что такое авангардная поэзия
Черты авангардизма в литературе
Авангардная литература — что это такое
Истоки авангардной литературы
Термин «авангард» произошел из французского языка; дословный перевод этого понятия звучит как «передовой отряд» (фр. avant-garde).
Изначально это слово имело прямое отношение к военному делу и пришло в искусство непосредственно из военной лексики. Под авангардом понимался небольшой отряд, который действовал в первом эшелоне атакующей армии. Находясь на острие наступления, войсковой авангард обеспечивал развал оборонительных линий противника и подготавливал подход основных сил армии.
Впервые свое значение в искусстве термин авангард приобрел во французской художественной критике во второй половине XIX века. Им начали определять некоторые явления и тенденции в сфере искусства.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Однако первые признаки авангардизма в литературе зародились в 1909-1910 гг. в виде футуристических манифестов итальянских поэтов. Основоположником футуризма в литературе стал итальянский поэт Ф. Маринетти, написавший «Манифест итальянского футуризма», «Красный сахар».
Также среди представителей литературного направления можно отметить работу французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» и «Замок» чешского писателя Франца Кафки.
Определение авангардной литературы
В широком смысле под авангардом в искусстве понимались действия некоторых творцов, определяющих свое дело как новое и передовое. В узком смысле под авангардом понимаются специфические художественные средства и приемы, характерные для того или иного направления художественного творчества, существующего в культурной парадигме модернизма.
Литературный авангард — это направление письменного творчества, одно из течений в единой культурной парадигме модернизма, ставящее своей основной задачей преодоление человеческого «Я» в искусстве и жизни через отрицание буржуазных ценностей и художественных традиций прошлого ради коллективного блага и построения лучшего мира в будущем.
Литературный авангард — это собирательное понятие. Литературоведы и критики относят к авангарду несколько литературных школ, творчество представителей которых может значительно отличатся друг от друга.
К этим школам относятся:
Представители литературного авангарда зачастую уходили не просто от привычных литературных форм, а от самого текста как средства выражения. Например, В. В. Маяковский занимался плакатным искусством, а дадаисты — фотографией. Подходы дадаистов в дальнейшем стали основой для рекламной деятельности. В России понятие авангардной литературы связывают с именами первых футуристов — Р. Якобсоном, Е. Бобринской, С. Бирюковым.
Важную роль в литературе авангарда сыграли психоаналитические теории Зигмунда Фрейда. Его концепции о роли бессознательного в формировании человеческой личности заложили основы сюрреализма в его литературном проявлении.
Один из главных представителей живописного сюрреализма, испанский художник Сальвадор Дали, побудил своего друга поэта Лорку к написанию сюрреалистической поэзии. Оба художника внимательно следили за работами Фрейда и Бретона.
Характеристики направления, краткое определение
Направления литературного авангардизма
Литературный авангард как направление художественного творчества делят на три больших этапа:
Основными стилистическими чертами литературного авангардизма являются: парадоксы и алогичности, объединение и комбинирование несовместимого. В литературном авангардизме отсутствуют четкие границы между жанрами и приемами. Обретает важность художественная цель, которая достигается через алогичные, гротескные и шокирующие миры. Персонажами становятся люмпены и маргиналы: алкоголики, юродивые, наркоманы.
Для авангардистов от литературы было свойственно игнорировать традиционные линейные писательские формулы. Некоторые представители отказывались использовать знаки пунктуации в различных произведениях, особенно, в поэзии.
Экспрессионизм (лат expression — выражение) — комплекс течений и направлений в рамках европейского модернизма, который окончательно утвердился в Германии в начале XX века.
Элементы экспрессионизма начали проявляться в произведениях писателей, которые объединялись в общества вокруг журналов «Мост» (Е. Гаккель, Е. А. Кирхнер, М. Пехштайн), «Синий всадник» (Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке), «Штурм» (О. Кокошка). Первым начал употреблять термин «экспрессионизм» в журнале «Буря» X. Вальден.
Самыми первыми поэтами-экспрессионистами выступили:
В утверждении экспрессионизма, как направления литературного авангарда, определенную роль сыграла позитивистская философия А. Шопенгауэра, а также философские труда Ф. Шеллинга, А. Бергсона, С. Фрейда и экзистенциализм С. Кьеркегора.
Экспрессионисты зачастую увлекались идеями Ф. Ницше и С. Фрейда и считали, что понять человека можно, углубляясь в мир его бессознательных инстинктов и желаний.
Экспрессионисты выступали против позитивистского эмпиризма, копирования и отражения действительности. Они принимали личность художника за глашатая сути действительности. Для направления характерна нервная эмоциональность, трагичность мироощущения характерным для экспрессионизма образом.
Творчество экспрессионистов было порождено духовным кризисом, который переживала интеллигенция в начале XX века, в частности, Первой мировой войной и революциями.
В произведениях экспрессионистов важное место занимает проблема вины и наказания. Для них была характерна убежденность в том, что земная жизнь — фильтр, который может очистить человека и привести к богу. Теряя веру в бога, человек теряет цель жития, а через добровольное наказание себя он проходит путь для очищения души. По мнению экспрессионистов, боль и страдания дают возможность человеку осмыслить суть бытия, своего существования.
В их произведениях важную роль занимает тема смерти, которой заканчиваются человеческие страдания. Страдания — это испытание, которое направляется сверху, чтобы помочь реализовать собственную самость, идентифицировать свою неповторимую личность.
Экспрессионизм встречается в различных литературных жанрах. В лирике — в поэтическом изображении сновидений, в гротескных поэмах (Г. Тракль, Б. Брехт), в прозе — с лирическими, фантастическими, гротескными элементами (Ф. Верфель, Л. Франк).
Дадаизм — направление авангарда, зародившееся в 1915-1916 гг. на территории Швейцарии и США. Оно олицетворяет тотальное отрицание, самоотрицание, претенциозность, преобладание пафоса и неограниченного протеста в процессе написания и реализации работы.
Дадаисты занимаются художественным расчленением реальности и произвольным соединением несоответствующих фрагментов — как текста, так и изобразительного образа. Дадаизм отвергал все позитивное в эстетическом, а программы дадаистов можно охарактеризовать как антиэстетические.
Дадаизм был протестом против идеологий, политических структур и рациональной логики, логоцентризма, моральных норм. Представители направления заявляли, что они против всяческих принципов.
Литературные дадаисты не хотели использовать слова и действия, которые использовались до них другими. Дадаисты, как и футуристы, всеми силами бунтовали против художественных принципов, а искусство считали занятием несерьезным. Дадаисты устраивали скандальные зрелища, вечера «гимнастической», «сатирической», «химической» поэзии, «танцы в мешках под бормотание молодых медведей».
Для литературного дадаизма свойственно использование методологии «потока сознания» — способа написания текста, при котором писатель фиксирует на носителе информации то, что первое придет к нему в голову, непрерывный поток течения мыслей, впечатлений и чувств писателя.
К работам, написанным таким методом, относится экспериментальный роман обладателя нобелевской премии по литературе, американского поэта и композитора Боба Дилана «Тарантул», написанный в 1965-1966 г.
Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum — будущее) — ответвление модернизма, авангардистское течение XX века, возникшее первоначально в Италии в 1909 году.
Автором первого манифеста футуристов был писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944 гг). Представители течения выступали против литературных традиций и призывали уничтожить музеи и библиотеки, освободить Италию от профессоров и археологов. Старой культуре, которая, по их словам, воспевала леность мысли и бездействие, футуристы противопоставили новую культуру.
Итальянские футуристы поддерживали идеологию фашизма. Они призывали к жестокости и насилию, заявляли, что без жестокости нет искусства, а без агрессивности невозможно создать шедевр. Футуристы выступали против темы психологизма в литературе, потому что считали ее исчерпанной.
Сюрреализм (от франц. surrealisme — надреализм) — авангардистское направление, зародившееся в 20-х гг. XX века во Франции.
Впервые термин «сюрреализм» использовал французский поэт Гийом Аполлинер. Свою пьесу «Грудь. Тирезия» (1918 г.) он называл «сюрреалистической драмой». Стилю сюрреализма предшествовала школа идеореализма, основанная французским поэтом Сен Полем Ру в 1893 году. Философской основной сюрреализма стали работы А. Бергсона, психоанализ Зигмунда Фрейда и аналитическая психология Юнга.
Поэтика сюрреализма произвело неизгладимое влияние на развитие западного театрального искусства. Французский драматург и критик Антонен Арто создал театр жестокости, суть которого — отказ от изображения действительности. А. Арто считал, что в театре человек должен путешествовать в мир бессознательного.
Такое путешествие должно убедить в бесперспективности человеческого существования, бесполезности человеческих усилий. У героев произведений А. Арто можно наблюдать варварство и тягу к преступлениям, каннибализм, эротические фантазии в скрытом внутреннем мире человека.
Абстракционизм (лат. abstractio — удаление) — авангардистское стилевое течение, зародившееся в изобразительном искусстве, которое затем распространилось на все виды искусства.
Характерными особенностями абстракционизма является крайний субъективизм, религиозный мистицизм. Абстракционизм опирался на философию А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К. Юнга и А. Бергсона.
Социалистический реализм (лат. socisalis — общественный, real is — действительный) — художественное направление советской литературы, сформировавшееся под влиянием натурализма и пролетарской литературы.
Социалистический реализм был ведущим в искусстве с 1934 по 1980 год. Советская критика связывала с ним высочайшие достижения искусства XX века. Термин «социалистический реализм» впервые был сформулирован на I съезде писателей СССР в 1934 году.
В уставе Союза советских писателей отмечалось, что социалистический реализм является основным методом советской литературы, который «требует от писателя правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».
Проблемы методологии социалистического реализма стали объектом острых дискуссий в 1985-1990 годах. Критика социалистического реализма опиралась на следующие аргументы: социалистический реализм ограничивает, обедняет творческие поиски художника, ограничивает творца.
Зарубежные Писатели-авангардисты, знаковые произведения и их краткий анализ
Джеймс Джойс (1882-1941) — ирландский писатель и поэт, самой знаменитой работой которого считается роман «Улисс».
Это произведение навсегда изменило представление о художественной литературе и ее роли в искусстве. Писатель трудился над романом в течение 7 лет. Многие литературоведы считают это произведение одним из немногих романов, написанных не для читателей, а для писателей.
Подобной оценке послужил тот факт, что роман благодаря своей форме (выбору темы, обстановки, персонажей, идей, количества действующих лиц, динамике развития событий, степени напряженности конфликта, последовательности периодов времени, художественным приемам и средствам) нарушает правило «единства формы и содержания» — неписаное правило в любой творческой деятельности.
Кроме того, роман является художественным справочником всевозможных литературных приемов и примеров их применения в повествовании, а также краткой историей развития художественной писательской мысли — с древнейших времен до начала XX века.
Франц Кафка (1883-1924) — чешский писатель, один из ярчайших феноменов в мировой литературе, чьи произведения отличаются безысходностью и обреченностью, своеобразным страхом.
В годы активной деятельности Ф. Кафки (первое десятилетие XX века) вся Европа были увлечена новым философским течением, позже оформившимся как экзистенциализм, которым и заинтересовался автор.
Большинство произведений Ф. Кафки можно интерпретировать как некие попытки осознать свое существование в этом мире и за его пределами.
Ф. Кафка с помощью двойного толкования своих произведений подводит читателя к необходимости изучения прочитанного текста. Развязки его романов лишь подсказывают объяснение концовок, но не объясняют их.
Произведения писателя очень символичны. Эти символы всегда превосходят изначально задуманное автором. В этом отношении верный способ понять его произведения — начинать их чтение без заранее принятой установки, не стараясь отыскать в нем тайные течения.
Марсель Пруст (1871–1922) — французский писатель. В статьях для газеты «Фигаро» автор часто анализировал особенности человеческой памяти, рассуждал о чувстве вины и смысле человеческого бытия. Эти темы стали впоследствии ключевыми в творчестве Пруста.
Писатель воспевал искусство, считая его единственным реальным смыслом жизни. Основной работой в творческом пути писателя стал цикл «В поисках утраченного времени», в который вошли следующие романы:
Основные представители авангардизма в России, знаковые произведения и их краткий анализ
Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) — русский писатель, основоположник русского экспрессионизма и один из ярких представителей литературного авангарда серебряного века русской литературы. За время работы, писатель выработал у себя узнаваемый индивидуальный стиль, сочетающий в себе единство различных литературных приемов и подходов к творческому процессу.
Одной из самых известных работ писателя является повесть «Красный смех». Это история с несколькими действующими лицами, в роли которых выступают солдаты и офицеры — участники выдуманной писателем войны, обезумевшие от ужасов абстрактной бойни.
В этой работе, написанной под впечатлением от событий неудачной для России русско-японской войны, писатель заведомо опускает подробности о ее месте и действии, тем самым предвкушая будущие конфликты XX века — жестокую борьбу машин и людей.
Благодаря повести «Красный Смех» писатель Леонид Андреев занял положение одного из самых недооцененных писателей в истории русской литературы. Его самая известная работа получила статус литературной интермиссии кровавой истории XX века.
Отдельного внимания заслуживает творчество поэта-футуриста Владимира Маяковского. Этот художник стал флагманом языка нового времени, чье имя — яркий пример творческой принципиальности и многогранности в использовании художественных средств.
Авангардная литература, происхождение, характеристики, авторы и работы
авангардная литература Это было название, данное сборнику литературных произведений, выпущенных в начале 20-го века, между 1906 и 1940 годами. Эти публикации проявили явные эстетические тенденции, вытесненные из обычных систем рифм и строфических структур..
На литературу по авангарду повлиял ряд художественных движений, известных как «авангард». Эти потоки выражения продолжали общие цели самоанализа и разрыва условных обозначений и заранее установленных порядков.
Обычно принято изучать историю, чтобы заметить, что во времена великих социальных потрясений возникают тенденции выражения, которые позволили человеку снять напряжение, показать свою неудовлетворенность. Авангардная литература, дочь лихорадок дрожащего мира, не уходит от этой человеческой реальности.
Истоки авангардной литературы
С этим разрушительным сценарием, человек вступает в ошеломление в 1900-х годах. Искусство становится средством спасения от коллективных реалий, и возникающие идеи защищены под этим французским термином «авангардизм». «Идите вперед, чтобы укрыть душу», звучит в каждом рожденном стихотворении, в каждой разрушающейся структуре.
Авангардная литература не была типичной для места, это был глобальный факт, глобализированное чувство. Осознание всего космоса вызвало у авторов творчески-реактивное безумие. Работы обозначают искоренение идей и культур, будучи представителем в целом, как нация мысли.
черты
Все ставится под сомнение
Литература, произведенная здесь, отвечает индивидууму и бессознательной необходимости ломать парадигмы, не для того, чтобы думать, как они навязывают предыдущие структуры, а как вы хотите.
Что нового было важно
Рвение к прошлому человеческому труду было таково, что то, что произошло до авангарда, считалось несущественным. Недавний был чем порадовал, делал ставку на то, что пропитало новизна и неожиданность.
Метафора как дверь творения
Метафора была идеальным ресурсом, чтобы говорить инновационные вещи. С его помощью стремились погрузить читателей в сюрреалистические миры, которые заставляли его сомневаться и во многих случаях подвергать сомнению само существование, каким мы его знаем..
Разбей разум и логику
Авангард уступает место нетрадиционным поэтическим ресурсам, таким как, например, использование незаконченных фраз..
По словам тех, кто реализовал эту стратегию, они использовали ее для читателя, чтобы думать и становиться частью лирики, предполагая возможные окончания, которые должны иметь стихи и другие литературные проявления..
Распространено было пропускать традиционные линейные формулы, отменяя даже использование знаков препинания в литературных событиях в различных произведениях, особенно в поэзии.
спонтанность
Он защищал немедленную проработку эмоций, без особой глубины в разговоре, без особой плотности мышления, но с шокирующей смелостью.
Эта особенность делает его включающим, разрывая с господствующим буржуазным влиянием, которое, конечно, сопротивлялось и решительно выступало против авангарда.
Лирика была для всех, а не для группы, и для того, кто мог творить, не имея чьего-либо корня, но чей-то собственный смысл, который действительно стоил.
Явное фрейдистское влияние
Психоаналитические теории Зигмунда Фрейда имели явное господство в авангардном творчестве. Его теории о подсознании заложили основы сюрреализма и исследования сказочного в литературном проявлении..
Дали, который был одним из главных европейских представителей живописного сюрреализма и побудил Лорку написать сюрреалистическую поэзию, внимательно следил за работой Фрейда и Бретона.
Основные авангарды
Авангардисты известны различными художественными проявлениями, которые составляли авангард с момента его возникновения, во время его развития и конца.
Ниже приведены наиболее важные авангарды с кратким описанием, их основными представителями и их работами:
экспрессионизм
Он получает возможность прикоснуться к письмам, и в них, в качестве основного представителя, он имеет австро-венгерского Франца Кафку, чьи работы явились вехой в истории литературы.
сюрреализм
Образы порвутся с известными структурами, и удивление захватывает читателя перед каждым литературным творением. Мы можем назвать испанца Федерико Гарсиа Лорки с его работами Поэт в Нью-Йорке, как один из его великих представителей.
Дадаизм
Дадаизм возникает в ЭЭ. UU. и в Швейцарии, одновременно, к 1916 году. В последующие годы она распространяется по всей Европе. Он отличается тем, что является авангардным движением, а не мятежным.
Это фокусируется на опровержении концепций, которые составляют и поддерживают художественные проявления до Первой мировой войны.
Лучший образец дадаистской литературы представлен в текстах немецкого поэта Хьюго Болла. Его работа выделяется К критике немецкой разведки.
кубизм
Стремится уступить радости и черному юмору в письме, уменьшая вес ностальгии и общих лирических причин.
Это течение имеет в качестве одного из основных представителей в письмах к итальянскому Гийому Аполлинеру. О нем подчеркивают его «каллиграфы», интересные поэтические проявления, где в части речи буквы образуют силуэты, намекающие на рассматриваемый предмет. Среди его работ основные моменты Убитый поэт.
футуризм
Литературный футуризм родился в Италии около 1909 года. Его основной движущей силой является египетский поэт Филипо Томмазо Маринетт. Одним из главных вдохновителей футуризма являются «машина» и «движение». Выйти из обычных способов, заново изобрести человека, к вещам, с буквами.
Футуристическая литература усиливает «нечеловеческую» песню, рассматривает войну и эпидемию как необходимые для очищения земли от человека.
В творчестве Филиппа Манифест футуризма, где он четко показывает основы своего нынешнего.
ultraism
Ультрализм родился от руки Рубена Дарио, чтобы противостоять романтизму, ультрамизм, кажется, прямо противоположен модернизму.
Этот авангард имеет испанское происхождение, родился в Испании около 1919 года. На его внешний вид оказывают непосредственное влияние три других авангарда: кубизм, дадаизм и футуризм.
Поэзия преувеличивает использование метафоры, полностью отбрасывает рифму и рассматривает повседневные темы, такие как кино и технологии..
Умберто Ривас Панедас выделяется среди своих представителей, и среди его важных работ мы находим: Братья, поэты и ультрамалисты: Хосе и Умберто Ривас Панедас.
креационизм
Этот авангардный поток устраняет описания и бежит от анекдотов. Писатель становится богом, сравнивает себя с Богом и рассматривает поэзию как абсолютный инструмент творчества.
Среди наиболее представительных произведений Висенте Уидобро, его Арктические стихи и Зеркало воды.
Общие выводы
Литературный авангард стал представлять человека необходимым катарсисом в моменты, которые были настолько ошеломляющими, что человечество жило в начале 20-го века. Это пришло, чтобы сократить расстояния, связать виды с нитями искусства, когда все больно.
Возможно, если бы их представители не были так сильно настроены против предыдущего и сосредоточились на собственном творчестве, их наследие было бы шире.
Футурбанзай!
ЯПОНСКАЯ АВАНГАРДНАЯ ПОЭЗИЯ
В литературоведении, в т.ч. отечественном, важное место занимает анализ различного рода течений (символизм, авангардизм, постмодернизм и др.) как в мировом масштабе, так и на примере отдельных стран. Целью данной статьи является исследование такого литературного течения, как авангардная поэзия на примере произведений японских поэтов 20-х гг.
Тема японской авангардной поэзии недостаточно разработана в отечественном японоведении. Так, специалист по японской литературе проф. А.А. Долин, отдельные главы книг которого (Долин А.А. Очерки современной поэзии (гэндайси). М., 1984. С. 143-155; Новая японская поэзия. М., 1990. С. 263-286) посвящены теме японской авангардной поэзии, выявил и рассмотрел основные, по его мнению, события данного периода, но недостаточно полно исследовал теоретические предпосылки творчества японских авангардистов, поверхностно проанализировал формальные стороны их поэзии. Для времени издания (1984 и 1990 гг.) его книг, где фигурировал японский авангард, характерно негативное отношение к любым формальным экспериментам в области литературы, что рассматривалось как проявление упадка культурно-духовной жизни буржуазного общества. Свидетельством этому может служить мнение известного советского литературоведа, академика М.Л. Гаспарова, считавшего авангард лишь «тупиковым развитием тенденций свободного стиха». (Дудаков-Кашуро К.В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала XX века (футуризм и дадаизм). Одесса, 2003. С. 6). Можно предположить, что такой подход явился причиной того, что исследования Долина в области японской авангардной поэзии страдают односторонностью.
В данной работе предлагается новый подход к исследованию темы: выявить основные черты литературной теории двух крупнейших авангардных течений начала XX в., перекочевавших из Европы в Японию, — футуризма и дадаизма. Под литературной теорией подразумеваются, прежде всего, манифесты японских авангардистов. Предлагается сравнительный анализ манифестов зачинателей авангарда в Западной Европе и манифестов японских поэтов, во многом опиравшихся на сочинения своих западных коллег.
Для раскрытия сущности японской авангардной поэзии предпринят анализ и интерпретация манифестов (программных высказываний об эстетических принципах литературного течения) наиболее значимых представителей японского футуризма и дадаизма — Хирато Рэнкити и Такахаси Синкити. Параллельно с этим проводится сравнительный анализ манифестов японских поэтов и основателей данных авангардных течений в Западной Европе, а именно Филиппо Томмазо Маринетти и Тристана Тцары.
Рассмотрим некоторые черты становления японского футуризма. Первым представил футуризм японской интеллигенции писатель-романтик Мори Огай, вернувшийся из путешествия по Европе. Благодаря ему «Первый манифест футуризма» («Manifeste du Futurisme» – франц., «Manifesto del Futurismo» – итал.) Филиппо Томмазо Маринетти, опубликованный 20 февраля 1909 г. на первой полосе французской газеты «Фигаро», всего несколько недель спустя был напечатан в Японии в эстетском журнале «Субару» («Плеяды»). Комментируя манифест, Огай отметил, что Маринетти «добавил философию Ницше к мелодике Виктора Гюго». После выхода перевода манифеста на японский язык и статьи Огая поэт-символист Такамура Котаро из «Общества Пана» («Пан-но кай»), заинтересовавшись этим новым явлением в литературной жизни Запада, написал Маринетти письмо с просьбой подробно разъяснить содержание футуристических лозунгов. В ответ Маринетти прислал целую серию манифестов, статей, эссе своих соратников по футуристической группе – Боччони, Северини, Кара, Руссоло, Балла, а также свои собственные. Все эти материалы были переведены на японский язык, что послужило отправной точкой для возникновения авангарда на японской почве. Хотя Такамура был в целом далек от футуристических экспериментов, отголоски футуристической эстетики слышатся в стихах сборника «Дорожная даль» («Дотэй»).
Большую роль в распространении идей западного авангарда, и в частности футуризма, сыграл французский поэт и переводчик Ноэль Нуэ, проживший долгие годы в Японии. На страницах журналов он рассказывал японским художникам и поэтам о своих встречах в кафе «Клозери де лила» с Маринетти и Полем Фором, Валентеном де Сен-Пуэном и Блезом Сандраром, с французскими футуристами Морисом Симаром и Полем Костелем. Эти имена были представлены в сборнике переводов современной французской поэзии «Цветы сирени» («Рира-но хана»), выпущенном в 1914 г., за которым последовали переводные антологии Хоригути Дайгаку и Нагаи Кафу.
В 1912 г. был переведен «Технический манифест футуристической литературы» («Manifesto tecnico della letteratura futurista»), в котором Маринетти дает точные указания, каким образом должен быть устроен текст, чтобы отвечать футуристической программе. Через год на японском языке вышли книга Леблана «Маринетти и футуризм» и статья Нагасэ Ёсио «Конкретное объяснение футуризма» («Футуристо-но гутайтэки кайсяку») (Долин А.А. Новая японская поэзия. М., 1990. С. 264, 265).
Наряду с переводными работами стали появляться исследования японских авторов. Поэт-символист и критик Ивано Хомэй поддержал авангард в статье «Философия и искусство демонизма» («Акумасюги-но сисо то гэйдзюцу»). Бывший лидер натуралистической школы поэт Сома Гёфу также поддержал футуристов в статье «Идейное течение индивидуализма» («Кодзинсюги ситё»). Создатель школы сенсуализма, Хагивара Сакутаро, писал в 1913 г. в статье «Футуристические стихи в Японии и их толкование» («Нихон ни окэру мирай ха-но си то сонно кайсэцу»): «Коль скоро в нынешнем литературном мире есть направление, определяемое как “символизм”, то речь, безусловно, идет об “экстремальном символизме” внутри символизма. Соответственно, это искусство экстремального символизма и есть, вне всякого сомнения, искусство футуризма. Я полагаю, что движение футуризма, начатое Кандинским и Маринетти, в своих требованиях к искусству, несомненно, предполагает многообразные формы новой жизни и новой морали. Однако, по существу, духовная основа изобразительных средств футуризма есть не что иное, как углубление духа постимпрессионизма» (Долин А.А. Новая японская поэзия. М., 1990. С. 265-266).
Идеи футуризма в живописи воплотили Камбара Тай и Того Сэйдзи, выступившие организаторами первых в Японии футуристических выставок. Увлеченность Камбара Тай теорией футуризма была настолько велика, что он после окончания университета самостоятельно выучил французский, итальянский, чтобы читать в подлинниках творения своих кумиров. В 1917 г. он опубликовал свое первое футуристическое стихотворение «Улица в полдень» («Синтю-но гайдо»), которое в 1923 г. вышло на итальянском языке в Риме в футуристическом журнале «Мы» («Noi»). Участники образовавшегося в 1920 г. «Общества футуристического искусства» («Мирайха бидзюцу кёкай») во главе с Фумон Сатору также начали печатать стихи, воспроизводящие урбанистические мотивы Маринетти, Северини и Руссоло.
Важную роль в активизации японского футуризма сыграл Давид Бурлюк, в прошлом один из ведущих поэтов «Гилеи», эмигрировавший из России после революции 1917 г. Бурлюк давно поддерживал переписку с японскими художниками из «Общества футуристического искусства«». В конце 1919 г. он вместе с В. Пальмовым и другими прибыл в Японию, где прожил более двух лет, прежде чем переехать в США. Широкий резонанс вызвала устроенная Бурлюком «Выставка русского футуризма», на которой было показано около пятисот картин. Эта выставка породила ряд подражаний, и по всей стране стали открываться передвижные выставки японских авангардистов. В 1921 г. состоялись такие выставки в Нагоя и Осака, причем в Нагоя Бурлюк вместе с Киносита Сигэру председательствовал на первом и единственном заседании «Общества публичных чтений футуристических манифестов» («Мирайха сэнгэн коэн кай»). В том же альянсе с Киносита он опубликовал в 1923 г. в Токио брошюру на немецком языке под названием «Was ist der Futurismus? Antwort» («Что такое футуризм? – Ответ»). Будучи опытным в публичных выступлениях, еще в период триумфального турне футуристов по России в 1912-1914 гг., Бурлюк снискал огромную популярность в кругах японской интеллигенции.
Под впечатлением от знакомства с Бурлюком и его творчеством Камбара Тай в 1921 г. устроил свою персональную выставку и предпослал ей знаменитый манифест из 12 пунктов, первое программное заявление школы японского футуризма, ставшее вехой на пути современной поэзии. «Первый манифест Камбара Тай» («Дай иккай Камбара сэнгэн сё») открывался такими словами: «Художники, уйдите, искусствоведы, уйдите! Искусство абсолютно свободно. Нет ни стихов, ни картин, ни музыки – есть только само творчество. Искусство абсолютно свободно. Свобода его форм также абсолютна; психика, логика, эмоции, звуки, запахи, цвета, свет, похоть, движение, давление и, как последнее выражение всего, сама реальная жизнь – все это не может не быть содержанием искусства; любой материал, любая форма не будут бесполезны на пути творчества». Таким образом, Камбара повторяет и многие положения манифестов итальянцев, особенно «Манифеста футуристической живописи» (датирован апрелем 1910 г.), в котором Боччони, Северини, Руссоло, Кара и Балла требовали «вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». Камбара также перевел на японский язык драму Маринетти «Электрические куклы» и другие его произведения. В 1922 г., когда футуризм уже вполне обосновался в Японии, Камбара выступил на страницах журнала «Мысль» («Сисо») с серией статей под общим названием «Победа футуризма» («Мирайха-но сёри»). В октябре того же года был основан небольшой футуристический журнал «Эпоха» («Эппоку»), редактором которого выступил Эдогава Рампо, в будущем известный писатель детективного жанра. В «Оде Эйнштейну» Эдогава называл известного физика «опорой футуризма, великим поэтом урагана», «властителем душ сотен тысяч людей, зовущим пусть слабее, чем Шекспир, но сильнее, чем Достоевский».
Движение футуризма захватило японскую литературу в декабре 1921 г. Именно тогда поэт Хирато Рэнкити (1893-1922) стал распространять в парке Хибия, Токио, листовку под названием «Нихон мирайха сэнгэн ундо» («Движение японских футуристических манифестов») с подзаголовком на французском языке «Mouvement futuriste japonais». Хирато вступил в «Общество футуристического искусства» («Мирайха бидзюцу кёкай») в октябре того же года и выставлял свой манифест в рамках выставок, проводившихся этим обществом.
Манифест Хирато во многом опирался на итальянские футуристические манифесты Маринетти, первый из которых был переведён Мори Огай еще в мае 1909 года. Тогда Мори Огай в кратком очерке «Макудори цусин», опубликованном в вестнике «Субару», перевел 11 положений «Первого манифеста футуризма» Маринетти.
Манифест Хирато состоит из явных и скрытых цитат из двух основных манифестов Маринетти, а именно из «Первого манифеста футуризма» 1909 г. и «Технического манифеста футуристической литературы» 1912 г.
Прежде всего, стоит отметить само предисловие к японскому манифесту: «Marinetti – Apres la regne animale voici la regne mechanique qui commence» (Маринетти: «После царства животного – вот оно, начинается царство механическое») (Долин А.А. Новая японская поэзия. М., 1990. С. 268-269). Это цитата не из манифестов 1909 и 1912 гг. вождя итальянского футуризма, возможно, она взята из позднейших источников. Однако в заключительной части «Технического манифеста» Маринетти высказывает почти аналогичную мысль: «Кончилось господство человека. Наступает век техники!»(Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века / Составитель, предисловие, общая редакция П.Г. Андреева. М., 1986. С. 168). Из вышеупомянутых высказываний следует, что Маринетти приравнивает человека к животному при несомненном господстве машинной цивилизации. Человек исключается из модели развития: животное – человек – машина – и, таким образом, машина заменяет без всяких переходных стадий животное. Именно такое высказывание избирает Хирато Рэнкити в качестве предисловия к своему манифесту. Японский поэт оперирует уже известным ему литературным материалом оригинального, итальянского, футуризма и сочетает ранние высказывания Маринетти, проникнутые неоромантическим пафосом, с выводами, к которым пришел Маринетти уже на поздней, экспериментальной, стадии развития футуризма в Италии. Эта компилятивность материала будет видна при дальнейшем анализе японского манифеста.
Следующая цитата из Маринетти в японском манифесте: «Время и пространство уже мертвы, мы живем в абсолютном движении». Данная цитата взята из 8-го пункта «Первого манифеста футуризма». Полностью он выглядит так: «Мы стоим на обрыве столетий. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир Невозможного! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живем уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость ». Следующая цитата: «Пляшущие хамелеоны истины» – образное выражение Маринетти, созданное согласно провозглашенному им же принципу уровней ассоциаций различной ширины охвата. Так Маринетти расширяет семантическое поле текста. Этот прием повторяет японский авангардист.
Манифест японца пронизан также скрытыми цитатами из итальянского классика. К примеру, его «непосредственное чувство, ощущение, которое призвано заменить знания» прямиком восходит к провозглашенному итальянцем интуитивизму, как единственно возможному способу познания неживой материи. Маринетти пишет в «Техническом манифесте»: «Когда будет покончено с логикой, возникнет интуитивная психология материи».
Призыв Хирато: «Нам больше не нужны многочисленные кладбища. Библиотеки, музеи академии не стоят рева мотора скользящего по шоссе автомобиля. Принюхайтесь к затхлому духу библиотечных хранилищ, которым пора на свалку, – насколько же лучше свежий запах бензина!» – всего лишь переиначенные на свой лад слова Маринетти из «Первого манифеста футуризма»: «Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама – он превращает страну в одно огромное кладбище. Музеи и кладбища! Их не отличить друг от друга – мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов» (Называть вещи своими именами… С. 160, 161, 166).
Японский манифестант второй раз (после предисловия) указывает фамилию Маринетти в следующем высказывании: «Мы, возлюбившие быстроту мчащихся мгновений, все те, кто вслед за Маринетти поддался чарам мелькающих кадров кинематографа…» (Долин А.А. Новая японская поэзия. М., 1990. С. 269, 270) Здесь японский поэт ссылается на мнение Маринетти относительно киноискусства из «Технического манифеста футуристической литературы», которое звучит следующим образом: «Благодаря кино мы наблюдаем забавные превращения. Без вмешательства человека все процессы происходят в обратном порядке: из воды выныривают ноги пловца, и гибким и сильным рывком он оказывается на вышке. В кино человек может пробежать хоть 200 км в час. Все эти формы движения не поддаются законам разума, они иного происхождения». В очередной раз Хирато предстает в тексте автором, занимающимся ретроспекцией (чуть ли не имитатором), а не автором-созидателем, каким должен быть настоящий футурист. Он даже говорит в заключении манифеста: «…абсолютный авторитет, абсолютные ценности» – что вступает в противоречие с исходной мотивировкой творчества как итальянских, так и русских футуристов, не признававших никаких авторитетов. В «Пощечине общественному вкусу» Давид Бурлюк и его соратники выбросили «Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности» (Литературные манифесты: от символизма до «Октября». М., 2001. С. 129), а Маринетти еще в «Первом манифесте футуризма» пошел еще дальше: «Нам стукнет сорок, и тогда молодые и сильные пусть выбросят нас на свалку как ненужную рухлядь. ». Молодому японскому поэту ничего не остается, кроме как воссоздать атмосферу футуризма десятилетней давности: он копирует положения манифестов Маринетти, ссылается на него и, наконец, относится к нему, как к своему учителю. Даже Такахаси Синкити, поэт-дадаист и друг Хирато Рэнкити, называл его манифест довольно анахроничным.
Объяснить полный дадаистского нигилизма манифест Такахаси поможет его же собственная интерпретация идей Тристана Тцары: «Манифест Тцары не следует рассматривать просто как пессимизм или нигилизм, что лежит в его основе – так это позитивная философия, благодаря которой человек захочет подняться на ноги над духовным опустошением… У Дада – сила влияния, которая может управлять целой жизнью молодежи на Дальнем Востоке» (Ko Won. Buddhist Elements in Dada: a Comparison of Tristan Tzara, Takahashi Shinkichi, and Their Fellow Poets. NY, USA, 1977. S. 38). Таким образом, дада для Такахаси Синкити – не уход от жизни в область экспериментирования с формой, но самое непосредственное влияние на реальную жизнь, попытка «поднять на ноги» людей. Отсюда и сосуществование в его мировоззрении, отраженном в дада-манифесте, таких несходных между собой концепций, как нигилизм, буддизм, марксизм, анархизм и дадаизм.
В заключение следует отметить, что появление авангардной поэзии в 1920-е гг. в Японии вызвано началом нового периода в жизни японского общества, и новая поэзия должна была отвечать требованиям новой эпохи; оба авангардных движения, футуризм и дадаизм, проникли в Японию и стали развиваться практически синхронно, хотя на Западе дадаизм возник значительно позже, чем футуризм, и во многом был реакцией на него; так как данные авангардные течения возникли на Западе раньше, чем в Японии, японские литераторы, следя за новейшими течениями в литературе (напр., за неодадаизмом), занимались реорганизацией (можно даже сказать – ретроспекцией) данных авангардных течений; несмотря на то, что изначально японский авангард копировал западный, находясь под влиянием итальянского футуризма и немецко-швейцарского дадаизма, вскоре он обрел самостоятельность; японская авангардная поэзия характеризуется обновлением стилевых рамок футуризма и дадаизма («японский футуризм» как соединение собственно футуризма и экспрессионизма, «дада-дзэн» как соединение собственно дадаизма и дзэн-буддизма); основными представителями авангардной поэзии 20-х гг. XX века были Хирато Рэнкити и Такахаси Синкити. В данной работе подходы и принципы исследования в достаточной мере оправдали себя: литературная теория японского авангарда исследована достаточно полно и всесторонне.
Как указывает Дудаков-Кашуро в своей книге по авангарду, его работа могла бы стать частью более обширного компаративистского исследования, включающего описание типологически сходных процессов в России, Испании, Великобритании, США и других странах (Дудаков-Кашуро К.В. Экспериментальная поэзия в западноевропейских авангардных течениях начала XX века (футуризм и дадаизм). Одесса, 2003. С. 9). Данная работа является как раз частью этого компаративистского исследования.
Для дальнейшей разработки данной темы прежде всего необходимо больше информации литературного и культурологического характера об этом периоде, нужны также работы по отдельным персоналиям авангардного движения, начавшие свою деятельность в этот период, и др. работы, которые бы не повторяли предыдущие исследования. Кроме того возможна разработка более точной и рациональной методологии исследования.
В некоторой степени, возможность дальнейшего развития темы уже заложена в данном исследовании. Тем более, что эта область остается до сих пор открытой для научной деятельности. Возможно, что именно комплексное изучение экспериментов в поэзии авангарда приведет не только к новым открытиям в области истории литературы и литературоведения, но и к более совершенному осмыслению культурных процессов, проходивших в начале XX в. и давших питательную среду для развития искусства и культуры в нынешнем веке.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+