что такое анамнез жизни ребенка
Что такое анамнез жизни ребенка
Необходимы все детали клинической картины. Дайте родителям и ребёнку возможность подробно изложить все жалобы в их собственных словах и темпе. Обратите внимание на рассказ родителей о жалобах: начало, длительность, предыдущие эпизоды, что приносит облегчение или усугубляет признаки, как долго продолжается недомогание, когда становится хуже и другие сопутствующие симптомы. Влияет ли это на образ жизни ребёнка или родителей? Что по поводу этого предпринимает семья? Обязательно выясните:
• что стало причиной обращения к врачу;
• что думают родители по этому поводу или причиной обращения стал страх за здоровье ребёнка.
Подробности дальнейшего сбора анамнеза зависят от причин и тяжести жалоб, возраста ребёнка. Пока проводят полное всестороннее обследование, которое приведено здесь, обычно более уместным считают выборочный подход. Это не должно стать поводом для краткого, небрежного сбора анамнеза, а напротив, позволяет сосредоточиться на тех моментах, где необходимо скурпулёзное, детальное уточнение истории заболевания.
Основные вопросы при оценке клинической картины:
• Общее состояние здоровья — насколько ребёнок активный и жизнерадостный?
• Нормальное развитие.
• Пубертатное развитие (если обосновано).
• Питание / потребление жидкости / аппетит.
• Любые недавние изменения поведения или личности.
Обследуемые системы определяют по ситуации:
• Диффузные сыпи, высокая температура (если измеряли).
• Дыхательная система — кашель, одышка, нарушения дыхания.
• ЛОР — инфекции горла, насморк, тяжёлое дыхание (стридор).
• Сердечно-сосудистая система — сердечные шумы, цианоз, устойчивость к физической нагрузке.
• Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) — рвота, диарея или запор, боль в животе.
• Мочеполовая система — дизурия, частое мочеиспускание, ребёнок влажный (недержание мочи), приучен пользоваться туалетом.
• Неврологическая система — судороги, головные боли, двигательные нарушения.
• Костно-мышечная система — нарушения походки, боли в конечностях или отёчность, другие функциональные нарушения.
Убедитесь, что, описывая проблему, вы и родители (или ребёнок) говорите об одном и том же.
Анамнез болезни ребенка:
• Акушерские и родовые проблемы у матери.
• Масса тела при рождении и гестация.
• Перинатальные проблемы, помещался ли в отделение интенсивной терапии новорождённых.
• Вакцинации (в идеале — из индивидуальной карты здоровья ребёнка).
• Предыдущие заболевания, госпитализации, операции, несчастные случаи, травмы.
Предшествующее лечение ребенка:
• Приём лекарств в настоящее время и в прошлом.
• Известные аллергии.
Семейный анамнез
Семья живёт в одном доме, гены и заболевания у членов семьи общие:
• Есть ли у кого-то из членов семьи или друзей схожие проблемы или серьёзные расстройства?
• Постройте генеалогическое древо. При наличии сведений о семейном заболевании продлите генеалогическое древо семьи на несколько поколений.
• Есть ли кровное родство?
Социологические данные о ребенке и семье
Выясните следующее:
• Значимую информацию о семье и окружении — род занятий родителей, экономический статус, условия жизни, отношения, курение родителей, стрессы в семье.
• Счастлив ли ребёнок дома? Какие игры или виды деятельности он предпочитает?
• Счастлив ли ребёнок в детском саду или школе? Такое социологическое исследование играет решающую роль, поскольку многие детские заболевания или патологические состояния связаны со следующими проблемами родителей.
• Злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.
• Длительное состояние безработицы / бедность.
• Плохие жилищные условия с повышенной влажностью.
• Психические заболевания у родителей.
• Нестабильный брак родителей.
Сбор данных о развитии ребенка:
• Беспокойство родителей о зрении, слухе, развитии.
• Ключевые вехи развития.
• Предшествующее наблюдение за здоровьем ребёнка, тесты на развитие.
• Контроль функции мочевого пузыря и кишечника.
• Характер и поведение ребёнка.
• Проблемы со сном.
• Отношения и развитие в детском саду / школе. Изучите индивидуальную карту здоровья ребёнка.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
«Допрос» в клинике или о том, как собирается анамнез
Не существует двух абсолютно одинаковых людей (даже среди однояйцевых близнецов), при этом количество болезней огромно, и у каждой есть свои стадии, формы и атипичные варианты течения. Тем не менее в клинике некоторые вопросы задают в обязательном порядке каждому пришедшему на прием. И ответы на эти вопросы лучше подготовить заранее. Познакомьтесь с топ-листом вопросов, чтобы быть готовыми к приему у любого нашего специалиста.
Ана́мнез (от греч. ἀνάμνησις — воспоминание) — совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса.
1. Жалобы. Бывают основные и второстепенные. Основные жалобы — это, собственно, то, ради чего вам пришлось обратиться к доктору. Дерматологу жалуемся на кожу. Отоларингологу — на боль в ухе и т.д. С этого нужно начинать.
Однако второстепенные жалобы тоже важны. Если у вас повышалась температура, болела голова или резко ухудшилось зрение, стали болеть суставы и вообще любые изменения здоровья — всё это тоже нужно рассказать, даже специалисту, который, казалось бы, «ни при чем».
Он сам решит, что относится к делу. А вот подробное изложение ситуаций, напрямую к здоровью не относящихся (про коммунальщиков, гибэдэдэшников, низкую зарплату, зловредную свекровь и тяжелую жизнь вообще), отнимает время не только у доктора, но и у пациентов в очереди за дверью.
2. Возможные причины. Существует ли причина, с которой вы сами можете связать начало заболевания? Примеры — купил новый стиральный порошок, как только начал носить постиранные им вещи — появились высыпания. Или перенервничал из-за того, что чуть не уволили с работы, или было что-то необычное съеденное или выпитое.
И да, у принимаемых вами лекарств наверняка есть побочные эффекты, и, возможно, причина ухудшения здоровья в этом. Но! Такое случается на самом деле не так часто, как об думают пациенты. А потому торжественно-горестное «я же столько таблеток пью», должное порождать у врача сочувственное уважение к страдальцу, уже не вызывает отклика в очерствевших докторских душах, смиритесь.
3. Длительность болезни. Когда именно вы заболели и как протекала болезнь. Желательно в цифрах. Скажем, болею уже семь дней, а со вчерашнего вечера стало сильно хуже. Или болею третий год, обострения обычно каждой весной, последнее — четвертый день. «Не помню», «примерно», «давно/долго», «когда в позапрошлый раз были в отпуске», «сразу после стационара» — плохие ответы.
4. Что предпринимали по поводу конкретного заболевания. Перечисляются все препараты, травы, БАДы, мази, кремы, физиотерапевтические методы лечения… повторяю — ВСЕ.
Лечились ли «народной» медициной? Стыдно бывает взрослому человеку в таком признаваться, но нужно.
Отдельным списком — то, что принимали параллельно, по поводу других заболеваний: названия лекарств. Ни один доктор не может помнить все коммерческие наименования всех препаратов от всех болезней. Так что если зрелище копающегося доктора в Интернете/ справочнике Видаля Вас раздражает, сделайте список на бумаге.
Особо ответственным товарищам — с действующими веществами (например, соберите все аннотации из упаковок или даже вспомните школьные навыки аппликации и соорудите коллаж из этикеток).
Ответы «не помню», «такие продолговатые», «маленькие желтые», «на букву С, кажется» — ни о чем не говорят. Несколько лучше ответ «в карточке написано»… но и он так себе. Не только потому, что кусок времени врач потеряет на перелистывание талмуда с шифрописью коллег. Но еще и потому, что доктору нужно знать, что из этого вы реально принимали. Может быть, что-то забыли, что-то посоветовали заменить в аптеке, что-то добавили по совету знакомых. Нужна реальная картина.
5. Туберкулез, венерические болезни, гепатиты, ВИЧ-инфицирование. Об этом спросят отдельно. И отвечать нужно правду, даже если пришли, скажем, к мануальному терапевту по поводу коленки.
6. Аллергоанамнез. Случаи любой непереносимости чего бы то ни было (естественно, из того, что едят, пьют, вдыхают, носят на себе, а не более красивой однокурсницы). Особенно важно: непереносимость ЛЕКАРСТВ (сообщите название или хотя бы группу препаратов, каковы были симптомы или точный диагноз, дату).
8. Семейный анамнез: кто из кровных родственников чем болеет (если врач впервые с Вами знакомится, и в карте нет этих сведений), есть ли у кого-либо из кровных родственников такое же заболевание, как у Вас. Напомним, что задавая эти вопросы, врач подразумевает генетическое родство. Так, родители, бабушки/дедушки, дядья и тетки, братья и сестры, кузены и кузины, дети от всех Ваших браков (любого возраста, живущие с Вами или в другом городе, живые или почившие) – родня, а вот муж/жена, свекровь/теща, тесть/свекор и прочие девери/шурины /золовки– нет, даже если Вы «родственные души».
9. «Вредные привычки». Курение – сколько пачек в день и сколько лет? Как часто и как много принимаете алкоголь? и т.д.
10. Обследования. У всех взрослых попросят назвать дату последней флюорографии и RW, у женщин дату последнего посещения гинеколога. (Плохие ответы — «не помню», «тогда когда медкомиссию проходил/а», «кажется, в этом году»). Если проблема, с которой Вы обращаетесь в Центр – не нова, захватите копии результатов прежних консультаций. Анализы, кожные пробы, рентгенограммы и прочее, выписки из стационаров – быстро и четко расскажут Вашему врачу то, что «своими словами» пересказывать трудно и долго.
11. Для деток — информацию про прививки и реакцию Манту. Оптимально – иметь с собою Прививочный сертификат, в который своевременно и полно внесена вся информация, включая названия вакцин.
12. Только для женщин! И это – не дискриминация): У гинеколога (и некоторых других докторов) дам спросят про дату наступления месячных, продолжительность цикла (от первого до первого дня), количество беременностей (считаются все наступившие беременности независимо от того закончились ли они родами, абортом или выкидышем). ВАЖНО! Если Вы беременны или кормите малыша грудью – предупредите об этом и врача и массажиста и косметолога.
13. Другие (известные) болезни. Попросят перечислить все иные болезни, кроме той, по поводу которой вы обратились, особенно если вы на диспансерном учете.
14. Для тех, кому «нужен больничный»: Нетрудоспособность*. Если вам в течение 12 месяцев до момента обращения выдавался больничный (-ные), то спросят, на сколько дней каждый и по какому поводу. Есть ли стойкая потеря трудоспособности (инвалидность).
Несомненно, Вам зададут еще целый ряд других вопросов. Но эти — зададут обязательно. Будьте готовы. Это сократит время на формальности и даст время доктору уделить больше времени основной проблеме.
Леонид Щеботанский — дерматовенеролог высшей категории (Украина), автор популярных медицинских статей в различных изданиях. Ведет свой блог преимущественно на медицинские и общенаучные темы.
Анамнез жизни (anamnesis vitae). Анамнез жизни ребёнка до 3-х лет.
В анамнезе жизни у детей раннего возраста особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов
Акушерский анамнез:
1 От какой беременности и какой по счету ребенок, если беременность не первая, то как протекали и чем закончились предыдущие? (Выкидыши, мертворожденные и недоношенные дети, аборты, предполагаемые причины этого).
2 Как протекала беременность у матери? (Токсикоз первой, второй половины беременности — тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, степень их выраженности. Перенесённые заболевания, особенно вирусные, профессиональные вредности в этот период. Была ли госпитализация матери в период беременности, какое лечение она получала?
3 Режим и особенности питания беременной Использован ли декретный отпуск?
4 Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?
5 Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?
6 Масса тела и рост при рождении
7 Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, через сколько часов прикладывали ребенка к груди (число и часы кормления)?
8 Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?
9 Физиологическая потеря массы тела (в процентах) и время восстановления веса новорожденного.
11 На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?
Физическое и нервно-психическое развитие:
12 Увеличение массы тела и роста на первом году жизни (по месяцам) и после года
13 Развитие статики и моторики( когда стал держать головку, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда стал сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать?)
14 Психическое развитие (когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить от дельные слоги, слова, фразы, запас слов к 1 году и 2 годам)
15 Поведение ребенка дома и в коллективе. Отношение к другим детям и взрослым.
16 Сон, его особенности и продолжительность.
17 Общие особенности кормления ребёнка на первом году жизни (естественное, искусственное, смешанное). Частота и кратность кормлений, наличие ночного перерыва. Сроки введения прикормов, их последовательность, количество, переносимость. Получал ли соки (какие), витамин D, рыбий жир — с какого возраста, в каком количестве? Когда начал получать прикорм, его количество, последовательность введения, переносимость 7 Время отнятия от груди. Особенности вкуса и аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания:
— при естественном вскармливании – время пребывания ребёнка у груди, активность сосания.
— при смешанном – чем докармливался ребёнок, с какого возраста, каковы количество и методика введения докорма. Какие мероприятия проводились по борьбе с гипогалактией?
— при искусственном вскармливании – с какого возраста и чем вскармливался ребёнок, в каком количестве и в какой последовательности.
18 Когда прорезались зубы и порядок их прорезывания.
19 Перенесенные заболевания на первом году жизни. Были ли проявления рахита, пищевой аллергии, анемии, дистрофии. Перенесённые инфекционные заболевания (в каком возрасте, особенности течения, осложнения), хирургические вмешательства (какие, когда), глистные инвазии и др. Какие лекарственные препараты применялись ранее, были ли реакции на их введение и в чём выражались.
20 Профилактические прививки (когда и какие сделаны, как протекал поствакцинальный период).
21 Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат
22 Контакт с инфекционными больными
Анамнез жизни детей старшего возраста.
При сборе анамнеза у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.
1 Какой по счету ребенок?
2 Как развивался в период раннего детства?
4 Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства
5 Профилактические прививки
6 Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат. Контакт с туберкулёзными больными.
7 Половое развитие ребёнка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность).
8 Контакт с инфекционными больными
1 Возраст родителей
2 Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца. Наличие в семье инфекционных (туберкулез, сифилис, токсоплазмоз и др.), психических, нервных, эндокринных, аллергологических заболеваний, Наличие таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, возможные профессиональные вредности.
3 Состояние генеалогического дерева в пределах трех поколений, начиная с больного ребенка до дедов и бабушек по вертикали и до братьев и сестер по горизонтали. При необходимости объём генеалогического дерева можт быть расширен. Желательно, чтобы полученные данные отражались в генетической карте.
4 Сколько в семье детей и состояние их здоровья, если умирали, то от каких причин?
Оценка материально-бытовых условий направлена на выяснение неблагоприятных причин, могущих спровоцировать болезненное состояние ребёнка.
1 Где работают родители, их профессия, общий заработок, число членов семьи?
2 В какой квартире проживает семья площадь, сухая, светлая, теплая, проветривается ли? Число проживающих детей и взрослых.
3 Посещает ли ребенок детские учреждения?
4 Кто ухаживает за ребенком? Состояние здоровья лица, ухаживающего за ребенком.
5 Имеет ли ребенок отдельную кровать?
6 Как часто ребенка купают? Обеспечен ли он бельем, игрушками?
Общее заключение по анамнезу: поражение какой системы можно предположить, острое или хроническое заболевание, какие отрицательные факторы из анамнеза жизни или семейно-бытового анамнеза могли способствовать развитию настоящего заболевания
Объективное исследование (status praesens).
1. Состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, очень тяжелое) и самочувствие
2. Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное)
3. Сознание больного (ясное, затемненное, отсутствует) При отсутствии сознания оценить степень комы
4. Состояние кожи и видимых слизистых оболочек: окраска, сыпи, кровоизлияния, рубцы, волосяной покров и ногти, шелушение, влажность кожи, толщина кожной складки, ее эластичность.
Симптомы жгута, щипка. Определение вида дермографизма (красный, белый, смешанный), скорость его появления и исчезновения.
5. Подкожный жировой слой (развит умеренно, слабо, избыточно, равномерно, преимущественно на…) Толщина подкожной жировой складки на отдельных участках тела. Наличие уплотнений и отеков, их локализация и распространенность Тургор тканей.
6. Лимфатические узлы (затылочные, околоушные, заднешейные, переднешейные, подчелюстные тонзиллярные, подбородочные, надключичные, подмышечные, кубитальные, грудные, паховые), их характеристика (размер, консистенция, спаянность, болезненность, подвижность).
7. Состояние мышечной системы (степень развития, тонус и сила мышц).
8. Состояние костной системы: определение величины и формы головы, краниотабеса, большого родничка (его размер, состояние костных краев и мягких тканей, выбухание, западение), состояние швов черепа. Форма грудной клетки, рахитические четки, гаррисонова борозда, браслеты, нити жемчуга, искривление позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) и конечностей (О-образное, Х-образное, саблевидное), плоскостопие. Суставы (конфигурация, подвижность, болезненность при активных и пассивных движениях, отёчность, флюктуация).
9. Система органов дыхания. Голос (афония, нормальный, сиплый, гнусавый и пр.), крик. Кашель при осмотре, наличие мокроты. Носовое дыхание (свободное, затруднённое, дышит ртом). Отделяемое из носа (серозное, слизистое, гнойное, сукровичное, кровянистое). Форма грудной клетки, асимметрия, искривление грудной части позвоночника, западание или выпячивание над- и подключичных ямок, положение ключиц и лопаток. Тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный), число дыханий в минуту, отношение пульса к дыханию, участие в акте дыхания обеих половин грудной клетки, глубина дыхания, ритм (Чейн-Стокса, Биота, Куссмауля). Наличие и вид одышки (инспираторная, экспираторная, смешанная).
Хрипы — сухие (жужжащие и свистящие), влажные (мелко- средне- и крупнопузырчатые), локализация, количество, звучность, проводимость. Шум трения плевры
10. Сердечно-сосудистая система:
Пальпация: Пульс на лучевой артерии, его характеристика (частота в минуту, ритм), величина (средний, большой или высокий, малый, нитевидный, одинаковый или разный на обеих руках), напряжение (твёрдый, мягкий, среднего напряжения), форма и характер (норма, скорый, медленный, дикротический, синхронность на обеих руках). Верхушечный толчок, его местоположение, сила, распространенность Кошачье мурлыканье (систолическое и пресистолическое дрожание).
Перкуссия: Границы относительной сердечной тупости.
Аускультация сердца: тоны сердца, их ясность (ясные, ослабленные, глухие), первый тон (звучный, хлопающий, ослабленный, нечистый). Второй тон (акцентуированный, ослабленный, расщеплённый, раздвоенный), третий тон. Частота, наличие акцентов, ритм (правильный, дыхательная аритмия, эмбриокардия, экстрасистолия). Шумы: систолический, диастолический. Характеристика систолического или диастолического шума — тембр, интенсивность, место наилучшего выслушивания, продолжительность, проводимость, зависимость от перемены положения, нагрузки (нагрузка дается индивидуальная). Шум трения перикарда. Определение артериального давления — максимального и минимального
11. Система пищеварения: состояние слизистой оболочки полости рта, зева, миндалин, языка — окраска, влажность, налеты, фолликулы, трещины, состояние сосочков Состояние зубов — молочные, постоянные, количество, наличие кариеса
Осмотр живота: форма его, вздутие, лягушачий живот, втяжение (запавший живот). Участие живота в акте дыхания. Наличие местных асимметрий. Наличие перистальтических движений, видимых через брюшные покровы (желудочная, кишечная перистальтика). Расширение вен передней брюшной стенки, рубцы (послеоперационные) на коже живота. Наличие грыж (паховых, пупочной и белой линии живота).
Пальпация живота в стоячем и лежачем положении больного:
Поверхностная пальпация живота (напряжение мышц передней брюшной стенки, болезненность, локальные уплотнения). Определение методом флюктуации наличия асцита, пальпаторное определение небольших грыж, выявление расширения паховых и бедренных колец.
Глубокая пальпация живота: ощупывание сигмовидной, слепой, терминальноо отрезка тонкого кишечника, червеобразного отростка. Пальпация восходящего и нисходящего отделов толстого кишечника, большой кривизны желудка, поперечно-ободочной кишки. Пальпация печени (выступание из-под реберной дуги, характеристика края печени, консистенция, болезненность).Размеры по Курлову. Пузырные симптомы (Ортнера, Кера, Мерфи, Лепене, Боаса, френикус-симптом, болезненность пузырной точки). Пальпация селезёнки.Аускультация живота (перистальтика). Состояние ануса (трещины, зияние), выпадение прямой кишки. Стул и его характер (цвет, запах, консистенция, патологические примеси)
14.Нервная система: настроение (ровное, спокойное, приподнятое), сон, аппетит Контакт с окружающими детьми и взрослыми, интерес к игрушкам. У детей до 3-х лет описываются критерии нервно-психического развития и их соответствие этапу формирования. Ширина глазных щелей, косоглазие, нистагм, зрительное и слуховое сосредоточение. Величина зрачков, реакция их на свет. Менингиальный синдром: ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского. У грудных – напряжение и выбухание большого родничка.
Заключение. Выявлены патологические симптомы или нет
Предварительный диагноз. Обоснование.
Данные лабораторных, инструментальных и сециальных методов исследования.
Оценка и сопоставление данных анализов с нормой.
Заключение по всем анализам, оценка патологических отклонений.
Обоснование окончательного диагноза. Основное заболевание, осложнения, сопутствующее заболевание.
Наблюдение за больным в динамике (дневник).
Пропедевтика детских болезней
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, информационные ответы на все вопросы курса «Пропедевтика детских болезней» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пропедевтика детских болезней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
3. Особенности сбора анамнеза у детей
Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет).
1. От какой беременности и какой по счету ребенок; если беременность не первая, чем закончилась предыдущая?
2. Как протекала беременность у матери (были ли токсикоз первой, второй половины беременности — тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия)?
3. Режим и особенности питания беременной.
4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения)?
5. Закричал ли ребенок сразу? Какой был крик (громкий или слабый)?
6. Масса тела и рост при рождении.
7. Когда приложили к груди, как взял грудь ребенок, число и часы кормления?
8. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка?
9. Была ли физиологическая потеря массы тела новорожденного, и когда она восстановилась?
10. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи — групповая и резус-несовместимость матери и ребенка, родовая травма, заболевания кожи и пупка, органов дыхания и пищеварения, септические заболевания и др.).
11. На какой день и с какой массой тела ребенок выписан?
12. Физическое развитие ребенка.
13. Развитие статики и моторики.
14. Психическое развитие.
2. Когда заболел ребенок?
3. При каких обстоятельствах развивалось заболевание?
4. Общие проявления заболевания отразить в динамике.
5. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов:
1) дыхательной системы: кашель сухой или влажный, время его появления, характер. Мокрота. Боли в груди или спине. Одышка, когда появляется, наличие приступов удушья;
2) сердечно-сосудистой системы: одышка, боли в области сердца. Ощущение перебоев сердцебиений. Отеки;
3) системы пищеварения: тошнота, рвота. Срыгивания у грудных детей. Наличие отрыжки или изжоги. Боли в животе. Стул;
4) мочевыделительной системы: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий и их объем. Цвет мочи. Ночное недержание мочи;
5) опорно-двигательной системы: боли в конечностях, мышцах, суставах. Припухлость суставов, их покраснение. Затруднение при движении, утренняя скованность;
6) эндокринной системы: нарушение волосяного покрова. Изменения кожи. Нарушения роста и массы тела;
7) нервной системы и органов чувств: головные боли и головокружения.