что такое абсолютный музыкальный слух
Что такое абсолютный слух
Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».
Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!
Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.
У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)
То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.
Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.
Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».
Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:
МИФ #1
Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё. Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух.
Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…
МИФ #2
Абсолютный слух – это врождённое.
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся. Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?
Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.
Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.
Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)
То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:
И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.
В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.
Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.
«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)
Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.
Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.
Так что же есть, раз чуда нет?
Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.
Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.
Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?
Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.
Что делает курс развития абсолютного слуха?
С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.
Частые вопросы по АС
Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.
Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.
Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.
«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)
Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂
Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.
«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».
А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).
Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.
Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.
Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.
То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.
Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.
А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.
Отрывки из главы «Музыкальный слух». Абсолютный музыкальный слух.
Этот раздел хочется написать по нескольким причинам. Во-первых, есть множество популярных заблуждений, касающихся музыкального слуха. Во-вторых, эта тема напрямую вытекает из предыдущей главы. И, в-третьих, что, видимо и является истиной причиной, мне это просто интересно.
Специально для умников и зануд дам определение музыкального слуха из 6-ти томной музыкальной энциклопедии.
Не очень понятно, правда? Давайте разберемся.
Начнем с распространенных заблуждений. Часто говорят: «У этого человека есть слух, а у этого – нет». Имея в виду музыкальный слух. У всех людей (без патологий органов слуха) отличный слух от природы, очень точный и тонкий. У некоторых людей какие-то аспекты слуха развиты чуть лучше, у других – чуть хуже. Но все люди понимают речь, а основа восприятия речи – это тембральный, интонационный слух, один из самых главных и для музыкантов. Звуки «А» и «О» отличаются только тембром, обертонами, формантами. Все люди легко их различают. Также есть огромное количество людей, китайцев, скажем, которые говорят на многотоновых языках, то есть на тех, где одно и то же слово, сказанное на разной высоте звука, обозначает совершенно разные вещи. Значит можно допустить, что у всех китайцев, вьетнамцев и других восточных товарищей прекрасный музыкальный слух. Но европейцы не хуже китайцев! Вспомним Галатею в «Пигмалионе» Бернанда Шоу. Все люди узнают любимые мелодии, памятные им с детства. Короче говоря – все люди обладают хорошим слухом, музыкальным в том числе. Просто у разных людей что-то развито лучше, что-то хуже. У меня, скажем, приличный относительный и интонационный слух, абсолютный слух, но значительно менее выраженный полифонический, гармонический, с чувством ритма вообще беда. Что не мешает мне прослушивать самую разнообразную музыку, получая удовольствие, и самому музицировать.
Второе очень распространенное заблуждение, что абсолютный музыкальный слух – самый лучший и идеальный. Ответственно могу сказать – это не так, он даже часто мешает. Вообще говоря, абсолютный слух – просто умение слышать музыку нотами, врожденное умение, то есть проявляющееся тогда, когда ребёнок уже выучил ноты. Ну и что с того, что ты знаешь, что «Союз нерушимый республик свободных…» поется на «соль-до-соль-ля-си-ми-ми-ля…», что это тебе дает? Почти ничего.
Итак, рассмотрим отдельные виды музыкального слуха чуть более подробно.
Под абсолютным музыкальным слухом обычно понимают умение (чаще всего врожденное) человека слышать мелодию, музыку нотами. Имеется в виду автоматическое, подсознательное восприятие мелодии в виде последовательности звуков 12-ти нотного равномерно-темперированного строя. Человек при этом не сравнивает ноты с другими, а слышит название нот автоматически. Здесь сразу возникает несколько вопросов, что делать с человеком, который не владеет музыкальной грамотой? Или что делать с индийцами и прочими ребятами, которые играют музыку в 22-х нотном нетемперированном строе? К тому же любой человек знает, что одни звуки – высокие, другие – низкие, просто некоторые умеют различать эти высоты точнее. Есть еще вопросы, касающиеся сложных звуков, с большим количеством обертонов, как человек с абсолютным слухом определяет высоту нот?
Общие соображения и история
Современные исследователи полагают, что термин «абсолютный музыкальный слух» возник не ранее XIX века, возможно, его ввел в обиход немецкий музыковед и физик Г. Риман. Сам строй, 12-ти нотный равномерно-темперированный родился где-то в XVII веке. Классически его возникновение связывают со временем выхода «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, что спорно. Современники отмечали прекрасный, уникальный слух Моцарта, говорили, что он может узнать музыкальную ноту в сложных аккордах, звоне бокала, бое часов. То, что Моцарт был великим не вызывает сомнения.
Некоторое время назад считали, что абсолютный слух связан с памятью человека, с его способностью запоминать звуки. Сейчас эта точка зрения не очень распространена, считается, что абсолютный слух – свойство сенсорной системы, системы слуха человека. Каждый звук, слышимый человеком, раскладывается на спектр обертонов и воспринимается мозгом как двумерная матрица, с четко выделенными отдельными частотами. То есть, чисто теоретически, любой человек должен обладать абсолютным музыкальным слухом, ведь нервные клетки слухового аппарата, внутренние и наружные волосяные клетки настроены на определенные, выделенные частоты звука, точнее – на некоторый узкий диапазон частот, полосу. Однако это не так, видимо, абсолютный слух не очень нужен для человека, как для вида, представителя животного мира. Ему более полезно воспринимать не то, на какой основной частоте произносится звук «А» или «О», а то, с какой интонацией это говорится, как повышается и понижается голос в процессе разговора, независимо от того, говорит это женщина, старик или ребенок. То же относится и к музыке. Нам не важно, с какой ноты начинает петь музыкант, нам нужно, чтобы он пел «чисто», то есть «правильно» ОТНОСИТЕЛЬНО первой ноты, то есть нам важен больше относительный слух.
Может сложиться мнение, что абсолютный слух не важен для музыканта, даже – вреден. Такое мнение имеет право на существование. Музыкант, у которого нет абсолютного слуха, легко исполняет мелодию, начиная с любой ноты, даже – с частоты звука, которую нельзя приписать ни к какой ноте. При этом музыкант полностью сосредоточен на самой мелодии и на гармонии, ничто его не отвлекает. Человек с абсолютным слухом слышит название нот, автоматически. Зачем ему это знание при исполнении ноктюрна Шопена? Незачем. Но это еще полбеды. Известно, что сейчас нота ля 1-й октавы настраивается на 440Гц. Скрипачи настраивают чуть выше – на 445Гц., звук в процессе исполнения произведения «сползает», колки раскручиваются. Раньше, например, во время Страдивари, инструменты настраивали почти на полтона ниже, то есть произведения исполнялись просто в другой тональности! А это очень важно для скрипок! Ведь резонансные частоты дек тончайшим образом подбирались скрипичных дел мастерами! Многие музыканты с абсолютным слухом испытывают дискомфорт от игры на инструментах, настроенных на четверть тона ниже-выше. То есть, можно предположить, что абсолютный слух вреден, или, по крайней мере не полезен.
Однако, не все так просто. С.И. Танеев пишет, что для него каждая нота имела свою «физиономию», свою индивидуальность. Это перекликается с воззрениями индийцев (и других восточных товарищей) о том, что каждая нота имеет свою эмоцию, свой цвет. Я, например, ассоциировал каждую отдельную ноту с определенным цветом и «холодом-теплотой». Нота ДО была белой прохладной, РЕ – коричневой теплой, МИ – лимонно желтой горячей, СОЛЬ – изумрудно зеленой нейтральной температуры. То есть при прослушивании музыки возникали дополнительные образы и ощущения, которые не возникают у людей без абсолютного слуха. С годами, правда, эти ощущения ослабевают, зато добавляются новые, от прослушивания музыки в других музыкальных строях.
Особенности и характеристики абсолютного слуха
Человек воспринимает высоту звука в основном по гармоникам основного тона. Когда гармоники выходят за пределы слышимого диапазона звуков или разница их частот становится меньше «частотного фильтра» соседних волосковых клеток слухового аппарата, человек перестает воспринимать точно высоту звуков. Так, начиная с примерно 5 тыс. Гц люди с абсолютным слухом не могут понять какая нота взята на инструменте. Примерно в этом диапазоне и заканчивается клавиатура рояля, что не случайно, видимо.
Остановимся на более понятных для автора (физика по образованию) вещах.
Часто абсолютный слух музыканта имеет четкую привязку к «своему» инструменту, к определенному тембру звучания. Скрипач может с поразительной точностью настроить без камертона свой инструмент, а определить с такой же точностью высоту ноты рояля не может. Еще сложнее бывает определить высоту сложных звуков, богатых обертонами, не кратными первой гармонике звука (например – звука колокола).
Человек способен различать звуки (два звука), отличающиеся по высоте примерно на 1-5 центов (цент – одна сотая полутона), то есть изначально человек (ребенок) может легко различать звуки, незначительно отличающиеся по высоте. Обучение музыке формирует «жесткую слуховую шкалу», «сваливая» отличающиеся по высоте звуки к той или иной ноте 12-ти нотного звукоряда. Н.А. Гарбузов в своих исследованиях показал, что, как правило, человек, обладающий абсолютным музыкальным слухом, ассоциирует звук в диапазоне (в зоне) +\- 15-30 центов и более с определенной нотой. Эта зона (30-60 центов, практически пол-тона) очень большая по сравнению с тем, как слышит разницу между двумя звуками человек с относительным слухом (1-5 Центов). Звуки не обязательно должны быть взяты вместе, человек удерживает предыдущий звук в мелодии в памяти достаточно долго для точного сравнения двух и более звуков, при этом работает относительный и мелодический слух.
Некоторые исследователи, например, Бережанский, отмечают принципиальное значение ладовой организации слуха. То есть человек с абсолютным или относительным слухом воспринимает ноты лишь в рамках определенной ладовой системы. Хотя, в целом, с таким подходом можно согласиться, человек с абсолютным слухом может получать удовольствие от прослушивания музыки с непривычной ладовой структурой (например, индийской 22х нотной музыкой) или с выделенными и явными микротоновыми интервалами (например, в некоторых песнях группы «Дорз») или в произведениях (прекрасных произведениях!), где вообще ладовую структуру сложно определить: фри-джаз, произведения Губайдуллиной, Кейджа и др. Однако, нельзя отрицать, что ладовое чувство (одно из важнейших свойств музыкантов) у людей с абсолютным (+относительным) и просто относительным слухом существенно отличается. Люди с абсолютным слухом воспитывают в себе восприятие моноладотонального ступеневого качества звука, люди с относительным слухом – полиладотональное интервальное чувство. Грубо говоря, люди только с относительным слухом учатся воспринимать музыку в любых тональностях, обращая большее внимание на то, как звучат интервалы и аккорды. Люди с абсолютным слухом могут достигать невероятной музыкальной выразительности, играя лишь в одной определенной тональности. При этом каждая отдельная нота в этой тональности будет строго индивидуальна и иметь свой смысл. Об этом, в частности, пишет и большой индийский музыкант Рави Шанкар. Он говорит, что не всегда следует учить детей играть на инструментах в разных тональностях, иногда полезно попытаться достичь глубокого понимания каждой из нот, нюансов их взаимодействия, в рамках одной тональности, лада. Тем более, что у индийцев очень много нот по сравнению с европейцами – 22. Безусловно, это является проблемой для преподавателей музыки в музыкальной школе. Нельзя учить детей с сильно отличающимися видами слуха одинаково, это может нарушить их гармоничное развитие. Впрочем, такое же замечание относится к преподаванию вообще любых дисциплин. Выбор учителя, выбор Гуру для ученика –событие, определяющее всю последующую жизнь человека, как считают индийцы.
Характерными особенностями абсолютного слуха являются: его относительно малая распространенность, обнаружение его в детском возрасте и практическая невозможность наблюдения фазы его формирования, существование активного и пассивного абсолютного слуха, довольно низкая звуковысотная чувствительность, привязка к конкретному строю (например, к 12ти нотному или к 22х нотному)
Статистика показывает, что в среднем среди всех людей обладателями абсолютного слуха являются около 1%. Среди музыкантов 6-7%. Обычно считается, что абсолютный слух является врожденным. Его раннему проявлению мешает принципиальная полиладотональность нашего равномерно-темперированного строя, то есть в массе своей совершенно неважно в какой тональности будет исполнено произведение. Также влияет и то, что первые музыкальные произведения, с которыми сталкивается ребенок, являются песнями, колыбельными, и они исполняются без привязки к конкретной тональности. При обучении музыке абсолютный слух сразу проявляется. Интересной особенностью является и то, что абсолютный слух часто сочетается с хорошим интонационным, тембральным слухом. Многие талантливые дети с абсолютным слухом (Моцарт, Сен-Санс) легко узнают ноты в условно-музыкальных звуках: в гудке автомобиля, жужжании пчелы. Эти звуки имеют очень сложный тембр, они являются практически не-музыкальными.
Некоторые музыканты считают, что абсолютный слух появляется в результате развития относительного слуха, однако научной или статистического подтверждения этому нет. Можно улучшить чувствительность слухового аппарата к абсолютной высоте звуков, но автоматического, подсознательного ощущения названий нот достигнуть не удается. У многих детей абсолютный слух остается непроявленным, пассивным, если ребенок вообще не встречал хорошо настроенных инструментов и не возился с ними, или если его слух искалечили принципиально полиладотональным обучением.
При обучении детей с абсолютным слухом у них (детей) иногда возникают проблемы с формированием «интервальных представлений». Для детей с относительным слухом интервал до-соль является просто квинтой, для ребенка с абсолютным слухом – сочетанием нот до и ноты соль. То есть иногда абсолютный слух тормозит развитие некоторых музыкальных способностей, хотя проблема и не является критичной для музыкантов.
Люди, обладающие абсолютным слухом, часто совершают ошибки при определении высоты звука. Ошибки бывают, по крайней мере, двух типов. Когда «абсолютчик» ошибается на октаву, кварту или квинту, его явно смущает привязка конкретной ноты к определенной ладотональности. Ладотональность может меняться, меняется и роль конкретной ноты в этой ладотональности. Вступает в противоречие ладовое чувство и природная чувствительность к высоте отдельных звуков. С точки зрения психоакустики, объяснить это можно путаницей в первых гармониках звука. Другой тип ошибки при определении названия ноты связан с ошибками на малую секунду. Такие ошибки объясняются тем, что вначале привязка звуков к нотам (названиям нот) происходит для диатоники, «белых клавиш» (у пианистов). Хроматические ноты воспринимаются как промежуточные и не имеют столь сильно выраженного отдельного чувства. Я могу подтвердить это на собственном примере. Все белые ноты рояля и только одна черная – си-бемоль имеют ярко выраженную индивидуальность. Остальные звуки воспринимаются как промежуточные. Хотя… Фа-диез, ми-бемоль, до-диез… Короче говоря, не все так просто. Как интересное свойство многих «абсолютчиков»-пианистов можно отметить, что узнавание черных клавиш происходит раньше (иногда – гораздо раньше), чем в голову придет название ноты. Дело здесь, видимо, в привязке нот к определенному ладу, просто в голове происходит разделение на «свой-чужой».
Обычно люди, обладающие абсолютным слухом, совершают до 15% ошибок при определении названия ноты на своем инструменте в регистре первой октавы. Очень важную роль при этом играет и привычный, «родной» тембр звуков и нот. При повышении или понижении высоты звука или при использовании звуков непривычных тембров процент ошибок возрастает. Выше 5 кГц ухо человека неспособно распознать музыкальный звук как отдельную ноту определенной высоты
В среднем, считается, что «абсолютчики» верно определяют автоматически 60-70% звуков, нот. Однако эти значения у разных исследователей обладателей абсолютного слуха разнятся, дело, видимо, в том, что людей с абсолютным слухом немного, и они находятся в разной стадии развития своего слуха. Можно воспитать с помощью длительных тренировок способность определять название ноты без привязки к другим известным заранее нотам, без «внутреннего пропевания», особенно, если тренировки происходят с использованием лишь одного инструмента. Однако, при этом время определения названия каждой ноты будет 5-15 секунд и более и точность определения будет 30-80%. «Абсолютчики» определяют названия ноты в среднем за 0.4-0.7 секунды. Название ноты как бы всплывает в голове без всякой аналитики.
Практика показывает, что люди с абсолютным слухом чаще всего имеют и приличный интонационный, тембральный слух. Возможно, это связано с тем, что у «абсолютчиков» реализована принципиальная возможность слухового аппарата человека слышать абсолютную высоту звука, повышена чувствительность восприятия отдельных частот звука волосяными клетками и, как следствие, усилена способность к восприятии совокупности отдельных частот, обертонов, тембра звука. А ведь именно эта особенность и называется тембральным или интонационным слухом. Интонационный слух очень важен для музыканта.
Абсолютный слух не способствует развитию мелодического и относительного слуха. Но, при правильной организации обучения, и не мешает. Мелодия для «абсолютчиков» состоит не из интервалов, а из отдельных нот. Те же замечания можно отнести и к полифоническому и гармоническому слуху. «Абсолютчики» аккорды воспринимают состоящими из нот, а не из интервалов.
При прослушивании импрессионистской музыки или непривычной уху музыки (например, индийской), она может восприниматься целостно, не аналитически, возникают разные эмоции, краски и другие чувства, но логический блок практически не работает. У некоторых музыкантов и/или детей это выражается, в частности, в том, что после концерта правое ухо становится красным и горячим, левое остается прежним по форме, содержанию и температуре. Если же на занятиях по сольфеджио или гармонии детям дают задание написать диктант или проанализировать последовательность аккордов, гармоний, то это является чисто логической задачей для обладателей абсолютного слуха, такой же, как решение уравнения или задач по физике. Если долго решать задачки по математике (на экзаменах, при участии в олимпиадах) или музыкальной гармонии, то у математиков, музыкантов начинает «гореть» левое ухо, правое остается прежним. Выглядит это довольно забавно. Впрочем, это не «чистый эксперимент», он основан на очень небольшой статистической выборке. Пусть ученые психоакустики разбираются с этим феноменом подробнее сами.