что такое абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм (англ. abstract expressionism ) – стиль живописи, который возник и распространился в 1940-е годы в США. Помимо искусствоведческого названия, течение приобрело ряд имен: живопись действия, живопись цветовых полей, живопись жеста, искусство хаоса и даже «каляко-маляковая школа живописи». Понятие абстрактного экспрессионизма охватывало направления абстрактной живописи и скульптуры, разнообразные по стилям и техникам, и применялось к работам художников, целью творчества которых являлось спонтанное выражение подсознания в хаотической форме. Девизом авторов нового вида искусства стала » свобода от всего «: правил, формализма, логики, традиционных канонов живописи, правил применения цвета и композиции. Рисовали быстро, размашисто и на больших полотнах, капали и расплескивали краски до полного выражения собственных чувств и эмоций.
Возникновению и популярности картин абстрактного экспрессионизма способствовал ряд объективных факторов. В первую очередь, эмиграция европейских художников, которые спасались в США от тоталитарных режимов и ужасов Второй мировой войны. Да и сами американцы, едва оправившиеся после Великой депрессии, искали относительно безопасный и аполитичный способ выплеснуть накопившееся социальное и эмоциональное напряжение. Новое абстрактное искусство стало энергичным, мятежным, гротескным, анархическим, а главное – безопасным для показа. А еще доступным каждому, ведь произведением искусства рисковала стать каждая из поделок последователей нового направления, даже непрофессионалов живописи.
Главный творческий принцип абстрактного экспрессионизма – использовать спонтанное, автоматическое нанесение красок на холст под влиянием настроения, эмоций, внутренних ощущений художника. Поток краски на полотно символизировал и материализовал выход радости, страсти, гнева, страха. Этот выход не ограничивался ни размерами холста, ни логикой, ни канонами искусства. Техники письма применялись нестандартные и неожиданные: разливание красок из банок, разбрызгивание из пульверизатора, накладывание шпателем, рисование взмахами кисти, закрашивание большого участка одним цветом. Художники вводили в картины и элементы реальности: элементы коллажа, правильные геометрические линии и фигуры, узнаваемые объекты, которые вместе не давали целостную и очевидную картину. Палитра могла быть черно-белой или пугать буйством красок и сочетанием цветов без эстетических ограничений. Готовая картина не претендовала на оценочные суждения, она требовала от зрителя понять внутреннее состояние художника, почувствовать выражаемые эмоции. Форма как символ логики противопоставлялась цвету как символу подсознания.
Картины абстрактного экспрессионизма : «Электрическая ночь» 1946, «Полная морская сажень» 1947, «Композиция с красными штрихами» 1950, «Красный, черный и серебряный» 1956 Джексона Поллока, «Открытая дорога» 1950, «Женщина» 1952, «Новости Готэма» 1955, «Задний двор на Десятой улице» 1956, «Вилла Боргезе», 1960 Виллема де Кунинга, «Божья коровка», 1957, «После дождя» 1976 Джоан Митчелл, «Посвящение Босху» 1973 Евгения Михнова-Войтенко, «Многообразие», 1948, «Оранжевый, красный, желтый» 1961 Марка Ротко.
Современное искусство
Абстрактный экспрессионизм
Абстрактный экспрессионизм передавал эмоции художников. В этой части узнаем, что стоит за хаотичными мазками и брызгами.
1. Норман Льюис. Джазовые музыканты, 1948
2. Франц Клайн. Черничные глаза, 1960
3. Адольф Готлиб. Без названия, 1968
4. Барнетт Ньюман. Дионисий, 1949
5. Ибрам Лассо. Богиня Каннон, 1952
6. Исаму Ногучи. Мать и ребенок, 1947
Поговорим об абстрактном экспрессионизме — первом самостоятельном направлении американских художников, с которого мы договорились отсчитывать начало современного искусства.
Что же такое абстрактный экспрессионизм 👇
⚡️ Главная цель — передача эмоционального содержания. Абстрактный экспрессионизм всегда вступает в отношения со зрителем, вызывает в нем эмоциональную реакцию — и передает эмоции художника.
🎨 Полная свобода техники исполнения. Картины пишутся на крупных полотнах, в них нет ярко выраженной композиции. Иррациональное творчество, основанное на импровизации.
❓ В чем новизна абстрактного экспрессионизма. Конечно, абстрактная живопись появилась еще в начале 20 века в Европе — это Казимир Малевич, Василий Кандинский, Пит Мондриан и их последователи. Но европейские художники искали новые границы искусства, открывали высшие сферы. Они описывали свои рациональные идеи в теоретических работах.
🆕 Американцы не любили теоретизировать, им просто хотелось выплеснуть свои эмоции.
* Впервые термин «абстрактный экспрессионизм» употребил искусствовед Альфред Барр еще в 1929 году, говоря о картинах Кандинского. Но тогда он не прижился.
🕔 Что на него повлияло. Сюрреализм и его «психологический автоматизм» как средство художественного самовыражения. А еще примитивное искусство коренных индейцев — равнодушное к композиции и правилам перспективы, зато с яркой декоративностью и ритмичностью.
🔷 Направления абстрактного экспрессионизма
➿ Живопись действия. Норман Льюис, Джексон Поллок, Ли Краснер, Виллем де Кунинг, Франц Клайн.
🟧 Живопись цветового поля. Марк Ротко, Адольф Готлиб, Барнетт Ньюман.
🗿 Скульптура. Дэвид Смит, Ибрам Лассо, Исаму Ногучи.
1. Женщина Луна, режущая круг, 1923
2. Маска, 1941
3. Круг, 1941
4. Номер 3, 1948
5. Номер 8, 1949
6. Номер 1 (Лавандовый туман), 1950
7. Роспись на индийском красном фоне, 1950
8. Номер 11 (Синие шесты), 1952
9–10. Джексон Поллок за работой
Познакомимся с Джексоном Поллоком — одним из самых известных представителей абстрактного экспрессионизма. Он придумал технику дриппинга, выражающую идеи живописи действия.
😡 У Джексона Поллока был трудный характер. Он родился в большой семье с четырьмя братьями, часто дрался в детстве — вырос замкнутым, нелюдимым и сильно пьющим человеком.
🖼 Поллок начинал с фигуративных картин, но искал что-то свое. Для этого он увлекался шаманскими техниками индейцев, достигая нужного состояния с помощью алкоголя и громкой музыки. В 1945 году Поллок женился на известной художнице Ли Краснер. Та опекала его и создавала все условия для работы. Когда в конце 40-х Поллок нашел свой метод — дриппинг, то перестал пить на несколько лет.
*Первым талант Поллока разглядел Пит Мондриан и рассказал о нем Пегги Гуггенхайм, известной меценатке и коллекционерке произведений искусства.
🩸 Дриппинг — буквально «капельная техника». Поллок бегал вокруг холста, расстеленного на полу, брызгал и капал краску всем подряд — палочками, кистями, лил прямо из банки. Если всмотреться в его огромные полотна, можно уловить ритм — возможно, это музыка, которую слышал художник во время работы, или та, что живет внутри самого зрителя.
🥃 Через несколько лет запал Поллока иссяк. Он пытался опять найти что-то новое, но не сумел и снова начал пить. Это закончилось трагедией: в 1956 году он пьяным врезался в дерево. В машине были его любовница и ее подруга, которая погибла вместе с Поллоком.
1. Вход в метро, 1938
2. Медленный водоворот на краю моря, 1944
3. Мультиформ, 1948
4. Номер 7, 1949
5. Белый центр, 1950
6. Номер 61 (Ржавый и голубой), 1953
7. Без названия, 1958
8. Без названия (Красно-коричневый, черный, зеленый, красный), 1962
9. Композиция 29, 1963
10. Марк Ротко
Теперь поговорим о Марке Ротко, представляющем второе крупное направление абстрактного экспрессионизма — живопись цветового поля.
Давайте с ним познакомимся 👇
👦 Родился в Литве в 1903 году. Через десять лет его семья переехала в США. Марк очень хорошо учился, поступил в Йельский университет, даже всерьез планировал стать инженером. Грант оплачивал только первый год, а потом Марку пришлось работать в прачечной, чтобы платить за обучение. В итоге университет он бросил — отчасти потому, что занятия казались ему скучными.
🖼 Тоже начинал с живописи, сохраняющей сходство с реальными объектами (фигуративной). В некоторых ранних работах есть черты сюрреализма. Но постепенно Ротко отошел от формы и геометрии — и сосредоточился на цвете.
🟪 Считал, что цель художника — выразить сложные понятия простым языком. Цвет для этого прекрасно подходит: он должен захватить зрителя и заставить его пережить новый духовный опыт.
😶 Терпеть не мог объяснять свои картины — в отличие от своих предшественников, европейских авангардистов. Ротко считал, что за многословными манифестами уходит суть искусства — художник либо может создать произведение, которое живет и дышит, либо нет.
🙅♂️ Не относил себя к абстрактному экспрессионизму и вообще был против таких градаций. Искусство второй половины 20 века очень условно делится на направления, и Ротко это прекрасно понимал.
📏 Был очень требователен к галереям. Чтобы его картины работали, ему было важно, какие в галерее свет, цвет стен, количество картин и расстояние до зрителя. Перфекционизм воплотился в Капелле Ротко в Хьюстоне: здесь художник все сделал так, как ему было нужно.
Как понять картины, которые не поддаются логике: Что такое абстрактный экспрессионизм
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эти акты самовыражения часто были наполнены страхом и агрессией, отражая широко распространённые тревоги и травмы в обществе после войны и желание убежать от реальности в более высокую сферу. От жестикуляционной картины Джексона Поллока и Хелен Франкенталер до дрожащего эмоционального резонанса Марка Ротко мы рассмотрим пять самых глубоких картин, которые определили абстрактный экспрессионизм. Но сначала давайте вспомним историю, которая проложила этот путь.
В начале ХХ века Европа была бурлящим эпицентром международных художественных тенденций, но всё это должно было измениться. Революционные идеи из Европы начали распространяться в США в течение 1930-х годов, сначала через серию обзорных выставок, которые прославляли авангардизм, включая дадаизм и сюрреализм, а затем последовали персональные презентации художников, включая Пабло Пикассо и Василия Кандинского. Но именно тогда, когда художники начали эмигрировать из Европы в Соединённые Штаты во время войны, включая Ганса Гофмана, Сальвадора Дали, Аршила Горьки, Макса Эрнста и Пита Мондриана, их идеи действительно начали обретать силу.
Наиболее влиятельным оказался немецкий художник Ганс Гофман. Работая бок о бок с Пабло Пикассо, Жоржем Браком и Анри Матиссом, он имел хорошие возможности для распространения свежих идей по всему континенту. Сюрреалистическое искусство Макса Эрнста и Сальвадора Дали, сосредоточенное на выражении внутреннего ума, также, несомненно, повлияло на возникновение абстрактного экспрессионизма.
Наряду с этими влияниями из Европы, в Соединённых Штатах многие художники, ставшие абстрактными экспрессионистами, начали свою карьеру, рисуя крупномасштабные фигуративные, публичные художественные фрески под влиянием Соцреализма и регионалистского движения. Этот опыт научил их, как создавать искусство, основанное на личном опыте, и дал им навыки работы в огромных масштабах. Джексон Поллок, Ли Краснер и Виллем де Кунинг были одними из первых, кто создал новый бренд амбициозной, выразительной американской живописи, оказавшей огромное влияние сначала в Нью-Йорке, а затем распространившейся по всей территории Соединённых Штатов. К концу 1940-х годов все взоры были устремлены на США, где смелый и новый стиль искусства говорил о неизведанном творчестве и свободе, мощном эмоциональном самовыражении и заре новой эры.
1. Джексон Поллок
Работа знаменитого нью-йоркский художника Джексона Поллока «Жёлтые острова», 1952 года, олицетворяет новаторский стиль художника «экшн-живописи», нить абстрактного экспрессионизма, которая вовлекала в своё создание все силы художника, тесно связывая его с перформансом. Эта работа принадлежит к серии «black pourings» Поллока, в которой он наносил капли разбавленной краски на холст, лежащий плашмя на полу, двигая руками, создавая серию ритмических узоров. Краска выстраивается в ряд сложных и запутанных паутинных сетей, которые накладываются друг на друга, создавая глубину, движение и пространство.
Работа, выполненная непосредственно на полу, позволила Поллоку обойти картину, создав пространство, которое он назвал «ареной». В дальнейшем в отличие от более ранней работы художник применил хитрый ход, подняв холст вертикально, чтобы позволить краске стекать в центр, тем самым создавая глубину и текстуру.
2. Ли Краснер
«Пустынная луна» американского художника Ли Краснер, 1955 года, была сделана как одна из серии смешанных работ, которые объединили коллаж и живопись в единые образы под влиянием европейских идей в кубистическом и дадаистском искусстве. Как и многие абстрактные экспрессионисты, Краснер была склонна к саморазрушению, и она часто рвала или разрезала старые картины и использовала сломанные фрагменты для создания новых образов. Этот процесс позволял ей сочетать чистые линии и белые полосы порезанных или порванных краёв с жидкими и липкими живописными знаками.
Ли также любила поразительное визуальное воздействие, которое можно было создать, объединив резкие цветовые контрасты – в этой работе зритель может наблюдать сердитые, острые осколки чёрного, ярко-розового и сиреневого цветов, проносящиеся по радужно-оранжевому фону, уложенные в игривой и импровизированной манере, чтобы создать живой динамизм и движение.
3. Виллем де Кунинг
В Композиции Виллема де Кунинга 1955 года выразительные мазки и куски краски переплетаются в дикий шквал интенсивной деятельности. Как и Поллок, де Кунинга прозвали «художником действия» из-за его неистовых, хаотичных и размашистых мазков, которые вызывают энергичное движение, участвующее в их создании. Эта работа символизировала зрелую фазу его карьеры, когда он в значительной степени отказался от своих ранних кубистических структур и женских фигур в пользу более текучей и экспериментальной абстракции.
Реальность полностью оставлена для импровизированной игры цвета, текстуры и формы, вызывая внутренние, охваченные страхом эмоции художника. В этой работе де Кунинг также интегрировал песок и другие зернистые вещества в краску, чтобы придать ей более висцеральное, мускулистое тело. Это также придаёт картине текстуру, которая выступает наружу из холста в пространство за его пределами, ещё больше подчёркивая агрессивный и конфронтационный характер работы.
4. Хелен (Элен) Франкенталер
Американская художница Хелен (Элен) Франкенталер в своей работе «Природа не терпит пустоты» (1973 год) демонстрирует чувственно струящиеся ручейки чистого цвета, которые определили её практику. Известный как абстрактный экспрессионист «второго поколения», Хелен работала под сильным влиянием Джексона Поллока, она тоже работала с холстом, лежащим на полу, заливая водянистые проходы акриловой краски прямо на сырой, незагрунтованный холст. Это позволило акриловой краске глубоко впитаться в ткань и образовать интенсивные лужи яркого цвета, наполненные эмоциональным резонансом.
Оставление холста сырым придавало её картинам лёгкую и воздушную свежесть, но также подчёркивало плоскостность нарисованного объекта, перекликаясь с идеями американского искусствоведа Клемента Гринберга, который утверждал, что истинные художники-модернисты должны сосредоточиться на «чистоте» и телесности нарисованного объекта.
5. Марк Ротко
Одна из самых известных картин эпохи абстрактного экспрессионизма, «Красный на тёмно-бордовом» Марка Ротко, 1959 года, пропитана интенсивным цветом и задумчивой драмой. В отличие от Поллока и де Кунинга, Ротко принадлежал к ветви абстрактных экспрессионистов, которые были больше озабочены передачей глубоких чувств в тонких цветовых схемах и выразительных пассажах краски. Марк надеялся, что его дрожащие мазки и тонкие завесы цвета, нарисованные на холстах размером со стену, смогут превзойти обычную жизнь и поднять зрителя в более высокую, духовную сферу возвышенного, как это было под влиянием атмосферных эффектов в искусстве эпохи романтизма и Возрождения.
Эта картина была сделана как часть серии, известной как Фрески Сигрэма, которые первоначально были разработаны для ресторана Four Seasons в здании Mies van Der Rohe’s Seagram в Нью-Йорке. Ротко основал цветовую гамму серии Seagram на вестибюле Микеланджело в Лаврентьевской библиотеке во Флоренции, которую он посетил в 1950 и 1959 годах. Там его охватило мрачное и всеохватывающее чувство клаустрофобии, которое оживает в мрачной и таинственной атмосфере этой картины.
Наследие абстрактного экспрессионизма простирается далеко и широко, продолжая формировать большую часть современной художественной практики. На протяжении 1950-60-х годов движение цветового поля выросло из абстрактного экспрессионизма, распространив идеи Марка Ротко вокруг эмоциональных резонансов цвета на более чистый, как показали гладкие, минимальные картины Барнетта Ньюмана «Молния» и скульптурные колонны радужного цвета Энн Трутт.
Абстрактный экспрессионизм был в значительной степени заменен минимализмом и концептуальным искусством в 1970-х годах. Однако в 1980-х годах неоэкспрессионистское движение в Европе и США, возглавляемое немецким художником Георгом Базелицем и американским художником Джулианом Шнабелем, сочетало абстрактную живописность с повествовательной фигурацией. Грязная, выразительная живопись снова вышла из моды в 1990-е годы, но в сегодняшней сложной области современного искусства различные подходы к живописной абстракции и выражению более распространены и популярны, чем когда-либо. Вместо того чтобы сосредотачиваться исключительно на внутренней работе ума художника, многие из самых выдающихся современных экспрессивных художников сочетают жидкую и водную краску со ссылками на современную жизнь, преодолевая разрыв между абстракцией и представлением. Примерами могут служить эротические, полу-фигуративные абстракции Сесили Браун и странные, преследующие миры Марлен Дюма, населённые причудливыми и тревожными сценариями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Все об абстрактном экспрессионизме
Абстрактный экспрессионизм
Манифест Марка Ротко 1943 года, который объясняет абстрактный экспрессионизм:
• Искусство для нас — путешествие в неизведанный мир.
• Наша функция как художников — заставить зрителя видеть мир нашими глазами.
• Мы за огромные форматы работ, потому что они обеспечивают эффект. Мы хотим переизобрести живопись. Мы за плоские формы, потому что они разрушают иллюзию [объема] и обнажают правду.
• Для нас важны только трагические и вневременные темы.
Джексон Поллок в своей мастерской кружит вокруг расстеленного на полу холста. В зубах у него сигарета, а в руках — краска, он ее выплескивает прямо на холст, тут же хватает другую банку, льет краску из нее, быстро перемещается к другому краю полотна, оставляет там россыпь брызг и бросается дальше — швырять и расплескивать цвет.
Джексон Поллок за работой
Из этих «танцев» потом появится искусство перфоманса, а сами работы Поллока станут символом абстрактного экспрессионизма — художественного движения, расцветшего в США 1940-х — середине 50-х. Именно тогда Нью-Йорк стал мировой столицей искусства: незадолго до Второй мировой волны многие представители ведущего тогда художественного течения — сюрреализма — эмигрировали из Европы в Новый Свет и перевезли туда же авангард художественной мысли.
Их идеи попали на благодатную почву и стали основой для нового направления: абстрактные экспрессионисты целью своего творчества вслед за сюрреалистами объявляли исследование и высвобождение подсознания. Делали это они с помощью отказа от реалистических форм и создания абстрактных живописных произведений огромных размеров.
«Меня интересует только передача главных эмоций — страдания, экстаза, ужаса и так далее — и то, что многие плачут, когда видят мои работы, говорит о том, что у меня это получается. Те, кто рыдают перед моими картинам, испытывают те же религиозные ощущения, что и я во время работы над ними».
Марк Ротко
Поллок не думал о реакции зрителя на свои работы — она могла быть какой угодно. Другой знаменитый абстрактный экспрессионист Марк Ротко, наоборот, старался добиться вполне определенного эффекта: в своих произведениях он через цвет пытался передать религиозные переживания. С полотнами Ротко надо оставаться один на один, они должны приковывать все внимание зрителей — по этой причине художник отказывался участвовать в групповых выставках, говорил, что для общения с его работами музеи не совсем подходят, и мечтал построить в США сеть специальных часовен и выставляться там. Возведена была, правда, только одна капелла в Хьюстоне, в которой расположились 14 работ Ротко, почти монохромно-черных, символизирующих остановки на крестном пути Христа. Капеллу до сих пор используют представители всех религий — видимо, художнику удалось передать универсальное переживание божественного.
«Меня не интересует избавление от предметности и «абстракция» сама по себе, так же как и восприятие картины только так дизайна, формы, линии или цвета. Я могу вкладывать в живопись гораздо большее — драму, злость, боль, любовь, фигуры, идеи о пространстве. Через ваши глаза все это снова становится эмоциями или мыслями».
Виллем де Кунинг
В работах главного, после Полока, абстрактного экспрессиониста видны истоки всего художественного движения — кубизм, сюрреализм, экспрессионизм и даже наследие Рубенса и Рембрандта. Последними художник вдохновлялся для создания знаменитой серии «Женщин», в которой он разрушает не только представление о том, как должна выглядеть классическая картина, но и экспериментирует с женскими героями: в отличие от традиционных для живописи образов, его героини — не пассивные красавицы, а агрессивные и угрожающие создания.
Минимализм
Главная их цель — позволить зрителю по-новому пережить пространство, почувствовать его реальность и собственное в ней присутствие. Для воплощения этой идеи они выходят за грани плоскости и создают скульптуры, как правило, простые геометрические формы. Произведения минималистов предполагают активность зрителя — тому стоит исследовать их со всех сторон: акт познания становится инструментом получения опыта.
Художественным методом одного из главных минималистов — Дональда Джадда — стала повторяемость. Одинаковые структуры, появляющиеся в его работах раз за разом, вводят зрителя в состояние медитации. Часто объекты Джадда огромны: художник создавал только их идеи и чертежи, а производство происходило на фабриках. Использовались при этом промышленные материалы — металл, бетон и стекло.
«Я хочу, чтобы мои работы были простыми. Я не хочу, чтобы они были ни натуралистичными, ни фигуративными, ни экспрессивными».
Для Джадда главным в произведении была форма, а материал становился лишь способом ее исследования, а Ричард Серра в своих скульптурах изучал свойства материй. Масштабы его экспериментов и произведений постепенно увеличивались: в начале карьеры, в 1960-х, он делал работы галерейного формата, а к 2000-м перешел к созданию гигантских скульптур в городском и природном ландшафте. Но где бы не находились его работы, главное в них — ощущение дискомфорта. По словам Серра, его искусство создано не для того, чтобы нравиться, а для того, чтобы воздействовать, и поэтому ощущение неудобства — это как раз то, что нужно. Неудивительно, что его творения не всегда пользуются популярностью и иногда дело доходит до демонтажа: работу Ротко «Изогнутая кривая», установленную на Манхэттене, властям пришлось убрать после протестов жителей.
Так же как и все минималисты, автор стремился трансформировать пространство и способы его восприятия, но его главным выразительным средством был цвет — художник создавал инсталляции из неоновых световых трубок. Он отрицал интерпретации и говорил, что «мои работы — только то, чем они являются, и ничто другое». Искусство при этом превращалось в чистый опыт, оценить размах которого можно в оформленной художником церкви S. Maria Annunciata in Chiesa Rossa в Милане. Сакральное пространство метафорически примирило минималистов и абстрактных экспрессионистов: несмотря на разницу методов, и церковь Флавина, и капелла Ротко по отзывам посетителей производят одинаково неизгладимое впечатление и помогают пережить мистический опыт.