что должно делать государство при эпидемии

Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»

ГАРАНТ:

См. справку «Коронавирус COVID-19»

В целях совершенствования взаимодействия органов публичной власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить единый алгоритм межведомственного и межрегионального взаимодействия по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

4 января 2021 года

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 4 января 2021 г. N 12

Порядок
действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний

5. Оперативный штаб разрабатывает и утверждает план мероприятий по предупреждению распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, подготавливает предложения о введении ограничительных мер (в том числе карантина), организует проведение информационной кампании по профилактике опасных инфекционных заболеваний, а также информирует население о принимаемых мерах, направленных на предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний.

6. При возникновении угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает один из следующих уровней риска:

7. В случае возникновения риска первого уровня:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека усиливает с учетом данных мониторинга и прогнозирования изменения санитарно-эпидемиологической обстановки в иностранных государствах санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в отношении лиц (в том числе следующих транзитом через территорию Российской Федерации) и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также активизирует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная таможенная служба усиливают контроль за ввозом на территорию Российской Федерации товаров и грузов из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания;

в) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями, наличия необходимых лекарственных средств, оборудования, средств индивидуальной защиты, коечного фонда;

г) Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит мониторинг готовности медицинских организаций к приему пациентов с опасными инфекционными заболеваниями;

д) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство, иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют при необходимости разработку и внедрение дополнительных методов диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний;

е) Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по государственным резервам, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своих полномочий оценку достаточности запасов материальных ресурсов, необходимых для борьбы с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и в случае недостаточности таких запасов вносят в Координационный совет предложения об их увеличении;

ж) Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обеспечивают взаимодействие с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам профилактики опасных инфекционных заболеваний и реализации противоэпидемических мероприятий;

з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляют подготовку и внесение в оперативный штаб предложений об оказании содействия компетентным органам иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и международным организациям;

и) Министерство иностранных дел Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти организуют по рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мероприятия, направленные на снижение риска заболевания (инфицирования) граждан Российской Федерации, находящихся в иностранных государствах, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, а также при необходимости организуют вывоз (эвакуацию) граждан Российской Федерации из этих государств.

8. Действия, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска второго уровня. Кроме того, в этом случае:

а) Правительство Российской Федерации принимает на основании представления оперативного штаба решение об ограничении въезда в пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, прибывающих из иностранных государств, на территориях которых выявляются опасные инфекционные заболевания, и выезда таких лиц и транспортных средств из пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в эти иностранные государства, а также об ограничении ввоза грузов, товаров и животных, прибывающих из этих иностранных государств, и их вывоза в эти иностранные государства;

б) Министерство иностранных дел Российской Федерации уведомляет на основании представления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о реализации в Российской Федерации противоэпидемических мероприятий компетентные органы иностранных государств, интересы которых могут быть затронуты в результате реализации таких мероприятий;

в) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают подготовку медицинских организаций к приему больных в целях оказания им медицинской помощи, а также формирование запаса средств диагностики и лечения опасных инфекционных заболеваний, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты;

г) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает меры по предупреждению распространения недостоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке;

д) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий планирование дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;

е) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации осуществляют оценку возможных финансово-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в случае угрозы их возникновения.

9. Действия, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, осуществляются также в случае возникновения риска третьего уровня. Кроме того, в этом случае:

а) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают безопасность граждан в период действия ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

б) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуют мероприятия по ограничению въезда в населенные пункты, в которых действуют ограничительные меры (в том числе карантин), введенные в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, и выезда из таких населенных пунктов;

в) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение запрета на проведение массовых мероприятий и принимают решения о закрытии мест массового пребывания людей, а также обеспечивают принятие мер по выполнению требований (предписаний) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

г) федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают введение в образовательных организациях ограничительных мер в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

д) Министерство транспорта Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти принимают меры, направленные на сокращение массовых перевозок воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом или прекращение таких перевозок;

е) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности водоснабжения и питания;

ж) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления реализуют в пределах своих полномочий дополнительные мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды;

з) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий соблюдение организациями, осуществляющими торговую деятельность, и организациями, оказывающими услуги населению, ограничительных мер (в том числе карантина), введенных в связи с распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний;

и) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают реализацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе соблюдение дезинфекционного режима, требований об использовании средств индивидуальной защиты.

10. При установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.

Президент определил порядок действий органов власти в целях предупреждения угрозы возникновения ЧС, связанных с заносом в Россию и распространением на ее территории опасных инфекционных заболеваний.

Предусмотрено создание специального координационного центра при Правительстве, который по представлению Роспотребнадзора может создавать соответствующий оперативный штаб. Последний разрабатывает и утверждает план мероприятий, готовит предложения о введении ограничительных мер, организует информационную кампанию.

Прописаны полномочия различных ведомств в зависимости от уровня риска.

Указ вступает в силу со дня подписания.

Указ Президента РФ от 4 января 2021 г. N 12 «Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний»

Источник

Защита прав человека в период пандемии: повышенная стипендия, отмена штрафов за нарушение самоизоляции, дистанционная продажа рецептурных лекарств и другие предложения СПЧ

что должно делать государство при эпидемии. Смотреть фото что должно делать государство при эпидемии. Смотреть картинку что должно делать государство при эпидемии. Картинка про что должно делать государство при эпидемии. Фото что должно делать государство при эпидемии
eilemas@gmail.com / Depositphotos.com

Документ состоит из 15 разделов:

Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Правовая основа режима самоизоляции

СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии. Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

Тенденции развития цифровизации

В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.

В числе проблем этой сферы выделены следующие:

«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.

Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия. При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы. Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала. Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:

Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».

Оказание онкологической помощи в период пандемии

Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств. Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.

Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19. Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам. В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.

Трудовые права и права мигрантов

«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко. Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.

Избирательные права и право на участие в управлении делами государства

СПЧ в целом приветствует использование новых форм и методов участия в электоральных процедурах (дистанционное голосование, увеличение времени голосования, расширение мест голосования с выездом к избирателям, упрощение избирательных процедур для минимизации контактов) в целях обеспечения избирательных прав в период сохраняющихся ограничений. Но эти процедуры, по мнению членов Совета, не должны ставить под сомнение основополагающие принципы проведения демократических процедур (всеобщие, свободные, открытые, гласные, несфальсифицированные выборы при тайном голосовании и равенстве участников).

В связи с этим СПЧ предлагает уточнить порядок: ведения предвыборной агитации в период приостановления избирательной кампании; исполнения обязательств по заключенным договорам, связанным с проведением избирательной кампании, в том числе с предвыборной агитацией, возможностью/невозможностью расторжения договора в связи с решением госоргана; использования средств избирательного фонда, связанных с выплатами по обязательствам, заключенным до приостановления избирательной кампании; исчисления нормативно закрепленных сроков осуществления избирательных действий, в том числе носящих пресекательный характер; осуществления мероприятий по выдвижению кандидатов, в том числе допустимость проведения заочных съездов, конференций, собраний и других мероприятий; действий при подаче избирателями заявлений (обращений) о голосовании по месту нахождения избирателя, голосовании вне помещения для голосования, получении открепительного удостоверения, досрочном голосовании.

Права лиц, находящихся в местах принудительного содержания

По инициативе СПЧ была минимизирована практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в мае текущего года сократилось количество случаев избрания меры пресечения в виде ареста. Однако в целом ситуация в местах принудительного содержания показала, что там фактически отсутствуют условия для соблюдения социальной дистанции, нет полноценной возможности для участия подозреваемых и обвиняемых в судебных заседаниях в режиме видео-конференц-связи, действуют ограничения в части приема посылок и передач, прогулок и т. п. «Отмеченные проблемы требуют детального нормативного урегулирования на случай повторения эпидемиологической волны», – считают в СПЧ. Хотя, по словам Председателя СПЧ Валерия Фадеева, уровень заболевания COVID-19 в учреждениях ФСИН РФ оказался ниже, чем в среднем по России, а случаев смерти от этого заболевания среди заключенных не выявлено.

Права лиц без определенного места жительства

Бездомные являются группой риска по отношению к COVID-19, так как обладают ослабленным иммунитетом (в силу плохого питания и пораженности хроническими заболеваниями) и лишены возможности соблюдения элементарных гигиенических мер. Так, в учреждениях временного пребывания бездомных из-за нормативов площади на человека не могут быть выполнены условия по соблюдению социальной дистанции, а НКО, оказывающие помощь бездомным, в период пандемии ощутили проблемы как финансового (возросшие расходы на СИЗ), так и организационного (необходимость организации легального передвижения волонтеров) характера. «Несмотря на отмеченную остроту проблемы, ни одного федерального нормативного правового акта, в котором упоминались бы бездомные, за период пандемии принято не было», – констатирует СПЧ. Поэтому Совет сформировал перечень мер, необходимых для снижения распространения коронавирусной инфекции среди бездомных. В их числе:

Право на свободу совести и вероисповедания

«Очевидно, что пандемия не обходит стороной храмы, монастыри, воскресные школы и другие места, связанные с религией. Но запрет на посещение таких мест должен исходить от религиозных властей, а не от светских», – подчеркивается в докладе. Отмечается, что законодательство РФ гарантирует гражданам свободу вероисповедания, включая право каждого совместно с другими исповедовать любую религию, в том числе совершать богослужения и иные религиозные обряды. Такое право в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только федеральным законом и не может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения. Поэтому СПЧ призывает государство и религиозные организации к содержательному диалогу по данному вопросу. «Здесь надо искать правильный тон отношений, нельзя командовать церковью, надо рекомендовать, договариваться. Нужны деликатные отношения между церковью и институтами власти», – подчеркнул Фадеев.

Вопросы похоронного дела

В части корректировки порядка захоронения умерших в период пандемии СПЧ осуждает решение Роспотребнадзора о похоронах умерших от COVID-19 в закрытых гробах с запретом на вскрытие гроба. «Вирус живет в мертвом теле? Мертвое тело нельзя обработать так, чтобы там не было вирусов, и чтобы хотя бы на социальной дистанции попрощаться с близким? Мне кажется, это перебор», – заявил Валерий Фадеев. Совет считает такую меру избыточной, отмечая, что для обеспечения безопасности здоровья родственников вполне достаточно проведения предварительной санитарной обработки тела и одежды умершего в сочетании с ограничением числа участников похорон и соблюдением дистанции между ними. Вместе с тем, возможна организация по желанию родственников онлайн-трансляции церемоний захоронения.
Совет рекомендует Роспотребнадзору разработать официальные разъяснения, касающиеся факторов риска при проведении церемонии похорон погибших от COVID-19 лиц, а также составить регламент организации похоронных церемоний во время эпидемий.

Оценка адекватности ограничительных мер

Проанализировав обращения граждан, которым были выписаны административные штрафы на основании данных мобильного приложения «Социальный мониторинг», необоснованно начислены штрафы по данным с камер видеофиксации из-за отмены ранее выписанного рабочего пропуска или допущенных ошибок при его оформлении, СПЧ пришел к выводу о целесообразности отмены таких штрафов. Во-первых, закрепленный в КоАП перечень административных правонарушений, которые могут быть зафиксированы посредством автономно работающих видеокамер, не включает случаи нарушения самоизоляции. Во-вторых, Валерий Фадеев считает, что если целью введения штрафов было снижение случаев нарушения самоизоляции, то их отмена уже никак на эту цель не повлияет. Поэтому он признает целесообразным отменить в досудебном порядке не только те штрафы, которые были начислены в результате сбоев приложения «Социальный мониторинг», но и все другие штрафы за нарушение самоизоляции, если эти случаи не повлекли негативных последствий (например, в результате самовольного покидания места жительства произошло заражение другого человека).

Предлагаемое решение может быть оформлено путем издания Госдумой акта об административной амнистии. «Такая амнистия не имеет прецедентов в российской истории, однако полностью соответствует Конституции РФ и не противоречит административному законодательству», – уверены в СПЧ.

Оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности

В докладе перечислены три группы способов поддержки бизнеса со стороны правительства: фискальный (снижение налоговой нагрузки, отсрочка налоговых платежей и перенос сроков сдачи отчетности), дерегулирование (снижение административной нагрузки на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов), прямые денежные вливания (помощь с инвестициями, помощь в поддержании уровня зарплат, льготные кредиты и субсидии). По оценкам экспертов, из Фонда национального благосостояния, который на начало пандемии составлял около 12-14 трлн руб., на поддержку предпринимателей было использовано не более 2,5-3 трлн руб.

Также в документе проанализированы результаты опросов предпринимателей относительно мер господдержки в условиях пандемии и предложения бизнес-сообщества. В целом СПЧ подчеркнул, что в России по сравнению с другими крупными странами коммуникация между бизнесом и властью по антикризисным вопросам была выстроена более масштабно и оперативно.

СПЧ выражает надежду на то, что даже если будет вторая волна пандемии, введения мер по приостановке экономической деятельности больше не потребуется, так как изначально закрытие предприятий преследовало цель дать время системе здравоохранения подготовиться к принятию массового числа заболевших. Коечный фонд уже расширен, произведены и закуплены аппараты ИВЛ, поэтому экономика сможет продолжать работать вне зависимости от пандемии.

Оказание мер поддержки НКО

Снижение финансирования НКО за счет уменьшения на 50-70% объема пожертвований от физических и юридических лиц и доходов от собственной деятельности, а также отсутствие мер государственной поддержки на начальном этапе пандемии привело к существенному сокращению (более, чем в 10 раз) числа благополучателей НКО. Многие НКО были вынуждены серьезно сократить штат сотрудников, был приостановлен и ряд видов деятельности НКО в сфере реабилитации, прерывать которую нежелательно.

Члены СПЧ считают, что в решении указанных проблем может помочь предоставление НКО: прямой финансовой поддержки для пополнения фонда оплаты труда, организации дистанционной работы и оплаты аренды помещений либо освобождение от арендной платы в случае аренды государственного и муниципального имущества; отсрочки по оплате коммунальных платежей; отсрочки по налогам и сборам; прямой материальной помощи благополучателям в виде продуктов, лекарств и т. п. Также они призывают запустить «горячие линии», по которым будет проводиться консультирование НКО по юридическим вопросам, а также будут оперативно решаться проблемы благополучателей. Ранее Совет выступал с идеей на период пандемии приравнять НКО к субъектам малого и среднего предпринимательства в части мер господдержки. «В этом смысле мы рассматриваем не только выпуск после каждой встречи с Президентом РФ постановлений, но, возможно, и закрепление такой нормы, при которой социальное предприятие, МСБ (коммерческие организации, осуществляющие профильную деятельность), получая поддержку, автоматически распространяют эти меры на НКО», – отметила член СПЧ Светлана Маковецкая.

Оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом

Наконец, Совет обеспокоен и судьбой россиян, которые в период начала пандемии оказались за рубежом. Для помощи в разъяснении вопросов возвращения их на родину был запущен отдельный раздел на сайте «Горячей линии» СПЧ и АЮР по мерам поддержки из-за пандемии коронавируса. В нем собраны контакты профильных подразделений МИД России, порядок регистрации на «вывозные рейсы», условия получения материальной помощи и другая полезная информация.
Жалобы соотечественников касались сбоев в обработке заявлений, медленного рассмотрения обращений, сложностей в заполнении предлагаемых форм, несвоевременного получения финансовой поддержки, а также неготовности регионов обеспечить необходимые условия для самоизоляции россиян по возвращении в страну. Проблемы, выявленные в результате обращений граждан на горячую линию, обобщались, и соответствующие рекомендации направлялись в Правительство РФ.

***
«Уроки периода изоляции поставили как оперативные, так и системные задачи повышения защищенности отдельных категорий граждан. Как показала практика, проблемы соблюдения прав человека в период пандемии не снимаются, что, в свою очередь, требует повышения роли правозащитных институтов, как государственных, так и негосударственных, включения их в составы оперативных штабов», – отмечается в докладе. И здесь члены СПЧ считают крайне важным продолжить проводить детальный анализ работы всех государственных механизмов в условиях пандемии с тем, чтобы оценить их влияние на основные права человека.

Результаты такой работы могут пригодиться в принятии более скоординированных и эффективных решений на случай повторного всплеска заболеваемости коронавирусом в России. Члены Совета готовы к тесному взаимодействию с федеральными и региональными органами власти в части реализации сформированных в докладе рекомендаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *