что такое амплификация в дошкольном образовании
Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО
Наталья Аверкиева
Амплификация-один из основных принципов ФГОС ДО
«Амплификация – один из основных принципов Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Аверкиева Наталья Васильевна.
В настоящее время в Российской Федерации дошкольное образования стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная ступень на пути непрерывного образования в жизни человека.
Этот серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования был сделан благодаря «Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 г.
В стандарте прописано, что результат работы с детьми определяется как целевой ориентир, а целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В своем стремлении «не отставать от жизни» педагоги и родители нередко начинают ускорять темпы детского развития.В детских садах вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, компьютеризация и пр. Конечно же, все эти учебные дисциплины подаются в упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Но эта интеграция носит односторонний, механический характер и, по сути, является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни. Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.
Психолог А. В. Запорожец считал альтернативой акселерации амплификацию детского развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Согласно которой каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для дошкольника — это ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
В игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов; способность к произвольности поведения и др. А. В. Запорожец подчеркивал, что игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, взрослый учит его играть, передает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Усваивая технику различных игр по законам, характерным для усвоения предметных манипуляций, являющихся ведущими в возрасте от 1 до 3 лет, ребенок в совместной со сверстниками деятельности обобщает эти способы и переносит на другие ситуации. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты. Поэтому эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
В свою очередь Д. Б. Эльконин разделил жизненный путь ребенка на периоды, и считал, что в каждом возрастном периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств. Он так же считал, что в каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т. е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот момент функций и нельзя применять искусственную акселерацию (ускорение, так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие. Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии.
Для чего же нужна амплификация?
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:
в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
Именно амплификация способствует решению следующих задач,поставленных в стандарте:
1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др.
Маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем.Он многое может: может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов.
Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта Мастер-класс «Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта» музыкального руководителя Травиной Светланы Анатольевны МБДОУ.
Развитие основных движений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игр и игровых упражнений Презентация на тему:»Использование игр и игровых упражнений у детей младшего дошкольного возраста в процессе формирования и развития основных.
Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта? Доклад на тему: «Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта?.
Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.
Консультация для воспитателей в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Формирование здорового микроклимата в общении с детьми и родителями. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в пункте 3.2.1.
Дидактическая игра по закреплению основных цветов и геометрических форм для детей младшего дошкольного возраста Цель: закрепить знание основного цвета, геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); развивать глазомер, мелкую моторику.
Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.
Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.
» Амплификация- один из основных принципов ФГОС ДО «
один из основных принципов ФГОС ДО «
Источник : Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Принципы амплификации и системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса.
Сайт ФГОС НОО. Учебно- методический портал.
В работе приведены цитаты из ФГОС ДО, в которых говорится о принципе амплификации и системно- деятельностном подходе в организации образовательного процесса. А также цитаты о видах детской деятельности, взаимодействии со взрослым, мотивации включения в деятельность.
«1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2. Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; 3. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ; 5. Формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 6. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и др. «
Так же для успешного овладения программой развития нельзя забывать об » уважении взрослых к человеческому достоинству детей, формированию и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях «; образовательная деятельность должна быть построена » на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития ; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия ; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. «
Методы и средства амплификации развития дошкольников
Екатерина
Методы и средства амплификации развития дошкольников
Если детям предоставить
для достижения успеха,
преуспеют даже за пределами
своих самых смелых мечтаний!
В сентябре 2019 года, начиная работать по программе «Вдохновение»,я заинтересовалась таким принципом как «Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов». Мне стало интересно, что такое амплификация и почему её обязательно надо учитывать при развитии детей в дошкольном возрасте.
1.1. Актуальность опыта.
Актуальность педагогического опыта заключается в представлении средств обогащения в специально-организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно-развивающим сектором. Тем самым игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и именно в этом своем качестве и создает развивающие эффекты.
1.2.Целью моей работы стало:изучить методы и средства амплификации развития дошкольников.
Определила следующие задачи:
— создать в группе такую образовательную среду, которая бы обеспечивала
уважение к личности каждого ребенка;
-развить уверенность в себе, инициативность, творческие способности,
самостоятельность и ответственность;
-сформировать умения принимать и осуществлять перемены, критически
мыслить, делать осознанный выбор.
Пути реализации педагогического опыта.
Основные методы и средства развития амплификации дошкольников это: педагогические наблюдения,гибкое планирование образовательного процесса, «Утренний круг», метод проектно-тематического обучения, модель «Трех вопросов», «Паутинка», создание образовательной среды
«Педагогические наблюдения»служат следующим целям:
• способствует углубленному и внимательному изучению и пониманию специфики индивидуального развития детей;
• дает реальную картину развития и особенностей учения каждого ребенка, его способностей, склонностей и интересов;
• создает основу для анализа и индивидуализации образовательного процесса;
• дает импульсы для диалога с детьми и планирования;
• помогает проводить регулярные беседы с родителями;
• помогает наладить сетевое взаимодействие с различными партнерами,
в частности с семьей, со специальными службами, школами, организациями дополнительного образования и т. п.
Методведения наблюдениявключает в себя:
• систематическое ведение наблюдений, фиксацию наблюдений в письменной форме и обсуждение (анализ) результатов наблюдений;
• обсуждение возможных педагогических мероприятий (например, проектов/бесед с родителями) или действий (например, обогащения среды каким-либо материалом);
• реализацию этих мероприятий;
• оценивание результатов педагогических мероприятий/действий.
При документировании детского развитияследует соблюдать следующие принципы:
• на каждого ребенка заводится своя документация;
• наблюдение и документирование производятся регулярно и целенаправленно (не только по каким-либо специальным поводам, например перед поступлением в школу или при возникновении каких-то проблем);
• документация достаточно содержательна и дает представление о центральных составляющих процессов развития и учения.
Этот метод позволил мне больше узнать о детях своей группы и организовать обучение с учетом их способностей.
С целью поддержки интересов детей, гибкое планирование образовательного процесса, нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала, не ограничивая педагога конкретным детализированным содержанием образовательной деятельности.
Это планирование основана на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребенком права на участие в принятии решений, учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, вовлечении семьи и социокультурного окружения, поэтому не задает жестких рамок, форм образовательной деятельности и календарных планов. Традиционный подход диктует нам необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь реб нка к запланированной намидеятельности.Я же поступаю по-другому:подхожу к реб нку и поддерживаюего инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами? Да, это правда интересно», и одновременно помогаю упорядочить,продвинуть ее: «Какого цвета или размера машинка. Давай посмотрим, какие еще бывают машины. Как ты думаешь, куда поехала вон та грузовая машина?». В режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же в большинстве случаев предпочитали и многие продолжают предпочитать дисциплину и порядок разнообразию и вариативности, работе по собственному плану.
Проявление активности реб нка – свидетельство того, что у него есть собственный внутренний план действий. Как создать условия для приобретения реб нком этих способностей? Прежде всего, начать надо, уважаемые коллеги, с себя, с пересмотра собственных устоявшихся профессиональных установок. Отойти от этих принципов можно лишь признав их несоответствующими духу сегодняшнего дошкольного образования и осознавая необходимость работы над повышением собственной педагогической компетентности.
Я сама пережила такую трансформацию и убеждена, что настоящий педагог всегда готов сойти с пьедестала и встать рядом с ребенком, чтобы услышать его мнение, его интересы и потребности. Демонстрировать, рассказывать, но не требовать от детей обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателем. Нужно дать реб нку право выбрать, самостоятельно решить чем, где и с кем он будет заниматься. Даже в тех ситуациях, когда даю достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком оставляю право выбора чего-то своего. Мы с детьми только учимся проявлять активность, инициативу, планировать сво и действия, распределять виды деятельности. И на данном этапе развития я прикладываю максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов планирования.
Распорядок дня позволяет организовать и целесообразно распределить временные ресурсы детей и взрослых в течении дня и выстроить гармоничное сочетание различных видов деятельности, периодов бодрствования и отдыха, питания, прогулок. Условия, созданные мною, и то, как я организовала распорядок дня детей, имеет, первостепенное значение. Дети будут иметь больше возможностей для приобретения опыта и навыков, если смогут проявлять больше инициативы и принимать решения. Почти во всех ситуациях распорядка дня я смогла наблюдать любопытство детей и поддержать их стремление к открытиям, чтобы помочь им полностью понять ситуацию и явления, а затем применять на практике свое понимание. При планировании распорядка дня главной задачей является обеспечение хорошего самочувствия всех детей в группе.
Начало дня в хорошем настроении, в теплой дружеской обстановке — половина успешного дела. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее проходит день. Творческий подход к общению с детьми позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для формирования хорошего настроения.
С учетом этого основными задачами утреннего круга являются:
— создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
— создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
— развивать эмпатию.
— учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
«Утренний круг» дает возможность создать атмосферу коллективного общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога — это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.
Выбор тем для изучения детьми был основан на следующих критериях:
• тема вызывает интерес и любопытство детей. Они хотят — а не должны — узнать больше об этом;
• тема дает детям знания и навыки, полезные для этого возраста;
• тема предлагается для установления логических связей на уровне понятий, знаний и навыков;
•тема предлагается для исследования: для наблюдений, поиска информации в различных источниках, деятельности, содействующей активному участию детей в формировании новых знаний.
Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор пространства и занятий для самореализации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Чтобы получить положительный результат, мы должны знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания и предпочтения.Но потрудиться стоит: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.
Продолжая внедрятьметоды амплификации, я познакомилась с интересным приемом, который помог мне получить первичную информацию о запасе знаний детей, это «Модель трех вопросов»
Суть его заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
2. Что мы хотим узнать?
3. Где мы можем это узнать?
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «Модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
В плане «Паутинка», отражается содержание деятельности в центрах активности. При планировании мы заранее определяем наиболее «сложный» центр, где может потребоваться помощь взрослого. Как правило, это центры математики, экспериментирования, затем происходит выбор центров активности. В процессе работы, педагог может перемещаться между центрами. Обычно дети сами сигнализируют о необходимости участия взрослого.
Целью работы в центрах активности является приобретение самостоятельного развивающего опыта. Я веду мониторинг центров, которые выбирают дети. Это позволяет наблюдать за выбором предпочтений детей, а также скорректировать деятельность детей в различных видах деятельности. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Моей задачей является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой, дающей возможность всем участникам педагогического процесса проявить инициативу.
• развитию индивидуальных способностей каждого ребенка;
• развитию ребенка по собственной траектории;
• развитию самостоятельности;
• повышению самооценки неуверенных в себе детей.
«Паутинка» оформляется в виде таблицы, в которую включены все виды детской деятельности по образовательным областям – центрам.
«Паутинка» наполняется не только текстом, но и картинками, чтобы дети могли по ним понять смысл.
Ребенок может чему-то научиться, если ему интересно то, чем он занимается, что видит и слышит. А чтобы вызвать и поддержать этот интерес, необходим свободный выбор видов деятельности, материалов для этой деятельности, времени занятия этим делом, партнеров. При самостоятельном выборе у детей появляется возможность понять свои интересы, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Если ребенок справляется с тем делом, которое он выбрал, у него появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, он чувствует себя успешным. С детства привыкнув самостоятельно делать выбор, высказывать свое мнение, во взрослом возрасте ребенку легче будет решать возникающие проблемы, принимать решения.
Поэтому я создала динамическую развивающую среду в группе,которая одновременного даетвозможность включения в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельности, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы,
Следуя методическим рекомендациям авторов программы «Вдохновения» по созданию развивающей среды, которая учила бы дошкольников чему-то новому, интересному между делом, играя, я создала дидактическое пособие «Дамская сумочка» и «Корзинка сокровищ».
Малыши с большим удовольствием возятся с предметами, которые часто видят у нас в руках. Иногда такой предмет становится любимой вещью, которую нельзя заменить никакой мягкой игрушкой. Что очаровывает детей в этих предметах? Вероятнее всего, наши манипуляции с ними, поэтому очень важно подхватить этот интерес и предоставить детям доступ к нашим вещам, чтобы они могли подражать нашему поведению. Внутри дамской сумочки, лежат самые различные вещи, и о назначении многих из них дети догадываются, потому что помнят, как педагог с ними обращается. Многие наши личные вещи и наше взаимодействие с ними могут показаться детям загадочными и поэтому увлекательными. Очень полезно предоставить детям возможность заглянуть в свою сумку. Благодаря тому, что малыши могут исследовать лежащие там предметы, а позже благодаря задаваемым вопросам они узнают о нашей жизни, а также о наших предпочтениях и антипатиях. Игры у корзинки сокровищ способствуют с раннего возраста самостоятельности, тренируют мелкую и крупную моторику и дети получают первый опыт о том, как использовать повседневные предметы из их окружения. Кроме того вещи из корзинки сокровищ приятны для всех органов чувств, так как она наполняется предметами из повседневной жизни. Время от времени их необходимо заменять и обновлять. Всегда нужно добавлять что-то новое, чтобы поддерживать интерес детей.
Еще одним средством амплификации развития детей дошкольного возраста является сказка, ведь в этот мир созданный взрослыми он вступает, как только начинает говорить. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступкам, помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло. Создание в группе «Зоны сказок», где собраны различного вида театры (настольный, театр оригами, театр ложек, пальчиковый, театр би-ба-бо, кукольный и др.) полнее и богаче помогает пережить этот полезнейший для психического развития детей период. Так же в этой зоне я выделила Уголок уединения, где ребенок сам может посмотреть книжки или попросить ему почитать, ведь мы знаем, что не все дети хотят слушать, то, что хочет один.
Благодаря эффективному использованию каждого уголка и метра, я смогла «увеличить» игровое пространство и повысить развивающий эффект группы.
Напольные игровые поля. Пол для детского сада — это отличный инструмент, который помогает нам разнообразить образовательный арсенал, а также повысить общую эффективность образовательного процесса. При этом образовательное применение, безусловно, идёт в формате игры, как и любое обучение детей дошкольного возраста. Это своеобразный способ «материализации» времени, моделирования пространства, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Наглядная схема позволяет легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы обшей системы.На полу в группе созданы игровые поля: дети, играя и перемещаясь, закрепляют геометрические фигуры, цвета, ориентировку в пространстве.
Мы знаем, что у дошкольников ярко выражена высокая познавательная активность. Вот тут на выручку приходят мобили. Мобиль- это нетрадиционное, многофункциональное «учебное» пособие.
Несмотря на кажущуюся простоту,подвесы используются для:
— развития общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
— становления самостоятельности, целенаправленности собственных действий;
— развития представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего
— развития интересов, любознательности и познавательной мотивации;
— развития восприятия и понимания мира природы;
В раздевалке я преобразила шкафчики. Благодаря «Умным шкафчикам», детям в доступной, увлекательной форме даётся материал по различным областям. На дверцах шкафчиков размещаются различные задания «Знакомство с буквой и звуком», «Составь фигуру», «Что лишнее»и др. Дети имеют возможность в свободной деятельности, во время режимных моментов (сборов на прогулку или домой, в подгруппах или по одному, закрепить материал, полученный в ходе НОД, а также поделиться с родителями новыми знаниями.
«Говорящие часы».То как «течет»время является очень интересным феноменом: каждый день мы имеем дело с этой числовой последовательностью. Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?»А для детей каждая названная цифра имеет определенное значение: в пять меня заберут домой, в двенадцать мы обедаем.
Чтобы детям интереснее и легче ориентироваться во времени, я решила сделать вместе сними «Говорящие часы», связать эти величины с типичными событиями из жизни группы, чтобы они ассоциировались с чем-то реально происходящим. По кругу циферблата наклеили фотографии сделанные по окончании каждых двух часов. Теперь дети сами мне говорят, что мы будем делать после определенного времени.
«Статистическая таблица».При обсуждении проекта «Домашние животные» мы вместе с детьми заметили,что много одинаковых питомцев живет у нас и дети задали мне вопрос: «А как узнать у кого больше всех?» И мне пришла идея составить «Статистическую таблицу», где наглядно будет представлено информация, которая при просмотре фотографий и в процессе рассказывания таковой не была. В процессе сравнения такого большого количества, можно установить сходства и повторяющуюся информацию. Помимо обобщения конкретных множеств, как в данном примере с животными, хорошо для этих целей временные параметры. Например, каждый раз, когда происходит что-то интересное, мы ставим палочку в таблице. Очень хорошо использовать такие таблички для представления ситуаций, с которыми у малышей есть какая-то эмоциональная связь. Например, если дети очень любят и ждут какую-то игру, в табличке пометить, кто уже играл в эту игру, кто следующий будет в ней ведущим.
Результативность работы с воспитанниками
Могу отметить,что в группе:
— уровень шума снизился: остался только так называемый «рабочий шум», при этом мой голос не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
— снизилась конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
— появилась выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
— возрос положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Благодаря методике «Педагогических наблюдений»я смогла:
— увидеть детей в спонтанных, часто непредсказуемых жизненных ситуациях;
— сфокусироваться на конкретных темах и наблюдать поведение детей в разное время и в разных ситуациях, в которые они попадают;
— отметить богатство средств выражения, которые дети используют для общения с другими людьми, чтобы выражать свои чувства или демонстрировать свои знания;
— увидеть, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности.
Применение в работе гибкого планирования образовательного процесса, обеспечило моим воспитанникам свободное развитие, поиск и нахождение себя в процессе изучения материала.
Амплификация детского развития – это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если применяемые методы обучения строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями его возраста и с учетом того особого значения, которое имеет детство. Я и дальше буду расширять свои знания, тем самым повышать качество образовательного процесса. Своё выступление мне хотелось бы закончить словами Л. С.Выготского: «Воспитание должно быть организовано так, чтобы не реб нка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам». Значит, мне надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и обеспечить поддержку его активности и инициативы.
Анализ системы экологического образования дошкольников как средства реализации приоритетного направления деятельности ДОУ Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является познавательное развитие дошкольников. Система работы по экологическому образованию.
Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.
Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.
Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.
Плакат «Средства тушения пожара и подборка загадок по пожарной безопасности для дошкольников» 1. В Москве ли, в Заполярье Пожар всегда потушит, Спасёт людей (пожарный). 2. Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого.