что такое античные образы
Античность: эпоха легенд и расцвета цивилизаций
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человеческая жажда знаний неистребима.
И наряду с познанием окружающего мира люди постоянно стремятся понять самих себя, пытаясь взглянуть на собственную суть сквозь призму вех развития общества.
Как констатируют историки и обществоведы, самое глобальное, яркое и ощутимое влияние на современность оказала эпоха античности. Но что это за период, какие черты для него характерны, почему след, оставленный им в истории, оказался таким глубоким и неизгладимым?
Что такое античность
Примечательно, что основы базовой терминологии, коррелирующей с понятием античности, непосредственно связаны с эпохой Возрождения. Это были времена, когда лучшие европейские умы решили обратиться к истокам и дать вторую жизнь древним наукам, философии, искусству.
Чуть позже, на рубеже XVII-XVIII веков, когда влияние церкви заметно ослабло, а культура стала обретать все более светский характер, свободомыслие воспринималось уже как норма. Вот только тогда, на фоне активного развития философской мысли, и появилось сравнительно новое понятие – antiquité, – образованное из латинского существительного antiquitas (или «древность»).
Термин появился благодаря французским мыслителям, но использовали его изначально лишь по отношению к тем видам искусства, что были отмечены характерными чертами греко-римской цивилизации.
Спустя несколько десятилетий, когда количество исследований по истории искусства превысило знаковые пределы, под античностью стали понимать уже практически весь культурный продукт этой эпохи (от 14 века до нашей эры до 5 века нашей эры).
И только в России, вплоть до революционных событий 1917-го, период античности по-прежнему именовали «классической древностью».
Исследования и периоды античности
Несмотря на значимый вклад в исторические и культурологические исследования, вопросы античности и ее периодизации то и дело подвергались пересмотру по политическим мотивам. Благо, что хотя бы в ключевом тезисе ученые оказались единодушными:
античность – это период особого исторического прогресса, представлявшего собой уникальную культурную и политическую целостность.
В совокупности эта эпоха длилась около полутора тысяч лет, но в большинстве источников она подразделена на три основных этапа:
С точки зрения геополитического контекста, вместе с распадом западных территорий Римской империи завершилась и эпоха античности (именно как период особого исторического прогресса). Эти уникальные хронологические рамки замкнулись, уступив место новому историческому периоду – эпохе Средневековья.
Культура античности
Возвращаясь к связи античности с эпохой Возрождения, так и хочется спросить: а чем же был вызван неожиданный интерес философов и ученых того времени к древнегреческим и древнеримским достижениям?
Поскольку весь современный мир – это своеобразное наследие греко-римской цивилизации, которая через колонизацию и просвещение навязала свои ценности практически всем народам Земли, то ответ здесь, пожалуй, и не требуется.
И это понятно, ведь магистральным путем к этому историческому прогрессу стала именно античная культура, быстро превратившаяся в идейное ядро развития любых общественных начал.
Традиции гуманизма и неуклонный рост уровня личных свобод стали мощным триггером для эволюционных изменений в жизни общества, и эти перемены, в свою очередь, расчистили дорогу:
Основы европейского общества начали коваться еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а современную форму получили всего лишь две сотни лет назад. Но они и по сей день не теряют актуальности, чего бы это ни касалось, начиная с вопросов терпимости и мультикультурализма и заканчивая традициями демократии.
При этом наиболее серьезные культурные отличия можно наблюдать между наследниками Римской и Византийской империй. Культура Рима лучше всего сохранилась в Западной Европе, в то время как Константинополь дал толчок к развитию государств Восточной. Несмотря на непохожесть европейских народов, у них всегда были и есть общие культурные корни.
Философия античности
Основополагающей частью античной культуры, безусловно, является философия. Само понятие «философия» возникло благодаря древнегреческим мыслителям, которые ввели этот термин, чтобы обозначить формат мышления, необходимый для познания мира и принципов бытия человека.
Постепенно мифологические воззрения смешивались с практиками древневосточных культур, а затем самые светлые умы начали делать первые попытки к объяснению самых разнообразных явлений – природных, социальных, физиологических, – благодаря чему античную философию и стали называть матерью наук.
В совокупности все направления философии той эпохи объединяют такие характерные черты, как:
При этом воззрения на социум, которые проповедовали философы античности, дали толчок развитию гуманитарных наук, легли в основу христианского учения, а в итоге – помогли сформировать общество таким, какое оно есть сейчас.
Эти ставшие сакральными имена не только хорошо знакомы современникам, но и наверняка не будут забыты еще многими и многими поколениями наших потомков:
Несмотря на порой кардинальные различия, почти все учения в античной философии характеризуются одной общей особенностью: все они рассматривают человека как элемент единой системы мироздания. И все они выделяют главное – разумное начало в этом элементе.
Вместо заключения
У многих из нас античность ассоциируется с учебниками истории и покупкой произведений искусства. Однако буквально вся цивилизация построена на фундаменте античной мысли и культуры.
Через изучение прошлого возможно понять многие глубинные процессы, управляющие жизнью общества в XXI веке. А многотысячелетнее наследие словно говорит: всегда есть куда развиваться!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Хоть античность часто называют эпохой расцвета, в некоторых аспектах она была довольно отсталой. Например, наличие рабов считалось нормой, как и угнетение некоторых частей населения.
Для развития культуры и искусства, это были золотые времена. С тех пор, и до наших дней, все только деградирует и идет по пути упрощения. Об античном искусстве будут помнить вечно, а кто будет говорить о том, что создают наши современники?! Очередной пример того, что прогресс технологий, может только негативно влиять на содержание и развитие искусства.
Красота
Как древние греки и римляне украшали себя и жизнь вокруг
Здравствуйте! Меня зовут Ирина Калитеевская, я редактор сайта Arzamas, и мы продолжаем курс «Что такое античность».
Каждый из нас знает, как выглядела Античность. Для того чтобы ее увидеть, не нужно идти в античный зал какого-нибудь музея. Достаточно просто посмотреть по сторонам. Например, архитектурные элементы, придуманные в Античности, можно увидеть почти в любом городском пейзаже, и не важно, смотрите ли вы на венецианские палаццо или на сталинское метро. Но откуда взялись те каноны красоты, которые восхищают нас уже много тысяч лет? Что греки и римляне считали красивым и как они украшали мир вокруг? С этими вопросами мы пришли к Вите Мухановой — филологу, автору лекционного курса «История античного искусства» на филфаке МГУ.
Понятие красоты в Античности было гораздо шире, чем в наше время. Понятие это включало не только статуи, картины, но и добродетели человека, его поступки, мысли — то есть не только эстетическую красоту в прямом смысле, но и красоту внутреннюю, нравственную. Так, например, греческий философ Сократ, не блиставший внешней красотой (что мы знаем по изображениям, дошедшим до нас), обладал, по мнению греков, высшей красотой, в которой главными были внутренние, духовные и моральные, качества. И только поздняя Античность выделяет красоту в более узком современном смысле, красоту действительно видимых вещей.
Таким же широким было понятие «искусство»: и греки, и затем римляне не различали слова «искусство» и «ремесло» (греческое tekhne, латинское ars): они могли применяться к труду, например, ученого, если результатом этого труда было то, что сделано правильно, то, что сделано согласно заранее установленным или предполагаемым принципам.
Понятия «красота» и «искусство» были связаны друг с другом в самом широком смысле. Если утверждалось, что искусство должно стремиться к красоте, то только в том смысле, что всякое производство некоего объекта искусства или ремесла должно стремиться к красоте, должно стремиться к совершенству.
Для греков весьма важным было понятие космоса. Kosmos изначально имеет значение первоначального порядка, упорядоченности, затем — значение красоты, затем — значение мирового порядка и Вселенной. Этот окружающий греков мир, «космос», был устроен так, что всё было в нем соразмерно и гармонично. И те пропорции, та соразмерность, та гармония, которая присуща внешнему миру, для греков были главными критериями оценки красоты независимо от того, что оценивалось: это могла быть статуя, это мог быть храм или постройка, это мог быть заяц, на которого предполагалась охота, это могла быть собака, которая должна была охотиться на этого зайца, и вообще что угодно.
В этой лекции мы поговорим, во-первых, о разных видах искусства, которые должны были соответствовать этим критериям оценки красоты, а во-вторых — о том, что такое для греков и римлян красивое человеческое тело.
Начнем с архитектуры, ведь архитектурные каноны и формы, заданные Античностью, сохранялись в Европе практически до самого недавнего времени, да и до сих пор архитекторы то и дело прибегают к античным архитектурным стандартам и изобретениям, чтобы добиться ощущения некой идеальной, бесспорной, классической красоты. Что же открыли античные архитекторы? Как, с точки зрения греков и римлян, должно было выглядеть красивое здание? В архитектуре красота — это правильные пропорции всех частей здания. То, что затем в теории архитектуры будет называться словом «ордер», от латинского ordo — «порядок».
Что такое архитектурный ордер? Ну, прежде всего это некий порядок. Ордер — это правильное соотношение вертикальных и горизонтальных частей любой постройки, любого здания, то есть правильное соотношение несущих и несомых частей. Если опоры — неважно, стены это или колонны — будут тоньше, чем положено, или будут расположены не так, как положено, постройка рухнет, потому что верхняя часть своей тяжестью задавит несущие части. Вот, собственно говоря, ордер — это и есть правильное, математически выверенное соотношение.
За единицу расчета должна браться мельчайшая деталь. Такой мельчайшей деталью при строительстве храма является, судя по всему, диаметр колонны внизу. То, что человек видел в первую очередь. Нижний диаметр колонны также служил мерой для вычисления, например, пролетов между колоннами, поскольку, если колонны расставлены слишком близко или слишком широко, восприятие человека, который смотрит на эту постройку, искажается, и храм выглядит непропорционально.
Так что устойчивость — не единственное, что принимали в расчет греческие архитекторы. Конечно, важна была и сама по себе красота, то есть эффект, который здание могло произвести на зрителя.
При создании скульптуры или архитектурного сооружения греки обязательно учитывали оптическое восприятие. В архитектуре это приводит к тому, что линии искривлены, колонны не параллельны: они немного наклонены к центру. Крайние колонны всегда были чуть шире, чем остальные, потому что крайние колонны оказываются более освещенными, чем внутренние, и эта освещенность искажает их реальные размеры. Для этого же греки делали небольшое утолщение посередине колонны: с одной стороны, оно предохраняло колонну от разрушения, потому что нагрузка несомых каменных частей была достаточно серьезной, но в то же время оно создавало ощущение стройности и прямоты колонны.
Выработанные греками стандарты будут влиять на мировую архитектуру на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Конечно, эти каноны возникли не сразу.
Понятно, что для того, чтобы достичь совершенства, выработать каноны, пропорции, греческое искусство должно пройти период. Примером таких попыток могут служить храмы, которые находятся на юге Италии, в городе Пестум — это бывшая греческая колония, которая называлась Посейдонией. Там сохранились три храма разной степени сохранности, которые демонстрируют еще несовершенный порядок соотношения колонн и несомых частей, несовершенный ордер: они кажутся немного толстоватыми, пузатыми и приземистыми. И в качестве примера уже совершенной греческой архитектуры мы можем привести Парфенон на афинском Акрополе, главный храм Афин, посвященный главной богине — покровительнице города, Афине. В Парфеноне колонны выше и стройнее, чем в архаических храмах, высота колонны примерно равна пяти с половиной диаметрам.
Античность
Античность (от латинского «древность») — термин, означающий цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всем ее многообразии.
Периоды Античности
Ранняя Античность (VIII—IV вв. до н. э.) — расцвет греческих полисов, возникновение Римского государства.
Классическая Античность (IV в. до н. э. — II в. н. э) — время распространения цивилизации Греции и Рима (от Александра Македонского до смерти Марка Аврелия).
Поздняя Античность (конец II/III —V/VI в.) — упадок Римской империи (до падения Римской империи (476 г.) и закрытия Академии в Афинах императором Юстинианом (529 г.)). Распад западной части Римской империи ознаменовал собой начало новой эпохи — Средневековья.
Термин «Античность» был принят в начале XVIII в. во французском языке и обозначал особый вид искусства.
Уникальное явление
Начиная с эпохи Возрождения развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в период Великих географических открытий. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени. В Новейшее время античный мир также сохранил значение в самых разных сферах духовной и интеллектуальной деятельности.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Античное искусство
В историческом развитии античного искусства можно условно выделить следующие этапы:
раннеминойский (3000-2200 гг. до н. э.);
среднеминойский (2200-1600 гг. до н. э.);
позднеминойский (1600-1100 гг. до н. э.).
2. Формационный этап геометрического стиля:
протогеометрический стиль XI в. до н. э.;
геометрический стиль X-VIII вв. до н. э.;
период протокоринфского, протоаттического и ориентализирующего стилей (ок.750-680 гг. до н. э.);
дедалический стиль (ок. 680—610 гг. до н. э.).
3. Этап архаики (ок. 610-480 гг. до н. э.).
4. Эпоха классики:
период «строгого стиля» (ок. 480-450 гг. до н. э.);
период классики Века Перикла (ок. 450—400 гг. до н. э.);
период поздней классики (ок. 400-325 гг. до н. э.).
5. Эпоха эллинизма:
ранний эллинизм (ок. 325-230 гг. до н. э.); средний эллинизм родосской, пергам-ской, александрийской школ (ок. 230-170 гг. до н. э.);
поздний эллинизм (античный классицизм, неоаттическая школа, ок. 170-30 гг. до н. э.).
6. Искусство Древнего Рима:
период республики (конец VI в.- 27 г. до н. э.);
период августовского классицизма (27 г. до н. э.- 14 г. н. э.);
период правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев (14-96 гг.);
период поздней Римской империи (96-476 гг.);
период галлиеновского ренессанса (259-268 гг.).
Афинский Акрополь. Общий вид | |
Афинский Акрополь. План | |
Парфенон, Афинский Акрополь | |
Парфенон, реконструкция | |
Храм Афины Афайи в г. Эгин | |