что такое акселерация в педагогике
Что такое акселерация в педагогике
Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.
До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой социальных, нравственных качеств. К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.
Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
Акселерация
Акселерация – это ускорение формирования всех физических показателей и биологического созревания организма. Впервые она была зафиксирована при соотнесении антропометрических показателей начала 20 столетия с показателями тридцатых годов 19 столетия, когда начали проводить антропометрические измерения детей. Считается, что описываемое явление, возникает уже на этапе внутриутробного созревания. За последние 40 лет вес новорожденных вырос на 50-100 г, а длина туловища – на 0,5-1 см. Существенное ускорение роста отмечается и у грудничков. Современные дети сегодня не только крупнее и выше своих ровесников, обитавших в начале прошлого столетия, но более развитые соматически. Наряду с акселерацией роста раньше настаёт и пубертатный этап.
Причины
После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.
Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.
Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.
Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.
Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.
Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.
Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.
Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.
Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).
Виды акселерации
Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.
Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.
Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.
Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.
Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.
Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.
При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.
Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.
Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.
Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.
Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.
Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.
Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.
Педагогические проблемы акселерации
Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.
По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.
Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.
Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.
Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:
– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);
– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;
– пересмотреть возрастной потенциал детей;
– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;
– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.
Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Педагогика : Акселерация развития и готовность к обучению в школе
Тема: Акселерация развития
и готовность к обучению в школе
II. Сущность процесса акселерации.
2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных
2.2 Акселерация подростков.
2.3 Последствия акселерации.
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования
человека в будущем.
IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.
V. Соматические заболевания подростков.
I. Введение. Основные закономерности развития организма подростка
Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже
представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить
грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша –
взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого
ультрасовременного процесса, как акселерация[i].
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это
буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль
в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15
лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15
до 20 лет и более»[ii].
Однако Лев Толстой считает хронологической гранью отрочества и юношества
– 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»[iii]. Так что
такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть
определено четкой границей.
Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.
«Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только
значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая
свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и
девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»[iv]
В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и
15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает
складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также
началом полового созревания.
Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение
роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в
14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем
мальчики того же возраста.[v]
Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в
фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после
этого наступает период роста мышц.
В психологическом плане подростки «начинают осознавать свои возможности и
задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к
проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в
обществе».[vi] В общем, происходит полная переоценка ценностей,
психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н.
Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо
индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого-
то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже
взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это
В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в
интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.[vii]
Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются
внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное
время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних
отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты
детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»[viii].
Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени
физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального:
сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом,
зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение,
хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от
родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев
социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.[ix]
Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от
наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места
проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к
задержке роста и более позднему развитию»[x]. Именно из-за разности этих
условий подростковый период наступает у всех по-разному.
В настоящее время фазы биологического развития организма все более и
более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение
наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все
продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего
поколения.[xi] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное
понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от
научного понятия акселерации.
II. Сущность процесса акселерации
2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах
Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в
значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост,
увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е.
происходящих в организме современного человека изменений.[xii]
Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время
внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери,
когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса
оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25
лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.[xiii] «На протяжении всей
жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного
покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и
функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь
начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»[xiv]
Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний
вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2
см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже
до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.[xv]
Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в
настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга.
«так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов
на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см.
сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших
в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился
на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10
лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы
акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост
увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний
ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»[xvi]
В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько
десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10
см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено,
что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см.
За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4
Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время
темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно
сказать и о детях подросткового возраста.
2.2 Акселерация подростков
В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего
уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен
наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной
клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа
увеличился на 1,5 см.
Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых
странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым
данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.[xviii]
До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и
мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем,
в период полового созревания начинают появляться значительные различия в
темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост
замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем
резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9
кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше
мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.
В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14
лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила
рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16
лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.[xix]
«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина
тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки
несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом
полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково,
а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в
росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»[xx]
Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы.
Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-
20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.
Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела
заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше,
чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).[xxi]
Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути
предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает
нагрузку на органы, важные для жизни.
2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают
раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку,
сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация
не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость,
тахикардия, бледнеет лицо и т.д.
Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У
сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса,
менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со
средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок
полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с
Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-
разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам
известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции
функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»[xxiii].
Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство
неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не
скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу,
осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате
При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее
послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более
Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых
половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину
плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется
У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто
идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению
у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у
Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых
случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только
Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности
желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом
воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная
возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д.
Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное
самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в
Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного
характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития
подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных
возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности
роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно
приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»[xxvi]. Так,
например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в
росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели
для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам
ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень
отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу
На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются.
С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и
системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки,
очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца,
чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся
подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у
акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у
девочек и на 2 года позднее у мальчиков.
У подростков очень часто развиваются различные поражения сердечной мышцы
(миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в
период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах,
заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.[xxviii]
В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде
подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление
Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных
заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний:
так раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал
до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у
акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано
учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и
катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно-
кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета.
«Значительное число заболеваний вызывается большим весом, избыточным
питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За
последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3
раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2%
населения.»[xxx] При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты,
которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные,
На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое
строение организма подростка.
Однако есть и положительные последствия акселерации, хотя их и
значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых
болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними.
Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы,
печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и
течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя
протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в
Т.о. вывод: усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация
приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным
инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено
рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения
в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.
системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы,
большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого
III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации
Сегодня, когда акселерация вызвала очень сильное повышение веса
подростка, важное место занимает организация правильного питания. Это в
первую очередь должно быть сбалансированное питание, т.е. когда вес
человека сохраняет свою стабильность, что зависит также от хорошего обмена
веществ в организме.[xxxii]
Это характеризуется включением в рацион необходимого для организма
количества белков, жиров и углеводов в зависимости от состояния организма,
возраста, пола, характера деятельности, климата и многого другого. Т.е. это
обусловлено неодинаковой калорийностью различных продуктов.
Самой полезной считается пища низкой калорийности, но оптимального
состава, в которой имеется все, необходимое организму: количество белков,
жиров и углеводов. Также различна для разных людей потребность в пище, но
надо уметь ее отрегулировать. «При склонности к полноте и тучности
рекомендуется 2-3 раза в месяц проводить так называемый разгрузочный день,
который, однако, не должен компенсироваться в последующие дни избыточным
питанием. Ожирение – угроза здоровью.»[xxxiii]
Последствием, если человек ест больше нормы, может стать т.н. «диабет
зрелого возраста». И кроме этого хуже протекают инфекционные заболевания,
при более частом их возникании, болезни сердца.
«Правильное питание – это, кроме того, питание разнообразное, которое
может удовлетворить все потребности ускоренно развивающегося организма
человека в необходимых пищевых веществах и повысить усвояемость отдельных
из них.»[xxxiv] Например, лучше всего употреблять в сочетании с овощами
белки. Овощи поставляют организму все необходимые витамины и органические
кислоты. Негативно влияет на усвояемость пищи избыток жиров, и поэтому
содержание избыточного количества жиров в пище ведет к заболеваниям.
Ритмичность – еще один показатель правильности питания. Это включает в
себя количество приемов питания в один день и их регулярность. Следует
придерживаться 4-разового питания в день, через 4-5 часов, но, возможно, и
трехразовое. Тучным людям рекомендуется есть чаще (5-6 раз в день), но по
чуть-чуть. Кроме того, такой распорядок питания должен быть согласован с
режимом работы и учебы.[xxxv]
Не менее важную роль, чем организация питания, играет организация занятий
физкультурой и спортом. Это усиливает сопротивляемость человеческого
организма к различным заболеваниям и является хорошим способом тренировок
различных отдельных органов и целых систем, что кроме всего прочего влияет
и на их долголетие. Исследования показали, что физкультура способствует
очистке организма от вредных веществ, так как способствует правильной
организации работы почек и системы пищеварения. Физические упражнения
налаживают сон, делая его более глубоким, приводят в нормализацию аппетит
Очень большое, даже прямое значение, физические упражнения оказывают на
влияние формирования правильной осанки, умению быстро и красиво ходить,
сидеть прямо и не горбиться. 34,3% детей, которые не занимаются регулярно
физкультурой имеют нарушения осанки, а из тех, кто занимается всего лишь
«Регулярные физические упражнения, кроме влияния на физическое состояние
организма, воздействуют на психику: они способствуют снятию усталости,
вносят активные начала в сравнительно малоподвижный образ жизни учащейся
Те физические упражнения, при которых участвуют все группы мышц,
считаются наиболее важными. Обычно это бывает при определенной системе
зарядки и во время бега. При чем согласованно действуют внутренние органы,
помогается налаживаться обмен веществ, укрепляются мышцы, снижается
застойное перевозбуждение во многих центрах коры головного мозга. Когда бег
совершается в любую погоду, параллельно с этим идет и закаливание
«Систематические занятия физкультурой и спортом, как и организация
рационального питания, служит надежным способом исправления существующих
дефектов физического развития и предупреждения заболеваний.»[xxxviii]
Например, из 562 подростков, подвергнутых обследованию, хроническими
заболеваниями болело 156 человек. Из тех, кто не занимается физкультурой и
спортом, таких подростков больше на 16,3%.[xxxix]
Но, однако, и здесь есть некоторые сложности. Иной раз занятия
физкультурой нельзя осуществлять из-за физического состояния подростков,
его заболеваний. В таком случае встает вопрос: можно ли ему заниматься
физкультурой или лучше освободить от нее.
В большинстве случаев освобождение от физкультуры не только не помогает
улучшению здоровья, но и отрицательно влияет на него, т.е. усугубляет
болезненные явления в организме.[xl] Следовательно, полностью освобождать
от занятий физкультурой нельзя. Однако вместе с этим занятия по школьной
программе необходимо видоизменить и видоизменить так, чтобы это
способствовало всестороннему восстановлению его здоровья.[xli]
В этих целях существует т.н. лечебная физкультура.
Даже для нормально развивающихся детей и подростков необходим специальный
режим занятий физкультурой. И поэтому обычный для спортсменов тренировочный
режим (3-4 раза в неделю) плюс еще 2 часа физкультуры по общей школьной
программе для подростков бывает слишком тяжелым. На это надо обратить
особое внимание педагогам, тренерам и родителям.[xlii] Поэтому и необходим
для подростков специальный тренировочный режим.
Не менее важно, чем физическое также трудовое воспитание подростков. К
сожалению, в современной семье трудовому воспитанию уделяется очень мало
внимания. Сейчас начинают сознательно трудиться молодые люди с 20 лет и
старше, когда как ранее этот показатель снижался до 12-14 лет.
Следовательно, показатель трудового воспитания в современном мире очень
сильно снизился. Очень большой ошибкой родителей является, когда они берут
на себя всю тяжесть бытовых забот и проблем, освобождая подростков даже от
посильного для их возраста труда, что негативно сказывается на физическом
Однако бывает, что крепкие на вид подростки очень быстро переутомляются,
значительно быстрее, чем подростки менее физически развитые. Это можно
объяснить тем, что в связи с акселерацией и увеличением массы тела
внутренние органы несут значительно большую нагрузку, чем органы более
медленно развивающихся подростков. Особенно важно избегать переутомления
сердца, которое может повлиять на дальнейшее развитие этого органа. Ведь,
например, за 16 лет жизни вес сердца увеличивается в 12 раз (с23 до 292
граммов)[xliv], что обусловлено изменением формы, размеров и внутреннего
строения органов в процессе роста организма.
Трудовое воспитание играет огромную роль еще и в следующем. «С
физиологической точки зрения работа человека представляет собой
функциональную задачу, поставленную перед его организмом в целом и нервной
системой и опорно-двигательным аппаратом в первую очередь. Это требует
высокой координации деятельности всех органов и систем.»[xlv]
Исследования врачей доказали, что необходимо следить за проветриванием
учебных помещений и классов, т.к. из подростков бывающих на свежем воздухе
более 3 часов в сутки гораздо больше высокорослых и меньше низких, чем
среди тех, которые большую часть времени проводят в помещениях. Это
обусловлено более интенсивным протеканием процессов окисления в организме
подростков, что делает необходимым увеличение поступления кислорода в их
организм. Поэтому так важна роль проветривания учебных помещений.
Это связано с особенностями строения воздухоносных путей детей и
подростков: они более узкие и короткие, чем у взрослых. Поэтому воздух
гораздо меньше согревается, меньше очищается от микробов и сильнее
увлажняется при поступлении в легкие. Именно поэтому среди детей и
подростков более часты простудные заболевания, чем у взрослых. Поэтому
подросткам необходимо чаще бывать на свежем воздухе и делать водные
Подростки в период акселерации более сильно нуждаются в хорошем
воздухообмене и освещении. Это необходимо учитывать и градостроителям,
ориентируя дома на юг, юго-восток, юго-запад. Поэтому очень важны зеленые
насаждения вокруг домов, что уменьшает шум, задерживает пыль, летом создает
прохладу и, кроме того, приближает современного человека к природе.
Необходимый микроклимат достигается необходимыми размерами между
зданиями. Очень большое влияние оказывает то, кто проживает в квартирах, на
состояние воздуха и степень освещения. Некоторые считают, что необходимо
держать на подоконниках цветы, а окна завешивать шторами, т.к. оконные
стекла не пропускают ультрафиолетовые лучи. Это мнение абсолютно неверно:
оконные стекла лишь на немного снижают пропуск ультрафиолета и не
препятствуют его оздоровительному влиянию, когда он убивает болезнетворные
организмы, улучшает нервно-психическую деятельность человека, повышает
жизнедеятельность организма, способствует образованию в нем важных
ферментов (например, витамин Д).[xlvii]
Именно поэтому необходимо содержать окна в чистоте, т.к. грязь на них
действительно не способствует проникновению ультро-фиолетовых лучей,
избегать темных, плотных быстро загрязняющихся штор и не загромождать
подоконники лишними предметами.[xlviii]
Не менее важную роль для правильного развития подростков-акселератов
является мебель в помещении. «Неудобная мебель не только портит настроение,
но и вредит костно-мышечной системе, вызывая искривление позвоночника,
сутулость т.д. Неудобно сидеть на слишком низких стульях и скамейках с
горизонтальными сидениями, когда позвоночник вынужден приобретать
дугообразные искривления, усиливая тяжесть, приходящуюся на крестец. При
этом изменяются соотношения и взаиморасположение позвонков, сдавливаются
межпозвоночные диски, значительная часть участков периферической нервной
системы. сдавливаются и органы брюшной полости, затрудняется
дыхание.»[xlix] Поэтому соответствие учебной мебели росту подростка имеет
огромное значение, что должно быть обеспечено правильным выбором такой
Неправильное размещение мебели в учебном помещении или дома приводит к
нарушению зрения, что обусловлено снижением освещенности места для занятий.
При соответствии допустимой норме освещенности у учащихся средней школы
наблюдается нормальное зрение у 84%, а отсутствие аномалий у 95,8%.При
несоответствии эти показатели ухудшаются более чем в 2 раза.[l]
Такое понятие, как акселерация, включает в себя не только чисто
физические изменения в организме подростка, но и не менее заметное, т.н.
интеллектуальная акселерация. Она в первую очередь отражается на нервно-
психическом состоянии подростка, развивает его качества личности. Поэтому
не менее чем физические проблемы здоровья молодого поколения, встают
Молодой подросток способен очень рано воспринимать и полнее усваивать
информацию. Это можно доказать по опыту работы в школе, проводящей в жизнь
новую программу начальных классов.[li] Но здесь возникает вопрос, можно ли
подростку слушать и смотреть все без разбора: любую теле- и радиопередачу.
Ведь многие из этих программ рассчитаны на чисто взрослую аудиторию.
Просмотр всего без разбора не только отрицательно влияет на нравственность
подростка, но и просто даже утомляет нервную систему.
Поэтому и существуют списки рекомендательной литературы в библиотеке,
специальные рубрики в газетах и журналах, молодежные передачи на радио и
телевидении. Для того чтобы помочь подростку ориентироваться в потоке
Правильное семейное воспитание тоже играет не маловажную роль в
формировании физического и психического состояния подростка. Однако не в
каждой семье это понимают.
Есть родители, которые очень обеспокоено следят за формированием их
ребенка. Они не понимают, что подростки гораздо меньше нуждаются в их
опеке, чем когда те были еще детьми. Подростки становятся непослушными,
менее ласковы, их мнения часто не совпадают с мнением родителей. Так
подросток становится самостоятельной человеческой личностью.[lii]
Ускоренное развитие подростка усиливает перенапряжение физическое и
психическое, и родители обязаны понимать это. «Особенно отражаются на
воспитании детей в семье острые конфликтные ситуации в семье, грубые
неуважительные отношения супругов друг к другу, ситуации, нередко в течении
длительного времени предшествующие разводу. В свою очередь и развод, как
правило, весьма болезненно переживается детьми и отрицательно сказывается
на воспитании несовершеннолетних.»[liii]
Еще А.С. Макаренко говорил, что несовершеннолетние правонарушители – это
обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания.[liv]
Очень хорошо, когда родитель будет и воспитателем, который поможет
молодому человеку разобраться в сложностях, окружающих его, но поможет так,
чтобы при этом быть ненавязчивым и не отбивать у подростка правильное
На интеллектуальную акселерацию также очень положительно влияет более
раннее половое созревание половое созревание детей и подростков.[lv] Но это
также и ведет к потребности более внимательно наблюдать за ними. В свои 15
лет современный подросток имеет свои сложившиеся взгляды по многим сложным
вопросам – это уже далеко не ребенок.
Современные дети и подростки стали более чувствительными и к
педагогическому воздействию. «Недооценка их личности вызывает
отчужденность, а затем и неправильное формирование характера. От качества
воспитательной работы во многом зависит, сколько конфликтов и ошибок будет
ожидать подростков. По мнению педагогов, в работе с современной молодежью
следует избегать мелочной опеки, ограничения самостоятельности – надо ей
больше доверять.»[lvi] И поэтому и спрос с современной молодежи значительно
Современные подростки нуждаются в уяснении необходимости того или иного
действия. Они должны больше оценивать, сопоставлять и размышлять, а не
пользоваться готовыми штампами – это хорошо, а это плохо. Только после
этого подросток может нести ответственность перед обществом за свое плохое
Таким образом, подведем общий итог проблеме борьбы с нежелательными
последствиями акселерации. Для правильного формирования здоровой физически
и психически личности подростка необходимы следующие условия:
1) правильный рацион и режим питания;
2) здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом;
3) правильно построенное трудовое воспитание подростков;
4) своевременное проветривание учебных помещений и дома;
5) мебель, подобранная соответственно возрасту и росту ребенка;
6) достаточная освещенность комнаты;
7) правильное интеллектуальное и умственное воспитание подростка;
8) огромна роль воспитания в семье.
Без соблюдения этих условий невозможно в современном мире воспитать
IV. Прогнозы развития акселерации и формировании человека в будущем
По прогнозам физиологов и врачей, средний рост человека в будущем
столетии будет составлять 175-180 см, потому что как правило, большинство
современных акселератов перестает расти по достижению этого роста. В связи
с этим повышается и средний вес человека на 8-10 кг.[lvii] «Если
современный мужчина, как правило, выше ростом, чем женщина, то в дальнейшем
это различие несколько сгладится. Темпы акселерации женщин сегодня выше,
следовательно, не исключено, что средний рост женщин в будущем столетии
будет равен росту мужчин и даже превзойти его.»[lviii]
В половом развитии разрыв между созреванием мальчиков и девочек в
настоящее время составляет 1,5 года, а в будущем, возможно, еще сократиться
до 1 года или еще менее. Это создаст условия для более быстрого
формирования личности, ранее усвоения знаний, произойдет полный пересмотр
системы образования и воспитания молодежи.
«Человек живет не одним днем. И сегодня, пытливо изучая явления
акселерации, он видит в ней объективные предпосылки для дальнейшего
увеличения средней продолжительности жизни, сохранения более длительной
трудоспособности, физического и физиологического совершенствования
V.Соматические заболевания подростков
Говоря об акселерации современных подростков, нельзя обойти стороной
вопрос об увеличении соматических заболеваний подростков, таких как
алкоголизм, курение, наркомания.
Алкоголизм, как соматическое заболевание, гораздо более вреден, чем
курение. Эта вреднейшая привычка наносит огромный ущерб не только самому
выпивающему, но и обществу в целом, причем на протяжении почти всей истории
развития человеческого общества.
Как правило, употребление алкоголя в среде подростков связано либо с
самоутверждением, либо с улучшением настроения, либо с облегчением
контактов и лишь очень редко с поиском новых ощущений. Обычно явление у
подростков – употребление алкоголя в компании.
«Чувство солидарности, стремление идентифицировать себя с группой – вот
одна из главных причин приобщения подростков к регулярному употреблению
алкоголя. Как говорят сами подростки, употребление спиртного в компании
делает всех равными, все становятся «друзьями» и «близкими».[lx]
Практически не встречаются среди подростков алкоголики, употребляющие
спиртное в одиночку.
также эпизодическое употребление алкоголя влекут обстоятельства жизни
подростка: неорганизованное свободное время, доступность спиртного, наличие
карманных денег. На этом этапе еще отсутствует патологическое влечение к
алкоголю, что доказывает отсутствие у подростков соматовегетативных
расстройств и поведенческих эффектов.[lxi] Проще говоря, алкоголик с
патологической зависимостью: «есть вино – пьет, нет вина ищет», у
подростков такой зависимости пока нет, поэтому для большинства из них: «нет
Гораздо страшнее второй этап, когда наступают аффективные расстройства,
особенно когда прием спиртного следует за психотравмирующей ситуацией или
совпадает с плохим настроением. За этим наступает уже синдром алкогольной
зависимости, который превращает нормально развивающегося подростка в
Опьянение у подростков также имеет свои особенности. Сначала следует
период эйфории, при котором наблюдается довольство собой, беспричинная
радость, благодушие, прилив сил, но этот период непродолжителен. При
многократном употреблении алкоголя этот период сокращается до нескольких
минут и затем сменяется агрессивностью и раздражительностью,
конфликтностью. Этот второй этап алкогольного опьянения более продолжителен
и более опасен, ведь подросток совершает необдуманные действия, затевает
драки, иногда может совершать уголовно-наказуемые поступки.[lxii]
При этом характер опьянения у подростков зависит не столько от вида
алкогольного напитка, его дозы и быстроты приема, сколько от характера
психического состояния подростка, предшествовавшего выпивке: «с горя», «с
радости», «отмечает» и т.д., а также от физической кондиции подростка
(«сколько ему надо») и уровня усталости и утомленности. Еще одна
особенность подросткового пьянства: более крупные дозы, чем у взрослых.
Если взрослые дозы взрослых свидетельствуют о том, что человек стал
алкоголиком, то у подростков подобное не говорит ни о чем. Многие
подростки, редко употребляющие алкоголь, доводят свою дозу до 1,5-2 литра
Поэтому среди подростков еще незначительное число полных алкоголиков. Но
нельзя забывать, что с возрастом пристрастие к вину вырастает, и тот, кто в
юности всего лишь употреблял вино в компании, или от случая к случаю в
дальнейшем может опуститься до настоящего алкоголизма, особенно если у него
слабая сила воли или генетическая предрасположенность к алкоголю (родители
— алкоголики и т.д.).[lxiv]
Т.о. основными способами борьбы с подростковым алкоголизмом являются
беседы с подростками на тему о вреде и опасности пьянства, украшенные
живыми примерами из жизни конкретных подростков с конкретными фактами и
конкретными людьми, организация досуга подростков, контроль за их
деятельностью в свободное время, контроль за наличием карманных денег у
подростков и куда он их тратит. Основную роль в этом должны играть,
безусловно, родители. Хотя школа и воспитательные заведения должны также
следить за этим: особенно проводить беседы не только с подростками, но и с
их родителями, помогать родителям в контроле за их детьми.[lxv]
Последствия алкоголизма страшны. Во-первых, вырабатывается алкогольная
зависимость, когда человек без бутылки не ощущает и не представляет своей
жизни. Кроме этого идет разрушение всей центральной нервной системы,
затормаживаются процессы протекания нервных возбуждений и торможений,
ухудшается реакция и нарушаются двигательные функции. Следствием разрушения
Ц.Н.С. становится резкое ухудшение памяти, снижение коэффициента умственной
деятельности. Кроме этого идет разрушение эндокринной системы, нарушения в
работе поло-выделительной системы, разрушается печень (цирроз печени) т.е.
нарушается вся деятельность организма. Человек становится дегенератом,
умственным и физическим, его преследуют неудачи в работе и личной жизни,
вся его жизнь перечеркнута.
Отсюда вывод, что алкоголизм опаснейшее соматическое заболевание
человека, которое надо пресекать еще в подростковом возрасте.
Вред, наносимый организму курением не столь заметен и не так бросается в
глаза вначале, как вред от алкоголя. Но при жизненном анализе мы можем
установить страшную картину действия никотина на организм.
Доказано, что табачный дым, образовавшийся при выкуривании 1 пачки
папирос или сигарет, состоит их 125 мг никотина, 40 мг аммиака, 1 мг
синильной кислоты и 0,5 литра угарного газа.[lxvi] Влияние этих компонентов
на организм всем известно, особенно, опасны они в городах, в закрытых
помещениях. Вред наносится не только себе, но и окружающим – ведь основной
продукт вредных веществ получает тот, кто находится в этот момент в
обществе с курильщиком.
«За одну затяжку курящий вдыхает до 19, а сигарету или папиросу – 35 см3
дыма. Медицине известно, что на 100 человек, заболевших перемежающейся
хромотой или туберкулезом в пожилом возрасте, 93-95 курящие; 98% больных
язвенными болезнями курили ранее в течении 1 года и более; из 100 человек,
заболевших раком легких, 93 – курящие.»[lxvii]
Очень многое зависит и от качества табака, который человек курит, от того
с фильтром он курит или нет. Важное место в этом занимает продолжительность
курения: чем больше стаж курильщика, тем необратимее последствия и
изменения в его организме.
Статистика сравнения курящих и некурящих показывает, что никотин старит
человека в среднем на 5 лет, поэтому средний уровень смертности курящих в
возрасте 40-44 года такой же, как у некурящих в 45-49 лет.[lxviii]
Странно еще и то, что в отличии от алкоголизма, сами люди не считают
привычку курения чем-то опасным, а относятся к этому слишком несерьезно.
Существуют мнения даже о пользе курения: «препятствует полноте»,
«успокаивает нервы» и т.д. – дают данные социологических опросов.
Огромная опасность таится в труде, с которыми курильщик пытается
расстаться со своей привычкой. Но, в отличии от алкоголизма, врачи
установили, что любой курильщик все-таки может отвыкнуть от курения без
посторонней помощи, подключив свою силу воли и выполняя определенные советы
и предписания, помогающие отвыкнуть от курения.
Существуют определенные приемы, помогающие отвыкнуть от курения,
например, держать во рту пустую трубку или не зажженную сигарету, жевать
жевательную резинку или сосать леденцы. Это помогает создать
соответствующий психологический фон для более легкого перенесения разлуки с
любимой привычкой. Помогает также активное занятие спортом, посещение
различных культурных заведений (театр, кино). Очень помогает заключение
спора с кем-либо из знакомых (желательно, на деньги) о том, что вы больше
никогда не закурите.[lxix]
Существуют также способы медленного постепенного отвыкания от этой
привычки. Вот, например, два из них.
1. Постарайтесь для начала не курить в течении часа, а затем начните все
более и более увеличивать этот интервал.
2. Затрудните доступ к сигарете: можно очень далеко убрать пачку сигарет,
заклеить ее скотчем, создавать себе различные неудобства в момент
3. Курите свой нелюбимый сорт сигарет.
4. Если вы курите за чашкой кофе, то вместо кофе пейте чай.
5. Если курение вас «расслабляет», попробуйте другие способы расслабления,
например, занятия спортом.
6. Объявите своим друзьям и знакомым, что вы бросили курить, дайте им слово
7. Если вы уже добились того, что не курите целый день, попробуйте не
8. Отложите деньги, сэкономленные вами на сигареты и купите себе кое-что.
Это даст вам дальнейшую мотивацию не курить.
9. Если ваша попытка бросить курить не привела к результатам, пробуйте
снова и снова, еще и еще.[lxx]
1. С каждым разом выкуривайте все меньшее и меньшее количество сигарет.
2. Прежде, чем закурить, немного помедлите и вспомните все негативные
последствия для здоровья при курении.
3. Не отказывайтесь от сигарет сразу и полностью – имейте одну на крайний
случай, и вы будите ее экономить.
4. Не отказывайтесь от «сигарет «навсегда». Откажитесь от курения на день,
затем еще на один, и так день за днем.
5. Объявите своим друзьям и знакомым, что вы бросили курить, дайте им слово
6. Назначьте конкретный день расставания с курением и сделайте это.
7. Уберите подальше все предметы, связанные с курением – сигареты,
пепельницы, спички, чтобы они не напоминали вам о курении.
8. Когда у вас возникает желание закурить жуйте жевательную резинку,
грызите орехи, семечки, сосите леденцы и т.д.[lxxi]
Вот всего лишь два способа, помогающие преодолению вредной привычки
никотинной зависимости. Таких способов при желании можно придумать гораздо
больше. Подобную схему можно использовать не только для избавления от
привычки курения, но и для избавления от любой другой вредной привычки,
которая вас тяготит или мешает в жизни: например, грызть ногти,
расслабляться каким-либо необычным способом.
Т.о. курение является очень вредной и негативной для здоровья привычкой,
от которой необходимо избавляться, если, возможно, без врачебной помощи.
Еще более пагубно совмещение курения с употреблением алкоголя.
«Канцерогенные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, будучи
растворенными в алкоголе, быстрее абсорбируются стенками пищевода, желудка
и всасываются в кровь. Однако, как показывают исследования, большинство
именно одновременно с курением употребляют алкогольные напитки.»[lxxii]
Особое слово необходимо сказать о наркозависимости. Особенно в
современных условиях, когда доступ к наркотическим веществам практически
открыт, многие подростки становятся наркоманами.
Основным стимулом их употребления для подростков, в отличии от алкоголя,
становится попытка получить новые ощущения: «интересно попробовать» и т.д.
Синдрома массовости при этом практически не наблюдается, как при
алкоголизме. Крайне редко подросток привыкает к наркотикам «за компанию» со
своими друзьями. В основном это чисто индивидуальное явление.
Особая опасность наркозависимости заключается в том, что к определенным
видам наркотиков можно привыкнуть практически с одного раза (например,
ЛСД). Каждое употребление может оказаться смертельным: передозировка,
плохое качество и т.д. В нашей стране из-за дороговизны наркотиков
план, которые попадают в организм с дымом курения.
дороговизны в нашей стране среди подростков практически не употребляются.
один из самых безопасных наркотиков. И действительно, на первый взгляд ЛСД
выглядит гораздо безопаснее героина или кокаина: во-первых, нет физических
ломок при привыкании (следовательно, есть ли привыкание вообще?), нет
опасности заразиться СПИДом и пр. заболеваниями через кровь, т.к. вещество
проникает в организм не уколом. Но с другой стороны нельзя забывать, что к
ЛСД можно привыкнуть с первого раза, т.к. хотя и не бывает физических
физических ломок, наступающих после дозы героина.
неустойчивой психикой, т.к. в таких случаях даже после единичного
особенно для подростков, чья психика еще не сформировалась окончательно и
Более того, нельзя забывать, что при употреблении любых наркотиков, даже
самых слабых, в организме наступают необратимые последствия: наступает
наркозависимость организма от этих веществ, привыкание; наркотики
сказываются на работе практически всех систем организма (ЦНС,
кровообращения, эндокринной и выделительной систем), отрицательно влияет на
умственную и психическую деятельность человека. Кроме того, нельзя
забывать, что всегда существует опасность заражения СПИДом при инъекции
наркотиков внутривенно, в кровь, т.к. инъекции производятся в
антисанитарных условиях, неспециалистами.
Лечение от наркозависимости производится только в профессиональных
лечебных заведениях под надзором специалистов.
Таким образом, мы видим, что наркозависимость не менее, а, возможно, даже
более, опасна, чем алкоголизм и курение, и с ней необходимо бороться как
медикам, так и педагогам: проводить работу с родителями на предмет
опасности наркозависимых подростков.
Следовательно, мы видим, что акселерация подростков в современном мире
очень активно все более и более проникает в жизнь и система образования и
воспитания не может не считаться с этим, т.к. необходимо вырабатывать
способы борьбы с отрицательными последствиями акселерации. Особое внимание
следует уделить борьбе с соматическими заболеваниями подростков, такими как
наркомания, алкоголизм и курение.
[i] В мире подростка./Под ред. Бодалева. – Москва: Медицина, 1980. – С.16.
[iv] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988. –
[vii] В мире подростка./Под ред. Бодалева А.А. Москва: Медицина, 1980. –
[x] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988. –
[xvi] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988.
[xviii] Там же. – С.18-19.
[xx] Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и
школьная гигиена. – Москва: Просвещение, 1990. – С.11.
[xxi] Соколов Д.К. Каким быть подростку. Москва: Советская Россия, 1988. –
[xxviii] В мире подростка./Под ред. Бодалева А. Москва: Медицина, 1980. –
[xxix] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988.
[xxxiii] Там же. – С.28.
[xxxiv] Соколов Д.К. Каким быть. – Москва: Советская Россия, 1988. – С.28.
[xxxv] Там же. – С.28-29.
[xxxvii] Там же. – С.29.
[xxxviii] Соколов Д.К. Каким быть подростку – Москва: Советская Россия,
[xl] В мире подростка./Под ред. Бодалева А.А. – Москва: Медицина, 1980. –
[xlii] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988.
[xlv] В мире подростка./Под ред. Бодалева А.А. – Москва: Медицина, 1980. –
[xlvi] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988.
[xlvii] Там же. – С.32-33.
[xlviii] Там же. – С.33.
[liii] В мире подростка./Под ред. Бодалева А.А. – Москва: Медицина, 1980. –
[lv] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988. –
[lx] Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психолого-
физиологический аспект./Под ред. Колесова Д.В. – М.: Педагогика, 1987. –
[lxvi] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия, 1988.
[lxviii] Там же. – С.24.
[lxxii] Соколов Д.К. Каким быть подростку. – Москва: Советская Россия,