что такое анфлераж в парфюмерии
Что такое анфлераж в парфюмерии
Эфирные масла выделяют из растений тремя основными способами: отжимом, дистилляцией и экстракцией растворителями. Есть ещё один способ получения эфирных масел – это анфлераж, но он имеет больше историческое значение и применяется в исключительных случаях.
Казалось, что на жирных пластинах, как в зеркале, был запечатлен сладостно стойкий эротический аромат жасмина и отражался вполне естественно … Ибо нюх Гренуя, разумеется, еще обнаруживал различие между запахом цветов и их консервированным ароматом: словно тонкое покрывало лежал на нем собственный запах жира (сколь угодно чистого), сглаживая ароматический образ оригинала, умеряя его пронзительность, может, даже вообще делая его красоту выносимой для обычных людей… Во всяком случае, холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов.
Лучшего не было.
Патрик Зюскинд. Парфюмер.
Анфлераж – это метод экстракции ароматных веществ из растений с низким содержанием эфирных масел. Метод был популярен во Франции 19 века, а сейчас почти не используется из-за технической трудоёмкости.
В качестве сырья для анфлеража использовались цветы жасмина, туберозы, розы столистной, фиалки, мимозы, апельсина и кассии.
Различают два вида анфлеража: холодный и горячий. Первый получил большее распространение.
Холодный анфлераж
На стекло, заключённое в деревянную раму, намазывался очищенный животный жир (говяжий или свиной). Сверху на слой жира накладывались свежие цветы или лепестки. Рамы ставились друг на друга, чтобы уберечь жир от впитывания посторонних запахов, а сырьё от испарения. Жир впитывал в себя ароматные компоненты в течение 1-3 дней, после чего цветки убирались и заменялись на свежие.
Так продолжалось до тех пор, пока жир не впитывал в себя необходимое количество летучих веществ (1 кг жира может впитать в себя аромат от 3 кг цветов). На этом этапе жир получал имя «цветочной помады» и шпателем снимался со стекла. Помаде давалось название, в зависимости от того сколько раз менялось сырье – например, сырьё менялось 27 раз и такая помада называлась «Помада №27».
Далее помада смешивалась с этиловым спиртом для того, чтобы ароматные компоненты растворились в спирте. Для наилучшего растворения помаду со спиртом помещали в «молотилку», где спирт и жир интенсивно перемешивались.
Далее помаду отделяли от спирта фильтрацией.
Последний этап анфлеража – вакуумная дистилляция при низких температурах для удаления спирта. На выходе получалось ароматное абсолютное масло (Essence absolue d‘enfleurage) – ценнейший продукт для парфюмерии!
А помада, которая содержала в себе остатки ароматических веществ, как правило использовалась далее для изготовления мыла.
Горячий анфлераж
Этот метод был знаком ещё древним египтянам, но нашёл своё применение и в Грассе, Франция. Жир плавили в котлах, туда добавлялись цветы, которые регулярно перемешивались под постоянным нагревом (примерно до 60 градусов) в течение 2 часов. На следующий день цветы поднимались из котла с помощью сита и заменялись на свежие. Процедуру повторяли, по крайней мере, 10 раз. Когда жир не мог больше впитывать в себя аромат, его отфильтровывали от цветов (этот жир также назывался помадой). Далее ароматное масло получалось таким же способом, как и при холодном анфлераже.
Метод анфлеража требует большого количества рабочей силы (выкладка цветов, замена сырья, контроль за оборудованием и т.п). и ресурсов (стеклянные рамы, этиловый спирт, жир). Поэтому эта техника была оставлена парфюмерами к 1930 году из-за нерентабельности метода и дороговизны получавшегося на выходе масла.
Интересно, что и в наше время есть немногочисленные производители, которые применяют холодный анфлераж и даже усовершенствовали его специально для позиционирования готового продукта как органического и веганского. Вместо животных жиров применяются оливковое или пальмовое масло (рамки с тканью пропитываются растительным маслом). Цветы многократно выкладываются на эти рамы, как и в оригинальном способе. Помада встряхивается с этиловым спиртом (как правило, растительного происхождения), фильтруется от масла, а потом полученный ароматный спирт выпаривают, и получается абсолют. Стоит он на порядок выше абсолютов, полученных экстракцией растворителями.
Автор статьи:
Ольга Мамистова
Прямой эфир: методы получения масел в парфюмерии
В парфюмерии используется огромное количество разнообразных ароматических компонентов, среди которых особое место занимают натуральные эфирные масла из цветов и фруктов. Именно они являются основой для создания парфюмерных композиций.
Эфирные масла — это извлеченные из растительного сырья (плодов, цветов, листьев, корней, семян и пр. ) пахучие вещества, обладающие высокой летучестью и малой плотностью. Полученные бесцветные или окрашенные прозрачные жидкости не растворяются в воде, однако хорошо растворяются в спирте, жирах и других маслах. Существует несколько способов добычи эфирных масел: некоторые очень трудоемки и практически уже не используются, другие, наоборот, только появились, но быстро стали популярными.
Дистилляция
Дистилляция (перегонка паром) — самый древний и естественный способ получения эфирных масел, наиболее точно соответствующих этому определению. Во время дистилляции сырье располагают на сетке над кипящей водой, пар проходит через него и разрывает железы растения, высвобождая пахучие вещества, которые вместе с паром оседают на стенках охлаждающей трубки и стекают в отстойник. Таким образом, пар становится водным дистиллятом, а эссенция растения — эфирным маслом.
Кстати, в некоторых случаях водный дистиллят реализуется в качестве травяной или цветочной воды. Для извлечения эфирного масла из нежных и деликатных цветков апельсина, жасмина применяется другая технология — анфлераж или мацерация.
Анфлераж и мацерация
Эти методы достаточно трудоемкие и дорогостоящие, однако позволяют получать ценный продукт — абсолют. Процесс заключается в поглощении ароматических соединений цветочных лепестков животным или растительным жиром. При анфлераже лепестки выкладываются на специальные стеклянные рамки, покрытые очищенным говяжьим жиром, или на ткань, пропитанную оливковым маслом. По мере увядания лепестков их заменяют новыми (примерно до 30 раз), пока жир не напитается и не сможет больше поглощать пахучие вещества. Иногда процесс затягивается до 30 дней.
При мацерации мешочки со свежими лепестками многократно погружают в нагретое до температуры 50-70 С растительное масло или животный жир, пока в них не накопится достаточное количество ароматических молекул. Полученный такими способами продукт называют цветочной помадой (если использовался жир) или античным, благовонным маслом (если использовалось растительное масло). Их растворяют в спирте и для дальнейшего отделения жиров от эфирного масла интенсивно встряхивают в течение 24-х часов.
Экстракция
На сегодняшний день экстракция считается популярным промышленным способом извлечения масел с помощью летучих растворителей. Сырье помещают в герметичные стойки и медленно пропускают через них жидкий растворитель, который растворяет эфирные масла и попадает вместе с ними в вакуумный дистиллятор. После отделения растворителя получается полутвердое пахучее вещество — конкрет, содержащий эфирное масло, воскообразные вещества и жиры. 25 грамм конкрета эквивалентно 1 кг цветочной помады. Для удаления примесей и получения высококачественного абсолюта, конкрет также подвергается активному встряхиванию в спирте.
Метод холодного отжима
Метод холодного отжима, или холодное прессование, применяется для извлечения эфирных масел из кожуры цитрусовых — апельсина, лимона, бергамота, лайма, мандарина, грейпфрута и пр. Длительный период времени этот процесс выполнялся вручную, сегодня это происходит с помощью различных механизмов, прессов. Но наилучшее эфирное масло все же дает ручной отжим. Для этого тонкими полосками срезается верхняя часть корки или выскабливается ее нижняя сторона. После отжима цедры получается эфирное масло с добавлением сока. Простое отстаивание позволяет снять масло.
Фильтрация
Этот метод похож на дистилляцию паром. Разница лишь в том, что пар проходит через растительное сырье сверху вниз, и вместе с пахучей эссенцией собирается в трубке, которая проходит через систему охлаждения с постепенным снижением температуры. На последнем этапе эфирное масло отделяется от водного дистиллята таким же способом, как при дистилляции паром. Извлечение душистых веществ с помощью фильтрации позволяет извлекать эфирное масло из твердых, жестких растительных материалов, например, семян аниса, кориандра, перца, кардамона и пр. К тому же, при таком методе значительно сокращается время извлечения эфирного масла (почти в 3 раза).
Парфюмерная ценность эфирных масел, их качество и свойства зависят от процентного содержания «целевых» компонентов и выбранного метода получения конечного продукта. Кроме того, большое значение имеют климатические условия произрастания растений, время уборки, а также условия транспортировки и хранения сырья. Натуральные эфирные масла остаются основным источником вдохновения парфюмеров при создании уникальных и прекрасных парфюмерных композиций.
Анфлераж
« … холодный анфлераж был самым изощренным и действенным средством улавливания нежных запахов. Лучшего не было…»
П. Зюскинд «Парфюмер»
Анфлераж — один из самых древнейших методов получения эфирных масел. Этот метод основан на поглощении жирами (свиным или говяжьим) и маслами (ши или кокосовым), которые не имею своего запаха, эфирных масел из цветочного сырья (цветков розы, туберозы, жасмина, белой акации, азалии, цветов фиалки душистой, липы и др.).
Таким образом, повышается концентрация эфирных масел в жире. Жир, впитавший ароматические соединения эфирных масел, называют «помадой», его растворяют в спирте, а спирт затем выпаривают. В результате получают готовый продукт – абсолютное эфирное масло, которое называют абсолю или абсолют.
Еще один более упрощенный метод анфлеража можно выполнить, используя марлю или фланель. Марлю натягивают на деревянный каркас, пропитывают кокосовым или оливковым маслом и насыпают цветочные лепестки. Сверху накрывают таким же пропитанным маслом куском марли или фланели. Лепестки выдерживают сутки – двое и после их увядания заменяют на свежие. Удалив лепестки, марлю отжимают. В результате получают продукт, который называют благовонным или античным маслом, его можно использовать в чистом виде.
Этот метод особенно хорош для тех эфирномасличных растений, которые теряют свой аромат при нагревании и для них не подходит метод дистилляции. Масла анфлераж позволяют наиболее полно сохранить самые важные в современной парфюмерии цветочные ароматы такие, как жасмин и роза.
Используя метод анфлераж в домашних условиях, можно приготовить редкие и дорогие масла (помады) из лепестков жасмина, розы, цветков апельсина, нежных цветов маттиолы, гиацинта и других.
Метод динамической сорбции
Одним из вариантов анфлеража является метод динамической сорбции, который применяют и в настоящее время. Сорбция — извлечения эфирных масел с помощью жидких или твердых поглотителей (сорбентов).
Суть метода заключается в том, что через эфирномасличное сырье продувается подогретый воздух. Воздух, пропитанный эфирными маслами, затем пропускается через адсорбент (активированный уголь или силикагель). Сорбент поглощает эфирные масла. Чистое эфирное масло получают, отделяя сорбент, методом экстрагирования летучими растворителями (например, петролейным эфиром).
Метод использует свойства свежего цветочного сырья еще некоторое время выделять в воздух эфирные масла. Душистое сырье помещают в камеру при температуре 22-28 градусов и через нее продувают воздух с влажностью 95-98%. Пары эфирных масел поглощаются твердым адсорбентом (активированным углем). А затем извлекаются методом экстрагирования летучими растворителями. Мисцеллу (продукт экстракции) упаривают и получают конкрет. При таком способе выход конкрета увеличивается в 3 раза по сравнению с методом экстрагирования растворителями. Этот метод разработан специально для получения жасминового масла.
Промышленная установка для метода динамической сорбции включает следующие последовательно подсоединенные узлы:
Такая технология достаточно трудоемка, так как часть процессов проводится вручную, поэтому стоимость таких масел очень высокая. Так для производителя получение 1 г анфлеражного эфирного масла обходиться от 5 до 10 долларов, а цветочного сырья необходимо 4-5 кг.
Абсолютные эфирные масла
Абсолютные эфирные масла (абсолюты) обладают более сильным ароматом и лечебными свойствами, чем эфирные масла, поэтому их концентрация при использовании должна быть низкой. Это обычно — окрашенная жидкость, более вязкая, по сравнению с эфирным маслом и сильноконцентрированная. Иногда, абсолют розы, при температуре 20-25 градусов, может затвердеть, если же подержать его в руках, то он возвращается в первоначальное состояние.
Ароматерапевты не рекомендуют принимать внутрь абсолюты, потому что часто вместо этилового спирта (натурального этанола) для получения абсолютного масла из помады (конкрета) используют летучие соединения типа ацетона, гексана, этанола, петролейного эфира, которые нельзя полностью извлечь из конечного продукта. Но сильный аромат абсолютов позволяет применять их в небольших количествах — буквально одной капли достаточно для создания неповторимых масляных композиций.
Самые известные и используемые в ароматерапии абсолютные эфирные масла — жасмина, розы и нероли (цветки апельсина).
Свойства таких цветочных абсолютов, как мимоза, гвоздика, гиацинт, гардения изучены недостаточно, к тому же стоят дорого и потому они редко используются в ароматерапии, а чаще — в элитной косметике и парфюмерии.
Тема: Анфлераж в домашних условиях
Опции темы
Отображение
Посмотрите какой чудесный мастер-класс откопала я на просторах инета.
Есть еще один способ анфлеража, который можно производить в домашних условиях, причем мацерировать так можно и высушенные растения. Конечно, аромат будет не столь сильным, как при обработке свежих лепестков, но такую вытяжку очень хорошо вводить в состав лечебных и ароматических бальзамов, восковых помад, кремов.
Для мацерации потребуются стекла (два или больше, в зависимости от того, сколько видов растений нужно экстрагировать), свиной либо говяжий жир, очищенный и без запаха (или кокосовое масло), растения, пищевая пленка, шпатель (или нож), широкий скотч, фольга, бумага, ручка и пластиковый пищевой контейнер.
Сейчас столько цветов пойдет, стекла не проблема, жир продается.
Единственное мне это очень фильм «Парфюмер» напоминает, тут главное без фанатизма.
Собака лает, караван идет.
Я взрослый, состоявшийся человек. Я хочу купить себе этот радиоуправляемый вертолет!
Все-таки дистилляция грубовата для нежных цветов
И еще Воронина цитаровала в 2006 году
и еще немного из П. Дэвис
Абсолюты отличаются от эфирных масел тем, что обладают исключительно сильным ароматом и высокой целебной силой
некоторые ароматерапевты считают, что абсолюты не должны использоваться в ароматерапии, потому что они могут содержать следы растворителей типа ацетона, этанола или гексана, исключение составляют случаи, где используется натуральный этанол
однако на практике многие ароматерапевты используют абсолюты в небольших количествах
так же у неё описывается другой метод анфлеража: на деревянные рамы натягивают марлевые полотнища, пропитывают оливковым маслом и так же раскладывают лепестки цветов, ежедневно заменяя их на свежие
получившийся продукт используют в натуральном виде в качестве ароматного масла, или подвергают экстракции спиртом, чтобы отделить абсолют
в настоящее время с помощью этого метода получают не более 10% всех абсолютов, поскольку процесс слишком длителен и дорог.
Эх, где-бы взять спирт 96 процентный, жир у меня есть, стекло найду, спирта нет. Прям руки чешутся. Хочу абсолют получить. Насколько я поняла абсолюты богаче составом чем просто эфтрные масла?
Промежуточный продукт это мацерат, его тоже в дело, но абсолют это же искусство.
Знаете, не ищу я легких путей, нет что-бы просто в банках мацератить, так подавай мне анфлераж,глупая голова рукам покоя не дает
А в духи и прочие средства добавляют, как вы сами правильно нашли информацию, абсолюты.
Но с помощью анфлеража вы получите лишь помаду. И до получения абсолюта там еще ох как далеко.
Собака лает, караван идет.
Я взрослый, состоявшийся человек. Я хочу купить себе этот радиоуправляемый вертолет!
Ну вoт, Arti, я тут на крыльях в небеса, а Вы из дробовика
Что-то мне подсказывает, что вещество, получаемое таким способом, помимо эфирных масел содержит еще много чего другого. Логично предположить, что и выход эфирного масла, при таком способе больше, если получают им редкие масла, которых при обычном способе дистилляции очень мало.
Если о сомнительных маслах, то можно использовать и хорошие, жидкие на марле и баттеры поробовать рафинированные (какое больше подойдет это подумать надо).
А спирт брать чистый медицинский, что-бы его выпарить без последствий.
А если норковый попробовать, интересно а с ланолином что получится. Тут Остапа понесло.
В любом случае этот способ в копилку «очумелым ручкам» мацератчиков, гидролатчиков.
Надо попробовать. Жалко сирень отцвела.
Stasija, ну почему из дробовика-то?
Я вот жду, когда вы уже попробуете (раз так вдохновились), и нам расскажете!
Конечно, в этом веществе много чего другого.
И даже предполагать не надо, что выход эфирного масла получается больше, чем методом дистилляции. Это в любой литературе, описывающей технологию производства эфиров, указано.
Вы если заинтересовались производственным процессом, то почитали бы эти книжки. У нас в загрузке файлов они есть.
А то некое изобретение велосипеда получается.
Жидкие на марлое не пойдут. Потому что для анфлеража нужен некий слой масла. Небольшой, но слой. Поэтому просто пропитанная маслом марля не пойдет. Да и как вы его потом «собирать» будете?
Норковый жир пахуч не в меру. Ланолин тоже. А вот думается мне, что рафинированное ши, достаточно размягченное при комнатной темпертуре (особенно сейчас в жару) вполне может подойти.
Оно, конечно, более тугоплавкое, чем животные жиры, но буквально градусов на 5. Так что вполне может подойти.
Главное суметь погрузить в него лепестки, не нарушая саму структуру лепестков. То есть понимаете да, что масло должно быть достаточно мягким. На грани таяния.
Я тоже давно сижу с зудом в руках (еще после просмотра «Парфюмера», там же вся эта технология до того подробно показана), но все некогда заняться приобретением подручных средств, плюс реально плохо представляю, куда это добро потом девать.
Я же понимаю, что мне непременно захочется сделать абсолют, или хотя бы конкрет. И тут момент выпаривания спирта наводит на грустные мысли о возможных пожароопасных последствиях.
Я все думаю, может, попробовать потом эту помаду дистиллировать?
А! Кстати, по поводу жира. бабассу еще можно использовать. Оно по температуре плавления примерно как животные жиры. Она у него чуть ниже, чем у ши, но немного выше, чем у кокоса!
Собака лает, караван идет.
Я взрослый, состоявшийся человек. Я хочу купить себе этот радиоуправляемый вертолет!
Аrti, а какую книгу порекомендуете?
Кстати, а почему жир, насколько я поняла в процессе анфлеража после пропитки жира, доливают спирт, он растворяет эфиры и другие вещества, которые извлекаются, затем ставят в холодильник, жир становится твердый, его удаляют, а спирт выпаривают, получая абсолют. Так? Следовательно сам жир выполняет роль только вытягивтеля, следовательно разницы нет. Да? И животные жиры лучше справляются с этой ролью.
Муж обещал 5 литровую канистру пищевого спирта
Обещанного три года ждут.
Теперь не могу решить с каими цветами попробовать. На даче зацветают ирисы, пионы, лилии. Что думаете. Я бы с ландышами попробовала, но уже поздно. Смородиновые почки тоже поздно.
Хе-хе, вспомнила, Хлоя кошку предлагала..
Stasija, да их там, и в принципе не так много, по названиям сориентируетесь. Тот же Гуринович или Сидоров.
Ну в принципе так. Но промышленная технология более тонкая. Она не позволяет улетучиваться бОльшему количеству летучих ароматических веществ. Замораживание происходит при более низких температурах. Да и вообще много тонкостей, которые мы дома, конечно, не повторим.
Плюс чтоб получить хотя бы несколько капель абсолюта, сырья, конечно, понадобится очень и очень много.
Тут при дистилляции из богатых на эфиры растений масла-то толком не соберешь. А что уж говорить про экстракцию.
Из сырья берите то, которого больше.
Собака лает, караван идет.
Я взрослый, состоявшийся человек. Я хочу купить себе этот радиоуправляемый вертолет!
Вот спасибо,
а то я думала одна я такая неугомонная, нет что-бы сидеть и потихоньку мацетатить, так анфлераж подавай. Еще один человек нашелся.
Расскажите, из каких цветов делали, сколько получали, как масло нагревали в ситечке, как по ощущениям эссенции, чем отличаются от эфиров?
Столько вопросов.
Меня тоже мучает вопрос как отделить спирт от эфиров, если выпаривать, то улетят оба.
Надо специалистов форума спросить.![]()
Если использовать рафинированное ши или другое подобное масло, то получим «античное благовонное масло», его в крема, и эфиры можно не добавлять, оно будет более ценно чем просто ши.
Девочки, у кого какие мысли?
Спасибо!
![]()
Теперь вопрос, как спирт отделить, что-бы масло получить. В принципе, если масла нелетучи как у цитрусовых, можно потихонечку выпарить спирт, надо разузнать какие эфиры самые нелетучие.
Еще трясти 8 часов надо, что это даст? Отделение спирта от масла? Помните способ приготовления сливочного масла.
Эх, у кого-бы спросить?
Насколько я поняла, вы в крема со спиртом добавляли?
А если помаду в дистиллятор,помоему в парфюмере так, потери наверное большие, и смысла нет?
Да уж, вот мечтаю абсолют смородиновых почек, помоему нечто должно получиться.
Надо еще ваниль попробовать.
Еще раз перечитала сообщения Illinora, и что-то мне кажется что это больше на настаивание на маслах походило, а не на анфлераж.
Аргументы: Illinora использовала в том числе неэфирномасличные растения (ландыш, например), + погружала их полностью в масло. А анфлераж подразумевает, что цветы лежат на масле, и используются только эфирномасличные (ну это я так поняла, может, и неправильно конечно, но пока я в этом уверена).
Про получение абсолю посредством выпаривания спирта из тинктуры еще вот какие мысли возникли: если тинктура делалась из целых цветов, то клеточная жидкость, слизи, белки в спирт должны были перейти не в очень большом количестве. Потом, белки-слизи точно фильтруются.
Добавлено через 1 минуту
блин, я похоже оффтоплю. Я ж не про анфлераж. А где бы лучше про получение абсолю поговорить?
Добавлено через 25 минут
Вот, чтобы не оффтопить, я сюда пойду и там буду докладывать о результатах..
Девочки, меня эти вопросы тоже мучают, поэтому я и начала эту тему. Мозг вскипел, ответа нет
![]()
Если 96 спирт растворяет эфиры, зачем масло? Почему бедолаги до сих пор жасмин на тканях получают, ради искусства? И почему твердые жиры или масла надо.
Помните у парфюмера, что он только не пробовал, и бедную девушку засунул в чан с маслом, но ничего, а жиром намазал, и все получилось.
И еще, помните в презентации трясти надо, бабушка помоему так делала, зачем?
Где наши умнички! Может кто подскажет.
Или предется как AleksandraFt, учиться на чердак, но доступная литература пока не ответила на вопросы.
Боюсь повториться, но подвожу итог:
1. Наносим рафинированное ши на стекла.
2. Укладываем сырье, желательно эфирномасличные свежие цветы, накрываем сверху другим стеклом.
3. Через сутки аккуратно снимаем, часть масла остается, часть на цветах, которое мы через сито на водяной бане аккуратно отделяем от цветов и мажем опять на стекло.
4. Погружаем новую партию и так пока терпение и сырье не иссякнет.
5. Полученные благовонные масла можно в крем, а можно пойти дальше.
6. Подогретое масло растворяем в 96 процентном спирте, как можно больше трясем, настаиваем.
7. Ставим в морозилку, образовавшееся твердое масло удаляем.
8. А теперь, девочки хоть убейте, но вопрос остается, как в домашних условиях получить абсолют![]()
Как удалить спирт без потерь. В литературе говориться о дистилляции. Но представляя себе свою скороварку, думаю о больших потерях при этом.
Логично предположить, что если температура кипения спирта 60-70 градусов а эфиров выше, то не поднимая выше можно выпарить спирт и радоваться жизни. Но что-то мне подсказывает что не так все просто.
Я с вами абсолютно согласна, что дешевле купить, но руки чешутся. К тому же мне обещали весной выделить на обдирание куст жимолости :-), устоять не могу. А дома завела жасминовую гардению, на ней планирую мини-опыт поставить.