что такое аксиологический подход
Аксиология: что это простыми словами, краткий обзор, идеи
Что такое аксиология?
Аксиология — это одна из дисциплин философии, предметом изучения которой являются ценности. Согласно аксиологии, именно ценности образуют фундамент нашего бытия, они представляют собой главную движущую и мотивирующую силу в жизни человека. К задачам аксиологии относится изучение структуры, характеристик и иерархического построения системы ценностей, а также познание ее природы и научной специфики.
Основным вопросом аксиологии является вопрос о соотношении оценки и ценности, одна из основных этических, эстетических и познавательных проблем современности. Даже признав такие ценности как истина и красота, человек не станет отождествлять их с благами, а оценки — с ценностями, эти понятия просто не совпадут в человеческом сознании, но ценности способны дать смысл любому действию человека.
Первым использовать термин «аксиология» в самом начале 20 века стал философ из Франции П. Лапи. В дальнейшем аксиология была признана самостоятельной философской дисциплиной, основной задачей которой стало определение роли разума в общей структуре бытия.
Что изучает аксиология?
Описываемая дисциплина изучает:
Основополагающие признаки и характеристики ценностей в различные эпохи менялись и дополнялись. Так, Сократ определял реализованную ценность в качестве блага, называя ее полезной, а средневековые мыслители дополнили данное понятие такими категориями как красота, доброта и полнота бытия. В наши дни философы выделяют аксиологию в отдельную философскую ветвь, делящую сферу понимания бытия на ценность и реальность.
Таким образом, первым мыслителем, задавшимся вопросом о ценностях в философском понимании этого слова стал Сократ. Данный вопрос занял место центрального в его философии, ценность Сократ считал благом, причисляя ее к абсолютным идеям, придающим вещам истинность
Причины зарождения
Процесс появления аксиологии делится на несколько периодов. Попытки понять и конкретизировать систему ценностей прослеживаются еще в Античности, но тогда понятие ценности не являлось предметом, выделяемым мыслителями в отдельную категорию. Становление аксиологии в качестве самостоятельной ветви философии относится ко второй половине 19 столетия, данный процесс связывают с рядом следующих обстоятельств:
Следовательно, появление аксиологии и ее дальнейшее становление в качестве самостоятельной дисциплины в философии было связано со специфическими условиями, в которых находилась во второй половине 19 столетия европейская интеллектуальная жизнь. Именно тогда исчерпали себя импульсы, заданные в эпоху Просвещения, а ученые четко осознали момент перелома эпох, за которым неизбежно следуют и перемены в векторе развития научной и философской мысли. Подобные тенденции вылились в единое стремление о подведении итогов развития классической философии и переходом к новому этапу ее развития, связанному с большим плюрализмом мнений, а также значительным числом новых учений и философских школ.
Обращение к системе ценностей на тот момент стало, с одной стороны, своеобразным отображением кризисных явлений в просвещенческом рационализме с попыткой преодолеть их, с другой стороны оно явилось свидетельством перехода философии к новой стадии в ее развитии. Помимо этого, обнаружились принципиальные различия во всевозможных системах познания, которые, при этом, могли активно взаимно дополнять друг друга. Дальнейшее развитие аксиологии поспособствовало выявлению и осознанию неоднородности научных знаний, что создало условия для их последующего упорядочения и систематизации.
Периоды развития
Исторически развитие аксиологии делится на три основных периода:
«Ценность» как основа аксиологии
К основополагающей в аксиологии категории относят «ценность». Естественно, данное понятие имеет множество трактовок, а потому оно может по-разному восприниматься каждым отдельным индивидом, поскольку в смысл указанного термина уже включен оценочный момент (ведь определяя что-либо для себя как ценное, мы делаем его значимым в собственных глазах). Однако, то, что является ценностью для одного человека, может вызывать полное безразличие у окружающих, что закономерно вскрывает проблему объективности либо субъективности при определении характера ценности.
Подобно истинности, ценность нельзя отнести к свойствам, она лишь связывает мысль и окружающую нас реальность. А человек, определяя свою собственную систему ценностей, основывается сугубо на индивидуальном жизненном опыте, личных интересах и потребностях. Ценность имеет положительное для индивида значение, ее роль для себя он определяет не на основе ее свойств, а на основе вовлеченности конкретной вещи в его жизнь.
Ценностный мир отличается огромным динамизмом, при этом он сильно зависим от мира людей, поскольку природу в принципе отличает ценностная нейтральность. Изменяется и восприятие ценностей, к примеру, в античное время к категории высших ценностей относили гармонию и полноту жизни, в Средневековье система ценностей стала носить уже ярко выраженный религиозный характер, а в Эпоху Возрождения высшей ценностью признавался гуманизм. На современном этапе развития человечества ценности могут рассматриваться как важные и приносящие пользу вещи и предметы, также ценностями признаются идеалы, принципы и нормы, имеющие большое значение, как для отдельных людей, так и для больших групп населения.
При всем их разнообразии и множественности, ценности классифицируют по следующим признакам:
Таким образом, иерархическая структура ценностного мира соответствует структуре духовного мира личности. Именно формирование собственной системы ценностей является главным фактором при становлении индивида в качестве самостоятельной личности. Помимо этого, наличие у человека системы ценностей является признаком усвоения им принятых в обществе норм и правил, при одновременном наличии у него собственных норм, основанных на личном опыте.
Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнил: магистрант 19ПО(м)ВО
Талицких А.А.
Описание слайда:
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты аксиологического подхода в педагогике
1.1 Исторические предпосылки возникновения аксиологического подхода в педагогике
1.2 Ценности, идеи и принципы аксиологического подхода
2 Сущность аксиологического подхода и его применение в педагогике
2.1 Сущность аксиологического подхода в педагогике
2.2 Роль аксиологии в образовании
3 Аксиологическое педагогическое взаимодействие
Заключение
Описание слайда:
Введение
Роль связующего звена (своеобразного моста) между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.
Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В последние годы аксиологический подход активно используется при исследовании педагогических проблем.
Развитию педагогической аксиологии способствовали труды Б.М. Бим-Бада, Б.С. Брушлинского, Б.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, А.В. Кирьяковой, В.М. Розина, М.Н. Фишера, П.Г. Щедровицкого и др.
Описание слайда:
Введение
Цель курсовой работы – изучение особенностей аксиологического подхода в педагогике.
Объект – аксиологический поход.
Предмет – сущность и роль аксиологического подхода в педагогике.
Исходя из цели данной работы, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Описать исторические предпосылки возникновения аксиологического подхода в педагогике;
2. Изучить ценности, идеи и принципы аксиологического подхода;
3. Охарактеризовать сущность аксиологического подхода в педагогике;
4. Провести анализ роли аксиологии в образовании;
5. Рассмотреть аксиологическое педагогическое взаимодействие.
Описание слайда:
Исторические предпосылки возникновения аксиологического подхода в педагогике
Формально возникновение аксиологии как раздела философии связывают с книгой Р.Г. Лотце «Микрокосмос» (три её части издавались с 1856 по 1864г.г.). Термин «аксиология» был введен в оборот в начале ХХ века П. Лапи и Э. Гартманом. Для рождения нового направления в философии также особое значение имели мысли Паскаля о “логике сердца”. Говоря о ней, он выделил существование двух типов суждений человека суждения чувства человека (суждения сердца) он отделил от суждений его математического рассудка. В своих исследованиях Паскаль первым использовал понятие «ценность» [35, с. 20].
Развитие аксиолгической науки заставляет образование, по большей части ориентированное на выполнение определенного социального заказа, уделять внимание информированию учащихся, развитию познавательной деятельности, при этом меньше обращаясь к нравственным характеристикам личности. Не смотря на это, ценности не утрачивают своего огромного значения для людей, и, постепенно, гуманизация общественных процессов приводит к необходимости единения знаний о человеке, природе и обществе. В результате этого, основным смыслом сегодняшнего образования становится создание благоприятных условий для саморазвития личности как высшей ценности. Эту задачу невозможно решить без обращения к образовательным ценностям.
Описание слайда:
Ценности, идеи и принципы аксиологического подхода
Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое характеризует социокультурное значение явлений действительности, включенных в ценностные отношения, базовыми идеями аксиологии являются, ценности, долженствующие лежать в основе тенденций образования. Принципы аксиологии позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.
Описание слайда:
Сущность аксиологического подхода в педагогике
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
Аксиологический подход в педагогике является механизмом и связующим звеном между познавательным и практическим подходами, устанавливающим взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.
Описание слайда:
Роль аксиологии в образовании
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии
Описание слайда:
Аксиологическое педагогическое взаимодействие
Ценностное педагогическое взаимодействие преподавателя и студента – это целостность, направленная на установление субъект – субъектных отношений, сотрудничества и поддержки друг друга. В рамках образовательного процесса, преподаватель передает свои опыт, знания, умения и ценности, а студенты обогащают преподавателя своими идеями, знаниями об инновационных технология, которые они знают порой лучше преподавателей. В ходе чего, происходит взаимное обогащение преподавателя и студентов в образовательном пространстве высшей школы.
Описание слайда:
Заключение
Таким образом, сущность аксиологического подхода в педагогике заключается в том, что с помощью данного подхода, обучающийся рассматривается как высшая как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Аксиологический подход вводит в педагогику такие понятия как: ценность, гуманность.
Описание слайда:
Список литературы
1.Витвицкая Л.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: автореферат дисс. … докт. пед. наук. Оренбург, 2012. 41 с.
2.Кирьякова А.В. Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза// Известия ВГПУ. 2014. №4 (89). С. 146 – 150.
3.Маеркина Е.П. Аксиологические аспекты педагогического взаимодействия «преподаватель – студент» в образовательном пространстве колледжа// Е. П. Маеркина// Педагогический журнал №1 Издательство «АНАЛИТИКА РОДИС», 2016. С. 40 – 50.
4.Сманцер А. П. Педагогические условия гуманистически ориентированного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов// А. П. Сманцер// Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы седьмой международной научно – практической конференции. – Самара ПГСГА, 2012 – С. 290 – 294.
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике
Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, теория философии об общезначимых принципах, задающих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Существует множество теорий, рассматривающих понятие «ценность» как феномен, но также интересен момент его нравственного практического действия. Философы рассматривают учение о значимых ценностях. Ученые, педагоги рассматривают ценности как содержание, нравственные нормы, которые образуют системность в воспитании личности.
Сущность аксиологического подхода в педагогике
Педагогическое научное познание имеет своими целями как поиск истины, так и возможность удовлетворить социальные потребности.
Аксиологический подход в педагогике (или ценностный) – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.
Роль аксиологии в образовании
Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.
Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира. Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности. Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.
Философия образования современности, имеющая гуманистическую направленность, представляет из себя программу качественного обновления всех этапов образовательного процесса. Философские искания данного направления дают возможность сформировать принципы оценки работы образовательных учреждений, концепций, педагогического опыта, достижений или неудач. Гуманизация образования включает в себя и обновление системы подготовки квалифицированных кадров: переход от «обезличенности» к осознанному творческому включению в процесс, стремлению к общему и профессиональному развитию личности.
Гуманизация образования в самой основе изменяет традиционные привычные представления о его целях: систематизации информации, умений, навыков. Собственно, такие цели и стали основой дегуманизации образования, проявившейся в разделении процессов воспитания и обучения. Учебным программам и пособиям придавалось излишне важное, почти идеологическое значение, в связи с чем воспитательный процесс становился или неявным, или отсутствовал вообще. Образование, изначально предполагающее трансляцию культуры следующему поколению, оказалось дискредитированным. Также и трудовое воспитание было лишено своего нравственно-эстетического значения.
Довольно долго образовательная система направляла усилия на обучение подрастающего поколения приспособлению к жизненным трудностям, едва ли не способам выживаемости. Процесс образования не давал навыка гуманизации самой жизни, формирования ее согласно законам красоты. На сегодняшний момент стало очевидным, что содержание и характер направленности человеческой личности задают эффективность решений проблем социального и экономического характера, определяют безопасность существования человечества.
Статья на тему : «Понятие аксиологического подхода и его сущность».
Понятие аксиологического подхода и его сущность.
Аксиология (происходит от греч. Axia – ценность) – это философское учение про природу ценностей, их место в реальности и структуре ценностного мира. Согласно этой точке зрения, поскольку объектом исторического исследования выступает прошлое человеческого общества, то научное изучение будет включать в себя определенное отношение ученого к предмету изучения. Такое отношение отображает ценностный подход к объекту и выражается в оценочных суждениях. Безусловно, что даже такие общие термины в исторической науке и образования, как «прогрессивный», «либеральный», «демократический», «революционный», по своей сути уже предполагают определенную оценку событий, явлений, личностей, к которым они относятся. От оценочной деятельности историка прямо зависят результаты исследования.
Проблема ценностного подхода в исторической науке была инициирована на рубеже XIX и XX вв баденской школой неокантианцев в Гемании ( Г.Риккет). суть аксиологического метода, по мнению немецких философов, состоит в отношении объектов которые изучаются, к тем или иным ценностям, благодаря которым и осуществляются отбор объектов и их оценка. Среди безусловных ценностей человеческого существования называются ценности науки, творчества, морали, права, государственности, религии.
Категории ценностей реально существуют, и осуществляют определенные функции в исторической практике. Оценка – волевое отношение нашего «Я» к объекту истории. Мы всегда сравнивали исторические события персоналии, явления с идеалами, нормами. Оценка по своей природе является субъективной, связанной с системой ценностей и зависит от определенного исследователя. А потому неминуемые предпочтения в выборе предмета изучения, увлечения определенными историческими личностями и фактами. Поэтому, именно ценности имеют решающее значение при отборе исторических фактов. Но тут непременно возникает вопрос, какой философии истории придерживается исследователь. Будет ли он искать прогресс, регресс, исторические циклы, или вообще не видит смысла в мировой истории. Очевидно, что в ходе истории осуществляется замена человеческого мировосприятия, и что историк может это понять в том случае, если он будет постоянно расширять свою жизненную осознанность.
Аксиологический метод познания состоит в отборе исследователем тех фактов прошлого, которые связаны с культурными ценностями, и то, что их разделяет исследователь-историк. История родного края и родной истории не перестанет быть сосредоточением исторического образования, и в последствии чего появляется культ родной традиции, а также культ моральных ценностей. Субъективный центр родной истории, который учащийся рассматривает в общей перспективе истории нужно ввести в историческую перспективу, дать ему соответствующее место и наделить учащегося также и объективными мерами и критериями.
Таким образом, наиважнейшая гносиологическая функция оценочных суждений в исторической науке состоит в том, что с их помощью объект познания – прошлое рассматривается как явление значительное для сегодняшнего времени.
Что же такое ценности? Какая их роль в жизни людей? Как они могут быть представлены в исторической науке и образования?
Осмысленная человеческая деятельность имеет три подсистемы: замысел, реализация и последствие. Без замысла не может быть вообще никакого осмысления деятельности. Замысел предполагает ответ на вопрос – что надо сделать ( цель), как это сделать (план) и для чего, какой смысл деятельности (ценность). Ценность – это и есть жизненный смысл, наиболее осознанные мотивы человеческой деятельности. Ценность есть основа выбора человеческих целей, средств, результатов и условий деятельности, которые отвечают на вопрос: «Во имя чего осуществляется данная деятельность?»
Ценности есть материальные и духовные. К ключевым духовным ценностям относят ценности свободы, справедливости, блага, пользы, добра, истины, правды, творчества, мудрости и гармонии. Общепризнанным приобретением человеческой цивилизации есть приоритет общечеловеческих ценностей над узкоклассовыми, национальными, клановыми и др.
Главным заданием истории, как науки, есть изучение роста личности и роста общественности. В основу оценки прогресса исторических явлений должен быть положен глубокий этический принцип, то есть выяснение того этического идеала, к которому приближается как личность, так и общество. А отсюда и важная роль собственной моральной позиции преподавателя истории: каждый учитель, приступая к преподаванию истории, должен выработать совокупность этических понятий, которые будут управлять ими при пояснении исторических явлений, с точки зрения их прогрессивности. Это трудно, но возможно.
Вся система ценностей основывается на трех принципах: социальности, моральности и демократичности.
Принцип моральности состоит в том, что мораль влияет на общество и государство. Первый признак упадка государства – это упадок морали, то есть из положительных показателей: гуманности, человеколюбии, нравственности, патриотизма к отрицательным – деспотизму, безразличии, антипатии, распущенности.
Принцип демократичности состоит в том, что нужно воспитать в учащихся свободу мнения и своей собственной оценки исторических событий, но и расширить рамки понимания истории.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378 Булютина А.С.,
технический университет им. Г.И. Носова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИИ
AXIOLOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF MODERN GENERAL EDUCATION
Ключевые слова: подход, аксиология, аксиологический подход, ценность, гуманистические ценностные ориентации.
Keywords : approach, axiology, axiological approach, value, humanistic value orientations.
В связи с этим представляется целесообразным разобраться с понятием «аксиологический подход».
Прежде чем сформулировать определение аксиологического подхода, необходимо раскрыть понятие «подход». Так, в толковом словаре Ожегова « подход – это совокупность приемов, способов воздействия на кого-нибудь, в отношении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь». В философии под подходом понимают «комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей» [1]. В педагогике подход – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания. При этом каждый принцип регулирует разрешение конкретных противоречий, возникающих в процессе обучения, а их взаимодействие – разрешение основных его противоречий. Исходным содержанием понятия «подход» является определенная идея, концепция, точка зрения или позиция, совокупность принципов, обусловливающая исследование, организацию того или иного явления, процесса, например процесса обучения [6]. Следовательно, в основе аксиологического подхода будет лежать такое понятие, как подход – совокупность методов воздействия на обучающихся.
В современной философской науке принято считать, что категория ценности применима только к миру человека и обществу. Ценность – любой объект (в том числе и идеальный), имеющий жизненно-важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). Для понятия «ценность» характерна явно выраженная многозначность. Ценностью может называться любой из тех трех элементов, из которых обычно складывается ситуация оценивания: оцениваемый предмет; образец, нередко лежащий в основе оценки; отношение соответствия оцениваемого объекта утверждению о том, каким он должен быть. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. С формальной точки зрения, ценности делятся на: позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), относительные и абсолютные, субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное [2]. Ценность, согласно В. П. Тугаринову, – это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.
Система нравственных ценностей неразрывно связана с жизненными ценностями индивида. Ценности представляют собой наивысшие ориентиры, определяющие состояние жизнедеятельности индивида. В процессе обучения человек формирует собственные духовные ценности посредством получения, переработки знаний, оценки поступков и поведения. Обучаясь и впитывая ценностные ориентиры, индивид вырабатывает собственную ценностную систему, позволяющую ему развиваться духовно, быть адаптированным к нравственным общественным устоям, что в совокупности ведет к счастливой и успешной жизнедеятельности.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что аксиологический подход – это совокупность методов воздействия на обучающихся, направленных на развитие у них ценностного восприятия действительности и формирование знаний о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиологический подход связывает между собой теорию и практику, позволяя изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, решая, таким образом, задачи гуманизации общества. Основой аксиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией наше жизненное пространство — это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида. Гуманистическая ценностная ориентация – это своеобразный аксиологический мотор, придающий активность остальным звеньям ценностной системы.
Смысл аксиологического подхода раскрывается через систему аксиологических принципов, к которым относятся:
равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности [7].
Вышеперечисленные принципы в рамках образования направлены на развитие ценностных нравственных качеств обучающегося, на развитие его творческого потенциала, на формирование привычки к непрерывному обучению. Центральным звеном здесь является обучающийся со своими индивидуальными особенностями. Необходимо отметить, что данные аксиологические принципы отражают суть гуманистического образования, которое дает возможность реализовать личностный потенциал и творческие способности обучающегося, сформировать гуманистические ориентиры в жизни и профессиональной деятельности, развивать творческое мышление.
Так же, аксиологические принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека [6].
Аксиологический подход призван объединить несколько категорий ценностей в воспитании:
общечеловеческие ценности – это ценности, которые прошли испытание веками, изменениями государственного и общественного устройства многих стран, сохранили свой потенциал как истинных ценностей (жизнь, свобода, истина, счастье, развитие и т.д.);
ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми из поколения в поколение вне зависимости от социальных изменений (труд, красота, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека и др.);
В заключении следует сказать, что с изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и человека трансформируются и ценностные ориентации личности. И именно аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к социальному развитию обучающихся в качестве таковых могут выступать ценности коммуникативной, национальной, этнической, правовой культуры.
Ефимова, Е. М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/efimova.pdf (дата обращения: 1.11.2019)
Закон об образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 20.10.2019)
Крикуненко, Н. И. Аксиологический подход как методологическая основа педагогического исследования: монография [Электронный ресурс] / Н. И. Крикуненко – Режим доступа: https://infourok.ru/monografiya-aksiologicheskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-pedagogicheskogo-issledovaniya-2000895.html (дата обращения: 25.10.2019)
Сластенин, В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования / В. А. Сластенин М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. – с. 220.