что такое адаптационный период
Адаптационный период ребёнка в детском саду
Голикова Оксана
Адаптационный период ребёнка в детском саду
«Адаптационный период ребёнка в детском саду»
Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад.Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.
Период адаптацииможет длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и т. п.
Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка в детском саду.
Детский сад — новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в доу.
• Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
• Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
• Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.
Способы уменьшить стресс ребёнка
Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка, учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Консультация «Игры в адаптационный период» Игры в адаптационный период • Игры в адаптационный период с детьми. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта,.
Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку в период адаптации. Игры в адаптационный период» При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную.
Адаптация ребёнка в детском саду «Адаптация ребёнка к детскому саду» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается.
Адаптационный период в первой младшей группе Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной.
Игры в адаптационный период с детьми 2–4 лет Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет Иди ко мне Ход игры: Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково.
Использование фольклора в адаптационный период Раннее детство – важнейшее время для искреннего погружения в истоки национальной культуры. Значимость фольклора в адаптационный период.
Использование игровой деятельности в адаптационный период Организация игровой деятельности в адаптационный период Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.
Консультация для родителей «Адаптационный период» Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом.
Первые шаги в детском саду. Эффективные формы работы в адаптационный период Эффективные формы работы в адаптационный период «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ДЕТСКОМ САДУ» Мы педагоги осознаем важность для ребенка периода адаптации.
Теоретические основы адаптационного периода
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА….6
1.1 Степени и показатели адаптации…. ….…. 6
1.2 Привязанность ребенка к матери…. …. 11
1.3 Виды привязанности ребенка к матери…. ….13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДОУ….20
2.1 Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ…. 20
2.2 Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей дошкольного возраста…. 21
2.3 Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ…. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …. …. ….….31
Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.
Н. Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Объект исследования: процесс адаптации ребенка к детскому образовательному учреждению.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия оптимизации адаптации детей дошкольного возраста к детскому образовательному учреждению.
Цель работы: изучить особенности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1. Проанализировать теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению;
2. Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению;
3. Изучить особенности игры как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
1.1 Степени и показатели адаптации
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса.
Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средневозрастными нормами; фаза длится 3 – 5 месяцев.
Фаза компенсации – характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
• адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Итак, адаптация обычно протекает сложно с множеством негативных сдвигов в детском организме. Причем эти сдвиги происходят на всех уровнях и во всех системах. Несмотря на это мы, обычно, замечаем эти изменения лишь в поведении ребенка. Почему так происходит? Попадая в новый коллектив, ребенок постоянно находится в состоянии нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Если сравнить силу стресса малыша, проходящего период адаптации в детском саду, и силу стресса космонавта, отправляющегося в полет, то мы получили бы одинаковые, идентичные результаты.
Исследователи разработали и уточнили ряд показателей, характеризующих особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к условиям детского сада. На основании этих показателей был создан эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в детский сад.Рассмотрим эти показатели:
Отрицательные эмоции – как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям.Обычно появления различны: от еле уловимых до депрессии.Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Поэтому он много боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада на работу.
Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним на столько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.
Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием ориентировочного рефлекса (эффекта новизны). Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.
Фоторерортаж «Прогулка по Парку Янтарного Периода» ко Дню динозавров на МAAM Динозаврики, может вы гуляете в Африке. И жуёте баобабы на завтраки. Динозаврики, динозаврики. (Виктор Резников) Слова это замечательной.
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.
Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.