что такое агиасма в православии

О святой воде

что такое агиасма в православии. Смотреть фото что такое агиасма в православии. Смотреть картинку что такое агиасма в православии. Картинка про что такое агиасма в православии. Фото что такое агиасма в православии
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Источник

Агиасма великая

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св.Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

Но в Русской Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне.

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

что такое агиасма в православии. Смотреть фото что такое агиасма в православии. Смотреть картинку что такое агиасма в православии. Картинка про что такое агиасма в православии. Фото что такое агиасма в православии

Как уже неоднократно говорилось, праздник Крещения Господня неразрывно связан с праздником Рождества Христова. В древности это был один праздник. И только в IV столетии Рождество Христово выделилось в самостоятельный праздник. Главным подтверждением, что эти два праздника являются единым целым, является то, что у обоих есть практически «зеркальные» сочельники, а период между вышеупомянутыми праздниками называется Святки, которые сливаются словно бы в один святой день, который можно назвать по древнему названию этого общего праздника Богоявлением Господним.

Во-первых, Бог вошел в человеческую плоть, в человеческое естество, чтобы исцелить его в Себе и спасти человека. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов нам говорит: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14).

Во-вторых, во время Крещения Господня миру впервые за много тысяч лет явилась Святая Троица. Бог Отец глаголал с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Бог Сын крестился от руки Иоанновой, Бог Дух Святой сошел в виде голубя на Спасителя.

По произошедшему евангельскому историческому событию праздник еще называется Крещением Господним. Но примечательно, что он имеет и еще одно название – Просвещение.
Почему?

Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос воплотился в человеческое естество, чтобы спасти человека, чтобы исцелить его от греха и вместе с ним исцелить и поврежденный грехом материальный мир, который напрямую зависел от согрешившего человека и потому повредился вместе с ним. Львы начали есть ягнят, а земля – производить терния и волчцы и пр.

И в празднике Богоявления Господня очень точно видно это исцеление Богом мира посредством воды и Духа. Бог входит в материю-воду, входит физически, биологически, конкретно исторически, временно и в то же время духовно и спасительно, и освящает материю-воду Собой.

Почему именно воду?

Вот как об этом замечательно пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, ‟с того времени”, то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: ‟покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное” (Мф. 4:17)».

Своей благой волей и далее во времени посредством священнослужителей Церкви Христос сотворяет из воды некую субстанцию духовно-материальную, которая в богослужебной практике получает название «Великая агиасма» (в переводе с греческого языка – «Великая святыня»). Это делается для того, чтобы посредством Великой агиасмы просвещался и освящался весь мир. Вот почему этот праздник называется еще Просвещение. Потому что посредством крещенской воды Бог очищает нас и мир от греха, от страстей от всякой скверны. Везде, где только был погружен крест – в купель, в водосвятную чашу, в океан, море, реку, озеро – происходит освящение водное. И потом посредством Божьей воли через священнослужителей и вообще верующих людей, посредством естественного тока воды происходят просвещение, очищение, освящение мира.

Силой Божьей и любовью Божьей мир снова становится раем! Лишь бы только мы не воспринимали святую воду в отрыве от Христа. Бог пришел с Неба нас спасти и на Небо возвести. И главизна Великой агиасмы, её духовное «атомарное ядро» – то, что Господь посредством священнического креста вошел в воду и освятил ее Собой.

Поэтому в день Крещения Господня объединимся не вокруг прорубей, бань и шашлыков, а вокруг храмов Божиих, где любящий Господь освящает нас своей Великой агиасмой: Телом и Кровью Христовыми и крещенской водой, которая, являясь сияющими каплями Божественного света, изгоняет из мира тьму, освящая всех нас.

Слава, Господи, Святому Богоявлению Твоему!

Источник

Вода святая

Вода́ свята́я – 1) обык­но­вен­ная по составу и изна­чаль­ному про­ис­хож­де­нию вода (коло­дез­ная, род­ни­ко­вая, озер­ная, речная, водо­про­вод­ная), чудесно при­об­рет­шая, в резуль­тате совер­ше­ния молебна, име­ну­е­мого водо­освя­ще­нием, свой­ства освя­щать и исце­лять (по вере бла­го­че­стиво исполь­зу­ю­щих её людей); 2) (иногда, в неко­то­ром пони­ма­нии) вода из свя­того источ­ника.

что такое агиасма в православии. Смотреть фото что такое агиасма в православии. Смотреть картинку что такое агиасма в православии. Картинка про что такое агиасма в православии. Фото что такое агиасма в православии

Всю нашу жизнь рядом с нами вели­кая свя­тыня – святая вода (греч. ἁγίασμα – свя­тыня).

Мы впер­вые оку­на­емся в нее в Кре­ще­нии, когда при при­ня­тии этого Таин­ства трижды бываем погру­жа­емы в купель, напол­нен­ную святой водой. Святая вода в Таин­стве Кре­ще­ния омы­вает гре­хов­ные нечи­стоты чело­века, обнов­ляет и воз­рож­дает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обя­за­тельно при­сут­ствует при освя­ще­нии храмов и всех пред­ме­тов, упо­треб­ля­ю­щихся в бого­слу­же­нии, при освя­ще­нии жилых домов, построек, любого быто­вого пред­мета. Нас окроп­ляют святой водой на крест­ных ходах, при молеб­нах.

Водо­освя­ще­ние или водо­свя­тие, бывает малое совер­ша­е­мое во всякое время на водо­свят­ном молебне, и вели­кое. Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ется дважды в году – в самый день Бого­яв­ле­ния, а также нака­нуне, в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (Кре­щен­ский сочель­ник). В сочель­ник и в самый день празд­ника Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня) освя­ще­ние воды совер­ша­ется оди­на­ково (по одному чину). Изна­чально в сочель­ник 18-го января воду освя­щали в храме, а в сам празд­ник 19-го – на источ­нике (реке или озере).

Кре­щен­ская вода – это свя­тыня, кото­рая должна быть в доме у каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Святую кре­щен­скую воду при­нято упо­треб­лять нато­щак вместе с просфо­рой после утрен­него молит­вен­ного пра­вила с особым бла­го­го­ве­нием как свя­тыню.

Свя­ти­тель Лука Крым­ский сове­то­вал: “Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наи­бо­лее эффек­тив­ное лекар­ство. Это говорю не только, как свя­щен­ник, но и как врач. Из моего опыта в меди­цине”.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Выриц­кий всегда сове­то­вал окроп­лять про­дукты и саму пищу иор­дан­ской (кре­щен­ской) водой, кото­рая, по его словам, «сама все освя­щает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Сера­фим бла­го­слов­лял при­ни­мать по сто­ло­вой ложке освя­щен­ной воды через каждый час. Он гово­рил, что силь­нее лекарств, чем святая вода и освя­щен­ное масло, – нет.

Вели­кая аги­асма по кано­нам цер­ков­ным рас­смат­ри­ва­ется как своего рода низшая сте­пень Свя­того При­ча­ще­ния: в тех слу­чаях, когда по соде­лан­ным грехам на члена Церкви накла­ды­ва­ется епи­ти­мия и запрет при­сту­пать к Святым Телу и Крови Хри­сто­вым, дела­ется обыч­ная по кано­нам ого­ворка: «Точию аги­асму да пиет».

Важно знать, что купа­ние в освя­щён­ных водо­ё­мах явля­ется лишь тра­ди­цией, ника­кого очи­ще­ния от грехов оно не несёт и не явля­ется заме­ной Таин­ству Пока­я­ния (Испо­веди). В дни цер­ков­ных празд­ни­ков хри­сти­ане ста­ра­ются участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и глав­ном Таин­стве Церкви – Святом При­ча­ще­нии.

Можно ли кро­пить святой водой нечи­стые места?

Есть крест­ная сила как нечто ограж­да­ю­щее, как экзор­цизм. Мы что-то можем освя­тить в смысле «испол­нить бла­го­дати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим кре­щен­ской святой водой, чтобы там ника­кое зло не пря­та­лось, а не для потреб­ле­ния там свя­тыни.

Можно ли пить святую воду не нато­щак?

По тра­ди­ции святую воду при­ни­мают нато­щак по утрам, что вполне объ­яс­нимо: первым делом чело­век вку­шает свя­тыню, а потом уже при­сту­пает к обыч­ной пище. Что каса­ется остав­шихся суток, то в Типи­коне (Типи­кон, гл. 48 – меся­це­слов, 6 января, 1‑е «зри»). ска­зано, что нера­зумно воз­дер­жи­ваться от святой воды по при­чине упо­треб­ле­ния пищи:

«Да будет известно всем о святой воде: отлу­ча­ю­щие себя от святой воды по той при­чине, что уже вку­сили пищу, не доброе творят, ибо бла­го­дать Божия дана на освя­ще­ние миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечи­стых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по при­чине вку­ше­ния пищи».

То есть Цер­ковь не запре­щает пить святую, даже кре­щен­скую воду в любое время и уко­ряет тех, кто счи­тает, что пить святую воду не нато­щак нельзя.

Где хра­нить святую воду?

Воду святую хранят в особом сосуде; можно накле­ить соот­вет­ству­ю­щую над­пись, чтобы слу­чайно не исполь­зо­вать свя­тыню не по назна­че­нию.

В цер­ков­ных лавках про­да­ются спе­ци­аль­ные сосуды для святой воды.

Можно ли давать святую воду зна­ко­мым и род­ствен­ни­кам, если они не смогли схо­дить за ней в празд­ник Бого­яв­ле­ния (Кре­ще­ния Гос­подня)?

Можно, но будем пом­нить, что освя­ще­ние воды совер­ша­ется в храмах регу­лярно и набрать её там можно в любой день.

Можно ли давать святую воду живот­ным?

Да, если найти живот­ных, кото­рые будут пить её с верой. Из молитв на освя­ще­ние воды: «…соде­лай, чтобы она [вода] силою, дей­ствием и бла­го­да­тию Пре­свя­того Духа, яви­лась для всех с верою пьющих ее, при­ни­ма­ю­щих и окроп­ля­щихся ею рабов Твоих грехов про­ще­нием, осво­бож­де­нием от стра­стей, избав­ле­нием от вся­кого зла, умно­же­нием доб­ро­де­те­лей, исце­ле­нием болез­ней…».

В преж­ние вре­мена было при­нято окроп­лять ско­тину от мора во время эпи­де­мий. Напри­мер, “Чин молит­вен­ный во время губи­тель­наго мора скотов” ука­зы­вает: «Подо­бает ведати, яко на всяк день сице­вым скотом недуж­ным, в воде егда напо­яют я, от воды свя­щен­ныя влияти потреба, и сено кро­пити, и соль бла­го­сло­вен­ную подати». Оче­видно, что речь здесь шла, в первую оче­редь, о помощи их хри­сто­лю­би­вым хозя­е­вам, ибо скот кормил их семьи.

Святая вода против пьян­ства

В В тече­ние всего дня при жела­нии упо­тре­бить алко­голь, страж­ду­щему реко­мен­ду­ется выпи­вать святой воды с молит­вой. Из книги свя­щен­ника Кон­стан­тина Пар­хо­менко: Вспом­нил курьез­ную исто­рию про одного своего при­хо­жа­нина — быв­шего пья­ницу. Встре­чаю его в храме с кучей пла­сти­ко­вых буты­лок для воды. Улы­ба­ется: «Батюшка, я уже пол­года не пью». Я: «И как это вам уда­ется? — «Я выпол­няю, батюшка, ваш совет. Вы мне ска­зали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помо­литься и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захо­чется водки — я ста­кан­чик святой воды. Еще захо­чется, я опять ста­кан­чик или два. Так ста­ка­нов девять выпью — и у меня про­па­дает всякое жела­ние пить водку».

Наив­ными выгля­дят утвер­жде­ния о том, что святая вода при­об­ре­тает свои свой­ства бла­го­даря ионам серебра от сереб­ря­ного креста, кото­рый свя­щен­ник погру­жает в воду во время Чина освя­ще­ния воды. По этому поводу есть даже такой анек­дот:

«Сколько ионов серебра содер­жится в литре освя­щен­ной кре­щен­ской воды, если освя­ще­ние про­во­ди­лось в про­руби, выруб­лен­ной во льду Волги (как это бывало обычно до рево­лю­ции и прак­ти­ку­ется сего­дня), в месте, где ширина реки дости­гает кило­метра, глу­бина – десяти метров, ско­рость тече­ния – 5 км/час, а крест, кото­рым дере­вен­ский батюшка освя­щал воду, – дере­вян­ный?».

Освя­ще­ние воды в Таин­стве Кре­ще­ния вообще совер­ша­ется просто рукой свя­щен­ника. И, тем не менее, эта вода имеет все свой­ства, кото­рые должна иметь святая вода.

про­то­пре­сви­тер Вале­рий Лукья­нов:
В Пра­во­слав­ной Церкви святая вода имеет самое широ­кое при­ме­не­ние, как источ­ник Божией бла­го­дати в таин­ствен­ном освя­ще­нии всех и всего. Так, ново­рож­ден­ные мла­денцы (или некре­щен­ные воз­раст­ные) через кре­ще­ние в воде осво­бож­да­ются от пер­во­род­ного греха и соеди­ня­ются со Хри­стом, ста­но­вясь новой тварью. Уми­рает чело­век, останки его и послед­нее оби­та­лище – гроб, кро­пятся святой водой в напут­ствие в веч­ность, как и место упо­ко­е­ния – клад­бище.
Отправ­ля­ется кто в путе­ше­ствие, бла­го­слов­ля­ется он окроп­ле­нием святой водою. Перед нача­тием учения отро­ков окроп­ляют святой водой. И осно­ва­ние дома, и само жилище чело­века непре­менно освя­ща­ется святой водой. В церкви все име­ю­щее свя­щен­ное упо­треб­ле­ние, обя­за­тельно освя­ща­ется через кроп­ле­ние святой водою, как и сам храм при осно­ва­нии, при завер­ше­нии стро­и­тель­ства его и посто­янно в наро­чи­тые дни и празд­ники года.
Так, в храме освя­ща­ется святой водой все при­над­ле­жа­щее алтарю и слу­жи­те­лям алтаря – пре­стол, жерт­вен­ник, анти­минс, слу­жеб­ные сосуды, кресты, Еван­ге­лия, одежды алтар­ные, обла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей и т.д. Освя­ща­ются также все свя­щен­ные пред­меты – иконы, кресты, хоругви, ков­чежцы, коло­кола и прочее.

«Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля», (1913 год): «…В неко­то­рых местах суще­ствует обычай в этот день купаться в реках (купа­ются в осо­бен­но­сти те, кото­рые на Свят­ках пере­ря­жи­ва­лись, гадали и проч., суе­верно при­пи­сы­вая этому купа­нью очи­сти­тель­ную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправ­дать жела­нием под­ра­жать при­меру погру­же­ния в воде Спа­си­теля, а также при­меру пале­стин­ских бого­моль­цев, купа­ю­щихся в реке Иор­дане во всякое время. На востоке для бого­моль­цев это без­опасно, потому что там нет такого холода и таких моро­зов, как у нас. В пользу такого обычая не может гово­рить и веро­ва­ние в целеб­ную и очи­сти­тель­ную силу воды, освя­щен­ной Цер­ко­вью в самый день кре­ще­ния Спа­си­теля, потому что купаться зимой значит тре­бо­вать от Бога чуда или же совер­шенно пре­не­бре­гать своей жизнью и здо­ро­вьем».

При­ло­же­ния к бро­шюре «В помощь каю­щимся», изда­ние Свято-Дани­лова мона­стыря, 1995: Утром нато­щак пей святую воду, а также по всякой нужде (когда вне­запно забо­ле­ешь, раз­гне­ва­ешься, испу­га­ешься, плохой сон при­снится и т.д.). А также кропи святой водой на все 4 сто­роны и говори: «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа окроп­ле­нием воды сия свя­щен­ная в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое, бесов­ское дей­ство. Аминь!».

Раз­но­вид­но­стью аги­асмы может счи­таться «родо­стома», «родо­стама», «родо­стамна» (греч. rodostagma – «розо­вая вода») – вода с добав­ками аро­ма­ти­че­ских веществ, упо­треб­ля­е­мая в смеси с крас­ным вином при освя­ще­нии анти­мин­сов и пре­сто­лов. Она сим­во­ли­зи­рует бла­го­вон­ное миро, кото­рым Мария, сестра Лазаря, пома­зала ноги Иисуса Христа ( Ин.12:3 ), а Его тайные уче­ники – все тело Учи­теля при погре­бе­нии ( Ин.19:39-40 ).

Источник

10 вопросов о Крещенской святой воде

что такое агиасма в православии. Смотреть фото что такое агиасма в православии. Смотреть картинку что такое агиасма в православии. Картинка про что такое агиасма в православии. Фото что такое агиасма в православии

1. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник (18 января) и после Литургии самого праздника (19 января). В оба дня воду освящают утром.

2. Почему и где святая вода освящается?

С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Только в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

3. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?

Купание — не более, чем народный обычай. Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию.

4. Для чего нельзя использовать святую воду?

Недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов. Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

5. «Капля море освящает» или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься. Существует благочестивая традиция разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

6. Таинство или обряд?

Мы привыкли, что существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Но градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) — погребение и мироварение…

Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

7. Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он в V–VI веке на христианском Востоке.

8. Что говорят святые о святой воде?

О чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской. Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

9. Освящают ли воду в инославных Церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. В Римо-Католической Церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской Церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

10. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии. Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *