что сейчас делает конюхов
Свой 70-летний юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море
В декабре 2021 года известный путешественник, действительный член Русского географического общества Фёдор Конюхов отправится в уникальную экспедицию. На катамаране NOVA на солнечной энергии он совершит первый в мире одиночный переход через Тихий океан. Презентация проекта состоялась 14 апреля в Москве.
Фёдор Конюхов в очередной раз бросил вызов морской стихии и человеческим возможностям. Ему предстоит преодолеть 9 тыс. морских миль (более 16 500 км) в режиме автономного плавания по Тихому океану от берегов Чили до Австралии. Российский путешественник проведёт в одиночестве в открытом океане более 100 дней, проходя в среднем до 3 тыс. морских миль в месяц.
Старт перехода из портового города Вальпараисо (Чили), который расположен на 35-м градусе южной широты, запланирован на декабрь 2021 года. «Ревущие сороковые широты» Южного Тихого океана требуют внимательного изучения прогнозов погоды и тщательного выбора стартового «окна», — рассказывает Фёдор Конюхов. — Необходимо дождаться обширного антициклона с солнечной погодой и умеренным ветром. Такие условия позволят безопасно отойти от побережья Южной Америки».
Примечательно, что 12 декабря путешественнику исполнится 70 лет, и свой юбилей Фёдор Конюхов встретит в открытом море.
_dsf1700.jpg
Далее маршрут пройдёт в холодном и мощном течении Гумбольдта, несущем свои воды от берегов Антарктиды в сторону экватора. В течение нескольких недель плавание пройдёт вдоль Южной Америки. Выйдя на траверз города Лима (Перу), путешественник повернёт на запад и возьмёт курс на острова Французской Полинезии. Этот отрезок относительно спокойный: пассатные широты, попутные ветра. От Французской Полинезии шкиперу предстоит пройти через лабиринт островов, лежащих на пути в Австралию. Финиширует Фёдор Конюхов в порту Брисбен, административном центре штата Квинсленд.
Запастись достаточным количеством пресной воды для перехода длительностью до 100 дней невозможно, поэтому на борту установлен опреснитель морской воды, работающий на энергии солнца. Рацион путешественника состоит из нескольких типов сублимированного питания — лёгкого, калорийного, проверенного во многих экспедициях.
Свои впечатления от перехода Фёдор Конюхов запишет в видеодневнике. Кроме того, он проведёт экологический мониторинг океана на наличие пластиковых отходов в морской воде.
Катамаран оснастят специальной установкой проточного типа и комплектом сменных фильтров, позволяющих улавливать микрочастицы пластика размером от 200 мкм до 1,5 мм и более. Собранные образцы и видеоматериалы путешественник передаст для изучения и интерпретации научному партнёру экспедиции — Институту океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук.
nova_v_2.7_prof_image.jpg
Катамаран NOVA — маломерное двухкорпусное судно океанского класса длиной 11 и шириной 7 м, способное развить скорость до 5–7 узлов. Энергетическая силовая установка уникального судна является полностью электрической и не загрязняет океан и атмосферу. Гетероструктурные солнечные модули производства российской компании «Хевел» общей площадью 66 кв. м, установленные на палубе и боковых поверхностях поплавков, обеспечивают высокоэффективное аккумулирование прямого и рассеянного солнечного света с КПД до 22%. Система бортового накопителя энергии, состоящая из 26 литий-железо-фосфатных аккумуляторов и всего необходимого оборудования для преобразования, управления и хранения солнечной энергии, была разработана при поддержке компании Enel X, глобальной бизнес-линии итальянской группы Enel. Катамаран приводят в движение два электродвигателя максимальной мощностью до 3 кВт с приводами на полностью погружённые винты фиксированного шага.
Корпус катамарана водоизмещением 2,2 т изготовлен из российских композитных материалов на основе углеродного волокна производства компании Umatex. Такое решение позволяет снизить вес корпуса на 40% (по сравнению с аналогичными корпусами из стеклопластика или алюминия) и обеспечить преимущество в 20% по прочности.
Катамаран NOVA спроектирован известным британским дизайнером Филом Моррисоном, который ранее создал три вёсельные лодки для океанских переходов Фёдора Конюхова в Атлантике и Тихом океане. Расчётная штормоустойчивость — 8 баллов по шкале Бофорта, что обеспечивает практически неограниченный район плавания.
«Это первое морское судно океанского класса под российским флагом, которое может работать и в беспилотном режиме. Продолжительность автономного плавания достигает полугода, дальность — без ограничений. Современные технологии позволяют вести различные наблюдения, осуществлять фото- и видеосъёмку, забор проб воды и проводить измерения без участия человека. Благодаря этому NOVA может успешно функционировать даже в сложнейших природных условиях и зонах техногенных катастроф. Солнечную энергию мы будем использовать и при покорении воздушного океана в проекте «Альбатрос: беспосадочный полёт вокруг света», — подчёркивает Оскар Конюхов, руководитель Экспедиционного штаба.
fotografiya_4.jpg
После завершения океанской экспедиции катамаран пройдёт техническое обслуживание в Англии на верфи Rannoch Adventure, а затем уже в России продолжит научно-исследовательскую работу в акваториях морей. Благодаря использованию композитов корпус катамарана не имеет собственного магнитного поля и, соответственно, не оказывает негативного влияния на бортовое исследовательское оборудование. Катамарану NOVA под силу даже летний переход через Северный Ледовитый океан по Северному морскому пути.
Фёдор Конюхов — путешественник. Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Океанский гребец. Академик Российской академии художеств. Действительный член Русского географического общества. Совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, совершил три океанских перехода на вёсельных лодках. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента. Награждён Золотой медалью Русского географического общества им. Миклухо-Маклая и Премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды.
Путешественник Федор Конюхов завершил переход через южную часть Тихого океана
И это похоже на чудо: на веслах, наперекор бушующим штормам и коварным течениям путешественнику удалось взять этот тяжелейший океанский рубеж. Страшно даже представить, что было бы, если бы лодку отнесло в Антарктиду. Сам Федор Конюхов признался, это было испытание самым тяжелым в его судьбе.
Так торжественно мореплавателя не встречали, пожалуй, со времен первой кругосветки Магеллана. Чилийские военные моряки строятся перед Федором Конюховым. Даже им не по себе от плавания в этих широтах Тихого океана – неистовых пятидесятых, а путешественник прошел их на веслах, это испытание называет самым сложным в своей жизни: «Такую экспедицию не надо делать – это на грани. Всего я совершил в своей жизни за 68 лет пятьдесят экспедиций, если взять их все вместе – этого еще не хватит».
Лодка успела обрасти ракушками после пути в одиннадцать тысяч километров. Из-за постоянных штормов перестало работать почти все оборудование, и во время финального отрезка Конюхов оказался между жизнью и смертью.
Команда Федора Конюхова сейчас прорывается сквозь девятибалльный шторм навстречу к путешественнику. Он должен финишировать здесь, в этом бушующем проливе Дрейка. Как раскачивается яхта – волны пять-шесть метров, ураганный ветер. Тот самый мыс Горн – печально известное место.
«Его называют «морской Эверест», в этом районе затонуло около пятисот кораблей», – рассказывает Бенджамин Уоллес, капитан яхты.
Мощные потоки воды разбиваются об острова Диего-Рамирес, здесь заканчивается Южный Тихий океан. Рекорд официально будет засчитан, как только Конюхов пересечет этот рубеж, но сразу за ним смертельно опасное течение, маленькая лодка может затеряться в нем словно песчинка.
В момент встречи будто вмешались высшие силы: в одночасье стихает ветер, выходит солнце, а стая чаек на горизонте словно указывает курс.
После пяти месяцев выживания в океане Федор Конюхов счастлив, что может просто увидеть родных и близких и слышать их голоса. Сейчас экипаж пытается взять на буксир лодку, для этого Конюхову нужно поймать канат, сделать это, конечно, очень сложно.
Остаться в лодке, чтобы не терять драгоценные минуты, встречная волна в проливе Дрейка бьет все сильнее. К вечеру шторм усилился. Качка такая, что можно выпасть за борту в ледяную воду, а это неминуемая гибель.
Сын Оскар отправляется в эту пучину за отцом на резиновой лодке. Двигаются на ощупь, по веревке – и вот путешественник, наконец, в безопасности. Он пожмет руки всем, кто помог ему вырваться из лап ледяного океана, крепко обнимет сына и что-то скажет только ему.
«Из ста пятидесяти дней сто дней шторма. Примерно 70% я не греб, а 30% – и то там, в начале», – рассказывает Федор Конюхов.
Видеокамера стала единственным свидетелем этой уникальной экспедиции. Редкий случай – Конюхову удается закинуть рыболовные снасти. Но вот океанская зыбь не дает даже выйти из каюты, четыре раза лодка переворачивалась на волнах размером с многоэтажный дом. Почти каждый день в серых тонах, наедине с океаном и самим Господом Богом: «Дедушка Николай Чудотворец мне помог, не было бы его, я бы не смог. Тянул, берег, тащил. Я жив, сейчас вместе с вами».
В своем плавании Конюхов вел дневники и делал наброски для своих будущих картин о тяжелых испытаниях, среди которых – «ворота в пролив Дрейка».
Знаменитый путешественник Федор Конюхов совсем скоро отправится на Северный полюс
Там день и ночь как наши обычные полгода, а часовые пояса сходятся в точку. В чем уникальность проекта? Ведь люди уже добирались туда — на кораблях и самолетах, собачьих упряжках и на лыжах. Тот же Конюхов уже бывал на Северном полюсе трижды. Но сейчас это будет первый одиночный дрейф на полярной станции на льдине. Почему такой поход действительно важен?
Сотня километров неуправляемого плавания. Новая экспедиция Федора Конюхова пройдет на дрейфующей льдине. Команда раскрывает журналистам детали уникального проекта: сначала самый большой атомный ледокол в мире «50 лет Победы» пройдет больше двух тысяч километров от Мурманска до Северного полюса. Затем предстоит найти подходящую льдину толщиной не меньше трех метров, на которой знаменитый путешественник на две недели останется один на один со снежной пустыней — такого не делал никто.
«Я ходил к Северному полюсу и на лыжах, и с командой, и в одиночку, и на собачьих упряжках, и на ледоколе, и на самолете, а сейчас пришло время одиночной полярной экспедиции», — поделился путешественник.
Первая в мире станция для «полярника-одиночки» уже почти готова. Внутри запас сублимированного питания, газовая горелка и солнечные батареи, от которых будет работать научное оборудование.
Конюхов сможет передавать уникальные данные, благодаря которым, ученые исследуют дно Северного Ледовитого океана, замерят скорость таяния льдов, что влияет на климат. Станет известно, добрался ли на Северный полюс микропластик — растворенный в океане мусор.
Кроме основной работы, Конюхов хочет написать в Арктике несколько картин — если будет время. На льдине, под которой три тысячи метров ледяной воды, каждую минуту нужно готовиться к спасению — на этот случай внутри станции будет лодка.
«В июле-августе лед наименее крепкий в районе Северного полюса и льдина может расколоться. И если это происходит, то у Конюхова будет минута, чтобы выпрыгнуть из палатки. Тогда он останется в воде и будет ждать, когда подойдет ледокол, который его должен спасти», — пояснил руководитель спецэкспедиции к Северному полюсу Николай Савельев.
Непросто будет и отпугнуть белых медведей, если те решат заглянуть в палатку.
«Есть световые ракеты, я надеюсь, с божьей помощью, мы не встретимся. Это его Арктика, а я только временно — всего две недели», — говорит Федор Конюхов.
«Фактически каждый арктический конвой — это такая полярная экспедиция. То, что происходило в этих местах в годы войны, это настоящий подвиг и наших моряков, и наших дипломатов, и наших военных», — отметила Екатерина Бурлакова, внучка адмирала Н.М. Харламова.
Федор Конюхов отправится в Арктику через две недели, а в конце года планирует первым в мире в одиночку перейти Тихий океан на катамаране на солнечных батареях. Сложнейшее плавание прославленный путешественник начнет в день своего 70-летия.
Федор Конюхов рассказал о планах на будущие путешествия
Российский путешественник Федор Конюхов описал свои планы на будущие путешествия фразой «у меня все расписано до 2030 года». Об этом он рассказал в интервью газете «Коммерсантъ».
Материалы по теме
Растворился в лесах.
«За бортом по своей воле».
Так, в конце 2021 года Конюхов собирается пересечь Тихий океан на катамаране Nova, работающем на солнечных батареях отечественного производства. Одна из главных целей путешествия — изучение степени загрязненности Мирового океана микропластиком.
Каждый день Конюхов будет обслуживать проточные фильтры, упаковывать и маркировать собранные образцы воды.
Среди других планов Конюхова — полет на воздушном шаре через Северный Ледовитый океан от Шпицбергена до Канады. Он состоится в конце 2022 — начале 2023 года. «Кроме того, работаем над проектом подняться в стратосферу на 25 километров — тоже на воздушном шаре», — добавил он.
Ранее в сентябре стало известно, что Федор Конюхов запланировал экспедицию из Чили в Австралию на катамаране, работающем на солнечных батареях. Плавание стартует в декабре — оно должно продлиться пять месяцев. Это будет первый в истории одиночный океанский переход на энергии Солнца.
Федор Конюхов рассказал, почему каждый год отдыхает в Оренбуржье
Легендарный путешественник, писатель, священник Федор Конюхов старается каждый год с семьей посещать оренбургские «Соленые озера». Отдохнуть от напряженного графика экспедиций и набраться сил перед новыми рекордами на знаменитом российском курорте в оренбургских степях стало уже доброй традицией. Знаменитый мореплаватель рассказал «РГ», почему предпочитает морю соленое озеро.
Федор Филиппович, вы побывали в разных уголках нашей планеты. Только кругосветных рекордов больше пяти! Почему же каждый год вы приезжаете на соленые озера именно в Соль-Илецк?
И, конечно, у вас самые хорошие арбузы, нигде вкуснее нет. В Москве мы вообще не едим арбузы. Примерно подбираем так дни, чтобы в Оренбуржье попасть на урожай.
В путешествиях бывают моменты, требующие приложения запредельных физических и духовных сил. Подскажите, где черпаете их, где берете энергию для преодоления критических ситуаций?
Если говорить по своим ощущениям, то озера, конечно, придают силы. Да посмотрите кругом: иначе разве было бы столько людей на озерах? Многим людям они помогают. Это видно воочию. Я ведь 15 лет сюда езжу. И что хочу сказать: меняется курорт в лучшую сторону, благоустраивается. Здесь же когда-то вообще ничего не было.
Федор Филиппович, что вы можете пожелать молодому поколению оренбуржцев?
Федор Конюхов: Хочу пожелать нашей молодежи не терять духа романтизма. Вот смотрите, если человек романтик, он не может в жизни быть подлецом. И это касается всех сторон жизни. Охотники, если они настоящие, любящие лес и природу, меньше нанесут вред. Хотя у них есть лицензия, но никогда не убьют просто так, не оставят костер непотушенный.
На Эвересте из альпинистов никто не выбросит мусор. Уносят все с собой. И хотя каждый грамм поклажи на счету, никто фантика не выбросит.
Но воспитание романтиков надо начинать со школы. И преподавать географию по-другому. Ведь наша планета очень маленькая. Нам надо ее изучить и беречь! Кроме нас, этого никто не сделает.