что такое ала в мастере и маргарите

Булгаковская нечисть: кто есть кто в свите Воланда

Рассказываем о героях одного из самых знаменитых романов XX века

что такое ала в мастере и маргарите. Смотреть фото что такое ала в мастере и маргарите. Смотреть картинку что такое ала в мастере и маргарите. Картинка про что такое ала в мастере и маргарите. Фото что такое ала в мастере и маргарите

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — говорит Воланд Левию Матвею. И на эту реплику апостолу нечем ответить. Нечистая сила в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это одно из двух «ведомств», уравновешивающих мир. Первым «руководит» Иешуа Га-Ноцри, вторым — Воланд. Оба знают цену человеческим слабостям и страстям и имеют свои представления о справедливости. Но если с Иешуа все понятно, то милосердие Воланда вызывает по меньшей мере изумление.

Мы решили выяснить, кто же такой «князь тьмы» и почему его сопровождает такая странная свита.

Воланд

Сатана появляется уже в первой главе книги. По словам Мариэтты Чудаковой, изначально «Мастер и Маргарита» задумывался как роман о дьяволе, и в итоге Воланд играет куда более заметную роль, чем Иешуа.

Высокого роста, в костюме, с тростью, чей набалдашник выполнен в виде головы пуделя, он напоминает осовремененную версию Мефистофеля. Тот тоже явился Фаусту с пуделем, правда, с живым. У булгаковского героя функцию придворного животного выполняет кот Бегемот. Перед Балом Воланд страдает от боли в колене, оставленной ему «на память одной очаровательной ведьмой», с которой он познакомился «в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре». И тут стоит напомнить, что первые легенды о докторе Фаусте появились именно в XVI веке, а шабаш на Брокене (аналог славянской Лысой горы) — как раз то место, где герои Гёте встретили призрак Маргариты.

В ранних редакциях романа сатана назван «Азазелло» и «Велиаром». Однако итоговое имя героя тоже отсылает нас к произведению немецкого классика: в главе «Вальпургиева ночь» Мефистофель назван «Junker Voland» (дословно — «господин Черт»). Иностранное происхождение («пожалуй, немец», гл. I) и эпиграф из «Фауста» тоже не оставляют сомнений в генеалогии булгаковского персонажа. При этом некоторые исследователи, среди которых филолог Борис Гаспаров, проводят параллели еще и с оперой Гуно — сценической интерпретацией гётевского «Фауста». К такому выводу ученых приводит музыкальный лейтмотив, постоянно сопровождающий повествование романа: среди прочего Воланд то и дело напевает арии, предназначенные для басов.

Итак, если с литературными прототипами разобрались, то по поводу реальных исторических лиц, которые могли бы стать прообразами Воланда, филологи спорят до сих пор. Мариэтта Чудакова отождествляет булгаковского сатану со Сталиным. К этой гипотезе исследовательницу подтолкнула кропотливая работа над черновиками романа и общение с Еленой Сергеевной Булгаковой, вдовой писателя. По мнению Чудаковой, образы Сталина и Воланда сомкнулись после телефонного разговора с «вождем народов», когда прозаик, отвечая на коварно заданный вопрос «Совсем ли мы (страна? власть?) вам надоели?», сказал, что передумал уезжать за границу. Беседа со Сталиным оказалась выгодной для Булгакова: был снят негласный запрет на постановку его пьес, в прессе прекратилась его травля. При этом сам писатель до конца жизни корил себя за малодушие и трусость, а новое отношение к себе воспринимал как результат сделки с дьяволом. В свете этой гипотезы линия Воланд — Мастер приобретает автобиографические черты.

Источник

Литература

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны. События в древнем Ершалаиме [1] и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»

«Понтий Пилат» (гл.2)

Арестованный назвался Иешуа [12] по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни. Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей [13] человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей. Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке. Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели. Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой [16] и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа. Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата. Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

«Казнь» (гл.16)

К четвертому часу казни зевак не осталось. В городе было интереснее, там готовились праздновать Пасху. В стороне, безучастно наблюдая за мучениями умирающих на крестах, сидел, прикрывшись капюшоном, начальник тайной службы, исполняя поручение Пилата.

Внезапно поднялся сильный ветер и появилась огромная туча. Из города прискакал командир когорты, что-то негромко сказал Крысобою и человеку в капюшоне. Солдаты стали собираться, кентурион с палачами направились к повешенным. Палач окликнул Га-Ноцри и протянул к губам на копье мокрую губку, а затем пронзил копьем сердце. После так же закололи других. Человек в капюшоне тронул рукой ногу Иешуа, удостоверившись, что тот мертв, подошел к другим казненным. Начался сильный грозовой ливень, и стражники стремительно покинули гору. Левий Матвей, перерезав веревки, спустил тела учителя и двух разбойников на землю. После он с телом Иешуа исчезает.

«Как прокуратор пытался спасти Иуду…» (гл.25)

Тьма накрыла Ершалаим огромной тучей, пришедшей с моря. Начался ливень и страшный ураган. Во дворце лежал пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, глядя на осколки и красную лужу у ног. Разозлившись на слугу, Пилат швырнул кувшин с вином на пол, но не велел убирать. Лежа во мраке, он пил вино, закусывая хлебом и устрицами, бормоча что-то, нетерпеливо ожидал кого-то.

«Погребение» (гл.26)

Пилат пытается оправдаться перед собой, понимая, сегодня для него безвозвратно потеряно что-то очень важное, и то, что он предпринимает, не в силах ничего исправить. Он кликнул пса, Банга почувствовал настроение хозяина, утешая, положил морду и лапы ему на колени.

Афраний, стараясь быть незамеченным, вернулся во дворец. Прокуратор, заснув, видел сон, как он с Бангой, разговаривая со странствующим философом, бредет по лунной дорожке. Его сон прервал Крысобой, сказав о прибытии начальника тайной службы, который доложил, что Иуду не удалось уберечь от убийц, и он готов понести наказание. Также он предложил версию произошедшего, что Иуду зарезали из-за денег бродяги. Рассказал Афраний и о погребении тел казненных, как нашли похитившего тело Иешуа Левия Матвея, и его участии в захоронении.

Левия Матвея, маленького человека, похожего на нищего, привели к прокуратору, который попросил посмотреть хартию с его записями. Это были какие-то изречения, хозяйственные и поэтические заметки, последние слова о том, что нет большего порока, чем трусость, заставили вздрогнуть Пилата. Левий Матвей отказался от еды, денег и предложенной службы в библиотеке и сознался, что должен зарезать Иуду, но Пилат сообщил, что он его опередил. Лишь на рассвете удалось прокуратору уснуть.

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Булгаков, выросший в семье преподавателя Духовной академии, обладал серьезными познаниями Священного писания и истории религии. Несоответствия в сравнении образа Иешуа и евангельского Иисуса не случайны. У бродячего философа нет упоминания о матери, отец был сирийцем. Не было и учеников, кроме Левия Матвея. Значит, Иуда в «Мастере и Маргарите» был скорее провокатором, а не предателем. Иешуа моложе, ему 27 лет, он одинок и не понят людьми. На допросе малодушно просит отпустить его, в нем нет убежденности в принесении жертвы для искупления грехов.

В Новом завете прокуратор Иудеи Понтий Пилат, прославившийся как отважный воин и жестокий правитель, трижды отказывался предать смерти Иисуса, на которой упорно настаивали соперник Понтия Пилата первосвященник Каифа и Синедрион. Однако под давлением толпы Пилат вынужден был уступить. После смещения с должности, о его судьбе почти ничего неизвестно. Существуют легенды, что умер Понтий Пилат, покончив жизнь самоубийством. Так в истории Иисус и Понтий Пилат навечно связаны.

Так же неразлучны персонажи романа «Мастер и Маргарита». Двенадцать тысяч лун одинокий прокуратор страдает, ненавидит свою участь и славу, охотно бы поменялся судьбой с оборванцем Левием Матвеем. Пилат получает прощение, раскаявшись в самом страшном для себя грехе. Мастер заканчивает свой роман фразой: «Свободен! Он ждет тебя!». Иешуа и Пилат встречаются, чтобы вечно беседовать друг с другом, уходя по лунной дорожке. Дарованная прокуратору свобода в конце романа означает, что он может теперь не прятать мысли и быть самим собой.

Ершалаимские главы являются философской основой и идейным стержнем для понимания содержания всего романа «Мастер и Маргарита».

Словарь

1. Ершалаим – иудейское название Иерусалима.

3. Прокуратор – государственная должность управителя провинции Римской империи.

4. Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат – правитель и наместник римского императора Тиберия в Иудее с 26 по 36 г н.э. Всадник – аристократическое сословие в Римской империи.

5. Гемикрания – заболевание, симптомом которого являются приступы головной боли.

6. Синедрион – высший религиозный и судебный орган в Иудее.

7. Хитон – длинная рубаха без рукавов.

8. Кентурион – командир римского отряда.

9. Марк Крысобой – командующий кентурией, приближенный Понтия Пилата.

10. Бич – длинная плеть, свитая из кожаных ремней, орудие наказания.

11. Игемон – обращение к предводителю, вождю.

12. Иешуа – древнееврейское имя, означает «спасение Бога», Га-Ноцри – «из Назарета».

13. Сборщик податей – человек, собирающий налоги в государственную казну.

14. Иуда – человек, написавший донос на Иешуа.

15. Кесарь – титул римских правителей.

16. Каифа – иудейский первосвященник, возглавлявший Синедрион.

17. Ала – римская конница, эскадрон.

18. Когорта – пехотное подразделение римской армии.

19. Кентурия – отряд из ста человек.

20. Император Тиберий – правитель Римской империи 42 г. до н.э. – 37г.н.э.

21. Деканонизировать – лишить святости.

22. Презренная чернь – презираемые простолюдины, толпа.

Источник

Краткое содержание Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита

План урока:

Особенности композиции «Мастер и Маргарита» определяются тем, что четыре главы — это роман, заключенный в романе. Ранее встречались подобные композиционные конструкции, но впервые внутренний роман дан не единым, монолитным текстом, а сюжетными обрывками встречается во внешнем романе. Одну главу рассказывает Воланд на Патриарших прудах, другая приснилась Ивану Бездомному в лечебнице, еще две главы читает Маргарита после воскрешения романа Воландом.

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны. События в древнем Ершалаиме и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Глава 2

К Понтию Пилату, страдающему от приступа гемикрании, приводят человека по имени Иешуа Га-Ноцри. Он приговорён Синедрионом к смертной казни.

Слушая его объяснения, прокуратор проникается к нему симпатией. К тому же Иешуа помогает ему избавиться от жестокой головной боли. Однако поскольку тот ранее высказывался против всякой власти, Пилат Понтийский, боясь гнева кесаря, не решился отменить приговор. Но тайно надеется, что доброго философа в честь Пасхи помилуют. Он даже пытается склонить первосвященника Каифу к такому решению. Его старания напрасны.

Библейский прокуратор и герой романа

что такое ала в мастере и маргарите. Смотреть фото что такое ала в мастере и маргарите. Смотреть картинку что такое ала в мастере и маргарите. Картинка про что такое ала в мастере и маргарите. Фото что такое ала в мастере и маргарите

Многие детали образа прокуратора писатель заимствовал из поэмы о Понтии Пилате, написанной Г. Петровским в 1893 г. Он брал также детали образа из исторических хроник, описывающих сражение при Идиставизо. Упоминание об этой битве, произошедшей под руководством Германика в 16 году, говорит о храбрости Пилата, его достоинстве. Этот древний бой не выдуман. Битва действительно существовала. Но был ли Пилат в действительности участником сражений — неизвестно.

Конец Пилата, который в романе живет в горах и смотрит на луну, — это уже выдумка писателя. Она исходит из германского мифа о человеке, который живет на горном хребте и каждую пятницу спускается к реке отмыть руки, которые, как он чувствует, все еще в крови. Всадник Золотое копье и евангельский Пилат в действительности во многом разнятся. Это образы скопированные, но не идентичные.

Мастер отпускает в финале своего героя, дав ему тот лунный свет, о котором тот мечтал. И одновременно он отпускает свою тоску от неисполненного долга. Он не смог донести современникам истину о любви и распятии этой любви. И только теперь прощает сам себя.

Глава 16

Чтобы избавить Га-Ноцри от мучений, Левий Матвей хочет заколоть его ножом, но опаздывает. Злясь, проклинает и себя, и Бога.

Казнь троих приговорённых происходит на Лысой Горе. Их распинают на крестах, а через несколько часов закалывают копьём. Любопытные, наблюдавшие за процессом казни, расходятся по домам, не выдержав палящих лучей солнца. Когда чёрная туча, заволокла всё небо, ушли и солдаты.

Левий, не обращая внимания на хлынувший ливень, похищает мёртвое тело Иешуа и скрывается с ним.

Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»

«Понтий Пилат» (гл.2)

Арестованный назвался Иешуа по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни. Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей. Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке. Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели. Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа. Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата. Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

«Казнь» (гл.16)

К четвертому часу казни зевак не осталось. В городе было интереснее, там готовились праздновать Пасху. В стороне, безучастно наблюдая за мучениями умирающих на крестах, сидел, прикрывшись капюшоном, начальник тайной службы, исполняя поручение Пилата.

Внезапно поднялся сильный ветер и появилась огромная туча. Из города прискакал командир когорты, что-то негромко сказал Крысобою и человеку в капюшоне. Солдаты стали собираться, кентурион с палачами направились к повешенным. Палач окликнул Га-Ноцри и протянул к губам на копье мокрую губку, а затем пронзил копьем сердце. После так же закололи других. Человек в капюшоне тронул рукой ногу Иешуа, удостоверившись, что тот мертв, подошел к другим казненным. Начался сильный грозовой ливень, и стражники стремительно покинули гору. Левий Матвей, перерезав веревки, спустил тела учителя и двух разбойников на землю. После он с телом Иешуа исчезает.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

«Как прокуратор пытался спасти Иуду…» (гл.25)

Тьма накрыла Ершалаим огромной тучей, пришедшей с моря. Начался ливень и страшный ураган. Во дворце лежал пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат, глядя на осколки и красную лужу у ног. Разозлившись на слугу, Пилат швырнул кувшин с вином на пол, но не велел убирать. Лежа во мраке, он пил вино, закусывая хлебом и устрицами, бормоча что-то, нетерпеливо ожидал кого-то.

«Погребение» (гл.26)

Пилат пытается оправдаться перед собой, понимая, сегодня для него безвозвратно потеряно что-то очень важное, и то, что он предпринимает, не в силах ничего исправить. Он кликнул пса, Банга почувствовал настроение хозяина, утешая, положил морду и лапы ему на колени.

Афраний, стараясь быть незамеченным, вернулся во дворец. Прокуратор, заснув, видел сон, как он с Бангой, разговаривая со странствующим философом, бредет по лунной дорожке. Его сон прервал Крысобой, сказав о прибытии начальника тайной службы, который доложил, что Иуду не удалось уберечь от убийц, и он готов понести наказание. Также он предложил версию произошедшего, что Иуду зарезали из-за денег бродяги. Рассказал Афраний и о погребении тел казненных, как нашли похитившего тело Иешуа Левия Матвея, и его участии в захоронении.

Левия Матвея, маленького человека, похожего на нищего, привели к прокуратору, который попросил посмотреть хартию с его записями. Это были какие-то изречения, хозяйственные и поэтические заметки, последние слова о том, что нет большего порока, чем трусость, заставили вздрогнуть Пилата. Левий Матвей отказался от еды, денег и предложенной службы в библиотеке и сознался, что должен зарезать Иуду, но Пилат сообщил, что он его опередил. Лишь на рассвете удалось прокуратору уснуть.

Достоевский. Все произведения

Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата

В «Мастере и Маргарите» Понтий Пилат сам называет себя свирепым чудовищем. Он властный и хладнокровный, но одинокий и замкнутый человек, оттого, что все боятся его. Пилат утратил веру в людей настолько, что любит и доверяет только своему псу.

На вопрос, что такое истина, он получает не какое-то философское умозаключение, а простой ответ. Истина – в том, что у Пилата болит голова, поэтому арестант является невольным его палачом, ибо то, что прокуратор пытается скрыть от окружающих, изображая из себя всемогущего правителя, мучает его, и он не в силах от этого избавиться. Болезнь Пилата — гемикрания, при которой болит половина головы, — символ душевного раскола, дисгармонии. Пилат думает одно, а вынужден говорить другое. Не имея возможности высказаться открыто, Понтий Пилат пытается спасти Иешуа подсказками, произнося растянуто слово «не», мимикой и взглядом намекая, как следовало бы отвечать, чтобы сохранить свою жизнь. Арестованному ясны эти намеки, но он предпочитает правду, которую «говорить легко и приятно».

Для достижения наилучшего результата важно структурировать знания. В этом вам помогут онлайн-курсы по литературе

Источник

Мастер и Маргарита

16. Казнь

В Киеве, родном городе Булгакова, также есть Лысая гора. Говорят, что там собираются ведьмы, чтобы распространять правила сатаны на весь мир.

Сулейман и последующие за ним султаны рода Оттоманов принесли в Иерусалим эпоху религиозного мира, где иудеи, христиане и мусульмане мирно сосуществовали и имели свободу религии.

В окончательной версии Мастера и Маргариты Булгаков выбрал два языка, арамейском и греческом, и несколько иной текст: «разбойник и мятежник».

Отточенный, как бритва, длинный хлебный нож

После Хевровского Ворот это вторая хронологическая ошибка в этом разделе, т.к. в то время хлеб не резали ножами, а ломали руками.

Проклинаю тебя, бог!

Зазубрин, как и Булгаков, был одним из любимых писателей Сталина, но это не остановило его от выступления в 1926 году с полемической речью, отражавшей вопросы разрушения естественной окружающей среды в результате проведения амбициозной индустриальной политики.

Скудная Гионская Долина

Иисус использовал образ пламени в долине Хинном в качестве аллегорического выражения для костра, который Бог будет использовать для вечной кары.

В соответствии с Евангелие Христу дали уксус, смешанный с жёлчью, на палке, а не на копье.

Он тихонько кольнул Иешуа в сердце

В тексте Булгакова Иешуа умирает от копья, в то время как в соответствии с Евангелие от Иоанна 19:34 Христос был пронзен копьем уже после того, как он был мертв.

Источник

«Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

Цитата: «Рукописи не горят».

Эпиграф:
«. Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
Что вечно хочет зла И вечно совершает благо».
(И. В. Гёте «Фауст»)

История создания

Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).

Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.

Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».

Проблематика:

Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).

Александр Блок, критикуя власть, писал, что ему «не мешают писать стихи, но мешают чувствовать себя мастером. Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе». Эта цитата наверняка была известна Булгакову; может быть, именно из-за неё он назвал главного героя своего романа Мастером.

Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».

Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.

Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.

Действующие лица

Мастер — главный герой, писатель. Автор романа о Понтии Пилате.

Маргарита — возлюбленная Мастера.

Воланд — таинственный персонаж, в котором угадывается Сатана.

Иван Понырев (псевдоним — Бездомный) — поэт.

Свита Воланда — Азазелло (невысокий рыжий мужчина с клыками), Бегемот (маленький толстяк, он же — гигантский чёрный кот), Гелла (рыжая красавица-вампирша), Коровьев, он же Фагот (худощавый мужчина в клетчатом костюме и пенсне без одного стекла).

Сотрудники московского театра Варьете — Степан Лиходеев (директор), Григорий Римский (финансовый директор), Иван Варенуха (администратор), Василий Ласточкин (бухгалтер), Андрей Соков (буфетчик).

Персонажи романа Мастера — Иешуа Га-Ноцри (философ, считавший всех людей добрыми и распятый за свои убеждения), Понтий Пилат (пятый прокуратор Иудеи), Каифа (первосвященник), Левий Матвей (ученик Иешуа), Иуда из Кириафа (предатель), Низа (возлюбленная Иуды), Марк Крысобой (кентурион), Афраний (начальник тайной службы Понтия Пилата).

Прочие персонажи — Михаил Берлиоз (председатель МАССОЛИТа), Максим Поплавский (дядя Михаила Берлиоза), Алоизий Могарыч (лжедруг Мастера), Никифор Босой (председатель дома, в котором поселился Воланд со своей свитой), Стравинский (врач в клинике, куда поместили Ивана Бездомного), Бенгальский (конферансье), Латунский (литературный критик), Наташа (домработница Маргариты), Николай Иванович (сосед Маргариты).

МАССОЛИТ — вымышленная организация литераторов. В черновиках Булгаков использовал также другие, более смешные варианты названия (вроде ВСЕОПИСа).

Краткое содержание

Глава 1

На Патриарших прудах Михаил Берлиоз объясняет молодому поэту Бездомному, что ему в его творчестве нужно не очернять Христа, а доказывать, что его никогда не было. К ним обращается странный иностранец — консультант по чёрной магии, который просит объяснить, кто же управляет жизнями людей. Берлиоз объясняет, что человек сам управляет своей жизнью. Иностранец настаивает, что всё предписано — например, Берлиозу сегодня отрежет голову комсомолка, потому что Аннушка уже разлила подсолнечное масло. Этот подозрительный субъект настаивает на том, что Иисус существовал, и начинает рассказывать.

Рассказ специалиста по чёрной магии фактически повторяет первую главу романа Мастера, но это становится понятно позднее.

Глава 2

У прокуратора Пилата мигрень, ему плохо. Его всё раздражает, в том числе и молодой бродяга Иешуа Га-Ноцри, которого нужно судить за призыв к разрушению храма. Но Иешуа помогает Пилату избавиться от головной боли, и прокуратору становится симпатичен этот внимательный и умный человек. Пилат хочет, чтобы Иешуа опроверг донос Иуды из Кириафа, но заключённый легко и спокойно подтверждает: да, он против всякой власти, в том числе и великого кесаря. Пилат обязан подписать Иешуа смертный приговор. Но прокуратор всё же надеется на чудо и обращается к первосвященнику Каифе с просьбой о помиловании Иешуа. Каифа отклоняет просьбу и милует разбойника Вар-раввана.

Глава 3

Берлиоза эта история не убеждает, но иностранец настаивает, что присутствовал при этих событиях. Да и ведёт себя специалист по чёрной магии очень странно: например, говорит, что жить будет у Берлиоза в квартире. Берлиоз спешит позвонить и сообщить о странном иностранце, но, поскальзнувшись на разлитом подсолнечном масле, попадает под трамвай, которым управляет женщина в комсомольской косынке. Трамвай отрезает Берлиозу голову.

Глава 4

Иван Бездомный шокирован смертью товарища. До него доносятся слова о том, что некая Аннушка разлила масло, вот человек и погиб. Бездомный понимает: иностранец — шпион и убийца. Он пытается призвать специалиста по чёрной магии к ответу, но тот внезапно перестаёт понимать русскую речь. К тому же иностранца поддерживает долговязый тип в клетчатом, а впоследствии ещё и сопровождает гигантский кот.

Иван гонится за иностранцем, врывается в квартиру, где, как кажется поэту, прячется этот преступник. В квартире Бездомный берёт маленькую иконку и свечку, чтобы защититься от нечистой силы (хоть он и атеист, но происшедшее с Берлиозом его смутило). Поэт продолжает погоню, но в ходе её решает искупаться в реке. Пока Иван купается, у него крадут одежду. Разъярённый и в одном белье, Бездомный решает поискать иностранца в «Доме Грибоедова» (ресторане, в котором собирались литераторы).

Глава 5

Литераторы, узнав о смерти Берлиоза, расстроились, но ненадолго — и продолжают выпивать и закусывать. Тут в ресторан врывается бешеный полуодетый Бездомный, стремящийся найти зловредного иностранца. Его увозят в сумасшедший дом.

Глава 6

Бездомного осматривает врач. Поэт рассказывает, что познакомился с человеком, который с Пилатом дружит и с нечистой силой знается и может под трамвай отправить любого, не прикасаясь даже пальцем. Потом Безродный пытается позвонить в милицию, разбить стекло и бежать, в результате чего ему ставят диагноз «шизофрения».

Глава 7

Директор театра Варьете Стёпа Лиходеев просыпается с сильнейшим похмельем. В его квартире № 50 (общей с погибшим Берлиозом) находится некий незнакомец, который показывает ему подписанный самим Лиходеевым договор на выступление незнакомца в театре Варьете. Потом в квартире появляется долговязый тип в клетчатом костюме и огромный говорящий кот, который пьёт водку. Вся эта компания заявляет Лиходееву, что он в этой квартире лишний. Из зеркала выходит Азазелло (рыжий человечек с клыками) и предлагает выкинуть Стёпу из Москвы.

Лиходеев оказывается на побережье. Выясняется, что это Ялта.

Глава 8

Ивана Бездомного осматривает доктор Стравинский. Поэт снова рассказывает свою историю. Врач убеждает его не идти в милицию прямо сейчас, а написать заявление и прийти в себя в комфортабельных условиях лечебницы. Бездомный соглашается.

Глава 9

Никанор Босой посещает квартиру покойного Берлиоза, чтобы придумать, как половчее распорядиться ею. Там он встречает долговязого субъекта в клетчатом — Коровьева. Коровьев сообщает, что он — переводчик артиста Воланда, который гостит у отсутствующего Степана Лиходеева. Воланд хочет снять опустевшую квартиру Берлиоза, поэтому Коровьев сразу же платит Босому за квартиру и даёт взятку.

Когда Никанор Босой уходит, Воланд выражает нежелание снова увидеть этого человека. Коровьев тут же звонит и сообщает, что Босой хранит дома валюту. Валюту действительно находят; Босой арестован.

Глава 10

Руководство театра Варьете в лице Римского и Варенухи не может понять, куда делся Лиходеев. На имя Варенухи приходят срочные телеграммы: в ялтинский уголовный розыск явился человек, называющий себя Стёпой Лиходеевым. Но совсем недавно Степан звонил в театр из своей квартиры. Руководители театра решают, что Степан уехал за город, напился в чебуречной «Ялта» и развлекается розыгрышами.

Телеграммы руководитель театра Варенуха должен отнести в милицию. Правда, по телефону неизвестный запрещает ему это делать, но Варенуха всё же идёт в отделение. На него нападают рыжий человечек с клыками и толстяк, напоминающий кота. Они направляют Варенуху в квартиру Лиходеева. Последнее, что видит администратор театра, — голая рыжая девушка с горящими глазами.

Глава 11

Иван Бездомный лежит и ведёт беседу с собой, причём он как бы раздваивается и представляет собой двух внутренних собеседников. Один из них волнуется о судьбе Берлиоза и стремится продолжить расследование, а другой жалеет, что не узнал больше о Пилате и Иешуа.

Внезапно в палате Ивана появляется человек.

Глава 12

Воланд, Коровьев и кот прибывают в театр, чтобы провести представление. Конферансье Бенгальский представляет Воланда, сообщая, что никакой чёрной магии, конечно же, не существует: Воланд будет показывать фокусы.

Воланд ведёт с Коровьевым, которого называет Фаготом, беседу о том, что Москва изменилась, но изменились ли москвичи? Бенгальский «переводит» зрителям, что иностранец восхищён Москвой, но выступающие обрывают его, заявив, что не говорили такого.

Коровьев показывает фокус: колода карт оказывается в бумажнике одного зрителя. Кто-то предполагает, что это мошенничество, — и находит в своём кармане пачку денег. С потолка начинают сыпаться деньги, люди ловят их. Растерянный конферансье убеждает, что это массовый гипноз, а деньги ненастоящие. Коровьев-Фагот говорит, что конферансье ему надоел, и спрашивает людей, что с ним сделать. Кто-то говорит: «Голову оторвать» — и кот буквально отрывает Бенгальскому голову. Публика жалеет конферансье. Воланд неспешно говорит о том, что люди всё такие же, но «квартирный вопрос их испортил», и велит приставить голову назад. Бенгальскому возвращают голову, он покидает сцену.

Потом артисты предлагают поменять старые платья и туфли на новые — моднейшие. Зрительницы в восторге. Кто-то требует разоблачить фокус. Взамен Коровьев разоблачает самого спросившего, сообщив, что вчера он был у любовницы, а не на работе.

Глава 13

Незнакомец в палате Бездомного — тоже пациент, тоже писатель и тоже интересуется Понтием Пилатом. Дело в том, что Мастер (так называет себя гость Бездомного) написал о Пилате роман. Мастер выиграл крупную сумму, бросил работу, приобрёл комнатку в подвале и начал писать роман. Тогда же он встретил любовь всей своей жизни. Когда роман был написан, Мастер пытался его напечатать. Однако критика в лице некого Латунского и прочих встретила его книгу враждебно, обозвала «пилатчиной». У Мастера появился друг Алоизий Могарыч, «благодаря» которому Мастера выселили из подвала и отправили в психиатрическую лечебницу. Роман он сжёг. С любимой больше не виделся и надеется, что она его забыла.

А теперь вот начинают происходить всякие чудеса: то в соседней палате кричат, что доллары подкинула нечистая сила, то привезли пациента, который уверяет, что ему голову оторвали, то Иван сообщает, что причина его болезни — Пилат.

Глава 14

Финансовый директор театра Варьете Римский видит, что с женщин на улице пропадает одежда (видимо, Коровьев одарил их лишь на время). Ночью приходит Варенуха и сообщает, что все их догадки правдивы: Лиходеев действительно напился в чебуречной «Ялта», и все пришедшие телеграммы — лишь розыгрыш. Вот только Варенуха ведёт себя очень странно: прикрывается от света, не снимает шарф и. не отбрасывает тени!

Варенуха-вампир и пролезшая в окно рыжая девица пытаются расправиться с Римским, но наступает рассвет. Поседевший от ужаса Римский всё бросает и уезжает в Ленинград.

Глава 15

Никанор Босой продолжает настаивать, что доллары ему подкинули. Его слова пытаются проверить, но квартира оказывается опечатанной. Никанор Иванович спит и видит, как в театре у посетителей требуют сдать валюту. Он кричит от ужаса и будит других пациентов.

Бездомный, проснувшийся от шума, снова засыпает и видит во сне продолжение истории о Пилате.

Глава 16

Позже Левий Матвей снимает тела казнённых со столбов и уносит тело Иешуа.

Глава 17

Бухгалтер театра Варьете Ласточкин не знает, что ему делать: и Римский, и Варенуха пропали. Нет никаких документов, свидетельствующих о выступлении Воланда. Ласточкин хочет обратиться в комиссию зрелищ и увеселений, но там беда: вместо начальника работает пустой костюм. Секретарша говорит, что во всём виноват тип, похожий на кота. В филиале комиссии тоже непорядок: к ним заходил долговязый тип в разбитом пенсне и клетчатом костюме — и теперь они безостановочно поют.

Ласточкин пытается сдать выручку от спектакля Воланда, но в его портфеле находят валюту. Ласточкин арестован.

Глава 18

Из Киева приезжает Максим Поплавский, дядя Михаила Берлиоза. Он хочет получить наследство — ту самую квартиру, в которой поселился Воланд. Свита Воланда выдворяет дядю прочь, советуя о квартире и не мечтать.

Глава 19

Маргарита, возлюбленная Мастера, помнит своего любимого и ищет возможности снова его увидеть. Однажды во время прогулки по Москве к ней подходит маленький рыжий человек, цитирует роман Мастера и просит её навестить одного иностранца: это поможет Маргарите узнать о судьбе Мастера. Маргарита получает крем, которым нужно намазаться перед встречей.

Глава 20

Использовав крем, Маргарита молодеет и обретает способность летать. Она прощается с горничной Наташей и улетает в окно.

Глава 21

Маргарита летит по ночной Москве. Она влетает в квартиру критика Латунского и переворачивает там всё вверх дном. В небе её догоняет домработница Наташа, которая летит верхом на борове. Оказывается, Наташа намазалась остатками крема и соседа мазнула.

Глава 22

Коровьев встречает Маргариту и объясняет ей, что женщине предстоит стать королевой на балу сатаны. Маргарита знакомится с Воландом. Воланд спрашивает женщину, нет ли у неё какой-нибудь печали, но Маргарита не рассказывает о своей беде.

Глава 23

Глава 24

Воланд спрашивает, какая награда нужна Маргарите. Гордая женщина отвечает, что ни в чём не нуждается. Воланду нравится её ответ, и он настаивает на выполнении желания. Маргарита просит, чтобы Фриде перестали подавать платок. Воланд говорит, что это по силам самой королеве бала — и Маргарита избавляет Фриду от мучений. Но Воланд всё же настаивает на выполнении желания, и тогда Маргарита требует возвращения Мастера.

Мастер появляется. Воланд беседует с ним о романе. Появляется рукопись, сожжённая когда-то Мастером. Маргарита хочет, чтобы Воланд вернул их с Мастером в подвал — и жизнь стала как прежде. Мастер не верит в это: в подвале давно живут другие люди (как выясняется, не кто иной, как друг Мастера Могарыч, написавший на него донос и добывший таким образом себе жильё). Воланд решает все проблемы: Мастер и Маргарита отправляются в свою каморку.

Горничная Наташа желает остаться ведьмой, а вот Варенуха упрашивает не оставлять его вампиром. Что касается борова Николая Ивановича, то ему нужна справка для жены (кот Бегемот быстро пишет ему справку «провёл ночь на балу у Сатаны»).

Глава 25

Глава 26

Афраний беседует с девушкой Низой, и она назначает Иуде свидание в саду. Иуда приходит, и трое мужчин (один из которых Афраний) убивают его.

Пилат спит, и ему снится, что он гуляет и беседует с Иешуа.

Глава 27

Милиция отправляется в квартиру № 50, где живёт Воланд со свитой. Там находится говорящий кот, который «починяет примус» и провоцирует стрельбу. Воланд издалека говорит, что пора покидать Москву, и вместе со своей свитой вылетает из окна. Кот Бегемот напоследок устраивает в квартире пожар.

Глава 28

Бегемот и Коровьев проказничают в магазине, торгующем за валюту: толстяк поедает продукты, а долговязый тип возмущается, что это всё недоступно народу. Они устраивают пожар в магазине, перемещаются в ресторан Грибоедова и его тоже поджигают.

Глава 29

Воланд и Азазелло разговаривают. Появляется Левий Матвей. Левий говорит, что «он» (возможно, Иешуа) прочёл роман и просит подарить Мастеру покой.

Глава 30

Азазелло навещает Мастера и Маргариту. Вино, которое он предлагает влюблённым, отравлено, но оно даёт им возможность покинуть тела и отправиться вместе с Азазелло в небо. Квартиру Мастера Азазелло тоже поджигает.

Глава 31

Мастер, Маргарита и Азазелло встречаются с Воландом, Бегемотом и Коровьевым. Мастер прощается с Москвой.

Глава 32

Мастер, Маргарита и Воланд со свитой летят по небу. Маргарита видит, как все преображаются: у Мастера появляется седая коса и шпоры, Коровьев становится рыцарем, Бегемот — худеньким молодым человеком, Азазелло — демоном. Воланд сообщает Мастеру, что Иешуа прочёл его роман и сожалеет, что Мастер не окончил своё произведение. Перед Мастером появляется сидящий в кресле человек с собакой. Он уже тысячи лет видит сон о лунной дороге, на которую не может ступить. Мастер кричит Пилату: «Свободен! Он ждёт тебя!» — и этим оканчивается роман Мастера, а Пилат с любимой собакой Бангой отправляется к Иешуа.

Мастер и Маргарита обретают покой и счастье: вечный дом, нерасторжимый союз, бесконечную любовь.

Эпилог

А Москва мало-помалу вернулась к прежней жизни. Римский ушёл из театра Варьете, а сменил его ловкий Алоизий Могарыч. Иван Бездомный снова стал профессором Института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым, который лишь иногда мучится снами об Иешуа и Пилате, о Мастере и Маргарите.

Экранизации

«Мастер и Маргарита» (Италия, Югославия, 1972); «Мастер и Маргарита» (Польша, 1989); «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994); «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005) — телесериал.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

За что был наказан Пилат? (Подсказка: Иешуа сказал, что это качество — самое скверное).

Ответ. За трусость.

Определите композицию романа «Мастер и Маргарита».

Ответ. Это «роман в романе»: в истории Мастера и Маргариты, Воланда и Москвы возникает литературное произведение — роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *