что мода делает с человеком
Зачем нужно модно одеваться и следить за модой?
Что даёт человеку мода в глубоком её понимании? Зачем нужно модно одеваться и следить за модой? Мода – это часть нашего жизненного процесса, неотъемлемая часть.
Есть люди, которые думают, что одежда не самое главное в их жизни и не придают большого значения тому, что носят. Они могут купить вещь раз в несколько лет и носить до тех пор, пока не появятся явные следы износа. Есть среди нас и такие, кто считает, что по уму не только нужно провожать, но и встречать, то есть не имеет значения, в чём человек одет, как он выглядит, опрятен ли он, одет ли они по моде или за модой совсем не следит.
А знаете ли вы, что мода не такое простое явление, как кажется?
Как вы думаете, почему и для чего возникла мода в нашей жизни?
времени и обстановки в мире, в какой-то конкретной стране, движение в моде мы можем наблюдать постоянно: возникает что-то новое, уходит старое, потом вновь приходит, но уже в новой форме, звучащее по-новому, заявляющее о себе по-другому, в духе нового времени.
Почему так происходит? Почему в нашей жизни существует мода, за которой, как говорят, не угонишься? Почему мода не может находиться в статичном состоянии? Почему мода находится в постоянном в движении, которое подталкивает людей следовать за модой, следить за ней, стремиться ей соответствовать?
Зачем вообще нужна мода в нашей жизни?
Что даёт человеку мода в глубоком её понимании? Зачем нужно модно одеваться и следить за модой? Мода – это часть нашего жизненного процесса, неотъемлемая часть.
Есть люди, которые думают, что одежда не самое главное в их жизни и не придают большого значения тому, что носят. Они могут купить вещь раз в несколько лет и носить до тех пор, пока не появятся явные следы износа. Есть среди нас и такие, кто считает, что по уму не только нужно провожать, но и встречать, то есть не имеет значения, в чём человек одет, как он выглядит, опрятен ли он, одет ли они по моде или за модой совсем не следит.
А знаете ли вы, что мода не такое простое явление, как кажется?
Как вы думаете, почему и для чего возникла мода в нашей жизни?
времени и обстановки в мире, в какой-то конкретной стране, движение в моде мы можем наблюдать постоянно: возникает что-то новое, уходит старое, потом вновь приходит, но уже в новой форме, звучащее по-новому, заявляющее о себе по-другому, в духе нового времени.
Почему так происходит? Почему в нашей жизни существует мода, за которой, как говорят, не угонишься? Почему мода не может находиться в статичном состоянии? Почему мода находится в постоянном в движении, которое подталкивает людей следовать за модой, следить за ней, стремиться ей соответствовать?
Зачем вообще нужна мода в нашей жизни?
Для кого-то индустрия моды действительно способ зарабатывания денег, но все эти журналы, дорогие коллекции, индустрия красоты тоже учат всех нас, покупателей не становится жертвами маркетинга.
Каким же образом?
Есть детали, которым люди зачастую не придают значения, но которые делают вещь уникальной, особенной, отличной от других. И вот на такие детали важно обращать внимание, чтобы понимать, что делает вещь уникальной и необычной. Это может быть и необычный вырез, расположение пуговиц, сочетание тканей разной фактуры. А пуговицы с изюминкой могут сделать особенной, казалось бы, обычную по крою кофточку или блузу.
И совсем не обязательно ваша вещь должна быть от кутюр или носить название бренда класса люкс. Вся «вкуснота» как раз в том, чтобы среди множества однообразной одежды, обуви суметь найти что-то своё, подходящее именно вам, которое будет соответствовать вашему внутреннему миру, вашему характеру, вашему типу внешности.
Но мой совет вам: стремиться узнать как можно больше не о моде, а о себе, дабы не тратить денег впустую. Чем больше человек знает о себе, тем он больше знает и о том, что нужно именно ему, а не тому, кто нам пытается постоянно что-то навязать.
«Одежествленные способности»: как вещи влияют на наше самоощущение
Что такое «одежествленные способности»
В 2012 году профессоры американской Школы менеджмента Kellogg Адам Хэйо и Адам Галинский предложили термин enclothed cognition — в дословном переводе «одежествленные способности». Суть его заключается в том, что, надевая определенную одежду, мы начинаем чувствовать себя по-особенному — в зависимости от выбора наряда. Хэйо и Галинский проводили несколько исследований: например, предлагали разным группам людей пройти один и тот же тест, но одни выполняли его в своей привычной одежде, а другие — в лабораторных халатах, которые обычно носят ученые. Лучше с задачей справились участники второй группы.
В своей книге Mind What You Wear: The Psychology of Fashion профессор Карен Пайн пишет: «Когда мы надеваем какую-либо вещь, то неосознанно начинаем отождествлять себя с ней, перенимать определенные ее характеристики». Наверняка вы сами не раз замечали, что в расслабленной повседневной одежде и строгом костюме или нарядном вечернем платье чувствуете себя по-разному — вещи порой словно диктуют нам, как мы должны вести себя, ходить и держать осанку.
Подобным опытом делится в видео на своем Youtube-канале стилист Лорен Мессиа. Она рассказывает, что на начальном этапе построения бизнеса не раз сталкивалась с неоднозначным отношением инвесторов и клиентов — к ней, в отличие от ее бизнес-партнера, относились как к ассистенту, хотя основной спектр задач лежал именно на ее плечах. Тогда Лорен решила поменять собственный имидж, сделав его более репрезентативным и ориентированным на серьезную карьеру, — после этого все изменилось в лучшую сторону.
Какое значение имеет стоимость вещей?
Нередко бывает, что одна и та же вещь с разным ценником вызывает неодинаковые чувства — нам кажется, что более дорогая одежда лучше, качественнее и красивее, что далеко не всегда соответствует действительности. По тому же принципу, надевая дорогие брендовые вещи, мы будто перенимаем их ценность — и в материальном, и в метафизическом смысле; очередной пример тех самых «одежествленных способностей». Совсем не обязательно сообщать каждому встречному, сколько стоит ваше пальто или обувь, но сам факт осознания «Я смог себе это позволить» заставляет нас чувствовать себя увереннее.
В исследовании, проведенном в 2014 году профессорами Майклом Краусом и Венди Берри Мендес, говорится: «Когда вы носите одежду категории upper class (например, дорогой костюм), в отличие от вещей lower class (например, спортивные брюки), это стимулирует вашу доминантность в глазах окружающих». По такому же принципу работают и вещи с логотипами и заметным брендингом — вы словно транслируете свой достаток и ожидаете, что люди будут относиться к вам с должным почтением и вниманием.
У этого явления также может быть и обратная сторона: одежда с множеством «люксовых» атрибутов или заносчивый вид вместо уважения могут вызвать прямо противоположную реакцию.
Мимикрировать под среду
Существует расхожая фраза Fake it till you make it, чаще всего ее переводят как «Притворяйся, пока не получишь желаемое». Это один из инструментов так называемой «программируемой реальности»: если вы стремитесь выглядеть в соответствии с теми или иными целями, рано или поздно они обретут физическое воплощение.
Конечно, если вы оденетесь как врач из сериала «Анатомия страсти», вы вряд ли на основании только этого получите лицензию американского хирурга. Но если вы собираетесь на встречу с инвесторами или потенциальными клиентами, представительный костюм даст вам ощущение уверенности и создаст первое впечатление о вас как о специалисте, которым вы хотели бы стать.
С другой стороны, мы знаем множество харизматиков, особенно в IT-бизнесе, которые получали крупные заказы и выступали на своих эпичных лекциях в самых невзрачных и недорогих вещах. В силу этого многие, кто сегодня хочет добиться успеха в Кремниевой долине, мимикрируют под среду с ребятами в черных худи и майках с логотипами IT-компаний.
Ожидания против реальности
Классическая ситуация: вы увидели на модели в онлайн-магазине или звезде Instagram вещь своей мечты, успели представить, как классно она будет на вас смотреться, но при примерке оказалось, что выглядите вы в ней не очень. Итог — плохое настроение, возникшее из ниоткуда чувство собственной неидеальности и, в худшем случае, культивирование комплексов.
Проблема в том, что наши ожидания и реальность сходятся далеко не всегда, а внушительная часть модных вещей хорошо выглядит только в профессиональных фотосессиях. Выход из ситуации — абстрагироваться от картинки, которую вы видите, и принять тот факт, что далеко не все вещи (даже те, что вам очень нравятся) обязаны вам идти. В конце концов, все мы помним, что в большинстве случаев идеальность Instagram-героев и знаменитостей — заслуга фильтров и правильных ракурсов.
По теме влияния цвета на настроение написано множество научных трудов, но когда речь заходит о выборе одежды, все не так однозначно. Действительно ли красная шапка или оранжевая рубашка могут помочь нам чувствовать себя более счастливыми? Может ли черная или серая одежда заставить нас стать более серьезными?
С одной стороны, тут также включаются «одежествленные способности». С другой — мы носим одежду той цветовой палитры, которая отражает наше состояние и потребности. Кто-то устал от однообразия и не может обходиться без ярких принтов, а кому-то хочется покоя и сдержанного монохрома.
Одни воспринимают одежду как своеобразную защитную оболочку, а другие любят яркие аксессуары за то, что они поднимают настроение не только им, но и окружающим. Поэтому, если в вашем гардеробе превалируют, скажем, черный и серый, пытаться насильно внедрить в него яркие вещи, чтобы «стало как-то поживее», не самая удачная затея. Также не стоит отказываться от любимых цветов, потому что они «недостаточно серьезны» или «не по возрасту». Если же брать за ориентир собственные ощущения, то результат будет выглядеть более органичным для вашей натуры.
Стоит ли одеваться в соответствии с чужими ожиданиями?
Консультанты по стилю любят говорить: «Пока вы не начнете одеваться в соответствии со своим положением в обществе или должностью, никто не будет принимать вас всерьез». Здесь мы сталкиваемся с проблемой ожиданий окружающих, продиктованных их собственными стереотипами и представлениями. Если вы большой начальник, значит должны носить строгий костюм и минималистичные вещи, ведь такой образ говорит о вашей серьезности и надежности. Людей, работающих, скажем, в индустрии моды, ожидают увидеть одетыми в последние тренды.
В этом заключается проблема большинства «шоу переодеваний»: героинь просто перемещают из привычной для них невзрачной или странной одежды в условно красивую, зачастую не учитывая то, насколько она комфортна для «подопытной» (справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях такие преображения действительно меняют жизнь участниц к лучшему).
Однако вещи, которые мы носим, могут служить не просто оболочкой, но продолжением нас самих. Если вы чувствуете себя по-настоящему привлекательной в кроссовках и «расслабленных» джинсах, не нужно насильно переодеваться в платье и туфли на каблуках — и наоборот.
То же касается и условной деловой одежды: профессиональные сообщества постепенно уходят от установки «встречают по одежке», ставя во главу угла профессиональные качества и опыт. Кстати, хороший пример того, как можно оставаться собой в любом наряде, — актриса Дженнифер Лоуренс, которая даже в вечернем платье не стесняется лихо перелезть через кресла в зале вручения «Оскара».
Как выбрать одежду, которая будет давать положительные эмоции?
Голливудский стилист Лиса Эванс предлагает следующий способ. Вспомните, в каких вещах из своего гардероба вы за последнее время чувствовали себя наиболее счастливой и уверенной в себе. Это могут быть идеально сидящие джинсы, футболка из супермягкого хлопка или платье, в котором вы выглядите как героиня любимого фильма. Возьмите эти вещи за ориентир и во время следующего шопинга держите их в голове — так вы сможете понять, какой стиль, фасон, ткани вам ближе всего. Не пытайтесь ориентироваться на тренды или то, как одеваются ваши подруги/коллеги/Instagram-герои. Научитесь прислушиваться к собственным ощущениям, ведь это главный критерий, который по-настоящему имеет значение.
«Стиль есть у каждого»: Петр Коваленко объясняет, как влияет на нас одежда
В любом наряде есть глубокий смысл, осознаем мы это или нет. С помощью одежды мы рассказываем окружающим о себе и своей жизни. Такие истории всегда состоят из двух частей. Первая — это наше самовосприятие: как человек интерпретирует свою личность, кем он себя видит. И вторая — то, какими мы хотим показать себя остальным людям и что наше окружение действительно видит и понимает, считывая наш образ.
Человек — существо социальное. Даже когда мы остаемся в одиночестве, то рядом всегда присутствует незримый наблюдатель, который смотрит на нас со стороны. Мы постоянно держим в голове мысль: «А что будет, если сейчас меня кто-то увидит? Как он оценит мой внешний вид? Как я сама отнесусь к его мнению?» Нас сопровождают три вечных вопроса: что я думаю о себе, какое впечатление хочу производить на других людей и каким оно будет на самом деле.
Хорошо, если ответы одинаковы: например, женщина уверена, что она профессионал, в офисе подчеркивает это одеждой и люди относятся к ней соответствующе. Но иногда возникают сложности: мы можем воспринимать себя определенным образом, но для окружающих выглядеть совершенно иначе.
Предназначение одежды напрямую связано с нашими целями. Мы выбираем роль, которую хотим сыграть на том или ином мероприятии: в гостях, на свидании, светском рауте или деловом совещании. Начинаем строить образ, учитываем ожидания окружающих и правила дресс-кода, но забываем о собственном «я». Усугубляется ситуация опасениями: а правильно ли поймут мою репрезентацию через одежду? В итоге всё выливается в разные проблемы.
Человек отдельно, одежда — отдельно
Такой эффект возникает, когда стиль не подходит психотипу человека. Вещи словно повисают в воздухе. Так случается, когда мы выбираем то, в чем ощущаем себя некомфортно: например, людям, чья базовая потребность — безопасность, лучше избегать ярких цветов или моделей со смелым кроем. Не стоит собирать наряд из неудобных предметов гардероба, мешающих двигаться, тактильно неприятных или издающих звуки при ходьбе или жестикуляции.
Комфорт напрямую влияет на уверенность человека в себе, и потому важно выбирать удобные вещи. Нельзя недооценивать то, что мы носим: это не просто ткань, которая защищает нас от воздействий внешней среды и позволяет соблюдать нормы приличий. Одежда наполнена энергией и может менять наше настроение, поведение и самовосприятие. Не только мы формируем личный стиль, но и он — нас. Удачный образ — это тот, в котором вы хорошо себя чувствуете.
Enclothed cognition
Стиль — это инструмент сторителлинга и влияния. Приведу простой пример: белый халат врача транслирует принадлежность к профессии и вызывает доверие, а вот к доктору в шлепанцах и шортах пациент вряд ли придет второй раз. Но одежда действует и на нас самих: в психологии этот эффект называют enclothed cognition.
В 2012 году профессор менеджмента и административного управления Адам Галински провел эксперимент: он дал двум группам студентов одинаковые тесты. Одни выполняли задание в обычной одежде, других одели в лабораторные халаты. Те, кто был в «униформе», справились с заданием лучше. По мнению Галински, одежда влияет на то, как мы мыслим: правильно подобранные вещи позволяют действовать эффективнее.
Есть еще один интересный момент: одежда позволяет разделить день — перенастроить мышление на различные виды деятельности. Смена вещей подсказывает мозгу, какую новую задачу предстоит решить. Мы надеваем утром костюм — и переходим от утренней расслабленности к деловой собранности. Меняем его вечером в фитнес-зале на спортивную форму — и переключаемся на готовность к физическим нагрузкам. Вечером облачаемся в пижаму — и нас начинает клонить в сон.
Сейчас ковидный локдаун и переход на удаленку практически стер границу между работой и домом. Сегодня многие люди не чувствуют, когда нужно закончить трудиться, и продолжают делать это до самой ночи. А кто-то и вовсе не может настроиться на рабочий лад: этому мешают домашняя одежда и удобный диван, с которого так не хочется вставать.
Поделюсь лайфхаком для тех, кто давно хочет заняться спортом, но не может себя замотивировать. Лучший способ начать тренироваться — положить спортивную форму на видное место, чтобы она всегда была перед глазами. Но с помощью одежды можно и обманывать себя. Существует, например, стиль athleisure, придуманный в США: люди постоянно носят спортивную одежду и благодаря этому чувствуют себя причастными к фитнесу, хотя им не занимаются. Однако самого ощущения им хватает, и перейти к реальным действиям становится только сложнее.
Важность осмысленности
Не стоит себе лгать: это не пойдет вам на пользу. Лучше постарайтесь разобраться в своем внутреннем мире. Проинспектируйте шкаф, выкиньте ненужные вещи, а вместе с ними — собственный застой и неприятные воспоминания. Подходите к моде осознанно, используйте возможности, которые дает одежда: самовыражайтесь, показывайте креативность и нестандартность мышления, опыт, насмотренность, образование и характер. С помощью образов можно рассказать о многом.
Есть еще один аргумент в пользу осмысленности в выборе нарядов — это влияние наших навыков правильно одеваться на детей. Так мы показываем им, что надо любить себя и следить за собой. Вспомните: когда мы летим в самолете, то кислородные маски просят сначала надеть на себя, а затем — на ребенка. Так и в жизни: воспитание детей начинается с примера родителей. Именно мы помогаем детям сформировать хороший вкус. Но здесь важно действовать осторожно: даже в юном возрасте у человека уже есть свой личный психотип. И потому маме-экстравертке не стоит настаивать, чтобы ее дочь-интровертка носила то же самое, что и родительница.
У каждого человека свой стиль. Его не нужно навязывать или прививать. Ребенку надо объяснить, как важно найти одежду, в которой ему будет комфортно. Каждому из нас вещи помогают заявить о себе и добиться исполнения своих целей и желаний. Одежда — это великий рассказчик, который при правильном выборе помогает почувствовать уверенность в себе и наслаждаться жизнью.
Психология стиля: Петр Коваленко объясняет, как на нас влияет одежда
Существует много передач, в которых эксперты помогают людям «перезагрузиться» — выбрать новый стиль, который поможет нравиться себе и производить впечатление на окружающих. Часто такие шоу полны шейминга: героинь обвиняют в нежелании быть «женственными», говорят, что они «запустили себя» и совсем не думают, как расстраивают внешним видов близких. Но это — далеко не единственная проблема таких программ.
Все шоу с переодеваниями дают лишь «эффект на час», и то не всегда. Зрители часто замечают: героиня выглядит лучше, и в то же время с ее новым образом что-то не так. Вещи красивы, хорошо подобраны по размеру, подходят друг к другу — и в то же время «повисают» в воздухе: новый стиль словно существует отдельно от женщины. Именно такой результат получается, когда одежду выбирают без учета психотипа человека.
Мы не можем перечеркнуть привычки, которые формировались годами, и в одночасье отказаться от устоявшегося образа жизни. Чтобы перейти к новому, нужно время. Двигаться по этому пути следует небольшими шагами, и каждый из них должен быть продуманным и осмысленным. Только так новые паттерны поведения станут частью нашей личности, а не «чужаками», которые ее разрушают.
Задача стилиста — внешняя трансформация клиента. Зона ответственности психолога — глубокие внутренние изменения. Обращаться только к тому, что работает с одеждой, — это то же самое, что лечить зубную боль аспирином, игнорируя стоматологов. И потому относиться к моде необходимо осмысленно. И это не такая простая тема, как может показаться на первый взгляд.
Одежда и эмоции: как они связаны?
Иногда люди слепо следуют трендам: не пытаясь осознать собственные потребности, они раз за разом скупают новые вещи, оказавшиеся «на пике». Возникает дискомфорт: человек одет стильно, и в то же время чувствует себя «не в своей тарелке».
Избежать этого поможет Fashion Mindfulness — осмысленная мода. Такой подход позволяет человеку понять свой внутренний мир и раскрыть индивидуальность. Наш стиль рождается внутри нас, и потому так важно знать собственный психотип, помнить о том, что для вас ценно и какие перед вами стоят цели.
Психология стиля формирует осмысленное отношение к одежде, учитывая и склонности человека, и его внешнюю репрезентацию. То, что мы носим — это не просто джинсы и бра-топы, но и способ рассказать о себе. Люди подсознательно считывают такие послания: так одежда становится средством коммуникации. Вещи говорят очень многое о нашем бэкграунде, ценностях, вкусе и образе жизни.
Для каждого человека важно, как его воспринимают его окружающие. Не меньшее значение имеет и душевная гармония, ощущение собственной цельности. Одежда оказывает колоссальное влияние на наши эмоции и восприятие мира. Вещи — это не просто куски ткани, сшитые по лекалам: они полны энергии, и могут менять наше настроение, поведение и самовосприятие.
И потому, формируя гардероб, надо обратить внимание на следующие нюансы.
Комфорт и удобство. Проанализируйте стиль и крой вещей. Обратите внимание на тактильность ткани: как она ощущается телом? Какие особенности делают одежду удобной и любимой, а что заставляет тревожиться и вызывает раздражение?
Социальный аспект. Разные ситуации требуют разных вещей. Например, в некоторых культурах определенные цвета воспринимаются как вызов или прямое послание. Например, сочетание белого и красного в Беларуси за короткое время превратилось в символ протеста и политическое высказывание.
Задачи дня. Комфорт одежды напрямую влияет на уверенность человека в себе. Но точно также скажется на самовосприятии и отношение окружающих, подсознательно считывающих месседжи, транслируемые вещами. И потому очень важно одеваться не только удобно, но и уместно.
Для выбора вещей следует использовать принцип «inside out» — от внутреннего мира к внешней проекции. Необходимо понимать себя, знать, что вы хотите донести своим образом до окружающих. Если консультант магазина чувствует себя некомфортно в униформе, то клиент может воспринять это как сомнение в товаре. Каждый из нас что-то «продает» другим людям, но чтобы «сделка» прошла успешно, необходимо совершать ее в ресурсном состоянии. Достичь его поможет осмысленность в моде.
Как достичь успеха при помощи одежды: пять советов
Если у вас плохое настроение — наденьте любимую вещь. Мозг и тело связаны: неподходящий предмет гардероба усилит негативные эмоции, ценимый и радующий — поможет избавиться от них.
Помните, что окружающие не всегда понимают ваш стиль. Одевайтесь соответственно запланированным мероприятиям и встречам, если хотите, чтобы образ не стал препятствием на пути к желаемому результату.
Не бойтесь повторов. В гардеробе нередко бывает много похожих вещей, и в этом нет ничего плохого. Они дарят нам ощущение безопасности и комфорта и могут стать ключом к созданию собственного стиля и хорошего настроения.
Пробуйте новое. Мы всегда стремимся к развитию, лучшей версии себя, а для этого нужны эксперименты. Многое зависит от конкретного человека: один способен изменить стиль резко, другому нужно выходить из зоны комфорта постепенно. Прекрасно, если в поисках вам поможет ментор или учитель: тогда результат будет более успешным и потребует меньше затрат.
Постарайтесь понять себя — это главное правило. Знание собственной личности — фундамент, который поможет общаться с окружающими на языке вещей. Разберитесь, что дарит вам уверенность в себе. Осознайте, какую реакцию хотите получить от других людей: со временем вы научитесь ею управлять.
Идеальный гардероб — тот, который вы создаете с учетом своих целей и внутреннего мира. И потому лучший способ формировать его — это следование принципам Fashion Mindfulness — осмысленности в моде.