что такое абиотические раздражители
Абиотический стимул
Абиотический стимул это такой стимул, энергия и вещество которого не является необходимым для жизни существа. Но тем не менее, собака на него реагирует. Потому что свет выступает сигналом того стимула, который будет сейчас биотическим. Чувствительность это способность реагировать на абиотический стимул. Почему? Потому что абиотический стимул выступает сигналом наличия биотического. Абиотический стимул приобретает биологический смысл. В данном случае, смысл это отношение абиотического стимула к биотическому.
Смысл это всегда отношение чего-то к чему-то. Для собаки включение света имеет какой смысл? Сейчас будет мясо. А у другой собаки на свет происходило другое событие: ее били током.
Так вот, по Леонтьеву, критерием психики является способность реагировать на абиотические стимулы. То есть если мы можем обнаружить у данного существа способность реагировать, на то, чем не пообедаешь, что не выпьешь, что для жизни прямого отношения не имеет, а тем не менее, оно на это реагирует, значит у этого существа есть психика.
В свое время, Леонтьев выражался в тех терминах, которые были тогда приняты. И здесь, в связи с этим, были определенные дискуссии между Гальпериным и Леонтьевым. Гальперин приводил в пример мимозу «стыдливую», которая, при малейшем прикосновении, сворачивает листья в трубочки, которые сложно съесть для насекомых. И это реакция на заведомо абиотический стимул. Но она реагирует на них. По сути дела, в дискуссиях между ними, уточнился абиотический стимул. Не любая реакция является абиотической. Все мимозы будут реагировать на эти прикосновения, это не результат индивидуальной деятельности.
А вот все простейшие реагируют на вибрацию некоторым сжиманием тела. Но если много раз проводить вибрацию, некоторые перестают сжиматься. И происходит индивидуальное научение в форме привыкания. И у этого существа можно предполагать психику.
Абиотическим стимулом следует считать индивидуально-специфическую реакцию.
Абиотический стимул это стимул, который сам субъект нашел. Но этого еще недостаточно. Какие условия должны быть для того, чтобы возникла психика?
То есть, в психике есть две части: ориентировочная и исполнительная. Деятельность это потом активности и все время меняющаяся вещь, но тем не менее, в целях исследования, мы выделяем эти две части.
Что делает ребенок, забивая гвоздь? Он исполняет и ориентируется. Ориентируется, понимая, что не тот молоток взял и не туда попадает и т. п.
Психика это та функция деятельности, которая предназначена для построения образа мира и регуляции этой деятельности. Это взрослый человек сначала сориентируется, а потом исполнит. А вот у маленьких детей и у взрослых, которые только приступают к исполнению какого-то дела, без его деятельности, никакой ориентировки не будет, она будет посредством деятельности. И очень трудно отделить исполнительную и ориентировочную функцию деятельности, когда это все слито.
Биотический и абиотический стимул как связанные понятия
Биотический стимул это такой стимул, энергия которого прямо и непосредственно влияют или определяют обмен веществ в живом существе. Говоря совсем просто, биотический стимул это такой стимул, без которого не может живое существо жить (белки, жиры, углеводы, свет). Раздражимость это способность реагировать на биотические стимулы.
Абиотический раздражитель в психологии это
Теория происхождения психики. А.Н. Леонтьев.
Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой материи характером взаимодействий с ней. В неживой природе взаимодействие одного объекта с другим способствует его разрушению или превращению в нечто другое. Пример, взаимодействие воды и металлов приводит к коррозии и разрушению металла.
С появлением живой материи характер взаимодействия этого живого организма с окружающей неживой природой изменился, дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе взаимодействия.
Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.
Раздражимость возникла у живых организмов до появления психики. Раздражимость имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни (одноклеточные). Раздражимость – это промежуточный этап между растительным и животным миром.
Раздражимость – это форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Условия жизни при раздражимости: организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности. При раздражимости происходит отражение только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит существование организма. Такие воздействия называются биотическими.
Биотические воздействия – это воздействия, которые необходимы для минимального поддержания жизни организма.
То есть у организмов, у которых только присутствует раздражимость, происходит реакция только на биотические воздействия. Такие реакции называются тропизмами.
Тропизмы — это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примеры тропизмов: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней растений в землю (геотропизм) и т.д.
Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.
Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных способностей, к переходу от тропизмов к более сложному поведению. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологических раздражителей.
Абиотические раздражители — раздражители, которые непосредственно не поддерживают жизнь, но сигнализируют появления биотических раздражителей.
Новая форма отражения получила название чувствительность.
Чувствительность – это способность организма реагировать на абиотические раздражители.
С появлением чувствительности, по А.Н. Леонтьеву, появилась и психика живых существ. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни.
Чувствительность, по А.Н. Леонтьеву, является критерием появления психики.
Психика – активное отражение объективной окружающей действительности и саморегуляции своего поведения на этой основе.
Зародившись, психика проходит ряд этапов своего развития (смотреть снизу вверх):
Рис. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
I стадия На стадии элементарной чувствительности (психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). (жгутиковые, губки,простейшие, кишечнополостные, многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных)
II стадияНа стадии предметного восприятия (перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. (большинство позвоночных животных; все млекопитающие)
III стадия На стадии интеллекта возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. (человекоподобные обезьяны)
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии, становится сознанием.
Сознание – наивысшая форма развития психики.
Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Абиотический стимул
Абиотический стимул это такой стимул, энергия и вещество которого не является необходимым для жизни существа. Но тем не менее, собака на него реагирует. Потому что свет выступает сигналом того стимула, который будет сейчас биотическим. Чувствительность это способность реагировать на абиотический стимул. Почему? Потому что абиотический стимул выступает сигналом наличия биотического. Абиотический стимул приобретает биологический смысл. В данном случае, смысл это отношение абиотического стимула к биотическому.
Смысл это всегда отношение чего-то к чему-то. Для собаки включение света имеет какой смысл? Сейчас будет мясо. А у другой собаки на свет происходило другое событие: ее били током.
Так вот, по Леонтьеву, критерием психики является способность реагировать на абиотические стимулы. То есть если мы можем обнаружить у данного существа способность реагировать, на то, чем не пообедаешь, что не выпьешь, что для жизни прямого отношения не имеет, а тем не менее, оно на это реагирует, значит у этого существа есть психика.
В свое время, Леонтьев выражался в тех терминах, которые были тогда приняты. И здесь, в связи с этим, были определенные дискуссии между Гальпериным и Леонтьевым. Гальперин приводил в пример мимозу «стыдливую», которая, при малейшем прикосновении, сворачивает листья в трубочки, которые сложно съесть для насекомых. И это реакция на заведомо абиотический стимул. Но она реагирует на них. По сути дела, в дискуссиях между ними, уточнился абиотический стимул. Не любая реакция является абиотической. Все мимозы будут реагировать на эти прикосновения, это не результат индивидуальной деятельности.
А вот все простейшие реагируют на вибрацию некоторым сжиманием тела. Но если много раз проводить вибрацию, некоторые перестают сжиматься. И происходит индивидуальное научение в форме привыкания. И у этого существа можно предполагать психику.
Абиотическим стимулом следует считать индивидуально-специфическую реакцию.
Леонтьев пытается доказать, что происходило тогда, когда он не был наблюдателем, тогда давно. Он предполагает, что когда-то жизнь зародилась в воде. Причем, даже не важно, была ли она занесена из космоса. И в воде плавали первые живые существа. Леонтьев придерживался гипотезы Опарина. И эту же гипотезу выдвинул Джон Холдейм. Первые живые существа, несовершенные и покрытые слабой оболочкой и вынужденные жить в «первичном бульоне» (когда там все питательные вещества растворены и не присутствуют в виде расчлененных предметов). Все вещество, энергия, все было растворено в «первичном бульоне» и реагировать было не на что. А вот когда произошло расчленение (условно говоря, животные существа становились, условно говоря, горошинами и кусками моркови). Предмет, говорил Гегель, это узел свойств (например, в горошине присутствуют и ее биотические свойства — она питательная и она зеленая и круглая — абиотические свойства). Растениям психика не нужна, потому что растения способны реагировать только на биотические символы, им не нужно ориентироваться в мире, учитывая абиотические стимулы.
Абиотический стимул это стимул, который сам субъект нашел. Но этого еще недостаточно. Какие условия должны быть для того, чтобы возникла психика?
Леонтьев проводит экстрасенсорные эксперименты. Испытуемым говорят, что будут исследовать, как реагирует нервная система на удары током. Но там присутствует некий, очень слабый абиотический стимул. Объективно, эта связь есть. На столе лежит черный предмет, вам говорят просунуть туда руку. Рука лежит на возвышении на столе. Говорят прощупать кнопочку. Вам говорят, что через эту кнопочку будут бить током. И говорят, что когда почувствуете ток, снять палец с кнопочки и положить обратно. А на самом деле — стол дырявый. А за дыркой стоит проектор, где подается луч определенной длинны волны зеленого цвета. И он подается на ладонь и это заведомо абиотический стимул. До Леонтьева доказали, что человек может ладонью воспринимать цвет ладонью. Человек ждет удара током. А на самом деле, перед каждым ударом током следует засвет ладони. Узел свойств — свет-ток. Субъективно ощущения есть. Объективно — нет. Во второй серии экспериментов, испытуемого изменили и сказали, что эксперимент преследует не те цели, которые ему сказали. Ему сказали попытаться обнаружить в поиске слабый стимул, который следует перед ударом током. Говорят примерно область, где искать, но не говорят, что это будет за стимул. А он выступает перед биотическим. Испытуемый был поставлен в ситуацию: «Ищи то, не знаю что!» В первой серии отсутствие активности привело к тому, что бедные испытуемые получали удары током по 400-500 раз и никаких намеков на ощущения удары током не возникло. А во второй серии экспериментов, испытуемые на 40-50 раз почувствовали стимул после ударов током.
Третий эксперимент, также харьковская школа. В ящике — четыре металлических шара и снизу — подсвечивались светом разной длины волны. И говорили: «Ваша задача, просунув руку туда, не прикасаясь к шарам, найти тот, который без тока». Ставилась задача, ориентируясь на что-то (в данном случае на свет, но испытуемый не знал про это), каким-то образом, опираясь на свои ощущения, испытуемый должен был различить свет по длине волны. Испытуемый считал, что абиотическим стимулом являлось что-то, идущее от тока.
Эти эксперименты убеждают, что психика есть функция деятельности. Для того, чтобы возник любой психический процесс, требуется деятельность, активная деятельность субъекта. В нашей деятельности, психика выполняет определенную работу. Но в деятельности есть еще определенное сочетание сил, способных выполнить другую работу. Деятельность имеет в себе еще один функциональный орган. То есть, все эти деятельностные силы, преследуют цель что-то сделать, что-то исполнить. А психика — ориентировка в мире и построение образа, происходит в процессе деятельности.
То есть, в психике есть две части: ориентировочная и исполнительная. Деятельность это потом активности и все время меняющаяся вещь, но тем не менее, в целях исследования, мы выделяем эти две части.
Что делает ребенок, забивая гвоздь? Он исполняет и ориентируется. Ориентируется, понимая, что не тот молоток взял и не туда попадает и т. п.
Психика это та функция деятельности, которая предназначена для построения образа мира и регуляции этой деятельности. Это взрослый человек сначала сориентируется, а потом исполнит. А вот у маленьких детей и у взрослых, которые только приступают к исполнению какого-то дела, без его деятельности, никакой ориентировки не будет, она будет посредством деятельности. И очень трудно отделить исполнительную и ориентировочную функцию деятельности, когда это все слито.
Биотический и абиотический стимул как связанные понятия
Биотический стимул это такой стимул, энергия которого прямо и непосредственно влияют или определяют обмен веществ в живом существе. Говоря совсем просто, биотический стимул это такой стимул, без которого не может живое существо жить (белки, жиры, углеводы, свет). Раздражимость это способность реагировать на биотические стимулы.
Например, растение помещали в темноту. Оно было полито, но загибалось. Так как свет это биотический стимул для растения. А для собаки Павлова, является ли свет биотическим стимулом? Нет. Потому что светом собака пообедать не может. Она радостно на него реагирует, так как знает, что после того, как включилась лампочка, ее будут кормить. И свет для собаки — абиотический стимул.
Раздражимость и чувствительность, биотические и абиотические стимулы. Критерии психики по А.Н.Леонтьеву и П.Я.Гальперину (Психология)
Первичность субъективного чувственно-эмоционального восприятия в развитии психики организма позволяет рассматривать вопрос о появлении психики как вопрос о возникновении чувствительности. Трудность в том, что в данном случае неприменим субъективный подход, так как речь заходит о восприятии не только человека, но и животных, не всегда способных выразить наличие реакции — и следовательно, факта ощущения и восприятия стимула — понятным человеку образом. Поэтому критерии чувствительности должны быть объективны.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46416
Биполярное расстройство — что это такое простыми словами, симптомы у женщин, мужчин, лечение
Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это серьезное нарушение, которому подвержены представители обоих полов. Прежде такую патологию называли другим термином (маниакально-депрессивный психоз). БАР входит в число психических заболеваний, протекающих со сложной симптоматикой.
Развитие биполярного расстройства приводит к значительному снижению качества жизни. Человек, страдающий таким заболеванием, не способен поддерживать нормальные отношения с окружающими, полноценно выполнять свои профессиональные и другие обязанности.
Характеристика биполярного расстройства
Биполярное аффективное расстройство принято относить к эндогенным заболеваниям психики — таким, которые преимущественно обусловлены внутренними факторами. Патология развивается при возникновении дисбаланса нейромедиаторов головного мозга.
БАР проявляется в виде регулярных перепадов настроения, развития неконтролируемой угнетенности, подавленности. Характерно, что пациенты не способны объективно расценивать свое состояние и воздействовать на него усилием воли.
В основном, биполярному расстройству подвержены пациенты молодого возраста (20-30 лет). Возникнув однажды, патология остается с человеком на протяжении всей его жизни.
Достаточно часто БАР остается невыявленным, так как больной не обращается в медицинское учреждение. Также присутствует вероятность неправильной постановки диагноза. Это связано с большим многообразием вариантов болезни.
БАР принадлежит к числу патологий, протекающих с периодическими обострениями, склонных принимать хроническую форму. Несмотря на все сложности, заболевание не является приговором, поскольку поддается эффективному контролю при помощи медикаментов.
Что провоцирует развитие патологии
Точные причины возникновения биполярного расстройства остаются невыясненными. Современные психиатры называют несколько факторов, способных спровоцировать развитие БАР:
Во многих случаях развитие болезни обусловлено не одним из перечисленных факторов, а их совокупностью. Выделяют категорию людей, которые больше других подвержены появлению БАР — меланхолики, личности с повышенным уровнем тревожности, эмоционально неустойчивые лица.
Для биполярного расстройства характерны повторяющиеся эпизоды (фазы) мании и депрессии. Каждая из них длится в течение 3-7 месяцев (иногда, 1 или 2 лет). У многих пациентов депрессивная фаза продолжается дольше.
К симптомам, сопровождающим биполярное аффективное расстройство, принадлежат следующие проявления:
Для каждой фазы характерно нежелание признавать наличие болезни. Между эпизодами присутствуют большие промежутки (от 3 до 5-7 лет). В этот период, именуемый интермиссией, проявления биполярного расстройства отсутствуют. Психика восстанавливается, пациент может вернуться к нормальному образу жизни. Многие начинают плодотворно работать, заниматься семьей и воспитанием детей, приносить пользу обществу.
У некоторых больных интермиссия становится достаточно краткой. После недолгого перерыва такие люди вновь впадают в болезненное состояние. Иногда маниакальная и депрессивная фазы наблюдаются постоянно. В таких случаях они наступают без периодов ремиссии.
Особенности протекания у женщин и мужчин
Как уже было сказано выше, для БАР характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов, присутствующее у пациентов каждого из полов. Согласно статистике, у мужчин заболевание проявляется раньше. Преимущественно первой развивается маниакальная фаза.
Для женщин типично более позднее возникновение симптомов патологии. Как правило, болезнь начинается с депрессии. В дальнейшем такая особенность БАР закрепляется — у мужчин доминируют маниакальные эпизоды, у представительниц слабого пола — депрессивные.
Появление симптоматики биополярного расстройства у женщин часто происходит в период гормональной перестройки, во время месячных, после родов. Нередко ее обострение связывается с наступлением климактерического возраста.
У представителей обоих полов БАР может вызывать осложнения, представляющие угрозу для жизни. Наиболее опасными становятся суицидальные намерения, сопровождающиеся реальными попытками самоубийства.
Согласно статистическим данным, биполярное расстройство часто провоцирует развитие алкоголизма. Гораздо больше зависимости от спиртного подвержены женщины (фиксируется в семь раз чаще, чем у мужчин).
Диагностика и лечение
При подозрении на биполярное расстройство требуется обследование у врача-психиатра, применяющем при проведении диагностики сложные методы. Также берутся во внимание клинические признаки, наличие которые указывает на БАР. Таковыми могут стать органические патологии ЦНС (опухоли, полученные в прошлом травмы, перенесенные операции на головном мозге), заболевания эндокринной системы, зависимость от психоактивных веществ. Кроме этого, учитывается способность или неспособность больного подвергать самокритике состояния, перенесенные в период ремиссии.
Обязательна дифференциальная диагностика. Ее проведение позволяет обнаружить принципиальные отличия болезни от шизофрении, рекуррентной депрессии, личностных расстройств, деменции, различного рода зависимостей.
Лечение БАР состоит из трех основных этапов:
При биполярном расстройстве предусмотрено применение специальных медикаментов (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов, противосудорожных средств). Как правило, поддерживающая терапия назначается пожизненно. При достижении стойкой ремиссии некоторые препараты могут отменяться.
Кроме медикаментозного лечения, проводятся психотерапевтические мероприятия, задействуется фототерапия. Грамотно организованный лечебный курс способствует продолжительным интермиссиям, облегчает социальную адаптацию пациентов.
Научная электронная библиотека
Хамзина Ш. Ш., Жумабекова Б. К.,
2.2. Взаимодействия организма и среды обитания, экологические факторы и их классификации
Экологические факторы – это отдельные элементы среды обитания, которые воздействуют на организмы.
Абиотические факторы – компоненты неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на организм. Их делят на следующие группы:
– климатические факторы (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление и др.);
– геологические факторы (землетрясения, извержения вулканов, движение ледников, радиоактивное излучение и др.);
– орографические факторы, или факторы рельефа (высота местности над уровнем моря, крутизна местности – угол наклона местности к горизонту, экспозиция местности – положение местности по отношению к сторонам света и др.);
– эдафические, или почвенно-грунтовые, факторы (гранулометрический состав, химический состав, плотность, структура, pH и др.);
– гидрологические факторы (течение, соленость, давление и др.).
Иначе абиотические факторы делят на: физические и химические.
Биотические факторы – воздействие на организм других живых организмов.
В зависимости от вида воздействующего организма их разделяют на две группы:
– внутривидовые, или гомотипические, факторы – это влияние на организм особей этого же вида (зайца на зайца, сосны на сосну и т.д.).
– межвидовые, или гетеротипические, факторы – это влияние на организм особей других видов (волка на зайца, сосны на березу и т.д.).
В зависимости от принадлежности к определенному царству биотические факторы подразделяют на четыре основные группы:
– фитогенные факторы – это влияние на организм;
– зоогенные факторы – влияние животных;
– микогенные факторы – влияние грибов;
– микробогенные факторы – влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших).
По типу взаимодействия различают протокооперацию, мутуализм, комменсализм, внутривидовую и межвидовую конкуренции, паразитизм, хищничество, аменсализм, нейтрализм.
Антропогенные факторы – деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).
При этом различают воздействие человека как биологического организма (потребление пищи, дыхание, выделение и т.д.) и его хозяйственную деятельность (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, бытовая деятельность и т.д.). Факторы, связанные с хозяйственной деятельностью человека, называются техногенными.
По характеру изменения во времени экологические факторы подразделяют на три группы.
Регулярно-периодические факторы – это факторы, меняющие свою силу в зависимости от времени суток, сезона года, ритма приливов и отливов (освещенность, температура, длина светового дня и т.д.).
Нерегулярные (непериодические) факторы – это факторы, не имеющие четко выраженной периодичности (наводнение, ураган, землетрясение, извержение вулкана, нападение хищника и т.д.).
Направленные факторы – это факторы, действующие на протяжении длительного промежутка времени в одном направлении (похолодание или потепление климата, зарастание водоема, эрозия почвы и т.д.).
По характеру ответной реакции организма на воздействие экологического фактора различают следующие группы экологических факторов.
Раздражители – факторы, вызывающие биохимические и физиологические изменения (адаптации).
Модификаторы – факторы, вызывающие морфологические и анатомические изменения (адаптации).
Ограничители – факторы, обусловливающие невозможность существования организма в данных условиях и ограничивающие ареал его распространения.
Сигнализаторы – факторы, информирующие об изменении других факторов.
По принципу возможности потребления при взаимодействии с организмом экологические факторы подразделяют на: ресурсы и условия.
Ресурсы – это экологические факторы среды обитания, которые организм потребляет, то есть их количество в результате взаимодействия с организмом может уменьшаться (пища, вода, солнечная энергия, кислород, углекислый газ и т.д.).
Условия – это экологические факторы среды обитания, которые организм не потребляет, то есть их количество не уменьшается, но они могут оказывать влияние на организм (температура, влажность, атмосферное давление, гравитационное поле и т.д.).