными произведениями Брамса, Шостаковича, Прокофьева звучат оперные увертюры, музыка из кинофильмов, легкая популярная классика.

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

Филармония – это не только предоставление духовного удовольствия зрителю, это еще и великий труд служителей искусства. Многократные репетиции обязательны для достижения совершенной техники исполнения, а также гастроли по разным городам и странам.

Филармония – это обитель музыки не только для взрослого слушателя, существует много детских филармоний, в работе которых принимает участие подрастающее поколение.

Правила этикета на концертах академической музыки

Собираясь насладиться музыкой в филармонии, нужно помнить несколько важных правил поведения:

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

Одной из старейших филармоний, созданной в XIX веке, является Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. Она насчитывает два концертных зала, Большой и Малый, которые собирают на своих сценах сильнейших виртуозов и лучшие оркестровые коллективы мира. Лист и Вагнер, Берлиоз и Рихтер, Рубинштейн, Ростропович – далеко не полный список тех, кому распахнула объятия филармония.

Санкт-Петербург всегда славился выдающимися мастерами слова, которые проводили творческие встречи в залах филармонии. Концерты, блистательный творческий коллектив, лекционная и издательская деятельности, огромная библиотека – достояние филармонии. И главной задачей всех сопричастных к филармонической концертной деятельности является воспитание любви к гармоничной академической музыке.

Источник

«Все мечтают о надписи „солдаут“ на афише»: как арт-менеджер филармонии продает музыку

Разбор читательницы Т⁠—⁠Ж

Этот текст написал читатель Т⁠—⁠Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

В течение четырех лет я работала арт-менеджером в Удмуртской филармонии в Ижевске.

Моя специальность — музыковед, я закончила консерваторию. Для арт-менеджера это то что нужно. Я знаю историю музыки, хорошо разбираюсь в стилях, понимаю и люблю классическую музыку, но не отрицаю джаз, имею большой слушательский опыт и сразу слышу фальшь.

Единственное, чего я не умела, когда пришла на новую работу, — продавать. Пришлось научиться вести переговоры, согласовывать сметы, составлять договоры и утверждать райдеры. Оказалось, продавать музыку — азартное и увлекательное занятие. Вы чувствуете себя важным и нужным миру: артисты дарят зрителям радость и яркие эмоции, публика тепло реагирует — и все это организовали вы. Приятно.

Как работают филармонии

Билеты на музыкальные концерты предлагают разные площадки — филармонии, дворцы и дома культуры, центры творчества. Современной публике повезло, так как культурная афиша очень разнообразна: классическая музыка, джаз, творчество народных коллективов, программы исполнителей-солистов, рок- и поп-музыка. Все это продается.

Так же, как театры, университеты и школы, филармонии активно живут с сентября по май — это называется концертный сезон. Его формирование начинается за год до старта сезона. Чем раньше вы начнете продавать билеты на концерты, тем лучше. Направление работы коллективов, которые входят в состав филармонии, определяют директор и художественный руководитель. В большинстве российских филармоний есть симфонический оркестр, концертный хор, народный ансамбль и отдел солистов-вокалистов.

В новом сезоне можно обновить репертуар, исполнять раритетные произведения, создать программу с приглашенными солистами, подготовиться к гастролям — или продолжить развивать финансово успешные проекты в обновленном виде. Бывает и так, что коллектив полностью меняет имидж, чтобы привлечь нового зрителя, например, оркестр народных инструментов проводит фотосессию в джинсах и коже и дает концерт с рок-группой. На что не пойдешь ради публики!

Коллективы филармонии создают концепции новых программ и составляют финансовые сметы для их реализации — туда входят новые инструменты, костюмы, покупка нот, оплата работы солистов, создание сценария концерта и работа ведущих, фото- и видеосъемка. Перед арт-менеджером стоят задачи по поиску гастрольных артистов, уточнению гонораров и условий бытового и технического райдера. Райдер — это траты на проезд, проживание, питание артистов, микрофоны и инструменты. Он может быть включен в гонорар, но чаще ложится на организаторов сверх этой суммы.

Как формируется стоимость билетов

В любом концертном зале есть лучшие и худшие места по разной цене. Это необходимо учитывать, когда вы расписываете зал, то есть определяете стоимость билетов на конкретные места и получаете в сумме желаемое число.

Например, с концертом приедет джазовый ансамбль из пяти человек. Дорогу оплачиваем только из Перми до Ижевска, потому что артисты в туре и путь от Ижевска до Казани оплатит следующая концертная площадка. Но это просто повезло, обычно оплачиваем дорогу до города и обратно. Нужно также потратиться на аренду ударной установки, потому что ансамбль не возит ее с собой на гастроли. Получается такая смета.

Расходы на концерт джазового ансамбля из пяти человек — 300 000 Р

Гонорар120 000 Р
Дорога, проживание, питание100 000 Р
Аренда ударной установки10 000 Р
Реклама и амортизация зала70 000 Р

Средняя стоимость билета рассчитывается так:

Как сделать так, чтобы люди пришли на концерт

Организовать концерт — не самое сложное. Самое сложное — сделать так, чтобы на него пришли. Все мечтают об аншлаге и надписи «солдаут» на афише. Но, прежде чем создавать или покупать готовую программу, нужно четко понимать, для кого она предназначена. Изучите, как продавались подобные концерты, и подумайте, кто на него придет.

Возрастной публике можно предложить ретро, интеллектуалам — джаз, родителям с детьми — сказки с оркестром, широкой публике — праздничные программы к Новому году, Международному женскому дню, 9 Мая, а настоящим ценителям — концерты звезд классической музыки. Важно анализировать и продажи прошлых сезонов, чтобы понять, какие концерты были успешными и какие направления стоит развивать.

Анализ также поможет понять, сколько ваш зритель готов заплатить за билет. Если быстро раскупают дешевые, а дорогие не берут — возможно, цена на них завышена. Слишком большая, как и слишком маленькая стоимость билетов — это плохо: зритель или не может столько потратить, или не верит в качество программы. Пенсионеры предпочтут программу местных артистов за небольшую цену. А учителя и врачи готовы несколько раз в год сходить на престижные концерты, например выступление Национального филармонического оркестра под управлением Спивакова.

И уж тут они будут покупать хорошие места, а не экономить.

Не стоит ставить похожие концерты близко друг к другу и создавать самому себе конкуренцию. Раннее планирование как раз позволяет регулировать частоту выступлений одного жанра: любители гитары точно посетят три концерта за девять месяцев, но вряд ли пойдут на пять концертов в течение полугода.

Реклама тоже требует понимания того, где зритель ее увидит. Дорогие баннеры в центре города, плакаты на остановках, реклама в печатных изданиях, афиши и анонсы в библиотеках в рамках сотрудничества — это общение с разной публикой, бюджет которой сильно отличается.

Зачем продавать абонементы на концерты

В работе над концертным сезоном важны также дизайн афиш, тексты и шрифты, ведь так мы общаемся со своими слушателями. Приведу пример: главная задача любой концертной площадки — привлечение молодого слушателя, который долгие годы будет ходить на концерты. Поэтому мы в течение нескольких лет выбираем для визуального ряда новых абонементов актуальные для молодежи темы — здоровый образ жизни и путешествия. Так на наших абонементах появились фрукты, ягоды и велосипеды.

Как филармонии работают с артистами

В филармонии есть местные коллективы и исполнители, которых хорошо знают и любят жители республики. Проблема республиканских музыкантов в том, что им постоянно нужно удивлять свою публику и представлять новые концерты. Приглашенные артисты живут в другом ритме: с одной программой объезжают нашу необъятную родину в гастрольном туре. Звезды мирового уровня — другая история. Часто организаторы до самого концерта не знают, что будут исполнять гости, хотя все билеты проданы. Уровень исполнения по умолчанию необычайно высок, поэтому неважно, что именно будет звучать, главное — звучать в исполнении гения.

Например, в 2013 году в Удмуртию в первый и последний раз приехал Дмитрий Хворостовский. Для филармонии концерт был настоящей победой — артист положительно ответил на приглашение выступить, не отказался лететь в Ижевск на «Яке» и не стал завышать гонорар. Агент Хворостовского выставил стандартные условия выступления. В этой сфере, как и в любой другой, очень много значат личные знакомства: если бы Дмитрий Александрович смог приехать еще раз, его гонорар для гостеприимной Удмуртии был бы снижен — ему здесь понравилось.

Были версии, что артист приехал с благотворительной программой, а власти пытаются заткнуть свои финансовые дыры выручкой с концерта. Журналисты выпытывали у организаторов, что особенного в райдере Хворостовского: где он будет жить и питаться, заказал ли он дорогие вина и изысканные яства, какие марки машин выбрал для передвижения по городу.

Дмитрий Хворостовский перед концертом находился в Англии, его концертмейстер, исполнитель партии фортепиано Илья Ивари — в Латвии. Два дня они репетировали в Москве, потом прилетели в Ижевск и через день уехали обратно. Жили в отличной гостинице за городом, для них готовили лучшие повара Удмуртии — но это не было требованием звезды. Просто республика поддержала высокий уровень приема такого артиста.

В райдере же не было ничего сверхъестественного: обычные требования плюс вода Evian и увлажнитель воздуха в гримерной.

В зале был аншлаг: тишина стояла невероятная, публика ловила каждый звук. Хворостовский пел арии и романсы под рояль, но во время второго отделения звезда шалила. Между номерами за кулисами знаменитый на весь мир артист пел Gangnam Style, смущал комплиментами ведущую и рассказывал анекдоты во время аплодисментов. А потом шел гениально исполнять следующий номер. От этого контраста мы, сотрудники филармонии, стоящие наготове с открытыми бутылочками Evian, бумажными полотенцами, нотами и цветами, совершенно одурели. Высокий накал и пафос слетали с Хворостовского в доли секунды и так же быстро возвращались.

Конечно, даже дорогие для Ижевска билеты в тысячном зале не приблизили филармонию к покрытию хотя бы половины расходов на концерт. Все получилось только благодаря тому, что Хворостовский выступал в рамках единственного в Удмуртии фестиваля академической музыки «На родине Чайковского» и расходы взяла на себя республика.

Так происходит не всегда. На звездах тоже можно и нужно зарабатывать, но бывает, что концерт, даже если он ушел в минус, необходим и филармонии, и публике. Столько счастливых и одухотворенных лиц, таких оваций, как на концерте Хворостовского, я больше не видела нигде и никогда.

Какое направление выбрать: классику или популярную музыку

Перед каждым руководителем концертной площадки стоит принципиальный вопрос: классика или развлечения? По какому пути развиваться? Выбрать своей миссией развитие академического искусства — дело благородное. Но в то же время неблагодарное, потому что люди считают классику сложной, непонятной и скучной.

На ваших афишах будут имена гениев: Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и других. Журналисты всегда будут на вашей стороне, потому что такой миссией можно только восхищаться. Высокое руководство будет приходить на открытие концертного сезона, говорить правильные слова и с радостью отмечаться на серьезном и достойном мероприятии. Правда, уйдет после первого отделения. У филармонии с таким направлением развития блестящая репутация, нет конкурентов, но также и нет достойных доходов.

Оговорка: если только это не Московская и Санкт-Петербургская филармонии. Есть еще ряд больших российских городов, где публика уже любит классику. В остальных случаях концерт струнного квартета или классического сопрано соберет максимум треть зала. К этому нужно быть готовым и помнить, что классика всегда находит своего слушателя. Уровень публики постепенно поднимется, но на это нужно время.

Другое дело — развлекательная музыка. К ней не относится джаз или народные коллективы, они уже давно считаются «серьезными». Поп-культура даст быстрый результат: залы будут полными, а билеты дороже на порядок. Если пойти вразнос и развивать площадку как арендную, то приезжие поп-звезды приносят отличный доход. Всего-то и дел — договориться по датам и подписать договор аренды. Но тут ни о какой миссии и значимости концертной площадки речи не идет, это чистая коммерция. Впрочем, и руководителям могут поставить финансовую, а не идейную задачу.

Выводы

Филармония или ДК, классика или поп-музыка — боль у арт-менеджера одинаковая. Публика стареет. Молодые и активные сидят в интернете и живут онлайн. У них не возникает мысли выйти из дома, чтобы насладиться концертом: они его нагуглят и даже целиком смотреть не будут. Зрители, приученные мамами с детства к походам в театр, музей или филармонию, становятся все старше, и их все меньше.

Как мотивировать 20-летних воспринимать «живое» искусство, когда нужно конкурировать с видео в «Тик-токе»? Продолжать проводить концерты и поднимать их статус — зрителей будет меньше, но они будут. Важно также предлагать качественные программы для детей: они вырастут, а привычка останется. Искусство — это не для каждого, так было всегда. Ему нужна поддержка правительства и меценатов. И наша.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Источник

Значение слова «филармония»

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

[От греч. φιλέω — люблю и ‛αρμονία — гармония]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Филармонические общества появились в XIX веке в городах Европы и Америки (Петербург, Москва, Баку, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и другие), и они пропагандировали главным образом симфоническую музыку. В XX веке в социалистических странах Европы филармонии стали государственными организациями — к 1976 году в СССР насчитывалось 136 филармоний.

ФИЛАРМО’НИЯ, и, ж. [от греч. philos — друг и harmonia — гармония, музыка]. Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

филармо́ния

1. учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства ◆ Пианист Леонид Сагалов живёт в Харькове, а служит в Киевской филармонии. Е. Бермонт, «Маленький фельетон», О свободных художниках… // «Советское искусство», № 13 (593), 1939 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Уже 6 марта, то есть через четыре дня, Государственная Дума заседала в помещении Дворянского собрания, где нынче находится Ленинградская филармония на улице Бродского. В. В. Шульгин, «Последний очевидец», 1971 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мы приехали назад к Мравинским на служебной машине филармонии. Гавриил Гликман, «Маэстро Мравинский» (1985) // «Звезда», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

2. концертный зал такого учреждения ◆ Мы глотали книги, бегали на все доклады в городе и на все концерты в филармонии. Н. И. Гаген-Торн, «Memoria», 1936–1979 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Двери филармонии закрыты, у дверей висит табличка с надписью: СЕГОДНЯ КОНЦЕРТА НЕТ. Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1983–1984 гг. г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонииПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: непоследовательность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

«Филармония выживет при любом финансировании»

что делают в филармонии. Смотреть фото что делают в филармонии. Смотреть картинку что делают в филармонии. Картинка про что делают в филармонии. Фото что делают в филармонии

Московская филармония проводит 1 тыс. концертов в год — больше, чем любая другая концертная организация в стране. Она способна пригласить в Россию первых музыкантов мира, но многим менее знаменитым артистам приходится играть здесь бесплатно. Она организует концерты в школах, но не считает нужным вводить льготы для студентов. О филармонических трудностях и их преодолении «Неделе» рассказала генеральный директор филармонии Елена Зубарева.

Готова ли филармония к переходу на новые бюджетные отношения, который должен произойти в этом году?

— Мы были готовы уже несколько лет назад. Просто изменяется принцип финансирования. Раньше деньги выделялись постатейно: на коммунальные платежи, услуги связи и т.д., вне зависимости от результатов нашей работы. Теперь вместо этого мы получаем две субсидии. Первую — на создание художественного продукта. В нашем случае это содержание музыкантов и коллективов. Вторую — на показ художественного продукта. Он финансируется подушево, то есть на количество слушателей. Новый принцип несколько облегчит нашу жизнь, и в выполнении плановых показателей мы абсолютно уверены.

Чего вы больше всего ждете от наступившего года?

— Самое важное событие — юбилей филармонии, нам исполняется 90 лет. 29 января 1922 года на торжественном концерте было объявлено о создании филармонии. 29 января этого года у нас будет уникальный марафон: с утра до ночи в Зале Чайковского пройдет 13 концертов, которые представят все основные жанры и направления нашей деятельности — от детских концертов до джаза.

В прошлом году вы говорили, что финансирование филармонии из госбюджета было сильно сокращено. Почему это произошло?

— Если посмотреть на бюджет страны в целом, то расходы на графу «Культура» не уменьшились, даже увеличились. Однако очень большая доля этих трат уходит на капитальное строительство и реконструкцию. Недавно я узнала, что в год мы теряем 365 памятников архитектуры. Как гражданина меня это тревожит, но как директора филармонии куда больше тревожит финансирование моей организации.

И как филармония будет выживать?

— Филармония выживет при любом финансировании. Но вместо лучших солистов будут артисты второго ряда. Слушатели лишатся искусства высшей пробы. Большую озабоченность вызывает судьба Государственного камерного оркестра, «Академии старинной музыки», «Мадригала» и квартета Бородина. Они, пожалуй, единственные из коллективов федерального подчинения, живущие без грантов. Зарплаты там ниже, чем средние по Москве. Серьезные проблемы с программами Малого зала Консерватории и Гнесинки. К моему личному сожалению, количество любителей камерной музыки сокращается. В окружении городского шума, при бешеном темпе жизни такое искусство теряет слушателей. При этом цена аренды камерных залов постоянно растет.

Узнав о бюджетном секвестре, многие молодые музыканты согласились выступать бесплатно. А среди зрелых мастеров такие бессребреники были?

— Да. Например, играть бесплатно был готов Эдуард Грач. Он и в следующем году согласился это продолжать, лишь бы сохранить абонемент в Малом зале.

Как формируется ценовая политика? Кто определяет, насколько билет на Спивакова будет стоить дороже, чем, скажем, на ансамбль детского творчества «Ракета»?

— Цена определяется рынком. Никакой связи между гонораром артиста и стоимостью билетов нет. Все зависит от востребованности артиста у московской публики.

Планирует ли филармония вводить продажу билетов через интернет?

— Интернет-продажи — это хорошо, спору нет. Но очень сложен механизм идентификации. Просто распечатать бумажный билет нельзя, потому что еще сохранились Остапы Бендеры, которые, купив один билет, распечатают десять. Значит, гражданин, заплативший за билет в интернете, должен идти с паспортом. А если вы хотите купить два билета и еще не знаете, с кем пойдете? Кроме того, наши входы не рассчитаны на паспортный контроль. Будет огромное скопление людей. Больше проблем возникнет, чем будет решено.

Периодически в афише филармонии появляются такие имена, как Диана Арбенина или Дима Билан. Есть ли для вас грань допустимого в приближении к попсе?

— Мы всячески стараемся держать рамки академизма. Во-первых, все это арендные концерты, а не наши собственные. Во-вторых, они акустические — никакой фанеры у нас не бывает. В-третьих, эти певцы выступают у нас с академическим, а не попсовым репертуаром. На Первом канале недавно шел проект «Призрак оперы». Там сидели наши уважаемые вокалисты, и им нравилось, как Дима Билан поет классику. Я отдаю этот вопрос на откуп экспертному совету и его председателю Евгению Баранкину: то, что они считают допустимым, появляется в нашей афише.

Правда ли, что в Зале имени Чайковского существует система подзвучки?

— Никакой подзвучки нет. Есть система электронного моделирования акустического пространства. Как известно, наш зал имеет не лучшую акустическую форму — он овальный. Когда мы думали, что с этим делать, рассматривались самые радикальные варианты, вплоть до реконструкции. Но найдены были более тонкие решения, и для этого не пришлось ломать зал. Электронное оборудование создает иную геометрию зала. Акустически оно как бы превращает зал в прямоугольный.

Многие льготники жалуются, что в филармонии нет для них послаблений. А ведь студенты и пенсионеры ходят на концерты активнее других социальных групп.

— Для пенсионеров у нас есть льготная программа, которая осуществляется по письмам органов соцзащиты, советов ветеранов. Что касается студентов, то большинство из них работает и позволяет себе чашку кофе за 150 рублей. Наверное, может и абонемент купить. Но если будут письма от учебных заведений, мы рассмотрим этот вопрос. Видимо, пока ветераны у нас более организованны и более активны, чем студенты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *