что такое абак для 1 класса
Что такое абак для 1 класса
Магазин «Школьный» запись закреплена
УЧИМ МАТЕМАТИКУ СО СЧЕТАМИ АБАК
Счеты первоклассника АБАК представляют собой пластину с двумя выдвигающимися полосками. На пластине два ряда кружков, разбитых на группы по пять. При выдвижении полосок открываются кружки белого цвета. Счеты очень легкие, размером и весом с обычную линейку.
АБАК используют для обучения сложению, вычитанию, умножению и делению дошкольников и первоклассников. Его несомненным преимуществом является наглядность.
Как пользоваться счетами АБАК? Учить сложению и вычитанию с помощью АБАК очень просто, ниже приведены несколько примеров, которые помогут понять как счеты первоклассника АБАК могут использоваться при обучении счету:
найдем сумму двух чисел 2 и 1 (сложение однозначных чисел), для этого:
в первом ряду выдвигаем полоску, открывая два кружка, при этом проговариваем: «Два»,
во втором ряду открываем один кружок и проговариваем: «Плюс один»,
ребенку надо посчитать сколько всего кружков открыто в двух рядах: «Три»,
после чего проговариваем весь пример: «Два плюс один равно три».
найдем разность двух чисел 5 и 1 (вычитание однозначных чисел), для этого:
в первом ряду открываем пять кружков, при этом проговариваем: «Пять»,
обратно задвигаем полоску первого ряда, закрывая один кружок и проговариваем: «Минус один»,
ребенку надо посчитать сколько всего кружков осталось: «Четыре»,
после чего проговариваем весь пример: «пять минус один равно четыре».
Абак может быть использован при обучении детей младшего школьного возраста сложению и вычитанию с помощью разрядов: разряда десятков и разряда единиц.
Например, найдем сумму двух чисел 12 и 25 (сложение двузначных чисел), для этого:
в первом ряду открываем один кружок, при этом проговариваем «Один десяток»,
во втором ряду открываем два кружка и проговариваем: «Две единицы»,
проговариваем: «Получили число двенадцать»,
в первом ряду дополнительно к одному открытому кружку открываем два кружка и проговариваем: «Плюс два десятка».
Такие счеты можно приобрести в магазинах «Школьный»(Школьный»9 мая 30, маг. «Феникс» Ленина 31, «Школьный на Крупской»Крупской 8)
Что такое абакус?
Абакус или абак (с греческого – счетная доска) – это специальные счёты, применяемые для арифметических вычислений. В первоначальном виде представляли собой глиняную пластинку с желобами. Один желобок предназначался для единиц, а другой для десятков и тд. В них складывались предметы, обозначающие числа, например, камни.
Идея такого счетного устройства заключалась в наличии специального поля для вычислений, где по определенно схеме располагали и перемещали счетные элементы (например, шарики, камни). Со времен первого упоминания о подобном счетном устройстве, его внешний вид претерпел ряд изменений.
С появлением новых приспособлений для вычислительных операций, счёты перестали использоваться и отошли на второй план, уступив место калькуляторам. Однако благодаря методикам устного счета (например, ментальная арифметика), вновь получили распространение. В некоторых странах Азии работа с абакусом обязательна и включена в программу младшей школы.
История возникновения
Появление специальных приспособлений для счёта в первую очередь обусловлено необходимостью совершать ежедневные простейшие вычислительные операции. В третьем веке до нашей эры таким приспособлением стала специальная счётная доска – абакус.
Существует несколько версий его происхождения. По некоторым данным, такая доска впервые появилась в Месопотамии (территория Ирана, Ирака, Сирии и Турции) в третьем тысячелетии до нашей эры и мало напоминала современный абакус. Счёты представляли собой доску, покрытую песком, на которой палочкой чертили цифры и выполняли вычислительные операции.
По другой версии, создателем является древнегреческий учёный Абакус, именем которого названы счёты. Согласно историческим записям, счётные доски применялись для арифметических действий в древних культурах – Греции, Риме, Индии, Египте и ряде других.
Например, в Древнем Риме подобные счёты изготавливались из металла. На металлической пластине делались углубления, в которые помещались шарики или камешки. В Греции такие камешки назывались «псифос», а сама методика счета – псифофория (раскладывание камней).
Создание устройства, внешне напоминающего современный абакус,
приписывают жителям Древнего Китая, которые разработали свою уникальную
методику вычислений с помощью этого прибора. Он носил название суаньпань
(суан-пан) и представлял собой рамку со спицами и шариками (косточки),
нанизанными на них.
Разновидностью абакуса принято считать китайский суаньпань (суан-пан) и японский соробан. Также сюда относят привычные всем русские счеты. Отличительной особенностью суаньпаня было 7 шариков (костяшек) вместо 5, характерных для современного абакуса. В «небесном» отделении 2 шарика и в «земном» – 5.
Из Китая суаньпань пришел в Японию, где претерпел ряд изменений и получил название – соробан, что в переводе означает «доска для вычислений». В отличие от китайского предшественника, в японском соробане количество косточек на спицах равнялось 5 – одна «небесная» и четыре «земных». В Японии соробан используется в обучении детей, занятия с ним обязательны и включены в программу младшей школы.
В России счеты появились в XIV веке. Согласно одной версии – позаимствованы у китайцев, согласно другой – имеют собственное происхождение. Отличие заключалось в количестве костяшек – в русском варианте их было 10. Применялась десятичная система счисления. Со времен создания внешний вид счет не изменился.
Устройство и обозначение
Абакус (соробан, суаньпань) состоит из рамки и нечетного количества вертикально расположенных спиц. Спицы разделены одной длинной перекладиной (планкой) и представляют собой разряды чисел (единицы, десятки, сотни, тысячи и тд.). Их количество варьирует от 5 до 31, чаще встречаются 13, 17 и 21 разрядные счёты. Большее количество спиц позволяет выполнять арифметические вычисления с большими числами.
На каждой спице расположено 5 костяшек, обозначающие числа от 1 до 9. Одна сверху – над перекладиной (планкой) и соответствует пяти единицам, а 4 под перекладиной, каждая из них приравнивается к единице. Верхнюю принято называть «небесной» – так как она выше остальных, а косточки, которые расположены под перекладиной, называют «земными».
На перекладине нанесены специальные метки – в виде черных, белых или цветных точек. Цвет зависит от цвета самого прибора. Такие метки нанесены не случайно и указывают расположение единиц, тысяч, миллионов.
Современный абакус внешне отличается от далекого предка, однако принцип вычислений остался неизменным. Несмотря на простое устройство, с помощью абакуса возможно выполнять математические операции – от решения несложных заданий на сложение и вычитание до возведения в степень и извлечения корней.
Преимущества использования
Использование древних счет – абакуса (соробан, суаньпань) легло в основу методики счёта – ментальная арифметика, которая направлена на всестороннее развитие ребёнка, помогает не только выполнять в уме операции с молниеносной скоростью, но раскрывает потенциал, заложенный природой.
Использование этого устройства на занятиях имеет ряд преимуществ перед счётом на калькуляторе или бумаге. Основное – это умение производить числовые операции в уме, без использования записей. Выполнение таким образом арифметических действий, предполагает работу двух рук, при этом активируются сразу оба полушария головного мозга.
Активация, как правого (образное мышление), так и левого (логическое мышление) полушария мозга, приводит к формированию нейронных связей между ними. Тем самым помогая улучшить память (как краткосрочную, так и долгосрочную), внимание, сформировать нестандартность мышления и тем самым уверенность в себе.
Работа с костяшками влияет на мелкую моторику, что в свою очередь способствует общему развитию, в том числе и интеллектуальному. Косвенным образом происходит и развитие воображения, так как, переходя с абакуса на ментальный счет, необходимо представлять вычисления на нем, используя воображение.
Таким образом, счет на абакусе способствует всестороннему
интеллектуальному развитию, а именно:
Использование абака на начальном этапе обучения
Абак — наглядное пособие, которое просто изготовить самостоятельно из плотной бумаги (см. рис.1). Абак с двумя рядами кружков разного цвета по 10 в каждом ряду состоит из двух выдвижных полосок и корпуса, в котором полоски могут двигаться налево и направо, открывая и закрывая при этом кружки. Лицевая сторона абака с круглыми отверстиями и выдвижные полоски должны быть одного цвета, лучше белого, а внутренняя часть абака — разных цветов, например верхний ряд — красного, а нижний — синего цвета. У каждого ребенка должен быть индивидуальный абак, а также полезно иметь демонстрационный абак, закрепляемый на доске.
Абак можно использовать при ознакомлении детей с новым материалом:
— счет предметов (кружков);
— сравнение групп предметов (кружков) и установление отношений «больше», «меньше», «столько же»;
— изображение чисел кружками;
— состав числа из единиц;
— получение числа прибавлением единицы к предыдущему числу и вычитанием единицы из последующего числа;
— арифметические действия: сложение и вычитание;
— простые задачи на сложение и вычитание;
§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения
— усвоение вычислительных приемов «прибавить 2», «вычесть 2»;
— образование чисел второго десятка;
— десятичный состав чисел от 11 до 20;
— решение примеров в одно и два действия (13—3—2, 16-10+3, 14-4+5).
П. 2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ С АБАКОМ
ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
И ГРУПП ПРЕДМЕТОВ.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
— формировать умение практически выполнять счет круж
ков на абаке.
— доводить до сознания детей, что результат счета не зависит от порядка, в котором пересчитываются кружки;
— учить детей находить порядковый номер кружка;
— готовить к пониманию конкретного смысла действий сложения и вычитания;
1.1. На демонстрационном абаке открыто несколько кружков в одном ряду, дети хором считают: один кружок, два кружка и т. д. Учитель последовательно показывает на кружки. Дети называют число кружков, говорят, как узнали (сосчитали). Называют цвет кружков и ряд, в котором они расположены. Кружки считают Дважды: слева направо и справа налево. Делают вывод.
1.2. Дети, выдвигая полоску, открывают кружки на абаке по одному и хором считают: один кружок, два кружка и т.д. Затем
Глава I. Нумерация чисел от 1 до 20
полоску задвигают так, чтобы кружки закрывались по одному, и продолжают счет в обратном порядке: десять кружков, девять кружков и т.д.
1.3. На демонстрационном абаке открыто 8 кружков. Дети считают хором, узнают, сколько всего кружков, какой кружок по счету последний. Делают вывод: всего восемь кружков, последний кружок — восьмой. Учитель закрывает последний кружок, дети считают вновь, делают вывод: семь кружков, последний — седьмой.
1.4. На демонстрационном абаке открыто 4 красных и 3 синих кружка. Дети пересчитыванием кружков находят, что всего кружков будет семь и говорят: 4 кружка и еще 3 кружка это 7 кружков.
1.5. На демонстрационном абаке открыто 8 кружков, дети считают их. Учитель закрывает 3 кружка. Оставшиеся кружки считают и говорят, что 8 кружков без 3 кружков это 5 кружков.
Аналогичные задания дети выполняют на индивидуальных абаках.
Игры с использованием абака
Игра «Открой, сколько хочешь»
Дети открывают на абаке кружки, кто сколько хочет, считают их, ответ говорят учителю на ушко. К доске выходят те ученики, кто на абаке открыл 5 кружков. Они встают в один ряд и показывают абаки, затем выполняют одно задание: считают хором от 5 до 10, от 10 до 5, от 1 до 5, от 5 до 1, приседают 5 раз, хлопают в ладоши 5 раз, поднимают правую руку 5 раз и т.д.
Игра «Посчитаем вместе»
Дети по очереди выходят к доске и открывают кружки на абаке: первый открывает один кружок и говорит «первый», второй ученик открывает еще один кружок и говорит «второй» и т. д.
§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения
Дети встают в один ряд и показывают абаки. Затем все дети хором называют числа от 1 до 10, от 10 до 1.
Игра «Покажи, сколько. »
Учитель показывает плакат с рисунками (пять яблочек, семь грибочков и т. д.). Дети на абаках открывают столько же кружков, сколько яблок, показывают абаки и хором называют числа, начиная с данного до 10 или от 10 до данного.
На доске в один ряд расположены картинки: лиса, медведь, верблюд, собака, белка и др. (от 5 до 10 картинок). Дети хором называют животных и их порядковый номер: первая лиса, второй медведь и т.д. Считают, сколько всего животных, и показывают на абаке. Затем учитель задает загадки, отгадками для которых будут животные, изображенные на картинках.
«Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом» (Лиса).
«С хозяином дружит, домик сторожит. Живет под крылечком, а хвостик колечком» (Собака).
«Что за диво? Что за спинка! Два бугра, одна ложбинка» (Верблюд).
«Мягкие лапки, а в лапках царапки» (Кошка).
Дети отгадывают загадки, но отгадки не говорят, а показывают на абаке порядковый номер животного, название которого служит отгадкой к загадке. Затем учитель убирает картинку с изображением животного, и дети отвечают на вопросы: кто из животных ушел, сколько животных осталось, стало животных больше или меньше, почему.
П. 3. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ, ОТНОШЕНИЯ:
БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СТОЛЬКО ЖЕ,
БОЛЬШЕ НА. МЕНЬШЕ НА. »
— формировать понятия отношений: больше, меньше, столько же.
Глава I. Нумерация чисел от 1 до 20
— выработать умение в уравнивании двух групп предметов, содержащих различное количество предметов.
2.1. На демонстрационном абаке открыто 6 красных и 4 синих
кружка. Дети определяют, каких кружков больше (меньше), крас
ных или синих. На сколько?
Устанавливают, что надо сделать, чтобы красных кружков было столько, сколько синих? Чтобы синих кружков стало столько же, сколько красных? Что надо сделать, чтобы синих и красных кружков стало поровну? Аналогичное задание дети выполняют на индивидуальных абаках.
2.2. Откройте 4 красных кружка и столько же синих. Открой
те еще один синий кружок. Объясните, как получились синие
кружки? (Открыли синих столько же, сколько красных, и потом
открыли еще один синий кружок.)
Как сказать, сколько всего синих кружков? (4 и еще 1.) Каких кружков больше: красных или синих? На сколько? Как
вы понимаете, что синих кружков на один больше, чем красных?
(Синих кружков столько же, сколько красных, и еще один кружок.)
2.3. Откройте 7 красных и столько же синих кружков. Закрой
те один синий кружок. Объясните, как получили синие кружки?
Как сказать, сколько синих кружков? (Синих кружков столько
же, сколько красных, но без одного кружка, 7 без 1.)
Каких кружков больше: синих или красных? На сколько? Как вы понимаете, что синих кружков на один меньше, чем красных?
Аналогичные задания дети выполняют на индивидуальных абаках.
Игры с использованием абака
Игра «На один больше, на один меньше» 1-й вариант. Дети, сидящие в среднем ряду, открывают 5 кружков. Дети, сидящие слева от этого ряда, открывают на один
§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения
кружок меньше, а справа — на один кружок больше. Ученики каждого ряда хором называют свое число.
В игре может участвовать любое количество детей. Дети выходят к доске и встают друг за другом. Первый ученик открывает кружки на абаке, сколько хочет, и называет число. Каждый следующий открывает на один кружок больше, чем у предыдущего, называет число. Если на абаке открыто 10 кружков, то все следующие ученики открывают на один кружок меньше, чем у предыдущего, и т. д. Затем каждый приседает столько раз, сколько кружков у него открыто на абаке. Приседают одновременно.
Игра «Кто быстрее, кто вернее»
К доске выходят несколько учеников и выполняют задания на абаке. Если очередное задание выполнено неверно, то ученик садится на место. Побеждают те ученики, которые все задания выполнили верно.
Откройте 7 красных кружков. Синих кружков откройте на 3 меньше. Закройте все кружки верхнего ряда, кроме четырех. Откройте еще Два синих кружка. Узнайте, сколько всего красных и синих кружков, покажите на абаке.
Дети на абаке открывают кружки, кто сколько хочет, считают их, говорят учителю на ушко, сколько кружков они открыли.
Глава I. Нумерация чисел от 1 до 20
На столе картинки морковок и огурцов. Учитель говорит загадку: «Девица в темнице, а коса на улице». Кто первый отгадает загадку, выходит к столу и берет столько морковок, сколько кружков у него открыто на абаке. Картинки выставляются на наборном полотне.
Учитель задает вторую загадку: «Телятки гладки, привязаны к грядке». (Огурцы.) Кто первый отгадывает загадку, выходит к столу и берет столько картинок огурцов, сколько кружков у него открыто на абаке, выставляет их на наборном полотне в один ряд с картинками морковок. Затем все дети выставляют на абаках столько красных кружков, сколько всего морковок, и столько синих кружков, сколько всего огурцов. Узнают, сколько всего морковок, сколько всего огурцов, чего больше, чего меньше и на сколько.
Дети на абаке открывают кружки, кто сколько хочет, считают их, говорят на ушко учителю. На столе картинки: птички, рыбки, зайчики (по 10 штук).
Учитель задает детям загадку: «Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь». (Рыба.) Ученики говорят отгадки. Из первого ряда выходит ученик, который первым отгадал загадку. Он раздает по одной рыбке тем ученикам, у которых на абаке столько же открыто кружков, сколько у него. Учитель задает детям вторую загадку: «Рук нет, а строить умеет». (Птица.) Ученик второго ряда раздает по одной птичке тем ученикам, у которых открыто на абаке столько же кружков, сколько у него. Учитель задает детям третью загадку: «Зимой белый, летом — серый». (Заяц.) Ученик из третьего ряда раздает по одной картинке с изображением зайчика тем ученикам, у которых открыто столько же кружков, сколько у него. После этого ученики определяют, сколько каждый ряд получил картинок. С этой целью ученики с картинками выходят к доске и встают в один ряд лицом к классу. Дети первого ряда считают, сколько рыбок, второго — сколько всего птичек, третьего — сколько всего зайчиков, и на абаках открывают соответствующее количество кружков, каждый ряд хором называет свое число. Для сравнения количества рыбок, птичек и зайчиков картинки выставляют на наборном полотне в три ряда друг под другом.
§ 3. Использование абака на начальном этапе обучения
Абакус — как научиться считать, способы обучения и правила применения
Абак (с греческого языка переводится как «таблица») — древние счеты, которые продолжают пользоваться большой популярностью среди детей и взрослых. Такой спрос обусловлен тем, что существует множество разнообразных методик, как считать на абакусе. Ознакомление с ними поможет быстро и легко обучить учеников, развив в них необходимые для школьной программы математические навыки.
История и общие понятия
Возможно, в это трудно поверить, но, несмотря на научно-технический прогресс, счеты абакус не считаются пережитком прошлого, активно используются по сей день в некоторых странах. К примеру, китайские и японские торговцы, применяющие механическое средство калькуляции для работы с большими числами, не являются редкостью, хотя эти страны не только не отстают, но и, напротив, лидируют в развитии, демонстрируя настоящее экономическое и техническое чудо.
Виды абакуса
Трудно найти более оптимальный инструмент для усвоения навыков ментальной арифметики, чем обычные счеты. Между тем подобные навыки помогают научиться быстро считать без использования таких популярных в последнее время вспомогательных средств, как электронный калькулятор, эксплуатация которого только ухудшает математические способности.
Неудивительно, что в древности люди считали гораздо лучше, чем их потомки, пусть даже и весьма примитивными способами. Так, долгое время в ход шли пальцы рук и ног, пока, наконец-то, не была придумана новая счетная система, дошедшая до настоящего времени, пусть и в усовершенствованном виде. Речь шла о прототипе абакуса, с помощью которого люди получили возможность выполнять более сложные вычисления.
Всего же сегодня выделяют три счетные системы, каждая из которых имеет свои особенности. В этот перечень входят:
Трудно переоценить роль абакуса в ментальной арифметике, поэтому неудивительно, что человечество неоднократно пробовало изменить счеты, пытаясь изобрести еще более удобное схематическое расположение костей и их количество на каждой палубе. Например, в 1958 году известный китайский ученый Ли Кай Чен разработал одноименную модификацию, представляющую собой своеобразный гибрид соробана и абакуса.
Устройство и основные элементы
Современные счеты, которые применяются на уроках ментальной математики, называются не только абакусом, но и абаком, а также линейкой. Все они в основном являются преемниками старого доброго японского соробана, практически не отличаясь друг от друга. Так, в классическом виде устройство состоит из следующих элементов:
Распределяются эти шарики и спицы в особом порядке, начиная свой отсчет с верхнего ряда справа налево. Увеличение чисел происходит в каждом последующем ряду посредством умножения на 10.
Правильное распределение бусин
Так как начальное значение у верхнего и нижнего ряда разные, то и их изменение в бо́льшую сторону будет происходить по индивидуальным схемам. Таблица числовых эквивалентов для каждой спицы выглядит следующим образом:
Небесные бусины | Земные бусины | |
Первый ряд | 5 | 1 |
Второй | 50 | 10 |
Третий | 500 | 100 |
Четвертый | 5000 | 1000 |
Пятый | 50 000 | 10 000 |
Шестой | 500 000 | 100 000 |
Седьмой | 5 000 000 | 1 000 000 |
Восьмой | 50 000 000 | 10 000 000 |
Еще проще ориентироваться по схематической картинке или названиям рядов, которые можно присваивать самостоятельно, облегчая тем самым процесс изучения особенностей счетного механизма. В качестве примера можно привести следующие условные обозначения рядов:
Чтобы понять, как правильно считать на абакусе, необходимо научиться распределять числа на нем. Базовый принцип распределения осуществляется исходя из следующих основных законов механического счета на абаке:
Поначалу освоение этой лесенки может показаться очень сложной задачей, но буквально через несколько минут интенсивной тренировки даже первоклассник покажет быстрый правильный набор и распределение, после чего можно приступать и к устному счету.
Инструкция по применению
Сегодня вовсе не обязательно посещать специальную школу для изучения устного счета на абакусе. Вместо этого можно попробовать онлайн-тренажеры с разными уровнями, предназначенные не только для начинающих, но и для продвинутых счетоводов.
Положение пальцев и простые примеры
Вне зависимости от степени сложности выбранного задания, определяющее значение будет иметь положение пальцев, для чего была разработана специальная техника, облегчающая счет. Так, в случае применения японского абакуса необходимо задействовать только два пальца: указательный и большой. Согласно старинным схемам, большой палец предназначается для того, чтобы править костяшками из нижней палубы, тогда как указательный годится для всех бусин без исключения.
Кроме того, важную роль в этом вопросе играет и характер выполняемой счетной операции, ведь если, к примеру, речь идет о вычитании шариков земного ряда, то лучше всего делать его с помощью указательного пальца при прибавлении большим. В то же время для управления костяшками из небесной планки специалисты советуют ограничиваться одним только указательным пальцем, невзирая на то, что нужно сделать — прибавить или отнять.
Разобравшись с положением пальцев и кистей в целом, можно приступать к вычислению, начиная с установки счетов на горизонтальную поверхность и перевода всех их бусин в нулевое положение. Далее можно привести несколько элементарных примеров, как считать на абакусе, выполнив сложение следующих чисел:
Для выполнения более сложных вычислений рекомендуется придерживаться того же алгоритма действий. В качестве наглядного примера можно привести число 372, для набора которого следует выставить в первом ряду две земные бусины, соответствующие единицам, во втором одну небесную и две земные (5+2=7), а в третьем три из земного, что равно трем сотням.
Сложение/вычитание и умножение/деление
Набив руку в наборе однозначных и многозначных чисел и научившись прибавлять и отнимать самые простые из них, можно смело переходить на следующий, более сложный уровень. И прежде всего речь идет о сложении и вычитании двухзначных чисел. К примеру, посчитать, сколько будет 27+43, на абакусе можно будет следующим образом:
Вычитание выполняется на основе аналогичного алгоритма, но только в обратную сторону, предполагающую отнимание десятых и добавление единиц, если таковые будут образовываться в остатке. Что касается умножения, то с ним также не должно возникнуть никаких трудностей, нужно только освоить таблицу умножения от 0 до 10.
Само решение выполняется в два этапа, которые предполагают разложение каждого числа на десятки и единицы с последующим их перемножением. Если же для расчета используются трехзначные и более сложные числа, следует придерживаться одного простого правила, согласно которому сначала перемножаются десятки, потом единицы с десятками и наоборот, а после сами единицы. Проще говоря, счет ведется от большего к меньшему с последовательным их набором на абакусе. По аналогии выполняется и деление, главное, не сбиться и соблюдать очередность выполняемых операций.