что не характерно для так называемой лейтенантской прозы
Лейтенантская проза
У «оборонщиков» уже в конце 30-х годов были и противники, которых, впрочем, презрительно называли «пораженцами». В частности, оптимизм «оборонной» литературы не разделяли поэты А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, А.А. Сурков. Опыт участия советских добровольцев в испанской войне, в халхин-гольском и хасанском конфликтах, опыт советско-финской войны выявили, что широкомасштабные военные наступления противника едва ли удастся отразить «малой кровью», что «оборонная» литература по сути своей занимается лакировкой действительности, что концепция писателей-оборонщиков отдаёт банальным настроением шапкозакидательства.
Особый период в биографиях буквально всех писателей в 1940-е гг. составила Великая Отечественная война. На фронте побывало более тысячи советских писателей. Попытки осмыслить начавшуюся войну, предугадать её исход легли в основу литературы военного времени. Начиная с января 1942 года газеты «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Известия» публикуют военные очерки и рассказы В. Гроссмана, К. Симонова, К. Паустовского, Б. Горбатова, главы из «Молодой гвардии» А. Фадеева, поэму «Василий Тёркин» А. Твардовского… Вопреки расхожему убеждению о том, что для осмысления военных событий требуется время, вопреки выражению «Когда грохочут пушки, музы молчат», даже перечисление произведений о войне, созданных в годы войны, заняло бы немало места.
Особо стоит отметить созданную в 1943 году повесть Бориса Горбатова «Непокорённые», которая мотивно перекликается с произведением Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Горбатов видел свою задачу в «духовном вооружении нашей армии». Осмыслить характер нашего сопротивления сильному противнику, осознать перспективы войны, не утратить надежду в ситуации жестоких боёв и страшных потерь – такова была задача писателя. Горбатов был одним из первых, кто подробно описал, что происходило на оккупированных фашистами территориях, как преодолевали страх люди, оказавшиеся в ситуации, когда «могли без вины и суда поставить к стенке; могли расстрелять, а могли и отпустить, посмеявшись над тем, как человек на глазах седеет». Несомненным достоинством повести является то, что автор отступил от подчёркнутой публицистичности, которая была свойственна многим произведениям о войне, создававшимся по горячим следам. Горбатов описывает то, как преодолевала страх донбасская семья Тараса в условиях, когда среди знакомых, пользовавшихся доверием людей, оказывались трусы и предатели.
Попытку создать эпопею о Великой Отечественной войне не удалось в полной мере осуществить Михаилу Александровичу Шолохову, который в 1943 году начал публиковать свой роман-эпопею «Они сражались за Родину». Главы, напечатанные в годы войны, обращали на себя внимание подчеркнуто агитационным, мобилизационным характером, подлинная же художественная глубина, на которую способен был Шолохов, в них отсутствовала. В 1960-е годы писатель вернётся к своему роману, введёт тему политических репрессий до и во время войны, раздвинет рамки повествования, но брежневское руководство не одобрит шолоховского «либерализма», и роман, претендовавший на роль «Войны и мира» двадцатого столетия, так и не будет завершён.
С началом хрущёвской оттепели появилась возможность рассказать «окопную правду», поэтому в 1950-1980-е годы появляется большое количество произведений писателей-фронтовиков, и все эти произведения объединяют характерные черты «лейтенантской» прозы»:
Авторы и произведения «лейтенантской» прозы
Презентация на тему «Лейтенантская проза»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Эта проза без прикрас. Что выстрадали, о том и написали. Строчка за строчкой о самом личном, самом сокровенном. О личном опыте участия в Великой Отечественной войне. Страшная исповедь не только перед Богом. В первую очередь перед собой. Перед всеми.
Любимый жанр лейтенантской прозы. Любимый жанр авторов — повесть, часто написанная от первого лица. Пропитанная кровью, охваченная огнём. В своих произведениях писатели-фронтовики дают понять читателю, что исход войны решает герой. И героем может стать каждый. Молодой неопытный солдат или главнокомандующий. Главное понимать, что ты часть воюющего народа. Что один ты — ничто, а вместе — сила. Но и от тебя одного зависит так много, буквально всё. От тебя — мужественно несущего свой крест.
“Лейтенантская проза” требовала от автора высокого литературного мастерства. По выражению Василия Быкова строгая форма произведений чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности».
«Лейтенантская проза» подвергалась сильной критике за то, что авторы «сузили» масштаб изображения войны до размера батареи, окопа… Эти книги называли «собственными биографиями авторов».
Началась «лейтенантская проза» с романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.). В его основу положены реальные события на днепровском плацдарме, в которых принимал участие сам автор. В романе речь идёт о двух батальонах пехоты, которые переплавляются на противоположный, занятый немцами берег Днепра и завязывают бой, чтобы дать возможность главным силам форсировать реку и начать мощное наступление. Но наступления не будет…
Бондарев Юрий Васильевич писатель. Родился 15 марта 1924 г. в городе Орске Оренбургской области. В 1931 г. вместе с родителями переехал в Москву. Со школьной скамьи был призван в армию и закончил войну командиром артиллерийского орудия.
Демобилизовавшись после второго ранения (1945 г.), Бондарев в 1946 г. стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, где занимался в семинаре К. Г. Паустовского. С 1949 г. в журналах начали появляться первые рассказы Бондарева. Вскоре после окончания в 1951 г. института он был принят в Союз писателей СССР. В 1956 г. увидела свет первая повесть Бондарева — «Юность командиров», — рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни. Широкую известность писателю принесли две следующие повести — «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.); они явились образцами жанра лирической фронтовой повести.
Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.), в котором Бондарев вплотную подошёл к созданию эпического полотна, хотя действие произведения и ограничено одними сутками и одним событием — боями на подступах к Сталинграду.
С конца 60-х гг. Бондарев занимал руководящие посты в Союзе писателей, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом нескольких съездов КПСС. Награждён Ленинской премией (1972 г.) и дважды — Государственной премией СССР (1977, 1983 гг.). Умер днем 29 марта 2020 года в своем доме в Москве.
Одним из представителей «лейтенантской прозы» был Василь Быков. годы жизни 19 июня 1924 – 22 июня 2003 года советский и белорусский писатель, общественный деятель.
Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревне Бычки Ушачского района Витебской области. Будущий писатель родился в достаточно бедной крестьянской семье. Позднее он говорил, что не любит своего детства. Это была голодная жизнь, когда надо было ходить в школу, было нечего надеть и нечего поесть. Единственной его отрадой в то время была природа и книги.
После окончания 8 классов Быков поступил в Витебское художественное училище на скульптурное отделение (будущий писатель помимо всего прочего достаточно хорошо рисовал). Но доучиться ему не удалось, ему пришлось покинуть училище и вернуться в родную деревню, после того как были отменены стипендии. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за 10 класс.
Война застала писателя на Украине, где он принимал участие в создании оборонительных рубежей. Зимой 1941-1942 годов он жил на станции Салтыковка, а также в городе Аткарске Саратовской области, обучался в железнодорожной школе. Летом 1942 года был призван в армию, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года Василю Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта. Он принимал участие в боях за Александрию, Кривой Рог, Знаменку. Во время проведения Кировоградской наступательной операции получил ранение в живот и в ногу (по ошибке был записан как погибший).
Воспоминания об этом и события после ранения легли в основу его будущей повести «Мертвым не больно». В начале 1944 года он 3 месяца провел в госпитале, после чего принял участие в Ясско-Кишиневской наступательной операции, участвовал в освобождении Румынии. С действующей армией прошел по территории Болгарии, Венгрии, Югославии и Австрии. Дослужился до старшего лейтенанта, командовал артиллерийским взводом. За время войны дважды был ранен, имеет боевые награды. В годы войны награжден орденом Красной Звезды, после войны получил Орден Отечественной войны 1 степени.
После демобилизации поселился в городе Гродно (с 1947 года). Здесь будущий писатель работал сначала в мастерских, а потом в редакции областной газеты «Гродненская правда». В Гродно он проработал до 1949 года. После чего вновь продолжил службу в рядах Советской армии, служил в одном из отдаленных гарнизонов на Курилах. Окончательно Василь Быков демобилизовался из вооруженных сил лишь в 1955 году уже в звании майора.
Свои первые произведения будущий писатель опубликовал еще в 1947 году. Однако сам писатель свою творческую деятельность отсчитывал с 1951 года, в этом году в гарнизоне на Курилах он написал рассказы «Обозник» и «Смерть человека». На многие годы главными героями его произведений стали солдаты и офицеры, а главной темой Великая Отечественная война – эпоха «колоссальных усилий советского народа».
Повести Василя Быкова стали классикой отечественной литературы: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Часто Василь Быков говорил и писал о том, что интерес для него представляют те жизненные ситуации, которые позволяют наиболее полно раскрыть характеры героев, позволяют представить человеческую сущность наиболее зримой, показать ее в момент самого яркого проявления. При этом обычно духовные взлеты героев его произведений завершались смертью. Так, например, герой его повести «Альпийская баллада» (1964) – русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию.
В конце 1997 года он вынужден был покинуть страну и уехать в Европу. Некоторое время он жил в Финляндии, Германии, Чехии. В «эмиграции» он написал некоторое количество притч и рассказов, а также повесть «Волчья яма», которая была посвящена нравственным последствиям Чернобыльской катастрофы. Скончался писатель 22 июня 2003 года в день начала Великой Отечественной войны в онкологическом госпитале под Минском. На Родину он вернулся за месяц до своей смерти.
Ещё один представитель «лейтенантской прозы» Борис Львович Васильев Родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье офицера. Мать происходила из старинного дворянского рода. В 1943 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Смоленском, был контужен.
В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Работал испытателем боевых машин. В 1954 году Васильев написал и опубликовал пьесу «Танкисты», демобилизовался, чтобы заниматься литературным трудом.
Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году. Рукопись была сразу принята к печати журналом «Юность». С этого момента все лучшие произведения писателя печатались именно в нем.
Всего из-под пера Бориса Васильева вышло более 50 различных художественных произведений, по которым впоследствии было снято 15 фильмов. За свою деятельность Борис Васильев был награжден многими орденами и медалями. В частности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы, орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени. Васильев являлся лауреатом Государственной премии СССР и премии Президента России, премии Союза писателей Москвы «Венец», Независимой премии движения им. академика Сахарова «Апрель», Российской академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «За честь и достоинство».
Писатель умер 11 марта 2013 года в Москве.
Предлагаю Вашему вниманию презентацию к конспекту занятия по литературе на тему: «Быков, Бондарев, Васильев»
Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.
Цель: Продолжение знакомства с «лейтенантской прозой» Великой Отечественной войны.
Задачи: 1. Познакомить обзорно с творчеством Быкова, Бондарева и Васильева.
2. Развивать нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.
Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: выставка литературы по теме, ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
Деятельность преподавателя с привлечением обучающихся.
Номер материала: ДБ-1112075
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лейтенантская проза
«Лейтенантская проза» — термин, введённый для описания ряда произведений, созданных русскими писателями советского периода, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров (при некоторых нюансах, обусловленных особенностями фронтовой судьбы того или иного писателя).
Традиции «лейтенантской прозы» — обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма — главными героями «лейтенатской прозы» часто (хотя и не всегда) становились те же младшие офицеры. «Лейтенантская проза» входит в состав «военной прозы».
К основным представителям «лейтенанской прозы» относят Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Константина Воробьёва, Вячеслава Кондратьева, Виктора Курочкина.
История
В 1940—1950-е годы в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны. При этом места для показа трагических аспектов войны почти не оставалось.
В 1946 году в журнале «Знамя» была опубликована повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повествование ведётся от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Повесть получила живой отклик читателей. После её прочтения Иосифом Сталиным Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. Но вскоре из-за ужесточения государственной политики повесть была запрещена.
Начавшаяся «оттепель» дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва: «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963), Виктора Курочкина: «На войне как на войне» (1965).
Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой».
Жанровые и стилистические особенности
Авторы «лейтенантской прозы» чаще всего использовали жанр повести.
Форма произведений простая, строгая. Она, по выражению Василя Быкова, чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности», требовала от писателя «максимального углубления в социальность, нелицеприятного реализма», была особенно чувствительной к фальши, требовала высокого литературного мастерства.
В «лейтенантской прозе» война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей.
Подвиг часто изображён «повседневнее, индивидуальнее, незаметнее, как бы „меньше“ и „тише“ своего эталонного образца». По мнению Игоря Дедкова,
«именно через такой подвиг писатель показывает будничные героические усилия народа, глубочайшую нравственность его существования в трагических обстоятельствах конкретного времени и конкретного малого пространства. Его выстаивающую, побеждающую человечность».
Снятие или снижение пафоса при изображении войны в «лейтенантской прозе» не приводит к снижению драматизма, который может усиливаться до трагедийной силы.
Линия конфликта смещена с линии фронта на линию столкновения и противостояния между своими.
«Лейтенантская проза» продолжила традицию изображения войны, заложенную прежде всего Л. Н. Толстым. Её эстетические и этические принципы оказали влияние на литературный процесс второй половины XX — начала XXI века. В частности, «лейтенантская проза» сформировала представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, если он сам не воевал. Показателен конфликт вокруг романа о чеченской войне «Асан» (2008—2009) невоевавшего писателя Владимира Маканина. Роман подвергся критике писателей, прошедших войну в Чечне: Аркадия Бабченко, Александра Карасёва, Захара Прилепина.
Критика
Достоверность «лейтенантской прозы» толковалась в критике в том числе и негативно. Из-за предельной достоверности произведения писателей-фронтовиков часто зачисляли в разряд мемуарной литературы, называли «собственными фронтовыми биографиями авторов», утверждали, что кругозор авторов ограничен всего только «полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнём вражеского пулемёта или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища». В литературно-критическом обиходе получили хождение термины «окопная правда», «солдатская правда», «правда масштабная» и т. п. Авторы «лейтенантской прозы» критиковались за «дегероизацию подвига».
Юрий Бондарев, реагируя на критические замечания, заявил, что ему «до сих пор непонятны снисходительно-барственные суждения некоторых критиков о „взгляде из солдатского окопа“, об узости и ограниченности кругозора насмерть сражающихся на каком-нибудь плацдарме, как будто наши солдаты и офицеры не концентрировали в себе политическую и нравственную силу народа, как будто мужественные и лаконичные „Севастопольские рассказы“ Льва Толстого не вобрали в себя всю суровую сущность Крымской войны, бесподобного подвига и не проложили путь к непревзойденному мировому шедевру „Война и мир“».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Лейтенантская проза». Авторы.
«Знать это мог только воевавший человек, и все это могло уйти» (В. Кондратьев)
И это все при том, что нигде не погрешил автор против фронтовой правды. Именно за это очень ценил «Звезду» В. Астафьев, судья опытный и строгий. Военная тема прозвучит и в более поздних произведениях писателя. «Двое в степи», «Весна на Одере», «Дом на площади».
«Впервые в нашей литературе появилось произведение, убедительно и глубоко показывающее «черный хлеб» повседневного труда контрразведчиков — физические, психологические и чисто технические особенности их профессии. Роман отличается высоким профессионализмом самого автора и всех его героев». (С. Смирнов)
Работа над романом продолжалась более 20 лет. Замысел возник в далеком 1951 году. Опубликовано готовое произведение в «Новом мире» в 1974 году.
Богомолов поднял для себя планку очень высоко. Он создавал новую эстетику военной прозы. Абсолютная достоверность описываемых событий, при абсолютной правде человеческих характеров. Нарочитая документальность не должна была «засушить» сюжет. Как контрразведчику во время поиска, ему нужно было пройти по острию ножа – шаг влево, шаг вправо – провал.
«Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация,любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа«В августе сорок четвертого. », как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».
«. Весь вчерашний день общался с тобой в «Новом мире» — твоей фразой, образами, твоими столь близкими мне мыслями. Очень умно, точно, честно и значительно, так, как умеешь лишь ты. Хотя время и места действия мне очень знакомы, но материал совершенно новый, то, что во время войны мы лишь наблюдали со стороны, теперь, благодаря тебе, увидено изнутри, и это интересно.
Я очень люблю тебя и твою прозу, о которой когда-то давно еще прочитал у Бондарева, что он не видит в ней недостатков. Я — тоже.
. Роман ты написал прекрасно, я давно уже ничего подобного не читал с таким наслаждением от слова, образа, действия. Третья часть — вершина напряженности, не дающая возможности перевести дыхания. Каждое твое слово в контексте — червонец, это великолепно. Образы до того зримы, что кажется: ты их действительно знал в жизни. » В.Быков.
«. Я давно не читал произведения с таким чувством нетерпения узнать, чем же это кончится, произведения с такими неожиданностями. Я был загипнотизирован логикой действий и поступками персонажей, с нетерпением ждал очередного номера журнала и досадовал на то, что печатание затянулось на несколько номеров. Ваш реалистический роман о войне, о контрразведчиках показал, что умение на войне — очень существенная вещь, а пафос достоверности и документальности столь высок, что ничего подобного в нашей литературе еще не было. Уверен, что урок достоверности, урок мужества окажет благотворное влияние на умы и сознание читателей и сохранится на долгие времена.
Сцена со Сталиным, с Верховным Главнокомандующим — лучшая сцена, которая когда-либо появлялась в нашей литературе. В необычайно короткой и лаконичной сцене Вы сумели передать всевластие Сталина, когда три министра стоят и смотрят на его морщинистый затылок, а он. ходит. Холодок по хребту проходит, когда представляешь себя на секунду в том кабинете.
Даже одна эта сцена делает Ваш роман явлением в нашей литературе.» (М. Галлай)
«В бесконечном многообразии литературы о войне, появился роман, восполнивший одну из страниц летописи Великой Отечественной войны — впервые столь откровенно, столь драматично, столь захватывающе и увлекательно рассказавший о доселе никому, кроме узких профессионалов, неизвестной работе контрразведчиков и их вкладе в общую победу» (А. Иванов)
«Богомолов в «МИ» сделал то, что ни у кого еще в русской литературе подобным образом не получалось: он показал Россию за работой. Не за молитвой, не за гульбой и водкой, не в погоне за очередной идеологической химерой, не под бюрократическим прессом, не за побиванием каменьями «лишних людей» и «врагов народа». За РАБОТОЙ.
Россию за работой до Богомолова никто еще так не увидел и такой не нарисовал. И не суть важно, что нарисована она за особой работой — за ратной страдой в ее специфическом обличье: за ловлей шпионов и диверсантов» (С. Земляной «Литературное амплуа: заместитель Бога по розыску»)
«Роман виртуозно профессионален, это образец нового романа в современной литературе. Талант Богомолова — в любви к людям и вере в них». (Габриэль Гарсиа Маркес.)
«Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени». (К. Симонов)
«Хороший детектив учит логическому мышлению, наблюдательности, умению сопоставлять и анализировать факты, строить и тщательно анализировать гипотезы. Настоящий детектив учит благородству, смелости, честности, преданности своему делу.
Сюжет повести должен вжиться в реальную обстановку и атмосферу, что позволит войти в образ каждого участника для понимания их внутреннего мира и мотивации их поступков. Точность изображения — первый признак художественной правды.
. Есть писатели умные, другие — вкладывают душу в произведение. А у меня ничего нет, и я пишу жопой. Нужно продумать свой сюжет, прочувствовать его. Хорошо пишешь то, что чувствуешь и знаешь лично. Носи свой сюжет долго, повсюду, спи с ним,в конце концов он придет. Нужно замкнуться в строгий план, развитый со всей возможной обстоятельностью, и не отходить от него ни на шаг.
Необходимо быть жестким и требовательным к самому себе, необходима ежедневная регулярная работа, которой все прочее должно быть принесено в жертву.
Пусть первый черновик будет очень несовершенен и рукопись предстоит переписать еще восемь или десять раз — все равно надо гнать повествование к концу, а потом уже снова и снова возвращаться к тексту и вести работу до конца». (Из дневников В. Богомолова)
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва,
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
5.
В его минуты роковые!
А мы прошли по этой жизни просто,
В подкованных пудовых сапогах.
Со многими фронтовиками, кто остался в живых, я не смог встретиться после войны: судьба разбросала нас в разные стороны. Но эти люди как бы все время жили рядом со мной: я и сейчас хорошо помню их лица, их манеру говорить, их смех или выражение гнева, их жесты и привычки.
Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно.
Ухожу из мира чужого, злобного, порочного.
Мне нечего сказать Вам на прощанье.» В.Астафьев.
У каждого автора «лейтенантской прозы» своя война. «. эти молодые писатели сами выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили. Эти досконально знают жизнь роты, взвода, батареи, они видели пот и кровь войны на своей гимнастерке…» (А. Твардовский). Выжив, они «совершили еще один подвиг – творческий, литературный, оставив нам свое неповторимое правдивое слово». Рассказывая каждый о своем, все вместе они сумели создать полную картину грандиозного события. Писатели – фронтовики честно сделали свое дело, продолжив традиции русской военной прозы, заложенные Львом Толстым еще в «Севастопольских рассказах»: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».
Рубрики: | Литература История Военное дело |
Метки: военная литература великая отечественная война виктор астафьев борис васильев виктор некрасов василь быков виктор курочкин лейтенантская проза евгений носов георгий бакланов вячеслав кондратьев
Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям