что рерих делал на алтае
Н.К. РЕРИХ НА АЛТАЕ
Имя Н.К. Рериха занимает почетное место в истории отечественной и мировой культуры. Художник, археолог, этнограф, правовед, ученый, путешественник, защитник культурных ценностей всех народов, Н.К. Рерих отдавал себя служению общечеловеческим идеалам. Все свои творческие устремления, интуитивные прозрения и научные открытия направлял в одно русло развития культуры человечества – расшире-ние, осветление его сознания. Большое значение сыграл Пакт Рериха, международный правовой документ, получивший название в честь его инициатора и предусматривающий охрану памятников культуры всего человечества. В поддержку Пакта выступили известнейшие люди своего времени: Альберт Энштейн, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Дж. Неру, Рабиндранат Тагор и другие.
Посвятив более 20 лет своей жизни истории и археологии, Рерих пришел к вы-воду, что культуры Запада и Востока имеют общие корни, которые необходимо искать в Срединной (или Центральной) Азии. Для подтверждения этой гипотезы он и организовал трансгималайскую экспедицию, которая в 1923–1928 гг. должна была исследовать «колыбель народов», как называл Н.К. Рерих Центральную Азию, в археологическом, геологическом, естественно-научном, историческом, этнографическом и культурологическом аспектах. Во время экспедиции художником было написано около пятисот картин и этюдов. Ряд предположений и гипотез «великого интуитивиста» (М. Горький), высказанных во время экспедиции, уже сегодня находит подтверждение в изысканиях археологов, геологов, ботаников, а также фи-лософов, экологов, культурологов.
Еще по пути на Алтай, в Центральной Азии, Н.К. Рерих слышал о нем удивительные речи: «И странно и чудно – везде, по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после – труд мирный». «Далеко, за пределами Алтая, в Монголии знают о великих временах Знают о приходе Благословенного (Будды. – Прим. ред.) на Алтай. Знают о значении Алтая. Знают о Белой горе».
Алтай интересен духовными накоплениями народов, его населявших. Здесь сошлись языческие верования алтайцев с двумя мировыми религиями: христианством и буддизмом. Алтайский героический эпос «Маадай-Кара», «Очи-Бала» содержит законченную духовно-философскую систему, близкую тем, что даны в учениях Тибета, Китая, Индии.
Исследователь В.Е. Ларичев отмечает: «Верхний Уймон должен был привлечь Н.К. Рериха из-за близости к Белухе, куда его устремляли цели многообразные – мифолого-мировоззренческие, художественные и геологические. Оно, это село, было, несомненно, интересно как одно из самых древних поселений края, основанное людьми, весьма примечательными, – строптивыми характером крестьянами западных областей России, которые 300 лет назад бежали в Сибирь от тяжкого гнета господ, а главным образом из-за дерзкого неприятия реформ Никона и Петра Великого. С тех пор они жили в труднодоступных, в значительной мере изолированных от внешнего мира теснинах Алтая, бережно сохраняя быт и уклад старорусской жизни, что всегда привлекало Н.К. Рериха. Была еще одна причина устремления в Верхний Уймон: немаловажную роль играла перспектива заполучить в распоряжение экспедиции превосходного проводника, известного в Западной Сибири каждому, кто посещал Алтай с научной и художественной целью, – коренного жителя тех мест Вахрамея (Варфоломея. – Прим. ред.) Семеновича Атаманова. Верхний Уймон был, наконец, привлекателен для Н.К. Рериха и тем, что по соседству с ним размещались аилы коренных жителей Алтая. И, значит, там же открывались заманчивые перспективы изучения всего связанного с местной культурой. Семейство Рерихов: Николай Константинович, его жена – Елена Ивановна, сын – Юрий Николаевич поселилось в доме Вах-рамея Семеновича Атаманова. В доме Вах-рамея Семеновича была коллекция камней, которые он собирал, бывая проводником в разных экспедициях ученых людей, и бесценное собрание целебных алтайских трав – корней, цветов и стеблей всевозможных растений. К Вахрамею Семеновичу для консультаций по части лекарственных растений приезжали специалисты по ботанике даже из самой Москвы. При экспедициях в горы на лошадях Н.К. Рерих побывал с этюдником и фотоаппаратом на окружающих белках: Большом и Малом Батуне, Погорелке и Студеном. Проходил Теректинскимхребтом, расположенным параллельно хребту Катун-скому, с целью посмотреть оттуда на Белуху. К подножию Белухи Н.К. Рерих ездил по долине р. Кучерлы, а далее через перевал. Всюду делались наброски видов на белки и пейзажные зарисовки. 17 августа Н.К. Рерих прошел Катунский хребет с севера на юг через перевал на Студеном белке и вышел к южной стороне Белухи: „А со Студеного белка лучше всего видно самую Белуху. Было так чисто и звонко, прямо Звенигород“. Со Студеного белка Белуха смотрелась в особенности величественной. В тот день хорошо видны были как Восточная, так и Западная вершины горы, на переднем плане ледник Геблера. Почти две недели неустанно изо дня в день продолжалась напряженная работа членов экспедиции. С раннего утра начинались маршруты, пешие или конные, близкие или дальние, строго продуманные по целям, ориентированные на познание людей и природы во всей их многосложности».
Н.К. Рерих написал на Алтае несколько этюдов. Один из них хранится в Барнауле, в Музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая. Наиболее существенной работой был эскиз г. Белухи. Впоследствии Николай Константинович по этому эскизу написал картины «Белуха» (Париж) и «Победа» (Новосибирск).
С 7 по 19 августа 1926 г. экспедиция Н.К. Рериха работала в Верхнем Уймоне, затем отправилась на Байкал, в Бурятию, в Монголию. Уже позже, учитывая свои впечатления и от Сибири, Н.К. Рерих писал: «Россия не только государство. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не легла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограниченных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия – мессия новых времен».
Всего художником создано более 7000 художественных произведений. На сегодняшний день картины Н.К. Рериха хранятся во многих музеях мира – Музее Рериха (Нью-Йорк), Музее им. Н.К. Рериха (Москва), Музее искусств народов Востока (Москва), Новосибирской картинной галерее, Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Художественном музее (Рига), Нижегородском художественном музее, музеях и частных коллекциях Фин-ляндии, США,Европы, Индии, Австралии. И в
Верх-Уймоне в настоящее время хранится картина кисти Н.К. Рериха, приобретенная директором ООО «Объединение „Инициатива“ С.И. Огневым специально для экспозиции музея-заповедника.
Читайте также
Николай Рерих и Елена Шапошникова
Николай Рерих и Елена Шапошникова «Другиней, спутницей, вдохновительницей» называл свою жену великий художник Николай Константинович Рерих и, по его утверждению, под его картинами должны были бы стоять две подписи: мужская и женская. Елена Ивановна — Лада, Прекрасная
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874–1947)Известный индийский художник Биресвар Сен приветствовал Рериха от имени Индии следующими словами: «Для большинства из нас Рерих является легендарной фигурой рыцарского эпоса. На фоне мрачного блеска пылающего запада его могучая
Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих (1874—1947 гг.) живописец, археолог При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз.Люди различаются на осуждающих и на творящих.Человечество всегда ползет, как раки из
Рерих Николай Константинович (1874–1947)
Рерих Николай Константинович (1874–1947) Баян 1910. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургУвлечение Рериха историей сказалось не только выбором тематики своих картин – его называли создателем нового жанра – исторического пейзажа. Он активно занимался раскопками,
Рёрих Николай Константинович
Рёрих Николай Константинович Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, — 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893—97) у А. И. Куинджи и одновременно на
Рёрих Святослав Николаевич
Рёрих Святослав Николаевич Рёрих, Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. Учился архитектуре: с 1919 в Королевской академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском
Рёрих Юрий Николаевич
Рёрих Юрий Николаевич Рёрих, Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902, Окуловка, ныне Новгородской области, — 21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рёриха. Получил разностороннюю филологическую подготовку в крупнейших
РЕРИХ, Николай Константинович
РЕРИХ, Николай Константинович (1874–1947), художник 81 Град обреченный. Назв. картины (1912; другое назв.: «Город осужденный»); затем – загл. романа А. и Б. Стругацких
Николай Рерих (1874–1947)
Николай Рерих (1874–1947) Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 27 сентября 1874 г. в семье известного юриста Константина Федоровича Рериха и его жены Марии Васильевны, урожденной Калашниковой. Окончив гимназию Карла Мая, Николай поступил на юридический факультет
РЕРИХ НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ
РЕРИХ НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ Николай Константинович Рерих (1874–1947). Русский художник, поэт, археолог. Автор книг «Шамбала», «Живая этика. Агни-Йога»; двенадцати книг духовной поэзии, в том числе «Цветы Мории», «Листы сада Мории», «Беспредельность», «Сердце», «Братство»;
РЕРИХ
РЕРИХ Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель.* * *• Мыслить по правильному направлению – значит уже двигаться по пути к победе.• При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает
Взгляд из сердца Азии
Михаил Юрьевич, начну с одной истории. Однажды заглянул с коллегами в замечательный музей Солонешенского района. Узнал немало интересного, в том числе и об экспедиции семьи Рерихов на Алтай в 1926 году. Сотрудница музея рассказала, в частности, легенду о том, как староверы не захотели указать Николаю Константиновичу дорогу в Шамбалу: мол, дальше тебе нельзя. Почему вокруг появления Рерихов на Алтае сложено столько мифов и баек?
Михаил Шишин: Уровень невежества в обществе достаточно высок, поэтому творцам разных нелепых историй есть где разгуляться. Другое дело, что отклонение экспедиции от запланированного маршрута в сторону Алтая довольно загадочно. Ведь экспедиция в Гималаи охватывала кольцом огромное пространство Центральной Азии. А поворот на Алтай выглядит незавершенным. Отсюда можно было выйти в Монголию, а затем в Индию, которая была конечным этапом исследований, но этого не случилось.
Почему Рерих считал именно Алтай «сердцем Азии»?
Могла, но не стала?
В своей книге вы пишете, что Рерих и его семья работали на будущее. Как думаете, что бы Николай Константинович сказал, увидев наше настоящее?
Михаил Шишин: Рерих бывал в своих путешествиях во многих дремучих и даже страшных местах. Но даже там он видел в людях светлые моменты, искру божью. Уверен, что и в наши дни Рерих с его потрясающим интеллектом смог бы отделить зерна от плевел. Во главу угла он всегда ставил культуру и образование.
В 1942 году, в страшное для страны время, Рерих пишет, что победа будет за Россией: «Иван стотысячный поднялся». Он умел читать духовную карту народа. В знаменитой картине Рериха «Победа» русский богатырь побеждает дракона на фоне алтайской горы Белуха. Всем известно, какую роль сыграли сибирские полки в битвах под Москвой и Сталинградом. Политики могут ошибаться, а творческие люди уровня Рериха и Достоевского не ошибаются.
На следующий год исполнится 95 лет поездке Рерихов на Алтай. Что предлагаете?
Что рерих делал на алтае
В Барнаул Рерихи с экспедицией прибыли 28 июля и остановились недалеко от пристани в гостинице «Империал» (ул. Мало-Олонская, 28), расположившись в комнатах на втором этаже, в южном торце здания, где был выход на небольшой балкон.
30 июля Рерихи отправились пароходом в Бийск. Остановились в гостинице «Деловой двор», чуть позже она стала носить имя «Бия», а в настоящее время в этом здании располагается Комитет по образованию г. Бийска (ул. Толстого, 144). Члены экспедиции занимали комнаты на втором этаже с окнами на улицу, в восточной части здания.
7 августа 2002 года на этом здании в честь Николая Константиновича Рериха была установлена мемориальная доска, автор-оформитель — художник С.А.Морозов.
«В гостинице с Н.Рерихом встречались алтайский художник Дмитрий Иванович Кузнецов (1890 – 1980), преподаватель рисования Н.В.Бучерников и другие. Николай Константинович показывал им свои картины, рассказывал о путешествии, о пройденных им странах. Встречи были неоднократными, произвели на Д.И.Кузнецова громадное впечатление. Рерих со своими спутниками ознакомился с краеведческим музеем, размещавшимся тогда в Доме культуры (теперь — драмтеатре), осматривал окрестности города, хотел съездить к месту слияния Катуни и Бии. Придавал этому месту большое значение.
Уймонская степь, куда направлялась экспедиция, расположена на высоте 1000 м над уровнем моря и закрыта со всех сторон горами. С запада на восток она простирается на 30 км, с севера на юг — на 8–12 км. С севера долину закрывает Теректинский хребет, средняя высота которого составляет 2500 м; с юга её обрамляет Катунский хребет. Долину пересекает река Катунь таким образом, что сама долина находится преимущественно на левой стороне реки. На западе в Катунь впадает её главный приток — речка Кокса, по имени которой назван районный посёлок Усть-Кокса. В Усть-Коксинском районе сосредоточено 80% всех ледников Алтая, они дают начало многочисленным речкам, формирующим крупнейшую реку Горного Алтая — Катунь. Реки Катунь и Кокса, протекая по району, делят его на три долины — Абайскую, Уймонскую и Катандинскую.
Уймонскую долину издревле населяли коренные жители из племён тодошей и кыпчагов, русские стали селиться на Алтае с конца XVII века. Сюда приходили разные потоки переселенцев: спасались от притеснений и непосильного труда беглые крестьяне, приписанные к демидовским заводам и рудникам, а также другие беженцы из бывших кабинетских земель Кузбасса. «Кабинетских» — потому что земли в Алтайском и Кузнецком округах некогда принадлежали «Кабинету её Величества Екатерине Второй», отсюда и название. Здесь селились искатели Беловодья — страны счастья и благоденствия. Понимая, что им не найти сказочной страны, скитальцы останавливались в долине, основывая новые заимки, выселки и мелкие деревеньки.
Основное население Уймонской степи составляли раскольники, 300 лет назад бежавшие от реформ Петра Первого и митрополита Никона, чтобы сохранить свою веру, старорусский быт и уклад. Ушли сначала за реку Керженец, откуда и получили название «кержаки»; не найдя там спасения, они двинулись далее в Сибирь и на Алтай. Не возражая против названия «кержаки», о себе они до сих пор говорят: «стариковские мы», что означает «люди стариковской веры».
Даже в плохую погоду Рериха очаровала Катунь: «Шамбатион-река стремительно катит по порогам и камням. Кто не пострашится, перейдёт её. (. ) Катит камни — катунь настоящая. » 10
«Катун» — по-тюркски «женщина». У алтайцев есть легенда: злые духи скал разлучили красавицу Катунь с её женихом Бием, другой рекой Алтая. Высокие горы и хребты взгромоздили они между влюблёнными. Но устремлённые друг к другу Катунь и Бий преодолели все преграды и за пределами гор, на равнине, соединились вместе, образовав реку Обь, которая знаменовала их победу.
В дневнике Рериха «Алтай — Гималаи» читаем: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?» 11
Вахрамей Семёнович знал лечебные травы, его библиотека на верхнем этаже дома, где он принимал больных, была увешана пучками целебных растений, в знании которых ему не было равных: к нему для консультаций приезжали специалисты по ботанике даже из Москвы.
Атаманов, как лучший знаток потаённых троп Алтая, водил по горам и долинам Прикатунья экспедиции учёных и художников, таких как профессора Томского университета, исследователя Алтая Сапожникова, инженера-геолога Падурова, знаменитого алтайского художника Гуркина и других. В доме Атаманова была картина Гуркина — горная река, и по жёрдочке проходит через бурный поток охотник-алтаец.
Вахрамей Семёнович был отцом десятерых детей. Одна из его четырёх дочерей, Агафья, взяла на себя бытовые заботы о гостях. Вместе с Рамзаной, прозванным сельчанами «монахом», она исполняла разного рода домашние обязанности: стирала, стряпала, готовила обеды. Рамзана поселился в отдельной избе, что стояла на подворье Атаманова, а супруги Лихтман остановились у одного из соседей — крестьянина Куприяна. До наших дней этот дом не сохранился, но есть предположение, что он находился где-то поблизости, может быть напротив, так как известно, что в первый же день по приезде в Уймон от калитки «ставки» экспедиции до ворот дома Куприяна была вымощена камнями дорожка, чтобы непролазная грязь не мешала Зинаиде Григорьевне и Морису Михайловичу быстрому сообщению с домом Атаманова, где жили Рерихи.
Юрия Николаевича поселили в библиотеку. Вход в неё чадам и домочадцам был строго воспрещён, об этом помнят ещё живые потомки. Когда-то в библиотеке располагалась молельная комната староверов. На одной из её стен — рисунок красной чаши. Рерих записывает в дневнике: «Стоим в бывшей староверской моленной. По стенам ещё видны четырехугольники бывших икон. В светлице рядом написана на стене красная чаша. Откуда? У ворот сидит белый пёс. Пришёл с нами. Откуда?» 14
В настоящее время в Верхнем Уймоне, в Музее старообрядческой культуры, хранится дверь, расписанная Агашевной. В Краевом музее изобразительного искусства есть доски, расписанные этой народной художницей. И красную чашу в бывшей молельной в доме Атаманова также нарисовала она. В Музее Н.К.Рериха в Верхнем Уймоне, который создаётся Сибирским Рериховским Обществом на базе усадьбы Атаманова, имеется одна из досок Агашевны. Как украшение, она вставлялась внутри избы между наличниками парных окон. После реставрации доска будет выставлена в Музее наряду с другими экспонатами.
Агашевна хорошо разбиралась в лечебных травах, слыла «письменной искусницей»: всей деревне письма писала, но не в прозе, а в форме «сердечного стихотворного послания», длинного и талантливого. «Наденет очки в чёрной оправе, наклонится над бумагой и начнёт выводить самодельным гусиным пером ровные, аккуратные строчки. Чернила делала сама из берёзовой чаги. А написанные строчки посыпала золой — вместо промокашки. В верхнем краю мудрила заставку, то узорчато-травяную, то затейливую с фигурами. Буквицы обязательно были большие в старославянском стиле.
Старообрядцы несли к ней и древние рукописные книги. Очень бережно она подклеивала переплёт и листы, восстанавливала старославянские буквы. Внучка Вахрамея Атаманова, Мария Васильевна Сошнева, вспоминает: «Я запомнила её в холщовом сарафане, ситцевой рубахе, на голове платок. На боку холщовая сумка, а в ней баночки с красками, кисточки. Запомнила её босой. » 19
Юрий Николаевич снимал на плёнку людей и окружающие горы, говорил сельчанам: «Будете у нас по стенке бегать». Тогда в Уймоне ещё не знали кино. К сожалению, материалы кинохроники погибли во время экспедиции.
Село Верхний Уймон стало стационарной базой, откуда члены экспедиции ежедневно выезжали на конях в горы и окрестные селения. Собирали горные породы, исследовали старинные погребения, изучали местные обычаи и наречия, записывали легенды о Чуди, о Беловодье, о Белом Бурхане и Ойроте.
«Почти полных две недели неустанно изо дня в день продолжалась напряжённая работа членов экспедиции. С раннего утра, после лёгкого завтрака, начинались маршруты, пешие или конные, близкие или дальние, строго продуманные по целям. У каждого были свои, строго очерченные обязанности, но выполнялись и общие, когда поездки совершались в полном составе. Определились и пристрастия индивидуальные: Морис Михайлович, помимо занятий минералами и обдумывания проектов экономического сотрудничества, увлёкся записями алтайских народных мелодий; Юрий Николаевич много фотографировал и, очарованный, как и отец, недюжинной личностью Вахрамея Семёновича, эпизод за эпизодом снимал кинокамерой «жизнь его, опыты его и науки», что должно было стать частью большого фильма об Алтае и его жителях; Елена Ивановна в полную силу пользовалась возможностью в дни, свободные от «экскурсирования», спокойно работать над книгою. Она так и запомнилась жителям села: «Возле окна обычно сидела. Всё писала, писала. Не по книгам, а на память писала». Сыну от неё постоянно доставалось: «шутила, мол, он ленивый, дневника писать не хочет».
Рерих считал долину между Верхним Уймоном и Катандой местом будущего центра культуры, для которого всё здесь подходило: и богатства природные, и красоты пейзажные, и земли плодородные. Оно виделось ему подходящим для строительства будущего города — Звенигорода.
Рерих предпринимал практические шаги для культурного развития этого района. По воспоминаниям Фёдора Лаптева, в то время работавшего в конторе «Заготпушнина», Н.К.Рерихом были посланы письма из Верхнего Уймона в Москву наркому иностранных дел Чичерину и в Горно-Алтайск председателю облисполкома Алагызову. В них предлагалась реконструкция уже существующих в Горном Алтае заводов и строительство новых, а также начало разработок залежей минерального сырья в отрогах Катунского хребта. Николай Константинович был уверен, что всё это вполне возможно осуществить, тем более что здесь ещё до первой мировой войны была запроектирована железнодорожная ветка «Барнаул — Катанда». Однако этот проект до сих пор так и не осуществлён.
Тот же рассказ про Соколиху слышал и Николай Константинович в 1926 году в Верхнем Уймоне, и он отметил его в своих дневниковых записях.
Жители Уймона были уверены, что Рерихи успели побывать в Беловодье за то короткое время, что жили в селе. Доктор исторических наук В.Е.Ларичев в работе «Н.К.Рерих и сотоварищи в Сибири» приводит рассказ дочери Атаманова — Агафьи Вахрамеевны: «»Они и на Беловодье были! Три дня там гуляли. Идёшь, с одной стороны — горы, с другой — болота. Никто не может доехать. Туман покрывает, только петухи слышны. А им раскрылось. Фотографии показывали оттуда. Василисе скатерть подарили, кому-то рубаху оттуда. Скатерть белая, вышитая чёрными цветами. Шаль белую вязаную. Из Беловодья всё». Нашлись, правда, бородатые скептики, кто захотел сбить с толку Агафью, ядовито спрашивая: «А что ж они на Беловодье-то не остались, коли там были?» Рассказчица, однако, парировала сомневающихся вполне уверенно: «А сам (Н.К.Рерих. — В.Л.) ответил, что и другие страны повидать надо, и многое что сделать»».
«»С каких же пор пошла весть о Беловодье?» — «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию».
* Продолжение. Начало см. в № 3-2004. По материалам «круглого стола» СибРО 28.03.2004.
1 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. М., 1998. С. 258-259.
2 Там же. С. 258.
3 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 4, 1995. С. 6.
4 Там же.
5 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 122.
6 Там же. С. 15.
7 З.Г.Фосдик. Мои учителя. С. 259.
8 Там же. С. 262.
9 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 280.
10 Там же. С. 279.
11 Там же. С. 291.
12 Л.Цесюлевич. Рериховский Вестник. Вып. 4, 1991. Санкт-Петербург — Извара — Барнаул — Горно-Алтайск, 1992. С. 23.
13 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 282-283.
14 Там же. С. 290.
15 Там же. С. 283.
16 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 4, 1995. С. 7.
17 Л.Цесюлевич. Цит. по: Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. С. 49.
18 Там же. С. 50.
19 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. С. 50.
20 В.Е.Ларичев, Е.П.Маточкин. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 100.
21 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 4, 1995. С. 7.
22 В.Е.Ларичев, Е.П.Маточкин. Рерих и Сибирь. С. 126.
23 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 5, 1995. С. 5.
24 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 184.
25 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 279.
26 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 4. 1995. С. 8.
27 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 290.
28 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. С. 39.
29 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 186.
30 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 280-281.
31 В.Е.Ларичев, Е.П.Маточкин. Рерих и Сибирь. С. 105.
32 Надземное. 16.
33 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. С. 24.
34 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. С. 281-282.