что такое александрийская библиотека
Александрийская библиотека: от Птолемеев к Цезарям
Александрийская библиотека росла, пока был силён Египет Птолемеев. При ней писали филологи и поэты. Как центр знаний она дожила до конца 4-го в.
Основание Александрийского мусейона
Александрийская библиотека позволила сформироваться античной культуре в том виде, в каком мы её знаем. При библиотеке писали поэты эллинистической эпохи (например, Каллимах, Феокрит и Аполлоний Родосский, создатель эпической поэмы «Аргонавтика»), их сочинения сохранились до наших дней и вошли в золотой фонд мировой литературы. Усилиями александрийских филологов были окончательно кодифицированы и разделены на песни поэмы Гомера, была проведена работа по переводу на греческий книг Торы и других произведений, вошедших в итоге в Ветхий Завет.
Основателями библиотеки считают Птолемея I и философа Деметрия Фалерского. Последний оказался в Египте в 297 году после смерти его греческого покровителя Кассандра. Там он занял место доверенного советника царя и предложил идею создания библиотеки. Некоторые поздние авторы приписывают основание хранилища Деметрию и Птолемею II Филадельфу. В любом случае, Птолемей II много сделал для расширения библиотеки, поэтому наряду с отцом может считаться её основателем.
Учреждение получило название мусейон, то есть сообщество философов, где почитают муз. Оно было составной частью дворцового комплекса в Брухейоне. Комплекс включал место для прогулок, экседру (аудиторию, где проходили диспуты и учебные занятия) и здание, где помещалась столовая. В перипатосе (аллее с деревьями) беседовали учёные. Второй корпус библиотеки, Серапейон, находился в египетской части города при храме Сераписа. Там хранились копии книг.
Основой библиотеки стало личное собрание книг Аристотеля, которое купил Птолемей II. Цари Египта вели работу по сбору книг, которые привозили не только из Греции, но и из отдалённых регионов. За привезённые фолианты предоставлялось вознаграждение. Естественно, попадались подделки, и задачей учёных Александрии было выяснить, подлинное ли перед ними сочинение.
Если на судах, останавливавшихся в гавани города, оказывались книги, они изымались в пользу библиотеки. Владельцам могли выдать сделанные на месте копии. Птолемей III взял в Афинах под залог государственные экземпляры трагедий их величайших драматургов и вернул только копии.
По данным авторов схолий к римских комедиям, в библиотеке Серапейона хранилось 42 тыс. свитков, а в дворцовой — 400 тыс. «смешанных» и 40 тыс. «простых» свитков. О загадочных значениях характеристик «смешанные» и «простые» спорят. Возможно, смешанными были свитки, где помещалось несколько произведений одного или разных авторов.
Формально мусейон был фиасом (религиозным сообществом), которым руководил жрец (иерей). В других источниках главу мусейона называли также архиереем или эпистатом. Иерея назначал царь из династии Птолемеев, а позже — римский император. Также правитель Египта принимал решение о включении того или иного учёного в состав фиаса. Члены мусейона получали государственное содержание и жалование. Также их освобождали от налогов и общественных повинностей.
Не сохранилось статистических данных о сумма, которые уходили на работников библиотеки. Известно только, что живший в 3-м в. до н. э. Панарет получал в год 12 талантов. Число постоянных членов фиаса неизвестно. В годы расцвета сообщества оно могло достигать сотни.
Основной досуг членов мусейона составляли учёные занятия. Кроме этого они выступали с лекциями, а также дискутировали. Участниками дискуссий становились цари из династии Птолемеев.
Временем расцвета мусейона стал 3-й в. до н. э. Именно тогда жили и трудились грамматики, поэты, астрономы и философы, составившие славу Александрии.
Учёные, работавшие в библиотеке, становились наставниками царей Египта. Поэт Филит Косский воспитывал царевича Птолемея, ставшего позже царём Птолемеем II. Царевич продолжил филологическое образование под руководством грамматика Зенодота Эфесского. Для обучения Птолемея естественным наукам в Александрию из афинского Ликея был приглашён Стратон по прозвищу Физик.
Поэт Аполлоний Родосский был главой библиотеки и наставником будущего Птолемея III. В свою очередь, Птолемей III пригласил в Александрию астронома Эратосфена Киренского, а Аполлоний уехал обратно на Родос. Эратосфен стал главой библиотеки и, предположительно, наставником детей царя — Птолемея (будущего Птолемея IV) и Арсинои (будущей Арсинои III).
Зависимость александрийских учёных от правителей подчёркивалась и высмеивалась современниками. Поэт Тимон Флиунтский называл мусейон «корзинкой муз», намекая, что его обитатели похожи на птиц в клетках.
Гомеровский эпос: кодификация текста
Впервые поэмы Гомера были записаны в Афинах в 6-м в. до н. э. Но афинский вариант, похоже, не имел статуса общепринятого за пределами Аттики. Работа по приведению текста к тому виду, в каком он дошел до учёных Нового времени, продолжилась в Александрии. Она была связана с деятельностью Зенодота Эфесского, назначенного Птолемеем II главным библиотекарем Александрийской библиотеки.
В Александрию поступали разные варианты поэм Гомера, и на основе их сличения Зенодот подготовил свою критическую редакцию «Илиады» и «Одиссеи». Он помещал особый знак «обелос» около строк, которые считал сомнительными.
Зенодоту также приписывают разделение каждой поэмы на 24 песни (книги), по количеству букв ионийского алфавита. Попытки выделить из поэм отдельные смысловые блоки предпринимались и раньше. Например, Геродот называет эпизод из 5-й песни «Аристейя Диомеда» («Подвиги Диомеда»). Автором деления поэм на 24 песни мог быть Зенодот или другие учёные 3-го века до н. э. — Аристофан Византийский и Аристарх. Зенодот написал трактат о количестве дней, которое занимает действие Илиады, а также жизнеописание Гомера.
Вслед за Аристотелем Зенодот одним из первых отделил «Илиаду» и «Одиссею» от остальных поэм Троянского и Фиванского циклов. Он признавал авторство Гомера только за этими двумя поэмами, а остальные считал принадлежащими другим авторам. Вслед за поэмами Гомера Зенодот подготовил текст «Теогонии» Гесиода, которого считали вторым по значимости поэтом в греческой литературе. Другие члены мусейона работали над критическими изданиями афинских трагиков.
Правки Зенодота устраивали не всех. Его преемник в качестве главы библиотеки Аполлоний Родосский написал трактат «Против Зенодота», в котором критиковал его редакцию гомеровских поэм.
Другой филолог библиотеки Аристарх также дискутировал с критическим изданием Зенодота. Аристарх разработал свой способ критики поэм — объяснять Гомера, основываясь только на Гомере. Встречая неясное по значению слово, он находил его в другом месте поэмы, где его понимание не подвергалось сомнению.
Античная медицина: школа эмпириков
Начиная с эпохи Птолемеев Александрия стала одним из главных медицинских центров Средиземноморья. Но речь всегда идёт о конкретных врачах и их учениках. Прямых свидетельств их работы в библиотеке нет.
Известно, что в Александрийской библиотеке была большая подборка книг для практикующих врачей и теоретиков. Особым интересом пользовалось наследие великого врача Гиппократа. Александрийские доктора дискутировали по поводу сложных мест и терминов в его трудах.
В 3-м веке до н. э. врач Бакхий составил первый лексикон терминов Гиппократа. Экземпляр «Эпидемий» Гиппократа, хранившийся в библиотеке, содержал многочисленные заметки на полях, и александрийские учёные спорили об их авторстве.
В Александрии начал свою работу Филин, основоположник медицинского направления эмпиризма. Филин был учеником другого известного врача, Герофила, но развил своё учение. Эмпиристы критически относились к медицинской теории и считали лучшим наставником практический опыт.
Основываясь на наблюдениях и опыте, они делали выводы о правильном методе лечения. Опыт учит всему, говорили эмпиристы. В качестве примера они обращались к «Одиссее» Гомера: пёс узнал вернувшегося хозяина — это чудо диагностики в эмпирическом стиле. Выбор правильного лечения следует за тщательным наблюдением за явлением.
Выдающийся врач римского времени Гален хвалил эмпиристов за то, что они называли своё направление по методу работы, а не прятались за авторитетом основателя школы.
Эмпиристы разработали три способа получения опыта, каждый из которых получил своё название. Первый — наблюдение за тем, как что-то влияет на людей, и выявление, как это может помочь в лечении. Второй — перенос опыта на похожие ситуации (например, если лекарство помогает для одной части тела, то оно может быть полезно и для другой части тела со схожими свойствами). Третий — исторический, заключавшийся в изучении практических примеров из медицинских книг.
Пятикнижие Моисея: перевод на греческий
В 3-м веке до н. э. в Александрии был сделан перевод на греческий Пятикнижия Моисея. Позже, к 132 году до н. э., переведены и другие книги Ветхого Завета — поздние пророки (Иезекииль, Исайя, Иеремия) и псалмы.
Из сохранившегося «Письма Аристея» мы знаем, что перевод Пятикнижия сделали во времена царя Птолемея II (282−246 гг. до н. э.). На основании анализа иудейских и христианских источников дату перевода относят к началу правления Птолемея II — примерно к 281 году до н. э. Согласно христианским авторам, работа по переводу началась по приказу ещё Птолемея I. По его просьбе иудеи послали в Александрию 70 или 72 своих учёных мужей, сведущих в Писании и греческом языке. После завершения перевода лидеры еврейской общины собрались на острове Фарос, где текст перевода им зачитал Деметрий Фалерский.
Перевод не мог не вызвать недовольства части иудейского жречества. Первосвященник Элеазар скептически отнесся к самой идее перевода, но признал, что иудеи будут сотрудничать с царём в этом деле. Одним из условий, на которых лидеры Александрийской общины иудеев согласились сделать перевод Пятикнижия, стало освобождение иудейских рабов, захваченных войсками Птолемея во время кампаний в Леванте.
Спад в деятельности учреждения произошёл при Птолемее VIII (170−116 гг. до н. э.). Он преследовал сторонников своего брата, среди которых были и учёные. Многие из них покинули Египет, перебравшись в другие научные центры — Афины, Пергам или Родос.
Во время боёв в Александрии в 48 году до н. э., по данным некоторых античных авторов, были сожжены тысячи книг. Цезарь поджёг свои корабли, огонь с них перекинулся на город. Возможно, пострадало здание библиотеки, а возможно, — книги, подготовленные к перевозке в Рим.
Плутарх писал в биографии Марка Антония, что этот римлянин передал Александрийской библиотеке 200 тыс. свитков из приходящей в упадок библиотеки Пергама. Возможно, масштаб дара был не таким большим, но он мог компенсировать книжные утраты 48 года до н. э.
Когда Египет вошёл в состав Римской империи, покровителями мусейона стали императоры. Клавдий присоединил к мусейону ещё один, названный его именем, — Клавдиэей. Также император распорядился, чтобы в установленные дни в одном из мусейонов читали вслух его исторические труды.
В 216 году н. э. учреждение пострадало, когда Александрию разграбили солдаты императора Каракаллы. В 270-е гг. в ходе гражданской войны император Аврелиан взял Александрию и разрушил здание библиотеки в Брухейоне. Серапейон продолжал работать до времен Феодосия I. В 391 году он был разгромлен. С этого времени Александрийский мусейон перестал функционировать как научный и религиозный центр.
Александрийская библиотека
Из Википедии — свободной энциклопедии
Идея универсальной библиотеки в Александрии, возможно, была предложена Деметрием Фалерским, изгнанным афинским государственным деятелем, жившим в Александрии, Птолемею I Сотеру, который, возможно, разработал планы библиотеки, но сама библиотека, вероятно, не была построена до правления его сына Птолемея II Филадельфа. Библиотека быстро приобрела много папирусных свитков, в основном благодаря агрессивной и хорошо финансируемой политике царей Птолемеев по приобретению текстов. Неизвестно точно, сколько таких свитков хранилось в то или иное время, но оценки варьируются от 40 000 до 400 000 во времена расцвета.
Собственно, библиотечных собраний было два: главное, располагавшееся в царском дворце в квартале Брухейон (оно пострадало во время войны Юлия Цезаря в 48 году до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература.
Несмотря на распространённое мнение, что Александрийская библиотека исчезла в результате какого-то конкретного события, на самом деле библиотека постепенно приходила в упадок в течение нескольких столетий. Этот упадок начался с изгнания интеллектуалов из Александрии в 145 году до н. э. во время правления Птолемея VIII Эвергета, в результате чего Аристарх Самофракийский, главный библиотекарь, ушёл в отставку и отправился в добровольное изгнание на Кипр. Многие другие учёные, в том числе Дионисий Фракийский и Аполлодор Афинский, бежали в другие города, где продолжали преподавать и проводить научные исследования. Библиотека, или часть её коллекции, была случайно сожжена Юлием Цезарем во время гражданской войны в 48 году до н. э., но неясно, насколько велики были разрушения. Похоже, библиотека либо сохранилась, либо была восстановлена вскоре после войны: географ Страбон упоминает, что посетил мусейон примерно в 20 году до н. э., а научная работа Дидима Халкентера в Александрии этого периода указывает на то, что он имел доступ по крайней мере к некоторым ресурсам библиотеки. Библиотека сократилась в Римский период из-за отсутствия финансирования и поддержки. Работники библиотеки, по-видимому, исчезли к 260-м годам нашей эры.
Практически все сведения о содержимом и устройстве Александрийской библиотеки содержатся в разрозненных античных источниках, которые сильно противоречат друг другу. Не известен ни один текст, вышедший непосредственно из библиотеки; археологи с большим трудом идентифицируют её местоположение.
Александрийская библиотека. Какие тайны хранила
Александрийская библиотека. Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными.
Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи.
Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.
Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит Александрийская библиотека, основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох.
В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.
Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих.
Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.
Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования.
Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии.
Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.
Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию.
Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.
Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.
Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях.
Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.
умер в 323 году до н. э. Его огромная империя распалась на несколько отдельных государств.
Земли Древнего Египта достались диадоху Птолемею Лагу (367-283 до н. э.). Он основал новое государство – Эллинистический Египет со столицей в Александрии и положил начало династии Птолемеев.
Просуществовала династия долгих 300 лет и оборвалась со смертью (69-30 до н. э.) – дочери Птолемея XII. Романтический образ этой поразительной женщины до сих пор служит предметом многочисленных споров среди историков и всех тех, кто неравнодушен к пылким любовным страстям, перемешанным с холодным политическим расчётом.
Птолемей Лаг дал своим детям блестящее образование. По примеру македонских царей, вверявших своих чад ведущим философам того времени, новоиспечённый властелин пригласил в Александрию Деметрия Фолерского (350-283 до н. э.) и Стратона Физика (340-268 до н. э.).
Эти учёные мужи являлись учениками Теофраста (370-287 до н. э.). Тот же, в свою очередь, учился у Платона и Аристотеля и продолжил дело последнего.
Дело это выражалось в философской школе. Называлась она ликей, а её учеников именовали перипатетиками. В ликее имелась библиотека. Она не содержала в себе большого числа рукописей, но сам принцип организации и работы подобного заведения был хорошо знаком и Деметрию Фолерскому, и Стратону Физику.
Именно с их подачи Птолемей Лаг и загорелся идеей создать в Александрии великолепную библиотеку.
Ради объективности и исторической точности нужно отметить, что задумка касалась не только библиотеки. Первый греческий царь Египта предполагал создать мусейон – музей.
Библиотека же рассматривалась как его часть – необходимое дополнение к астрономической башне, ботаническому саду, анатомическим кабинетам. В ней должна была храниться информация для тех, кто будет заниматься медициной, астрономией, математикой и другими необходимыми для общества науками.
Задумка, конечно, блестящая, лишний раз подчёркивающая высокий интеллектуальный и духовный уровень людей, живших в ту далёкую эпоху. Но Птолемею Лагу не суждено было воплотить свои мечты в жизнь.
Он умер в 283 году до н. э, так и не осуществив столь глобальный и нужный проект.
Царский трон занял его сын Птолемей II Филадельф (309-246 до н. э.). Уже с первого года правления, он, в соответствии с волей отца, вплотную занялся как основанием Александрийской библиотеки, так и мусейона.
Истории, к сожалению, неизвестно, когда вся эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь. Мы не знаем точной даты, конкретного дня, когда первые посетители вошли в просторные залы и взяли в руки свитки с бесценной информацией. Нам неизвестно даже конкретное место, где находилась Александрийская библиотека, и как она выглядела.
Доподлинно известно только то, что первым хранителем этого величайшего общественного заведения древности был Зенодот Эфесский (325-260 до н. э.). В Александрию этот уважаемый древнегреческий философ приехал по приглашению Птолемея Лага.
Он также, как и его коллеги, занимался воспитанием детей первого греческого царя Египта и видимо произвёл на окружающих неизгладимое впечатление своими познаниями и кругозором.
Именно ему Птолемей II Филадельф и доверил решение всех организационных вопросов, связанных с только что начавшей работать библиотекой. Вопросов же этих было великое множество. Первый и самый главный – оценка подлинности и качества рукописей.
Папирусные свитки, содержащие в себе бесценную информацию, покупались царствующим домом у различных людей, в маленьких библиотеках, принадлежащих частным лицам или философским школам, а иногда и просто конфисковывались при таможенном досмотре на кораблях, бросающих свои якоря в Александрийском порту.
Правда, такая конфискация всегда компенсировалась денежным вознаграждением. Другое дело – соответствовала ли выплаченная сумма подлинной стоимости рукописи.
Зенодот Эфесский и был главным арбитром в этом щекотливом вопросе. Он оценивал историческую и информационную ценность представленных ему на рассмотрение документов.
Если рукописи отвечали тем жёстким стандартам, которые предъявляла Александрийская библиотека, то они тут же передавались в руки умелых мастеров.
Последние проверяли их состояние, реставрировали, придавали им должный читабельный вид, и после этого свитки занимали своё место на полках.
Если же в руки греческого философа попадали рукописи с какими-то неточностями, неверными данными, то он помечал соответствующие абзацы специальными знаками.
В последствии, любой читатель, знакомясь с данным материалом, видел, чему можно верить безоговорочно, а что подлежит сомнению и не является правдивой и точной информацией.
Иногда первому хранителю Александрийской библиотеки доставляли и явную подделку, купленную у нечистоплотных людей. Желающих нажиться на продаже свитков в то время было немало. Отсюда видно, что за последние 25 веков человеческая натура мало изменилась.
Также Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти необходимый для читателя материал.
Зенодот Эфесский
Известия о его жизни и трудах кратки и неточны. Будучи учеником поэта Филита Косского, он получил приглашение египетского правителя Птолемея I приехать в Александрию, чтобы работать библиотекарем и обучать наследника престола.
по материалам википедии
Тематик же было великое множество: медицина, астрономия, математика, философия, биология, архитектура, зоология, искусство, поэзия и многие-многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками.
Разделялись рукописи также и по языкам. Практически 99% всего материала было написано на египетском и греческом языках.
Совсем немного свитков писалось на еврейском и некоторых других языках Древнего Мира. Здесь также учитывались пристрастия читателей, поэтому некоторые ценные материалы, написанные на редком языке, переводились на греческий и египетский.
Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей. Помещения тщательно проветривались, служащие следили за тем, чтобы в них не было сырости.
Периодически все свитки проверялись на наличие в них насекомых, подпорченные же документы подвергались немедленному восстановлению.
Вся эта работа была очень сложная и трудоёмкая. Рукописей насчитывалось великое множество. Разные источники называют разные цифры. Скорее всего свитков лежало на полках в залах и в хранилище не менее 300 тысяч.
Это огромное количество, соответственно и штат работников Александрийской библиотеки представлял из себя большой коллектив. Все эти люди содержались за счёт царской казны.
Птолемеи абсолютно безвозмездно 300 лет тратили огромные средства на содержание мусейона и библиотеки. Из поколения в поколение греческие цари Египта не только не охладевали к этому детищу, а наоборот, всячески старались расширить его и улучшить работу.
При Птолемее III Эвергете (282-222 до н. э.) появился филиал Александрийской библиотеки. Основан он был при храме Сераписа – вавилонского бога, используемого Птолемеями в качестве высшего божества, равного Осирису (царь загробного мира у древних египтян).
Таких храмов было много на подведомственных греческой династии землях. Каждый из них носил одно и то же название – Серапеум.
Именно в Александрийском Серапеуме и расположился филиал библиотеки. Это лишний раз подчёркивает значимость данного общественного заведения, так как Серапеумам предавалось огромное политическое значение.
Их функция заключалась в сглаживании религиозных разногласий между исконными жителями этих земель египтянами и греками, которые в большом количестве приезжали в Древний Египет на постоянное проживание после прихода к власти Птолемеев.
При Птолемее III Александрийской библиотекой, на протяжении 40 лет, руководил третий хранитель (второй хранитель Каллимах – учёный и поэт ) – Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.).
Сей почтенный муж являлся математиком, астрономом, географом. Он также увлекался поэзией и неплохо разбирался в архитектуре. Современники считали его не уступающим по интеллекту самому Платону.
По настоятельной просьбе царя Эратосфен Киренский прибыл в Александрию и с головой окунулся в многообразную, интересную и сложную работу. При нём был полностью переведён с еврейского на греческий язык «Ветхий Завет». Этот перевод библейских заповедей, которыми руководствуется и современное человечество, называется «Септуагинта».
Именно при этом человеке в Александрийской библиотеке появился «Астрономический каталог». Он включал в себя координаты более 1000 звёзд. Появилось также много работ по математике, в которой Эратосфен был большой дока.
Всё это ещё больше обогатило величайшее общественное заведение Древнего Мира.
Систематизированные, подобранные с особой тщательностью источники знаний способствовали тому, что в Александрию приезжало множество образованных людей, стремящихся улучшить и углубить свои познания в разных областях науки.
В стенах библиотеки работал древнегреческий математик Евклид (умер 273 до н. э.), Архимед (287-212 до н. э.), философы: Плотин (203-270 до н. э.) – основатель неоплатонизма, Хрисип (279-207 до н. э.), Гелесий (322-278 до н. э.) и многие-многие другие.
Очень большой популярностью Александрийская библиотека пользовалась у врачей Древней Греции.
Дело заключалось в том, что по существующим тогда законам, на землях Балканского полуострова нельзя было заниматься хирургической практикой. Резать тело человека категорически запрещалось.
В Древнем Египте на этот вопрос смотрели совсем иначе. Многовековая история создания мумий уже сама по себе предполагала вмешательство режущих инструментов.
Без них мумификация была бы невозможна. Соответственно и хирургические операции рассматривались как дело обыденное и привычное.
Греческие эскулапы использовали любую возможность, чтобы уехать в Александрию и именно в стенах мусейона совершенствовать своё мастерство и знакомиться с внутренним устройством человеческого тела.
Необходимый теоретический материал они черпали в стенах Александрийской библиотеки. Здесь имелось огромное количество информации. Вся она была изложена на древнеегипетских свитках, тщательно отреставрированных и отсортированных.
Дело Эратосфена Киренскийского продолжили другие хранители. Многих из них приглашали из греческих земель в качестве учителей для венценосных отпрысков.
Это была устоявшаяся практика. Хранитель библиотеки одновременно являлся и наставником очередного наследника престола.
Ребёнок с младых лет впитывал в себя саму атмосферу, дух величайшего общественного заведения древности. Вырастая и получая власть, он уже рассматривал Александрийскую библиотеку как что-то родное и до боли близкое. Самые лучшие воспоминания детства были связаны именно с этими стенами, а потому они всегда холились и лелеялись.
Закат Александрийской библиотеки приходится на последние десятилетия I тысячелетия до н. э. Возросшее влияние Римской республики, борьба за власть между Клеопатрой и Птолемеем XIII привели к серьёзному политическому катаклизму.
Вмешательство римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) помогло Клеопатре в её стремлении к единоличному и безраздельному царствованию, но негативно сказалось на культурном наследии великого города.
По приказу Юлия Цезаря был подожжён военный флот, выступивший на стороне Птолемея XIII. Огонь стал безжалостно пожирать суда. Языки пламени перекинулись на городские постройки.
В городе начались пожары. Они в скором времени добрались и до стен Александрийской библиотеки.
Люди, занятые спасением своих жизней и имущества, не пришли на помощь тем служителям, которые пытались спасти для будущих поколений бесценную информацию, запечатлённую на свитках.
В огне погибли рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Навсегда канули в вечность манускрипты древних египтян, содержащие в себе данные о зарождении человеческой цивилизации.
Огонь безжалостно сожрал медицинские трактаты, астрономические и географические справочники.
Всё, что с огромным трудом столетиями собиралось по всему Средиземноморью, погибло в огне за несколько часов. Трёхвековая история Александрийской библиотеки закончилась. Это был 48 год до н. э.
Естественно, когда огонь потух и страсти улеглись, люди осмотрели содеянное и ужаснулись. Клеопатра, получившая безраздельную власть из рук Цезаря, пыталась восстановить былое величие и гордость своих предков.
По её приказу библиотеку отстроили заново, но бездушные стены не могли заменить то, что должно было за ними храниться.
Очередной поклонник царицы римский военачальник Марк Антоний (83-30 до н. э.) пытался помочь укомплектовать библиотеку новыми рукописями. Их доставляли из разных мест, подконтрольных Римской республике, но это уже были далеко не те манускрипты, на которых учились великие философы древности.
Александрийская библиотека продолжила своё существование, но серьёзных денежных вливаний никто в неё уже не делал. Она просуществовала ещё триста лет. Последнее упоминание о библиотеке приходится на 273 год.
Это время правления римского императора Аврелиана (214-275), кризис Римской империи и война с Пальмирским царством.
Последнее представляло собой отколовшуюся от империи провинцию, провозгласившую свою независимость.
Это новое государственное образование очень быстро набрало силу при царице Зенобии Септимие (240-274). Город Александрия оказался на землях этого царства, поэтому гнев римского императора Аврелиана отразился и на нём.
Александрия была взята штурмом и сожжена. В этот раз Александрийскую библиотеку спасти уже ничто не могло. Она погибла в огне и навсегда прекратила своё существование.
Существует, правда, версия, что и после этого пожара библиотеку частично восстановили, и она просуществовала ещё 120 лет, окончательно канув в небытие только в конце IV века.
Это были годы бесконечных гражданских войн и время правления последнего императора единой Римской империи Феодосия I (346-395). Именно он отдал приказ об уничтожении всех языческих храмов.
Библиотека находилась в Александрии при Серапеуме (храм Сераписа). Согласно приказу императора, его сожгли в числе множества других подобных сооружений. Окончательно погибли и жалкие остатки когда-то величайшего кладезя человеческих знаний.
На этом можно было бы поставить точку в этом грустном повествовании. К счастью, на земле хоть и редко, но происходят чудеса. Александрийская библиотека возродилась, как птица Феникс из пепла. Случилось это чудо в 2002 году в городе Александрии.
Взорам людей предстало величайшее сооружение с оригинальной архитектурой из стекла, бетона и гранита. Называется оно «Библиотека Александрина». В строительстве этого здания приняли участие десятки государств. Руководило работами ЮНЕСКО.
Возродившаяся библиотека имеет огромные площади, множество читальных залов, хранилища, рассчитанные на 8 миллионов книг. Главный читальный зал располагается под стеклянной крышей и большую часть суток залит солнцем.
Современные люди отдали дань уважения далёким предкам. Возродили великие традиции, похороненные под грудой пепла почти 1000 лет назад.
Это лишний раз доказывает, что человеческая цивилизация не деградирует, а продолжает свой духовный рост.
Пусть этот процесс идёт медленно, но он неотвратим в потоке времени, а тяга к знаниям не угасает с поколениями, а продолжает довлеть над человеческими умами и заставляет нас делать подобные благородные поступки.