что такое аль бара валь бара
Войдите в ОК
В чем смысл понятия аль-валя валь-бара? ✔
Пожалуйста, дайте подробный ответ, чем смысл понятия аль-валя валь-бара (дружбы и непричастности) по отношению к немусульманам?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В Исламе существуют три вида отношений с людьми:
• Муамалят – деловые отношения;
• Мувасат – доброе отношение, сопереживание, сочувствие другим людям;
• Мувалят – очень близкая дружба.
1) Шариат позволяет мусульманам вступать в деловые отношения с немусульманами: мы можем торговать с ними, вести совместный бизнес, наниматься к ним на работу (или брать их на работу) и тому подобное.
2) Также шариат позволяет и даже побуждает нас относиться хорошо и по-доброму к немусульманам, сочувствовать и помогать им. Такое отношение к людям есть проявление благого нрава мусульманина и Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Аллах говорит в Коране:
لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين و لم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم و تقسطو إليهم
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60, 8).
Такой вид валя (дружбы) запрещен по отношению к немусульманам, мы должны отстраняться (бара) от подобных отношений с неверующими.
«А если кто из вас (о, верующие) возьмёт их [неверующих] себе в (близкие) друзья, тот и сам из них [то есть, он может склониться к их вере и перенять их убеждения]» (5, 51).
Следуя концепции аль-валя валь-бара, нам следует быть осторожными, не забывая о проявлении благого нрава и хорошего отношения к немусульманам.
Что такое аль бара валь бара
В чем смысл понятия аль-валя валь-бара?
Пожалуйста, дайте подробный ответ, чем смысл понятия аль-валя валь-бара (дружбы и непричастности) по отношению к немусульманам?
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В Исламе существуют три вида отношений с людьми:
• Муамалят – деловые отношения;
• Мувасат – доброе отношение, сопереживание, сочувствие другим людям;
• Мувалят – очень близкая дружба.
1) Шариат позволяет мусульманам вступать в деловые отношения с немусульманами: мы можем торговать с ними, вести совместный бизнес, наниматься к ним на работу (или брать их на работу) и тому подобное.
2) Также шариат позволяет и даже побуждает нас относиться хорошо и по-доброму к немусульманам, сочувствовать и помогать им. Такое отношение к людям есть проявление благого нрава мусульманина и Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Аллах говорит в Коране:
لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين و لم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم و تقسطو إليهم
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60, 8).
Такой вид валя (дружбы) запрещен по отношению к немусульманам, мы должны отстраняться (бара) от подобных отношений с неверующими.
«А если кто из вас (о, верующие) возьмёт их [неверующих] себе в (близкие) друзья, тот и сам из них [то есть, он может склониться к их вере и перенять их убеждения]» (5, 51).
Следуя концепции аль-валя валь-бара, нам следует быть осторожными, не забывая о проявлении благого нрава и хорошего отношения к немусульманам.
Определение слов “аль-Уаля” и “аль-Бара” в шариате.
Прежде, чем перейти к труду шейха аль-Фаузана, необходимо разъяснить, что подразумевается под словами «аль-уаля» (любовь, дружба) и «аль-бара» (непричастность, ненависть) в Исламе.
«Аль-Уаляйа» – это помощь, любовь, почет, уважение, внутреннее желание находиться рядом с любимым и внешнее проявление этого желания. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 422.
Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах – Покровитель (уалий) тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверных являются тагъуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 257).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Аль-Уаля – это противоположность вражды. Основа в слове «аль-Уаля» – это любовь и близость, тогда как основой в слове «вражда» является отдаленность и ненависть. А аль-Уали – это близкий”. См. “аль-Фуркъан” 7.
«Аль-Бара» – это отдаление, отречение и вражда. См. “Тахзиб аль-люгъа” 15/269, “аль-Уаля уаль-бара” 71.
На основании вышеизложенного становится ясно, что «аль-Уаля» – это любовь к Аллаху вследствие веры в Него. И из этой веры в Аллаха и любви к Нему проистекает любовь к тому, что и кого любит Аллах, как например, любовь к пророкам, которых последующие поколения даже не застали, любовь к ученым, праведникам и к каждому единобожнику в общем. А «аль-Бара»– это отсутствие любви и привязанности вместе с питанием ненависти к тому, что ненавистно Аллаху, как то неверие, грехи, или же люди, погрязшие в неверии и в грехах, то есть все то, что вызывает гнев Аллаха.
Что касается дружбы и любви по отношению к неверным, которые являются запретными и что именуется как “мууалятуль-куффар”, то под этим подразумевается проявление открытой любви к неверным, будь это словами, делами или намерением. См. “Китабуль-иман” 145.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “аль-Мууаля – это помощь и поддержка, оказываемая неверным по причине их неверия!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 20.
В шариате под словом «аль-мууаля», применяемым в отношении неверных, подразумевается любовь к ним и довольство их религией, т.е. неверием неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 6/277, “аль-Мухалля” 8/35, “Ахкаму ахли-ззимма” 1/67-69.
Сказал шейх Салих Али шейх в шархе на три основы:
Слова «Любовь и непричастность» (الولاء و البراء)- это (الموالاة و المعادة) любовь и вражда и в смысле любовь и ненависть (البعضالحب و). Все эти три имеют один смысл и основа их в сердце. Если человек полюбит ширк он становится любящим ширк; если он любит тех, кто совершает ширк – он становится любящим многобожников. Если сердце любит веру (иман) становится любящим веру, если сердце любит Аллаха становится любящим Аллаха; если сердце любит посланника, если сердце любит верующего становится любящим верующего. Сказал Аллах: «Вашим покровителем (валий) является только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и приклоняются. И тот, кто ятавалля Аллаха, Его посланника и тех, которые уверовали, то ведь поборники Аллаха окажутся победителями» (аль – Мáъида, 55-56).
То есть те, кто любит Аллаха и помогает Аллаху (т.е. помогает Его религии, помогает Его авлия́м, и делает то, что приказал Аллах) и Его посланнику и тех, кто уверовал, то ведь поборники Аллаха окажутся победителями.
Аль-мувáля́ (то есть любовь) к многобожникам и неверующим является запретной и из больших грехов может привести к неверию и ширку, поэтому ученые поставили границы, сказав:
الموالاة (аль-мувáля́) общая делится на 2 вида:
(وَمَنْ يَتَوَلَّهُمْ مِنْكُمْ فَإِنَّهُ مِنْهُمْ﴿
«Если кто-нибудь из вас их ятавалля (يَتَوَلَّ), то он сам является из них». (И тот кто из вас их ятавалля, то он сам является из них). (аль – Мáъида, 51),
Ат – Тавалли к неверующим и многобожникам является большим неверием. Если мусульманин сделает подобное, то он верооступник. Прибегаем к Аллаху от этого.
Ученые сказали (Да смилуется над ними Всевышний Аллах!): «Подтвердил Аллах в этом áяте то, что произошло с теми, к которым обратился с именем веры то, что они взяли неверующих и многобожников авлия́ъ, открываясь им с любовью.
Как пришло в 2-х достоверных сборниках и в тафсире о известном рассказе о Хáтыбе, когда он послал женщину с сообщением многобожникам, чтобы приняли меры предосторожности от пророка (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). Когда раскрылось дело [Сообщается, что Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
Это указывает принимая во внимание цель (намерение), потому что если желает возвеличить неверие над Исламом, многобожников над мусульманами это будет лицимерием и неверием, а если у него другая цель, то у него есть своё постановление.
Т.е. действие Хáтыба заблуждение, и запретил Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) Умару отрубить голову, потому что Хáтыб не вышел из Ислама из-за того, что сделал. И поэтому пришло в другой версии хадиса, (Когда Умар воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить ему голову!” На это пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!)) сказал: «Поистине, Аллах посмотрел на участников Бадра и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»
Обязательно, чтобы верующий любил Аллаха, Свят Он и Велик, и Его посланника и верующих, и чтобы не было в его сердце любовь к неверующим хотя и по причине мирских дел. Если имеет дело с многобожниками или неверующими в мирских делах, чтобы отношение было явное без склонения сердща к ним и без любви. Почему? Потому, что многобожник оскорбляет (поносит) Аллаха своим действием, когда берёт наряду с Аллахом другого божества. И верующий любящий Аллаха, Свят Он и Велик, и Его посланника, и тех, которые уверовали, и невозможно, чтобы в его сердце была любовь к многобожникам. Прибегаю от этого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Определение понятий “АЛЬ-УАЛЯ” и “АЛЬ БАРА” в шариате
« А ль-Уаляйа» – это помощь, любовь, почет, уважение, внутреннее желание находиться рядом с любимым и внешнее проявление этого желания. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 422.
Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах – Покровитель (уалий) тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверных являются тагъуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 257).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Аль-Уаля – это противоположность вражды. Основа в слове «аль-Уаля» – это любовь и близость, тогда как основой в слове «вражда» является отдаленность и ненависть. А аль-Уали – это близкий”. См. “аль-Фуркъан” 7.
«Аль-Бара» – это отдаление, отречение и вражда. См. “Тахзиб аль-люгъа” 15/269, “аль-Уаля уаль-бара” 71.
На основании вышеизложенного становится ясно, что «аль-Уаля» – это любовь к Аллаху вследствие веры в Него. И из этой веры в Аллаха и любви к Нему проистекает любовь к тому, что и кого любит Аллах, как например, любовь к пророкам, которых последующие поколения даже не застали, любовь к ученым, праведникам и к каждому единобожнику в общем. А «аль-Бара» – это отсутствие любви и привязанности вместе с питанием ненависти к тому, что ненавистно Аллаху, как то неверие, грехи, или же люди, погрязшие в неверии и в грехах, то есть все то, что вызывает гнев Аллаха.
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “аль-Мууаля – это помощь и поддержка, оказываемая неверным по причине их неверия!” См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 20.
В шариате под словом «аль-мууаля», применяемым в отношении неверных, подразумевается любовь к ним и довольство их религией, т.е. неверием неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 6/277, “аль-Мухалля” 8/35, “Ахкаму ахли-ззимма” 1/67-69.
Следует знать, что ненависть и вражда к неверным в первую очередь является деятельностью сердца. Что же касается открытого проявления вражды, то оно различается в зависимости от ситуации, наличия на это возможности и статуса самих неверных. Шейх Исхакъ ибн ‘Абдур-Рахман ибн Хасан (да смилуется над ним Аллах) писал: “Основой в непричастности (аль-бара) является отдаление от неверных сердцем, языком и телом. И сердце верующего не перестает проявлять ненависть по отношению к неверным. Другое дело, открытое проявление вражды, что может различаться в зависимости от шариатской причины”. См. “ад-Дурару-ссания” 8/305.
Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть каждый из вас опасается того, чтобы стать иудеем или христианином, не замечая этого!”, после чего он прочитал аят: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них». ‘Абд ибн Хумайд. См. “ад-Дурруль-мансур” 3/100.
Имам Ибн Абу Заманин (да смилуется над ним Аллах) в отношении слов: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них» сказал, что “речь идет о том, кто покровительствует им в их религии!” См. “Тафсируль-Къураниль-‘Азиз” 2/32.
Имам Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому аяту писал : “Тот, кто проявляет любовь и оказывает помощь иудеям и христианам против верующих, относится к их религии! Ведь никто ни к кому не проявляет любовь и не оказывает помощь, кроме как будучи довольным его религией и тем, на чем он. А тот, кто доволен их религией, по положению стал подобным им!” См. “Тафсир ат-Табари” 3/228.
И об этом слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Тот, кто доволен многобожием, является многобожником!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/94.
ИСТОЧНИК : «аль-Уаля уаль-бара филь-Ислям» Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Искажение понятий аль-валя и аль-бара
ИСКАЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ АЛЬ-ВАЛЯ’ И АЛЬ-БАРА’
Понятия аль—валя‘[1] и аль—бара‘[2] подразумевают любовь к верующим в той мере, в которой они покорны Всевышнему, и ненависть к многобожию и его приверженцам вообще. Что же касается приверженцев нововведений и грешников, то к ним следует питать неприязнь соответственно их нововведениям и ослушанию Аллаха. На это указывают многие аяты Корана, а также слова и дела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Всевышний Аллах сказал:
Посмотрите – да покровительствует вам Аллах! – как Ибрахим отрекся от своего народа и своего отца, который также был язычником. Он отрекся и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, и сказал, что вражда и ненависть между ними будет продолжаться до тех пор, пока они не уверуют в Аллаха и не перестанут придавать Ему сотоварищей.
Теперь вернитесь в начало аята: здесь Всевышний Аллах говорит, что поступок Ибрахима является прекрасным примером для последующих поколений.
В Коране есть множество аятов, запрещающих мусульманину считать язычников друзьями и близкими. Этот запрет объясняется рядом причин:
1) Любовь к неверующим и дружба с ними может привести к тому, что мусульманин сам станет неверующим. Поэтому ради сохранения своей религии он обязан считать их недругами и не должен питать к ним любовь.
2) Поддерживать близкие отношения с неверующими запрещается еще и потому, что они стремятся отвратить нас от религии Всевышнего Аллаха и сделать последователями своих верований.
Аллах, Правдивейший из говорящих, сказал: «Они желают, чтобы вы стали неверующими подобно им и оказались в таком же положении, как и они…». (Сура 4 «Женщины», аят 89).
Поскольку они имеют такое стремление, Аллах приказал считать их врагами. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо отдаляться от неверующих, чтобы они не смогли ввести нас в заблуждение и превратить в многобожников, последователей их религии, несостоятельной как в этом мире, так и в мире вечном. Наш пророк строго соблюдал принцип отречения от неверующих, как в словах, так и в действиях.
Приведем в качестве доказательства этого три обстоятельства:
1) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: – «Не приветствуйте (именем Аллаха «ас-Салам») иудеев и христиан первыми,[3] а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой еeчасти»[4](то есть не уступайте им дорогу). Что же тогда говорить о тех людях, которые на собраниях усаживают неверующих на самые почетные места, возвеличивают их, воздают им всяческие почести и поздравляют их в дни их праздников?![5]
2) Нельзя называть неверующих братьями, даже если речь идет о тех, кого связывает с мусульманами мирный договор. Мусульманин не должен считать, что недругами для верующих являются только неверующие, которые сражаются или готовы сражаться с мусульманами. На самом деле и сражающегося неверующего, и того, кто заключил с мусульманами мирный договор, следует считать недругом. Всевышний Аллах сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Поистине, партия Аллаха – это преуспевшие». (Сура 58 «Препирающаяся», аят 22).
Так что, напрасно утверждают некоторые, что мусульмане враждуют с неверующими из-за земли, и, как только они вернут нам нашу землю, наша вражда с ними прекратится.[6] Они – враги нашей религии, и вражда из-за оккупированной ими территории – лишь дополнение к этой вражде.
3) Ибн Умар передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто уподобляется каким-то людям, тот из них».[7]
Запрещено перенимать у неверующих то, что является их изначальной особенностью: говорить между собой на их языках, отмечать их праздники, носить их одежду и делать такие же прически, как у них. К сожалению, многие мусульмане поступают так, несмотря на запрет.
Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Остерегайтесь говора неарабов, и не входите в их храмы в дни их праздников, а иначе навлечете на себя недовольство Всевышнего».[8]
К сожалению, мусульмане не остановились у этой черты, а пошли еще дальше, и со временем подражание неверующим стало считаться похвальным действием, которым мусульманин вправе гордиться.
Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха, и на Него Одного вся надежда…[9]
Вспомним замечательные слова, которые сказал Абу аль-Вафа ибн Акыль:
«Если хочешь увидеть уровень приверженности Исламу у представителей того или иного века, то не смотри на то, как люди толпятся у дверей мечети и произносят тальбийу[10] в хадже громкими голосами, а посмотри на степень их согласия с врагами Шариата».
Думаю, после всего сказанного вряд ли стоит разъяснять несостоятельность призыва к единству и объединению всех религий[11]. Претворение в жизнь этого призыва может привести лишь к одному – к разрушению Ислама, потому что Все-вышний Аллах четко показал в Коране, что с началом пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, остальные религии, в том числе иудейская и христианская, считаются искаженными и отмененными, а исповедующие их – неверующими.
Аллах – Правдивейший из говорящих сказал:
Поскольку все последователи этих религий являются неверующими, между нами может быть лишь ненависть: мы должны ненавидеть в них их неверие и призывать их оставить ложные религии и принять религию Истины – Ислам.
Кто же отказывается признавать многобожников, людей Писания и последователей других религий неверующими, тот сам становится неверующим подобно им. Таково единодушное мнение ученых.
Еще одним противоречием понятиям валя‘ и бара‘ является вступление в атеистические партии – коммунистические, светские (ратующие за отделение религии от государства), либеральные и капиталистические. Несмотря на запрет, некоторые мусульмане не только вступают в эти партии, но и гордятся своим членством и положением в них.
Понятия валя‘ и бара‘ – очень важные в вероучении Ислама. Вместе с тем, мы не должны пре-ступать установленные Всевышним границы и доходить до излишеств и чрезмерности. В качестве примера такой чрезмерности можно привести:
1) «Посягательство на немусульманина, заключившего с мусульманами мирный договор».
‗Абдуллах бин Амр передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Убивший муахада не почувствует благоухания рая, которое будет ощущаться уже на расстоянии сорока лет пути (от него)»[12]
В наше время каждый иноверец, попавший на территорию мусульманского государства законным путем, считается муахадом.
2) «Обман и вероломство»
Мусульманину запрещается поступать вероломно как с единоверцами, так и с немусульманами, и он не имеет права обманывать их.
Хузейфа бин аль-Йаман передает: «Принять участие в битве при Бадре мне помешало одно событие. Мы отправились в путь с Абу Хусайлем, и нас задержали многобожники Мекки. Они спросили: ―Вы направляетесь к Мухаммаду?
Мы ответили: ―Мы идем не к Мухаммаду. Мы направляемся в Медину.
И они взяли с нас обещание, заставив нас поклясться Аллахом, что мы пойдем в Медину, но не станем сражаться вместе с ним.
Мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему обо всем.
Он сказал: ―Уходите. Мы должны держать обещания, данные им, и просить у Аллаха помощи против них».
А в другой версии хадиса сказано: «Вы должны сдержать обещание, которое дали им».Хадис передал имам Муслим в своем «Ас-сахихе».
Аллах приказал выполнять обязательства, сказав: «Будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу».
В противоположность предательству хитрость (обман) допускается в некоторых случаях, например, при ведении военных действий.
Однако применение хитрости при наличии мирного договора запрещается.
Немусульманина, который попал на территорию мусульманского государства в официальном порядке, не разрешается обманывать и нельзя поступать с ним вероломно.
3) «Неверующему нельзя давать деньги и другое имущество, так как это противоречит понятиям аль валя и аль бара ».
Это ошибка. На самом деле все зависит от того, соответствует ли это интересам мусульман, слабы они или сильны, действуют добровольно или по принуждению. Вспомним, что закят выплачивается восьми категориям людей, и одной из них являются неверующие, сердца которых мусульмане стремятся склонить к Исламу.
4) «Немусульман можно притеснять, поступать с ними несправедливо и отбирать у них имущество».
Это заблуждение. Более того, если неверующий, с которым поступили несправедливо, обратится к Всевышнему Аллаху с мольбой против притеснившего его мусульманина, Аллах не оставит его мольбу без ответа. Ибн ‗Аббас передает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«… и бойся мольбы притесненного, ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преград».Этот хадис передал Аль-Бухари; Муслим, см. также «Сады праведных» на русском языке, хадис № 208.
Важное замечание:
Многие христиане с готовностью принимают Ислам, и если бы мы прилагали больше усилий, призывая их к религии, то получили бы великую награду от Всевышнего за наставление их посредством указания и назидания на путь Истины. Лучше всего начинать призыв христиан к Исламу с объяснения им несостоятельности догмата о Троице. Мы должны разъяснять им ошибочность их убеждений, касающихся Троицы. Они утверждают, что поклоняются одному Богу, и в то же время признают поклонение трем: Отцу, Сыну и Святому духу, а некоторые – Отцу, Сыну и Деве Марии (Марйам). Это явное противоречие, которое они не в состоянии объяснить. Если хотите, можете проверить, ибо личный опыт – лучшее доказательство.
[1] Любовь, дружба, поддержка
[3] Если иудеи или христиане первыми приветствуют мусульман приветствием «Ас-салям алейкум» («Мир вам»), содержащим упоминание имени Аллаха и при этом четко произносят слово «ас-Салям», тогда нужно говорить им в ответ «Ва алейкум ас-Салям» («И вам мир»).
Если же вместо слова «ас-салям» они произносят «ассам», что означает «смерть» и «яд», тогда нужно ограничиваться произнесением в ответ фразы «Ва алейкум» («И вам»).
Что касается вариантов приветствия, не содержащих упоминания имени Аллаха, таких, например, как «Доброе утро!», «Здравствуйте!» и т.д., то приветствовать ими первыми дозволяется при наличии в этом пользы. См. книгу имама аль-Албани «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (2/324), хадис (№ 704).
[4] Хадис привел имам Муслим. См. также «Сады праведных» (№ 866).
Имам аль-Куртуби объяснил слова «оттесните их к узкой части дороги» следующим образом: «Эти слова означают, что не следует отклоняться к обочине дороги, если она узкая, уступая неверующим ее середину в знак почтения и уважения. Это не значит, что встречаясь с ними на широкой дороге, нужно прижимать их к ее краю. Такое беспричинное вытеснение запрещается, а причинения обиды с нашей стороны быть не должно». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара, хадис (№ 5899).
[5] Что же тогда сказать о тех, которые оставили свои мусульманские страны добровольно и переехали в земли неверных, хотя никто не вынуждал их сделать это?! Исламские ученые четко разъяснили, что мусульманину разрешается находиться в земле неверующих в том случае, если его правительство отправит его туда, например, в качестве посла, для обучения или по торговым делам. При этом он должен быть женат и иметь возможность открыто исповедовать свою религию и призывать к ней других.
[6] Такие политические заявления, к сожалению, делались некоторыми известными людьми, например, доктором аль-Кардави. Да простит Аллах нас всех!
[7] Этот хадис привели имамы Ахмад и Абу Дауд.
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не наступит Час, пока не начнет моя община следовать за общинами, появившимися до нее, пядь за падью, локоть за локтем». Люди спросили: «О посланник Аллаха! То есть, за персами и византийцами?» Он сказал: «А за кем же еще?».
Шейху-ль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что мусульмане будут подражать иудеям и христианам, а также неарабам – персам и византийцам.
Он запретил подражать и тем, и другим. Однако хадис вовсе не означает, что вся община будет подражать иноверцам, потому что есть другие хадисы, в которых говорится: «Часть моей общины будет твердо придерживаться Истины до самого наступления Часа».
То есть в мусульманской общине всегда будут люди, строго придерживающиеся Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – пути чистого Ислама. А другие отклонятся от прямого пути в сторону одной из ветвей иудаизма или христианства. Отклонение может сделать человека неверующим (кафир) или нечестивцем (фасик). Оно может быть ослушанием Аллаха, а может быть ошибкой.
[8] Это высказывание передал аль-Байхаки; Ибн Таймийя назвал его достоверным. Что касается неарабов-мусульман, то они, в меру возможности, должны изучать арабский язык, так как это позволит им намного лучше понимать религию Аллаха. Прекрасным примером для всех нас можно считать выдающегося ученого-мухаддиса имама аль-Бухари, да помилует его Аллах, который не был арабом, однако говорил и писал на арабском языке.
[9] Шейху-ль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, в своей книге «Иктида ас-сырат аль-мустакым ли-муха-ляфати асхаб аль-джахим» (311-317) пишет: «Арабский язык – символ ислама и мусульман. Язык – одна из величайших отличительных черт любой общины, любого народа. Поэтому многие факыхи или даже большинство их считали нежелательным (макрух) обращаться к Аллаху с мольбами (дуа) во время намаза и поминать Его на других языках».
Что же касается употребления иноязычных слов без необходимости, например, немусульманских имен и названий месяцев, то это запрещено.
Нежелательно разговаривать на других языках так, что это входит в привычку у жителей какого-либо города, семьи, товарищей, торговцев на рынке, коллег, работающих в каком-либо учреждении, и тем более у мусульманских ученых, потому что это – уподобление иноверцам.
Поэтому первые мусульмане, поселившиеся в Шаме и Египте, жители которых говорили на языке византийцев, а также в Хорасане и Ираке, жители, которых говорили на языке персов, и в Магрибе, жители которого говорили на языке берберов, принесли с собой арабский язык и приучили местных жителей говорить на нем. И, в конце концов, жители этих областей стали говорить на арабском – как мусульмане, так и немусульмане.
Так было в старые времена. И в Хорасане позже мусульмане перестали заботиться о своем языке и понемногу привыкли говорить на персидском. Постепенно персидский в этой области вытеснил арабский. Несомненно, это нежелательно. Необходимо сделать так, чтобы арабский снова стал привычным языком для мусульман, и чтобы они с детства изучали его. Это облегчит мусульманам чтение и понимание Корана, хадисов и трудов мусульманских ученых. Человеку, который привык говорить на другом языке, а потом начинает изучать арабский как иностранный, будет намного сложнее.
Язык, на котором говорит человек, влияет на его разум, а также на его нрав и религию. Человек, говорящий на арабском языке, обретает сходство со сподвижниками и их последователями, а сходство с ними добавляет ему разума, улучшает его нрав и укрепляет его веру.
Наконец, сам арабский язык – часть религии, и знание его обязательно (фард), потому что понимание Корана и Сунны обязательно (фард). Ведь Коран и Сунну невозможно понять без знания арабского языка, а то, без чего невозможно исполнить обязанность, также является обязанностью.
В арабском языке есть то, что обязан знать каждый мусульманин (фард айн), и то, знание чего является коллективной обязанностью (фард кифая). Умар написал Абу Мусе: ―Изучайте Сунну и изучайте арабский язык, и читайте Коран по-арабски, ибо, поистине, он – арабский‖. Он также сказал: ―Обучайтесь арабскому языку, ибо, поистине, он относится к вашей религии, и обучайтесь религиозным обязанностям (фард), ибо, поистине, они – часть вашей религии‖. Эти слова Умара указывают на то, что нужно знать мусульманину. Это арабский язык и понимание Шариата. Ведь религия – это слова и дела. Изучение арабского языка – важнейший путь к пониманию слов, а понимание Сунны (слов) – это понимание дел».
Что же касается изучения других иностранных языков, то это разрешается, если мусульманская община в этом нуждается. Известно, например, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел Зейду бин Сабиту выучить язык иудеев, чтобы он мог читать их книги и писать им на их языке, понимать их разговор и переводить их слова, что позволяло обезопасить мусульман от их козней.
Праведные халифы тоже поступали так. Они вынуждены были использовать неарабскую письменность, поскольку мусульманам приходилось разговаривать с народами, принявшими Ислам после завоеваний, на их языке.
[10] Слова, которые произносит паломник во время хаджа и умры: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой. Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество. Нет у Тебя сотоварища!». Прим. Переводчика.
[11] Постановление Ислама в отношении призыва к объединению религий
Другими словами: «Объединение традиций Моисея, Иисуса и Мухаммада».
Или: «Призыв к сближению религий» или «Сближение религий»;
Или: «Отказ от религиозного фанатизма».
Или: «Религиозное братство» – в Египте даже открыли центр с таким названием;
Или: «Объединение религий» – на Синайском полуострове в Египте есть центр с таким названием.
Или: «Мусульманско-христианская дружба»;
Или: «Мусульманско-христианская солидарность против коммунизма».
Эта идея была представлена людям в виде нескольких лозунгов:
– «Единство религий», «Объединение религий», «Объ-единение трех религий», «Авраамизм», «Авраамическаятрадиция», «Авраамическое единство», «Единство божественной религии», «Верующие», «Объединенные верующие», «Объединенные люди», «Мировая религия», «Сосуществование религий», «Светскость и объединение религий».
Позже появилось еще одно понятие: «Единство небесных Писаний».
Приведем фетву № 19402 Постоянного комитета научных исследований и фетв: «Мы рассмотрели распространяемые через средства массовой информации мнения и высказывания, касающиеся популярного ныне призыва к объединению трех религий – Ислама, иудаизма и христианства, и его следствия, включая призыв строить на территории учебных заведений, аэропортов и в других общественных местах синагогу и церковь по соседству с мечетью и издавать Тору, Евангелие и Коран в одной обложке. Сегодня подобные идеи обсуждают на конференциях и форумах, которые устраиваются на Востоке и Западе.
После детального исследования составляющих этого призыва мы пришли к следующему выводу:
1) Одним из основных и всем известных догматов Ислама является утверждение о том, что в мире нет истинной религии, кроме Ислама. Ислам является печатью религий и отменяет все предыдущие религии и законы (шариаты), и с тех пор, как появился Ислам, на земле не осталось иной религии, посредством которой можно поклоняться Всевышнему. Всевышний Аллах сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди оказавшихся в убытке» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 85). После того, как Всевышний послал к людям Своего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Исламом (покорностью, преданием себя Всевышнему Аллаху) можно считать только то, что принес людям Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
2) Одним из основных и всем известных догматов Ислама является утверждение о том, что Коран – последнее из всех Писаний, ниспосланных Всевышним. Ниспослав Коран, Всевышний отменил все предыдущие Писания – Тору, Псалтырь, Евангелие и другие, и после его ниспослания не осталось в мире ни одного Писания, посредством которого можно поклоняться Аллаху: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно было критерием для них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потворствуй их желаниям, уклоняясь от пришедшей к тебе истины. Каждому из вас Мы назначили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной. Однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Сура 5 «Трапеза», аят 48).
3) Мусульманин обязан верить в то, что Тора и Евангелие отменены Кораном, и что они подверглись искажению: в них внесены добавления и из них изъята часть того, что было в них первоначально. Об этом упоминается во многих аятах Корана. В качестве примера можно привести Слова Всевышнего:
«За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро» (Сура 5 «Трапеза», аят 13).
«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: ‹Это – от Аллаха›, – чтобы получить за это ничтожную цену. Горе им от того, что написали их руки! Горе им от того, что они приобретают!» (Сура 2 «Корова», аят 79).
«Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: ‹Это – от Аллаха›. А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят ложь на Аллаха» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 78).
Изначальное содержание этих Писаний отменено после ниспослания Корана, а остальное – это искажения и изменения, внесенные в них. Известно также, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался, увидев у Умара бин аль-Хаттаба свиток, в котором содержались выписки из Торы. Он сказал: ―О Умар! Неужели вы пытаетесь найти Истину в этом?! Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, я принес вам ее сияющей и чистой… И клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы Муса был сей-час жив, он бы обязательно последовал за мной! Ахмад, (14104) и Ад-Дареми (436).
4) Одним из основных и всем известных догматов Ислама является утверждение о том, что наш пророк и посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – последний из пророков и посланников. Всевышний сказал: «Мухаммад не отец кого—либо из ваших мужей, но посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи » (Сура 33 «Союзники», аят 40).
И после его кончины не может быть посланника, за которым мы обязаны были бы следовать. Если бы кто-то изпророков дожил до начала пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он был бы обязан последовать за Мухаммадом, и люди обязаны были бы следовать за Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, а не за этим пророком. Всевышний сказал: «Вот Аллах взял завет с пророков: «Я дарую вам нечто из Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему›. Он сказал: ‹Согласны ли вы и принимаете ли Мой завет?› Они ответили: ‹Мы согласны›. Он сказал: ‹Будьте же свидетелями, и Я буду свидетельствовать вместе с вами» (Сура 3 «Семейство Имрана», аят 81).
И пророк Аллаха Иса (Иисус) после своего второго пришествия в конце времен последует за Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и будет править, и судить по Шариату. Всевышний Аллах, сказал:
«…которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он станет побуждать их к одобряемому и удерживать от порицаемого, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное и освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его и поддерживать и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Сура 7 «Ограды», аят 157).
Одним из основных и всем известных догматов Ислама является утверждение о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, послан ко всем людям. Всевышний Аллах сказал: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (Сура 34 «Саба», аят 28).
«Скажи: ‹О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, чтобы вам следовать прямым путем» (Сура 7 «Ограды», аят 128).
5) Одним из основных и всем известных догматов Ислама является утверждение о том, что каждого иудея, христианина и последователя любой другой религии, который не вошел в Ислам после его появления, следует считать неверующим, враждующим с Всевышним, Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, и верующими, и обитателем Огня, который пребудет там вечно. Всевышний сказал: «Неверующие люди Писания и многобожники не расстались с неверием, пока к ним не явилось ясное знамение» (Сура 98 «Ясное знамение», аят 1); «Воистину, неверующие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей» (Сура 98 «Ясное знамение», аят 5). А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ―Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада. Любой иудей и христианин этой общины, который услышит обо мне, но откажется уверовать в то, с чем я был послан, станет обитателем Огня (Муслим. № 153).
Соответственно, человек, который не считает иудеев и христиан неверующими, сам является неверующим, согласно правилу Шариата, гласящему: ―Кто не считает неверующего неверующим, тот сам является неверующим‖.
6) Если исходить из упомянутых основ исламской религии, призыв к объединению религий, их сближению и смешиванию их в одном сосуде – ложный, имеющий целью смешать Истину с ложью, разрушить Ислам, сломать его опоры и подтолкнуть мусульман к повальному вероотступничеству. Это подтверждают Слова Всевышнего:
«Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они – обитатели Огня и останутся там вечно» (Сура 2 «Корова», аят 217).
«Они хотят, чтобы вы превратились в неверующих, подобно им, и стали одним. Посему не берите себе ближайших друзей из их числа, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из их числа ни покровителей, ни помощников» (Сура 4 «Женщины», аят 89).
7) Неизбежным следствием этого призыва является стирание границ между Исламом и неверием, между Истиной и ложью, между одобряемым и порицаемым. Он лишает мусульманина права ненавидеть неверие и отменяет любовь и поддержку ради Аллаха (валя‘) и ненависть и отречение ради Аллаха (бара‘), а также борьбу на пути Аллаха (джихад) ради возвышения Слова Аллаха на земле Аллаха. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Сражайтесь с многобожниками все вместе, подобно тому, как они сражаются с вами все вместе. И знайте, что Аллах – с богобоязненными» (Сура 9 «Покаяние», аят 36).
8) Если призыв к объединению религий исходит от мусульманина, это считается открытым отречением от Ислама (вероотступничеством), потому что этот призыв противоречит основам исламской акыды и является одобрением неверия во Всевышнего Аллаха. Кроме того, этот призыв является опровержением Корана, точнее, всех аятов, в которых говорится о ложности других религий и искаженности других Писаний. Следовательно, этот призыв отвергаем Шариатом и однозначно запретен, что подтверждают доказательства из Корана и Сунны, а также единодушное мнение ученых (иджма‗)…».
Ограничимся приведенной фетвой, ибо ее вполне достаточно для того, кто стремится узнать правду.
[12] Этот хадис передал аль-Бухари, см. также хадис № 1280 в «Кратком изложении ―Ас-сахиха‖ аль-Бухари» на русском языке.
Немусульмане (غ ير الم سلمين ) делятся на четыре категории: зимми, му’ахад, мустаман, харби.
1. Зимми )ا لذمي( – немусульманин, проживающий на мусульманских землях. Он должен платить подушную подать (джизья), и в его отношении действуют все законы Ислама. Джизья не взимается с детей, женщин, монахов, стариков, калек и безработных. Она используется для удовлетворения медицинских и социальных нужд самих зимми, а также для обеспечения их безопасности. На зимми не возлагается воинская повинность.
2. Му’ахад )المعا هد( – немусульманин, между государством, которого и государством мусульман существует до-говор или мирное соглашение, заключенное на определенный срок или бессрочно. Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил с курайшитами договор о прекращении войны сроком на десять лет. К современным вариантам таких договоров относится членство страны в международных или региональных организациях.
3. Мустаман ( نمأتس م ) – немусульманин, страна которого находится в состоянии войны с мусульманами, въезжаю-щий на территорию мусульманского государства, получив разрешение и гарантию безопасности от кого-либо из мусульман. Современными вариантами такого предоставления гарантии безопасности являются получение визы, получение разрешения на въезд, штамп о въезде.
Жизнь трех вышеперечисленных категорий немусульман является неприкосновенной. Никто не имеет право покушаться на их жизнь, пока они сохраняют свой статус, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто убьет му’ахада, тот не вкусит благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет пути». Этот хадис передал аль-Бухари. Всевышний Аллах сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба» (сура 4 «Женщины», аят 92). Таким образом, даже за непреднамеренное убийство неверующего, получившего гарантию безопасности, Всевышний Аллах установил выкуп и искупле-ние греха. Что же тогда говорить о преднамеренном убийстве?! Преступление в таком случае гораздо тяжелее, а грех больше. Поэтому шейх-уль-ислам Ибн Теймийя считал, что мусульманин, убивший зимми вероломно, когда тот считал себя в безопасности, должен быть казнен. Этого же мнения придерживаются богословы маликитского мазхаба. Имам Абу Ханифа считал, что мусульманин приговаривается к смертной казне за убийство любого зимми. Все коранические аяты, запрещающие убийство человека, распространяются также на зимми, му’ахада и мустамана.
4. Харби )الحر بي( (досл. »участвующий в войне») – немусульманин, не относящийся к трем вышеуказанным катего риям. Жизнь, имущество и честь такого человека, если он оказался на территории мусульман, не являются неприкосновенными, однако посягательство на них возможно только с разрешения правителя. Дети, женщины и убогие мужчины являются исключением – убивать их нельзя.
[13] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Имеется в виду применение всевозможных уловок.
Ибн Джази аль-Малики сказал: «…Военная же хитрость представляет собой меры по скрытию военных секретов. Эти меры сбивают врага с толку и заставляют его ошибочно полагать, что противник отступил или не желает воевать. Это делается для того, чтобы застать врага врасплох. К разновидностям военной хитрости относятся симулирование (какой-либо деятельности) с целью отвлечения (противника) от основной задачи, внесение раскола в ряды врага, организация засад, тактическое отступление во время боя и т.д. К ним не относятся такие меры, как притворная выдача себя за своего, притворное исповедание религии врага и исполнение перед противником роли искреннего советчика с тем, чтобы, воспользовавшись беспечным доверием врага, вероломно расправиться с ним. Все эти способы являются изменой и недопустимы» («Аль-Каванин аль-Фикхийя»).
Из книги «Нарушение единобожия» Абдуль Азиз ар-Раййис