что не должен ученик делать на уроке
Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?
На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.
Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.
Права школьника
Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:
К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.
Обязанности школьника
У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:
Что запрещено ученикам в школе?
Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:
Права учителя
Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:
Как осуществляется защита прав детей в школе?
Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.
Что не должен ученик делать на уроке
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики
Права ребёнка в школе
Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.
Право на получение бесплатного среднего образования
Статья 43 Конституции России.
Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.
Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.
Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность
Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.
Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык
Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.
Право не посещать кружки и факультативы
Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.
Право не участвовать в благоустройстве школы
Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».
Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.
Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке
Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.
Право на бесплатную медицинскую помощь в школе
Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».
В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции Российской Федерации.
Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.
Обязанности ребёнка в школе
Кроме прав, у школьников есть и обязанности, которые установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставами образовательных организаций. В каждой школе — свои правила, вот некоторые обязательства учеников.
Не пропускать занятия без уважительной причины
Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.
Добросовестно учиться
Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.
Следовать распорядку школы
Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.
Беречь школьное имущество
Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.
Уважать других учеников и работников школы
Не приносить в школу опасные предметы
Оружие, химикаты и тому подобное.
Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.
Нарушения прав ребёнка в школе
Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.
В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.
Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.
Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Ученик должен:
КОДЕКС УЧЕНИКА
Ученик имеет право :
· Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы; выражать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания.
· Излагать классному наставнику, директору школы, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы.
· Требовать уважения своего достоинства.
· Проявлять инициативу в общественных организациях.
· Участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях.
· Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.
· Отдыхать в перерывах между уроками, во время каникул.
· Требовать открытой и немедленной оценки своих знаний и умений, получения оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
· Поведение в школе и за ее пределами оценивается отдельно.
· Быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме письменных итоговых контрольных работ.
· Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, повторную оценку знаний и умений, помощь со стороны товарищей учащимся, отсутствующим по уважительной причине.
· Выбирать лично, через родителей или лиц, их заменяющих, профили обучения, существующие в данной школе, формы обучения, определять темпы, сроки освоения обязательного и превышающего его уровня образования, избирать индивидуальную программу изучения.
· Иметь дополнительный свободный день в неделю при отличных успехах в учебе, 2 дня в конце четверти.
· Избирать и быть избранным в совет школы и органы школьного самоуправления.
Ученик обязан:
· Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека.
· Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать на обогащением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им внеклассных и дополнительных занятиях.
· Действовать на благо школьного коллектива.
· Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитета.
· Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.
· Придерживаться правил общественного общежития, особенно :
— проявлять уважение к взрослым и сверстникам;
— оказывать сопротивление грубости и вульгарности;
— уважать взгляды и убеждения другого человека;
— уважать свободу и достоинство другого человека.
· Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен.
· Учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу школьных зданий и сооружений, учебного оборудования, инвентаря и другого школьного имущества.
· В случае нарушения норм и правил коллективной жизни, порчи имущества и оборудования школы к учащимся могут быть применены меры воздействия, предусмотренного Уставом школы, вплоть до исключения из школы.
ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКЕ.
По звонку на урок немедленно занять свое место за столом и приготовить все необходимое для занятий.
Иметь на парте ручку (карандаш с линейкой, учебник, тетрадь, дневник).
При входе учителя или любого взрослого в класс встать, приветствуя его.
При вызове учителя выходить к доске с дневником.
При ответах товарищей внимательно выслушивать их, а в случае необходимости сделать с разрешения учителя дополнения.
Рационально использовать каждую минуту урока, не отвлекаться, не заниматься посторонними делами.
Записывать домашнее задание в дневник.
ВНЕШНИЙ ВИД УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся обязаны являться в школу чистыми, скромно одетыми, причесанными.
ПРИХОД И УХОД УЧАЩИХСЯ ИЗ ШКОЛЫ.
При входе в школу учащиеся должны вытереть ноги, раздеться.
Пальто, сменную обувь ученик вешает в гардероб на закрепленную за классом вешалку.
Ученики сразу же направляются в свой класс или кабинет в соответствии с расписанием уроков.
В случае появления отдельных учеников в несоответствующем виде дежурными требуют от них немедленного приведения себя в порядок.
Все учащиеся обязаны являться в школу без опоздания. Опоздавшие ученики допускаются к занятиям с разрешения дежурного учителя или администрации школы.
Строго запрещается приносить в школу посторонние предметы, не имеющие отношения к занятиям.
Уход учащихся домой после уроков проходит организовано в сопровождении учителя.
Учащимся не разрешается ходить по школе в пальто и в головных уборах.
Оставаться в школе после занятий могут только ученики, занятые общественной работой или в кружках согласно расписанию.
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Тетради должны быть чистыми, аккуратно подписаны, с полями.
Учащиеся должны выполнять все работы четким, разборчивым почерком. В тетрадях следует писать число (в тетрадях по русскому языку – прописью). После записи даты пишется тема урока.
Изложение работы обязательно начинается на той станице, на которую написана дата и тема.
При письме необходимо отделять один смысловой отрывок от другого красной строкой.
Запрещается вырывать листы из тетради и начинать новую тетрадь, если старая не закончена.
Неправильно написанное должно быть зачеркнуто одной чертой.
Карандаши должны быть аккуратно заточены, ручки – заранее приготовлены.
Записи в дневнике ученики должны вести грамотно и опрятно. В канун недели учащиеся обязаны давать дневник на подпись родителям и сдавать его для проверки классному руководителю.
СОХРАННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И УЧЕБНИКОВ.
Все учащиеся обязаны беречь школьное имущество, бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
В случае порчи имущества по вине учащегося восстановление и ремонт его производится самими учащимися или за счет их родителей.
Ученики обязаны охранять зеленые насаждения, в том числе и в школе, а при повреждении восстанавливать их.
Учебники, книги, дневники школьников должны быть аккуратно обернуты.
Все ученики должны беречь учебники. Нельзя вырывать или загибать страницы, делать на книге пометки и рисунки.
ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
I. На уроке.
По звонку учащиеся должны немедленно занять свои места за партами и приготовить все необходимое к уроку.
Дежурные обязаны готовить классное помещение и оборудование к каждому уроку, сообщать учителю об отсутствующих.
Учащиеся должны помнить, что учитель начинает урок только при абсолютной чистоте класса, при наличии всего необходимого для учебной работы класса (мел, тряпка).
Каждый ученик отвечает за чистоту, порядок и сохранность своего рабочего места в классе, в кабинете, в мастерской.
Ничего лишнего на парте быть не должно. Учебник и тетради могут быть открытыми только с разрешения учителя.
Во время урока ученики должны сидеть, не гробясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы товарищей, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
При вызове для ответа ученик должен выйти с дневником к доске.
Учащимся запрещается подсказывать, поправлять ответы товарищей без разрешения учителя.
Звонок с урока дается для учителя. Учащиеся выходят из класса спокойно, только после разрешения учителя.
Удаленные с урока направляются к директору школы или его заместителям. Этим ученикам не разрешается находиться во время урока в коридорах.
II. На переменах.
Учащиеся, за исключением дежурных, во время перемен находятся только на своем этаже.
Во время перемен учащиеся завтракают в установленное для данного класса время.
Во время перемен не разрешается бегать по школе.
Каждый ученик, по требованию дежурного учителя или дежурного ученика, обязан сообщить свою фамилию и класс.
Вход в учительскую, в кабинет директора или его заместителей без разрешения взрослых запрещен.
III. Вне школы.
Ежедневно выполнять все домашние задания. Никогда не оставлять невыученными ни одного урока.
Дома ученики должны соблюдать установленный режим, выполнять требования старших, помогать им по хозяйству, заботиться о младших.
Ученик должен поддерживать чистоту, содержать в порядке свои личные вещи, постель, рабочее место.
Учащиеся обязаны скромно и прилично вести себя на улице и в общественных местах, строго соблюдать Правила дорожного движения и проезда на транспорте.
Беречь зеленые насаждения у себя во дворе, на улице и в других местах.
Правила поведения в школе для детей
Правила поведения в школе — залог не только успешного покорения учащимися вершин знаний, но и их физического и психического здоровья. С распорядком школьной жизни, ее укладом ученики знакомятся с первых дней. Если у ребенка появились записи в дневнике, которые сигнализируют о нарушениях внутришкольного порядка, тогда родителям следует принимать меры. С чего начать, узнаете из статьи.
Правила поведения в школе кратко
Отправляя детей в школу, родители уверены в том, что дети получат нужный объем знаний, эмоциональную и психологическую поддержку. Все это возможно только в том случае, если в учебном заведении уважают и знают правила поведения, следуют им.
Школьный распорядок известен не только ученикам и учителям, но и родителям. Как одевать ребенка, когда он должен приходить на уроки, как вести себя на занятиях — забота родителей.
Фото: informburo.kz: UGC
В первые дни после летних каникул во многих школах детям раздают памятки, в которых содержатся базовые правила и нормы поведения в школе. Им должен следовать каждый ребенок, иначе школьная жизнь превратиться в неконтролируемый хаос.
Учителя следят за выполнением этих правил, однако и родители должны принимать участие в формировании специфической поведенческой модели ребенка-школьника. Время от времени проводите профилактические беседы, показывайте на конкретных примерах, к чему может привести нарушение школьного распорядка.
Ознакомьте ребенка с кратким перечнем того, что потребует от него школа:
Кроме того, следует помнить об общих правилах поведения:
Школа — это то место, где дети не только получают знания, но и учатся общаться, узнают об общих культурных нормах поведения. Они должны понимать, что следование школьным правилам — это не глупая выдумка, призванная угнетать их личность, приучать их к шаблонному поведению, а элементарная забота об их здоровье.
Они должны осознавать, что шум на уроках и отсутствие дисциплины приводят к худшему усвоению материала. Кроме того, дети больше устают психологически, у них может болеть голова. Если кто-то нарушает правила поведения на перемене, то может пострадать физически сам или причинить вред кому-то иному.
Об этом следует напоминать детям регулярно и на собственном примере демонстрировать, как правила помогают оптимизировать деятельность, сделать ее более эффективной.
Правила поведения в школе в стихах и картинках
Правила и нормы поведения будет легче и веселее изучать, если использовать нестандартные подходы — стихотворения и рисунки.
Они будут к месту в первую очередь, когда речь идет об учениках младшей школы или тех, кто только готовится стать школьником.
Вот какие рифмованные строки дадут возможность детям усвоить распорядок школьной жизни:
Медвежонок спит в кроватке.
Про учебники, тетрадки
Вспоминать не хочет он —
Смотрит свой десятый сон.
И хотя будильник звонко
Медвежонок не встаёт,
В школу утром не идёт.
Все уроки он проспал —
Лишь к обеду соня встал!
Только это плохо, братцы, –
Очень поздно просыпаться!
И пора вам начинать
По будильнику вставать.
Если начали учиться,
Спать так долго не годится!
Гусь по комнате метался,
В школу утром собирался:
— Почему рубашка смята?
Гладил я её когда-то!
И штаны запропастились —
Как сквозь землю провалились!
Галстук, где ты? Отзовись!
Очень долго Гусь старался,
И каков же был финал? —
Повторить хочу я снова:
К школе надо быть готовым,
Чтобы утром ранним встать,
Время даром не терять,
Без нужды не суетиться,
В школу вовремя явиться.
Мартышка за партою в классе сидит
И тихо соседке своей говорит:
— Вчера не до школы, подружка, мне было,
Поэтому я свой портфель не сложила.
А утром сегодняшним в класс торопилась,
И что же в итоге, смотри, получилось!
Портфель свой Мартышка тихонько достала,
А в нём нет линейки, тетрадок, пенала.
— Соседка, прошу, ты меня выручай
И ручку, листочек, линейку мне дай.
Конечно, соседка Мартышку спасла
И в просьбе такой отказать не смогла.
Но всё-таки в будущем, дети, учтите:
В портфеле с собою всегда приносите
Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны!
Главный помощник в учёбе — учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему —
Будь благодарен за это ему!
Волчонок в классе развлекался,
На стуле без конца качался,
На стенах мелом рисовал
И дверь ногою открывал.
Его ребята окружили,
Волчонку строго объяснили:
— Нам школа — это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь её должны —
Нам хулиганы не нужны!
Рассуждал печально Хрюша:
— Грустно в школе без игрушек.
Может быть, машинку взять
И под партой покатать?
По солдатикам скучаю,
Чем занять себя — не знаю.
Может, посвистеть в свисток,
Чтоб подумали: «Звонок!»?
Только вот что, детвора,
Школа — это не игра,
Здесь трудиться надо честно,
Это каждому известно!
Солдатикам не место тут,
Игрушки дома подождут.
Две хвостатые Сороки
Разболтались на уроке
И по «двойке» получили,
Дома близких огорчили.
Что же, пусть теперь узнают:
На уроках не болтают.
Вас не просят отвечать?
Значит, лучше помолчать!
Слонёнок за партой крутился,
Из класса уйти торопился,
Портфель поскорее собрал,
Задание не записал.
А дома не знает, как быть:
Как будет уроки учить?
Давай поскорей вспоминать,
Что нужно читать и писать…
Не помнит! Друзьям позвонил —
Проблему звонок не решил:
Друзья убежали в кино,
Уроки готовы давно.
Когда он заданье узнал,
Полночи его выполнял.
Устал и не выспался он…
Запомни, пожалуйста, Слон:
С урока бежать не спеши,
Задание в дневник запиши!
Эти и другие веселые и поучительные истории познакомят детей с основными нормами поведения в учебном заведении. Подкрепленные яркими картинками, они запомнятся надолго и станут полезной привычкой.
Приучайте детей следовать правилам поведения в школе. Они выработают полезные привычки: дисциплинированность, собранность, вежливость, учтивость, умение рассчитывать время и эффективно его использовать, выделять время на работу и отдых.
Школьные правила формировались годами. Они регламентируют жизнь школьника и готовят его к настоящей взрослой жизни, где на первом месте стоит ответственность и дисциплина.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.