что такое алтаргана по бурятски
Биолог Бимба-Цырен Намзалов: «Алтаргана – моё любимое растение»
В 2016 году Бурятия проводит национальный фестиваль «Алтаргана». В преддверии величественного бурят-монгольского праздника мы поговорили с доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой ботаники Бурятского государственного университета Бимба-Цыреном Намзаловым.
Новости
Бимба Батомункуевич Намзалов
заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор
В 1972 г. окончил Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова
В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию «Структура и сезонная динамика степных фитоценозов Западной
Тувы» (ЦСБС СО АН СССР, г. Новосибирск)
В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Горные степи Южной Сибири (Тува и Юго-Восточный Алтай)»
(ЦСБС СО РАН, г. Новосибирск)
В 1998 г. присвоено ученое звание профессора
В 2000 г. избран член-корреспондентом Российской Академии Естественных наук
С 2007 г. Почетный работник высшего профессионального образования РФ
С 1996 г. заведующий кафедрой
Бурятское название – Алтаргана, Алтан харгана
Латинское научное название – Caragana pygmaea (L.)DC.
Русское название – Карагана карликовая
Алтаргана – степное растение, широко распространено в Монголии, в горах Алтая, Хакасии, Тувы, Бурятии и Даурии-Маньчжурии.
Алтаргана – растение из семейства Fabaceae (Бобовые), рода Caragana (Карагана). Это невысокий кустарник с небольшим числом основных стеблевых побегов – стволиков (в среднем от 2-3) с желтовато-золотистой корой, стволики в верхних частях обильно ветвятся на многочисленные тонкие побеги с серовато-буроватой корой, побеги густо покрыты линейно-ланцетными листочками, сближенными основаниями в виде пучка или веера (обычно из 4-ех листочков). Цветки ярко-желтые на коротких цветоножках (Курбатский, 1994). Корни шнуровидные, до 5 см. в диаметре, глубоко проникают в почву. В горах, на каменистых местообитаниях стебли алтарганы формируют ярко-золотистый цвет коры, достигает до 1,0 м.и более высоты, имеет особенно выразительный, яркий и красочный облик.
Как связаны «Алтаргана» и ботаник? Организаторы вдруг обнаружили, что за всю историю встречи бурят-монголов никто толком не чествовал само растение, чье название носит фестиваль.
Поэтому мы и обратились к доктору биологических наук Бимба-Цырену Намзалову, чтобы он рассказал, каким образом кустарник Алтаргана символизирует бурятский дух и почему праздник так важен для народа.
– Бимба Батомункуевич, почему гербарий растения Алтарганы в вашей коллекции уникальный? Ведь это растение довольно широко распространено.
– Этот гербарный экземпляр «Караганы карликовой» или по-бурятски «Алтарганы» был собран основателем нашего университетского Гербария Михаилом Андреевичем Рещиковым, большим знатоком растительного мира Бурятии и в целом Байкальской Сибири. Все материалы нашего гербария ценятся так же, как и раритетные музейные экспонаты, имеют свои номера и тщательно охраняются. Ну и при этом, я для вас выбрал лучший экземпляр, который был собран в 60-х годах прошлого века: у него цветы в полной сохранности и качество отличное! Хотя, вы правильно заметили, само по себе растение широко распространено. И люди неверно думают, что оно растет только в местах проживания бурят. С другой стороны, под названием «алтаргана» растение существует только у бурят-монголов, алтайцы и тувинцы называют его по-своему.
– Как вы думаете, почему этот неприметный кустарник стал чуть ли не символом бурятского народа? Почему все восхищаются этим растением?
– Неприметный. (задумывается).Вы просто его не видели, наверное. Я много лет занимаюсь изучением растительного мира Сибири, особенно близка мне степная растительность Алтая, Тувы, Монголии и, конечно, нашего Забайкалья. Везде, где я работал, всегда его отличал среди многообразия кустарников, как яркое и приметное растение. Во-первых, прежде всего этот вид поражает своей красивой золотисто-желтой корой. Кустарник вырастает до 1,0 и более метра, у него шикарная раскидистая крона.
И, что самое удивительное, таким ярким и заметным он получается только если растет на каменистой местности в горах. Особи этого же вида караганы в долинах, где почва плодороднее и менее каменистая, уже не имеют такой красивый и запоминающийся облик!
Эту особую форму или разновидность караганы карликовой еще в начале прошлого XX века крупнейшие ботаники, профессора Томского университета Б.К. Шишкиным и Л.П. Сергиевская выделили как самостоятельный вид – Карагана блестящая (Caragana splendens прим. авт). Сегодня это название растения существует лишь как синоним Караганы карликовой, означая своеобразную экологическую форму этого вида, которая характерна на каменистых местообитаниях. Других отличительных признаков современные систематики растений в этой форме не выявили.
– То есть один и тот же вид развивается по-разному? А не пробовали пересаживать семена?
– Да, и это удивительный факт.Если говорить о семенах той, как я считаю, настоящей Алтарганы, растущей на камнях в горах, то после посева их в долине, они вырастали обычными неприметными приземистыми кустиками и не имели золотистой коры. И здесь, я думаю, можно провести параллель между нашим народом и этим растением.
– Значит, с названием национального фестиваля «Алтаргана» не ошиблись?
– Конечно, такое название было выбрано правильно. Бурят-монголы – это народ с богатой многовековой историей –их жизнь сопоставима с Алтарганой, ведь народ тоже выживал и преодолевал трудные условия жизни. И при этом люди тоже становились еще краше, еще необыкновеннее.
– А что вы можете сказать по поводу разных названий кустарника? Многие ведь спорят, какое из них все-таки верное?
– Мы, буряты, называя растение алтарганой, понимаем, что это значит.
Но для тех, которые не знают бурятского языка, возникли трудности перевода, они взяли и просто-напросто перевели с бурятского на русский как «Золотарник».
На самом деле это название давно занято. Если алтаргана – это кустарник до 1,5 метров, то золотарник – это травянистое растение, далекий родственник обычного одуванчика, растет в лесах, на луговых полянах, зарослях кустарников. Да и семейства у них разные: алтаргана из семейства бобовых, а золотарник принадлежит к сложноцветным. Вот поэтому прямой перевод с бурятского на русский приводит к таким ошибкам. Русское название Алтарганы – Карагана карликовая.
– В этом году Бурятия станет хозяйкой встречи бурят-монголов.Организаторы начали подготовку еще в прошлом году, все хотят провести фестиваль достойно, был даже брошен клич среди народа о внесении предложений. Что бы вы предложили оргкомитету?
– Если бы мне удалось побывать на прошедших фестивалях «Алтарганы», у меня были бы хорошие основания для размышления. Все познается в сравнении. Это ведь не Сурхарбан, у этого фестиваля смысл несколько иной. Поскольку это большой этнический праздник, объединяющий близкородственные народы, то здесь должно быть больше этнокультурного, фольклорного начала, но и нельзя исключать то, что существовало испокон веков – я имею в виду традиционные состязания в силе и ловкости – скачки на лошадях, борьбу, стрельбу из лука и так далее.
– Фестиваль «Алтаргана» задумывался и проводится как праздник единства родственных бурятских племен. Как вы считаете, поможет ли это сблизить народы, разбросанные по всему миру?
– Буряты широко распространены по всему миру, а когда ты живешь вдалеке от родины, ты хочешь больше узнать о своем этносе, начинаешь испытывать ностальгию. Это и есть в какой-то мере испытание для семьи, рода, этноса. Я думаю, что не зря есть такое благопожелание молодоженам: «Шулуутай газарта гэрээ түхеэрэгты, шонотой газарта малаа баригты – На каменистой земле дом постройте, в местности с волками скот разводите», несмотря на кажущуюся абсурдность пожелания, я считаю, что эта народная мудрость содержит в себе глубокий смысл. В условиях, когда все легко дается, человек расслабляется, порождает баловство, распадаются семьи, а если вместе испытывают и преодолевают трудности – очаг становится крепче, появляются глубокие корни. Отсюда и начинается жизнь, устойчивость. Это относится не только к одной семье, но и к этносу тоже. В этом и смысл фестиваля «Алтаргана». И организаторы пришли к правильной идее, что фестиваль каждый раз должен проходить в разных уголках и долинах большого ареала бурят-монгольского этноса.
– Буряты издавна любили посвящать песни цветам, деревьям. А какому растению вы сами бы посвятили песню, или стихи?
– Я думаю, что в степи много чего красивого растет, но все-таки неслучайно наши предки выбрали алтаргану, и я тоже выбираю её. Я, например, когда увижу алтаргану, я не могу не фотографировать этот кустарник. У меня много фотографий этого растения и на всех алтаргана смотрится по-разному. Другие растения также прекрасные, но меня они так сильно и постоянно не привлекают почему-то.
— После этого мне тоже захотелось посмотреть! Подскажите, где мне можно найти алтаргану?
– Езжайте к стоянке Гэсэра, где мост с оленями. Там обязательно найдете. ❚
История фестиваля «Алтаргана»
АРД совместно с администрацией Главы республики Бурятии начинают серию публикаций под рубрикой «Навстречу Алтаргане-2016», рассказывающих об истории проведения международного фестиваля бурят всего мира, о культуре и традициях бурятского народа.
Кто придумал «Алтаргану»
Любопытно, что идея провести бурятский фестиваль принадлежит совсем не бурятам. И родилась она в Монголии. Инициатором и организатором первого такого фестиваля, главной целью которого было культурное единение бурят Монголии, выступила представительница халха-монголов, скромный специалист департамента культуры администрации Хэнтэйского аймака Монголии Б.Мунхжаргал.
Б.Мунхжаргал
В 1994 году бывшая артистка Хэнтэйского музыкального театра, а позже художественный руководитель ансамбля «Хан Хэнтий» Мунхжаргал обратилась к губернатору аймака Балданжоржу, кстати, буряту по национальности, с идеей провести в Дадал сомоне Хэнтэйского аймака «песенный праздник бурят». В Дадал сомоне буряты составляют 25% населения.
Название фестиваля придумали сами жители Дадал сомона. Алтаргана – это растение, очень крепкое своими корнями. Я думала, что это будет разовый фестиваль, но после его проведения жители Биндэр сомона вдруг предложили организовать второй фестиваль у них. А сейчас, посмотрите, фестиваль стал международным! – говорит Мунхжаргал.
В начале 90-ых годов буряты, проживающие в Монголии, создали в Улан-Баторе Бурятский культурный центр. Инициаторами движения за возрождение бурятской культуры и языка в то время были известные люди Монголии – депутаты Великого Народного Хурала Зориг и Билэгсайхан, народный певец Монголии Жаргалсайхан.
Живучее растение
Так выглядит сaragana pygmaea – алтаргана.
Мощная корневая система позволяет ему закрепляться на каменистых и щебнистых склонах гор, в каменистых пустынях и песчаных степях. Ареал распространения алтарганы в основном совпадает с историческими границами проживания бурят – от Байкала до пустыни Гоби.
По мнению организаторов фестиваля, это удивительно живучее растение алтаргана и ее корни символизируют неразрывную связь с бурят родной землей, со своей историей, культурой и традициями. Как и алтаргана, бурятский народ умеет выстоять в лишениях, выжить в условиях репрессий и притеснений, сохранять свои национальные ценности и уникальную самобытность.
С 1994 года бурятская диаспора в разных странах мирах – в Монголии, России, Китае, Австралии, США, Европе, – раз в два года собирается на свой этнический фестиваль, преодолевая свою «рассеянность по миру», утверждая себя в качестве естественного этнического «моста» в отношениях между странами, в которых живут буряты. В первую очередь, это касается России, Монголии и Китая.
В двенадцатый раз
Итак, первые четыре фестиваля «Алтаргана» проходили с 1994-го по 2000-й год в разных аймаках Монголии как праздники бурятской песни. Так буряты в Монголии, численность которых там составляет до 80 тысяч человек, перестали стесняться и скрывать свою этническую принадлежность. Одним из инициатором фестиваля был народный артист Монголии Дэмбэрэлэй Жаргалсайхан, бурят по национальности. Первые фестивали проходили:
Следующие семь раз фестиваль «Алтаргана» проходил в ранге международного. Впервые он вышел за пределы Монголии и бурятской диаспоры в этой стране в 2002 году. С тех пор эстафету бурятского фестиваля передают друг другу главы трех регионов России (Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область) и Монголии, а в качестве участников фестиваля выступают также представители нескольких аймаков китайской Внутренней Монголии, бурятских диаспор в разных странах мира.
Все главные спортивные призы тогда взяли спортсмены из России. Абсолютным чемпионом «Алтарганы-2006» по бурятской борьбе стал Зорикто Цырендондопов (Бурятия). В абсолютном первенстве по стрельбе из лука по национальным правилам победил Баир Соктоев (Бурятия). На самой престижной в конных скачках дистанции (6000 метров для лошадей верховых пород старшего возраста) к финишу первым пришел наездник Михаил Сальников на гнедом жеребце Фараоне (Агинский Бурятский округ). Переходящее знамя фестиваля приняла делегация Иркутской области.
Впервые бурятский фестиваль приобрел в Монголии общегосударственный статус и прошел под эгидой правительства Монголии в столице страны. В творческих и спортивных соревнованиях приняли участие более трех тысяч человек, за результатами которых следили десятки тысяч зрителей.
На «Алтаргане-2010» особенно обострилось противоречие между идеей единения всех бурят и соревновательным характером творческих и спортивных конкурсов. С другой стороны, именно благодаря состязательности фестиваль приобрел в Монголии широкую популярность, а его участники значительно повысили свой статус.
Праздник состоялся под патронатом премьер-министра Монголии Норовын Алтанхуяга. Победителями вновь стали представители Агинского Бурятского округа, которые приехали на фестиваль во главе с губернатором Забайкальского края Константином Ильковским и завоевали там 20 медалей разного достоинства.
Премьер-министр Монголии в 2014 году, Норовын Алтанхуяг, приветствует участников “Алтарганы”, в его руках – символ фестиваля.
Бурятия на этот раз привезла их Монголии 8 наград, из которых две золотых медали (в конкурсах народной песни и бурятской поэзии). Впервые между организаторами и участниками фестиваля произошли разногласия по правилам состязаний. В частности, турниры по национальной борьбе и стрельбе из лука прошли по правилам монгольской борьбы и стрельбы. В городе Чингис (Дадал сомон в Монголии считается родиной Чингис-хана) делегация Бурятии приняла эстафету фестиваля.
Встречаем «Алтаргану»!
Сегодня оргкомитет Международного фестиваля «Алтаргана-2016» возглавил глава Бурятии Вячеслав Наговицын. По словам министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, фестиваль пройдет «по обновленным правилам».
Заезд участников начнется 29-30 июня 2016 года, с этого же времени начнут свою работу штаб и пресс-центр Международного фестиваля «Алтаргана-2016», пройдет жеребьевка участников творческих конкурсов, на территории Физкультурно-спортивного комплекса (ФСК) Улан-Удэ развернется юрточный городок с презентационными площадками делегаций из разных стран и регионов.
30 июня 2016 года в Улан-Удэ в Бурятском академическом театре оперы и балета пройдет съезд Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК), состоится церемония открытия памятника Герою России Алдару Цыденжапову.
Что, где, когда
В программе фестиваля 14 творческих конкурсов, которые пройдут 1-2 июля 2016 года на разных площадках столицы Бурятии. Финалы конкурсов состоятся во второй день фестиваля.
Четыре из них пройдут в ФСК города Улан-Удэ: конкурс красавиц «Дангина», конкурс модельеров «Бурятский костюм», конкурс-выставка фотохудожников и конкурс декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, на центральной Площади Советов состоятся показ на открытом воздухе оперы Маркиана Фролова «Энхэ Булат Батор» в постановке Олега Юмова и концерт современной эстрадной песни для молодежи.
Во внеконкурсной программе фестиваля запланирована масштабная выставка живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства «Душа Азии», на которой будут представлены работы знаменитых бурятских художников Даши Намдакова, Зорикто Доржиева, а также работы из галереи Виктора Бронштейна (Иркутск). На этой выставке пройдет презентация скульптуры Даши Намдакова «Алтаргана».
Видео на бурятском языке о фестивале в 2014 году.
На открытых площадках также предполагается организовать мастер-классы по бурятской кухне, традиционной бурятской одежде (например, как правильно завязать мужской пояс, одеть юудэн малгай, т.н. бурятскую шапку-трансформер), по плетению бурятских косичек, мастерству кочевников-скотоводов (завязывание узлов, плетение кнутов, седлание коней).
На Центральном республиканском стадионе и других спортивных площадках пройдут состязания по бурятской национальной борьбе («бухэ барилдаан») в трех весовых категориях: до 63 кг, до 75 кг, свыше 75 кг., по стрельбе из бурятского лука по «сурам» («hур харбалга») на дистанциях 45 и 50 метров (личное и командное первенство), конному спорту («мори урилдаан») в 4-х скачках для лошадей бурятской породы разных возрастов и 4-х скачках для лошадей рысистых, верховых и полукровных пород старшего возраста.
Кроме традиционных бурятских «трех игрищ мужей» пройдут соревнования по бурятским шахматам (шатар), разбиванию хребтовой кости («hээр шаалган»), по игре в кости («шагай наадан»).
Торжественная церемония закрытия фестиваля состоится 3 июля в 19 часов на Центральном стадионе Республики Бурятия. Представление с участием 2 тысяч профессиональных и самодеятельных артистов, в котором будут представлены большие хореографические композиции, выступления сводного детского хора и «звезд» бурят-монгольского мира, продолжится в течении трех часов.
Сегодня Улан-Удэ подготовил более двух тысяч мест для проживания участников фестиваля, решает вопросы их безопасности, комфортного прохождения таможни, организации питания, предоставления участникам и гостям туристических услуг и услуг транспорта.
Как кустарник алтаргана символизирует бурятский дух и почему праздник так важен для народа?
Организаторы международного фестиваля «Алтаргана-2016» вдруг обнаружили, что за всю историю встречи бурят-монголов никто толком не чествовал само растение, чье название носит фестиваль. Поэтому мы обратились к доктору биологических наук, профессору, заведующему кафедрой ботаники БГУ Бимба-Цырену Намзалову, чтобы он рассказал, каким образом кустарник алтаргана символизирует бурятский дух и почему праздник так важен для народа.
– Бимба Батомункуевич, почему гербарий алтарганы в вашей коллекции уникальный? Ведь это растение довольно широко распространено.
– Этот гербарный экземпляр караганы карликовой, или по-бурятски алтарганы, собран основателем нашего университетского гербария Михаилом Андреевичем Рещиковым, большим знатоком растительного мира Бурятии и в целом Байкальской Сибири. Все материалы нашего гербария ценятся так же, как и раритетные музейные экспонаты, имеют свои номера и тщательно охраняются. Вы правильно заметили: само по себе растение широко распространено. И люди неверно думают, что оно растет только в местах проживания бурят. С другой стороны, под названием «алтаргана» растение существует только у бурят-монголов. Алтайцы и тувинцы называют его по-своему.
– Как вы думаете, почему этот неприметный кустарник стал чуть ли не символом бурятского народа? Почему все восхищаются этим растением?
– То есть один и тот же вид развивается по-разному? А не пробовали пересаживать семена?
– Да, и это удивительный факт! Если говорить о семенах той, как я считаю, настоящей алтарганы, растущей на камнях в горах, то после посева их в долине они вырастали обычными неприметными приземистыми кустиками и не имели золотистой коры. И здесь, думаю, можно провести параллель между нашим народом и этим растением.
– Значит, с названием национального фестиваля «Алтаргана» не ошиблись?
– Конечно, такое название было выбрано правильно. Бурят-монголы – это народ с богатой многовековой историей – их жизнь сопоставима с алтарганой, ведь народ тоже выживал и преодолевал трудные условия жизни. При этом люди тоже становились еще краше, необыкновеннее.
– Что вы можете сказать по поводу разных названий кустарника? Многие спорят, какое из них верное?
На самом деле это название давно занято. Если алтаргана – это кустарник до 1,5 метра, то золотарник – это травянистое растение, далекий родственник обычного одуванчика, растет в лесах, на луговых полянах, в зарослях кустарников. Да и семейства у них разные: алтаргана из семейства бобовых, а золотарник принадлежит к сложноцветным. Поэтому прямой перевод с бурятского на русский приводит к таким ошибкам. Русское название алтарганы – карагана карликовая.
– Бурятия готова принять очередной фестиваль «Алтаргана». Организаторы хотят провести фестиваль достойно, был даже брошен клич среди народа о внесении предложений. Что бы вы предложили оргкомитету?
– Если бы мне удалось побывать на прошедших фестивалях «Алтарганы», у меня были хорошие основания для размышления. Все познается в сравнении. Это ведь не Сурхарбан, у этого фестиваля смысл несколько иной. Поскольку это большой этнический праздник, объединяющий близкородственные народы, то здесь должно быть больше этнокультурного, фольклорного начала. Но нельзя исключать и то, что существовало испокон веков – имею в виду традиционные состязания в силе и ловкости – скачки на лошадях, борьбу, стрельбу из лука и так далее.
– Фестиваль «Алтаргана» задумывался и проводится как праздник единства родственных бурятских племен. Как вы считаете, поможет ли это сблизить народы, разбросанные по всему миру?
– Буряты широко распространены по всему миру, а когда ты живешь вдалеке от Родины, ты хочешь больше узнать о своем этносе, начинаешь испытывать ностальгию. Это и есть в какой-то мере испытание для семьи, рода, этноса. Я думаю, что не зря есть такое благопожелание молодоженам: «Шулуутай газарта гэрээ түхеэрэгты, шонотой газарта малаа баригты – На каменистой земле дом постройте, в местности с волками скот разводите». Несмотря на кажущуюся абсурдность пожелания, я считаю, эта народная мудрость содержит в себе глубокий смысл. В условиях, когда все легко дается, человек расслабляется, порождает баловство, распадаются семьи. А если вместе испытывают и преодолевают трудности – очаг становится крепче, появляются глубокие корни. Отсюда и начинается жизнь, устойчивость. Это относится не только к одной семье, но и к этносу тоже. В этом и смысл фестиваля «Алтаргана». И организаторы пришли к правильной идее, что фестиваль каждый раз должен проходить в разных уголках и долинах большого ареала бурят-монгольского этноса.
– Буряты издавна любили посвящать песни цветам, деревьям. А какому растению вы сами бы посвятили песню или стихи?
– Думаю, что в степи много чего красивого растет, но, все-таки, не случайно наши предки выбрали алтаргану, и я тоже выбираю её. Когда увижу алтаргану, не могу не сфотографировать этот кустарник. У меня много фотографий этого растения, и на всех алтаргана смотрится по-разному. Другие растения так же прекрасны, но меня они так сильно и постоянно почему-то не привлекают.
— Мне тоже захотелось посмотреть! Подскажите, где можно найти алтаргану?
– Езжайте к стоянке Гэсэра, где мост с оленями. Там обязательно найдете.