что такое американская демократия
Демократия в США
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика демократии в США
В современной литературе, посвященной анализу и изучению политических процессов, а нередко и в средствах массовой информации можно встретить точку зрения о том, что модель государственного устройства, реализованная в настоящее время в Соединенных Штатах Америки, выступает образцом демократического государства, в котором воплощены все основные принципы, идеи и идеалы демократии.
В этой связи, представляется целесообразным проанализировать основные начала американской демократии, а также историю ее становления и развития.
Так, прежде всего, стоит остановиться на том, что США признается демократическим государством с момента образования соответствующего государства. Так, отмечается, что создание самостоятельного государства – Соединенных Штатов Америки в 1776 выступает первой в истории человечества попыткой реализации демократических идей в масштабах целой страны.
Основными источниками нормативного провозглашения и закрепления демократических идей в США выступают:
Рассмотрим подробнее признаки и особенности, выделяемые при анализе американской демократии.
Признаки американской демократии
При анализе сущностных черт демократии в Соединенных Штатах Америки в литературе, прежде всего, отмечается, что функционирующая в США модель демократии формировалась под достаточно специфические историко-культурные условия, что во многом предопределяет невозможность ее заимствования и воплощения в других государствах. В частности, соответствующие особенности были предопределены тем, что федеральное правительство изначально было сформировано штатами, длительное время находившихся в статусе британских колоний с высокой степенью самостоятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Это, безусловно, отразилось на системе американской демократии, особенностями которой выступают идеологическая гибкость и многообразие, отсутствие жесткой дисциплины и регламентации политической сферы и партийной деятельности, а также в преимущественной ориентации на местные нужды.
Кроме того, как было отмечено выше, особенностью американской демократии выступает действительное разделение властей, предопределенное тем, что идеологи американской демократии опасались концентрации государственной власти в одних руках, и, в этой связи, своего рода «перекоса» государственного управления в сторону исполнительной власти.
Признаками разделения властей в условиях американской демократии выступают:
Также следует подчеркнуть то, что значительная власть оставлена за штатами, в которых имеются собственные конституции, губернаторы, органы законодательной власти, а нередко – и верховные судью. При этом региональные и местные органы исполнительной власти обладают действительно сильной властью, позволяющей им, в том числе, противостоять федеральному центру в решении некоторых вопросов местного значения.
Так, например, модель американской демократии предполагает возможность самостоятельного решения региональными и местными органами вопросов правопорядка, образования, регулирования брачно-семейных отношений, вопросов землепользования, и т.д.
При этом достаточно широк перечень должностных лиц, наделение которых властными полномочиями на местном уровне происходит в результате непосредственного волеизъявления граждан на выборах, в том числе – мировые судьи, прокурор, шериф, глава налоговой службы, и т.д.
Иными словами, в американской модели демократии широко распространены механизмы непосредственного волеизъявления народа, которые впрочем, не ограничиваются избранием должностных лиц. В частности, законодательно некоторых штатов допускает проведение референдумов по таким вопросам, как:
Демократическая партия США
Наряду с признаками и особенностями рассмотренными выше, американская демократия отличается наличием сильной партийной системы, отличающейся реальной конкуренцией представленных в ней объединений.
При этом применительно к рассмотрению вопроса о демократии в США следует подчеркнуть, что одной из двух крупнейших современных политических партий в Соединенных Штатах Америки выступает Демократическая партия, официально являющаяся самой старой американской партией (была основана в 1828 г.).
Основными идеями Демократической партии США на современном этапе, позволяющей ей пользоваться действительной поддержкой избирателей выступают:
Демократия в США
Демократия | |
Ценности | |
Законность · Равенство | |
Свобода · Права человека | |
Право на самоопределение | |
Консенсус · Плюрализм | |
Теория | |
Теория демократии | |
История | |
История демократии | |
Россия · США · Швеция | |
Разновидности | |
Афинская | |
Буржуазная | |
Имитационная | |
Консоциональная | |
Либеральная | |
Мажоритарная | |
Парламентская | |
Плебисцитарная | |
Представительная | |
Протективная | |
Прямая | |
Развивающая | |
Социалистическая | |
Социальная | |
Суверенная | |
Христианская | |
Электронная | |
Портал:Политика | |
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Когда в 1831 году США посетил Алексис де Токвиль, на него произвели глубокое впечатление баланс между личной свободой и религией, частной собственностью и равенством, индивидуализмом и общественной жизнью, сильной властью и децентрализацией. Токвиль провозгласил США демократией, хотя по сегодняшним меркам едва ли это было бы возможно по отношению к стране, где практикуется рабство, коренное население загнано в резервации, а женщины лишены избирательного права. Прежде всего, идеологи американской политической системы опасались концентрации государственной власти. Поэтому, согласно Конституции США, в основе американской политической системы лежит принцип разделения властей, причём верховный законодательный орган (Конгресс США) и высшая исполнительная должность (Президент США) являются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания президента у власти ограничен двумя четырёхлетними сроками. Суд имеет высокую степень независимости от других ветвей власти, хотя идеологические предпочтения судей иногда сказываются на принятых постановлениях. Значительная власть оставлена за штатами, которые имеют свои конституции и где законодательные собрания, губернаторы, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также периодически избираются. Региональные и местные правительства обладают сильной властью и способны противостоять федеральному правительству; в частности, большинство вопросов правопорядка, образования, семейного права и землепользования решаются штатами. На местном уровне к выборным должностям могут относиться не только депутаты представительных органов, мэр и мировой судья, но и прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены советов по образованию и др. В целом из полумиллиона выборных должностных лиц в США менее 8500 относятся к федеральному и региональному уровню, а остальные работают в местных органах самоуправления. Если бы люди были ангелами, в Исторически выборы были прямыми и проводились по мажоритарной системе путём открытого голосования, за исключением выборов Президента США, которые были непрямыми. В настоящее время стандартом считается тайное голосование и по-прежнему преобладает использование мажоритарной системы. Несмотря на непрямой характер выборов Президента, случаев, когда делегаты Коллегии выборщиков голосовали против воли избирателей, не было (хотя были единичные случаи, когда они воздерживались в знак протеста). Выборы Президента сопровождаются наиболее высокой явкой избирателей, поскольку от их исхода зависит проводимая внутренняя и внешняя политика. Первые британские поселенцы (пуритане) прибыли в Новый Свет на корабле «Мейфлауэр» ради свободы вероисповедания. Сегодня в стране можно найти приверженцев любых крупных религиозных направлений (а также многих мелких), причём посещаемость церквей остаётся сравнительно высокой. В то же время конституция запрещает государству оказывать предпочтение той или иной конфессии и субсидировать церкви. Религиозные круги играют активную роль в политике по таким вопросам, как однополые браки, аборты, права человека и иммиграция. СодержаниеУровень демократии в СШАНиже приведены значения индексов демократии в США по различным методикам, а также значение индекса для идеальной демократии согласно методике. Почему Америка не Россия? Как выжила демократия в СШАВ России, изуродованной вертикалью власти, с трудом представляешь мир, в котором шериф и окружной прокурор избираются, почти вся полиция — муниципальная, Конгресс мало влияет на бюджет штата, а полномочия губернатора не зависят от главы государства. В день инаугурации Джо Байдена Тайга.инфо рассказывает, почему демократия в США «не сломалась» даже после Дональда Трампа.Политик и бизнесмен Дмитрий Холявченко, автор цикла лекций «История цивилизации Соединенных Штатов Америки» в рамках Новосибирского открытого университета, объясняет, через какие испытания за последние столетия прошла американская демократия и почему она устойчивее, чем это кажется большинству россиян. События в США после выборов президента очень взбудоражили и мировую, и российскую общественность. Но что в первую очередь обращает на себя внимание — это то, насколько именно в России принято экстраполировать нашу институциональную хрупкость на другие государственные структуры и общественные традиции. Парадоксальность этих аналогий характерна как для провластной, так и для оппозиционной среды. Накануне инаугурации 46-го президента США самое важное понять даже не то, что попытка захвата Капитолия — это проблема уличной безопасности, а вовсе не государственного переворота. Самое важное — понять, что собой представляет американская демократия как самовоспроизводящаяся система управления. Демократия в США — это социальная машина, выходящая далеко за рамки электорального процесса и формируемых им административных структур. И она масштабна настолько, что даже штурм Капитолия не может ее поколебать. О чем идет речь? Давайте посмотрим на несколько исторических примеров. В последние годы XVIII века при президенте Джоне Адамсе — наверное, главном из отцов-основателей США — принимается куча законов, ограничивающих права человека. Администрация боится революции во Франции и много чего еще. Десятки главных редакторов газет сидят в тюрьме, в стране борются с крамолой и ищут шпионов, иностранных агентов и подозрительных иностранцев. Все решают выборы 1800 года, в результате которых победил Томас Джефферсон. Он сумел достигнуть компромисса и защитить права штатов перед федерацией. Вообще с высоты нынешней политической борьбы недооценивается накал противоречий между первыми американскими партиями — федералистами, к которым принадлежал Джон Адамс, и демократическими республиканцами, лидером которых был Томас Джефферсон. Этот накал часто переходил и на личности. Так, в 1804 году действующий вице-президент США Аарон Берр убивает на дуэли министра финансов, лидера и основателя Федералистской партии Александра Гамильтона. Несколькими годами позже Британская империя запрещает рабство, начинает по всему миру преследовать работорговлю. Открывается цикл торговых войн, блокад и эмбарго между двумя странами. Буквально за несколько лет США теряют свой — один из самых больших в мире — торговый флот. И из страны, максимально вовлеченной в мировую торговлю, превращается в изоляционистскую державу. В августе 1814 года британские войска взяли Вашингтон (куда в 1800 году перенесли столицу из Филадельфии) и сожгли его вместе с Белым домом и Капитолием. И ни страна, ни демократия из-за этого не закончились. Хотя, конечно, эта война, называемая часто Второй войной за независимость, была очень тяжелой, и риск уничтожения Соединенных Штатов Британской империей был наибольший за всю историю страны. В 1824 году после Эры доброго согласия единственная на тот момент в США партия раскалывается на будущих демократов и будущих вигов, которые выдвигают кучу кандидатов, и поэтому на выборах никто не набирает большинства голосов выборщиков. По американской конституции в этом случае все решает нижняя палата Конгресса. Она и отдает победу занявшему второе место Джону Адамсу-младшему — просветителю и дипломату. А по взглядам — элитисту, этатисту, патерналисту и почти аболиционисту. А генерал Эндрю Джексон — пламенный демократ, немножко либертарианец и сторонник рабства — проиграл. Однако Джексон не сдался, а создал после этого партию, которая существует до сих и победила на недавних выборах. А потом добился трехкратного расширения избирательных прав, реформ, в которых как раз и была создана массовая институциональная платформа американской демократии, победил на двух следующих выборах, выселил пять цивилизованных рабовладельческих индейских племен с Юга на Великие равнины. И спас Америку, демократию и федерализм от гражданской войны, которая чуть не началась из-за жутчайших таможенных тарифов 1828 года и 1832 годов. В 1860 году на выборах побеждает Линкольн. Последующие события потрясли весь мир. В результате Гражданской войны и законов о Реконструкции Юга часть штатов по факту перестали быть штатами, а превратились более чем на 10 лет в оккупированные территории. Ситуация в очередной раз вывела на первый план конфликт между правом и законом, правами человека и правами штата и федеральным правительством и федерализмом. Ну, и таких масштабов коррупции, которых достигла победившая в войне республиканская администрация, страна никогда ни до, ни после не видела. Но и после этого демократия, конечно же, никуда не делась. В 1876 году во время подсчета голосов на президентских выборах (когда становится понятно, что побеждает демократ Тилден, а не республиканец Хейс), президент-республиканец, генерал-герой и лидер самой коррумпированной в истории США администрации Улисс Грант вводит войска в несколько штатов на юге и западе, а затем «пересчитывает» голоса. «Правильный» пересчет приводит к тому, что эти штаты присылают в Вашингтон два, а то и три итоговых бюллетеня с разными результатами. После чего в результате сговора боссов Демократической и Республиканской партии заключается сделка, по которой президентом становится республиканец Рутерфорд Хейс, а Соединенные Штаты заканчивают Реконструкцию Юга. Нация в шоке, газеты выходят с траурными рамками по американской демократии, многие готовятся к гражданской войне, но все затихает. Эта (самая позорная в истории американской демократии) сделка привела к тому, что Юг следующие сто лет смог жить так, как ему захотелось — с сегрегацией, законами Джима Кроу, судами Линча. А Север — со своей миграцией, профсоюзами и монопольными войнами. Причем фактически выигравший тогда выборы Сэмюэль Тилден был не абы кто, а губернатор-герой, который сумел сломить «шайку Твидда» — штаб Демократической партии в городе Нью-Йорк (Таммани-холл), который украл в десятки раз больше, чем стоила купленная в те же годы Аляска. Миллиарды долларов на современные деньги. И Тилден так и не стал президентом. Но демократия не умерла. В 1930-е годы — во время реформ Нового курса — федеральное правительство регулярно нарушает законы и права бизнеса, вмешивается в рыночную экономику. Федеральная бюрократия вырастает в разы, и Вашингтон впервые становится одним из самых быстрорастущих городов Америки. Президент Франклин Делано Рузвельт впервые в истории ставит закон в сфере трудоустройства выше сделки, с помощью шантажа частично подчиняет себе Верховный суд и, воспользовавшись Второй мировой войной, нарушает традицию не избираться более двух сроков подряд. Более того, в 1944 он предлагает в рамках «Второго билля о правах» уже практически социалистические реформы, когда планирует на уровне Конституции США закрепить в качестве экономических прав вещи, связанные с равенством уровня жизни, а не только с равенством прав по закону. Но даже после этого демократия не умирает. Эти реформы Конгресс преимущественно отклоняет. А уже после смерти Рузвельта в 1948 году принимает акт Тафта-Хартли, который восстанавливает свободу персональной сделки между работником и работодателем и возвращает Америку от построения элементов корпоративного государства к нормальной демократии. Социальные реформы Великого общества 1960-х, мощнейшая коррупция 1960-70-х годов, ложь и манипуляции президентской администрации Ричарда Никсона в 1969–1974 годах — все это привело к невероятно низкому уровню репутации федеральных органов власти в США, недоверию институтам демократии, низкой явке на федеральных выборах. Ситуацию изменил Рональд Рейган. При всех спорах о результатах и сути реформ Рейганомики, одного результата президент достиг точно — он во многом вернул доверие к федеральной власти и ее институтам. А уход государства от регулирования целого ряда сфер привело к восстановлению нормальной коммуникации в рамках демократических процессов. Это не все яркие вызовы перед американской демократией. Была и эпоха принятия Конституции в 1780-е годы, где споры о будущем были очень серьезны. Были знаменитые Миссурийский компромисс 1820 года и Компромисс Клея 1854 года, когда на какое-то время откладывалась гражданская война. Были выборы 2000 года, когда Верховный суд фактически решал, кто станет президентом. Все это основные узлы целых эпох вызовов, которые вставали перед американской демократией. Сейчас (особенно после промежуточных выборов в Конгресс 2010 года и двух последних циклов президентских выборов) становится понятно, что в США наступил новый этап жесточайшей дискуссии о границах демократии, правах человека и правах штатов, морали в политике и адекватности реальности. Но это тема отдельного разговора. Сейчас я хотел только сделать исторический экскурс. А пока не столько подвожу итоги, сколько формулирую, почему американская демократия гораздо (на порядки!) сильнее и устойчивее, чем это кажется большинству россиян. Во-первых, США — это страна локальных культур. По сути, каждый человек имеет возможность найти себе место (причем в большинстве случае в самом прямом территориальном смысле этого слова) для жизни, в котором он чувствует себя комфортно. Например, пригород крупного города, где в одном районе живут люди одной расы и сходного уровня доходов, налоги на собственность которых идут на финансирование только их школы в их районе (и так далее). Или, скажем, благополучный центр крупного либерального города, где европейская пешеходная среда и культурная жизнь сочетается с абсолютно демократическим, либеральным взглядом на мир у подавляющего большинства людей. Индейская резервация, где сохранение экологии, национального языка, национальной культуры и национальных традиций коррупции ставятся выше включенности территории в мировые процессы, инвестиций и уровня жизни. Вариантов много. Ситуация упрощается развитостью коммуникаций, готовностью американцев ехать за работой, доступностью информации о реальном социально-экономическом положении той или иной местности. Подобная модель расселения и готовность создавать практически на всех уровнях избирательные округа со сходным по уровню жизни, образованию, расе населением увеличивает гарантии представительства интересов тех или иных территориально локализованных групп. И уменьшает количество конфликтов, связанных с большинством бытовых вопросов и тратой налогов. Во-вторых, американская демократия — это демократия не только и не столько электорального процесса, это демократия гражданского общества. Количество и доля вовлеченных в общественную активность и функционирование институтов гражданского общества людей в разы и на порядки больше, чем количество людей вовлеченных в «чистую» политику. Кроме того заметная часть организаций гражданского общества, начиная от профсоюзов и объединений предпринимателей и заканчивая группами давления и лоббистскими структурами, и являются наряду с политическими партиями базой для формирования и формулирования политики и проведения выборов. Более того, сами выборы — это всегда результат мощнейших общественных процессов на низовом уровне, когда те или иные группы людей и бизнесов решают свои вопросы с помощью консенсуса, компромиссов, предвыборных и лоббистских сделок. Открытость и понятность процессов для массового круга общественно-активных людей приводит к наполнению политического процесса реальным и практическим содержанием — и либо уменьшает масштабы коррупции, либо переводит ее в публичное и контролируемое русло. В-третьих, американская демократия это совокупность системы, технологии, пространства и процессов, в которых практически полностью отсутствуют иерархические структуры, а федерализм и независимость местного самоуправления от государственной власти — это реальность. Так, в России, изуродованной вертикалью власти, с трудом себе могут представить мир, в котором шериф и окружной прокурор выбираются, почти вся полиция — муниципальная, и начальника полиции назначает мэр, судьей становятся пожизненно и отправить его за «неверное» решение в отставку практически невозможно. Американский федерализм четко разделяет то, что является полномочиями штата, а что сферой ответственности федеральной исполнительной власти. При этом бюджет штата очень мало зависит от Конгресса, а полномочия губернатора никак не зависят от президента. И даже генеральный прокурор вообще не начальник ни для одного из окружных прокуроров, а (по сути) главный юрист, который, наряду с генеральным солиситором, защищает права и интересы органов федеральной власти в спорах с иными лицами. Штаты делятся на округа, в которых нет единой администрации, а все должностные лица (прокурор, казначей, шериф) избираются на независимых выборах и отвечают за свой четко ограниченный круг полномочий, которые могут меняться от штата к штату до уровня полной несопоставимости. И понятно, что эти магистраты губернатору не подчиняются. Муниципальное управление и сами населенные пункты даже на адресном уровне не стыкуются с органами власти США, штатов или округов. Один город, например, может находиться на территории нескольких округов, а один округ — включать в себя кучу населенных пунктов и их частей. Но город может и стать округом, если это позволяет законодательство штата. Существует и большое количество параллельно существующих округов — например, школьных или пожарной охраны, которые не совпадают с сеткой административно-территориального деления. В них проводятся выборы административно и финансово независимых должностных лиц, избираемых для осуществления конкретных функций. Подобная система тоже очень сильно затрудняет возможности для коррупции, повышает прозрачность, формирует грамотного избирателя. Кроме того, есть населенные территории, которые не охвачены местным самоуправлением. Это так называемые неорганизованные места, где некоторые функции берут на себя окружные магистраты или администрация штата, но большая часть проблем решается уличными комитетами, частными управляющими или охранными компаниями или разовыми встречами жителей, где они сбрасываются деньгами на конкретные задачи. И с каждым годом таких мест (где нет ни мэра, ни городского совета) все больше. Особенно много их в пригородах Лас-Вегаса и во Флориде. В-четвертых, в системе американской демократии существует очень большое количество структур, которые не зависят финансово от государства. При этом они в совокупности настолько сильнее госвласти, что способны создавать институциональную сетку демократического процесса, используя которую люди эффективно борются за свои права и интересы. А иногда за независимость и привилегии. И иногда на равных с государством. Прежде всего, это бизнес. Но при этом надо понимать, что совокупная мощь малого и среднего бизнеса в США значительно превышает степень влияния корпораций на большую часть вопросов повседневной жизни американцев. А их организованность делает это влияние еще больше. Но еще важнее то, что не меньшее влияние имеют организации из сектора нон-профит. И они являются не просто финансово независимыми. Многие из них обладают лоббистскими возможностями, намного превышающими возможности самых крупных концернов. В первую очередь это СМИ и вузы. Но сильнейшим влиянием обладают и классические группы давления — ассоциации врачей, стрелковые ассоциации, организации пенсионеров, профсоюзы госслужащих, экологические и правозащитные ассоциации и тому подобные. Годовой бюджет многих из них превышает миллиард долларов, а в некоторых работают сотни тысяч людей. Стоит представить все это, и сразу становится понятно, что ни захват Капитолия, ни отрицание результатов выборов, ни подкуп бизнесом должностных лиц никак не может что-то всерьез поколебать в этой системе. Перед американской демократией — как и на любом этапе ее эволюции — и сейчас стоит много вызовов, но они лежат вовсе не в той сфере, которую в этом подозревает рядовой потребитель эффектов массового сознания из России. Дмитрий Холявченко, специально для Тайги.инфо
|