что означает такой признак технологии как научность
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
Признаки технологии
Технология в широком смысле – это совокупность знаний о производстве чего-либо, имеющая три составляющие:
· кадры, имеющие профессиональные навыки.
Эти составляющие образуют информационную, инструментальную и социальную компоненты технологии.
Технология в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления.
Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.
Научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками:
1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, обеспечивающее рациональную динамику развития процесса и определяющее рациональные границы требований к персоналу;
2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата;
3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Кроме того, концепцию современной технологии характеризуют такие критерии, как массовость продукции, сложность продукции и предельность ее параметров. Признаки и критерии, представленные в совокупности на рисунке достаточно полно характеризуют суть понятия современной технологии.
Презентация к уроку технологии (девочки) «Основные признаки технологии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные признаки технологии Глава 3. параграф 3.1
Подумайте, почему на заводе выпустить два практически неотличимых друг от друга болта, а вот приготовленный вами бутерброды или даже блины отличаются друг от друга?
Сначала вспомним, что такое процесс Это движение, изменение системы. Каждая система осуществляет свой процесс.
Что такое процесс производства или производственный процесс это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве и заданного свойства.
Чтобы какой-то процесс производства был технологическим, он должен обладать обязательными признаками Выбор предметов труда. Предметами труда являются материалы, энергия, информация, объекты живой природы и социальной среды. С. 44 – 45 запишите еще 5 признаков самостоятельно с краткой характеристикой каждого признака
Если технологические операции и соответствующие им методы воспроизвести повторно или стереотипно в той же последовательности, то будет получен тот же самый, практически неотличимый от предшествующего желаемый эффект.
Теперь вернемся к вопросу…. В начале урока был задан вопрос: «Почему на заводе можно выпустить два практически неотличимых друг от друга болта, а вот приготовленные бутерброды будут отличаться?» Ответ заключается в том, что на заводе отработаны операции последовательность изготовления, которая не нарушается, да если мы готовим бутерброды одинаковые, то возможно они будут отличаться друг от друга, размером хлеба, ингредиентов, но а вдруг я сегодня захотела с сыром один бутерброд, а другой с ветчиной, такое в производстве называется БРАКОМ. Никто такой товар не возьмет, а бутерброд я съем в любом виде, даже если размеры разные.
С. 45 Отвлекитесь от экрана и запишите определение «Технология» в учебнике это слово выделено красным (розовым) цветом
Тема урока № 2 «Технологическая, трудовая и производственная дисциплина» Параграф 3.2
Дисциплина – это определённый порядок поведения или действия людей, который соответствует сложившимся в данном обществе, организации или группе людей нормам, правилам поведения, моральным требованиям.
Дисциплина делиться на: Общеобязательную (это соблюдение установленных государственной властью законов, норм и правил. Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ) Специальная дисциплина (распространяется на определённые области деятельности или обязательны только для работников и служащих каких-либо организаций)
Специальная дисциплина – это школьная дисциплина, дисциплина военнослужащих, дисциплина поведения на дороге, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина. Технологическая дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах. Нарушение технологической дисциплины приводит к браку, в некоторых случаях это приводит к серьёзным авариям, как на производстве, так и в ходе эксплуатации продукции, изготовленной с нарушением технологии. Правила специальной дисциплины распространяются только на определенные области деятельности
Например: Школьная дисциплина – это дисциплина соблюдающаяся школьниками, а военная дисциплина – соблюдающаяся военными, мы, как школьники, не можем соблюдать военную дисциплину, потому что мы ее не знаем. Каждый человек подчиняется своей дисциплине, но общеобязательной подчиняются все жители РФ.
НО. Есть дисциплина, которую вы должны знать – это технологическая дисциплина. Создание продукции и услуг необходимого качества возможно при соблюдении технологической дисциплины. Ее нарушение приводит к браку или серьезным авариям.
С. 47 Записать, что относиться к дисциплине труда (трудовая дисциплина)
Домашнее задание: С. 44-45 – ЧИТАТЬ, ответить на вопросы, вопрос (с. 45) «Подумайте» сдать письменно до четверга С. 46 – 47 – читать, ответить на вопросы, вопрос (с. 47) «Подумайте» сдать письменно до четверга. Девочки. Все определения, которые я вам вынесла в презентации ЗНАТЬ, на следующий урок дам проверочную. Ответы на вопросы можно скинуть в беседу, можно в личку. Оцениваю в четверг вечером))) Всем удачи))))
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1539131
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Признаки и критерии современных технологий
Научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками:
· разделение технологического процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, обеспечивающее рациональную динамику осуществления технологического процесса и определяющее рациональные границы требований к персоналу;
· скоординированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата;
· однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.
Современная технология должна удовлетворять таким критериям, как массовость продукта или состояния, сложность продукта или состояния, а также предельность ее параметров. Ни одна технология не имеет наилучшие показатели сразу по всем критериям, но чем они выше, тем технология считается более совершенной.
Массовость входит в число критериев современной технологии потому, что массовое производство требует строгой воспроизводимости результатов. Для этого необходима стандартизация всех процедур, действий и материалов, придания технологическим правилам и инструкциям характера объективных законов.
Критерий предельности параметров характеризует соотношение между реально достигнутыми и предельно возможными, в соответствии с физическими и системными ограничениями, характеристиками продукта или состояния. Чем выше предельность, тем лучше технология использует возможности, достигнутые на современном этапе науки и организации производства.
С критерием предельности параметров связан критерий сложности. Суть его в том, что невозможно воспроизвести ни одно изделие наивысшего уровня сложности и качества, не воспроизведя в точности всю его технологию и материалы. Поэтому современные технологии высокого уровня требуют высокой точности соблюдения всех технологических процедур, иначе технически сложное изделие не будет достаточно высокого качества. Это в полной мере относится и к программированию.
В современном программировании иногда создаётся иллюзия возможности разработки программных комплексов в обход существующих технологий таких разработок. Результат практически всегда не удовлетворяет в полной мере потребности заказчиков, потому что без точного применения технологий разработок программные комплексы формируются с большим числом ошибок, которые не всегда можно выявить в процессе тестирования и внедрения. В результате повышается риск отказа такой программной системы в критической для прикладного пользователя ситуации, которую смоделировать не всегда представляется возможным.
Примерно в 80-е годы XX века одним из основных предметов труда в общественном производстве развитых стран становится информация. Все более заметным оказывается перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу. Информация становится и предметом труда и результатом трудовой деятельности все большей части трудоспособного населения.
В индустриальном обществе, где определяющую роль играет материальное производство, основными являются материальные ресурсы (совокупность предметов труда), энергетические ресурсы (носители энергии), финансовые ресурсы (денежные средства), трудовые ресурсы (люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками) и природные ресурсы (используемые обществом объекты, процессы и явления природы). Во второй половине XX века значение экономической категории приобрели информационные ресурсы, под которыми понимаются зафиксированные на материальных носителях знания, предназначенные для социального использования в обществе. Эти знания представлены в виде различного рода документов, книг, научных трудов, произведений искусства, баз и банков данных, компьютерных программ и т.д.
Подвергаясь целенаправленной обработке и различного рода преобразованиям, информационный ресурс превращается в информационный продукт. Под информационным продуктом понимается совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или иной форме. При этом информационный ресурс является единственным видом ресурса, который не расходуется в процессе производства. Получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта называется информационной услугой.
Значение слова «технология»
1. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-л. производственных процессов. Технология судостроения. Технология холодной обработки 364 металлов. Технология осушения болот.
2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия. Разработка технологии производственного процесса. Внедрение новой технологии обработки детали. □ — Вы получали от меня указание не принимать от мастера плавку, если он вел ее, нарушая технологию. В. Попов, Сталь и шлак.
[От греч. τέχνη — искусство, мастерство и λόγος — учение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Технология (англ. technology) является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа. К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей».
ТЕХНОЛО’ГИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. technē — искусство и logos — учение]. Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Т. металлов. Химическая т. Т. дерева. || Совокупность процессов такой переработки. Несложная т.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
техноло́гия
1. совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов производства ◆ Технология изготовления мыла. Производственные технологии. Информационные технологии.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова рыжуха (существительное):
3.1. Технология как общенаучная категория. Принципы технологии
Для выделения структуры и функций педагогической технологии, принципов её развития и конструирования следует обратиться к разным областям науки и практической деятельности (производственная, управленческая, информационная, педагогическая и др.), поскольку разные технологии объединяются общей инвариантной структурой и свойствами, общими подходами к разработке и внедрению результатов, принципами и закономерностями функционирования.
Само понятие «технология» не может быть понято вне понятия «культура». Чтобы выявить связь между «культурой» и «технологией» воспользуемся философским определением культуры, под которой понимается система материальных и духовных (надбиологических) средств, обеспечивающих специфическую человеческую деятельность [1]. Элементами системы культуры будут ее субъекты, сферы и средства деятельности. Для любого из известных социально-исторических типов культур (аграрного, индустриального и постиндустриального) центральным является понятие «способ деятельности», поскольку именно в сфере деятельности происходит соединение субъектов деятельности и средств культуры. Можно сказать, что культура находит свое воплощение в деятельности, поскольку способ деятельности включает в себя знания, умения, нормы, способности, наличные средства деятельности, а также конкретную технологию, которая служит свидетельством, визитной карточкой уровня культуры.
Следовательно, культура, технология и способ деятельности в операциональном смысле взаимообусловлены: например, субъект профессиональной деятельности должен иметь подготовку, ориентированную на формирование определенного способа деятельности в рамках определенной культуры, которая задает технологический процесс этой деятельности.
Образование, будучи одной из сфер культуры, готовит специалистов для других сфер культуры. Следовательно, и сферу образования, и сферу профессиональной деятельности можно описывать одними и теми же понятиями: «способ деятельности», «технология», «знания, умения, навыки». Различные профессиональные сферы деятельности отличаются своими технологиями, которые в образовательной практике соотносятся с многообразными дидактическими моделями. Смена профессиональных технологий естественным образом ведет к смене технологий обучения. В свою очередь, смена как производственных, так и обучающих технологий ведет к смене личностного потенциала, обновлению интеллектуальных и эмоциональных качеств, которыми должны обладать люди, работающие с теми или иными новыми технологиями. А поскольку качества личности являются производными от образа жизни человека и его жизнедеятельности в целом, то анализ этого, социального, аспекта проблемы приведет нас к корреляции «социализация и образование», что выходит за рамки данной работы, хотя и представляет несомненный интерес.
В общенаучном смысле технология есть система представлений и действий (система деятельности), которая направлена на достижение каких-либо целей. Цели могут быть производственными, научными, образовательными, медицинскими и даже творческими (в той их части, которые можно формализовать и подчинить правилам).
«Технология обучения»- понятие в педагогике не новое, оно появилось в середине 60-х годов как реакция на появление ТСО.
1) подсистемы свойств «сырья» (химических, физических, механических, психологических, биологических и др.);
2) подсистема процессов, характерных для технологии и их специфика;
3) подсистема механизмов и аппаратов, с помощью которых протекает процесс;
4) подсистема управления процессами и всем комплексом, в том числе тот, кто управляет (технолог);
5) экологическая подсистема;
6) подсистема экономических оценок.
Рис. 11. Составляющие технологии
Каждая из подсистем разрабатывается и реализуется специалистами разного профиля (наладчики, менеджеры, материаловеды). Эти специалисты имеют знания, умения и навыки из различных областей (ср.: наладчик и экономист). Следовательно, коллектив, обслуживающий какую-либо технологию, должен быть многопрофильным. Центральной фигурой процесса является технолог, владеющий разнопрофильной информацией относительно разных подсистем. Для инженерных технологий цикл выглядит следующим образом (см. рис. 12).
Рис. 12. Стадии технологии изделия и соответствующие им инженерные функции
Глобальные принципы интересны тем, что их действие распространяется и на производственные, и на непроизводственные технологии, и что именно они объясняют особенности функционирования образовательных технологий. Кратко рассмотрим некоторые из них.
Для образования это будет обоснованием многоуровневой системы обучения:
ПТУ лицей вуз или школа гимназия колледж.
В целом же, как отмечает В.П. Беспалько, традиционный процесс обучения очень громоздкий, и у него КПД, как у паровоза [4].
У новых технологий высокая эффективность появляется на основе субъект-субъектных отношений, то есть, педагог должен владеть:
а обучаемый должен быть:
Один из отраслевых принципов гласит: «получить качественную продукцию можно лишь тогда, когда есть исходное качественное сырье». Только из «кондиционного» студента/учащегося ПТУ можно получить толкового специалиста. Но из опыта работы и из литературы мы знаем, что 2/3 студентов к учебе в вузе не готовы, а для ПТУ эта цифра может быть и больше. Главная причина этого, на наш взгляд, состоит в том, что обучаемый несамостоятелен.
Самостоятельность, как утверждают психологи, бывает двух видов: организационная и содержательная. Организационная самостоятельность выражается в умении человека организовать свою самостоятельную работу по реализации принятого решения.
1. Постановка проблемы.
2. Выявление альтернатив.
3. Выбор оптимального варианта.
4. Реализация решения с помощью адекватных методов и форм.
5. Контроль и коррекция результата.
П. Юцявичене выделяет четыре уровня содержательной самостоятельности:
Чтобы содержательная самостоятельность могла осуществиться на любом из уровней, нужна организационная самостоятельность, то есть умение учиться, владение не только методами учения, но и всей НОТ учащегося. Ни в школе, ни в вузе этому не учат, а значит, страдает качество подготовки. Есть три пути, чтобы получить «кондиционного» обучаемого:
Медицинские и образовательные задачи часто относятся к плохо формализуемым, то есть задача строго не решается, а решение принимается. Естественно, что возрастают требования к лицу, принимающему решение, и не только к его компетентности, но и к присущим ему нравственным взглядам, к его гуманности (в том числе и к его экологическому, и ноосферному мировоззрению).
Гуманистическая направленность означает такое построение учебно-воспитательного процесса, которое в наибольшей степени соответствовало бы естественным механизмам усвоения опыта учениками и способствовало развитию их интеллектуальных сил и творческих способностей.
Следовательно, в соответствии с принципом «технологосбережения» надо развить у преподавателя целый ряд способностей:
Мы охарактеризовали лишь часть отраслевых принципов, касающихся специфики субъектов технологии. Что же касается самого производственного процесса (обучение, воспитание и управление), то он достаточно детально описан в известной книге В.П. Беспалько. Частные принципы технологии привязаны именно к своей технологии и составляют ее сущность.
Итак, в общенаучном смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Задача технологии как науки заключается в выявлении физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определить и использовать на практике наиболее эффективные и экономичные производственные процессы. Основные характеристики технологии:
Рис. 13. Педагогическая система
Всегда технические и методические действия учителя в классе (преподавателя в аудитории) зависят не столько от содержания учебного материала, сколько от технологии обучения: традиционной, модульной, контекстной и др. Главным основанием для различий традиционной технологии и технологий инновационных является выбор отношений либо «ученик-ученик», либо «ученик-содержание образования».