что такое антро в рисовании
Антро-арт
Антро-арт — многозначный термин, который разные персоны употребляют по-разному:
Содержание
Антро как не фурри [ править ]
Есть многие причины, почему художники, рисующие антропоморфных животных и знающие о фурри, могут захотеть называть свои работы (все или часть их) антро-артом вместо фурри-арта.
Некоторые художники антро-животных могут происходить из кругов, далёких от фурри-сообщества: например, из фанарта к произведениям популярной культуры про антро-животных, таким как «Зверополис» или «Рэдволл». Когда в обсуждении их работ появляются некие фурри и заявляют, что эти рисунки — фурри-арт (особенное если художник ранее слышал плохое о фуррях), это может казаться присвоением заслуг культурой, не имеющей отношения к созданию работ. Предвзятые художники могут бояться запятнать свою репутацию ассоциацией с фурри.
Кроме того, у фурри-арта в большинстве случаев есть определённый стиль: персонажи, одевающиеся и ведущие себя как люди, с человеческими пропорциями, нарисованные в стиле, близком к диснеевскому, с выразительными очеловеченными лицами. Если отличающаяся от этого стиля работа нарисована вне фурри-сообщества художником, который не является фуррём или специально обозначил работу как не фурри, то разумно полагать, что нет причин называть её фурри-артом. Хотя между собой фурри могут всё равно называть её фурри-артом, обозначая, что она представляет интерес для фуррей.
Однако не всегда художники используют «антро» как противоположность фурри: для участников фэндома это может быть слово, которое проще понять стороннему зрителю, или указание на стиль, отличающийся от традиционного фурри-арта.
Стиль [ править ]
Хотя согласно определению антро-артом может называться любое изображение антропоморфных персонажей (даже не животных), на деле самоназванные антро-художники обычно тоже имеют определённый стиль. Учитывая, что этот стиль использовался для обложек многих классических фурри-журналов, скорее всего, этот стиль возник на стыке фурри- и вер-сообщества.
Пример различия этих стилей по версии Goldenwolf:
Художники [ править ]
Известные художники, определяющие свои работы как антро и противопоставляющиеся фурри-арту:
Известные участники фурри-сообщества, определяющие свои работы как антро:
Что такое антро в рисовании
Добро пожаловать в Словарь Художника! Здесь вы сможете узнать значения новых слов и аббревиатур, которыми пользуются большинство сегодняшних художников! [Слова идут не в алфавитном порядке]
Может принимать разные формы:
11) Watch (англ. наблюдать) — аналог добавления в друзья в социальных арт-сервисах типа DeviantART. Т.е. когда вас добавили в список друзей, это значит, что вас ‘завотчили’.
16) Раздевалка / гардероб (англ. wardrobe) — это набор одежды, привязанный к определенному персонажу или ряд разных костюмов, нарисованных на YCH’ах.
17) Шейд (англ. shade (тень)) — затенение рисунка. Обычно именно словом shade (или shading) обозначают сам процесс добавления теней, а тени по-отдельности называют shadows
27) Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок
28) Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей
29) Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения
30) Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы
31) Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света
32) Детализация – тщательная проработка деталей изображения
33) Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы
34) Бэк, бэкграунд (background) – фон
35) Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов
36) Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую)
37) Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля
38) Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования
39) Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile
40) ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.ю
41) Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера
43) Дедлайн (от англ. deadline). Дедлайн — крайний срок, предельный срок, дата или время, к которому должна быть выполнена задача
44) Туториал – с англ. «tutorial» – обучение, учебное пособие. Это пошаговое (поэтапное) объяснение какого-либо процесса, инструкция по выполнению чего-либо. Туториалы бывают: текстовые, графические и видео. Популярны графические туториалы для художников, где наглядно расписано что и как рисовать
45) Реквест — от английского request (запрос). Как правило, обозначает заказ арта, гораздо реже других форм искусства — например, скульптуры. Как правило подразумевается выполнение за спасибо, а не за деньги или ответный арт.
Хотите добавить в словарь что-то своё? Напишите в комментариях, и я обязательно пополню Словарь Художника вашими новыми предложенными терминами! А пока что на этом всё! Спасибо за прочтение, и, может быть, Вы узнали для себя что-то новое!
Что такое антро в рисовании
Добро пожаловать в Словарь Художника! Здесь вы сможете узнать значения новых слов и аббревиатур, которыми пользуются большинство сегодняшних художников! [Слова идут не в алфавитном порядке]
Может принимать разные формы:
11) Watch (англ. наблюдать) — аналог добавления в друзья в социальных арт-сервисах типа DeviantART. Т.е. когда вас добавили в список друзей, это значит, что вас ‘завотчили’.
16) Раздевалка / гардероб (англ. wardrobe) — это набор одежды, привязанный к определенному персонажу или ряд разных костюмов, нарисованных на YCH’ах.
17) Шейд (англ. shade (тень)) — затенение рисунка. Обычно именно словом shade (или shading) обозначают сам процесс добавления теней, а тени по-отдельности называют shadows
27) Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок
28) Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей
29) Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения
30) Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы
31) Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света
32) Детализация – тщательная проработка деталей изображения
33) Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы
34) Бэк, бэкграунд (background) – фон
35) Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов
36) Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую)
37) Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля
38) Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования
39) Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile
40) ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.ю
41) Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера
43) Дедлайн (от англ. deadline). Дедлайн — крайний срок, предельный срок, дата или время, к которому должна быть выполнена задача
44) Туториал – с англ. «tutorial» – обучение, учебное пособие. Это пошаговое (поэтапное) объяснение какого-либо процесса, инструкция по выполнению чего-либо. Туториалы бывают: текстовые, графические и видео. Популярны графические туториалы для художников, где наглядно расписано что и как рисовать
45) Реквест — от английского request (запрос). Как правило, обозначает заказ арта, гораздо реже других форм искусства — например, скульптуры. Как правило подразумевается выполнение за спасибо, а не за деньги или ответный арт.
Хотите добавить в словарь что-то своё? Напишите в комментариях, и я обязательно пополню Словарь Художника вашими новыми предложенными терминами! А пока что на этом всё! Спасибо за прочтение, и, может быть, Вы узнали для себя что-то новое!
Зооморфный персонаж
Зооморфный персонаж (зооморф), или феральный (ферал), четвероногий, квадрупед (квад) — различные обозначения фурри-персонажа с анатомией животного, в противоположность антропоморфам (антро), имеющим строение тела человека. Хотя между анатомией животного и человека может быть много градаций с различными примесями (например, мультяшного стиля), большинство персонажей соответствуют одной из двух схем: или прямоходящий персонаж с пропорциями тела человека (антропоморф), или персонаж, преимущественно повторяющий пропорции тела и способ передвижения вида-прообраза (зооморф).
Как и с антропоморфами, зооморфный персонаж может быть нарисован в любом стиле, например мультяшном, диснеевском или реалистичном.
Содержание
Типажи [ править ]
Будучи продуктом творчества, персонажи не могут быть разделены на однозначные взаимоисключающие категории, но некоторые типы образов повторяются из произведения в произведение.
Естественное животное [ править ]
В произведениях, посвящённым диким, уличным, домашним, служебным или лабораторным животным и не приписывающим животным особенной культуры или очеловеченного образа жизни, чаще всего используются именно зооморфы. К таким произведениям относятся, например, мультфильмы «Спирит: Душа прерий», «Балто», «Леди и Бродяга», фильм «Возвращение домой».
Культурное животное [ править ]
Некоторые произведения описывают общества животных как культуры, имеющие свои верования, мифологию (зачастую даже соответствующую реальности произведения), традиции, языки и политику, но при этом не имеющие материального компонента (одежды, орудий труда…). В основном это произведения жанра ксенофантастики. Примеры произведений: книги «Обитатели холмов» и «Лунный зверь», мультфильм «Король Лев».
Цивилизованное животное [ править ]
Некоторые произведения рассказывают про животных, живущих подобно людям и имеющих материальную культуру. Обычно герои таких произведений — антропоморфы, что и является центральным творческим форматом фурри-сообщества. Однако зачастую ради эстетики, сюжета или экзотичности цивилизованными являются зооморфы (или же зооморфы наряду с антропоморфами и людьми). Подобные сюжеты встречаются в научной фантастике про инопланетян (велоцирапторы в Broncosaurus Rex) и возвышенных животных (собственно цикл «Возвышение»), в некоторых фэнтези (например, убасты в d20) и мультфильмах (My Little Pony: Friendship is Magic).
Сказочное животное [ править ]
Многие сказки, как авторские, так и народные, рассказывают про животных. Поскольку сказки происходят из устного творчества и фольклора, зооморфность персонажей в ней условная: многие сказки одинаково уместно иллюстрируются как реалистичными или стилизованными животными, так и антропоморфами, а сами действия зверей могут с одинаковой лёгкостью интерпретироваться как звериные повадки, очеловечивание и мифологические представления. Часто в сказках нет никакого явного «канона» или перехода от обычных диких животных, охотящихся и выживающих, до наделённых речью, мудростью, необычными способностями или даже обществом животных.
Забавное животное [ править ]
Большинство картунов (как комиксов, так и мультфильмов) рисует антропоморфных персонажей, даже когда подразумевает обычных диких или домашних животных, поскольку это позволяет работать и делать смешными человеческие позы и выражения. Таковы, например, циклы «Том и Джерри» и «Сильвестр и Твитти». Однако ряд картунов рассказывает о зооморфных персонажах: например, старые выпуски о коте Гарфильде и персонаж Плуто.
Просто животное [ править ]
Некоторые произведения рассказывают о животных без каких-либо очеловеченных признаков. Обычно такие персонажи не относятся к фурри-персонажам и поэтому не называются зооморфами и другими принятыми терминами, однако они могут представлять интерес и поэтому могут обсуждаться. Таковы, например, книги «Белый клык» и «Зов предков».
Зооморфное существо [ править ]
Не все зооморфные персонажи — животные. Анатомию животного могут иметь также фэнтезийные существа и другие фантастические персонажи, например, гаргулья Бронкс, большинство грифонов и драконов. Их объединяет с зооморфными персонажами-зверями физиологические особенности (например, вопросы фургономики), но они могут быть лишены мотива атавизмов и природы — как, впрочем, и некоторые образы зооморфных животных.
В фурри-сообществе [ править ]
Исторически фурри-сообщество основано на интересе к антропоморфным животным конкретного типа: имеющим анатомию и пропорции человека (без мультяшной стилизации) и занимающим в произведениям такие же серьёзные роли, которые обычно занимают люди. Это контрастирует с фэндомом забавных животных, где персонажи-животные применяются в комедии и рисуются по своим канонам внешнего вида, а также с родственным фурри were-сообществом, где независимо от анатомии персонажа в нём ценится дикость, близость к природе или нечеловеческое мышление. Персонажи-зооморфы не дискриминируются в фурри-сообществе, однако играют меньшую роль.
Многие антропоморфные фурсоны имеют также зооморфную (феральную) версию. Это не означает, что персонаж — оборотень или что он живёт раздельно в двух мирах. Четвероногая версия служит для разыгрывания сюжетов, подходящих диким животным, или для взаимодействия с фурсонами, для которых четвероногость — первичное или естественное состояние. Кроме того, рисование четвероногих животных ставит перед художником другие трудности, чем рисование человеческой анатомии, и две версии фурсоны позволяют тренироваться как в том, так и в другом.
Многие фурри-художники также увлекаются анималистикой, поскольку это позволяет убедительнее рисовать любых персонажей-животных и просто из интереса к природе. Это позволяет существовать многим зооморфным персонажам, никак не связанным с антропоморфными персонажами. Кроме того, к рисованию зооморфных животных вдохновляют популярные среди фуррей произведения, такие как TLK и MLP.
Термины [ править ]
Для обозначения персонажей с анатомией животных существует несколько терминов, хотя в практическом употреблении значение многих из них размыто.
«Зооморф» [ править ]
В русскоязычном сообществе это слово употребляется сравнимо часто с термином «феральный» ввиду удобства употребления и традиций греческих слов в русском.
«Ферал» [ править ]
Ферал, или феральный происходит от английского «feral», то есть дикий, одичавший. Хотя вне фурри-сообщества это относится прежде всего к поведению и мышлению животного, в фурри это указывает на близость природе анатомии персонажа, а не его сознания. Это определение, например, предпочтительно используется в галерее e621.
«Неантро», «неморфный», «морфный» [ править ]
Некоторые термины подразумевают антропоморфность по умолчанию и уточняют только расхождения с таковой: неантро («не антропоморфный»), неморфный (также «не антропоморфный») и морфный (сокращение от «зооморфный»). При описании фурри-персонажа тогда говорится просто название вида (волк, лис), просто фурри или же название вида с приставкой «фурри» (фурри-волк, фурри-лис — в противоположность морфному волку или морфному лису). С этими словами также связана неоднозначность. Например, неантро и неморф может также означать других персонажей, не являющихся антропоморфами (например, просто людей).
«Квад» [ править ]
Квад, или квадрупед происходит от английского «quadruped», то есть четвероногий. Это точно описывает зооморфные версии популярных в фурри видов, которые в исходном облике, действительно, имеют четыре ноги, однако слабо подходит для зооморфных нептичьих теропод, птиц, змей и других видов с отличной анатомией.
«Анимальный» [ править ]
Слово «анимальный» происходит от английского «animal», то есть животное. Оно подчёркивает большее подобие персонажа облику именно животных.
Степень зооморфности [ править ]
В классификации по степеням морфности зооморфность противопоставляется антропоморфности. В классификации Веши зооморфный персонаж соответствует среднему уровню пушистости по форме — между человеком и антропоморфом.
Анатомию некоторых персонажей нельзя однозначно отнести к зооморфной или антропоморфной:
Трудности и отличия формы [ править ]
Изображая зооморфных персонажей, авторы могут отразить трудности, с которыми такой персонаж сталкивается в сравнении с людьми и антропоморфными персонажами. Эти трудности проистекают из отличия от человека, поэтому в некотором роде их изображение — это усиление зооморфности. Чем меньше у персонажа черт человека, тем ему может быть сложнее справляться с задачами антропоморфной среды: открывать двери, считать деньги, даже читать, писать и общаться с людьми (или гуманоидами). В то же время автор может совершенно не показывать эти трудности, если не считает это нужным. При должной сноровке можно изобразить, как предельно зооморфный персонаж открывает двери (тем более что настоящие животные вполне с этим справляются), расплачивается за товары, читает вывески и воспринимается антропоморфным обществом как свой.
Зачастую противопоставление зооморфных и антропоморфных персонажей является метафорой противопоставления цивилизации и природы, или городского и традиционного образа жизни. В таком случае у зооморфных персонажей могут подчёркиваться не трудности, а отличия, зачастую даже одни преимущества: они крепче и ловчее, они лучше понимают окружающий мир, чуют погоды и перемены.
Пример — особенности четвероногой расы львов убастов, созданных Skortched Urf’ Studios для ролевой системы d20. Их отличия от гуманоидов собраны под одной графой — Quadruped:
Что такое антро в рисовании
Комишка, традишка, коллаб: терминология современного художника
«Возьму комишки на хеды, халфы и фуллы. В традишке и дидж, лайн, безлайн», – такие объявления можно обнаружить в группах начинающих художников. «Не могу разобрать слова, это на эльфийском?», – подумаете вы.
Всё течёт, все изменяется, и вместо привычных нам «графика, гризайль, акварель» в среде художников можно услышать вот такую абракадабру. Чаще всего эти термины используют подростки-самоучки и фрилансеры, но они всё прочнее входят в лексикон и далеких от сферы людей.
С развитием всемирной сети Интернет художники из разных стран объединились на тематических площадках для продвижения, поиска работы и обмена опытом. А так как универсальным языком для общения во всем мире признан английский, не удивительно, что именно оттуда вышло большинство современных профессиональных жаргонизмов. Давайте пройдёмся по самым основным из них.
Начнём с того, что собственно сам художник это артер (arter), а рисунок – арт (art).
Разделение по техникам:
На смену деления работ на живопись, графику и так далее, пришли более обобщённые категории: диджитал и традиционный рисунок.
Традишка (традиционный рисунок, traditional art) – работа, выполненная с помощью традиционных материалов и инструментов: гуашью на бумаге, маслом на холсте и т.д. Оцифрованное (скан, фото) и залитое в интернет традиционное изображение всё равно будет традишкой.
О процессе:
Туториал (tutorial) – пошаговый урок, показывающий, как что-либо нарисовать.
Скетч (sketch) – набросок, эскиз, намётка рисунка со вспомогательными линиями, тренировка поз и мимики персонажей, набивка руки перед чистовым рисунком. Соответственно, скетчбук – альбом или блокнот для набросков.
Драфт (draft) – быстрый, неряшливый набросок.
Линия движения (line of action) – линия, которая задаёт движение при рисовании персонажей.
Линии построения – вспомогательная линия, используемая для графического построения характерных точек, фигур, проекций и т.п., не входящая в состав окончательного изображения.
Лайн (line) – аккуратный чистовой (либо черновой) рисунок, но без цвета и свето-теней.
Шейдинг (shading) – наложение теней.
Хайлайты (highlights) – световые эффекты: блики, отражения, рефлексы.
Колоринг, покрас (coloring, flat coloring) – заливка цветом без теней и света.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения.
Монохром (греч. «mono» – один и «chroma» – цвет) – одноцветность (но не обязательно ч/б) работы.
Бэк, бэкграунд (background) – фон.
Текстура – изображение, воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов.
Палитра (palette) – цветовая гамма конкретного рисунка (можно подобрать, можно взять уже готовую).
Коллаб (collaboration) – совместная работа нескольких художников над одним артом.
Реквест (request) – работа, выполненная на заказ бесплатно или в обмен на спасибо, лайки, репосты, рекламу.
Редизайн (redesign) – изменение/улучшение персонажа или какого-то стиля.
Редрав (redraw) – когда автор перерисовывает свою же старую работу, чтобы показать, насколько за этот период улучшился навык рисования.
Челендж (challenge) – соревнования, вызов, вид активности в среде художников. Наиболее популярные: Inktober, Drawlloween, Mermay, Draw in your stile.
Випка (WIP, W.I.P., work in progress) – работа, выкладываемая в процессе её создания, с целью показать сам процесс или попросить совета.
Трейд (trade) – обмен рисунками: ты рисуешь – тебе рисуют в ответ.
ACEO-трейд (art cards, editions and originals) – обмен по почте небольшими карточками примерно 6,3 × 8,9 см. Как правило, рисованные, но могут быть фотографией или коллажем, как в одном экземпляре, так и тиражированные.
Кирибан (kiriban, от яп. 切りのいい番– kiri no ii ban) – дословно: хорошее число, чтобы остановиться. Суть явления сводится к тому, что участник сообщества-подписчик фиксирует круглое, красивое число (количество постов, подписчиков), и за это получает награду, например, рисунок от артера.
О рисунках:
Чар (character), перс – персонажи с собственной биографией, палитрой цветов, именем, характеристиками.
ОС (original character) – оригинальный персонаж художника, тот, которого он сам себе придумал.
Адопт (adoptable, adopt) – способ создания персонажей. Художник придумывает персонажа и выставляет на продажу. Как только покупатель его приобретает, адопт и права на него полностью оказываются в распоряжении купившего.
Комишка, комишн (commission) – рисунок на заказ за деньги.
Гифт (gift) – рисунок в подарок.
Хэдшот, хэд ( headshot ) – «летающая» голова, рисунок головы без туловища.
Халфбоди, халф (halfbody) – «половина» тела, рисунок «по пояс».
Фулбоди, фул ( fullbody ) – персонаж в полный рост.
Полноценка – работа, выполненная в цвете, с фоном и деталями.
Безлайн – рисунок, созданный без ободочного контура, в котором объем передан только свето-тенями и цветом.
Антро (antro) – антропоморфные животные, похожие на человека практически во всём.
Фурри (furry) – животные, как правило, обладающие мехом, которым присваиваются человеческие качества в той или иной степени. Кто-то разделяет фурри и антро, кто-то считает, что это одно и то же.
Юч/YCH (your character here) – набросок персонажа, который можно купить или забронировать. Выбранный набросок будет покрашен под вашего персонажа.
Ватермарка (watermark) – сигнатура, клеймо, логотип, подпись художника.
Оверпэйнт или редлайн – изображение, выполненное поверх работы другого человека для подсказок или указания ошибок. Иногда оверпэйнтом называют обводку, обмазку, обмазон – когда автор размазал, заблюрил (blur – вид обработки в графическом редакторе), исказил фильтрами готовую фотографию и выдаёт за свой рисунок.
И еще много-много странных слов. Как можно заметить, многие из них имеют отношения к продажам или продвижению работ, налаживанию социальных связей между художниками и их поклонниками, зрителями, получению обратной связи. Это также новые веяния в среде художников, дизайнеров и иллюстраторов, подробнее об этом можно прочесть в другой нашей статье.
Добавить комментарий
Комментарии
Ну что ж – о практической пользе этой статьи немного упомянуто по касательной в самой статье.
Так вот, миллионы художников со всего мира сидят на англоязычных площадках (так как российских адекватных аналогов практически нет), и общаются. Общение – это способ их учебы. Продвинутые матера выкладывают пресловутые туториалы и випки, делают уроки на ютуб-каналах – зачастую, на английском языке, с использованием этих терминов. Они, рассказывают о приемах, которые используют, делятся со своими подписчиками бесплатными авторскими наработками: кистями, текстурами, шрифтами, распространяя знания. Эти слова, как и многие другие – лишь условное общепринятое средство передачи информации и знаний от людей с разными языками и культурными традициями.
И так было всегда. Достаточно знать историю искусств, чтобы понимать, что подавляющая часть художественных терминов, а также техник и приемов – пришли в нашу культуру извне. В Х-ХІІ веках на художественные традиции Руси сильно влияла Византия, оттуда пришла иконопись. XVII век – засилье европейской культуры. Все слова, которым учат в художественных школах, все эти колориты, палитры, композиции – слова немецкого и французского происхождения. Помогают ли они научиться лучше рисовать, имеют ли практическую пользу? Ну, наверное, да, раз их учат. Перед погружением в какую-то сферу как правило учат базовый категорийный аппарат. И все это было перенесено в русскую культуру в процессе расширения культурных и политических связей, грубо говоря – общения между странами, и затем переработано в некий самобытный продукт русской культуры. Ну а те, кто отрицает очевидное – в России еще предостаточно невырубленной тайги. Можно уйти в лес и там в землянке баловаться лубком, или берестой ))