что такое административный акт пример
Правительство Амурской области
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендации по определению нормативности правовых актов
Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.
При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).
В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
К нормативным правовым актам могут относиться:
1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)
2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);
3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);
4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);
5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).
Таким образом, для Регистра не представляются:
1) индивидуальные акты;
2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;
4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;
7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;
10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
11) акты рекомендательного характера;
12) акты хозяйственно-распорядительного характера:
13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,
14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,
15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,
16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
К ненормативным правовым актам могут относиться:
1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);
2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);
3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);
4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);
5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);
6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);
7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).
Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.
В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:
о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
о выделении, возврате бюджетных средств;
о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
об установлении лимитов;
о выполнении функции муниципального заказчика;
о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.
В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности:
об условиях приватизации муниципального имущества;
о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
об утверждении реестра муниципального имущества;
о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
о принятии имущества в муниципальную собственность;
об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
о безвозмездной передаче муниципального имущества;
о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
о размещении муниципального заказа;
о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В сфере земельных правоотношений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об утверждении границ земельного участка;
о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
о разделении (объединении) земельного участка;
о расторжении договора аренды земельного участка;
о прекращении права на земельный участок.
В сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В сфере жилищных правоотношений:
о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
о переводе жилых помещений в нежилые.
В сфере социальной политики:
об установлении опеки и попечительства;
о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
о создании приемной семьи;
о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
о награждении поощрительными грантами;
о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.
В сфере трудовых правоотношений:
об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
о предоставлении отпусков конкретным лицам;
о командировании конкретного лица;
о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
об установлении персональной надбавки;
об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
о проведении аттестации;
о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
об утверждении штатного расписания.
В сфере управления:
об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
о плане работы органа местного самоуправления;
о персональном составе рабочих групп и комиссий;
об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
о разовых поручениях;
о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
о созыве совещаний, конференций, съездов.
Также не включаются в Регистр муниципальные акты:
отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание
которых сводится к извещению об актах других органов);
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
иные муниципальные акты ненормативного характера.
Тонкости казуистики административных актов. Рецензия на книгу «Административный акт в российском публичном праве» А. Томтосова
Административный акт, являющийся предметом настоящего исследования, является как раз одной из форм взаимодействия и воздействия государственных органов на граждан. Как можно было убедиться из содержания рецензируемой книги, административные акты принимают различные формы, сопровождаются различными процедурами и проявляют разнообразные свойства при их постановлении. В границах этого исследования А. Томтосов уделяет внимание административным процедурам и требованиям к ним, а также вопросам оспаривания: право административной жалобы, соотношение требований истца и полномочий суда.
Исходным пунктом исследования автор выбрал административный акт: понятие, виды и требования, предъявляемые к ним, а также административные процедуры как важный способ упорядочивания административного процесса в целом.
Элементы правил, решений, санкций, или бездействия являются частью действия агентства, доступного для всеобщего ознакомления в электронном формате (Sec. 551). Иными словами, в АРА как в акте федерального значения, регулируется порядок, в соответствии с которым все административные органы федерального правительства США могут устанавливать и обеспечивать соблюдение правил.
Однако в отечественной практике взаимодействие административного акта с субъектом его действия ярче всего проявляется в неустойчивости судебной практики с участием стороны административного спора. Эта мысль отчетливо прослеживается в книге. Усматривается, что не только «явная терминологическая непоследовательность законодателя объясняется недостаточной разработанностью в отечественной науке института недействительности административных актов» (с.71).
Одной из причин этого видится отсутствие унификации содержания административного акта. А. Томтосов не раз подчеркивает, что именно отсутствие корреляции между понятием «ненормативного правового акта», «решения», «действия» и т.д., ««нормативного правового акта» является основной проблемой, решением которой является введение понятия «административного акта».
Здесь следует сделать некоторое отступление, поскольку несколько иначе эти различия учитывались Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», уже прекратившим свое действие в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
В последующем понятия «решения», «действия» и «бездействия» упоминаются лишь в судебной практике, наработанной по результатам применения этого Постановления в административном, арбитражном и уголовном судопроизводствах. С одной стороны, можно было бы согласиться с автором в том, что эту проблему можно было бы решить введением единого акта, регулирующего административные процедуры. Но в этом случае возникла бы необходимость «вычищения» дублирующих норм из отраслевого законодательства, а в это время бы в судах велись бы споры о конкуренции единых норм и отраслевых норм иногда, как правило, противоречащих друг другу.
В конечном счете отсутствие унифицированного понятия, закрепленного на уровне отраслевого процессуального кодекса часто приводит к тому, что до сих пор вызывают значительные споры как на уровне судов, так и в теории, содержание понятия «ненормативного правового акта».
Комментируя такое развитие событий, А. Томтосов отмечает, что в процессуальном законодательстве (КАС РФ и АПК РФ) понятие «ненормативного правового акта» либо не упоминается вовсе, либо отсутствует «его легальное определение» (с. 11).
Между тем, базовые представления об этом предоставляет нам теория государства и права, которая четко разграничивает их по принципу правоприменения (общего и индивидуального действия).
Понятия «действия» и «бездействия» автор связывает с наступлением каких-либо правовых последствий (с. 11). С другой стороны, автор выделяет проблему, на первый взгляд, не имеющую разрешения в рамках административного права: можно ли приравнять молчание государственного органа к его бездействию как «отказу в реализации охраняемого законом права частного лица» (с.12).
Как видится из анализа п. 2 утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, под «бездействием» подразумевается смысл, прямо не противоречащий гражданско-правовому смыслу молчания как волевого действия (ч.3 ст.158 ГК РФ), как явствующего из поведения этого лица (ч. 2 ст. 158 ГК РФ). Из этого следует, что неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на них нормативными правовыми, которые они обязаны исполнить в силу их должностных полномочий, (бездействие) является одним из форм выражения действий юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Тем самым очевидным становится решение о классификации в административном праве административных актов, где бы нашлось место и понятию «решения», «действия» и «бездействия», поскольку ненормативные и нормативные правовые акты суть другое измерение такого рода актов – как источник права, например[1].
Можно согласиться с А. Томтосовым в том, что классификация административных актов должна быть применимой, то есть иметь прикладной характер (с.27).
Все сложности классификации можно проиллюстрировать на примере актов, постановленных налоговой службой. При проведении проверки налоговая выносит решение о проведении выездной налоговой проверки и завершающий документ, постановленный по результатам проверки – справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт налоговой проверки (ст. 89, 100 НК РФ). Таким образом, три различных документа описывают один процесс – налоговую проверку, отсюда следует закономерная проблема описания свойств актов, принимаемых в одном процессе, но описывающих различные его этапы.
Очевидно, что эти акты постановлены совершенно в связи с различными последствиями для налогоплательщика, но в рамках одного органа. В связи с этим, обжалование таких актов, имеющих значение для налогоплательщика, сталкивается с необходимостью установления возможности обжалования, можно ли обжаловать справку также, как и акт налоговой проверки, поскольку эти документы имеют различные признаки административного акта, подлежащего обжалованию.
Более того, с процессуальной точки зрения административный акт должен обладать рядом свойств на примере ч.4 ст. 200 АПК РФ:
— соответствие закону или иному нормативному правовому акту,
— наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),
— нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, как правило, при рассмотрении дел об оспаривании решений суды преимущественно принимают доводы истца в совокупности соответствия решения нормативным актам и нарушения прав и законных интересов заявителя согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Если будет установлено отсутствие полномочий на принятие оспариваемого решения (ч. 2 ст. 201 АПК РФ), то закон не определяет последствия принятия такого решения для оспаривающего лица. По всей видимости в судебной практике отсутствие полномочий на принятие решения рассматривается с точки зрения злоупотребления полномочиями со стороны принявшего решения органа.
Учитывая это, возникает необходимость в надлежащем формулировании требований при подготовке административного иска, которые должны соотноситься с полномочиями суда при принятии решения по делу и правильной квалификации допущенных органом публичной власти нарушений при принятии оспариваемого решения.
Более того, видится, что проблема соотнесения требований административного истца с соответствующими полномочиями, которая лежит здесь в двух плоскостях:
В этом случае проблема состоит в связи с разграничением подведомственности споров, связанных с оспариваем актов из определенных сфер жизни. Подведомственность, как правило, зависит от нескольких факторов: субъектного состава, характера правоотношений, наличия спора о праве.
К примеру, если в основе всех дел об административных правонарушениях в сфере защиты окружающей среды лежит оспаривание постановлений государственных органов, вынесенных по результатам рассмотрения протоколов, которым установлено правонарушение по Особенной части КоАП.
Вместе с этим, процессуальные кодексы (гражданский и арбитражный) разграничивают свою подведомственность по совокупности критериев субъектного состава спора и характера спорных материальных отношений (аналогичная правовая позиция изложена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) от 04.03.2015 г. (вопрос N 9)).
(б) соотнесение требований истца с возможностью восстановления нарушенного права или способа исполнения решения суда.
Автор указывает на три подхода относительно этой проблемы (с.137-152): без указания на какие-либо конкретные действия, возложение на орган публичной власти принять административный акт, возложение обязанности повторно рассмотреть заявления истца.
Видится, что в данном случае нужно исходить не только из сущности сложившихся правоотношений, но и из сущности административного акта. Это логически следует из того, что каждый административный акт имеет свои свойства: характер правоотношений, характера воздействия (правоизменяющие, правосозидающие, правопрекращающие), характера волеизъявления) и т.д.
Как следует из анализа природы административных актов, сложности при их оспаривании возникают при определении их природы и выбора способов оспаривания. Вместе с этим, преимуществом данного исследования является охват исследователем вопросов, которым ранее не уделялось комплексного внимания и аккумулирования знаний об административных актах в науке административного права.
Например, исследование вопросов оспаривания административных актов по субъективным мотивам. К ним можно отнести анализ автором случаев, когда административный акт нарушает добрый нрав (с.86), административный акт принят со злоупотреблением правом (с.88), приказывающий акт является неисполнимым или принят с существенным нарушением административной процедуры (с.102).
Следует отметить, что признание недействительным административных актов по таким основаниям, скорее исключение, чем правило. Однако такая судебная практика существует, что продемонстрировало исследование, и продвижение идей о применении таких оснований, скорее всего, повлияет на дальнейшее усовершенствование судебной практики в этом вопросе.
Обращает на себя внимание рассмотрение автором особенностей признания недействительным административного акта в динамике гражданских правоотношений (с.112). Автор анализирует сложный юридический состав – главное (сделка) и подчиненное (административный акт) правоотношение, возникающее, например, при государственной регистрации права, а также процедуру оспаривания такой связки правоотношений. По мнению автора, основным требованием при обжаловании в этом случае является именно сделка.
Между тем, видится, что ситуация коренным образом меняет свое значение, если сделка (договор купли-продажи) является результатом постановления административного акта, как в приведенном автором примере по делу №А32-21535/2013. В связи с этим, у проблемы, связанной со сложным юридическим составом, возникают большие перспективы для дальнейшего исследования.
Таким образом, в своем исследовании А. Томтосов затронул весьма актуальные темы административного права, связанные с проблематикой административных актов, и провел обширное обзорно-аналитическое исследование проблем практического характера, связанных с исследованием судебных актов в делах об оспаривании административных актов.