что нельзя делать православным девушкам
Все люди равны, но мужчины — равнее? Права женщин в Церкви
В Германии есть выражение о социальной роли женщины в консервативном обществе: «Три “К”» — киндер, кюхе, кирхе (немецк. — дети, кухня, церковь). Разбираемся, есть ли в Православии такая аналогия, только с «Три “Д”» — «Домострой», дискриминация, домохозяйка. Спойлер: нет.
Что Библия говорит о женщине?
То же, что и о мужчине: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Равноправие на библейском уровне — женщина такой же человек, как и мужчина.
Женщина — низшее существо?
Нет. Это абсурдное мнение, которое не имеет ничего общего с церковным. Согласно первому правилу Гангрского Собора, того, кто осуждает женщину как существо, которое не может войти в Царство Небесное, нужно предать анафеме и отлучить от Церкви. Не только мужчины, но и женщины есть среди причисленных к лику святых. При участии женщины произошло Боговоплощение — рождение Спасителя от Богородицы. Будь женщина существом низшего порядка, такого бы не произошло. Богородица почитается как достигшая высшей святости и близости к Богу, несопоставимой со святостью не только других людей, но и ангелов: «Честнейшая херувим и Славнейшая без сравнения серафим». Первым человеком, которому явился Христос после Своего Воскресения, тоже была женщина: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине (Мк 16:9).
Но ведь в «Домострое» написано, что можно бить женщин?
В Православии женщина не может быть священником. Это не дискриминация?
Нет, потому что, во-первых, священство — это не привилегия, а служение. Сан не дает дополнительных блага в земном или загробном мире. Во-вторых, священник во время богослужения олицетворяет собой Христа, который, как известно, был мужского пола.
Женщине нужно много рожать, чтобы спастись?
Нет. Это неверная трактовка слов апостола Павла: …жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие (1 Тим 2:14–15). Из неверной трактовки следует, что у женщин есть какой-то свой путь к Богу, а он у всех один — через Иисуса Христа.
Как правильно понимать слова апостола про чадородие?
В цитате апостола речь идет не о чадородии всех женщин, а о рождении Спасителя от Богородицы — так это место толкует святитель Иоанн Златоуст: «Адам был сотворен первым, потом — Ева. И Адам не был прельщен, но жена, прельстившись, оказалась в преступлении; спасется же она чрез чадородие. Какое чадородие, если не чрез чадородие Марии? Она родила Спасителя — Христа, не сочетавшись с мужем, как свидетельствует Исаия (Ис 7:14), но после того, как осенил ее Святый Дух, как благовестил архангел Гавриил».
Так Церкви все равно, рожать женщинам или нет?
Нет, не все равно. Толкование того же святителя Иоанна говорит о том, что чадородие Богородицы — образ любого материнского подвига, который считается исключительным. Поэтому открытость женщины к рождению детей угодна Богу.
Женщинам нельзя в храм без юбки и платка?
Можно, хотя странно игнорировать традиции места, куда вы приходите, без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Дело даже не в форме одежды, а в ее откровенности. Часто современная женская одежда обращает на себя внимание. В храме это неуместно — люди собрались для одного, а думают про другое. Поэтому лучше не смущать окружающих, которые пришли помолиться.
Женщинам нельзя причащаться во время месячных?
Нельзя. Речь здесь снова не о дискриминации, потому что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже. Исключения: хроническое заболевание или состояние на грани смерти.
Что говорят о женщинах проповедники нашего времени?
Митрополит Сурожский Антоний (Блум): «Мужчины создали то уродливое положение, когда женщина порабощена, женщина — человек второго сорта, мир, где женщине часто нет места — и я не имею в виду профессионально, я говорю о ситуации в целом, когда женщина постоянно, повсеместно унижена. Мы забыли, что она равна мужчине, что она призвана быть спутницей, той, которая стоит лицом к лицу. Она отражает славу мужчины, и мужчина отражает славу женщины, и вместе они — одно человеческое существо, не иначе».
Женщина в церкви. Что нельзя и почему
Как-то накануне вербного воскресенья, собираясь в церковь, моя супруга с подругой поспорили: можно ли надеть светлую куртку?
— Кто бы говорил? Безбожник! Опять поучать начал… тебя не спросили, что надеть! О Боге он, видите ли… без подсказок разберёмся!
Подруги долго возились в прихожей, рассматривая себя в зеркале. Затем хлопнула дверь, а я задумался, почему женщины, так ревниво относящиеся к вопросу неравенства с мужчинами, в церкви безропотно переносят несправедливую и унизительную дискриминацию? Ведь именно они составляют основной контингент прихожан. Это видимо происходит потому, что женщины принимают религию из чисто эмоциональных побуждений. Ничтожная часть женщин согласует свои религиозные чувства с доводами рассудка! Раз положено соблюдать правила – значит, будем соблюдать! Они не задумываются, кем это положено, зачем и почему? Надо так и всё!
ЖЕНЩИНАМ НЕОБХОДИМО В ХРАМЕ СТОЯТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ МУЖЧИН.
Хотя современные церковники говорят, что это не является строго обязательным в наши дни, однако все церкви России до сих пор соблюдают это древнее правило. Например, в Воронеже в Покровском и Благовещенском соборах, которые посещает супруга, во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии в христианских церквях. А в Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы и стояли женщины. Внизу разрешалось стоять только мужчинам.
Правило 2.
В ЦЕРКВИ ЖЕНЩИНЕ ГОВОРИТЬ НЕ ПОЗВОЛЕНО.
ЖЕНЩИНЕ В ЦЕРКВИ ПРЕДПИСАНО ОДЕВАТЬСЯ СКРОМНО.
3.1. Женщина должна надеть неяркую длинную юбку или платье. Запрещены спортивные костюмы. Нельзя использовать косметику, тем более, губную помаду. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами.
3.2 Запрещено носить брюки.
В священном писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Второзаконие 22:5)
К чему такие строгости? Где их истоки? Объяснения в истории вопроса. Вспомним древние времена: в Риме, Палестине, Византии люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время верхом на лошадях. И вот чтобы не натирать ноги об лошадь, они обматывали ноги тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то своим брючным видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм |3|.
Но основной причиной негативного отношения к ношению брюк явились древние языческие ритуалы встречи Нового Года. Язычники устраивали карнавальные переодевания, имевшие религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Мужчины одевали женское платье, женщины – мужское. Мирянин мог надеть рясу монаха или вырядится зверем. Кстати рясу духовенства, имеющую корни Ближнего Востока, можно считать типично женской одеждой. Даже ряса запахивается на левую сторону, а не на правую, как в одежде у мужчин.
Так вот религиозный смысл этих переодеваний сводился к тому, что, они являлись разрушением устоявшихся социальных ролей, стереотипов, разрушение порядка в суматохе масленицы и возможностью построить новый мир, более справедливый и удобный, лучший для людей. Переодевание мужчин в женщин и наоборот была своего рода языческой формой покаяния, желанием жить иначе.
Христианство в отличие от язычества отвергает языческое скоморошество и призывает покаяться в грехах и не совершать их впредь. Таким образом, негативное отношение к брюкам на женщинах имеют древние религиозные корни. Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к мужскому гардеробу на женщинах.
ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАХОДИТЬ В ЦЕРКОВЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ.
ЖЕНЩИНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВХОДИТЬ В АЛТАРЬ.
На первый взгляд женщина не имеет права входит в алтарь потому, что такова сама природа женщины. Напомню, что алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм представляет область ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.
Так вот, священнослужители совершающие богослужение, должны сосредоточено находится в молитве. «Присутствие женщины, особенно молодой и привлекательной, невольно может вызвать суетные и соблазнительные мысли и желания, а борьба с помыслами требует больших усилий, а ГЛАВНОЕ НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ УСПЕШНОЙ»
Священнослужители упоминают и о чисто психологических причинах, по которым женщина не несет пастырского служения и не входит в алтарь. Женщина по природе своей более эмоциональна, переменчива. Ей сложнее сосредоточиться на совершении такого великого дела, как Евхаристия, сложнее сохранить беспристрастность и трезвость. Недаром апостол Петр, хорошо знавший женскую природу, поскольку имел не только жену, но и тещу, называет женщин немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).
В христианстве запрет на вхождение в алтарь начинается с поместного Лаодикийского собора, состоявшийся около 360 года в городе Лаодикия (Малая Азия).
Собор составил шестьдесят правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. Сорок четвёртое правило собора гласило: «Не подобает жене в олтарь входити».
Этот запрет с первохристианских времен безоговорочно запрещал женщинам входить в алтарь. В тексте причины запрета не объясняются, вероятно, в силу его очевидности.
Во время богослужения священнослужитель символизирует собой Христа и от Его имени произносит слова: …приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26). Совершенно очевидно, что такие слова мог произносить только мужчина!
Позже на Константинопольском (он же шестой Вселенский собор. 680-681.) соборе шестьдесят девятым правилом вообще было запрещено мирянам входить в алтарь, а женщинам тем более:
«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».
Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
И последнее: при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.
До четырнадцатого века всех детей на сороковой день «воцерковляли», для чего вносили в алтарь. Даже прикладывали их к святому престолу, а крестили примерно в три года. Грудничков крестили только при необходимости (опасности по здоровью). А когда стали практиковать крещение младенцев, воцерковление производилось сразу после обряда крещения и именно тогда перестали вносить девочек в алтарь, а мальчиков прикладывать к св. престолу.
Зайдя в алтарь женщина нарушает церковный порядок и тем самым грешит против церкви. В этом случае ей предписано покаяться и, осознав свою вину больше так не делать. Надобно знать своё место.
Входить в алтарь для его уборки могут женщины, ставшие алтарницами. Кроме того вдовы или монахини, после сорока лет могут помогать священнику: подавать кадило, читать и выходить со свечами.
ЖЕНЩИН НЕ ПУСКАЮТ НА СВЯТУЮ ГОРУ АФОН
На этом полуострове в Греции располагаются двадцать крупных мужских монастыря, вход куда женщинам строго воспрещён.
Существует предание, что Пресвятая Богородица в сопровождении евангелиста Иоанна в морском путешествии попали в шторм, сбились с пути и попали к подножию горы Афон. Матерь Божия, поражённая красотой места попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона.
В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет.
ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЩЕННИКОМ
Православная церковь не приемлет практику «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан.
Протодиакон Андрей Кураев пишет |4|: «Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц». Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, «священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский».
А профессор Московской духовной академии А.И. Осипов отмечает, что «Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании».
Дискуссия по поводу священства женщин продолжается в протестантских церквях Европы. Возведение женщин в духовный сан с правом совершения богослужения и отправления таинств, практикуется в Евангелической церкви Германии, в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, Епископальной (англиканской) церкви в Англии, Швеции и Норвегии (лютеранство). Также практика рукоположения (деноминация) женщин принята в некоторых баптистских, методистских, пресвитерианских, старокатолических, пятидесятнических и харизматических деноминациях*, в том числе и в России.
*Организации появились в России в первой половине 1990-х
годов. Они отличаются от пятидесятнических общин своей
уникальной молодежной культурой, применяют новые методы
миссионерского и социального служения,а также готовностью
выражать свое мнение по различным социальным и политическим
вопросам. По причине высокой миссионерской активности
харизматов, птядесятнические/харизматические деноминации
представляют наиболее активно растущей частью протестантского
движения России.
ЖЕНЩИНА ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВХОДИТЬ В ХРАМ, ТАКЖЕ В ПЕРИОД МЕСЯЧНЫХ. КРОМЕ ТОГО НЕ МОЖЕТ ПРИСТУПАТЬ К СВ. ТАИНСТВАМ
Пособием по практическому руководству. «О Законодательстве церковном. О венчании. п. 21» предусмотрено: «Невеста, находящаяся в периоде послеродового очищения и не получившая молитвы «в сороковой день» не только приступать к Св. Таинствам, но и входить в храм не может. То же касается и невест, находящихся в нечистоте (физиологической).
Уставом предусмотрено 40-дневное очищение родильницы от нечистоты рождения, после чего над ней читается священником специальная «молитва жене-родильнице». В этой молитве иерей просит Бога очистить женщину «от скверны телесной и скверны душевной». Только после этого мать может ходить в церковь и причащаться Святых Христовых Тайн.
Корни этого правила находятся в Ветхом завете, в котором существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека.
В православии эта проблема и проще и сложнее одновременно.
Вселенские соборы никогда не касались этой темы, поэтому канонических препятствий присутствия женщин в храме в так называемые критические дни вроде бы и не существует. Однако, мы имеем авторитетные в каноническом отношении источники, которые были одобрены на поместном Трулльском соборе. (собор Церкви в Константинополе в 691—692г.; созван императором Юстинианом II в691. Решения собора рассматривают, как документы Шестого Вселенского Собора).
Собором одобрено второе правило святых Афанасия Великого и Дионисия Александрийского, а также епископа Тимофея:
А как же священное писание – Ветхий завет? Вообщем, на усмотрение пастыря! Именно так и сказано в Пособии по практическом руководстве «О Законодательстве церковном. О венчании (п.21).
На мой взгляд, все перечисленные запреты и правила в повседневной жизни не сильно влияют на прихожанок. Во всяком случае, из моего окружения ни одна женщина не выразила возмущение очевидной дискриминацией.
Как говорится: без комментарий. Есть старая восточная пословица: можно хоть сто раз сказать халва – во рту слаще не станет! Правила и запреты существуют, и пока никто их не отменил. Можно спорить, как к этому относиться. С одной стороны христианство провозглашает духовное равенство, но с другой видим, что социального равенства никакого не было и нет до нынешнего времени.
1.3 Вечная тайна женщина // Наука и религия. 1988. №3. С. 10-11.1.4 Образ женщины в религиях мира. Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижегородский филиал). 2002. 255 с.
Женщина в православии. Что можно, а что нельзя
Невозможно привести никакие христианские богословские основания «ущербности», «плохости», «бесправности» женщин в Церкви.
В современной церковной жизни мы видим женщин философов, богословов, литургистов (специалисты по организации богослужения), педагогов, миссионеров, катехизаторов (обучают новичков основам вероучения), настоятельниц монастырей, журналистов, юристов, бухгалтеров, регентов, старост приходских общин, певчих и даже тех, что прислуживают в храме во время богослужения. Видим даже женщин, что вопреки общему правилу, бывают в алтаре, пусть и для уборки. Знаем представительниц «слабого пола», которые жертвуют Церкви деньги и через это имеют значительное, хоть и непубличное влияние. Общеизвестно, что женщины участвуют даже в церковных соборах и голосуют по важнейшим вопросам. Голос женщин учитывался и на выборах Патриарха.
Достаточно обратиться к православному христианскому учению о мужчинах и женщинах, к учению и опыту почитания Пресвятой Богородицы, а также к христианскому пониманию правил поведения в храме, и всё станет на свои места. Жизнь женщин в отношении Бога и христиан ничем не ущемлена и зависит, так же, как и жизнь мужчин, только от их собственной веры, произволения и усердия.
Несмотря на достаточно ясную евангельскую и богословскую позицию Церкви в отношении «слабого пола», в православии есть определённые моменты, влияющие на церковную жизнь женщин. В данном случае, «практика», являясь более суровой, противоречит «теории», и в обозримом будущем ничего не изменится. Я говорю прежде всего об отношении к «женской нечистоте» и о восприятии женщин через призму архаичного средневекового общества.
Почему женщина не может быть священником?
Опыт протестантских церквей и «женского священства» не подходит для сравнения с православием и католичеством. Священство в протестантизме, насколько я понимаю, тождественно понятию «старейшина» и близко к понятиям «староста», «учитель» и «спикер». О священстве в православии я как-то писал, ключевым отличительным моментом является особое Божье благословение, преподаваемое священникам, особые Божьи дары, что необходимы для служения по образу Самого Христа. В православной традиции женщины могут быть и «старейшинами», и «старостами», и «учителями», и «спикерами», но не могут уподобиться Христу в его пастырстве.
О женской «нечистоте»
Понятие женской «нечистоты» нашло отражение в многочисленных высказываниях церковных проповедников и писателей, а также в церковных правилах (канонах) и молитвах о женщине, родившей ребёнка. Некоторые толкователи сходятся во мнении, что женщинам не рекомендуется без особой нужды причащаться Тела и Крови Христа в состоянии «нечистоты». Хотя даже при таком строгом понимании церковное законодательство не содержит никаких «наказаний» за нарушение этой дисциплины. Иные толкователи указывают, что «нечистота» происходит только от греха, что нет и не может быть связи между «родовыми процессами» и причащением женщин. Не вдаваясь в подробности, отошлю желающих к исследованию этого вопроса и напомню, что ещё в начале прошлого века (до революции) отношение к женщине как к «нечистой» подвергалось серьёзной критике со стороны мирян, священства и даже епископата.
Я понимаю, что для современной женщины достаточно дико читать и знать, что она может считаться «нечистой», а порой даже «ущербной» только за проявления её природы, которые к тому же, благодаря высокому уровню медицины и гигиены, не оказывают ныне никакого влияния ни на что. И тем не менее женщинам надо быть готовыми, что в православных храмах у них могут нетактично поинтересоваться, нет ли у них «месячных».
Об идеале семейности и о многодетности
Что касается восприятия женщин через призму традиционного средневекового уклада жизни, то в православной народной традиции присутствует трудно объяснимый с евангельских и богословских позиций взгляд на женщину как на «подчинённое» во всём существо. Проповедуется идеал женщины как исключительно или многодетной матери, или монахини. Немногодетная семейность, таким образом, осуждается, что воспитывает у многих женщин чувство вины и неполноценности.
Девушкам и юношам. Ответы на вопросы читателей
Почему православной девушке нельзя носить брюки и краситься? Спасибо. Екатерина
Здравствуйте, Екатерина! В свое время, А.К.Толстой сказал: «По мне же, вид являет мерзкий, в одежде дева офицерской». Я соглашусь с его высказыванием. Мне кажется, краситься — комплекс неполноценности, никому кроме самих женщин это не нужно, Господь и так сотворил вас прекрасными.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Можно ли носить джинсы (не в церковь, а повседневно)? Катя
Здравствуйте, Катя. Никто этого не запрещает, но, по-моему, лучше, чтобы повседневная одежда была такова, чтобы в ней было не стыдно и в храм войти. С уважением, священник Михаил Немнонов
Можно ли православной девушке встречаться с молодым человеком протестантом..если он не хочет идти в православный храм, а хочет познакомить меня со своими друзьми-протестантами и пойти на их встречи. Он мне очень нравится, но мы постоянно спорим по этому поводу. Может лучше расстаться? Таня.
Здравствуйте, Таня. Мне кажется, что православной девушке встречи с юношей, имеющим протестантские убеждения, отстаивающим их и не желающим их менять, могут быть неполезны. Если Ваши встречи перерастут во что-то серьёзное, то между Вами может возникнуть ряд принципиальных проблем, которые могут разрушить Ваши отношения. Ведь, если он захочет, чтобы Вы перешли в протестантскую веру, то для Вас это будет изменой Богу. Мне кажется, что в этом случае лучше расстаться, священник Александр Ильяшенко
Как найти молодого православного человека, который бы разделял мои убеждения и веру? Мария
Маша, Ваша проблема — это проблема очень многих современных православных девушек, потому что трудно найти просто надежного человека, не только православного. Девушке не пристало самой делать первые шаги к знакомству. Попробуйте поговорить со священником Вашего храма, может он Вам и не поможет, но утешит и предложит принять участие в деятельности прихода, для которой нужны искренние, самоотверженные люди. Помните, что для Господа не так важно, создадите Вы семью, или нет. Для Него важна чистота Вашей души. Каждый ревностный христианин должен нести свой крест. Хранить чистоту – это тоже крест. Господь щедро вознаграждает тех, кто исполняет Его волю. Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко
Молодого человека, которому я не безразлична, родные не воспринимают. Вижу смысл жизни в создании семьи. Яна
Здравствуйте, Яна. Стремление иметь детей и семью – естественно, дай Бог, чтобы так и произошло. Важно чтобы ваш выбор близкие люди одобрили. Вы должны проявить терпение и чистую благородную любовь, которая убедила бы ваших близких в глубине Ваших чувств к Вашему избраннику.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко
Хочу создать семью, много поклонников, но ни одного не вижу своим супругом. Как быть? Людмила
Дорогая Людмила!
Если при мысли о человеке как о будущем главе семьи Вы понимаете, что это – не тот человек, вероятно, сердце Вас не обманывает. Решить такой вопрос очень сложно. Вам надо молиться Господу и Пресвятой Богородице о том, чтобы они указали Вам путь, как вести себя целомудренно с мужчинами. Ищите мужа – надежного главу семьи и опору. По старой русской поговорке «суженого–ряженого конем не объедешь». Молитесь и верьте, что Господь укажет Вам путь!
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Как отличить: любовь или влюбленность…..Я — православный. Она нет. Я знаком с ней уже год, успел начать встречаться по влюбленности, но влюбленность прошла, а чувство любви — желание счастья, и хорошее отношение несмотря ни на что, осталось. Я молился Господу, чтобы он послал мне терпения, но скоро она уедет учиться в другой город. Влюбленность это или любовь я не разберусь… Александр.
Дорогой Александр! Если Ваши отношения чистые, то молитесь, со временем Вам станет понятно. Если Ваше чувство к девушке останется, окажется сильнее разделяющих вас расстояний, то значит – это сильное чувство.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Почему нельзя девушке, не сохранившей чистоту стать женой будущего священника? Анна.
Дорогая Анна, мы с Вами живем в условиях всеобщей расслабленности. Сравнительно недавно нравы были другими. Тогда, например, инженер, спроектировавший мост, вставал под ним, когда проходил состав. Он своей жизнью отвечал за свои ошибки. Тем более, создание семьи – это не та сфера, где можно экспериментировать. К сожалению, в наше время чистота отношений и строгость нравов является исключением, а не нормой. Служение священника столь высоко и ответственно, что эта норма должна соблюдаться неукоснительно.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Год назад я влюбилась в семинариста, т.е. будущего священника. В его любви ко мне нет никаких сомнений. В моих чувствах появляются все больше вопросов. Наталия
…Я не хочу делать ему больно, отказывая, но и принять такую судьбу, чувствую, что не смогу. По крайней мере, пока. Я знаю, что он будет отличным священником и никогда не откажется от этого. Подскажите, как мне вести себя по отношению к нему? Наталия.
Наталия!
Если он твёрд в любви к Вам и если Вы чувствуете, что Ваша «влюблённость» несёт зерно любви, то откройте ему свои сомнения – совместно преодолевая это испытание, вы сможете поднять отношения на новый уровень. Таково уж следствие греховности человеческой, что во всём у нас бывают сомнения и метания, но… «дорогу осилит идущий!» Если Вы стремитесь действительно ЛЮБИТЬ его и БЫТЬ с ним, то не стоит рассуждать о судьбе и каких-то огромных тяготах – труден всякий брачный союз. В мирской семье свои сложности, в священнической свои — везде крест, везде терпение. Но так уж устраивает милостью Своей Господь, что везде и свои радости! Помните, что прошлого уже нет, будущего ещё нет – есть мимолётное настоящее: из него и складывается наша жизнь. Если Вы будете стараться каждый момент настоящего проводить в любви и терпении, то ими будет наполнена ВСЯ Ваша совместная жизнь. В любом случае, сейчас стоит поделиться с ним всеми этими сомнениями – если вы уже связаны чувством, то нехорошо предпринимать какие-либо односторонние решения. Просто поговорите с ним и, если будет на то воля Божия, все тревоги разрешатся.
С уважением, священник Алексий Колосов
Я обидела молодого человека своими подозрениями и ревностью. Он ушел. Я поняла, что была не права, и готова исправиться. Но он не разговаривает. Ксения
Дорогая Ксения!
Очень хорошо, что Вы поняли вред, причиняемый теми страстьми, которым мы потакаем. Помните: терпение – мать настоящей любви и отец совершенства! Что же касается непосредственно вопроса, то на Вашем месте настоящая христианка положилась бы на волю Божию – время лечит подобные раны лучше любых наших действий. Начните менять себя и дайте ему время «остыть» — если он увидит, что Вы меняетесь, то восстановить отношения будет значительно проще. Главное же попечение следует приложить к тому, чтобы ваши отношения следовали пути трезвенности и целомудрия – где страсть, где аффект, там кроется всё худое: рано или поздно оно выйдет на поверхность и поколеблет самые перспективные отношения. Священник Алексий Колосов
Батюшка, как должна выглядеть и вести себя девушка, чтобы ее выбрал православный молодой человек? Почему каждый год мой день ангела бывает со скорбями? Наталия
Дорогая Наташа!
Святые отцы учат нас, что ни одно доброе дело не обходится без скорбей и искушений. Искушения посылаются для нашего духовного возрастания, как говорит апостол Павел «сам искушен быв, может и искушаемым помощи», искушения служат нашему духовному росту, однако не следует делать из искушений и скорбей особенный вывод и придавать этому значение.
Девушка должна одеваться строго, со вкусом и красиво. Отношение к окружающим должно быть искренним и целомудренно–открытым.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
Моя близкая подруга, которая оч. увлекается гаданиями, отнесла фотографию мою и моего любимого человека к предсказательнице, и та сказала, что у нас нет будущего. Моя подруга не замедлила мне об этом сообщить, а через некоторое время дорогой мне человек сказал, что ему кажется, что у нас нет будущего (хотя обо всей этой истории он ничего не знал). Подскажите, пожалуйста, как мне справиться с этой ситуацией: как относиться к этому предсказанию, как вернуть близкого человека? В душе у меня страх, горе и сомнение. Заранее благодарна, Надежда.
Надя, а Вы сами каким хотели бы видеть будущее? Будущее с любимым человеком может быть двояким: или брак, или блуд. Каким Вам видится Ваше общее будущее? Желал бы я Вам, чтобы это был только брак. И если были слишком близкие отношения вне брака, чтобы они вне брака не имели будущего. Ну, а быть ли у Вас семье с этим человеком — это как Богу угодно. Так и будем молиться: «Господи, угодно Тебе — помоги, не угодно — не допусти».
С уважением, свящ. Михаил Немнонов.
Грех ли это, выходить замуж без сильной любви, только из-за того, чтобы создать семью, родить детей?
Грех ли это, не знаю. Но прежде, чем решиться на этот шаг, подумайте, сможете ли Вы не только создать, но и сохранить семью, в которой родители любят друг друга и дети чувствуют, что нужны родителям.
С уважением, свящ. Михаил Немнонов.
В моей жизни появился человек, с которым мне бы хотелось связать свою жизнь и родить ребенка. Что мне нужно сделать, как себя вести, чтобы Господь благословил нас. Я понимаю, что хочу большего. Что готова проститься со свободой, и жить ради одного единственного, решать вместе проблемы, поддерживать в трудную минуту и т.д. Я хочу мужа, ребенка и готова ради этого меняться. С уважением, р. б. Ольга.
Оля, если Вы хотите изменить свою жизнь, так за чем же дело стало? Перемена станет заметной, если Вы с Дмитрием прекратите супружеские отношения до вступления в брак. А тем временем молитесь, чтобы Господь соединил вас, если такова Его воля.
С уважением, свящ. Михаил Немнонов.
Что делать, если тебе нравится мальчик, но он об этом не знает? Как с ним общаться?
Общайтесь с мальчиком «как ни в чем не бывало». Девушка, которая первой проявляет симпатию, рискует показаться назойливой. И еще: если Вы ему тоже понравитесь, общайтесь с ним с расстояния не менее, чем в полметра (пока не замужем) — потом в любом случае не пожалеете. С уважением, свящ. Михаил Немнонов.