что такое активная познавательная деятельность

Познавательная активность

Смотреть что такое «Познавательная активность» в других словарях:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно волевых усилий на достижение целей, умении… … Профессиональное образование. Словарь

активность — 1. АКТИВНОСТЬ, и; ж. Деятельное участие в чём л. (противоп.: пассивность). Познавательная, творческая а. А. общественных организаций. Проявлять а. // Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных сил, социальных процессов и т.п.).… … Энциклопедический словарь

активность — I и; ж.; см. активный I а) Деятельное участие в чём л. (противоп.: пасси/вность) Познавательная, творческая акти/вность. Акти/вность общественных организаций. Проявлять акти/вность. б) отт. Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных … Словарь многих выражений

Активность познавательная — деятельное состояние личности, к рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и… … Педагогический словарь

Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой… … Педагогический словарь

ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия

тета-ритм — биоритмы мозга головного с частотой 4 8 Гц и амплитудой 10 200 мкВ. Тета ритм низкой амплитуды (25 35 мкВ) входит как компонента в нормальную энцефалограмму. Активность познавательная приводит к увеличению мощности и пространственной… … Большая психологическая энциклопедия

Фихте Иоганн Готлиб — Фихте и этический идеализм Жизненный путь и сочинения Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той… … Западная философия от истоков до наших дней

Исследовательская работа — процесс активного взаимодействия субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъекта, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: интеллектуальном,… … Исследовательская деятельность. Словарь

Источник

КГУ «Школа-гимназия №18 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Учитель истории высшей категории,

Павличенко Светлана Александровна

стаж работы: 19 лет

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся

Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития компетенций стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Генрих Песталоцци, Фридрих Адольф Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Джон Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего урока);

• самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между учителем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол­лективной учебной деятельности). Особенность имита­ционных методов — разделение их на игровые и неигровые. Мето­ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен­ные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебно­го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Также данная тема рассматривалась и казахстанской педагогикой. Появление методов активного обучения связано со стремлением активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (учителя, спикера) и с участием других учеников, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых учителем мотивов обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения, эмоциональная вовлеченность и т.д.

1. Алимов А.К. «Использование интерактивных методов обучения в школе» Учебное пособие, Центр педагогического мастерства АОО НИШ «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014г.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Издательство «Каро» СПб. 2006 г.

4. Историческое образование в Казахстане.// Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (21-22 декабря) — Караганда, 2004
5. Т. А. Кожамкулов. Об изучении отечественной истории в учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы. 2007
6. Проектное обучение истории Казахстана. // Серия «История. Философия. Право». Алматы, 2007

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Активизация познавательной деятельности обучающихся

Активизация познавательной деятельности обучающихся

(Заворина Любовь Семеновна)

Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Её особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются:

1) Каким образом активизировать обучающихся на уроке?

2) Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность обучающихся на уроке?

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и само реализующейся.

В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда.

I . Дидактические основы активизации учения обучающихся.

I . 1. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования, это специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях обучающихся, а так же путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Обучение связано с движением. Оно, как целостный педагогический процесс имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая обучающегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков, так как оно является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и дети: преподавание и учение. Отношение обучающихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.

Активность (учения, освоения, содержания и т. п.) определяет степень (интенсивность, прочность) соприкосновения обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

1) готовность выполнять учебные задания;

2) стремление к самостоятельной деятельности;

3) сознательность выполнения заданий;

4) систематичность обучения;

5) стремление повысить свой личный уровень;

6) самостоятельность выполнения действий, без помощи взрослых и учителей и др.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией.

Активизация – это постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса через разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых ученики сами должны:

1) отстаивать свое мнение;

2) принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

3) ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

4) рецензировать ответы товарищей;

5) оценивать ответы и письменные работы товарищей;

6) заниматься обучением отстающих;

7) объяснять более слабым ученикам непонятные места;

8) самостоятельно выбирать посильное задание;

9) находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

10) создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

11) решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Таким образом, успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным м самостоятельным приобретение знаний, умений, навыков, их активностью.

I . 2. Уровни познавательной активности.

Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у него интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения заданий, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

I . 3. Принципы активизации познавательной деятельности

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от ученика требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать.

Принцип проблемности — основополагающий. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других учеников, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, ученик получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Содержание учебного материала должно подбираться с учетом интересов обучающихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе применять новые знания.

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда является составной частью подготовки школьника. Необходимо учебно-познавательную деятельность максимально приблизить к реальной деятельности.

Принцип взаимообучения. Ученики в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые факты, явления, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер и, по возможности, включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны носить исследовательский характер.

Принцип индивидуализации. Это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников. Этот принцип имеет исключительное значение, так как существует очень много психофизических особенностей: состав класса, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового и т. д. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого ученика.

Принцип самообучения. Заключается в механизме самоконтроля и саморегулирования. В основе принципа лежит стремление ученика на основе личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультацию.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности возможна лишь при наличии стимулов. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание ученика решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, так же как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют так же факторы, которые побуждают детей к активности, их можно еще назвать мотивы или стимулы учителя.

I . 4. Факторы, побуждающие обучающихся к активности.

Профессиональный интерес. Ученик не станет изучать конкретную ситуацию, если она надумана и не отражает реальной действительности, не будет обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни.

Состязательность так же является одним из главных побудителей к активной деятельности учеников. Это может быть соревнованием за лучшие оценки. А может быть и желанием показать себя с лучшей стороны перед одноклассниками, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме. Любая игра побуждает ее участников к действию.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.

Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Эмоциональное воздействие так же существует как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

II . Способы активизации познавательной деятельности.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

1. опираться на интересы учеников и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;

2. включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

3. использовать дидактические игры и дискуссии;

4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности обучающихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части. Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к старательному учению.

Традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:

Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение),

Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов),

Практические (лабораторные и практические работы).

1. Метод дискуссии. Применяются вопросы, требующие размышления, где ученики могут свободно высказать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с обучающимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации. Используя этот план-конспект, школьники всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы. Для закрепления навыка работы с литературой дают ученикам различные посильные задания. В классе дети должны не прочитать, а пересказать сообщение. При таком виде работы школьники учатся анализировать и обобщать материал, а так же развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Самостоятельная работа организована следующим образом: классу дается конкретное учебное задание, которое должно быть понятно каждому. Здесь есть свои требования: текст задания нужно воспринимать зрительно (на слух задание воспринимается неточно, детали быстро забываются, поэтому дети часто переспрашивают); нужно, как можно меньше времени тратить на запись текста задания. Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе, сборники заданий и раздаточный дидактический материал (карточки).

Их условно делят на три типа:

1) Дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

— Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

— Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2) Дидактические материалы для самостоятельной работы с целью закрепления и применения знаний и умений:

— Карточка с вопросами для размышлений.

— Карточка с расчетной задачей.

— Карточка с заданием выполнить рисунок.

3) Дидактические материалы для самостоятельной работы с целью контроля знаний и умений:

4. Метод проблемного изложения. На уроках используют проблемный подход в обучении. Основой данного метода является создание проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

5. Метод самостоятельного решения задач. Все ученики по заданиям самостоятельно решают задачи по аналогии или творческого характера. Задачи дифференцируются: более сложные – творческого характера – сильным ученикам, аналогичные – слабым ученикам. Так как каждый ученик получает задание по своим возможностям, интерес к обучению не снижается.

7. Частично-поисковый. Учитель руководит работой класса, часть новых знаний ученики должны добыть сами.

8. Практические методы. Применяется при выполнении практических и лабораторных работ, на экскурсиях. Ученики решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

9. Метод устного изложения – рассказ, лекция. При подготовке лекции планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

10. Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные ученики. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учениками. Для остальных обучающихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

11. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

12. Метод исследовательского обучения. Важным методом исследования познавательного интереса ученика является наблюдение, смыкающееся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатление всех условий, приемов, фактов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности ученика либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного процесса. Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного процесса.

Приемы управления познавательной деятельностью.

I . Активизирующие деятельность обучающихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

1. прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

2. прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

3 . прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

4. прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью.

эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;

дискуссионный прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у обучающихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;

исследовательский прием – ученики на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

III . Прием активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Использовать можно различные варианты оценки работы обучающихся на уроке.

Для того чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

В процессе приобретения учениками знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляем активно и пассивно.

Пассивно управляемым процессом считается такой способ его организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учеников остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.

Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей детей, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого ученика. В процессе обучения ученик также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности обучающихся.

Б. П. Есипов считает, что «активизация познавательной деятельности – сознательное, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками». То есть речь идет о самостоятельной деятельности учителя и учеников.

Г. М. Лебедев указывает, что «познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учеников к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В этом случае речь идет о деятельности учеников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *