что мне делать уроки или играть
Что важнее: играть или учиться?
Родители, которые не водят своего ребенка на всевозможные развивающие занятия и кружки и позволяют ему просто играть, часто ловят неодобрительные взгляды. Мол, делу время, потехе час. Кто же прав? И что для маленького человека важнее: учеба или игра? Какая роль принадлежит игре в развитии человека, как работает механизм освоения новых навыков, постижения себя и мира вокруг? И какие игры работают на благо развития, а какие наоборот?
Зачем детям игра
Люди не вчера задумались о смысле игры. В 1898 году философ Карл Гроос в своей книге «Игра животных» изучал вопрос, зачем играют дети всех млекопитающих с эволюционной точки зрения. Он заключил, что игра возникла как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения. Период детства и игры есть только у млекопитающих — высшей ступени развития животного мира. При этом у хищников он дольше, потому что охота гораздо сложнее собирательства. Только наиболее развитые общества могут позволить себе иметь продолжительное детство, у примитивных сообществ период игр не так долог — дети сразу включаются в процесс овладения бытовыми и трудовыми навыками. Люди играют значительно больше других видов: они должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит расти и жить. Чем больше выживание зависит от навыков, а не инстинктов, тем дольше период игры.
Одна из главных задач игры — тестировать меру риска, освоить умение контролировать страхи, научиться справляться с опасными ситуациями физически и эмоционально. В своей статье норвежские психологи Лейф Кеннар и Эллен Сандсеттер доказывают, что современные детские площадки должны быть опасными. Вспомните, как росло поколение 70-х. Мы играли в казаки-разбойники, лазали по деревьям, стреляли из рогаток, прыгали в резиночку, съезжали на коньках с ледяных горок, качались на тарзанках и автомобильных шинах. Мы приходили домой с царапинами и синяками, и никто нас не ограничивал. Наши родители понимали, что невозможно и не имеет смысл растить ребенка под колпаком. Ему нужно самому научиться соизмерять свои возможности с желаниями, обжигаться, падать и подниматься. Именно так формируется не зависимая от родительских запретов и контроля, а полноценная самостоятельная личность.
Чтобы уберечь детей от опасностей, нужно научить их справляться с ними
В какой-то момент взрослые стали распоряжаться детским досугом по своему усмотрению: общество косо смотрит на родителей, чьи дети «не заняты делом» — бесчисленными кружками, секциями, дополнительными занятиями и подготовкой к олимпиадам. Эти же взрослые нагородили во дворах невообразимо скучные и такие соответствующие всем стандартам безопасности площадки, к которым дети практически не подходят. Искусственно создавая для игры «безопасную» среду, мы растим виктимных и слабых людей, ждущих чьих-то указаний, чтобы сделать следующий шаг. «Вы можете обложить ребенка ватой, бесконечно стерилизовать его игрушки, но в итоге он вырастет и столкнется с бактериями, твердой землей и острыми углами», — говорит Лейф Кеннар. Речь, конечно же, не идет о том, чтобы предлагать детям опасные игры сознательно или, тем более, толкать их за пределы возможностей, как это нередко делают учителя физкультуры, заставляя школьников залезать по канату под потолок или висеть на шведской стенке головой вниз без рук. Ровно наоборот: дети сами будут постепенно усложнять себе задачи и повышать уровень опасности, если позволить им изучать шаг за шагом свое тело, его ощущения в пространстве, способы взаимодействия с окружающей средой. Подобные идеи реализует учитель физкультуры и автор собственной методики физического развития Сергей Реутский, предлагая такие игровые комплексы и материалы, с помощью которых они учатся выпутываться из веревочных лабиринтов или коконов, высвобождаться из-под матов, ходить по тонким канатам, взбираться на высокие элементы конструкций и так далее.
«Детям интересно лазить, и не просто лазить, а все время находить новые пути и преодолевать все новые трудности. И у меня есть странное подозрение и убеждение в том, что дети устроены таким образом, что постоянно тренируют себя в преодолении, если им не мешать! Так вот, в пространстве комплекса, выбирая себе задание по силам, дети тренируют невзначай такие физические качества, как силу, ловкость, выносливость».
Сергей Реутский, учитель физкультуры и автор собственной методики физического развития
Не только физическое, но и интеллектуальное развитие
С точки зрения современной нейропсихологии, за овладение операциями, зубрежку, отработку приемов отвечают задние отделы коры больших полушарий и подкорковые структуры. Это удел исполнителей. Напротив, ориентация в ситуациях и смыслах, режиссура, программирование и контроль — высшая функция, которую регулируют самые поздно созревающие отделы мозга: лобные отделы коры больших полушарий. Это путь руководителей, новаторов, изобретателей, бизнесменов.
«Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию… Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать»
Цзян Сюэцинь, известный китайский педагог и методист в статье для The Wall Street Journal
Наконец, именно полноценное долгое счастливое детство, где ребенку позволялось быть ребенком, где ему была предоставлена та мера азарта, драйва, исследовательского пыла, творческого поиска, поднимающего ребенка над его текущими возможностями, становится источником силы, мощным психологическим ресурсом в будущем. Когда нам тяжело, мы обращаемся к детству, находим в нем опору, поддержку и утешение. Задача взрослого — сделать так, чтобы этот источник наполнялся. По сути, не мешать заложенным природой механизмам. Не сбивайте детские настройки. На игру не просто важно выделять время. Игра — самая важная, ведущая деятельность ребенка. Надеюсь, я вас в этом убедила.
Не делайте с детьми уроки. Превратите уроки в игру
«Ваш ребенок плохо учится. Вы не занимаетесь с ним дома». Эту удивительную фразу родители могут услышать на каждом родительском собрании.
Государственный стандарт начального образования напоминает семьям, что они участвуют в образовании своих детей. Именно семьям адресованы проверочные тесты и поясняющие значки в учебниках начальной школы. В прошлом году даже было установлено (приказ Минобрнауки РФ от 17 июля 2015 г. № 734»), сколько времени ребенок должен тратить на домашние задания: во втором-третьем классе – по полтора часа, а в четвертом-пятом – по два часа в день.
Нужно ли учить уроки с детьми? Как направить мощную энергию детского воображения в мирное русло, позволяющее быстро и эффективно осваивать предметы школьной программы?
На вопросы отвечает кандидат философских наук, доктор психологических наук Александр Лобок
Не мешайте детям писать шпаргалки
– Родители делятся на две категории: успевающие и неуспевающие. Те, которые успевают уделять время своему ребенку, спрашивают: нужно ли заниматься с ним дома? Нужно ли помогать ему осваивать школьную программу? Есть ли здесь какой-то рецепт?
– О какой игре можно говорить, когда перед родителями чаще всего ставится другая задача: вызубрить до завтра с ребенком параграф «от и до»?
– Вообще-то это и есть первое испытание нашей педагогической креативности. Вспомни: когда ты в детстве читала что-нибудь невероятно скучное и отвратительное, что ты делала? Ты начинала фантазировать, уходила в выдуманный мир. Дети придумывают для себя огромное количество игр, превращающих то, что им скучно и неприятно в то, что весело и увлекательно. Именно так поступает любой ребенок, которого наказали, поставив в угол. Он вовсе не чувствует себя наказанным, рассматривая полоски на обоях. Он населяет их персонажами из своих фантазий, в считанные минуты создает целый мир, и – вот уже целые баталии разыгрываются у него перед глазами!
Пусть родители попробуют, читая со своими детьми параграф учебника, одновременно рисовать на полях книги … фантазии, которые рождаются в голове у детей. Пусть ребенок расскажет, что он видит. Или нарисует! Простейшее задание: конкурс фантазий к каждому скучному параграфу. Пусть будет ворох фантазий. Любых! Пометьте скучнейшие страницы искрами фантазии. Разрисуйте воображением любое слово, любое предложение! Тогда родители увидят, как на полях учебника вдруг появятся «якоря» – то, за что при чтении цепляется воображение их ребенка.
– Но для «конкурса фантазий» нужно время! А его не хватает даже на то, чтобы выучить урок!
– А «учить» при таких обстоятельствах все равно не получается! Это я сразу говорю! Поэтому нужно поставить перед собой другую задачу: не выучить урок, а сделать содержание учебника интересным для ребенка. Для этого – раскрасить учебник своим воображением. Просто повеселиться! И тогда со временем даже самый неинтересный параграф начнет оживать. А то, что казалось детям бессмысленным, понемногу приобретет для них смысл. Да, речь идет о времени. Сразу это не получится.
Кстати, насчет креативных игр. Преодолевая скуку зубрежки, дети изобрели множество потрясающих вещей. Скажем, что такое шпаргалка? Только не говори мне, что это– способ правильно ответить урок или сдать экзамен.
Сам формат шпаргалки – это, прежде всего, абсолютно детская игра. Надо писать на сложенных в гармошку бумажках бисерным почерком! Надо вместить содержание огромного учебника в миниатюрное пространство! Большое сделать крошечным! Да это же просто «Алиса в стране чудес!». И, кстати, если собрать все, когда-либо придуманные учениками шпаргалки, это будет целое море креатива!
В нашем скучном мире человек спасает себя только силой своего воображения. Если мы научимся пользоваться термоядерной энергией детского воображения, перед нами откроются огромные возможности. В том числе – и для освоения школьной программы. Это будет потрясающий прорыв. А мы не только не умеем, но даже не хотим сделать попытку конвертировать энергию воображения наших детей в учебные предметы,
– Если я правильно поняла эту мысль — в школе ребенок будет изучать школьную программу, а дома, с помощью родителей, — играть в нее?
– На самом деле любой хороший педагог тоже учит детей играть со школьной программой. Он дразнит детей идеями и мыслями и учит детей дразнить учебник своими вопросами и встречными мыслями. Но хороших учителей не так уж много. Моя задача – обучать родителей. Учить их играть с содержанием учебников и придумывать свои собственные креативные игры. Придумывать такие задачи, которые бросали бы вызов интеллекту ребенка (и их собственному).
Мария Виик, 1912. Изображение с сайта pinterest.com
Как превратить дефициты в ресурсы
Одна из моих любимых тем, – как превратить дефициты в ресурсы. Как сделать интересным скучное до тошноты?
Одна из распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок ненавидит учить стихи». Я спрашиваю: «Как вы учите с ним стихотворение?»
«Повторяю с ним, еще раз повторяю, еще… » — «И…?» — «И… еще раз повторяю!»/ В результате этих усилий: дети начинают испытывать жгучую ненависть к классической поэзии. Но стоит превратить эту задачу в игру «пазлового» типа, как все волшебным образом меняется: ребенок начинает щелкать стихи, как семечки!
– Что-то не усматриваю я сходства между складыванием пазла и стихотворением из школьной программы…
– Смотри: почему дети с таким увлечением играют в компьютерные игры? Компьютерная игра основана на нескольких важных законов. Во-первых, за любое свое действие ты получаешь или теряешь очки. Во-вторых, тебя никто не оценивает, ты соревнуешься с самим собой. Сделав что-то быстрее, ты можешь завоевать больше очков и перейти на другой уровень игры. В-третьих, ты сам определяешь траекторию своего движения внутри игры. Тебя никто не ведет по заранее придуманному им маршруту – ты сам себе хозяин.
Теперь попробуем применить эти принципы на деле и посмотрим, как складывать пазл, получая очки и переходя на новый уровень. А заодно – выучивать наизусть стихи. Именно «заодно» в качестве побочного эффекта игры!
Школьные тексты мы знаем. Сыграем в современную поэзию! Сейчас мы выучим наизусть кусочек из поэмы Алексея Парщикова «Я жил на поле Полтавской битвы». Поэтические тексты Парщикова сложны для восприятия. Тем более – для заучивания наизусть. Откроем страницу наугад и попробуем превратить в пазл первую попавшуюся на глаза строфу. Для игры нам потребуются: бумага, ножницы и секундомер. Я беру листок бумаги и записываю выбранный текст. Но записываю его хитрым образом.
Я не читаю стихотворение заранее вслух. Ты не должна ровным счетом ничего знать заранее. Моя цель — сделать из стихотворения загадку. И это сделать предельно просто. Записываю на бумагу начало первого слова и произношу его вслух:
Ты вела себя как нетипичный ребенок, который не подглядывал за мной в книгу. Взрослые почему-то так не делают. Детям нравится подглядывать правильный ответ. Этот как раз норма!
Продолжает двигаться так: слово за словом, строчка за строчкой. Я предлагаю тебе прощупывать своими догадками не известный заранее текст. В результате возникает эффект абсурдистского сотворчества. Ты занимаешься изобретением своих слов и своих смыслов. А текст в результате становится для тебя живым и понятным. Самое главное – с каждой новой строкой ребенок становится все смелее. Он смеется, когда удается придумать по-настоящему смешные варианты, и радуется, когда какой-то вариант вдруг получилось угадать…
«Умирал, но — обожая
Марфу. Губы освежая —
Марфой. Где она ложится,
в картах чертится граница,
начинается война,
комаровичей весна».
— По-моему, я уже запомнила эту строфу наизусть. Это все?
— Нет, это только начало. Теперь приступает к следующему этапу. Берем секундомер. Разрезаем по строчкам бумагу, на которой мы написали стихотворение. Листочки со строками как следует перемешали на столе! Ставим секундомер. Теперь твоя задача – собрать это стихотворение из отдельных строк, как собирают пазл. Собирая, ты еще раз его вспомнишь. Старт! Отлично! Ты собрала его за 19,6 секунд. Еще раз перемешиваем строки стихотворения. Старт! Теперь ты собрала его за тринадцать секунд! Целых шесть секунд выигрыша! Когда ребенок осознает, что он сделал прогресс на шесть секунд, он начинает с упоением отдаваться этой игре: даже оставшись один, он составляет стихотворение из перемешанных листков и проверяет себя по секундомеру.
Александр Лобок, кандидат философских наук, доктор психологических наук. Фото с сайта old.novayagazeta.ru
Но это только первый ход! Теперь берем замечательный инструмент под названием ножницы и разрезаем стихотворение на отдельные слова. И тоже ставим секундомер. Надо собрать стихотворение из отдельных слов. Посмотрим, какой рекорд ты поставишь. Вперед! Отлично. На самом деле стихотворение можно разделить и на части слов. В этом случае будет тренироваться еще и орфографический навык.
Достаточно собрать этот стихотворный пазл три-четыре раза, чтобы обнаружить, что стихотворение к тебе как приклеено…
Речь идет не только о стихах. Можно выучить, играя в строки и слова, трудный параграф учебника, запомнить длинную формулу… Задача родителей — сделать так, чтобы у детей при заучивании возникал азарт игры.
Для меня важно не просто дать родителям технологии эффективных и увлекательных игр, но и научить их самим изобретать такого рода игры.
– Играя, легко запоминать. Но я не уверена, что играя, можно понимать…
– Прежде всего, надо выделить нашу главную цель. Перед нами — ребенок, которому не даются школьные предметы. Благодаря технологии такой игры он начинает верить в свои силы. Он перестает воспринимать учебник, как врага. Это — огромный плюс. Ему больше не надо тратить силы на механическую зубрежку. У него впервые появится время для главного: чтобы думать и понимать.
— Не попробовать ли тогда разложить на пазлы школьный учебник? И тогда семьи могли бы играть на досуге в школьную программу?
— Конечно! Я думаю, это будет следующий этап. Одна из задач ближайшего времени – разработка образовательных компьютерных игр принципиально нового класса. На основе школьной программы по тому или иному предмету можно сделать языковые и математические игры. Можно заложить в программу любое произведение мировой литературы, на любом языке. Вся школьная программа превратится в множество игр, по которым ребенок будет путешествовать в произвольном режиме. И — играть, играть, играть, непрерывно соревнуясь со своими товарищами и с самим собой.
А. — Е. Паолетти (1834–1912), «Дети делают домашнее задание» Изображение с сайта mutualart.com
Другая математика
— Ты упомянул математические игры. Школьная математика – головная боль для большинства родителей. Ты – автор книги «Другая математика». В ней описаны причины математической неуспешности у детей. С чего все начинается? Кто и когда делает главную ошибку?
– Проблемы с математикой чаще всего означают то же самое: ребенок не научился… играть в математику.
Играть в нее так, как играет в нее любой профессиональный математик. И – получать от игры удовольствие. Вопрос стоит так: почему большинство детей не могут воспринимать математику как игру?По моим наблюдениям, фундаментальная ошибка делается родителями, еще до школы, когда детей учат считать.
В итоге, когда в пятом классе я прошу детей показать на линейке один сантиметр, восемь из десяти показывают пальчиком на…. цифру один. И лишь двое из десяти показывают один сантиметр двумя пальчиками. Они понимают, что один сантиметр – это не точка, но расстояние между точками.
В основе математических неуспехов множества детей лежат языковые ошибки взрослых. Маме, которая учит малыша считать: «один, два, три, четыре, пять…», невдомек, что она совершает лингвистическую диверсию против собственного ребенка.
Родителям следует иметь в виду, что математическая точность – это точность парадоксальная. Ребенка с детства учат, что один – один, два – два. А математика состоят из других вещей. Один может быть равен миллиону? Любой математик скажет: конечно, может. Один равен миллиону миллионных! Один может быть равен чему угодно, но все зависит от размерности, от масштаба – это фундаментальная истина математики. Для ребенка с математическим с мышлением это понятно. Если же он не понял этого с самого начала, его сознание неизбежно сломается, когда он перейдет в мир дробных чисел. Поэтому так много детей ненавидят дроби. Зато те дети, которые почувствовали красоту дробного мира, этот мир обожают.
– Но родители больше озабочены тем, чтобы ребенок научился считать без калькулятора …
– Инструментальные техники счета – другая история. Философия и эстетика математики и счетные навыки – это разные вещи. Родители могут помочь ребенку осваивать будущую школьную программу по математике, начиная с 5-6 лет. Все, что для этого нужно — по вечерам весело и азартно всей семьей резаться в «Архикард». Это – придуманная мною (и уже становящаяся знаменитой) колода карт, в которую заложены примерно полторы сотни игр. Они позволяют освоить все навыки устного счета, развить математическую интуицию, научиться работать с дробями и отрицательными числами. Кстати, я давно заметил, как улучшается психологический климат в семьях, которые играют в «Архикард» (многие даже берут его с собой в отпуск, чтобы играть в поезде или на пляже). Дети и родители, увлеченные общей игрой, начинают лучше слышать, чувствовать и понимать друг друга.
Игра учит ребенка важному навыку — расслабляться по отношению к математике. Да-да, мы не умеем именно этого – расслабляться и получать удовольствие от предмета, который кажется нам таким сложным! Ребенок всегда зажат, когда думает о математике: он обязательно должен сделать к завтрашнему уроку то-то и то-то, обязательно должен решить те или иные задачи. Это – стресс.
Н. П. Богданов — Бельский, «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» (1895). Изображение с сайта wikipedia.org
На уроках учитель тратит сумасшедшее количество времена на освоение математических навыков. И зачастую добивается обратного. Это – тоже стресс. А через игру счетные навыки осваиваются как побочные эффекты. Ребенок начинает на автомате складывать, умножать, делить… У него реально формируется мускулатура счета, развивается геометрическое воображение. А главное – появляется ощущение того, что математика – это ВКУСНО. И такой вкус к математике может развиться у любого ребенка. Не только у того, которого считают математически одаренным! Ведь любой математик прекрасно понимает, что предмет, которому он посвятил свою жизнь, — это игра. Так давайте же учиться у людей, которые стали хорошим математиками. Они всю жизнь в нее играли!
Итак, мнение известного педагога таково: ДЕЛАТЬ уроки вместе с ребенком — не надо. Играть вместе с ребенком, и помочь ему научится учиться – необходимо. У вас нет на это времени? Но вы уже тратите это время – когда проверяете вечером выученное ребенком к завтрашнему дню. И вы тратите это время зря.
Лучше играть, чем учиться: эксперты объясняют, почему игры полезнее, чем развивашки и уроки
Не только крики и бардак, но и сплошная польза!
Частая претензия к детским садам, которая регулярно встречается в родительских кругах, звучит так: «С ними там никто не занимается, они просто играют целыми днями!». В мире взрослых возможность целый день катать машинку по ковру считается совершенно неприемлемой (а зря), однако для детей «просто играть» в разы важнее любых развивающих занятий. Напоминаем вам об этом в начале нового учебного года и объясняем, почему.
Игры укрепляют психологическое здоровье
Когда у детей появляется возможность поиграть со своими сверстниками или родителями, их фантазия работает на полную мощность. Они постоянно придумывают новые сценарии и способы игр, подстраиваются под измененные условия и развивают креативное мышление.
Директриса центра психологического здоровья при Университете Мэриленда Шэрон Хувер подтверждает, что «игры и психологическое здоровье связаны друг с другом». Педиатры и другие специалисты согласны с тем, что свободная игра — это нормальная, здоровая и естественная часть развития ребенка.
По словам Хувер, игры хороши тем, что они порождают «положительные чувства, такие как радость или воодушевление, которые улучшают настроение ребенка и снижают чувство тревоги и грусти. В то же самое время у детей, у которых не хватало времени на игры, был замечен рост симптомов депрессии, тревожности и невнимательности».
Игры помогают социализироваться
Помните приятное ощущение облегчения и радости, когда вы слышите звонок с урока? Этот самый волнительный момент, когда можно выйти из класса и от души повеселиться, побегать и поиграть со своими одноклассниками, сложно забыть.
Возможность свободно играть со своими сверстниками крайне важна в процессе развития ребенка и помогает ему получить множество социальных навыков, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни.
Во время игр дети учатся устанавливать свои собственные границы
Современное поколение детей опекают намного сильнее и тщательнее, чем предыдущие поколения (ну вы сами знаете эти истории о том, что раньше дети с пяти лет гуляли без родителей во дворе, а детские площадки напоминали скорее армейскую полосу препятствий). Это порождает проблему: из-за гиперопеки родителей далеко не все дети получают возможность самостоятельно набить шишки и разобраться, что для них опасно, а что нет.
Свободная игра позволяет детям проверить себя на прочность и научиться лучше управлять своим телом, своими эмоциями и своими решениями. Способность к саморегуляции является еще одной важной стадией развития ребенка, и свободная игра отлично помогает ее развить.
Когда вы предоставляете детям возможность играть самостоятельно и свободно, «они учатся справляться с проблемами, продумывать свои действия до конца и осознают свои собственные возможности. Это позволяет им чувствовать себя более уверенно и менее беспомощно».
Игры способствуют развитию мозга
Дети рождены для того, чтобы играть. Для них это самый лучший способ учиться, расти и осваивать новые навыки. Свободная игра стимулирует клетки мозга, а игровые задачи, которые ребенок ставит перед собой, заставляют его мозг усиленно работать, что способствует его развитию.
В общем, игры (даже если со стороны они выглядят странно) — это не пустая трата времени, которая нужна только в перерыве между полезными занятиями, это и есть полезное занятие, причем, возможно, одно из самых полезных для детей. Так что прежде чем записать ребенка на тридцать кружков и секций, «чтобы он не скучал», проверьте — достаточно ли у него времени просто покормить куклу песком или полепить динозавров из Плей-до? Потому что эти занятия для него сейчас самые важные — доказано.