что такое административно предупредительные меры

Административно-предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

Пример

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Источник

Административно-предупредительные меры

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виле определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

— с осуществлением надзорных проверок;

— дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

— досмотром вещей и личным досмотром граждан;

— проверкой документов, удостоверяющих личность;

— прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

— освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

— осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

— производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — личный досмотр пассажиров;

— при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

— в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты, обязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки и объекты;

— останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

— с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осуществлять осмотр транспортных средств и грузов;
производить досмотр транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных целях) и др.

Рассматривая в гл. 16 государственный санитарно-эпидемиологичсский надзор, мы уже анализировали полномочия осуществляющих его государственных санитарных врачей. Отдельные из этих полномочий обусловлены необходимостью применения в ряде случаев административно-предупредительных мер. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей могут применять следующие административно-предупредительные меры:

— беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

— давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

— давать соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о проведении лабораторного обследования граждан, контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

— давать обязательные для исполнения предписания о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

— госпитализировать или иным образом изолировать больных инфекционными заболеваниями, представляющих опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

— временно отстранять от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

— проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;

— вводить карантин в организациях и на других объектах.

Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право применять следующие административно-предупредительные меры:

— устанавливать ограничения на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

— вводить особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

— устанавливать ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— устанавливать особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

— запрещать или ограничивать проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

— запрещать забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций;

— ограничивать движение транспортных средств; осуществлять досмотр транспортных средств; приостанавливать деятельность опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и биологические опасные вещества;

— вводить комендантский час (т. е. запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);

— ограничивать свободу печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

— временно изымать или арестовывать печатную продукцию, радиопередающие, звукоусиливающие технические средства, множительную технику;

— устанавливать особый порядок аккредитации журналистов; проверять документы, удостоверяющие личность граждан; осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств;

— устанавливать особый режим оборота этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

— в исключительных случаях временно изымать у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;

— временно отселять жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

— в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы судебных приставов. Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Некоторые из административно-предупредительных мер одинаковы по содержанию и даже по названию с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Например, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О полиции» в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции, как уже отмечалось выше, предоставляется право производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, а также производить личный досмотр пассажиров, ручной клади и багажа на воздушном транспорте и др. Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в предупредительных целях могут проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов. Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» также предусмотрено, что уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять личный досмотр, досмотр вещей граждан, их жилища и транспортных средств и др. При этом в соответствии с КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортных средств являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Однако, несмотря на схожесть не только в названиях этих мер, но и в фактической процедуре их исполнения, административно-предупредительные меры и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении отличны как по назначению и основаниям применения, так и, главным образом, по процессуальной регламентации их осуществления.

Источник

Какие есть меры административного воздействия?

Добрый день. Какие есть меры административного воздействия?

что такое административно предупредительные меры. Смотреть фото что такое административно предупредительные меры. Смотреть картинку что такое административно предупредительные меры. Картинка про что такое административно предупредительные меры. Фото что такое административно предупредительные меры

Адвокат Антонов А.П.

Меры административного воздействия — это принудительные меры, применяемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами к физическим и юридическим лицам и иным организациям в целях предупреждения и пресечения установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и норм в различных сферах, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина, защиты всех форм собственности, обеспечения общественного порядка, государственной финансовой (налоговой) дисциплины, охраны окружающей природной среды и экологической безопасности и т.д. Административное воздействие реализуется посредством мер убеждения (разъяснения, предупреждения и так далее) и принуждения. Принуждение реализуется через меры пресечения и наказания. согласно ст.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод; 10) временный запрет деятельности; (п. 10 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; 13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно ст.3.2 Кодекса об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов,

управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Источник

Административное принуждение

Понятие и признаки административного принуждения

Значение принуждения как метода государственного управления заключается в том, что оно призвано обеспечить общественный порядок и общественную безопасность с помощью принудительных средств и при этом связано с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан. Принуждение обусловлено объективными потребностями развития общества, является свойством государственной власти, поскольку оно необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти». Принуждение – это отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.

В качестве целей государственного принуждения выступают:

В целом следует подчеркнуть: опыт использования методов государственного управления свидетельствует о том, что принуждение должно носить вспомогательный характер. Первичным является убеждение, а принуждение используется в крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей другими способами.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами.

Административное принуждение, являясь составной частью государственного принуждения, рассматривается как отраслевой вид правового принуждения, закрепленный нормами административного права. В то же время в российском законодательстве отсутствует понятие административного принуждения. Среди ученых этот вопрос носит дискуссионный характер, так как существует множество мнений о содержании данного правового института.

Убедительным представляется мнение А. И. Каплунова, рассматривающего административное принуждение как метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Административное принуждение обладает рядом специфических признаков, которые подчеркивают его самостоятельный характер. К их числу относятся:

1. Административное принуждение носит правовой характер, т. е. применяется исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены нормами административного права. Оно применяется для охраны правопорядка и защиты в основном управленческих отношений на основании норм административного права, установленных как в законах, так и в подзаконных актах. Однако следует отметить, что с помощью административного принуждения осуществляется защита отношений, регулируемых и нормами других отраслей права: уголовного, финансового, налогового, земельного и т. п.

2. Административное принуждение осуществляется множеством уполномоченных субъектов, круг которых строго определен правовыми актами. Как правило, это органы исполнительной власти, органы и их должностные лица, уполномоченные на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления (например, органы внутренних дел, контрольнонадзорные органы).

3. Административное принуждение характеризует в основном внесудебный порядок его применения, однако судьи также рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях.

4. Административное принуждение не связано с отношениями служебной подчиненности в отличие от дисциплинарного принуждения, реализуемого в рамках государственно-служебных отношений.

5. Административное принуждение отличает оперативность, а также относительная процессуальная простота применения.

6. Административное принуждение может применяться как к физическим лицам, так и к организациям независимо от наличия у последних статуса юридического лица.

7. Основанием применения административного принуждения может являться как совершение административного правонарушения, так и наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, при которых меры административного принуждения используются в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

8. Мерам административного воздействия присущ властнопринудительный характер. Некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, с самими обязывающими нормами права.

Однако добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания – серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

Внешние формы проявления административного принуждения весьма различны. Личные ограничения могут выражаться, например, в административном аресте за мелкое хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя в полицию. К организационным ограничениям относится, например, запрет деятельности предприятий общественного питания ввиду их антисанитарного состояния. К имущественным ограничениям относятся, в частности, штраф, конфискация, реквизиция.

Специфика управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного применения ими дозволенных правом мер. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.

Виды мер административного принуждения

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Анализ юридической литературы свидетельствует, что в 60-е гг. прошлого столетия определяющей была трехэлементная классификация мер административного принуждения. По цели обеспечения правопорядка они разделялись на меры административного предупреждения, меры административного пресечения и административные взыскания.

Позднее возникли другие подходы к рассмотрению данного вопроса. Общепринятая трехэлементная система мер стала дополняться и другими группами. Наиболее распространенными из дополнительных групп явились административно-процессуальные меры (меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях) и административновосстановительные меры (меры, направленные на восстановление нарушенного права в административном порядке).

Вместе с тем некоторые авторы подвергали сомнению самостоятельное значение последних. Так, Б. Н. Габричидзе полагает, что восстановительные меры необходимо рассматривать в тесной связи прежде всего с мерами пресечения и взыскания. Ю. М. Козлов вообще отмечал отсутствие в этих мерах самостоятельного юридического значения, так как они полностью поглощаются вышеназванными мерами трехэлементной системы или регулируются нормами других отраслей права.

Д. Н. Бахрах включает в систему административного принуждения три группы мер: меры пресечения, восстановительные меры и меры взыскания. По его мнению, принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, т. е. совершает неправомерные действия. Ввиду большого значения в этих мерах предупредительных средств их нельзя назвать принудительными. А вот восстановительные меры – особый вид административного принуждения, так как основанием их применения является нарушение правил.

По мнению Д. В. Осинцева, в качестве критерия систематизации мер административно-правового принуждения следует выделить стадии развития угроз безопасности, в связи с чем к таким мерам относятся:

1) меры выявления угроз безопасности, осуществляемые гласно или негласно, направленные на получение информации о противоправных или иных опасных деяниях и лицах, к ним причастных;

2) меры административно-правового пресечения, направленные на оперативное прекращение совершаемого противоправного или иного опасного деяния, а также предотвращение вызываемых ими последствий;

3) меры административно-правового восстановления нарушенных режимных требований, направленные на устранение последствий опасного деяния, нарушившего публичный порядок, систему управления и руководства;

5) меры административно-правового сдерживания, применяемые при нарушении административных правил или административных правонарушений, выраженные в непредоставлении дополнительных правовых статусов (отдельных прав или льгот) разового характера.

На наш взгляд, все меры административного принуждения в зависимости от цели применения можно разделить на 5 групп:

Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий(например, эпидемии); затем, если правонарушение совершено, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя. При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры (меры административного предупреждения) направлены на предупреждение правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Эти меры названы так в силу их ярко выраженной профилактической направленности.

Основанием применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств, как связанных, таки не связанных с действиями человека.

Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии и т. п.

Государство, используя административно-предупредительные меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Основными целями применения указанных мер являются обеспечение безопасности личности и общественной безопасности при наличии реальной или потенциальной угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, предупреждение преступлений и административных правонарушений, в том числе повторного их совершения, со стороны отдельных категорий субъектов.

Основанием применения этих мер может быть предположение о намерении лица совершить противоправное действие, необходимость проверки в силу значимости общественного отношения, угроза общественной или государственной безопасности. Угроза безопасности может наступить, например, в результате нарушения техники безопасности в промышленности, правил перевозки и хранения взрывчатых веществ и др. Она может быть связана и с действием природных факторов: землетрясением, наводнением, снежными заносами и т. п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными превентивными мерами по их непосредственному назначению и характеру правоограничений. По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий(например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.);

2) меры, направленные на предупреждение административных правонарушений и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей(например, принудительное медицинское освидетельствование и др.);

4) особую группу составляют так называемые лечебнопредупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности (например, принудительная госпитализация опасных душевнобольных и лиц, больных туберкулезом).

Для мер административно-предупредительного характера характерны следующие признаки:

К числу наиболее распространенных мер административно предупредительного характера можно отнести:

Оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов, которое применяется военнослужащими войск национальной гвардии и сотрудниками полиции.

Данная мера может применяться при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий; при проведении мероприятий по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, при проведении контртеррористической операции и т. п.

При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка. При этом гражданам разъясняются наиболее удобные в создавшейся обстановке маршруты передвижения.

Официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения объявляется лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, при отсутствии оснований для привлечения его к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости таких действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Так, например, представители Федеральной службы безопасности вправе выносить официальное предостережение физическим лицам о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. Основанием применения указанной меры являются достаточные и в обязательном порядке предварительно подтвержденные сведения о конкретных действиях физического лица, создающих условия для совершения преступлений, проявляющиеся вовне (словесно, письменно или иным образом) намерения совершить определенное преступление при отсутствии признаков приготовления к преступлению или покушения на преступление.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом.

Ручной (контактный) метод досмотра проводится при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра. Обнаруженные при досмотре пассажиров и членов экипажа воздушного судна опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются.

Проверка документов, удостоверяющих личность, может проводиться сотрудниками полиции, если имеются данные, дающие основания подозревать гражданина в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.

В соответствии с законодательством отдельные категории работников обязаны периодически проходить медицинское освидетельствование. Например, частные детективы должны ежегодно представлять в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности.

Специалисты авиационного персонала не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов. Такая мера применяется в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

Лица, страдающие психическими заболеваниями либо больные туберкулезом, могут быть подвергнуты принудительной госпитализации в медицинские учреждения на основании решения суда.

Меры административного пресечения

Меры пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события. Наряду с правонарушениями, основанием применения мер административного пресечения может быть совершение объективнопротивоправных деяний, а также наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

К целям применения мер административного пресечения относят прекращение неправомерных деяний, ликвидацию противоправных состояний, предупреждение наступления вредных последствий, а также создание условий, обеспечивающих привлечение правонарушителя к ответственности.

Меры пресечения могут применяться для прекращения как административных правонарушений, так и преступлений. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления.

Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события или нет. Поэтому надзорные органы, например органы санитарно-эпидемиологического надзора, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать ввиду как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно-противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно разделить на несколько видов.

В частности, к ним относятся меры:

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

Также меры пресечения можно подразделить на:

К числу мер первой группы можно отнести:

В правоприменительной практике налоговых органов применяется такая мера, как приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей.

Судебный пристав-исполнитель в соответствии с законом «О судебных приставах» вправе:

Физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, может быть применена сотрудниками полиции в том случае, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей. В соответствии с законом «О полиции» предусмотрено, что физическая сила применяется:

Наряду с сотрудниками полиции, правом применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, наделены судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также представители иных органов, в функциональные обязанности которых входит решение охранительных задач, например уголовно-исполнительные инспекции в местах лишения свободы.

Применение специальных средств. Основания и порядок применения специальных средств характеризуются также правовой регламентацией с четко обозначенным кругом уполномоченных органов исполнительной власти (сотрудники полиции, национальной гвардии, судебные приставы и др.).

Так, например, сотрудники полиции вправе применять такие специальные средства, как палки резиновые, специальные газовые средства, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, служебных животных и др. Специальные средства, находящиеся в арсенале сотрудников полиции, могут применяться только в случаях, закрепленных в ст. 21 закона «О полиции», например, с целью:

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Запрещено также применять указанные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, если при этом не нарушены общественный порядок, работа транспорта и организаций.

Таким образом, можно определить признаки мер административного пресечения:

Меры административно-процессуального обеспечения

В теории и практике применения административного законодательства существует проблема разграничения категорий «меры административного пресечения» и «меры процессуального обеспечения». Это обусловлено двойственной природой некоторых мер. Так, административное задержание граждан в зависимости от целей применения может рассматриваться и как мера пресечения и как обеспечительная мера. Такую же природу имеют временный запрет деятельности, изъятие вещей и документов и некоторые другие меры.

Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений в случаях, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера или мерах административно-процессуального обеспечения.

Для мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении характерно то, что они:

В соответствии с гл. 27 КоАП РФ к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении относятся доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, задержание судна, доставленного в порт РФ, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, арест судна, доставленного в порт РФ, привод, временный запрет деятельности, залог за арестованное судно, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному административному выдворению за пределы РФ, арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Меры административной ответственности (административные наказания)

Правовую основу их применения составляет гл. 3 КоАП РФ, а само понятие административного наказания используется в различных значениях:

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Административные наказания существенно отличаются от иных мер принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Перечень административных наказаний предусмотрен ст. 3.2 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

Административно-восстановительные меры

В системе мер административного принуждения можно выделить также административно-восстановительные меры, направленные на восстановление ранее существующего (до правонарушения) правомерного состояния. Общей целью применения данных мер является восстановление нарушенного права.

Следует отметить, что административно-восстановительные меры близки по характеру к мерам пресечения, но по определенным признакам эти меры заслуживают самостоятельного статуса.

Признаки административно-восстановительных мер:

Среди мер административного восстановления выделяют такие, как снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений, взыскание незаконно полученных денежных сумм, пени, взыскание недоимки, возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением.Также к мерам административного восстановления можно отнести возложение судьей на лицо, виновное в нарушении законодательства об обороте наркотиков, обязанности пройти лечение, медицинскую или социальную реабилитацию (п. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ). Лечение и реабилитация направлены на восстановление здоровья, т. е. правомерного положения вещей, существовавшего до нарушения правил, – потребления наркотических средств.

Указанная обязанность может быть возложена только на лицо, которое в установленном порядке признано больным наркоманией, что должно быть подтверждено документом соответствующего медицинского учреждения наркологического профиля. В других случаях при установлении факта потребления наркотического средства лицу, привлеченному к административной ответственности, целесообразно назначить прохождение диагностики, по результатам которой могут быть проведены профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинская или социальная реабилитация.

Выбор конкретной меры антинаркотической направленности зависит от характера совершенного правонарушения, характеристики личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Уклонение от прохождения названных процедур лицом, которому они назначены, влечет административную ответственность по ст. 6.9.1 КоАП РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *